Все Русские Великие Князья, которые почивают в Архангельском соборе, изображены на стенах его. Замечательно, что, по древнему благочестивому обычаю, Русских Великих Князей и Царей изображали в венцах, наподобие святых, как они и представлены на стенах Архангельского собора. Достойны замечания некоторые обычаи, которые были совершаемы в Архангельском соборе. Так, напр., Великие Князья и Цари в память своих родственников давали в Архангельский собор богатые вклады на содержание духовенства, устраивали обеды для нищей братии, на которые были выдаваемы особые деньги. Все нищие, сидящие у Архангельского собора, назывались Архангельскими. Когда Русские Великие Князья и Цари отправлялись куда-либо в дальний путь, то приходили в Архангельский собор прощаться с царственными родителями и предками, прося у них благословения на путешествие. Точно также в Сырную неделю, пред Святою Четыредесятницею и в страстную седмицу был обычай у Великих Князей и Царей приходить в Архангельский собор – прощаться со своими родителями, а в день Светлого Христова Воскресения – христосоваться с ними. После торжественного вступления на царство приходили в Архангельский собор испрашивать себе благословения у своих священных предков, а выходя из собора, в преддверии раздавали народу золото и серебро. Даже самозванец Лжедмитрий исполнил этот обряд: он, после венчания на царство, в 1606 году, приходил в Архангельский собор поклониться пред гробом Царя Иоанна Васильевича и со слезами говорил: «О родитель мой любезный, ты оставил меня в сиротстве и гонении, но святыми твоими молитвами я цел и державствую.» Ризница Архангельского собора Ризница Архангельского собора заключает в себе Евангелия, кресты, сосуды, священные облачения, покровы и другие церковные предметы. Из них, по святыне и богатству украшений, особенно замечательны: Золотой крест Царя Феодора Алексеевича, 1677 года, с частицами св. мощей. Он украшен жемчугом и разными драгоценными каменьями. Золотой потир для св. Причащения, с дискосом, звездицею и двумя блюдцами. Они устроены были усердием Благоверной Великой Княгини Ирины Феодоровны, по Государе и Царе Феодоре Иоанновиче, в в церковь Архангела Михаила, в 1598 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЯТИГОРСКИЙ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Пятигорский Михаило-Архангельский храм. Фото нач. XXI в. Пятигорский Михаило-Архангельский храм. Фото ок. нач. XX в. К 1893 году храм был освящен во имя святого Архангела Михаила , в честь последнего наместника Кавказа - великого князя Михаила Николаевича. Церковь была приписана ко 2-му благочинию Владикавказской епархии . 20 апреля 1898 года храм освятил епископ Владикавказский Владимир . В 1900 году к востоку от храма было построено здание церковно-приходской двухклассной школы, позже преобразованной в начальную четырехклассную. В этом же году был построен дом для священника. В феврале 1915 года на храм был поднят новый большой колокол. В годы богоборческого лихолетья, Михаило-Архангельский храм оставался открытым дольше большинства прочих церквей Пятигорска – его закрыли лишь в 1936 году. Во время оккупации немецко -фашистскими войсками в 1942 году храм был вновь открыт, отремонтирован и в нём возобновились богослужения. В 1940-х годах близ храма был построен хладокомбинат, который впоследствии стал наращивать свои мощности и расширять свою территорию, подойдя вплотную к церковной земле. Чтобы присоединить и ее, надо было закрыть храм. Начались уговоры, угрозы, требования по отношению к верующим сдать церковь. Решением Пятигорского горисполкома 24 от 28 сентября 1960 года было постановлено «...конфисковать храм, как бесхозный и передать его вместе с территорией для нужд хладокомбината». Это решение вызвало протест жителей слободки: не подчинившись этому решению, прихожане закрылись в храме и молились три дня. На третий день в церковь ворвалась милиция и силой удалила прихожан. Получив в свое распоряжение храм, хладокомбинат превратил его в склад химикатов, отчего разрушилась металлическая кровля и частично барабан. Церковный купол был сорван. Разрушились все деревянные конструкции, обрушились хоры, сгнил пол. Белый камень снаружи потемнел и закоптился.

http://drevo-info.ru/articles/17274.html

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию на месте разрушенного Свято-Троицкого кафедрального собора Архангельска 23 августа 2009 г. 13:25 В воскресенье 23 августа Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на площади перед зданием Архангельского драматического театра имени М.В. Ломоносова — на месте, где находился Свято-Троицкий кафедральный собор Архангельска, разрушенный в годы гонений. Для совершения Литургии на площади установили престол под сенью, рядом с которым была помещена чтимая икона Успения  Пресвятой Богородицы, доставленная из возрожденного Успенского храма Архангельска. Его Святейшеству сослужили и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион , архиепископ Костромской и Галичский Александр , архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан , архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон , архиепископ Орехово-Зуевский Алексий , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , епископ Архангельский и Холмогорский Тихон , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , духовенство Архангельской и других епархий Русской Православной Церкви. На богослужении присутствовали вице-спикер Государственной Думы ФС РФ А.Н. Чилингаров, губернатор Архангельской области И.Ф. Михальчук, губернатор Ненецкого АО И.Г. Федоров, мэр Архангельска В.Н. Павленко, представители органов государственной власти и общественных организаций региона. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «С великой радостью я приветствую всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, на этом воскресном праздничном богослужении, на том самом месте, где стоял величественный кафедральный собор. Сегодня нет собора, но мы молимся на этом месте. Эта молитва глубоко символична — этой молитвой мы как бы сопрягаем времена. Мы утверждаем преемственную связь не только поколений, но преемственную связь тех идеалов, которыми была сильна наша страна и наш народ».

http://patriarchia.ru/db/text/725543.htm...

Михаило-Архангельский собор (Бронницы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Михаило-Архангельский собор в Бронницах — довольно большой пятиглавый храм в духе московского зодчества 2-й половины XVII века, трапезная расширена в 1862-1865 годах. Содержание История [ править править код ] Самым древним храмом в Бронницах считается соборный храм во имя Архистратига Михаила. Устное предание относит его к началу XV в., то есть ко времени возникновения самого села «Бронниче». Архангельский собор построен повелением великой княгини Софьи Витовтовны. Над благоукрашением его работали мастера Оружейной палаты и знаменитые русские иконописцы Тихон Филатьев и Кирилл Уланов. В церковной летописи говорится, что освящен он был в 1705 г. В 1862 г. святитель Филарет, митрополит Московский, благословил бронницкого купца 1-й гильдии И.А.Кононова на благоустройство храма. Три года продолжалась эта работа под непосредственным наблюдением московского купца и придворного фабриканта церковной утвари Н.Д.Полтавцева, и 26 сентября 1865 г. храм освятил епископ Можайский Савва (Тихомиров). В 1851 г. выстроили колокольню высотой более 50 метров. В 1840 г. город Бронницы украсил храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, с приделами во имя святителя Николая и святителя Иоанна Милостивого. Храм был основан на месте бывшего двухпрестольного храма во имя святителя Николая, который за ветхостью был разобран. Храм построили на сумму церковную и пожертвования и 3 февраля 1846 г. его освятил епископ Дмитровский Иосиф (Богословский). Кононов украсил и здесь оба придела, освященных 8 июля 1847 г.: придел во имя святителя Николая - святителем Филаретом, а придел во имя Иоанна Милостивого — протоиереем Московского Архангельского собора Арсением Тяжеловым. В этом храме установили чудотворную Иерусалимскую икону Божией Матери. В 1876—1880 гг. храм был значительно расширен и вновь расписан художником Розановым и 13 июля 1880 г. торжественно освящен, митрополитом Московским Макарием. В 1905 г. стенную живопись возобновил придворный иконописец Гурьянов.

http://azbyka.ru/palomnik/Михаило-Арханг...

Святейший Патриарх Кирилл посетил храмы Архангельска 23 августа 2009 г. 18:17 Вечером 23 августа, в завершение четырехдневного визита в Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь и Архангельскую епархию , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал в нескольких храмах Архангельска. Беседуя с духовенством на подворье Соловецкого монастыря — в храме во имя преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, — Святейший Владыка рассказал о глубоком впечатлении, которое на него произвели паломничество на Соловки, соприкосновение с трагическими страницами истории XX века, а также общение с монастырской братией. «Замечательно, что ныне в Архангельске возрождено на своем историческом месте подворье Соловецкой обители, — сказал Святейший Патриарх. — Дай Бог, чтобы это подворье поддерживало монастырь и молитвенно, и материально, помогая в организации паломнических поездок к святыням Соловецкого архипелага». В память о встрече клирики храма преподнесли в дар Святейшему Патриарху Кириллу фотоальбом об истории подворья. В Ильинском кафедральном соборе Его Святейшество приветствовали настоятель храма протоиерей Владимир Кузив, священнослужители и прихожане. Благословив присутствующих, Святейший Патриарх Кирилл рассказал о том, как в молодости, около сорока лет назад, посещал Ильинский собор. «Я посчитал своим долгом вновь побывать в историческом храме Архангельска, где в самое трудное для Церкви время теплилась лампада веры, куда безбоязненно приходили множество людей, чтобы помолиться Господу, — сказал Предстоятель. — Может быть, молитвами своими они приближали те перемены, которые произошли впоследствии в жизни нашей Церкви и нашей страны». В дар Ильинскому храму Святейший Патриарх передал список Казанской иконы Божией Матери. Затем Предстоятель Русской Церкви посетил епархиальное управление, где побеседовал с его сотрудниками. Перед образом Святейшего Патриарха Тихона был пропет тропарь московскому Первосвятителю. Осмотрев рабочие кабинеты и помещения епархиальной воскресной школы, Святейший Патриарх Кирилл направился в аэропорт Архангельска. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/725855.htm...

Нижний Новгород. Кремль. Собор Михаила Архангела. Михаило-Архангельский Кремлевский собор Собор. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1628 и 1631. Архитектор:Лаврентий Возоулин, Антипа Возоулин (руководители артели) Ссылки:     Адрес: Россия, Нижегородская область, Нижний Новгород, Кремль Координаты: 56.328346, 44.001836 Проезд:любым общественным транспортом, идущим через площадь Минина и Пожарского, до одноименной остановки. Затем пройти пешком вглубь кремля около 300 м. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Михаило-Архангельский собор - древнейший каменный храм Нижнего Новгорода, ведёт свою историю со времени основания города: в 1227 году был построен деревянный, потом не раз перестраивался. В своём теперешнем виде построен в 1631 году и посвящается Архангелу Михаилу и Нижегородскому ополчению 1612 года. Строители храма - Л. Возоулин и выдающийся мастер русского шатрового зодчества А.Константинов. В соборе покоится прах великого патриота России Кузьмы Минина. Ныне действующий храм. Нижегородский кремль – выдающийся образец древнерусского и европейского оборонного зодчества, один из первых каменных кремлей на Руси, рассчитанный на применение артиллерии. Он был возведен в 1500-1511 гг. и с точки зрения архитектуры, истории, археологии и градостроительства представляет особо ценный объект. На территории кремля находятся 15 памятников истории и культуры, из них 8 – федерального значения: Михайло-Архангельский собор, внутри которого находится могила Кузьмы Минина; Дворец губернатора; дом вице-губернатора; Дом Советов; Арсенал; Корпус присутственных мест; Обелиск в честь руководителей народного ополчения Минина и Пожарского. В Нижегородской губернии, в то время входившей в состав Владимиро-Суздальского княжества, по велению великого князя 1212-1216 гг. и 1218-1238 гг. Юрия Всеволодовича было возведено несколько церквей. В 1225 году был построен белокаменный Спасский собор с декором зооантропоморфного типа, который простоял до 1670-х годов, был разобран и выстроен заново.

http://sobory.ru/article/?object=00894

Богородицы и в Великую Пятницу, а иногда и в другие дни. Так, царь Алексей Михайлович, после венчания своего на царство 28 сентября 1645 г., из Успенского собора сперва заходил в Архангельский собор, а затем в Благовещенский 105 . Царь Федор Алексеевич, после своего венчания на царство, 18 июня 1676 г. также из Успенского собора сперва шел в Архангельский собор, а затем в Благовещенский, причем, «при входе его сюда и по выходе, у дверей, осыпал его золотыми три раза Касимовский царевич Василий Аросланович, а мису держал Алексей Лихачев. А возвращался государь из соборной церкви Благовещения чрез паперть ея на красное и на постельничие крыльцо, мимо грановитой палаты, вверх в свои хоромы» 106 . Обыковенно, в таких случаях, при входе государя в храм, его встречал духовник – протопоп Благовещенского Собора – с крестом и св. водою, при чем диакон говорил ектению: помилуй нас Боже 107 . В день новолетия, «к действию многолетнего здоровия», которое совершалось на соборной площади в Кремле, государь, сопровождаемый боярами, шел обыкновенно из дворца по Благовещенской паперти, при чем предварительно заходил в Благовещенский собор, где и ожидал времени, когда наступит шествие патриарха 108 . По окончании действия, государь приложившись ко кресту и приняв благословение у патриарха, нередко снова заходил в Благовещенский собор, и здесь слушал литургию. Так царь М. Ф. был здесь за службою в этот день с 1637–44 г. ежегодно, за исключением лишь 1642 г., и Алексей Мих. в 1647, 48, 59, 60 и 1662 г. 109 В неделю сыропустную, обыкновенно после вечерни, государи шествовали в Успенский собор и Вознесенский монастырь и оттуда – в соборы Архангельский и Благовещенский, в которых и прощались, «у св. мощей и гробов своих родителей» 110 . В первый день Пасхи, после утрени, которую государи, за исключением случаев болезни, всегда слушали в Успенском соборе, они шли в Архангельский и затем в Благовещенский собор, прикладывались здесь к иконам и св. мощам и христосовались со своим духовником в уста, а ключаря и весь собор жаловали к руке и яицами, а из собора шли на «верх» и слушали литургию в одной из верховых церквей, или же – в Успенском соборе 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Впрочем, уже в конце XIII века наблюдается оживление храмоздательства в тех областях, где происходит политическая и гражданская консолидация. Усиление новых княжеств делало необходимым строительство новых кафедральных соборов, одним из которых стал Спасо-Преображенский собор в Твери (1285–1290). Во второй четверти XIV века бурное строительство началось в Москве, где были построены Успенский собор (1326–1327), храм Спаса-на-Бору (1330), Архангельский собор (1333) и колокольня Иоанна Лествичника (1329). В 1367 году, когда был выстроен первый Московский Кремль, все эти постройки оказались внутри Кремля. Ни одна из них не сохранилась до настоящего времени; на их месте впоследствии были построены новые одноименные храмы. Среди наиболее значительных храмов периода последней четверти XIV и первой половины XV века – Успенские соборы в Коломне (1380) и Звенигороде (ок. 1400), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1405), Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (ок. 1420) и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1422–1423). Последняя четверть XV и начало XVI века ознаменовались строительством пяти выдающихся памятников русской архитектуры на территории Московского Кремля – нового Успенского (1475–1479), Благовещенского (1489) и Архангельского соборов (1505–1508), церкви Ризоположения (1484–1486) и храма-колокольни Святого Иоанна Лествичника (1505–1508), известной под названием «колокольни Ивана Великого». В совокупности они составили единый храмовый комплекс, призванный подчеркнуть роль Москвы как нового церковного центра Руси. Главными архитекторами трех кремлевских соборов были итальянцы: Аристотель Фиораванти из Болоньи строил Успенский собор, венецианец Алевиз Новый – Архангельский собор, а Бону Фрязину поручили строительство колокольни Ивана Великого. За образец московского Успенского собора был взят Успенский собор во Владимире, однако Фиораванти не стал слепо копировать образец: он опирался на традиции русско-византийского зодчества, но использовал приемы западноевропейского строительного искусства. В итоге на соборной площади Кремля был выстроен собор правильной формы, пропорции которого строго геометричны. Своды собора покоятся на шести столпах – двух квадратных (они отделяют алтарь от остального пространства храма) и четырех круглых, колоннообразных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Одна из вершин белокаменного зодчества той поры дошла до наших дней – это храм Покрова на Нерли. Здесь мы видим переосмысленные античные элементы – колонны, орнаментальный пояс, цоколь, карниз в очень гармоничном исполнении. Храм Покрова на Нерли Московские мастера в конце XIV века ориентировались на архитектуру Владимирской земли (тем более что в плане государственности Москва должна была стать ее преемницей), но пока не очень умело. XV-XVI века: итальянцы в России Успенский собор Главные постройки этого времени – соборы Московского Кремля. Успенский собор – последний, построенный в «старомосковском» стиле с присущим ему аскетизмом. Строил его итальянец, которому дали указание «сделать как во Владимире», поясняет Дмитрий Беззубцев. Успенский собор Московского Кремля Архангельский собор А вот Архангельский собор, украшенный венецианскими ракушками, напоминает о европейском ренессансе. Он богато декорирован, и декор этот выполнен весьма умело – чувствуется рука итальянца. В целом, по мнению Дмитрия, это «новый уровень осознанности» для архитектуры Москвы. Архангельский собор Кремля Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве, построенный некогда в вотчине Бориса Годунова – еще один памятник этой поры. Предположительно он сооружен по проекту русского архитектора Федора Коня, но итальянское влияние чувствуется – законы симметрии соблюдены здесь идеально. Церковь Живоначальной Троицы в Хорошёве, 1596-1598; колокольня 1764-1768 XVII век: иррациональное узорочье В XVII веке итальянцы в России больше не строят. Отечественные мастера полностью обновляют архитектурный язык. Основными отличительными чертами нового стиля, который называют узорочье, становятся иррациональность и живописность. Это «самое сочное, что было создано московской архитектурой», комментирует Дмитрий Беззубцев. Церковь святителя Николая в Хамовниках Примеры таких строений можно найти в самом центре Москвы – это яркая церковь святителя Николая в Хамовниках и храм Рождества Богородицы в Путинках (белым он стал в наше время, а изначально был расписан).

http://pravmir.ru/7-arhitekturnyih-stile...

Архангельск. Михайло-Архангельский монастырь. Собор Михаила Архангела. Михаило-Архангельский собор на Быку /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1685 и 1689. Год утраты:1930 (снесён) Архитектор: Ф. М. Шилин Адрес: Архангельская область, г. Архангельск, улица Набережная, около домов 6 корп.1 и 4 корп.1, чуть в сторону реки. Координаты: 64.526569, 40.559375 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ансамбль Архангельского монастыря формировался на протяжении нескольких столетий. Первоначально весь монстырь был деревянным. О количестве его построек можем судить по сохранившейся описи 1683 г. Соборная Михаило-Архангельская церковь имела северный придел во имя святых Бориса и Глеба и южный придел во имя мч. Мины. К югу от собора незадолго до 1684 г. была срублена теплая Покровская церковь с трапезной и келарской. Между ними находилась колокольня, в ограде: 2 игуменских кельи, 8 братских, хлебная келья, поварня, кузница со всей снастью, амбары для соли, амбары для " палтуса, трески " , погреб квасной. За оградой находились хозяйственные постройки: поварня квасная, мельница ветряная, келья служебная, дворы конюшенный и коровий, а также пашни, на которых высевалось до 14 мер ржи и ячменя. Около монастыря имелась пристань для судов и рыболовные тони. В 1685-1689 гг. на месте деревянного собора подмастерьем каменных дел М.А. Лохоцким был сооружен каменный Михаило-Архангельский собор (освящен 17 сент. 1699 г. Архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием при игумене Иеремии). Собор возвели на пожертвования, которые собирались не только в Архангельске, но и в Москве, и на средства вкладчиков, в числе которых были цари Петр и Иоанн Алексеевичи. В этом первом каменном храме Архангельска соединились черты общерусских и местной школ каменного зодчества XVII в. Краткое описание монастыря 1711 г. отражает изменившуюся планировочную структуру ансамбля. Очевидно, в период каменного строительства была перестроена ограда монастыря. " На оградной стене на вратах " была построена новая деревянная церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери. На прежнем месте стояли обветшавшая церковь Покрова Богородицы и колокольня. Все 3 храма имели " окончины слюдяные под железом " .

http://sobory.ru/article/?object=37860

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010