В среде апостолов был тот, кто предал Божественного учителя, не подобное ли совершилось предстоятелем русской Православной Церкви при совместной молитве в католическом соборе? Совместная молитва с еретиками католиками – это глумление над памятью тех православных жителей юго-западной Руси и в смутное время Московской Руси, которые были замучены католиками, отказавшись предать истину и вступить в единство с ересью, отец которой дьявол. Публичная совместная молитва с еретиками – это осквернение памяти Святых, которые обличали папизм как ересь. Святые отцы вели постоянную войну за чистоту Православия, проливая кровь и претерпевая мученическую кончину, например, преподобномученик Афанасий Брестский и другие. Последовательные шаги, направленные на достижение новой унии с католицизмом, вносят великий соблазн и смущение в среду верующих и раскалывают Церковь. " А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный " . (Матф.18:6-8) " Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией " . (1Кор.10:31,32) Призываем епископат не молчать о происходящих отступлениях от чистоты Православной веры, ибо по слову преп. Максима Исповедника – " Молчать об истине все то же, что отвергать ее " . Мы архиереи, будучи приемниками апостолов, по голосу архипастырской совести и по долгу архипастырской присяги, обязаны обратиться к Вам, Ваше Святейшество, чтобы Господь не осудил нас за малодушие и молчание. Ваше Святейшество, как же может Ангел, первосвятитель Русской Православной Церкви после такого публичного отступления от церковных канонов и правил быть верным хранителем православного вероучения? Подобные неканонические действия со стороны епископа могут лишить его благодати Святаго Духа.

http://religare.ru/2_47989.html

Архив Пн Обращение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «ко всем ближним и дальним» 15 января 2009 г. 04:03 Мы, архипастыри — участники Архиерейского, Собора, движимые пастырской заботой о состоянии общества, обращаем слово свое ко всем ближним и дальним. Мы обращаемся к пастырям. Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2-3). Сегодня люди, особенно молодежь, требуют сугубо ревностного, сугубо тщательного душепопечения. Церковь наша материально слаба, как и народ наш. Она стала Церковью бедных. Но памятуйте, что сила Божия в немощи совершается, и исцеляйте греховные раны людей, возводя их к совершенству и отдавая самих себя без остатка. Мы обращаемся к руководителям государств, входивших в состав бывшего СССР и составляющих каноническую область нашей Церкви. Многие народы обрели независимость. Это — реальность наших дней. Но нас печалит, что становление национальной государственности осложняется внутриполитическими и межнациональными конфликтами, приводящими порой к пролитию крови. Мы оплакиваем погибших в этих столкновениях и молимся об их блаженном упокоении. Мы молимся, да не попустит Господь, чтобы народы стали врагами, чтобы разрушилась их вековая общность. Мы надеемся, что забота политиков о независимости своих стран не превратится в крайний изоляционизм, будет сопровождаться попечением о мире с сопредельными и соблюдением прав людей всех национальностей. Да утихнут споры между государствами и братоубийственные брани, да не возгорится пламя новых национальных конфликтов. Пусть каждый народный правитель знает, что людям, особенно воинам, держащим оружие в руках, пагубно и опасно враждовать на братьев и сестер своих — опасно не только телесно, но прежде всего духовно. Мы призываем государственных лидеров употребить все усилия, чтобы вражда и ненависть между народами ушли в прошлое. Помните, что мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей (Еккл. 7:19). Ныне, когда в душах людей поселились страх и неуверенность в будущем, будьте благоразумны и имейте в виду, что никакие блага земные не оправдают страдания и скорби души человеческой.

http://patriarchia.ru/db/text/526296.htm...

К предстоящему Архиерейскому Собору. Путь Русской Зарубежной Церкви – путь духовной свободы Немного уже остается времени до созыва Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей, который назначен на 1730 сентября с. г. Перед лицом этого важного в жизни нашей Церкви события, дадим себе ясный отчет в том, почему мы так дорожим нашей Русской Зарубежной Церковью и в чем видим несомненную правоту ее пути? Наша Русская Зарубежная Церковь дорога нам тем, что среди общего, поработившего почти весь мир духовного мрака, она ставит своей главной задачей  сохранение полной духовной свободы от безбожных и антихристианских сил. Божественный Основатель Церкви – Господь Иисус Христос Своею крестною смертью и преславным Воскресением из мертвых  освободил  человечество от власти диавола, и с тех пор духовная свобода сделалась неотъемлемой принадлежностью христианства – истинной  Церкви Христовой. «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства»   ( Галат. 5, 1 ) – увещевает христиан Св. Апостол Павел. «К свободе призваны вы, братие»,  говорит он дальше:  «только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти»   ( Гал. 5, 13 ). Эта христианская свобода неразрывно связана с  истиной,  неотделима от нее и ею именно обуславливается. «Познаете истину»,  так говорил Сам Господь Иисус Христос нежелавшим веровать в Него иудеям: «и истина сделает вас свободными»   ( Иоан. 8, 32 ).  «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете»   ( Иоан. 8, 36 ). Там, где нет истины, – где воцаряется ложь, там утрачивается и драгоценное благо христианской свободы. Самой губительной ложью нашего времени является усиленно распространяемая многими мысль о том, что «религия есть частное дело каждого человека» и что общественная и государственная жизнь людей должна протекать  вне религии,  должна быть «отделена» от нее. И никто не хочет замечать абсурдности такого утверждения. Ведь это – все равно, что сказать: частная жизнь человека – сама по себе, а общественная и государственная – сама по себе. Источник, из которого проистекает эта и подобного рода ложь, искусно прикрываемая разными благовидностями, для нас ясен. Кому, как не врагу человеческого спасения, важно  обезбожить  общественную и государственную жизнь людей, дабы через это создать условия, благоприятствующие обезбожению и каждой человеческой личности в отдельности?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В июне 2013 года приняты поправки об усилении ответственности «за оскорбление чувств верующих», в том числе устанавливающие уголовную ответственность в виде лишения свободы за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих» (ст. 148 УК РФ). Также был увеличен размер ответственности, предусмотренной статьей 5.26 КоАП; в связи с изменением величины штрафа поправки были внесены и в статью 3.5 КоАП. Россия является далеко не единственным государством, где предусмотрено наказание за оскорбление религиозных чувств. Законы о богохульстве (оскорблении религиозных чувств, оскорблении чувств верующих, оскорблении верующих, кощунстве) существуют во многих странах мира (c разной степенью реального использования), например, в Греции, Испании, Египте, Турции, Германии, Австрии, Бразилии, Израиле, Польше, Финляндии. Эти законы направлены на защиту категории граждан, принадлежащих к той или иной конфессии, и ограничивают выражение своего мнения в отношении святых лиц, религиозных артефактов, обычаев и верований. Почему хула на Святого Духа считается непростительным грехом? В Новом Завете самым непростительным грехом Господь называет хулу на Святого Духа: « Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем » ( Мф.12:31-32 ). Хула на Святого Духа означает упорное отвержение Божией благодати и тем самым сознательное принятие стороны демонических сил в их противлении Божественной воле и благодати, в то время как «слово на Сына Человеческого» означает непризнание Богосыновства Иисуса Христа, которое может происходить от неведения и потому не исключает внутренней перемены человека, покаяния и обращения к вере во Христа. Существуют ли документы Русской Православной Церкви, в которых говорится об отношении Церкви к богохульству? В 2011 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви был принят документ «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви». Цитаты о богохульстве

http://azbyka.ru/bogoxulstvo

4      вариант – заключение с УИС соглашения о сотрудничестве. В таком случае УИС сохранит право оперативного управления в отношении здания (помещения) и будет нести все коммунальные, эксплуатационные и иные расходы на содержание здания. Религиозная организация в этом случае не приобретает имущественные права на здание, но может использовать его для осуществления тех видов уставной деятельности, которые предусмотрены соглашением о сотрудничестве. 4.2. Епархиальные архиереи по собственному усмотрению выбирают из четырех вышеперечисленных наиболее приемлемый вариант оформления взаимоотношений по использованию зданий храмов, расположенных на территории УИС. ΙΙ.21.9. Брак и семья Отношение Церкви к семье и браку (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., документ «Основы социальной концепции»,п. Х.1–4) X.1. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть ( Быт. 2:24 ). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: и благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею ( Быт. 1:28 ). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я». Высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, и признавая особую роль монашества в своей истории и современной жизни, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

В настоящее время человечество, как никогда ранее, нуждается в том, чтобы услышать, принять и претворять в жизнь понимание подлинного источника справедливости и мира. Церковь верит, что без спасительного и искупительного участия Бога наши усилия окажутся тщетными. Мы исповедуем и свидетельствуем, что справедливость, мир и целостность творения – от Бога. Мы призываем всех людей приложить усилия ради осуществления справедливости и мира для всего творения. Война и мир (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., документ «Основы социальной концепции», раздел VIII) VIII.1. Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества – братоубийственной ненависти ( Быт. 4:3–12 ). Войны сопровождали всю историю человечества после грехопадения и, по слову Евангелия, будут сопровождать ее и далее: когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть ( Мк. 13:7 ). Об этом свидетельствует и Апокалипсис, повествуя о последней битве сил добра и зла при горе Армагеддон ( Откр. 16:16 ). Земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани. Война есть зло. Причина его, как и зла в человеке вообще, – греховное злоупотребление богоданной свободой, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф. 15:19 ). Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление пред Богом уже на заре Священной истории. Не убий, – гласит закон Моисеев ( Исх. 20:13 ). В Ветхом Завете, как и во всех древних религиях, кровь имеет священный характер, поскольку кровь – это жизнь ( Лев. 17:11–14 ). Кровь оскверняет землю, – говорит Священное Писание. Но тот же библейский текст предостерегает обращающихся к насилию: земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее ( Чис. 35:33 ). VIII.2. Неся людям благую весть примирения ( Рим. 10:15 ), но находясь в «мире сем», который пребывает во зле ( 1Ин. 5:19 ) и исполнен насилия, христиане невольно сталкиваются с жизненной необходимостью участвовать в различных бранях. Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин. 15:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Не забывайте о делах милосердия и благотворительности, дабы снискать Божие благословение на свои труды. Мы обращаемся ко всем людям труда. В ваших руках – будущее народа, благополучие которого ныне зависит не столько от системы, сколько от личности, ее действий и внутреннего содержания. Не позволяйте более использовать себя для совершения неправедных политических действий. Отстаивая свои кровные интересы, заботьтесь при этом не только о материальном достатке своем, но и о всестороннем благе общества. Труд и его плоды (принято Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г., документ «Основы социальной концепции», раздел VI) VI.1. Труд является органичным элементом человеческой жизни. В Книге Бытия говорится, что вначале не было человека для возделывания земли ( Быт. 2:5 ); создав райский сад, Бог поселяет в нем человека, чтобы возделывать и хранить его ( Быт. 2:15 ). Труд – это творческое раскрытие человека, которому в силу изначального богоподобия дано быть сотворцом и соработником Господа. Однако после отпадения человека от Творца изменился характер труда: в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ( Быт. 3:19 ). Творческая составляющая труда ослабла; он стал для падшего человека преимущественно способом добывания средств к жизни. VI.2. Слово Божие не только обращает внимание людей на необходимость ежедневного труда, но и задает его особый ритм. Четвертая заповедь гласит: помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих ( Исх. 20:8–10 ). Этим повелением Творца процесс человеческого труда соотносится с Божественным творчеством, положившим начало мирозданию. Ведь заповедь субботствования обосновывается тем, что при сотворении мира благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал ( Быт. 2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Одним из важных аспектов миссии примирения является « миссия примирения в памяти », когда примирение происходит в социально-политическом сознании людей, снимая конфликты, разделения и отчуждения, вызванные гражданскими войнами и резкой мировоззренческой поляризацией общества. В мире, разрываемом политическими, социальными и религиозными конфликтами, миссионеры должны осознавать, что служение примирения и мира дано нам, « потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения » (2 Кор. 5, 19). Все виды миссионерского служения основываются на принципе Божественной любви. Поэтому, непременно оставаясь верными Православию, мы обязаны уважать в человеческом отношении представителей других религиозных убеждений. В то же время наше мирное сосуществование с людьми иных вероисповеданий не должно пониматься как возможность смешения различных религиозных традиций. 2.3. Образ современного миссионера и его качества Все члены Церкви, как Тела Христова, призваны быть миссионерами в широком смысле слова и нести общецерковное апостольское служение. Поэтому каждый православный христианин обязан осознавать возложенную на него ответственность свидетельства. Миссионером в конкретном смысле является проповедник, имеющий специальное миссионерское образование, возвещающий слово Божие тем, кто не слышал православного свидетельства. Миссионерский призыв, выраженный апостолом Павлом: «… если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! » (1 Кор. 9, 16), — выражает внутреннюю потребность миссионера делиться той радостью спасения, которую он обрел во Христе. В исторической практике развития миссии Русской Православной Церкви сложились определенные организационные формы миссионерского служения духовенства и мирян, использование которых в настоящее время возможно признать целесообразным: синодальный миссионер — священно- или церковнослужитель, несущий миссионерское служение по поручению Священного Синода (в лице его Миссионерского отдела) по приглашению епархиальных Преосвященных в тех епархиях, которые не могут иметь (или содержать) собственные квалифицированные миссионерские кадры. Миссионерская деятельность синодальных миссионеров осуществляется на основании программ, разработанных Миссионерским отделом Московского Патриархата и согласованных с епархиальными архиереями. Финансовую поддержку синодального миссионера во время миссионерского служения осуществляет Православный миссионерский фонд Русской Православной Церкви;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2254...

(принято Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2013 г.) В данном документе под «ювенальной юстицией» понимается: во-первых, совокупность правовых норм в отношении несовершеннолетних жертв преступлений и несовершеннолетних преступников. В частности, такие нормы определяют особый порядок осуществления правосудия в случаях, когда одной из сторон является несовершеннолетний, в том числе в отношении несовершеннолетних преступников и их исправления; профилактику детской преступности; при необходимости защиту ребенка от нарушения его прав с чьей-либо стороны и от иных отрицательно влияющих на физическое и духовное здоровье факторов; во-вторых, совокупность государственных и общественных институтов, призванных обеспечить защиту детей от противоправных действий, а также от факторов, отрицательно влияющих на их развитие. Церковь неустанно заботится об укреплении семьи как богоустановленной ценности – И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею ( Быт. 1:27–28 ). Пятая заповедь Божия гласит: Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе ( Исх. 20:12 ). Бог дал власть родителям над своими детьми. В Священном Писании читаем: Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями ( Сир. 3:2 ). Апостол Павел призывает: Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали ( Кол. 3:20–21 ). Церковь , утверждая, что духовно здоровая семья – важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства. Острыми проблемами современного общества являются большое количество брошенных детей; попрание семейных ценностей, в том числе под влиянием средств массовой информации и коммуникации, пропагандирующих пороки и потребительские интересы; рост количества сексуальных преступлений против детей; распространение детской порнографии. Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, в тех случаях, когда родители сами не могут или не стремятся защитить детей, даже если это приводит к лишению родительских прав как к самой крайней мере. В случае если передача ребенка на воспитание лицам, не являющимся его родственниками, неизбежна, необходимо обеспечить преемственность его воспитания в религиозном и культурном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ СОБОРА АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ 1927 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru (Ответ на декларацию митр. Сергия) " Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса . Благодать со всеми неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа " ( Еф. 6, 23 -24). Извещаем вас, возлюбленные чада, о последнем важнейшем событии из жизни нашей Святой Церкви . В июле текущего года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя Нижегородский митрополит Сергий и Временный Патриарший Синод обнародовали особое послание о положении Церкви в России и об отношении к ней и к заграничной пастве советской власти. Послание это весьма знаменательно. Объявляя о том, что с открытием деятельности Патриаршего Синода, наша Церковь в России " имеет не только каноническое, но и по гражданским законам вполне законное центральное управление " , оно призывает нас " выразить всенародно нашу благодарность " советской власти " за такое внимание к духовным нуждам православного населения. Признавать ее законной, повиноваться ей " не только из-за страха, но и по совести ( Рим. 13, 5 ) " , " сознавать советский союз гражданской родиной, радости и успехи которого - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи " и " всякий удар, направленный в Союз... как удар, направленный в представителей Церкви " . Послание признает нужным и обязательным, чтобы мы все, которым " дороги интересы Церкви " , кто " желает вывести ее на путь законного и мирного существования " , чтобы мы - " церковные деятели " - показали, что мы " не с врагами... советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительством " . Вместе с этим послание осуждает наше заграничное духовенство и паству за неверность советской власти и за выступления против нее, требуя от духовенства дать письменное обязательство в полной верности советской власти " во всей своей общественной деятельности " , угрожая, в случае неисполнения этого требования исключить наших духовных лиц из состава клира Московской Патриархии.

http://drevo-info.ru/articles/25741.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010