В этом смысле одинаково вредны как старообрядские (консервативные), так и протестанские (модернистские) мотивы. Прогнозы и результаты Очень коротко стоит сказать о том, что считать успехом в работе – о результатах и прогнозах. Личность ребенка, как и взрослого, является тайной. У всех есть периоды спадов и подъемов. Это точно так и для духовной сферы. Мы видим, что детский возраст до полового созревания, как правило, имеет большие потенции для вхождения в духовные сферы. Подростковый и юношеский возраст характеризуется спадом, а после 20–25 лет вновь намечается рост интереса к духовной стороне жизни. Вполне возможно, что те из детей, которые были воспитаны в христианских семьях, в воскресных школах, могут в дальнейшем вообще отпасть от Церкви и от Бога. Но даже если перед смертью этот человек принесет искреннее покаяние, исповедуется и причастится святых Христовых Таин – даже это можно будет считать великой удачей в работе воскресной школы. А эмпирически очевидная удачная работа воскресной школы или гимназии – эта та, где постоянно, из года в год поддерживается дух соборности, дух особого единения и любви. Свобода духовника состоит в том, что он должен лишь сеять, сеять умело, а почву – плодородную или каменистую выбирать не нам. Это соответствует словам апостола Павла, которыми мы и завершим скромный труд: Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, все Бог возвращающий. Насаждающий и поливающий суть одно: но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение ( 1Кор.3:6–9 ). Воспитание мальчика-христианина (Полевое исследование) Воспитание мальчиков в любой стране являет собой краеугольный камень педагогики. Какие воспитываются нынче у нас мальчики – от этого будет зависеть вся судьба державы нашей. Мальчик как будущий воин Наивно полагать что все же наступят такие времена, когда люди перестанут воевать. Это наивная и к тому же вредная утопия. Поэтому воинское воспитание мальчика, формирующее мужество прежде всего– фундамент характера мальчика. Американский проповедник К. С. Льюис пишет: «Целомудрие, честность и милосердие без мужества – добродетели с оговорками. Пилат был милосерден до тех пор, пока это не стало рискованным». Формы обучения, где есть элементы воинского воспитания, могут быть различны, – начиная от спортивных секций и кончая летними трудовыми лагерями и пр. Дисциплинированность, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности (холод, усталость, неудобства и т.п.). Характерным свойством русского воинства всегда был его оборонительный, неагрессивный характер. Это пошло со времен равноапостольного князя Владимира, который завещал никогда не нападать первыми.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Воля Божия» нужна лишь для того, чтобы ссылаться на нее для осуществления вполне человеческой воли — воли нации и государства, или, конкретно, тех представителей политической элиты, которые говорят (и принимают решения) от ее имени. Не раз и не два, беседуя в интернете, мне приходилось сталкиваться с убеждением, что Церковь существует для решения национальных, политических задач, для того, чтобы обеспечивать обрядовое сопровождение национальным мероприятиям, придавать сверхъестественный авторитет решениям национальных вождей, и ободрять борцов за национальное дело уверениями, что в случае гибели их ждет загробная награда. Причем никаких опасений, что Бог осудит такое употребление Его имени всуе, не возникает — потому что, хотя прямым текстом бытие Божие и не отрицается, предполагается, что Его просто нет. Людям в голову не приходит, что они делают что-то нечестивое, что-то, что может навлечь на них осуждение. Астрологи ободряют людей благоприятными прогнозами, колдуны помогают снять тревожность уверениями в силе их магических оберегов, пусть и священники уверяют в помощи Божией. В этом контексте святые могут быть интересны только в качестве национальных героев — и богослужебное почитание чужого национального героя есть нонсенс. А святой Александр Невский для ПЦУ является намного хуже, чем чужим — он был великим князем как в Новгороде, так и в Киеве. Даже самое поверхностное знакомство с его биографией указывает на то, что средневековая Русь была единым цивилизационным, культурным и религиозным пространством, охватывающим и Киев, и Новгород, и Владимир. Есть, конечно, и совершенно другой взгляд на Церковь и ее место в мире. Это взгляд изнутри Церкви, который определяется ее Символом Веры. Церковь провозглашает единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. Непостижимое величие Творца мироздания сразу задает масштаб, в котором притязания тех или иных человеческих вождей оказываются «менее ничтожества и пустоты». Как пророчествует Исайя о дне Суда, «Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, - и оно будет унижено, - И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день» (Исаия 2:12, 17)

http://radonezh.ru/2024/02/07/dva-obraza...

Если эгоцентрика убедить в том, что Большому Миру интересно не какой ценой приобретается результат, а именно то, что является результатом его деятельности, в этом случае происходит децентрация внимания тревожного человека с процесса прогноза негативного результата на сам процесс деятельности. Если деятельность, сам процесс ее, увлекает человека, то уходит болезненная фиксация на его результате. Эгоцентризм – естественная стадия развития ребенка, но для взрослого естественно его преодоление. Децентрация возможна в результате переосмысления ценностей, придания иного смысла привычным явлениям. Смыслы находятся в духовном измерении. Если обратиться к представлениям о духовности человека в христианстве, то нельзя не вспомнить слова Иисуса Христа, обращенные к человеку: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ль лучше их?» [От Мф.6:25-26 ]. В этих словах Творца человека отражена необходимость для нормального и благополучного существования человека наличия у него доверия к миру и к Творцу – веры в то, что мир хорош, что мир создан для человека Творцом, человеку в нем хорошо, когда Отец Небесный заботится о нем. Именно этого мироощущения и не достает тревожному человеку – возможно, с первых недель жизни в нем появилась тревога и недоверие к Миру. Автор теории стресса Г. Селье в конце жизни написал книгу, где говорил, чтобы не страдать от стресса, надо изменить экзистенциальные установки, то есть переосмыслить ценности жизни. Человек страдает от тоски бесцельного существования также, как от неизбежного утомления и стресса. Таким образом, наиболее эффективными средствами коррекции стрессового состояния являются преодоление эгоцентризма, переосмыслений ситуаций и жизненных ценностей. Представляется, что понимание педагогом природой стресса и тревожных состояний, размышления о ценностях и смысле жизни помогут ему научить справляться и со своими стрессами и тревожностью. Тревожность взрослого педагога, провоцирующая гиперответственность, с одной стороны, может приводить его к перенапряжению и нервным срывам, а с другой – не лучшим образом отражаться на детях. Понимание механизмов развития тревожности в раннем детстве будет способствовать, как можно надеяться, ее профилактике в семейном и дошкольном воспитании.

http://azbyka.ru/preodolenie-pechali-i-t...

Если эгоцентрика убедить в том, что Большому Миру интересно не какой ценой приобретается результат, а именно то, что является результатом его деятельности, в этом случае происходит децентрация внимания тревожного человека с процесса прогноза негативного результата на сам процесс деятельности. Если деятельность, сам процесс ее увлекает человека, то уходит болезненная фиксация на его результате. Эгоцентризм – естественная стадия развития ребенка, но для взрослого естественно, необходимо его преодоление. Децентрация возможна в результате переосмысления ценностей, придания иного смысла привычным явлениям. В мироощущении тревожного человека недостает доверия Богу, людям, себе; возможно, с первых недель жизни в нем появилась тревога и недоверие к миру, – это то, что можно назвать экзистенциальными корнями тревоги. Автор теории стресса Г. Селье в конце жизни написал книгу, где говорил: чтобы не страдать от стресса, надо изменить экзистенциальные установки, то есть переосмыслить ценности жизни. Человек страдает от тоски бесцельного существования так же, как от неизбежного утомления и стресса. Поиски смысла жизни часто понимают как духовность человека. Смыслы находятся в духовном измерении. Духовная помощь верующему человеку может состоять в том, чтобы напомнить ему слова Иисуса Христа, обращенные к человеку: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: оне ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ль лучше их? ( Мф. 6, 25–26 ) В этих словах Спасителя отражена необходимость для нормального и благополучного существования человека доверия к миру и к Творцу – веры в то, что мир хорош, что мир создан для человека Творцом, что человеку в нем хорошо, что Отец Небесный заботится о нем. В процессе экзистенциальной психотерапии, завершая работу с клиентом, психотерапевт может рекомендовать ему продолжение работы на духовном плане: знакомство с евангельскими высказываниями и их осмысление:

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Он открыл глаза и попытался перекреститься перед тем, как поцеловать икону. Супруга подняла его правую руку, чтобы помочь ему. Молясь, она не отходила от его постели до полуночи. Потом ушла. На рассвете родные услышали его голос. Войдя, они увидели, что он сидит на постели. Все были поражены. Старик сказал им: " Я больше не чувствую боли, я совсем хорошо себя чувствую " . Когда к нему пришел священник, он попросил: " Отче, расскажи всему народу, что сделал мне Господь! " . " Так я и сделал,— сказал священник.— В следующее воскресенье в церкви я говорил о молитве и о силе Божией, приводя в доказательство этот пример; он произвел глубокое впечатление, народ рассказывал и пересказывал его всюду. А из того, что я раньше проповедовал годами, не помнили ни слова. И с тех пор я в каждой проповеди привожу какой-нибудь пример действия силы Божией, будь он из жизни святых или из нашего личного опыта. Мир полон таких примеров. Даже газеты этой страны пишут о некоторых удивительных и чудесных событиях " .Это правда. Вот одно из них. Недавно Флориде угрожал страшный ураган. Испуганный народ вышел на улицы с церковными песнопениями и молитвами. И вопреки прогнозам синоптиков ураган изменил свое направление: катастрофы не произошло. Евангелие и психотерапия Когда Господь Иисус Христос посылал двенадцать Своих Апостолов на служение, Он заповедал им совершать пять действий: ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте (Мф. 10, 7–8).Упоминая о той же заповеди, апостол Марк говорит: начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами (Мк. 6, 7). Святой евангелист Лука еще более ярко выразил это: дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных (Лк. 9, 1–2). А Семидесяти Господь говорит: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Ee.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

Разделы портала «Азбука веры» Задайте вопрос о православном христианстве Сегодня говорил с мамой, она смотрит Битву Экстрасенсов. Говорит, там есть участница, которая утверждает, что у каждого из нас есть Ангел-хранитель, и что её Ангел просто её ведёт. Она читает минутную молитву и находит человека в машине менее чем за минуту. Я в сомнениях, действительно ли её дар от Бога, хочется верить, что да, но в разных источниках говорится, что лучше не доверять им. Вопрос более общий: как понять, что у человека дар от Бога, а не от бесов? Ясно, что всяким “потомственным гадалкам” лучше не доверять. Но если человек говорит о Боге и Ангелах и при этом обладает способностями экстрасенсов, то считать ли, что его дар от Бога? Вопрос закрыт для новых ответов. 6 Ответов Экстрасенсы претендуют на какие-то особые способности: якобы они умеют читать чужие мысли, лечить без медикаментов, знать будущее или прошлое и прочее. Но очевидно же, что для человека это невозможно. Значит, они это делают (если не обманывают, что тоже часто встречается) не своей силой, а кто-то им помогает. Причем помогает им вовсе не Бог, ведь экстрасенсы не заботятся о том, чтобы исполнять все заповеди Божии, ходить в храм, исповедоваться и причащаться, быть смиренными и кроткими, любить своих врагов и прочее. Значит, им помогают бесы, готовые за такую цену получить достойную плату — бессмертную душу этого несчастного экстрасенса, который вошел с ними в общение и подчинился им. По этой причине экстрасенсы в своих прогнозах нередко и ошибаются, ведь бесы не знают будущего, но лишь более или менее успешно угадывают его. Уже в Ветхом Завете Господь дал такую заповедь о духовных предках нынешних экстрасенсов: Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего. ( Втор.18:9–12 )

http://azbyka.ru/vopros/kak-ponjat-ot-bo...

Сказано: «если он жаждет (враг твой. – О.С.), напой его водою» ( Притч. 25, 21 ); и еще: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мф. 10, 42 ). Чувство жажды, и особенно духовной, по-настоящему мы сможем удовлетворить только в Царствии Небесном. Сказано: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» ( Откр. 22, 1 ); и еще: «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4, 14 ). По прогнозам политологов, войны XXI века будут вестись за водные ресурсы и северные регионы планеты – и это обусловлено всемирным потеплением. Особый интерес у мировой финансовой элиты вызывает озеро Байкал, которое и пытаются отторгнуть от РФ, включая «проект Байкал» во всевозможные международные и зарубежные проекты. Десятки, если не сотни, организаций обосновались на берегах этого северного чуда. Проблемы с чистой питьевой водой по-прежнему волнуют многих и многих людей. «Был странником, и не приняли Меня» ( Мф. 25, 43 ). Люди, нуждающиеся в жилье, – еще одна серьезная проблема современности. Сказано: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что [другим] не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои [сказал] Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей» ( Ис. 5, 8–9 ). Искусственное завышение стоимости жилья, вытеснение малоимущих людей за пределы мегаполисов; «черные риэлторы», действующие по наводке милиции и социальных служб, вывозящие пожилых и одиноких людей прямо живьем на кладбища или в крематории, – все это реальность наших дней. Сказано у пророка Амоса: «Ибо вот, Господь даст повеление и поразит большие дома расселинами, а малые дома – трещинами» ( Ам. 6, 11 ). – То есть, нечестивый бизнес на жилье будет обречен на уничтожение в День Господа. Бездомными в современной России являются: дети-беспризорники, бомжи, дети, занимающиеся проституцией (ради куска хлеба), и пожилые люди, изгнанные детьми или внуками умирать на улицу. По разным оценкам, от трех до пяти миллионов взрослых россиян и от двух до пяти миллионов бездомных, беспризорных детей не имеют постоянного жилья в РФ.

http://radonezh.ru/analytics/o-chem-nas-...

  — Вот исследователи живут на станции в Арктике, куда не так-то просто добраться, наблюдают за Карским морем и выясняют, что его береговые утесы стали разрушаться с удвоенной скоростью. А что с этого нам, россиянам?  — Те люди, которые живут на труднодоступных станциях, как раз поставляют информацию для глобальных моделей прогноза, которые используются для прогноза погоды на всей территории России. Знания, полученные на тех широковысотных станциях, критически важны для прогноза на высоких широтах. А что там происходит? Во-первых, авиасообщение, во-вторых, там плавают корабли, подводные лодки. Корабль идет, а ему приходит прогноз — завтра ветром на путь выгонит ледяное поле. Это же критически важно знать.  Количество станций непосредственно связано с точностью прогноза. После развала Советского Союза много станций на севере закрыли, и тут же существенно ухудшился прогноз. Сейчас оборудование гораздо более совершенно, можно поставить автоматические станции. Но, как показывает опыт, всякие факторы — снегом залепило, медведь поломал, еще что-то случилось — требуют присутствия человека.  — И все-таки что там с Карским морем? — Все то же потепление. Происходит эрозия берегов вследствие того, что тает вечная мерзлота. Берега северных морей — это лед с мороженым грунтом, температура повышается, лед тает, грунт становится мягким, все это сползает. Там действительно береговая линия на метр в год может меняться. Это важно понимать по многим причинам. Если по два-три метра в год она будет меняться, то за 50 лет могут растаять какие-то могильники или залежи метангидратов, пойдут выбросы. Изменения линии берегов нужно отслеживать для навигации, так как меняется глубина моря. Изучать это на местах важно, чтобы понять причины, механизмы, построить модель, оценить изменения через 100 лет и быть к ним готовыми. Фото: Сергей Щедрин Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/palmy-v-moskve-ne-vyra...

Минэкономразвития ухудшило прогноз по убыли населения России Население России к 2024 году сократится на 1,8 млн человек. С таким прогнозом выступило Министерство экономического развития.В предыдущем прогнозе в сентябре 2020 года Минэкономразвития прогнозировало, что численность населения в среднем за 2020 год составит 146,7 млн человек (по факту составила 146,5 млн).Теперь Минэкономразвития прогнозирует резкое сокращение численности населения России: до 145,9 млн в 2021 году (на 0,6 млн меньше, чем в прежнем прогнозе), 145 млн в 2023 году (-1,3 млн к предыдущему прогнозу) и до 144,7 млн в среднем за 2024 год (прежний прогноз заканчивался на 2023-м).В итоге, согласно новому прогнозу, население России сократится на 1,7 млн человек (-1,2%) к 2024 году по сравнению с 2020 годом.ткуда эти данныеПоказатели по численности населения, указанные в сценарных условиях прогноза — это данные демографического прогноза Росстата, уточнили РБК в пресс-службе Минэкономразвития. В показателе общей динамики населения учитываются три фактора: рождаемость, смертность, миграция. Прогноз сформирован на основе предварительных фактических данных по указанным показателям за 2020 год с учетом позиций Минздрава и Минтруда, отметили в министерстве.«В конце 2020 года Росстат подготовил предварительный анализ демографического прогноза на 2021−2025 годы, учитывающий последствия первой и, частично, второй волн COVID-19. Эти цифры и вошли в обновленную версию прогноза Министерства экономического развития», — сообщил РБК представитель Росстата (этот предварительный прогноз не опубликован. — РБК). По его словам, сейчас Росстат ведет работу по дальнейшему уточнению численности с учетом последствий пандемии.Итоговые данные о численности населения страны в 2021 году будут публично представлены после проведения Всероссийской переписи населения, которая намечена на сентябрь 2021 года. Соответственно, скорректированный демографический прогноз следует ждать в конце 2021 — начале 2022 года, после того как будут подведены итоги переписи, указали в Росстате.В начале этого года Росстат опубликовал предварительную оценку по численности постоянного населения России. По данным ведомства, по состоянию на 1 января она составила 146,24 млн человек, что на 510 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2020 года (146,75 млн человек). Этот показатель сокращения населения стал рекордным за 15 лет, что произошло на фоне пандемии коронавируса COVID-19. В марте Росстат уточнил, что население России в 2020 году сократилось на 578 тыс. человек и составило 146,17 млн на 1 января 2021 года.Одновременно с ростом смертности в России сократилась и рождаемость: в 2020 году число родившихся снизилось на 3,3%, или 48,7 тыс. человек. За прошлый год в стране родились 1,436 млн человек, тогда как в 2019 году — 1,485 млн человек.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/22/o_...

Ну хорошо, в ковидные годы «плохие цифры» могли объяснять сверхсмертностью от этого «плохого» коронавируса. Однако и в этом году будет зафиксирована колоссальная убыль населения — не миллион, но, грубо говоря, не менее минус 700 тысяч человек. Как же так? Если следовать букве «майского указа», мы уже с этого года должны были выйти в плюс, даже если бы было всего лишь, скажем, плюс пять человек естественного роста численности населения. А у нас провал почти в миллион естественной убыли (противоестественной, по-человечески, разумеется, убыли). Но провал-то и устойчивая убыль как раз и неудивительны. Ведь, по прогнозам Росстата, опубликованным еще в 2013 году, у нас в 2022-м и намечалась по низкому варианту прогноза (а он и есть наиболее вероятный, по Росстату) убыль как раз в минус 662,9 тысячи человек. Без всяких, заметьте, ковидов. Но даже если взять высокий вариант прогноза (он абсолютно невероятный), то, опять же, никакого такого «устойчивого роста»! Опять же минус, и глубочайший — минус в 192,8 тысячи человек, то есть минус, равный по численности населения почти целому Пскову. Причем, как хорошо видно, даже по фантастическому высокому варианту прогноза, страшные цифры естественной убыли населения никуда не деваются и после 2023 года. Когда я спросил одного из авторов этого удивительного первого пункта «майского указа»: «Что вы там понаписали?», — он весело мне ответил: «Ну просили сделать пооптимистичнее». А в правительстве никто и не заметил «фугас» в цифрах. Причем еще как-то можно понять, если бы по реалистичному прогнозу убыль населения должна была вырасти, скажем, в 5 раз, а на бумаге написали бы всего в 2 раза. Но тут вообще «сладкое» написали вместо «горького»! И ведь тут не надо было ничего исследовать, глубоко анализировать, а просто знать или запросить прогноз Росстата, который предоставлял (да и сейчас предоставляет) нормальные, взвешенные цифры. Но никто среди чиновников элементарно даже не знал самых базовых цифр официального прогноза Росстата — органа самого правительства, которое и готовило проект указа.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/18/nas_ch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010