«Видение некоему мужу духовному» благовещенского протопопа Терентия Подготовка текста, перевод и комментарии М. В. Рождественской «Видение некоему мужу духовному» Благовещенского протопопа Терентия – одно из ярких литературных произведений эпохи Смуты, написанное в 1606 г. в жанре широко распространившихся «видений» и повестей о чудесных явлениях. В литературе о Смуте это сочинение иначе называется «Повесть о видении мужу духовну» или «Повесть протопопа Терентия о чудесном видении 1606 г.». Впервые Повесть была напечатана в «Летописи занятий Археографической Комиссии за 1861 г.» (Вып. 1, отд. II. СПб., 1862. С. 52–54), но не привлекла специального исследовательского внимания. В 1888 г. С. Ф. Платонов посвятил ей особый раздел в монографии «Древнерусские сказания и повести о смутном времени XVII в. как исторический источник» (СПб., 1888) и указал на наиболее ценный и полный, с его точки зрения, список в рукописи РНБ, XVII в. Только в этом списке есть предисловие, из которого мы узнаем имя автора и время создания Повести (Видения): протопоп Терентий написал ее в 1606 г. В этой же рукописи находится еще ряд текстов, связанных с событиями Смуты, среди которых рассказ еще об одном видении, случившемся уже в следующем, 1607 г. в Архангельском соборе Московского Кремля. С. Ф. Платонов, исследовавший и издавший произведения о Смутном времени, установил, что «Видение некоему мужу духовному» является одной из частей более обширного сочинения о Смуте, так называемого «Иного Сказания», время создания которого ученый отнес к середине второй половины XVII в. С. Ф. Платонов выделил в нем шесть составных частей, созданных в разные отрезки времени, среди которых и «Повесть о видении, бывшем в Успенском соборе в Москве в 1606 г.». Выводы С. Ф. Платонова относительно происхождения и состава «Иного Сказания» можно свести к следующему. В основу «Иного Сказания» легла повесть, составленная монахом Троице-Сергиева монастыря. Затем эта повесть подверглась сокращению и в таком виде дошла до нас в некоторых списках. Часть этой повести 1606 г. вошла в «Житие царевича Дмитрия», помещенное в Четьих Минеях Германа Тулупова. На эту повесть «наслоилось», по выражению С. Ф. Платонова, несколько других сочинений. Во-первых, это грамоты царя Василия Ивановича Шуйского; во-вторых, это записи о первых событиях Смуты при Василии Шуйском; в-третьих, это повесть протопопа Терентия о чудесном видении 1606 г. (Видение некоему мужу духовному). Далее, считал С. Ф. Платонов, к «Иному Сказанию» были добавлены статьи из Хронографа 2-й редакции (после 1617 г.) и некоторые «летописные заметки», доводящие события до середины XVII в. «Таким образом, – писал С. Ф. Платонов, – разбираемый памятник есть не что иное, как сборник самого разнохарактерного состава». (Древнерусские сказания и повести... С. 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За шесть лет существования Всемирного Русского Народного Собора сильно изменился состав его участников. Можно сказать, что социальная база нашего форума стала намного шире, чем раньше. Это свидетельствует о том, что многим слоям нашего общества близка идея Собора как места встречи людей, придерживающихся разных политических взглядов и убеждений, но радеющих о своей стране, любящих Родину и свой народ. И на примере прошедшего Собора мы можем увидеть, что хотя с трибуны форума звучали порой противоположные призывы и высказывания, это не привело к политическому противостоянию между его участниками. Впервые в нашей стране, а, может быть, и во всем мире, участники Всемирного Русского Народного Собора подвергли философскому, мировоззренческому и религиозному анализу феномен терроризма начала XXI века. Это тем более важно, что до сих пор не были выяснены духовные, цивилизационные предпосылки этого чудовищного теракта, хотя после трагических событий 11 сентября прошло уже довольно много времени. Мы живем на границе между двумя мирами. И тема межцивилизационного, межрелигиозного диалога является для России как никогда актуальной. Все уже привыкли к словам о том, что после терактов 11 сентября мир вступил в новую эпоху. Но от того, как мы ответим на новые вызовы, которые ставит перед нами начавшийся век, будет зависеть будущее нашего Отечества. Я полагаю, что Собор сумел найти правильные слова, чтобы ответить на поставленные вопросы, и дай Бог, чтобы они были услышаны и нашим народом, и всем миром. Заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев: Мне почти нечего добавить к столь полному и разностороннему рассказу митрополита Кирилла о VI Всемирном Русском Народном Соборе. Единственное, что хотелось бы отметить: на этом форуме, пожалуй, впервые столь широко были представлены области и республики нашей страны. Из 89 субъектов Федерации в Соборе приняли участие 70. Впервые на форум приехали участники из Магадана, Иркутска, Архангельска, Смоленска, Калининграда, Костромы, Орла, Уфы, Самары, Пензы, Ставрополя, Екатеринбурга, Липецка, Мурманска, Брянска, Воронежа, Челябинска, Твери, Волгограда, Новосибирска и других регионов России. Кроме того, представительные делегации прибыли из Белоруссии, Украины, Эстонии, Молдавии, Латвии, Казахстана, Туркмении, Франции, США, Югославии и иных стран. Хочется отметить, что на этот раз Украина была представлена депутатами Верховной Рады, представителями региональной власти и общественных организаций. В работе Собора также приняла участие большая группа деятелей культуры, представителей всех творческих союзов России.

http://mospat.ru/archive/86470-press-kon...

Безбожие и безволие русских – причина трагедий Владимир Путин участвовал в Соборе по удалённой связи. Впрочем, это понятно – война. Глава государства посвятил своё обращение в основном военным и военно-политическим проблемам, которые для него, надо понимать, являются сегодня главными. А вот о второй проблеме – миграции, которая беспокоит Святейшего Патриарха Кирилла, Президент ничего не сказал. И вот это является своеобразной интригой. Глава государства не отреагировал на тревоги Святейшего Патриарха Кирилла, который говорил о миграции как угрозе именно русскому этносу… Именно поэтому не могла быть принята Собором никакая идеология...». А вот как откликнулась на работу собора известная русская писательница, главный редактор одного из самых читаемых журналов: «О соборе – только разочарование, никакого русского мира там не было, какой угодно, но не русский. Концерт был после формальной и официозной части, но партер весь ушёл сразу, туда перешли те, кто сидел в амфитеатре, из шести тысяч осталось едва ли триста человек, а приехал известный Кубанский хор, приехали хоры их Красноярска, Архангельска, хор им Александрова, и вот они эти громадные заслуженные коллективы пели о России перед почти пустым залом. Сначала я наслаждалась их пением, концерт был небольшим, а потом возникло чувство горечи, сменившееся чувством тревоги, когда в конце спели “Вставай, страна огромная!”». После прочтения этих откликов я невольно подумала о том, какие гигантские средства были потрачены на организацию этого собора, на оплату дороги и размещения гостей, на оплату труда артистам и на прочие нужны. И это – при почти нулевом результате! Увы, таково у нас печальное настоящее и будущее русского мира… И во многом – по вине самих русских! Мы, русские, живём в пространстве искажённой истории, искажённых представлений о прошлом и настоящем. Император Пётр Первый, названный в официальной историографии «Великим», борясь с Расколом, уничтожил треть самого работоспособного населения России, привил народу пьянство и табакокурение, отбросил страну далеко назад. О причинах его ничем не оправданного возвеличивания справедливо написал Иван Солоневич в книге «Народная монархия». Более того, Пётр Первый, будучи убеждённым западником, распорядился начинать новый год с первого января, как на Западе, поправ русскую православную традицию начинать новый год с первого сентября, с начала индикта, церковного новолетия. И русский народ – после трагедии Раскола – безропотно «проглотил» это «новшество» в отличие от китайцев, индусов и арабов, свято чтущих свои многовековые традиции.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/04/ru...

В Московских соборах Успенском, Благовещенском и Архангельском, в Новгородском Софийском соборе и в соборах Троицкой Сергиевой лавры Троицком и Успенском в настоящее время над местными иконами – не праздники, а бывший деисус – ряд апостольский, и со всей вероятностью должно думать, что это так в наших соборах не с недавнего, а с очень давнего, старого времени (NB. Перепроверить указания). Знаем одно и письменное свидетельство совершенно определённое; в Вологодском Софийском соборе в 1663г. ряды икон деисуса (иконостаса) стояли в таком порядке: над царскими дверьми в первом тябле (на первой полке) деисус (как ряд икон), над деисусом в другом тябле праздники, над праздниками в третьем тябле пророки и праотцы, см. Известий Археологического Общества т. II col. 58 (Определённое письменное свидетельство в нашем смысле о деисусе Московского Благовещенского собора, относящееся к 1680г., см. ниже). Но что обычай ставить на первом месте от низа деисус, а не праздники, не был у нас совершенно всеобщим и что иногда, согласно с Греками, бывало и наоборот, см. Записки Археологического Общества т. VIII, стр. 160, Записки русского и славянского отделения того же Общества т. I, стр. 140 sqq и т. II, стр. 139, 142 и 144, Записки о Кривоезерской пустыне иеродиакона Филумена стр. 15 (NB. Поверить свидетельства). – К сказанному об употреблении названия „деисус” должно прибавить, что оно употребляется не только в смысле иконостаса над алтарём, но и в смысле иконостаса, собрания икон, полки или полок их, где бы то ни было: деисус в паперти церковной, деисус на воротах городской стены и пр. „Большой деисус”, как ряд в алтарном деисусе – иконостасе, есть тот ряд последнего, который собственно назывался этим именем (деисусом), т. е. апостольский, и который получил своё название от того, что он был главный (важнейший) ряд. – (Деисус, деисусы – вообще иконостас, за исключением икон местных („в деисусех”- в остальном иконостасе за исключением икон местных), и также все верхние ряды икон в трапезах церковных за исключением икон местных, – Записок русского и славянского отделения Императорского Археологического Общества т.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

По возвращении в Россию с 1766 г. служил в сане архимандрита настоятелем мон-рей Новгородской епархии: Вяжищского, Валдайского Иверского (с 1770) и Юрьева (с 1775). 24 янв. 1783 г. еп. Виктор «отправился для посещения епархии» в Каргополь. 22 сент. 1783 г. назначен епископом Владимирским и Муромским. Последним епископом Олонецким и Каргопольским стал ректор Новгородской ДС архим. Амвросий (Серебренников). Его архиерейская хиротония состоялась 26 дек. 1783 г. Уже 1 янв. следующего года в присутствии императрицы он произносил новогоднюю проповедь в Большом соборе Зимнего дворца. 18 марта 1784 г. ему велено иметь пребывание в С.-Петербурге. В 1784-1785 гг. еп. Амвросий неоднократно проповедовал в придворных церквах, в т. ч. в день именин императрицы. В марте 1784 г. он безуспешно пытался предотвратить самосожжение старообрядцев (до 50 чел.) в дер. Фофановской Ребольского погоста Повенецкого у., командировав для их увещания, «яко к тому способного», протопопа петрозаводского Петропавловского собора Григория Фёдорова. Однако «скопище раскольническое» сожгло себя до приезда увещевателя. При еп. Амвросии, в 1784 г., Олонецкая провинция была преобразована в наместничество и объединена с Архангельским наместничеством под управлением Архангельского и Олонецкого генерал-губернатора Т. И. Тутолмина. В дек. 1784 г. епископ находился в Петрозаводске для участия в мероприятиях, связанных с открытием Олонецкого наместничества, 1-м правителем к-рого был Г. Р. Державин . Епископ служил торжественные литургии в Петропавловском соборе и говорил «приличные сему проповеди» 15 дек. (в день приведения к присяге прибывших для выборов дворян) и 17 дек. (в день открытия губ. присутственных мест). 28 нояб. 1786 г. по усмотрению Екатеринославского и Таврического генерал-губернатора кн. Г. А. Потёмкина еп. Амвросий был назначен епископом Славянской и Херсонес-Таврической епархии, переименованной при этом в Екатеринославскую и Херсонес-Таврическую, с возведением в сан архиепископа. Ему предстояло готовиться к встрече императрицы, в янв.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

Если между пробелами провести вдоль и поперек прямые линии, то и выйдет крест четвероконечный, т. е. слова: IC ХС приспособлены к тому, чтобы надписать их выше поперечника, по ту и другую сторону продольной части креста, a HI-KA —  ниже поперечника таким же образом. Второе следствие: если надпись была греческая, то отсюда следует, что кресты и в последующее время, по крайней мере в Греции, большею частью были четвероконечные с означенною подписью или без нее. Что же скажут нам на это старообрядцы? Сказать против этого решительно нечего: истина необходимо должна восторжествовать. В другой рукописной раскольнической книге, писанной скорописью в не очень давнее время (принадлежащей Архангельской семинарской библиотеке), в главе восьмой — «О начале раздора Федосеевых с Выгорецким общежительством; о причинах того, чего ради оный бысть», в конце, есть ссылка мнимых старообрядцев на один четвероконечный крест, который они признают истинным, настоящим крестом. Некто, раскольник Игнатий Трофимов, утверждал, что на кресте нужно писать титлу из четырех букв — IHЦI и укорял поморян между прочим и за то, что они не принимают этой титлы. Прибывши по случаю в Москву, где были и поморцы, он доказывал им верность своего мнения тем, что и на кресте св. Константина равноапостольного, находящемся в Успенском соборе (в Москве), есть такая надпись. Поморцы — Даниил Матфеич, Федор Калинич, Федор Федорович Яров, Михайло Григорьевич и некоторые другие с их стороны, «собравшеся вкупе, поидоша во Ycnehckiй собор, поемше и онаго учителя Urhamiя и даша cmpaжieм сребреники, да вынесут пред техъ очи оный крест Константинов, иже и вынесен бысть из олтаря и положен на налой, к которому приступивше отцы прилежно смотриша Urhamieм проповеданнаго, но того усмотрети отнюдь не возмогоша, токмо haчepmahie cie: Ic Хс симъ побеждай, якоже и самолично оный благочестивый монарх на небеси звездами изображенное видев и ucmopieю тое засвидетельствовано бысть». — Нужно ли после этого доказывать еще мнимым старообрядцам, что четвероконечный крест — истинный Христов крест, когда самые их учители признают его, как бы поневоле, — за истинный крест? Кто из любителей древности не знает, что в Успенском соборе находится крест Константина, принесенный с Афонской горы, — крест четвероконечный и что на небе этот монарх видел четвероконечное изображение креста? Но раскольники весьма часто сами признают истинным крестом четвероконечный крест, когда, например, предостерегают своих единоверцев от того, чтобы они не осмеливались наступать на сложившуюся случайно или намеренно сложенную на земле или на полу фигуру креста о четырех концах, а также когда осуждают православных за пренебрежение четвероконечною фигурою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Митрополит, очень осторожный вообще, написал на журнале о репетициях: «Ввести их в виде опыта» 814 . Опыт, как кажется, будет неудачным, и именно благодаря разногласию профессоров, чем и пользуются студенты. С 18-го по 23-е октября я гостил в Москве; квартира моя была у ректора Московской семинарии архимандрита Парфения (Левицкого) 815 , моего приятеля еще по Академии Киевской (он выпускник 1884 года), а затем, в бытность его до каникул ректором Вифанской семинарии, мы еще более сдружились. 19-го, в воскресенье, я служил в семинарской церкви. Вся обстановка церкви мне очень понравилась; поют очень хорошо; можно наслаждаться общим пением. Выходит нечто грандиозное, величественное, трогательное. Если бы везде так пела масса семинаристов, то была бы впоследствии великая польза для народа. 20-го с митрополитом служил панихиду по Императору Александре III 816 в Архангельском соборе; 21-го, в день восшествия на престол Императора ныне царствующего 817 , вместе с митрополитом служил в Успенском соборе. 22-го имел служить в Казанском соборе тоже с митрополитом; но митрополит не мог служить по болезни, происходящей от бессонницы, – посему и я не служил. Молебен служил в семинарской церкви. За это время я был у митрополита раза четыре и раз обедал с ним одним только. Он был со мною чрезвычайно любезен, откровенен... т.е. таким, каким редко приходится бывать подобным ему высоким лицам. Я думаю, эта любезность и внимание из-за Новгорода, откуда меня насильно увели... Митрополит весьма определенно говорил о скором назначении меня ректором Академии; но что препятствием служило и теперь может замедлить – неимение инспектора вместо меня. Это, положим, правда отчасти; хотя можно найти исполняющего должность инспектора на время. Потом как будто оправдывался тем, что нет теперь архиерейского места для ректора. А между тем недавно сколько их было?! Вообще, митрополита теперь ловко объезжают и мнения его не спрашивают. Митрополит – уже дряхлый; в разговоре часто дремлет. При прощании подарил мне очень изящные четки.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Владыка Гермоген родился 10 января 1861 г. в станице Нагавской, области войска Донского в семье казака, служившего псаломщиком в храме. Он окончил Нагавскую приходскую школу, в 1872 г. – Нижне-Чирское окружное училище, затем Усть-Медведицкое Духовное училище, в 1882 г. – Новочеркасскую Духовную семинарию и в 1886 г. – Киевскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В начале июня 1886 г. Г.И. Максимов был определен псаломщиком Петропавловской церкви ст. Старочеркасской, 29 июня рукоположен во диакона, а 4 декабря 1886 г. – во иерея к Троицкой церкви г. Новочеркасска. В июне 1887–1894 гг. он служил в кафедральном Вознесенском соборе Новочеркасска, одновременно исполняя должности секретаря Аксайско-Богородичного братства, члена Епархиального ревизионного комитета, наблюдателя церковно-приходских школ, благочинного г. Новочеркасска, ключаря кафедрального собора, члена Комиссии по открытию Донского епархиального женского училища. С 1889 г. о. Григорий также был законоучителем и инспектором классов Донского епархиального женского училища. В 1894–1902 гг. он служил смотрителем Усть-Медведицкого Духовного училища, возглавлял комитет по постройке училищной церкви и капитальному ремонту училищных зданий, Окружной училищный совет и Попечительство о бедных Усть-Медведицкого округа. В 1902 г. о. Григорий был возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем Владикавказского кафедрального собора и членом Владикавказской Духовной консистории. Одновременно он состоял председателем Совета Владикавказского Епархиального женского училища, действительным членом Терского областного комитета, депутатом от духовенства Владикавказской городской думы, членом Комитета народной трезвости, членом правления Михаило-Архангельского братства, председателем строительной комиссии причтовых домов при кафедральном соборе, заведующим двухклассной церковно-приходской школой, законоучителем 2-й и 1-й Владикавказских женских гимназий. В 1905 г. пастырь овдовел, имея шесть детей. С 1906 г. о. Григорий служил смотрителем Владикавказского Духовного училища, с конца 1906 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

233 Силин. 670–671. Священник Димитрий Васильевич Силин, магистрант МДА (1897), преподаватель Тульской ДС (1905–1908), затем смотритель Белевского духовного училища. С 1916 г. – ректор Самарской ДС и редактор Самарских ЕВ. Его работа, в основе которой лежит критический разбор статьи В.Ф. Певницкого (см. выше, сс. 71, 82), осталась наиболее объемистым и развернутым произведением, специально посвященным вопросу о литургическом употреблении русского языка. Редакция БВ, во главе которой стоял тогда проф. Н.А. За-озерский, поместила статью Силина с оговоркой, что не разделяет средств осуществления богослужебной реформы, предлагаемых автором, хотя и сочувствует самой идее. 241 Силин. 451, 494–495. Ср. еще более резкое высказывание известного церковного публициста того времени: «Буква превращена в фетиш!» – Ильинский В. (1907). 4. 245 Силин. 661; 457–458. Молитва иеросхимонаха Парфения (Краснопевцева , 1790–1855), которая и ныне помещается во многих православных молитвословах, издаваемых по благословению священноначалия, в значительной части представляет собой заимствование из «Подражания Христу» Фомы Кемпийского. Позднее широкое распространение среди верующих получила т.н. молитва последних Оптинских старцев, также изложенная по-русски, причем еще более простым языком, с очень ограниченными славянскими заимствованиями. 248 Дмитрий Павлович Ахматов (1883–1938), свящ. (1908), канд. богословия СПбДА (1912), инспектор классов Симбирского епарх. училища (1914–1917), с 1919 служил в Самарской епархии. Вместе с правящим архиереем, еп. Анатолием (Грисюком) , признал обновленческое ВЦУ и был делегатом на обновленческом Соборе (1923); впоследствии служил в Германовской ц. Ульяновска – каф. соборе Патриаршей Церкви (до 1932). Арестован (1937), расстрелян. 262 Ильинский П. (1917). 249–250. Павел Матвеевич Ильинский (1866–1931), священник церкви ст. Исакогорка Архангельской епархии. Член Поместного Собора, принимавший деятельное участие в работе богослужебного отдела (в течение 1-й сессии Собора; на 3-й сессии его сменил другой делегат). Впоследствии служил в Холмовской церкви той же епархии. Был сослан, в 1931 г. арестован и умер в лагере от истощения – раньше, чем успели привести в исполнение вынесенный ему расстрельный приговор (сообщено А.Г. Кравецким).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А почему мы вспоминаем о суде в день, когда поминаем умерших? Это неслучайно, потому что Бог и будет нас судить в свете Своей правды. Он будет нас судить не по какому-то человеческому закону, — Он будет судить нас по Своему закону, который Он нам передал, который Он нам раскрыл. Бог вооружил нас этим законом, и потому каждый из нас знает, когда совершает добро, а когда — зло; и если хватает сил и мужества, то мы, сознавая свое зло и свой грех, приходим и каемся Господу. Может быть, не во всех грехах раскаялись те люди, о которых мы сегодня молились в этом кремлевском Архангельском соборе, в соборе-усыпальнице, где покоятся великие князья, цари, правители земли нашей. И наша молитва была о том, чтобы Господь простил им и всем, за кого мы сегодня молились, — нашим родным, близким, знакомым, — их грехи и по молитвам Церкви принял их в Свое Небесное Царство. Верим, что молитва Церкви обладает силой изменить загробную участь людей. Именно на этом и основывается особое почитание сегодняшнего дня и особая сила молитвы, с которой мы обращаемся к Господу, вспоминая наших почивших родных и близких. Христос Воскресе! Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 октября, 2023 25 апреля, 2023 29 мая, 2022 3 мая, 2022 16 марта, 2022 31 января, 2022 22 декабря, 2021 17 декабря, 2021 7 октября, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-pochem...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010