Если праздник очищения был днем смирения душ и горького раскаяния в грехах, то праздник кущей имел веселый характер, как это ясно выражено в двух моментах, встречающихся в этом празднике и служащих предметом радости для Израиля; первый момент – окончанее полевых работ ( Исх.23:16 ) собрание произведений земли ( Лев.23:39 ), или уборка с гумна и с точила ( Втор.16:13 ); второй момент – поселение в кущах. Этот веселый характер праздника выражен ясно в самом законе: «в первый день возьмите себе ветви красивых дерев» и т. д. «и радуйтесь пред Иеговою Богом вашим семъ дней» Лев. 23:41 ; «веселись в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя,, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих» Втор.16:14 ; «потому что благословил тебя Иегова Бог твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих и ты должен веселиться» ст. 15. – Как ни определенно выставляется в последнем месте, в качестве предмета радости, собрание всех произведений земли и с очевидностью обнаруживавшееся в этих дарах благословение Божие, однако мы не можем считать праздник кущей установленным первоначально в честь виноградной лозы, 684 и источника особенной возвышенной радости этого дня искать в том главным образом, что собрание фруктов, оливковых плодов и винограда происходило в конце уборки годовой жатвы, между тем продукты эти «более чем хлеб, предназначавшийся для ежедневного питания, служили предметом жизненных наслаждений и радости и свидетельствовали – особенно масло и вино – о богатстве и изобилии». 685 Радость праздника кущей должна была обнаруживаться не столько в обильном наслаждении этою полнотою божественного благословения, сколько в увеличенном числе жертв и в пребывании в кущах, составлявших особенность этого праздника, отличавшую его от всех других праздников. Пребывание в кущах не только дало главное название этому празднику, но и заповедано, как постановление вечное для потомства ( Лев.23:41 ). Во время пребывания в кущах потомство израильское должно было исповедывать, что в кущах Бог поселил сынов израилевых, когда вывел их из Египта ( Лев.23:43 ). Итак, праздник кущей свое ближайшее отношение имел к истории народа и только второстепенным образом относился к физическим дарам, которыми Иегова благословлял жатву.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кротчайший из людей 06.01.2015 544 Время на чтение 11 минут Неделя святых отец - это праздник всех ветхозаветных праведников, которые удостоились стать предками по плоти Иисуса Христа. В этот день мы также вспоминаем и пророков, которые предрекали рождение Мессии. И первый среди них - святой пророк Боговидец Моисей, о котором сказано, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей» (Втор. 34:10). Переход евреев по дну Красного моря. Художник: Даниэль Герхарц Исход евреев из Египта уже давно является камнем преткновения для многих ученых умов. То археология представляет мало фактов, то реки текут не там, где нужно, то море ведет себя неадекватно, - словом, сложно составить ясную научную картину происшедшего. Человеку церковному, может быть, и нет нужды тщательно проверять разносторонние факты церковной истории, если мы веруем, что Святой Дух руководил писателями Библии. И святой апостол Павел призывает нас не вдаваться в документальность изложения, а извлекать пользу из написанного: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). И правда, если мы верим, что Христос Спаситель восстал из мертвых, то трудно ли нам поверить, что Господь развел для евреев воды Красного (Чермного) моря? А если нет веры в библейские события, то как можно именовать себя христианином? Однако и нам, безусловно принимающим истинность Пятикнижия Моисея, полезно внимательно вчитываться в библейский текст, задавать самому себе вопросы, учиться на примерах святых, - словом, заниматься тем, что именуется «созерцанием». И задаем мы вопросы не как праздные зеваки, желающие поглумиться над святыней, а с целью назидания, а это хорошо и похвально. Вопросов же для читателей Пятикнижия - масса. Например, почему Моисей повел евреев не коротким путем в землю Ханаанскую, а кружным? Короткий путь по побережью Средиземного моря занимает меньше 300 километров, и по сравнению с вдвое большим маршрутом, который избрал Моисей по безводной пустыне, он может показаться легкой прогулкой. С одной стороны, мы читаем: «Когда же фараон отпустил народ, Бог не повел [его] по дороге земли Филистимской, потому что она близка; ибо сказал Бог: чтобы не раскаялся народ, увидев войну, и не возвратился в Египет» (Исх. 13:17). С другой стороны, что есть невозможное для Бога Всемогущего? Он смог бы так погнать филистимлян, что евреи не увидели бы ни одного из них до самого Ханаана. Но опять же: Он мог и расположить сердце фараона, чтобы египетский правитель безо всяких казней отпустил бы богоизбранный народ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Здесь же он ставил и кровь козла, по совершении ею кропления в святом святых. 217 Затем он брал кровь тельца и кропил ею на завесу, отделявшую святилище от святого святых, сначала вверх один раз, а потом семь раз вниз, перед завесою прямо против ковчега. Так же кропил он и кровью козла. 218 После кропления перед завесой первосвященник кропил на рога жертвенника, согласно Исх.30:10 . Как совершалось это кропление, смешанною ли кровью тельца и козла, или каждою отдельно, неизвестно. Из Исх.30:10 можно выводить заключение скорее в пользу кропления кадильного жертвенника смешанною кровью. Такое заключение подтверждается иудейским преданием, по которому первосвященник смешивал кровь тотчас после кропления пред завесой, 219 и очищал кадильный жертвенник смешанною кровью. Правда то, что говорит предание об очищении кадильного жертвенника, нужно отнести к жертвеннику всесожжений, как это будет показано ниже. Но для нас в данном случае важно лишь то, что по сознанию предания, кадильный жертвенник очищался смешанною кровью. С. За очищением святилища следовало, согласно 16 гл., очищение жертвенника всесожжений. Об очищении жертвенника всесожжений говорится в 16 гл. довольно подробно. «И выйдет он (Аарон) к жертвеннику, – читаем здесь, – который пред лицом Господним, и очистит его; и возьмет крови тельца и крови козла, и возложит на роги жертвенника со всех сторон, и покропит на него кровью с перста своего семь раз, очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых» (ст. 18–19). Но прежде, чем объяснять как совершалось очищение жертвенника всесожжений, необходимо доказать, что в приведенных словах говорится об очищении именно этого жертвенника, а не кадильного жертвенника, как говорит иудейское предание, а за ним многие новейшие толковники. По иудейскому преданию, 220 первосвященник непосредственно после кропления перед завесой приступал к очищению алтаря кадильного. Причем очищение это он совершал не согласно кн. Исх. 30:10 , а согласно приведенным словам 16 гл. Об очищении жертвенника всесожжений предание ничего не говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана (Втор 34:1). И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор 34:5–6). Возле города Мадаба есть гора Нево (Небо), с которой Бог показал пророку Моисею землю обетованную (обещанную Богом) после странствий по пустыне. После того как израильский народ попал в рабство к египтянам, Бог через пророка Моисея вывел их оттуда. Народ прошел через расступившееся Красное море и 40 лет ходил по пустыне, чтобы за это время сменилось поколение людей, которые родились и выросли рабами. Сам Моисей не вошел в землю обетованную и умер на горе Нево, но где точно — неизвестно. Книга Второзаконие говорит, что уже тогда никто не знал, где находится его могила. Сейчас на горе красивый парк с памятником пророку и францисканская церковь.  Внутри церковь больше похожа на музей — там собрали напольные мозаики IV–VI веков. Они — единственное, что сохранилось от монастырей и храмов того времени. Мозаики находятся под стеклом на полу и даже на стенах, чтобы их было удобней разглядывать. Их обнаружили францисканцы, которые в 1930 году проводили здесь раскопки, пытаясь найти могилу пророка Моисея. Карта Мадабы — самая древняя карта Святой Земли (VI в от Рождества Христова).  Она выложена мозаикой на полу храма Георгия Победоносца в городе Мадаба. Мозаику обнаружили в 1895 году, когда строили новый храм на месте древней разрушенной церкви. Оригинальная карта имела размеры 20х10 метров и состояла из пяти миллионов мозаичных камней. Сейчас от нее сохранился фрагмент 5х7 метров, состоящий из двух миллионов деталей мозаики. Карта Мадабы — один из самых весомых аргументов подлинности местонахождения  тех или иных библейских мест с точки зрения археологии.   3. Место рождения пророка Илии  И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою!  (3 Цар 17:1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

И всё соединяется в нём. Жизненная сила зерна настолько велика, что находя и делая эти археологические открытия, вскрывая саркофаги с фараонами – там у них всё необходимое для будущей жизни оставляли, в том числе в мешках и зерно – оно за эти тысячелетия обуглилось, превратилось в уголь, а когда высеяли – оно взошло. Какая же жизненная сила коренится в этом зерне? Так. Так вот этот Адам стал прообразом будущего, но дар благодати не как преступление. Дар благодати принёс нам Христос. Этот дар превысил, он собой утопил это преступление]. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека [в оригинале одного Адама. Какого?] Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих стих:]. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного – всем человекам осуждение, так правдою Одного – всем Человекам оправдание к жизни». Вот так Апостол Павел рассмотрел тему грехопадения в Раю. И вот сопоставил Адама с Христом, как второго Адама. Начинается жизнь вне Рая, и у них появляется потомство. Первый человек, родившийся от Адама и Евы – Каин. При его рождении Ева говорит: Приобрела я человека от Господа (см. Быт. 4:1 ). Это великие слова она сказала. Во-первых, чадородие – это дар Божий. Дети не от брака, а от благословения Божия. Многие состоят в браке, но не имеют потомства. Следовательно, приобрела я человека от Господа, это первое. Второе. Возможно, она надеялась увидеть в нём то семя жены, о котором было сказано в Раю, что семя Жены сотрет главу змия. Вот в этом она ошиблась. Вскоре в этом сыне стали проявляться такие черты, что просто откуда они и взялись? Откуда они и взялись? Вот она говорит: Приобрела я человека от Господа. А что о нём скажет Апостол Иоанн Богослов? Он скажет совершенно другое. Вот это заложите, а 1-е Иоанново Соборное Послание откройте. Здесь речь идёт о сынах диавола и о детях Божиих. Вот он нам с вами говорит: Иоанн, 3-я глава, 2-й стих:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И наконец, некоторые современные учёные сомневаются в долгое время господствовавшей гипотезе о том, что все крылатые животные появились после рептилий. Иногда останки летающих морских животных находят в древнейших слоях, которые обычно связывали с появлением рептилий. Как бы то ни было, никаких противоречий здесь нет, за исключением конфликта между научными теориями и некоторыми толкованиями Книги Бытие. Бытие 2:1–3 . По поводу того библейского утверждения, что Бог завершил творение за шесть дней ( Быт. 2:1–3 ), Букайль высказывается, что «как все мы сегодня прекрасно знаем, возникновение Вселенной и Земли происходило поэтапно, на протяжении очень долгого времени». Как уже отмечалось, несостоятельность подобных обвинений показана в статье Книга Бытие: дни сотворения. Бытие 2:4–25 . Букайль придерживается тех устаревших взглядов, что глава Быт. 2 противоречит повествованию в Быт. 1 . Критика сводится к тому, что, согласно Быт. 1 , животные были сотворены раньше человека, а в Быт. 2 этот порядок, по-видимому, меняется на обратный, так как там сказано: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл их к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их» ( Быт. 2:19 ), и это подразумевает, что Адам был сотворён раньше животных (см. Адам: историческая достоверность; эдемский сад). Однако решение этой проблемы станет очевидным, если мы внимательнее рассмотрим оба текста. Расхождение появляется из-за того, что в Быт. 1 описан порядок событий, а в Быт. 2 больше говорится об их сущности. Текст Быт. 2 не противоречит первому повествованию, так как в нём не указано конкретно, в какой именно момент Бог сотворил животных. Здесь просто рассказывается, что Бог привёл животных (которых перед этим сотворил) к Адаму, чтобы тот мог дать им названия. По своей теме глава Быт. 2 сосредотачивается на том, как животные получили имена, а не на том, как они были сотворены. Таким образом, в Быт. 2:19 выделен факт наречения (а не сотворения) животных, и просто сказано: «Господь Бог (Который] образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных [...] привёл их к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

«И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь]. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых. И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» ( Исх. 1, 11–14 ). По словам Иосифа Флавия, «они поручили им отвести реку Нил в разные каналы и соорудить у городов стены и плотины, чтобы вода реки не проникла в города и не обратила почву их в болото. Равным образом они побуждали народ наш строить пирамиды, изучать всевозможные ремесла и привыкать к тяжелым трудам». Все эти работы точно соответствуют реалиям второй половины Среднего Царства Египта. Так, Аменемхет III организует грандиозные ирригационные работы в Файюмском оазисе. Им же было возведено грандиозное каменное здание – Лабиринт, – так восхищавшее греков. Эти строения были построены с участием евреев. Более того, именно в это время характерно использование семитов для полевых работ (ирригация), что несвойственно другим эпохам. До этого евреи использовались на случайных работах. Последние пирамиды были построены как раз царями XII династии. Так, уже упоминавшийся Аменемхет III построил их даже две: около Дашура и у Хавара в Фаюме. Таким образом, сообщение о еврейском рабстве подтверждается египетскими источниками. Более того, в это же время археологи фиксируют тот факт, что более 50 % слуг египетских чиновников имели западносимитские (и даже библейские) имена. Сложнее обстоит дело с теми городами, которые строили евреи. Действительно, найдены города, упомянутые в Библии: Пифом, Он, Раамсес. Но те слои, которые раскопаны, относятся к эпохе Нового царства, т.е. позже рассматриваемой нами эпохи. Интересно, что в Раамсесе, строительство которого приписывалось Рамсесу II, оказалось, что многие здания построены гораздо раньше, но этот фараон приписал их себе, разместив на них свои отпечатки. Так, возможно, некоторые из хлебохранилищ были построены евреями во время рабства. Однако еврейские предания говорят, что те города, которые они строили, пожрала земля во время Исхода. Да и само название города связано с культом бога солнца Ра, принявшим особый размах во время Среднего Царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

«И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях». Мы не должны оправдываться и тем, что наши страсти, наши пороки, наши душевные и телесные немощи столь велики, что уже как бы не подлежат исцелению. Евангелие ясно говорит, что Иисус исцелял «всякую болезнь и всякую немощь в людях», поэтому не будем оправдываться, а с доверием прибегнем к Евангелию, прибегнем к этому простому на вид, но весьма поучительному и важному для нас евангельскому повествованию. Будем знать, что если мы не получаем исцеления, в особенности душевного, как получали его все, приходившие ко Господу Иисусу Христу со своими душевными и телесными недугами, то причина этого в нашем собственном нерадении. Причина в том, что мы не понимаем, какою силою Господь Иисус Христос изгоняет бесов, то есть страсти, из нашей души. Если бы мы приняли Евангелие просто, всей душой, непосредственно, тогда в нас появились бы и ревность, и вера в то, что Божественная сила, исходящая от имени Господа Иисуса Христа, Сына Божия, от Святых Христовых Тайн, от всех Таинств и обрядов Православной Церкви, от Священного Писания, может исцелить нашу душу от всякой болезни и немощи, несмотря даже на все обстоятельства, которые, как нам кажется, препятствуют этому. Может очистить нас, сделать нас духовно зрячими, чтобы мы также могли не столько словами, сколько своим поведением, жизнью и делами прославлять Господа по всей земле. Аминь. августа 2000 года О непрестанной молитве Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! За Господом Иисусом Христом «следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (ст. 27). Это событие, описанное в Евангелии, настолько древнее, настолько отстоит от нас по времени, что мы не можем в точности представить себе его конкретные подробности. Не знаем, например, какая одежда была у людей того времени, каковы были их нравы и привычки, как звучала их речь. Чтобы помочь нам понять Священное Писание, современные библейские археологи и историки по крупицам собирают и затем исследуют те сведения о глубокой древности, которые дошли до нашего времени, но все эти второстепенные, дополнительные знания различных исторических обстоятельств не слишком помогают нам постигнуть смысл Евангелия, как и незнание их не препятствует этому.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы спасен был мир через Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия” ( Ин.3:16-18 ). Мусульмане считают, что Иисус был не выше других пророков. То, что это не так, Иса опроверг неоднократно. Так, споря с Иисусом, иудейские вожди спросили Его: “Неужели Ты больше отца нашего Авраама (Ибрагима), который умер? И пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?” ( Ин. 8:53 ) Что ответил иудеям Христос? Он сказал: “Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой… Истинно, истинно говорю вам, прежде нежели был Авраам, Я есмь” ( Ин. 8:56, 58 ). Иисус ясно дал понять, что Он более велик, чем Авраам. Патриарх умер, потому что ничем не отличался от других людей, но Иисус, будучи вечным Сыном Божьим, существовал до Авраама от вечности: “Прежде, нежели был Авраам, Я есмь”. Продолжим экскурсию по городу. На этих залитых солнцем холмах около 1000 года до Рождества Христова, царь Давид (Дауд) основал свою столицу. Хотя не так давно с помпой было отмечено 3000-летие столицы Израиля, приуроченное к возведению ее Давидом, в действительности, возраст Иерусалима, как утверждают археологи, гораздо древнее. По крайней мере, на тысячу лет. И это звучит весьма правдоподобно, ведь по преданию в этих местах после изгнания из рая обосновался еще Адам, самый первый человек. После смерти царя Давида его владения были разделены на Израильское и Иудейское царство. А, как известно, “дом разделившийся сам в себе – рухнет”. И правда, вскоре Вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим, разрушил Первый храм, и увел евреев в плен. Но уже пол века спустя сюда пришел властелин Кир, который был большим другом иудеев и позволил им частично восстановить главную иудейскую святыню. Позднее, по библейских холмам маршировали фаланги непобедимого Александра Македонского. В I веке до н.э. их сменили когорты римлян При царе Ироде, который за свою деятельность, жестокость и хитрость был назван Великим – хотя на деле и зависел от воли Рима – Святая Земля достигла большого расцвета.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

Из слов: «и ешь пред Иеговою десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего» ( Втор.14:23 ) некоторые толковники заключают, что к второй десятине присоединялись для отдачи еще вторые первенцы, под которыми Бонфрер разумеет тоже первородных животных но женского пола, а Михаэлис (Mos. R.. IV, стр. 108 и д.) и Ян (bibl. Archàol. стр. 415) второрожденных из крупного и мелкого скота. Такое объяснение стоит в связи с неправильным предположением, будто первенцы из скота обращались в полную собственность священников, между тем как последние брали себе только грудь и правое плечо; а остальное мясо возвращалось приносителям для употребления в жертвенном пире. Закон говорит об одном перворожденном крупного и мелкого скота, которого по Чис.18:17 и д. должно было приносить в жертву на жертвеннике по образцу шламим, и от которого священникам доставались только грудь и правое плечо. Это предполагает Моисей во Втор.12:6 и д. 14:23, где он заповедует народу доставлять все жертвы и дары на место, которое·Иегова изберет для пребывания своего имени и только там приносить жертвы и устроятъ жертвенные пиры; с этим предположением он во Втор.14:23 , говоря о назначении второй десятины для употребления на жертвенных пирах, упоминает также и о первородном из крупного и мелкого скота, потому только что доставление святилищу этих первенцев совпадало обыкновенно с доставкой второй десятины, и мясо первенцов, достававшееся приносителям, служило вместе со второю (только растительною) десятиною материалом жертвенных пиров, между тем как первая растительная десятина вся принадлежала левитам, так что из нее приносители ничего не могли употребить для себя для жертвенных пиров. Таков совершенно верный взгляд Винера R. W, I, стр. 342. Напротив Шаальшутц (Mos. Recht I, стр. 124 и д. и 354 и д.), держась ошибочного взгляда, что все мясо от жертвы первородных принадлежало священникам, хочет выйти из затруднения при помощи несостоятельного предположения, будто предписание Втор.14:22 и д. касалось не народа, только, но вместе с тем и священников, и будто оно имеет такой смысл: «вы должны приносить в одно освященное место, все дары и жертвы названных видов, чтобы здесь только употребить их в пишу, что кому досталось». По этому взгляду жертвенные пиры второй десятины состояли только из хлеба, молодого вина и масла; но это находится в очевидном противоречии с выраженьем ст. 24 и д., где говорится, что обращавший вторую, десятину в деньги, мог на месте святилища покупать для себя на эти деньги быков, овец, вина и крепких напитков.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010