«Такой храм – и ни одного крупного пожертвования, ни одного бюджетного рубля!» Председатель правления фонда Архангела Михаила Павел Гончаров о проектах и жертвователях фонда Алина Сергейчук В Москве, на подворье Оптиной пустыни, при храме Апостолов Петра и Павла в Ясеневе, работает православный благотворительный фонд Архангела Михаила. Небольшое здание на задворках церковной территории. Около десяти сотрудников в офисе. И... перечень из примерно полусотни храмов, которым была оказана помощь. Первым проектом, вокруг которого собрался костяк коллектива, было возведение храма Покрова в Ясеневе . Того самого, с великолепными византийскими мозаиками и репликами главных святых мест христианства: символическим Гробом Господним, Вифлеемской звездой и другими. – Не верится, что такой храм можно было построить и украсить на народные средства, – рассказывает председатель правления фонда Павел Гончаров. – Но там реально нет ни одного крупного пожертвования, ни одного бюджетного рубля! И нет ни одного человека, который мог бы сказать: «Этот храм построил я!» Вот это важная история, которая говорит о том, что люди могут сделать очень многое – важно лишь помочь им соединить свои усилия для доброго дела. Павел Гончаров и архимандрит Мелхиседек (Артюхин) – Павел Игоревич, как родилась идея создания фонда? – Она именно родилась – постепенно, после длительного вынашивания. Началось всё в 2006-м году, когда отец Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма Петра и Павла, поручил мне, тогда еще руководителю молодежной организации при этом храме, заняться привлечением средств. Они были нужны на строительство храма Покрова в Ясеневе, которое замышлялось еще с 2000 года. В храме Петра и Павла верующие жители района уже просто не помещались, город выделил участок, но средств у прихода, как это бывает, не было. И мы начали работать. Назвались приходским отделом экономики и развития. Сначала пытались привлекать приходских бабушек, но потом поняли, что собирать средства надо на профессиональной основе, чтобы это было основным занятием работников. И – что важно – не бояться новшеств, идти навстречу современным людям. Тогда еще не было «Программы-200», обширного строительства храмов. Я сейчас вспоминаю, какой колоссальный труд мы проделали: проработали 250 тысяч компаний! На каждое предприятие было отправлено письмо – и не «Господин директор», а персональное! У каждого письма имелся индивидуальный номер, подпись, обращение лично к руководителю: «Уважаемый Иван Васильевич...». К тем, кто оказал хотя бы небольшое содействие, мы приезжали и благодарили лично! Так не работал больше никто!

http://pravoslavie.ru/149390.html

Они встретились со старцем Паисием. Это был 1989-1990 год. У него спросили: А что будет с Россией? Старец замолчал, помолился, а потом говорит: сейчас в России такие тучи, такие тучи…А потом такое солнце, такое солнце! И вот мы живем в то время, когда действительно свобода веры. Ведь двадцать лет назад, когда старец Паисий об этом говорил, никакого ни «Радонежа», ни «Спаса», ни «Союза» и в помине не было. Воскресных школ не было, семинарий было только три, в одной из них я учился. Я поступал в 1984 году в семинарию, тогда было только три семинарии: в Ленинграде, в Одессе и в Загорске. Еще даже не было такого понятия: Сергиев-Посад. А сейчас у нас более 60 семинарий. За двадцать лет увеличилось количество учебных заведений до 60 . Я уже не говорю про количество храмов. Кто бы мог подумать? Кто мог себе представить еще тогда, несколько лет назад, что правительство возьмет на себя обязательства по программе «200 храмов»? Кто мог себе представить что государство, которое храмы закрывало возьмет на себя обязательство реализовать эту программу? Это не значит, что оно будет строить эти храмы за нас. Потому что есть определенное разграничение обязанностей. Государство и правительство Москвы делает все для того, чтобы были выделены земли и участки, по возможности - проекты. А храмы уже Церковь будет строить за счет доброхотов и помощи божьей. Это реальное соработничество. Реально есть и существует. Кто бы мог в это поверить? Поэтому мы, может быть, как раз и живем в то благодатное время духовной свободы, духовного делания, про которое говорил старец Паисий. Когда ничто нам не мешает жить духовной жизнью. Любить Бога, любить людей. Делать добрые дела. И помощи вам всем божьей в этот святой Петровский пост. До новых встреч. Мир вам и божие благословение. Напоминаю, что сегодня с вами в эфире был с архимандрит Мелхиседек Артюхин. Настоятель Оптинского подворья при храме Петра и Павла, что в Ясенево. И настоятель строящегося Покровского храма, что также находится в Ясенево. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой:

http://radonezh.ru/text/odnazhdy-u-svyat...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Гимназическому храму - 25 лет! 21 мая, в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в домовом храме Православной классической гимназии «Радонеж» состоялось торжественное богослужение в честь престольного праздника гимназического храма, которое совершил настоятель и духовник гимназии архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Ему сослужили клирики храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, иеромонах Кирилл (Сорокин) и диакон Андрей Иванов.  За богослужением молились преподаватели и учащиеся гимназии «Радонеж», их родители, прихожане домового храма, а также гости гимназии. Многие смогли исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.  Сегодня отмечалось также 25-летие домового гимназического храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова - первого в новой России домового школьного храма, который был освящен в 1993 году.          По окончании праздничной литургии и крестного хода архимандрит Мелхиседек обратился к молившимся за богослужением гимназистам со словом, в котором напомнил слова апостола Иоанна - апостола любви - который призывал: «Будем любить друг друга не словом и языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3,18).  Отец Мелхиседек сказал, что в гимназии, храм которой освящен в честь апостола Иоанна, надо свято хранить эту заповедь любви.  Никакое слово гнилое не должно исходить из ваших уст, а наоборот - всегда будем говорить друг другу только добрые слова, сказал он гимназистам.              В завершение архимандрит Мелхиседек поздравил выпускников 11 класса гимназии «Радонеж» и вручил им памятные подарки.  Храм - неотъемлемая часть жизни любого православного верующего. В гимназии день каждого ученика начинается в храме, с общей утренней молитвы. О том, насколько это важно, как благотворно это влияет на ребенка, свидетельствуют и родители, и учителя.    В православной гимназии ребенок получает уникальную возможность сочетать учебу с церковной молитвой. Каждая учебная неделя начинается с молебна. Дети принимают участие в воскресных и праздничных литургиях: читают на клиросе, помогают петь, мальчики прислуживают в алтаре.  Все это ради главного - совместной молитвы, исповеди и причастия. © Православная классическая гимназия " Радонеж " , 2000-2024. При использовании материалов обязательна ссылка на сайт гимназии: www.gymnasia-radonezh.ru 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/107...

Он был не только духовником он был совестью монастыря 31 марта 2017 г. 09:30 31 марта исполнилось сорок дней как отошел ко Господу архимандрит Кирилл (Павлов). Настоятель московского подворья Введенской Оптиной пустыни архимандрит Мелхиседек (Артюхин) с момента своего монашеского пострига в Свято-Троицкой Сергиевой лавре был вручен отеческому попечению отца Кирилла духовника лаврской братии. Сегодня отец Мелхиседек делится своими воспоминаниями о старце. Проповеди, наставления, слова архимандрита Кирилла давно стали достоянием всех верующих. А я хотел бы поделиться тем, что касалось личного общения с отцом Кириллом, что повлияло конкретно на мою жизнь. Думаю, это может быть полезно и для других. В сентябре 1986 года, учась в третьем классе семинарии, я по благословению своего духовника подал прошение в Лавру и был принят. В то время благочинным был архимандрит Онуфрий (Березовский), ныне Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины, духовниками отец Кирилл и отец Наум (Байбородин), а наместником был архимандрит Алексий (Кутепов), нынешний митрополит Тульский и Ефремовский. Взяли в Лавру нас сразу тринадцать человек. Отец благочинный поселил десятерых в одну келью в башне, а троих, и меня в том числе, в келью старого Предтеченского корпуса, постройки чуть ли не XVII века. Через несколько месяцев был совершен постриг, мы продолжали жить в одной келье. И вот в таком нашем братском общежитии отец Исидор (он сейчас на Афоне) установил обычай: до двенадцати ночи он читал при включенном свете правило, потом, пил чай со всякими полезными для здоровья травками, после чего открывал окно, надевал меховую шапку, телогрейку и укладывался спать на свежем воздухе… Мы с отцом Иларионом терпели несколько месяцев, но в конце концов пошли к отцу Кириллу и сказали: «Так и так трудно нам, уже и второе одеяло не помогает холодно, дует, спать приходится при свете… Батюшка, благословите, мы сделаем в келье перегородки, чтобы свет не мешал и сквозняки не так чувствовались…» Что было поразительно: отец Кирилл покачал головой, ничего не сказал в отношении отца Исидора, а нам вдруг выдал такое заключение: «Мы в монастырь пришли не строить перегородки, а перегородки ломать». Дальнейших комментариев не потребовалось. Мы продолжали как-то терпеть, приспосабливаться, а потом, наконец, поняли, что просто должны принять ситуацию такой, какая она есть. Сказано ведь: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов». Так благополучно мы прожили до тех пор, пока меня не перевели в Оптину, отца Исидора по командировке на Афон, а отец Иларион остался в Лавре.

http://patriarchia.ru/db/text/4846369.ht...

С сообщением об информационной работе Отдела выступил пресс-секретарь СОММ архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель Московского подворья Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь. Свое выступление архимандрит Мелхиседек начал с упоминания такого факта: посещаемость портала «Монастырский вестник» увеличилась до 145000 человек в месяц, и во многом это произошло благодаря тому, что актуальные материалы о монашеской жизни появляются на нем своевременно: новости — в день события, статьи и интервью — в дни памятных и значимых дат. В то же время, по его наблюдениям, хотя на монашеских форумах наместники и игумении обителей нередко выступают с содержательными докладами, которые было бы интересно почитать не только братии, но и прихожанам, и паломникам монастырей, почему-то далеко не все сайты ставропигий републикуют текстовые версии этих выступлений. И если новостные статьи некоторые монастыри все-таки перепечатывают, то доклады и интервью с участниками монашеских встреч, к сожалению, в большинстве случаев остаются без внимания ответственных за монастырские сайты.  Его Высокопреподобие привел конкретный пример, когда совсем недавно, в прошлом месяце, в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» и на портале «Монастырский вестник» были опубликованы пространные новостные статьи, почти все доклады участников, ряд интервью с участниками заседания, поделившимися своими впечатлениями. Однако, судя по публикациям на сайтах ставропигиальных монастырей, это оказалось интересно только Зачатьевскому, Богородице-Рождественскому, Иоанновскому в Санкт-Петербурге, Иоанно-Предтеченскому в Москве и Данилову монастырям. Прозвучало предостережение: если посетители церковных сайтов не будут находить на наших ресурсах отражение монастырской жизни, то его найдут другие источники. Лейтмотивом выступления пресс-секретаря СОММ архимандрита Мелхиседека стала мысль, что нам необходимо поддерживать друг друга информационно. Ведь только объединившись, мы сможем отражать информационное давление в СМИ, направленное против Церкви. Только сплотившись и делая наше общее дело, мы можем рассчитывать на то, что будем услышаны.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5485321...

«Долг игумена помочь новоначальному быть благостным. Милосердие доступно всем, это самое простое из того, в чем мы можем быть подобными Богу. Этот добрый навык должен развивать каждый приходящий в монастырь. Вместе с тем, когда мы говорим о милосердии, важно помнить, что слово " милость " означает не просто поступок, а особое душевное расположение — сопереживание, сострадание, сердечное желание помочь нуждающемуся. При подлинном милосердии человек отдает свое другому и радуется. Не это ли пример истинного монашеского братства и сестричества?» — подытожил епископ Тихон, заметив, что связующим звеном в приобретении всех добродетелей является кротость, которая тоже появляется не сразу. О последней добродетели, упомянутой апостолом Павлом, — воздержании — владыка Тихон сказал, что без нее вообще нет монашества. Духом воздержания должна быть пропитана вся жизнь монаха, благо что сам уклад монастыря благоприятствует этому, а игумен должен первым подавать пример братии в ее стяжании. В завершение своего выступления докладчик поблагодарил за внимание участников круглого стола и напомнил, что на наместниках, игуменах и игумениях лежит особая ответственность за научение монашествующих добродетельной жизни. Помогая человеку с самого начала в духовном делании, не оставляя его наедине со страстями, проявляя к нему отеческую любовь и заботу, руководители монастырей сами приобретают добродетель игуменского служения. С развернутым комментарием к докладу владыки Тихона выступил архимандрит Мелхиседек (Артюхин), пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского подворья Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь . Развивая мысль о доступности добродетели милосердия для всех архимандрит Мелхиседек привел примеры оказания милости монашествующими разных обителей, а в качестве утешения предложил участникам круглого стола вспомнить изречения Оптинских старцев о монашестве, в том числе преподобного Анатолия (Зерцалова): «Монашеская жизнь трудная — это всем известно, а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая… неизъяснимо привлекающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостью вечною сияющая — это малым известно.

http://patriarchia.ru/db/text/5874097.ht...

В военкомате в Алма-Ате меня направили в военный оркестр, в джазовый коллектив на Иссык-Куле – барабанщиком. А я на барабанах никогда не играл. Оркестр ждал джазового барабанщика и, думаю, меня таковым и представили. Если бы «деды» поняли, что я барабаны только слушаю, уверен, что они меня сначала бы побили, а потом все равно сделали бы из меня барабанщика. В первый же день у меня украли брюки, барабанные палочки, писчую бумагу и самоучитель «Школа игры на барабанах». Книгу я увидел, когда зашел в туалет: там вместо бумаги везде валялась моя использованная не по назначению «Школа игры на барабанах». Так начиналась моя армейская жизнь. После армии я работал звукооператором в разных коллективах. А потом поступил в Московский государственный институт культуры на кино-фото отделение и устроился работать в легендарный театр «Школа драматического искусства Анатолия Васильева». Однажды говорю: «Анатолий Александрович, хочу съездить в монастырь». – «Иди, если душа просит», – ответил он. В костюмерной я взял кирзовые сапоги и поехал в Оптину пустынь. Это было время, когда храмы и монастыри начали возвращать церкви, и я видел, как в стране и жизни переплетались и мир, и клир. Монастырь был еще не достроен. C Афона в Оптину с открытием обители приехали три монаха, в том числе схиархимандрит Илий (Ноздрин). Доехав до Козельска, я пошел пешком через лес. Портянок я по глупости не накрутил, а в носках стер ноги до крови. Подхожу к монастырю босиком, а на воротах сидит огромный монах в подряснике и с огромной дубиной в руках. Говорю: «Вот пришел паломником». Он отвечает: «Пойдешь к отцу Мелхиседеку». Я спрашиваю: «А чего с дубиной?» – «Вчера трактористы пытались монастырь отбить. Раньше он тракторной бригаде принадлежал». И добавил: «Добро должно быть с кулаками». А кулаки у него были пудовые. Отец Мелхиседек (архимандрит Мелхиседек (Артюхин) – ныне настоятель Петропавловского и Покровского храмов в Ясеневе (Москва). – Т.В. ) поселил меня в келью, где уже жил главный архитектор строительства. Спали мы в хорошо отремонтированной келье, тогда как остальные паломники и трудники спали кто в монастырской трапезной, кто в столовой для паломников. Приехал я дней на пять, а пробыл там около месяца. Несколько дней прожил в обители паломником, а потом попросился на послушание – стал помогать каменщикам строить монастырский забор.

http://pravoslavie.ru/159430.html

Митрополит Арсений поделился со слушателями своим опытом общения со старцем схиархимандритом Серафимом (Мирчуком) в пору возрождения Святогорской лавры. Для братии лавры — молодых монахов — этот практический опыт был даром от Бога. Пример, приведенный владыкой Арсением, подтверждает, что нельзя говорить о безоговорочной утрате в ХХ веке преемственности монашеской традиции и традиции старческого духовного окормления. Отец Серафим явился живым связующим звеном между братией, готовой учиться жить по совету и в послушании, и великими, ныне прославленными в лике преподобных, старцами Глинской пустыни, а также иными подвижниками, воплощавшими святоотеческий дух и наделенными благодатными дарами рассуждения и прозорливости. Благодаря молитвам и духовным наставлениям старцев буквально из небытия была восстановлена Святогорская обитель, и это «всего лишь один эпизод возрождения монастырей и монашества в нашем Отечестве, которое совершается не мудростию человеческой… но Всеблагим и Премудрым Промыслом Божиим», — сказал в завершение своего доклада митрополит Арсений. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского подворья Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в своем выступлении продолжил тему доклада владыки Арсения, уделив особое внимание монашеской традиции иметь духовника, старца. « " Спасение во многом совете " , — говорили святые отцы… Преподобный Исаак Сирин предупреждает всех монашествующих: кто сам себе советчик, тот сам себе враг», — напомнил отец Мелхиседек. Жизнь по совету и благословению — аксиома монашеской жизни. Тем, кто не следует совету духовника, преподобный старец Амвросий Оптинский говорил: «Своя воля и учит, и мучит. Сначала помучит, потом чему-нибудь научит». Те, кто следуют принципам монашеской жизни — послушания, всецелого исполнения монашеской заповеди, пусть услышат откровение оптинского старца Варсонофия: монашество — это блаженство, потому что оно дает ключ к внутренней жизни, а «Царствие Божие внутрь нас есть» (Лк.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5297809...

Часть 1. «Главная победа – это победа над собой» Настоятель московского подворья Оптиной пустыни и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Мелхиседек (Артюхин) продолжает беседу о подвиге. Как правильно подвизаться, чтобы «не сломаться»? Важны ли «малые шаги»? Когда промолчать – подвиг, а когда, наоборот, подвиг – высказаться? В чем подвиг священника? Нужно ли, чтобы все знали о подвигах и твоих добрых делах? И нужно ли отказываться от благодарности за нашу помощь? – Отец Мелхиседек, как определить для себя меру подвига? Это подвиг – если человек, начавший ходить в храм, себя к этому понуждает? Где тут духовные плоды? Что, достаточно просто прийти в храм и отстоять службу? Но, с другой стороны, он мог бы и не пойти, мог бы поспать подольше в воскресенье… – Безусловно, в духовной жизни существуют ступеньки. Вот как в школе: первый класс, второй, третий… – так же и здесь. И мы через две ступеньки перескочить не можем. Вообще-то надо начинать с малого. То, о чем вы сказали, как раз пример малого и есть. Я эти внешние подвиги не люблю, но у аввы Дорофея есть описание того, с чего начинается воздержание. Перескажу применительно к русским реалиям. Вот ты наложил себе тазик щей – не доешь две ложки. Из тазика щей – две ложки. Наложил тазик гречки – две ложки не доешь. Тоже маленький подвиг. Воздержание с этого начинается – с двух ложек. Принудить себя подавить гнев, держать язык за зубами – подвиг гораздо больший. И вот с этого начать надо бы Как-то мы беседовали с нашим прихожанином, который хотел взять некий обет – и называл что-то внешнее. А я ответил ему: лучше бы ты три месяца не гневался или чтобы твой гнев не доходил до языка. На что-то внешнее мы готовы! Вот у католиков традиция: надо часть пути к некоей святыне проползти на коленях – помнится, передачу смотрел об этом. Даже дорожки коленями протерты. Может, и это в какой-то мере является подвигом, и хорошо, что кто-то себя понуждает так делать. Но принудить себя держать язык за зубами – это подвиг гораздо больший. И вот с этого начать надо бы. Пообещать себе и людям: в течение этого дня или недели я сдерживаюсь, не выхожу из себя.

http://pravoslavie.ru/89981.html

Митрополит Варсонофий сослужил Святейшему Патриарху Кириллу в Покровском храме столичного Ясенева декабря 2015 В Неделю 30-ю по Пятидесятнице, святых праотец, 27 декабря, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы в столичном Ясеневе и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. Была совершена хиротония архимандрита Феодора (Казанова) во епископа Переславского и Угличского (Ярославская митрополия). Его Святейшеству сослужили: митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, Ярославский и Ростовский Пантелеимон, Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, епископы Дмитровский Феофилакт, Рыбинский и Даниловский Вениамин, а также духовенство Московской епархии и Ярославской митрополии. В храме присутствовали председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, депутат Госдумы Владимир Ресин, председатель комитета Госудумы по делам СНГ Леонид Слуцкий, другие представители органов власти, строители и благоукрасители храма, члены делегации Ярославской митрополии. После сугубой ектении была вознесена молитва о мире на Украине. За богослужением был рукоположен в сан иерея диакон Александр Волков, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, клирик храма святой Татианы при МГУ. После богослужения Святейший Патриарх напутствовал епископа Переславского и Угличского Феодора на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Настоятель храма архимандрит Мелхиседек (Артюхин) приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес ему мозаичный образ Покрова Пресвятой Богородицы. Предстоятель обратился к молящимся с первосвятительским словом. В дар общине была передана Нямецкая икона Божией Матери. Во внимание к трудам по строительству храма архимандрит Мелхиседек награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. Предстоятель также поздравил отца Мелхиседека с днем тезоименитства и вручил ему юбилейный крест, изготовленный в память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010