Свое богословское образование я получил в старейшей духовной школе Русской Православной Церкви — Московской духовной академии. Эта школа богата не только традициями, но и замечательными профессорами и наставниками, которые много положили труда для образования нас — будущих пастырей церкви. Многие имена я сохраняю в сердце своем и с благодарностью вспоминаю их перед жертвенником Божиим. Своим первоначальным христианским воспитанием я обязан своим благочестивым и приснопамятным родителям: Михаилу и Александре, которые учили меня не столько словами, сколько примером своей богоугодной жизни. В этот важный для меня день приношу им свою глубокую благодарность. Особую благодарность выражаю наместнику Троице-Сергиевой Лавры, архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту, под руководством которого я нес свое церковное послушание на протяжении многих лет. Мудрость и отеческая любовь владыки митрополита Исидора помогали мне почти два десятилетия моего служения на Кубанской земле и послужат  добрым примером  в моих дальнейших трудах. Наконец, я глубоко благодарен Вам, Ваше Святейшество, за то доверие, которое Вы мне оказываете, возлагая на меня, грешного, Ваши святительские руки. Вы, как никто другой, можете сказать о тяжести епископского служения. Но именно Ваш пример самоотверженности является для многих, и для меня в частности, образцом должного отношения к возложенному Богом служению. Ваше Святейшество, богомудрые архипастыри! Предстоя ныне перед Вами в глубоком смущении и трепете, прошу Вас вознести обо мне сугубую молитву, чтобы стать мне достойным сосудом апостольской благодати, чтобы в конце своего земного поприща и я имел бы дерзновение сказать с апостолом Павлом: «подвигом добрым подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7). Аминь. _________________ Сокровищница духовной мудрости. Т. 4. С. 379. Прп. Исидор Пелусиот. Творения. Т. 1. Комиту Ермину. Прп. Исидор Пелусиот. Толкование на первое послание ап. Павла, гл. 3. Свт. Григорий Богослов. Сочинения в 2-х тт.; т. 2, с. 55.

http://patriarchia.ru/db/text/2877719.ht...

" Сегодня восстановление Соловков - это архиважная задача для государства и для Церкви уже только потому, что это шедевр, это памятник мужеству и духовной силе наших предков " , - подчеркнул Патриарх на трапезе в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре во вторник. Предстоятель назвал " святой задачей " восстановление обители и организацию жизни поселка таким образом, чтобы все это соответствовало " величию сего места, чтобы здесь не появлялся новострой, который колол бы глаза своей безвкусицей, чтобы все здесь, с одной стороны, способствовало жизни людей, но, с другой стороны, укладывалось в этот замечательный духовно-исторический контекст " . " В чем величие отцов - насельников этой обители? Да в том, что они давали пример всей Руси. Если там, в холодном Белом море, в отдаленном монастыре люди, не имеющие практически никакой поддержки, живущие только своими собственными силами и благодатью Божьей, творят чудеса, создают архитектурные шедевры, развивают экономику, используют новейшие технологии, то что же остальная Россия? " - сказал Патриарх Кирилл. " Не могу себе представить, что сделали бы американцы, героизируя нечто подобное в истории Америки. Сколько фильмов было бы поставлено, сколько книг было бы написано, сколько героев бы появилось вокруг этой темы! " - отметил патриарх Кирилл. " У нас с вами нет ни фильмов, ни героев, ни памяти, и даже денег на реставрацию еще не хватает в полной мере " , - посетовал он. После Литургии Святейший Патриарх провел рабочую встречу по вопросам развития Соловецкого ставропигиального монастыря и Соловецкого архипелага с участием губернатора Архангельской области Игоря Орлова, министра культуры Владимира Мединского, наместника обители архимандрит Порфирия (Шутова), председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, руководителя юридической службы Московской патриархии инокини Ксении (Чернеги), а также других представителей федеральных и областных властей и духовенства.

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_kirill...

Мы слышали, что итальянская шелковая ткань, из которой сшита фелонь преподобного Никона Радонежского, в XX веке практически была разрушена, но удалось ее реанимировать. Как? Ткань фелони святого уже в конце XIX века была очень хрупкой, а в следующем столетии она распалась на отдельные кусочки. И наш реставратор Нина Николаевна Шелонникова в течение трех лет восстанавливала эту древнейшую фелонь, занимаясь только этой работой.      Но снова вернемся в далекое прошлое. Первоначально собрание монастырской ризницы находилось в алтаре Троицкого собора, это мы знаем по описи Троице-Сергиева монастыря. Ризница в соборе была небольшая. Иконы, литургические сосуды, одеяния, ризы в XIV-XV веках были тогда «действующими» – они использовались во время богослужений. Вещи начали выделять для хранения в более поздний период, когда уже собрание ризницы достигло определенных размеров. Также документально засвидетельствовано, что в XVII веке рядом с Троицким собором были сооружены три палатки каменные ризной казны. В них и стали храниться ризничные вещи. А в 1782 году в стенах древней обители, рядом с собором, было построено здание ризницы, в котором мы сейчас находимся. Оно специально предназначалось для хранения церковной утвари и монастырских риз. Должна заметить, что одна из удивительных, даже, пожалуй, редких особенностей, отличающих «Ризницу Троице-Сергиевой лавры», заключается в том, что сохранена и цельность коллекции монастырской ризницы, и цельность ее местонахождения. Все предметы находятся на своем историческом месте – в здании отреставрированной монастырской ризницы. В наши дни директором музея-заповедника стал наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, ныне митрополит Каширский. Как музей развивался в третьем тысячелетии? Давайте захватим немножко конец XX века. В 1992 году распоряжением Президента России Сергиево-Посадский музей-заповедник был отнесен к особо ценным объектам национального культурного наследия Российской Федерации. Нынешняя «Ризница Троице-Сергиевой лавры» являлась тогда еще отделом древнерусского прикладного искусства. В 2000 году после реорганизации этот отдел стал филиалом Сергиево-Посадского государственного музея, а владыка Феогност – директором филиала. Но уже с 2009 года он является генеральным директором всего Сергиево-Посадского государственного музея, в котором Ризница сохранилась на правах структурного подразделения. Если говорить конкретно о нашем времени, то большая заслуга в сохранении Ризницы – и самого здания, и монастырских сокровищ – принадлежит владыке Феогносту, поскольку он очень плотно занимался финансированием ремонтно-реставрационных, экспозиционных работ. Ведь содержание музея – дело недешевое, включая показ экспонатов, хранение, реставрацию.

http://pravoslavie.ru/143219.html

«Воплощение (преемство) духовных монашеских традиций в Лавре преподобного Сергия и в обителях его учеников» − архимандрит Макарий (Веретенников) (Свято-Троицкая Сергиева лавра); «Возрождение монашества на примере обители преподобного Сергия» − епископ Борисовский Вениамин; «Богослужение и послушание как основа монастырской жизни» − архимандрит Варфоломей, настоятель братства монастыря Эсфигмен (канонического) (Святая Гора Афон).      29 января, в рамках программы XXII Международных Рождественских образовательных чтений, в Сретенском ставропигиальном монастыре состоялся круглый стол на тему «Подвижники нашего времени как хранители монашеских традиций». Заседание проходило под председательством архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка (РПЦЗ), куратор – игумения Викторина (Перминова), настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального монастыря г. Москвы. Президиум составили председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност и ответственный секретарь – заместитель председателя Отдела игумения Иулиания (Каледа), настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального монастыря.      На состоявшемся после перерыва заключительном заседании был принят итоговый документ в котором участники направления выразили глубокую сыновнюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, благословившему проведение работы направления «Монашеская традиция: от древности до наших дней» в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений; архимандриту Тихону (Шевкунову), наместнику Сретенского монастыря за организацию проведения Чтений и прием участников в Сретенской духовной семинарии; а также председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту, митрополиту Самтависскому и Горийскому Андрею, архиепископу Берлинско-Германскому и Великобританскому Марку, епископу Борисовскому Вениамину, архимандриту Елисею, настоятелю монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон), архимандриту Варфоломею, настоятелю братства монастыря Эсфигмен (канонического) (Святая Гора Афон), архимандриту Тихону (Секретареву), наместнику Псково-Печерского монастыря, архимандриту Макарию (Веретенникову) (Свято-Троицкая Сергиева лавра), иеромонаху Николаю (Сахарову) (Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь в Эссексе, Великобритания), игумении Мелании, настоятельнице монастыря Успения Богородицы в Панораме (Греция), игумении Сергии (Конковой), настоятельнице Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, игумении Магдалине (Полын), настоятельнице Рижского Свято-Троицкого Сергиева монастыря за содержательные доклады и комментарии, позволившие всем участникам приобщиться к святоотеческой традиции и еще раз осмыслить правила монашеского общежития. Высокопреосвященный владыка Феогност передал архимандриту Елисею, архимандриту Варфоломею и игумении Мелании подарки от Святейшего Патриарха Кирилла.

http://pravoslavie.ru/68004.html

На месте бывших часовен и церкви воздвигнуты кресты.Монахини Успенского монастыря молятся о возрождении этого святого места.А место это действительно святое. Шесть лет назад по благословению митрополита Ижевского и Удмуртского Николая был создан приход во главе с председателем иеромонахом Зосимой,в задачи которого входит строительство храмового комплекса с последующим переоформлением его в мужской монастырь.При этом официальное разрешение на строительство было получено в августе 2008 года.На пути стояло много преград,но как говорит отец Зосима,»с Божьей помощью все разрешилось».Под комплекс,который будет включать в себя храм,монастырь,жилые постройки,огород,отведено 15 гектаров.Кстати,за основу при проектировании храма взяты эскизы архитектора Ивана Чарушина(автора Михайловского собора,Вознесенского храма в с.Перевозное и ряда других.). Недалеко от стройки стоит небольшой домик-здесь обитают шестеро насельников,которые помогают строителям.Возможно в будующем они примут постриг и будутздесь жить в числе тридцати монахов.Первые три года они жили без такого блага цивилизации как электричество-готовили на печке,а комнаты освещали с помощью керасиновых ламп и свечей.И только в 2008 году в их небольших кельях появилось электричество.Летом насельники возделывают около гектара земли,где они выращивают овощи.Здесь же находиться ключ названный в честь Св.Николая Чудотворца.Здесь же находиться купель. В мае 2012 года закончилось строительство храма в несуществующем селе Паздеры, а 10 июня 2012 года Митрополитом Ижевским и Удмуртским Николаем храм был торжественно освящен. По благословению архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя синодального отдела по монастырям и монашеству, в монашескую общину храма Тихвинской иконы Божией Матери с. Паздеры приехала комиссия в составе наместника Донского мужского монастыря игумена Парамона и наместника Николо-Угрешского монастыря игумена Варфоломея. Комиссия дала положительную оценку монашеской общине и в недалеком будущем Удмуртскую землю украсит еще один монастырь. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Тихвинск...

Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста за труды по возрождению Варницкой обители: «Примерно 20 лет тому назад впервые православные люди задумались о возрождении этой обители. Варницкий Свято-Троицкий монастырь относился к числу тех, которые практически были стерты с лица земли. Здесь ничего не оставалось, кроме руин. По территории монастыря проходила шоссейная дорога. И, наверное, мало кто знал, может быть, даже из жителей Ростова, что это великая обитель, связанная с рождением и жизнью преподобного Сергия Радонежского… Предпринимались усилия, чтобы возродить обитель. И, наверное, решающим был тот фактор, что обитель была учреждена как приписная к Свято-Троицкой Сергиевой лавре. И Троице-Сергиева лавра в лице наместника и братии сделала очень многое для того, чтобы обитель эта возродилась. В день, когда мы освятили вновь сооруженный храм, соборный храм обители в честь преподобного Сергия, я хотел бы выразить сердечную благодарность Вам, Ваше Высокопреосвященство владыка Феогност, и всей братии обители за те труды, которые были понесены». В знак признательности за труды Святейший Владыка вручил архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту святую панагию.      Предстоятель вручил награды благотворителям. Во внимание к помощи Троице-Сергиевой Варницкой обители были награждены: президент ЗАО «Данвита» В.И. Даниленко — орденом преподобного Сергия Радонежского I степени; помощник президента ЗАО «Данвита» Е.М. Даниленко — орденом преподобного Сергия Радонежского II степени. Патриаршие грамоты были вручены также генеральному директору ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская Аркада-НТ» В.А. Белавкину и руководителю проектов ЗАО «Данвита» Н.В. Чибизовой. Всем участникам богослужения были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл посетил гимназию имени преподобного Сергия Радонежского при Варницком монастыре Троице-Сергиев Варницкий монастырь, родина преподобного Сергия Радонежского

http://pravoslavie.ru/70604.html

Областное руководство посчитало, что для небольшого поселка музей слишком большая роскошь. В 1958 году он был закрыт. Храм запустел. В последующие два десятилетия местные вандалы сначала разобрали ограду, а затем – частично холодный храм и до фундамента – теплый. Так ценнейший архитектурный и духовно-культурный памятник превратился в развалины. Несмотря на разорение и удручающий вид, храм по-прежнему привлекал внимание людей. К нему ехали паломники помолиться, шли экскурсанты полюбоваться с вершины холма Федосьина городища на бесконечные донские просторы, набрать воды из святого Успенского колодца. Но время неумолимо шло вперед, а дождь, снег и ветер делали свое дело, принося храму новые разрушения. Пожалуй, самые отъявленные оптимисты не верили в восстановление и возрождение Успенской церкви. История воссоздания монашеской жизни здесь промыслительна. С 2002 года в эти края стал часто приезжать архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, викарий Московской епархии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. И это не случайно: в период с 2002 по 2010 гг. храм преп. Сергия Радонежского на Красном Холме находился в совместном ведении музея и Троице-Сергиевой Лавры. И вот в один из мартовских дней в 2003 году после очередного посещения храма преп. Сергия Радонежского на Красном Холме архиепископ Сергиево-Посадский Феогност заехал в Епифань и спустился к Дону. Кстати сказать, март – знаменательный месяц в жизни владыки Феогноста: день Ангела у него 27 марта. Это день памяти свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353). В последний год жизни этого святителя юный отшельник Варфоломей, будущий преподобный Сергий, обратился к нему за благословением создать церковь в Радонежских лесах во имя Пресвятой Троицы. Митрополит Киевский Феогност принял его тепло, по-отечески, благословил на монашеский труд и дал просимое разрешение. В марте 2002 года наместник Троице-Сергевой Лавры Феогност избран епископом Сергиево-Посадским, а через некоторое время в марте того же 2002 года за Божественной литургией в Москве он был хиротонисан во епископа Сергиево-Посадского – почти в день своего Ангела.

http://sobory.ru/article/?object=49132

Архипастырь был награжден орденами преподобного Сергия Радонежского (I, II u III степени) и благоверного князя Даниила Московского (II cmenehu).   Двадцать девятого декабря 2021 года по собственному прошению епископ Феофилакт был почислен на покой по состоянию здоровья с местом пребывания в родной для него обители преподобного Сергия. Совершал богослужения и молился в Боголюбской киновии Гефсиманского Черниговского скита лавры.   Двадцать второго марта 2023 года епископ Феофилакт отошел ко Господу. Отпевание почившего архипастыря состоялось 24 марта в Гефсиманском Черниговском скиту. Литургию Преждеосвященных Даров совершил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност в сослужении наместника Лавры епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Фомы. По окончании Литургии было оглашено Патриаршее соболезнование. «Вся жизнь покойного была посвящена служению Богу. Возделывая ниву Христову, он стремился со тщанием исполнять различные церковные послушания», — отметил Его Святейшество. В соболезновании губернатор Санкт-Петербурга Александр Дмитриевич Беглов сказал, что «Владыка Феофилакт запомнится всем нам как мудрый пастырь и преданный своему делу труженик», все дела которого «неустанно призывали людей к жизни по заповедям Христа Спасителя, к деятельной вере, непоколебимой надежде и искренней любви». В соборном отпевании новопреставленного владыки приняли участие митрополит Каширский Феогност, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, епископ Наро-Фоминский Парамон, епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, епископ Солнечногорский Алексий, насельники обители в священном сане, духовенство Юго-Западного викариатства г. Москвы, Сергиево-Посадской епархии и Брянской митрополии. Во время заупокойного богослужения молились духовные чада почившего архиерея.   Погребен епископ Феофилакт на территории скита за алтарем храма Черниговской иконы Божией Матери. Множество верующих в разных областях нашей Родины и за рубежом вспоминают его как ревностного архипастыря Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/obituaries/episkop__...

" Митрополитом Орловским и Болховским, главой Орловской митрополии, решено было быть митрополиту Мурманскому и Мончегорскому Симону, а митрополитом Мурманским и Мончегорским, главой Мурманской митрополии, – епископу Североморскому и Умбскому Митрофану " , – добавил он. Кроме того, как сообщил В.Р. Легойда, Священный Синод принял постановление о замещении вакантной кафедры Бийской епархии (Алтайская митрополия). Преосвященным Бийским и Белокурихинским решено быть епископу Тарусскому Серафиму, викарию Калужской епархии. " Касаясь вопроса о перемещении наместников ставропигиальных монастырей, Синод постановил освободить архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, викария Патриарха Московского и всея Руси от должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, выразив ему благодарность за многолетнее окормление святой обители и сохранив за ним обязанности викария Патриарха Московского и всея Руси с титулом " Каширский " и председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству " , – заявил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. " Наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с титулом " Сергиево-Посадский " был назначен епископ Бронницкий Парамон, викарий Патриарха Московского и всея Руси, с освобождением его от должности наместника Донского монастыря г. Москвы, с выражением благодарности за понесенные труды. Наместником Донского монастыря с титулом " Бронницкий " решено было быть епископу Уржумскому и Омутнинскому Фоме, с освобождением его от управления Уржумской епархией " , – добавил он. Еще одним важным вопросом, рассматривавшийся на состоявшемся сегодня заседании, стал вопрос о положении Украинской Православной Церкви, сложившемся вследствие антиканонического вторжения Константинопольского Патриархата на её каноническую территорию. " По итогам обсуждения Священным Синодом было принято отдельное заявление по настоящей теме " , – подчеркнул В.Р. Легойда. Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ указал, что Синод утвердил текст молитвы перед принятием лекарства, а также тропарь, кондак и молитву преподобному Ионе Яшезерскому.

http://religare.ru/2_117311.html

Также в конце 2017 года был освящен нижний храм в Сергиево-Посадском доме-интернате слепоглухих для детей и молодых инвалидов. Освящение совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Весь храм в этом детском доме адаптирован для детей с особенностями развития. Важная тема — создание доступной среды в храмах. К сожалению, далеко не все наши храмы сегодня доступны для маломобильных групп населения. Мы благодарим Вас, Ваше Святейшество, за то, что Вы обратили внимание на этот вопрос на Общецерковном съезде по социальному служению в 2017 году. По благословению Святейшего Патриарха мы совместно с Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации подготовили методические рекомендации по обеспечению доступной среды в храмах. Эти рекомендации были направлены Управлением делами Московской Патриархии во все российские епархии. В прошлом году наш Отдел издал специальное методическое пособие  «Особый человек в храме» , мы занимаемся обучением представителей епархий. Помогаем там, где никто не может помочь Очень востребованы церковные проекты сопровождаемого проживания инвалидов. В  Выборгской ,  Пензенской , Кинешемской эти проекты уже стали реальностью. В 2017 году в Пензе при поддержке Церкви был открыт один из лучших негосударственных проектов сопровождаемого проживания — пансион для молодых инвалидов с тяжелыми нарушениями  «Дом Вероники» . Здесь инвалиды ведут активную жизнь: они проходят реабилитацию, учатся и по возможности работают. Этот проект является альтернативой психоневрологическому интернату, где большинство людей не развиваются, а просто лежат в кроватях. Землю под строительство центра выделила Пензенская епархия, он расположен рядом с храмом. Федеральный министр труда и социальной защиты Максим Топилин отметил на открытии центра, что с точки зрения дизайна, удобства и комфорта для людей «Дом Вероники» является на сегодня лучшим в России подобным проектом. В некоторых епархиях (Алатырская, Самарская, Йошкар-Олинская, Московская, Пятигорская) стали появляться реабилитационные развивающие центры для детей-инвалидов. В этих центрах Церковь часто оказывает ту помощь, которую никто — ни государство, ни общество — пока не может оказать инвалидам.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5194897...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010