Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕНРИХ III (28.10.1017, Гослар - 5.10.1056, замок Бодфельде, близ Гослара), герм. кор. (с 1028, самостоятельно с 1039), имп. Римско-Германской империи (с 1046) из Салической (Франконской) династии. Сын имп. Конрада II и Гизелы. От первого брака (июнь 1036) с Гунхильд (Кунигундой), дочерью дат. кор. Кнуда I Великого , имел дочь Беатрикс, аббатису Кведлинбургскую, от второго (нояб. 1043) с Агнессой Аквитанской, дочерью Вильгельма, герц. Аквитании и гр. Пуату,- сыновей имп. Генриха IV и Конрада, герц. Баварии, дочерей Матильду, Юдифь, Адельгейду, аббатису Кведлинбургскую и Гандерсхаймскую. Г. получил духовное воспитание. Его наставниками были еп. Бруно Аугсбургский, брат имп. Генриха II , и еп. Эгильберт Фрайзингенский. Продолжая политику Конрада II по усилению королевской власти на местах, Г. подчинил Франконию, Швабию, Баварию и Каринтию непосредственно власти короля; Лотарингия и Саксония признали вассальную зависимость от него. Передал юж. герц-ства новым владельцам: Баварию - Генриху VII, гр. Люксембургскому, а Швабию - пфальцгр. Рейнскому Оттону Эццону. Г., будучи наследником престола и герцогом Баварии, принимал участие в военных походах и самостоятельно заключил мир с Венгерским королевством. В Саксонии он боролся против герц. Бернгарда II Биллунга, поддержав его противника архиеп. Гамбургского и Бременского Адальберта . Во внутренней политике Г. опирался на министериалов (королевских служилых людей), что вызывало недовольство знати. Препятствием в укреплении королевской власти для Г. долгое время было отсутствие наследника, к-рый появился на свет только в 1050 г. (буд. имп. Генрих IV). Г. настоял на принесении наследнику присяги как буд. королю (Трибур, 1053), что привело к открытому антикоролевскому выступлению во главе с герц. Баварии Конрадом (1049-1055). По делу герц. Конрада было созвано собрание князей в Мерзебурге (1055), на к-ром тот был лишен герц-ства. С целью закрепить преемственность своей власти Г. короновал Генриха рим. королем (1054).

http://pravenc.ru/text/162130.html

Как советник герц. Максимилиана I Баварского в июне 1609 г. Л. из Б. отправился в Испанию, чтобы добиться поддержки Католической лиги испан. кор. Филиппом III (1598-1621). Миссия завершилась успехом; уже тогда проявилась своеобразная манера Л. из Б. вести переговоры: используя аргументацию исключительно богословского характера, он апеллировал к разуму и чувствам конкретного собеседника и игнорировал политическую сторону вопроса (впосл. это станет причиной некоторых его дипломатических неудач). В 1610-1613 гг. Л. из Б. представлял Папский престол при дворе сеньора Монако Оноре II (с 1612 князь), принимал участие в обсуждении не только религиозных, но и политических и военных вопросов: напр., во время т. н. соляной войны (Salzkrieg) между баварским герц. Максимилианом I и Зальцбургским архиеп. Вольфом Дитрихом фон Райтенау (окт. 1611) ему удалось предотвратить жестокие репрессии со стороны герцога. В 1611-1612 гг. Л. из Б. был уполномоченным представителем ордена капуцинов в Баварии и Тироле, организовал неск. орденских миссий на землях с преобладающим протестант. населением. Между 1614 и 1616 гг. Л. из Б. по просьбе папского легата кард. Алессандро Лудовизи (впосл. папа Римский Григорий XV ) участвовал в переговорах между Испанией и Пьемонтом о принадлежности герц-ства Монферрат. Среди важных дипломатических успехов Л. из Б. было заключение весной 1618 г. мирного договора между испан. губернатором Миланского герц-ства П. Альваресом де Толедо Осорио-и-Колонной и герц. Карлом Эммануило I Савойским после предшествовавшей неудачной попытки 1616 г., когда армия герцога внезапно атаковала расположенные вдоль р. Сезии испан. войска. Результатами договора стали возвращение Альваресом де Толедо Осорио-и-Колонной крепости Верчелли герцогу Савойскому и подтверждение условий Мадридского мирного договора 1617 г., что способствовало стабилизации политической ситуации в Италии. В последние годы жизни, несмотря на подагру, Л. из Б. вел активную деятельность в качестве главного дефинитора ордена. Смерть застигла его в Лиссабоне во время посольства к испан. кор. Филиппу III, когда он представлял интересы неаполитанцев, страдавших от тиранического правления испан. вице-короля. Тело Л. из Б. было забальзамировано и отправлено в Вильяфранка-дель-Бьерсо (совр. пров. Леон, Испания), было погребено при мон-ре францисканцев, где и покоится. Почитание

http://pravenc.ru/text/2462477.html

Англ. завоевание и основание колонии повлияли на положение католич. Церкви в И. Со времен кор. Генриха II англ. власти стремились контролировать епископат и настаивали на признании ирл. епископами тех прав в отношении Церкви, которыми король пользовался в Англии: утверждать избранных капитулами кандидатов на епископские кафедры (1-м ирл. прелатом, получившим утверждение от короля, стал еп. Уотерфорда Августин в 1175) и осуществлять попечение над имуществом вакантных кафедр и мон-рей. Считая необходимым контролировать Дублинскую кафедру, Генрих II назначил на нее придворного чиновника англичанина Джона Комина (1181-1212). Бароны способствовали замещению кафедр англичанами (к 1216 англичане занимали 9 епископских кафедр в И.). Как пример использования церковной иерархии для решения светских вопросов можно рассматривать дело о присоединении еп-ства Глендалох к Дублинской кафедре (утверждено Римским папой Иннокентием III в 1215). Территория еп-ства Глендалох охватывала гористую местность в совр. графстве Уиклоу и находилась под контролем ирл. вождей, совершавших набеги на англ. поселения. Включение этих земель в юрисдикцию Дублинского архиепископа, который избирался из среды, лояльной англ. короне, должно было способствовать подавлению мятежников. Цистерцианское аббатство Данброди. 1-я пол. XIII в. Цистерцианское аббатство Данброди. 1-я пол. XIII в. При кор. Иоанне I Безземельном попытки англ. властей повлиять на избрание угодных им кандидатов нередко оказывались безуспешными. Так, в Арма избранный капитулом вопреки королевской воле архиеп. Евгений (Эхдонн мак Гилла Удир, 1202-1216) был утвержден Папским престолом. В 1215 г. была достигнута договоренность между королем и папой Римским Иннокентием III о королевских прерогативах в управлении католической Церковью в И.: после кончины епископа владения кафедры переходили под опеку короны; капитул должен был получить королевское разрешение («лицензию») на избрание нового епископа, к-рый затем утверждался королем, приносил присягу и получал в свое распоряжение владения кафедры; высший надзор над соблюдением канонического права во время избрания епископов принадлежал Папскому престолу. Эти постановления, включенные в «Великую хартию вольностей» и утвержденные в 1219 г. папой Римским Гонорием III , были впервые применены в И. во время избрания Люка де Неттервиля архиепископом Арма (1217-1227) и действовали до эпохи Реформации в И. Тем не менее кафедральные капитулы многих епископств стремились избежать длительной и требующей издержек процедуры получения королевских «лицензий». В таких случаях от имени короля накладывался штраф, а выдача «лицензий» и возвращение церковных владений производились при условии, что подобные нарушения не повторятся в будущем.

http://pravenc.ru/text/674067.html

Интерес нем. городов (впосл. членов Ганзейского союза) к освоению Вост. Прибалтики диктовался намерением получить прямой доступ к рынкам Вел. Новгорода, Полоцка, Смоленска в обход купцов с о-ва Готланд и обеспечить себе льготные условия для закупки мехов, воска и восточных товаров ( Hoffmann E. Die Anfänge des deutschen Handels im Ostseeraum//Die Hanse und der deutsche Osten. Lüneburg, 1990. S. 5-22; Селарт А. Начало городской жизни в средневек. Ливонии и Руси//Балтия в контексте сев. пространства от средневековья до 40-х гг. XX в. М., 2009. С. 84-102). Успех нем. и дат. экспансии в Вост. Прибалтике был обусловлен, с одной стороны, разобщенностью местных племенных объединений, постоянными междоусобицами, слабой организованностью, вызванной отсутствием государственности, и, с др. стороны, качественным военно-техническим оснащением крестоносцев, их относительно высокой спаянностью, военно-политическими союзами (в т. ч. с зап. и сев.-зап. рус. княжествами), строительством замков, притоком людских и материальных ресурсов из католич. Европы, определенной поддержкой Папского престола. К нач. XIII в. народы Юж. и Вост. Прибалтики были лишь незначительно интегрированы с владениями польск. Пястов в Мазовецкой земле и русскими княжествами в Сев.-Зап. и Зап. Руси. С владениями волынских, витебских, минских, полоцких и смоленских Рюриковичей, Новгородской и Псковской землями были установлены лишь вассально-даннические отношения. Ко времени формирования гос-ва ордена меченосцев в Вост. Прибалтике связи между рус. княжествами и народами Вост. Прибалтики сильно ослабли. Русские княжества первоначально не проявили особой обеспокоенности появлением немецких колонистов, но когда успехи немецкой колонизации стали угрожать сокращением размеров дани с населения Подвинья (взимал Полоцк), Латгалии и Вост. Эстонии (взимали Новгород и Псков), их отношения с ливонскими немцами ухудшились. В 1201 г. еп. Альберт I Буксгевден (епископ Ливонии в 1199-1209, 1-й епископ Рижский в 1209-1229) основал г. Ригу. В 1202 г. при посредничестве Теодериха из Трейдена (Турайды) им был организован орден меченосцев. Кроме Рижского еп-ства (с 1255 архиеп-ство) в Вост. Прибалтике были учреждены еп-ства: Леальское (1211; затем кафедра была перенесена в завоеванный в 1224 орденом меченосцев Юрьев Ливонский (Дорпат, Дерпт; ныне Тарту, Эстония)), Эзель-Викское (ныне вол. Сааре-Ляэне, Эстония) (1228) и Курляндское (1234).

http://pravenc.ru/text/2110473.html

После упразднения ордена иезуитов папой Климентом XIV в 1773 г. встал вопрос о дальнейшем существовании большинства школ в Л., в т. ч. Виленской академии, поскольку все они находились в ведении этого ордена. Была создана Комиссия народного образования, к которой перешло все имущество упраздненного ордена на территории Речи Посполитой. При активном участии 1-го председателя комиссии Виленского еп. Игнатия Якуба Масальского (1762-1794) стала создаваться сеть приходских школ, которых к 1777 г. на территории еп-ства насчитывалось 330, из них 160 - в литов. части еп-ства. В них обучались почти 5 тыс. детей, из которых 78,8% составляли дети крестьян и горожан. В 1775 г. в бывш. иезуитском доме в Вильно была открыта учительская семинария. В Виленской академии, преобразованной в Главную виленскую школу, преподавание стали вести на польск. языке вместо латыни, приоритет был отдан светским дисциплинам - естественным наукам. Вопросы конфессиональной жизни поднимались во время работы Четырехлетнего сейма (1788-1792), к-рый в очередной раз попытался реформировать Речь Посполитую. Согласно Конституции Речи Посполитой, принятой 3 мая 1791 г., за католицизмом закреплялся статус господствующей религии. В 1792 г. сейм попытался реформировать структуру правосл. Церкви в ВКЛ, к-рая подчинялась бы не российскому Синоду, а патриарху К-поля, что должно было ослабить влияние имп. Екатерины II Алексеевны (так, Могилёвский архиеп. Георгий (Конисский) поминал за богослужением российскую императрицу, а не Станислава Августа). Противники реформы Четырехлетнего сейма объединились в Тарговицкую конфедерацию, к-рую в Л. поддержала Генеральная конфедерация ВКЛ (по мнению ее членов, принятие Конституции 3 мая 1791 означало инкорпорацию ВКЛ в состав Польского королевства). Когда в Речь Посполитую были введены рус. войска, сторону конфедератов занял кор. Станислав Август Понятовский. В 1793 г. Россия и Пруссия осуществили 2-й раздел Речи Посполитой, по к-рому России отошли нек-рые белорус. земли. Реакцией на эти события стало восстание в ВКЛ. Повстанцы пользовались поддержкой широких общественных кругов, сначала им удалось занять всю территорию ВКЛ в границах 1793 г., однако в итоге восстание было подавлено, и в 1795 г. Россия, Пруссия и Австрия в 3-й раз разделили территорию Речи Посполитой, после чего она перестала существовать. Вместе с ней перестало существовать и ВКЛ. Кон. XVIII - нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

В июне 1541 г. Витфельд передал Й. А. письмо кор. Кристиана III. Епископ созвал синод, на к-ром представители духовенства признали власть короля и согласились уплачивать налог при условии соблюдения королем законных прав и привилегий Церкви и народа Исландии (Diplomatarium Islandicum. T. 10. N 329). Вскоре епископ в сопровождении должностных лиц Сев. Исландии отправился на альтинг, но по пути узнал об аресте Эгмюндюра и вернулся в Хоулар. В письмах альтингу и Витфельду Й. А. и Ари Йоунссон заявили, что арест еп. Эгмюндюра был проведен в нарушение норвеж. и исл. законов (они ссылались на «Старый договор», заключенный в 1262-1264 жителями Исландии и норвеж. короной, и на исл. свод законов 1281 г. (Jónsbók)). Тем не менее они подтвердили, что признают власть короля, и выразили готовность принять церковный ордонанс при условии одобрения его кафедральным капитулом Нидароса (Ibid. N 330-333). Отсутствие на альтинге Й. А. позволило Гиссюру Эйнарссону, опиравшемуся на поддержку датчан, провести церковную реформу - 28 июня 1541 г. духовенство диоцеза Скаульхольт обязалось соблюдать протестант. ордонанс (Ibid. N 335-338). Однако это обязательство и соответствующее решение альтинга не имели силы для еп-ства Хоулар, к-рое формально продолжало подчиняться ликвидированному к тому времени норвеж. Государственному совету и митрополиту упраздненного католич. Нидаросского архиеп-ства. В еп-стве Скаульхольт начали проводиться в жизнь постановления ордонанса, переведенного Гиссюром на исл. язык (Ibid. N 95). В 1542 г. кор. Кристиан III потребовал, чтобы оба исл. епископа явились в Данию. Гиссюр Эйнарссон отправился лично, а Й. А., сославшись на болезни, послал 3 представителей, в т. ч. сына Сигюрдюра. Возможно, король и представители Й. А. заключили соглашение, по к-рому епископ должен был платить дополнительные налоги, а король не вмешивался в ситуацию, сложившуюся в Хоуларе. Кристиан III полагал, что после кончины Й. А. сможет назначить на Хоуларскую кафедру своего ставленника, к-рый проведет церковную реформу (см.: Oleson. 1953. P. 261). Эту гипотезу подтверждает тот факт, что Й. А. фактически признал Гиссюра управляющим Скаульхольтской кафедрой и не вступал с ним в конфликт. Из переписки Й. А. и Гиссюра известно о заключенном ими соглашении (Diplomatarium Islandicum. T. 10. N 347; T. 11. N 118, 243-244).

http://pravenc.ru/text/1238033.html

H. Todd. Dublin, 1844. P. 71, 174). В антифонарии из Арма (40-е гг. XVI в.) память М. указана среди важнейших праздников («duplex» с 9 чтениями; см.: Gwynn A. The Antiphonary of Armagh//J. of the County Louth Archaeol. Soc. Dundalk, 1945. Vol. 11. N 1. P. 1-12). Поминовение М. совершалось гл. обр. в ордене цистерцианцев (см.: Leclercq. 1959. P. 327). В XVI в. оно было внесено в Римский Мартиролог под 3 нояб. (в совр. редакции Римского Мартиролога - 2 нояб.). В календаре Римско-католической Церкви для Ирландии память святого указана под 3 нояб. М. почитается как покровитель католического архиеп-ства Арма (вместе со святыми Патрикием и Оливером Планкеттом) и еп-ства Даун и Коннор. Посвященные ему католич. церкви находятся гл. обр. в Ирландии, США и Австралии; среди них - храмы в Белфасте (1841-1844), в Арма (1934-1938; 1-я католич. капелла во имя святого была основана в 1752) и в Колрейне (1935-1937). В 1982 г. частица мощей М. была помещена в алтарь католич. кафедрального собора св. Патрикия в Арма. Ист.: BHL, N 5188-5189; ActaSS. Nov. T. 2. Pars 1. P. 135-166; Bernard. Clar. Vita S. Malachiae// S. Bernardi Opera/Ed. J. Leclercq, H.-M. Rochais. R., 1963. T. 3. P. 295-378; Bernard de Clairvaux. Éloge de la nouvelle chevalerie. Vie de St. Malachie. Épitaphe, hymne, lettres/Éd. P.-Y. Emery. P., 1990. (SC; 367); St. Bernard of Clairvaux " s Life of St. Malachy of Armagh/Transl. H. J. Lawlor. L.; N. Y., 1920; Bernard of Clairvaux. The Life and Death of St. Malachy, the Irishman/Transl. R. T. Meyer. Kalamazoo (Mich.), 1978; Pfeil B. Die «Vision des Tnugdalus» Albers von Windberg: Literatur- und Frömmigkeitsgeschichte im ausgehenden 12. Jh. Fr./M., 1999. Лит.: O " Hanlon J. The Life of St. Malachy O " Morgair, Bishop of Down and Connor, Archbishop of Armagh, Patron of These Several Dioceses and Delegate Apostolic of the Holy See for the Kingdom of Ireland. Dublin, 1859; Lawlor H. J. The Reformation of the Irish Church in the 12th Century//The Irish Church Quarterly. Dublin, 1911.

http://pravenc.ru/text/2561708.html

Существенным отличием герм. И. Ц. стал более жесткий контроль императора над избранием епископов. До правления Генриха II механизмы избрания епископов в основном оставались традиционными. По отношению к «старым» еп-ствам, обладавшим привилегией свободных епископских выборов, Оттоны стремились закрепить за собой право на выдвижение кандидата. В королевских грамотах «новым» еп-ствам (основанным Оттоном I) упоминание о свободных выборах опускалось или же после описания свободных выборов епископа капитулом добавлялась формула «равно как по совету короля» (aequo consensu regis). В целом практика инвеституры и включение в королевскую капеллу каноников соборного капитула позволяли правителям осуществлять почти полный контроль над назначениями епископов. Однако ставить епископов сугубо по своей воле королю удавалось не всегда и не на всей территории державы. При Оттонах наиболее сильными были позиции королевской власти в архиеп-ствах Кёльн, Трир, Майнц, еп-ствах Вормс, Верден, Минден, Гамбург, Шпайер. Обычной была практика согласования с королем (императором) избираемого кандидата, после чего избранный епископ отправлялся ко двору, где проводилась церемония инвеституры, по его возвращении в еп-ство совершалось рукоположение. Такой порядок не исключал, однако, ни власти отдельных семейств над епископствами (напр., в Вормсе в 999-1065 епископами становились члены одного семейства), ни возможности особо влиятельных архиепископов ставить своих приближенных на кафедры подчиненных им еп-ств (так поступали Бруно Кёльнский, Виллигиз Майнцский (975-1011), Аннон Кёльнский (1056-1075) и др.). В хрониках неоднократно упоминаются попытки капитулов избрать епископа, неугодного правителю. Однако если Оттон I вынужден был смириться с избранием на Кёльнскую кафедру кандидата от капитула Герона (969-976), то Генрих II отказывался признавать избранных против его воли кандидатов и назначал вместо них угодных ему епископов или требовал переизбрания прежней кандидатуры, но как предложенной им. При Генрихе II частыми (всего ок. 50) становятся назначения епископов в обход процедуры избрания, причем как по воле монарха (в Трире в 1008; в Камбре в 1012; в Бремене в 1013), так и в связи с добровольным отказом капитула от права избрания (в Оснабрюке в 1003; в Бамберге в 1007; в Айхштетте в 1014). Назначение епископов королем в нек-рых случаях становилось причиной недовольства архиепископов: Майнцский архиеп. Арибо в письме Конраду II выразил протест против назначений епископов на кафедры его архиеп-ства без совета с ним (поводом стало назначение Азехона епископом Вормса в 1025). Однако открытое недовольство архиепископов скорее всего было редким, правитель в целом учитывал их интересы. Следует отметить, что назначения епископов не отменяли необходимости их формального избрания (норма церковного права о свободном избрании и рукоположении епископов была зафиксирована в т. ч. и в «Декрете» Бурхарда Вормсского - Burchardi Wormatiensis. Decretum. I 5-33//PL. 140. Col. 551-558).

http://pravenc.ru/text/389517.html

Митрополит по запросу Общецерковного суда представляет отзыв относительно тех рассматриваемых в этом суде дел, к-рые касаются должностных лиц или учреждений М., без формального судопроизводства рассматривает жалобы на епископов М., при невозможности решить вопрос в границах своих полномочий направляет дело на рассмотрение Патриарха, прилагая к нему собственное мнение (Там же. 13м). По запросу органов высшего церковного управления митрополит осуществляет формальное расследование по делам, относящимся к М. (Там же. 13л). Что касается др. Поместных Православных Церквей, то деление на М. сохранилось только в Румынской Церкви. Прежние М. древней и визант. эпохи исчезли в османский период, ввиду закрытия большинства епархий остались лишь немногие кафедры, их правящие епископы именуются митрополитами, но М. у них нет, а только свои епархии, так что в вост. Церквах митрополит - это правящий архиерей. В Румынской Православной Церкви епархии объединены в М. На территории самой Румынии существуют следующие М.: Мунтении и Добруджи, Молдовы и Буковины, Трансильвании (Ардяльская), Олтении, Баната. Зарубежные епархии в Германии и Центр. Европе объединены в М. с центром в Регенсбурге. Др. зарубежные епархии состоят в прямом подчинении Патриархии. В 1992 г. образована Бессарабская М. в составе Румынского Патриархата на канонической территории Русской Православной Церкви. Это образование носит поэтому антиканонический характер. Статус румын. М. приближается по степени самостоятельности к самоуправляемым Церквам в составе Русской Православной Церкви. В Римско-католической Церкви М., иначе называемая провинцией , - церковная область, включающая несколько диоцезов (епархий) и одно архиеп-ство, в отдельных случаях - более одного архиеп-ства. Во главе М. стоит митрополит, «являющийся архиепископом управляемого им диоцеза». Должность митрополита связана с епископской кафедрой, утвержденной Римским папой (CIC. 435). Его кафедра служит центром как всей М., так и ее главного диоцеза, именуемого архиеп-ством. Четыре католич. архиепископа-митрополита лат. обряда носят титул патриарха: патриархи Венеции (кафедра этого города преемственно связана с древней патриаршей кафедрой Аквилеи), Лиссабона, Иерусалима и Гоа.

http://pravenc.ru/text/2563402.html

После победы в 689 г. Пипина II Геристальского над фризами франки закрепились на Н. Рейне. Дальнейшее распространение христианства на север Н. связано с еп-ством Траект, основанным «апостолом фризов» св. Виллибрордом : в 695 г. он получил от папы Римского Сергия I паллий архиепископа фризов, Пипин II определил местом пребывания нового епископа Траект, где был основан мон-рь, ставший центром еп-ства и миссии. После смерти Пипина в 714 г. фризы под предводительством кор. Радбода ненадолго вернули себе власть над регионом и вынудили Виллиброрда удалиться в мон-рь Эхтернах (ныне в Люксембурге), однако уже в 719 г. Карл Мартелл изгнал Радбода и восстановил контроль франков над Центр. Фрисландией, а в 734 г. подчинил земли до р. Лаубах (совр. Лауэрс). Важным центром был Новиомаг, одна из королевских резиденций. В 718/9 г. еп. Губерт перенес кафедру из Моза-Траекта в Леодий (ныне Льеж, Бельгия). Распространение христианства в Вост. Фрисландии во 2-й пол. VIII в. сопровождалось вооруженными конфликтами между франками и фризами. В 754 г. во Фрисландии в мест. Доккум (совр. Доккюм) на р. Борн претерпел мученическую смерть от язычников «апостол Германии» св. Бонифаций , Полностью территория совр. Н. вошла в состав франк. державы при Карле Великом в ходе т. н. Саксонских войн (772-804). Среди первых христ. миссионеров больше всего известно об англосаксе св. Лебуине и особенно о фризе св. Лиудгере , проповедовавших в Девентере и Вост. Фрисландии. При Каролингах оформилась церковная иерархия на территории Н., которая была разделена между 8 еп-ствами: Теруан, Аррас, Турне, Камбре и Льеж на юге (ныне на территории Франции и Бельгии); Утрехт (на територии Н.), Мюнстер и Оснабрюк (ныне на территории Германии) на севере. Крупнейшим церковным центром региона был Кёльн , в 794/5 г. получивший статус архиеп-ства. Помимо этого при Каролингах значительное влияние во Фрисландии сохраняли архиепископы Майнца и аббаты Фульды. Некоторые земли на востоке Фрисландии подчинялись еп-ствам Бремен (основано в 787) и Гамбург (основано в 834). Важнейшими монастырями, оказывавшими влияние на развитие региона, были бенедиктинские аббатства Сен-Бертен, Сен-Ва, Маршьен, Сент-Аман, Лоб, Фосс, Ставло-Мальмеди, Алденайк, Синт-Питерсабдей и Синт-Бафсабдей в Генте и др. Территория Н. при Каролингах стала опорным пунктом для христ. миссионеров, направлявшихся на восток - в Сев. Германию и Скандинавию.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010