Далее идут предметы, играющие более вспомогательную и не столь обязательную роль на проскомидии, как перечисленные выше, почему их собственно евхаристическими назвать можно скорее условно, почему и символического смысла они не несут. Ковш употребляется для вливания в Потир вина с водою. Блюдо предназначено для просфор, для вынутых частиц из так называемых «потребительских» просфор. В сосудах для вина и для воды хранятся на жертвеннике означенные вещества до момента их употребления на проскомидии. 5. Вещество для проскомидии И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. ( Мф.26:26-28 ) Для совершения проскомидии необходимы: хлеб , вино и вода. 5.1 Хлеб Хлеб полагается брать для таинства квасной (вскисший), пшеничный, хорошо испеченный чистый. Квасной хлеб берется потому, что в Новом Завете употребляется слово «артос», когда речь идет о евхаристической трапезе ( Мф.26:26 ; Мк.14:22 ; Лк.22:19 ; Деян.2:42, 46; 20:7 ; 1Кор.16:16 ). Артос же переводится именно как «поднявшийся», «вскисший», тогда как для обозначения пресного хлеба в греческом языке имеется слово «азимон» 25 . Пшеничным хлеб должен быть потому, что во дни жизни Иисуса Христа иудеи употребляли именно такой хлеб и именно такой, «без сомнения, Им самим употреблен был при установлении таинства» 26 ; и еще потому, что «Иисус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным ( Ин.12:24 )» 27 . Разумеется, хлеб должен быть хорошо испеченным и чистым, так как обратное свидетельствовало бы о небрежном, даже кощунственном отношении к Таинству. Заботясь о чистоте, составители правил служения на Литургии предупреждают и том, чтобы хлеб не был черствым или заплесневелым 28 . Кроме того, запрещается употреблять при изготовлении хлеба молоко, масло или яйца, – должны быть только мука и вода. Евхаристический хлеб называется просфорой (греч. προσφερω – «приносить») – потому что он, как было сказано ранее, являлся приношением христиан для совершения Евхаристии.

http://azbyka.ru/proskomidiya-ee-chinopo...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 12  голосов:  4.7 из  5) Оглавление В книге доступным языком раскрывается духовный смысл православного богослужения, даются начальные понятия о том, как устроен храм, как следует совершать крестное знамение, что означает священническое благословение, что символизирует свеча, просфора, антидор, артос. Книга поможет людям, делающим первые шаги в храме. О необходимости посещать храм Божий Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю спасения нашего ради, основал Церковь, где невидимо присутствует и поныне, подавая нам все необходимое для жизни вечной, где «невидимо Силы Небесные служат», как сказано в православном песнопении. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 20), – сказал Он Своим ученикам апостолам и всем нам, верующим в Него. Поэтому много теряют те, кто редко посещает храм Божий. Еще больше согрешают родители, которые не заботятся о том, чтобы дети их посещали церковь. Помните слова Спасителя: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 14). «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Евангелие от Матфея, глава 4, стих 4), – говорит нам Спаситель. Пища духовная так же необходима душе человеческой, как пища телесная для поддержания телесных сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не в храме, там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его? Чье учение проповедуется в церкви? Учение пророков и апостолов, говоривших по внушению Духа Святого, учение Самого Спасителя, Который есть истинная Мудрость, истинная Жизнь, истинный Путь, истинный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир. Церковь – Небо на земле; совершающееся в ней богослужение – дело ангельское. По учению Церкви, при посещении храма Божия христиане получают благословение, способствующее успеху во всех их добрых начинаниях.

http://azbyka.ru/deti/pervy-e-shagi-v-hr...

- Артос (освященный хлеб) в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим как духовное врачевство от душевных и телесных болезней. Расскажите об этом подробнее, как правильно хранить и принимать артос, например, во время болезни? - Артос - это освященный хлеб. Он освящается в вспоминание тех событий, когда Христос после Своего воскресения являлся апостолам и преломлял с ними хлеб. Опять же, артос освящается Церковью на Пасху и в течение всей Светлой седмицы он находится перед иконостасом. А в Светлую субботу раздробляется и раздается верующим. Церковная традиция предписывает употреблять артос благоговейно; его можно принимать и во время болезни с молитвою. - А молитва должна быть специальной (особой) или просто можно помолиться своими словами? - Думаю, здесь не надо регламентировать обращение к Богу какими-то особыми словами. Если у человека есть болезнь или какая-то житейская потребность в особой Божественной помощи, то он прибегает к святыням... - То есть, особой молитвы нет перед приемом артоса? - Не знаю, наверняка, кто-то когда-то написал такую молитву, но общецерковного применения она не имеет. Хранить артос нужно благоговейно, то есть в таком месте, где не допускается осквернение и смешение с житейскими вещами. Ну, и соответственно, чтобы он не испортился, желательно употребить артос в течение года. Скапливать многолетние запасы артоса дома, конечно, не хорошо. Он принимается натощак со святой водой, как и просфоры. - Первыми воскресшего Христа увидели жены-мироносицы. Их не испугала ни темнота, ни пустынность места, ни стражники, приставленные ко гробу. Хотя Апостолы, напуганные произошедшими событиями, в это время закрылись в горнице. Значит, чтобы встретить Воскресшего Христа, помимо любви, необходимо стяжать ещё и мужество? - Наверное, не только, чтобы встретить воскресшего Христа, но и чтобы принять Его, быть с Ним, помимо любви, действительно, необходимо мужество. Потому что, становясь христианами, мы делаем осознанный выбор, обретаем смысл жизни и ее цель. Мы понимаем, что избрали узкий путь и что, возможно, нам неоднократно придется отстаивать свой выбор. И поэтому при любых обстоятельствах, когда нас поставят перед необходимостью выбирать между Христом и чем-то еще, то, конечно, мы должны делать выбор в пользу Спасителя, чем бы это нам ни грозило, вплоть до смерти. Жены-мироносицы имели такую решимость, такую любовь и мужество, что готовы были идти к гробнице Христа, прекрасно понимая, что с ними могли сделать, попадись они в руки тем, кто Христа ненавидел. Но Господь утешил их явлением Своим собственным, показав им Свое Воскресение первым.

http://ruskline.ru/analitika/2009/04/21/...

В этой молитве испрашивается благословение Божие на хлеб сей, а вкушающим от него телесное и душевное благословение и здравие благодатию и щедротами Его человеколюбия. По прочтении этой молитвы артос раздробляется и раздается верующим. Какое же значение имеет освященный артос? Как и всякий освященный хлеб, так и артос нужно вкушать с благоговением прежде всякой другой пищи. Ни в коем случае нельзя придавать артосу такого значения, которого он не имеет. Некоторые в случае смертной опасности дают больному кусочек артоса с богоявленской водой и думают, что это равноценно причащению больного Святых Таин Тела и Крови Христовых. Это большое заблуждение. Никакая святыня не может сравняться по силе спасающей благодати со Святым Телом и Пречистою Кровию Христовыми. Конечно, больному можно дать частицу освященного артоса, но это его не освободит от грехов и не соединит со Христом, как в Таинстве Святого Причащения. Артос, как и святая богоявленская вода, с верою и благоговением принятые больным, могут облегчить его телесные страдания, успокоить его душу, но не могут иметь спасительного действия. Так и сказано в молитве на раздробление артоса: «Благослови (Боже) хлеб сей, яко да вкушающие от него телесного и душевного благословения и здравия сподобятся». Антидор Слово «анти» означает по-гречески «вместо», «ди орон» – дар. Таким образом, «антидор» означает «вместо дара». «Антидор, – говорит св. Симеон Солунский, – есть освященный хлеб, который был принесен в предложение 7 , и которого средина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных даров, т. е. Таин, тем, которые не причащались их» 8 . Если же святого хлеба, оставшегося после приготовления Агнца, не достаточно, то, согласно Номоканону, в качестве антидора могут быть розданы частицы Богородичной просфоры. Обычай раздавать антидор возник в Церкви не сразу. В первые века ее существования все, кто присутствовал на Литургии, причащались Святых Христовых Таин.

http://azbyka.ru/cvyatynya-v-dome-o-svya...

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси, вкушающии от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская роскошь. «Что такое просфора, антидор, артос» Издательство «Ковчег» По благословению Преосвященного Симона, Епископа Мурманского и Мончегорского.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 апреля, 2023 30 апреля, 2022 23 апреля, 2023 17 апреля, 2023 16 апреля, 2023 16 апреля, 2023 15 апреля, 2023 15 апреля, 2023 15 апреля, 2023 13 апреля, 2023 30 апреля, 2022 23 апреля, 2023 17 апреля, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/chto-takoe-artos-2/

О любви Матушка сказала: «Стремись всех любить. Не важно, как к тебе относятся, пусть топчут. Важно, чтоб ты любила. Тогда Господь Сам научит, когда что сказать, что сделать». Страшный Суд Сегодня весь день дул сильный ветер и флюгер «Поющий Ангел» на башне сильно скрипел. Матушка говорит: «Знаете, о чем Ангел поет? Он трубит: “Скоро Страшный Суд. Скоро-скоро Страшный Суд”». Охрана Решили, что матушку надо охранять, всегда держать двери закрытыми. Говорим: «Матушка, еще обязательно надо газовый баллончик купить». А матушка: «Да вот же Господь. Зачем баллончик-то?» 17.11.1998г. Артос Когда матушка печет просфоры, то обычно вся бывает в муке. Одна сестра говорит ей: «Матушка, Вы как большой пельмень». Другая: «Нет, как просфорка». А матушка говорит: «Я – артос». Мать Сусанна потом говорила, что, конечно, артос – ведь вокруг матушки всегда Пасхальная радость. Сердце Матушка к нам обращается: «Сказано: Даждь ми, сыне, твое сердце 15 . А что в нашем сердце? Гады, жабы и крысы...» Невесты Матушка залюбовалась, как мы выползаем из храма после полунощницы: «Вот как Господь Своих невест украсил. Все синие, скрюченные! А что болезни – так это ничего, не бойтесь, это чтоб не было плотской брани». Я уже взрослая Матушке очень трудно обуваться, поэтому мы всегда ее обуваем. Однажды опоздали и матушке самой пришлось сапоги надеть. Подбегаем: «Матушка, как же Вы обулись-то?» – «Сама. Ведь я уже взрослая». Конфетка Жаловалась матушке, что меня никто не любит. Через какое-то время матушка подзывает меня и говорит: «На тебе конфетку. Никому не даю, а тебе даю. По любви даю». Палка Как-то раз проспали. На молитву не встаем. Пошла матушка сама нас будить. Идет в облачении, на ней монашеская мантия владыки Антония, которая ей длинна, целый шлейф сзади. На своих больных ногах еле дошла. Очень строгая, открывает дверь в нашу келью: «Я с палкой иду!..» И вдруг: «Ой, ой, держите меня, я падаю!» В этот момент она в мантии запуталась. Мы скорей вскочили – не палки испугались, а что матушка упадет, бросились ее ловить. Весь гнев у нее тут же прошел, вместе потом смеялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А в поморском обществе, к которому принадлежал Денисов, никакого священства нет и таинство литургии не совершается: значит, и просфор никаким видом креста не печатают. Как же мог Денисов говорить о себе и своём обществе: «мы печатать просфоры двучастным крестом опасаемся». Не опасаетесь, а никак не печатаете, ибо таинства литургии не совершаете, тела и крови Христовой не приобщаетесь. Вместо того, чтобы говорить так смело столь явную неправду, Денисов по поводу вопроса о просфорах должен бы не только признаться, что у них нет ни печатания просфор, ни самых просфор, ни совершения таинства евхаристии, но и помыслить, справедливо ли они отделились от св. церкви и чрез сие отделение лишили себя причастия тела и крови Христовой, без коего, по слову самого Спасителя, нельзя получить наследие живота вечного. Между тем Денисов прикрывает всё это лишение мягким словом «опасаемся», как будто поморцы только печать с четвероконечным крестом принять опасаются, а печатию осмиконечного креста просфоры печатают! Замечание на ответ шестдесят третий 115 И вот Денисов, не имея возможности от древлепечатных московских Служебников доказать, что печать на просфорах должна быть круглая, с осмиконечным крестом, горою Голгофою, с главою Адамовою и проч., ссылается на панагиарный и артосный хлеб, называя их таинствами. Он говорит: «в древлецерковных таинствах панагиарного хлеба и артоса» употребляется печать с осмиконечным крестом. Денисов весьма погрешает здесь, ибо нововводствует: кроме церковных седми таинств вводит ещё новые два таинства – панагии и артоса. Таинства посему и называются таинствами, как учит Катехизис, что под видимыми знамениями содержат особую невидимую благодать, возрождающую нас, но артос и панагиарный хлеб не имеют такой таинственной силы, как крещение, покаяние, причащение, священство и прочие таинства. Денисов, вопреки церковному учению, воспроповедал новые два таинства, Христом Спасителем не установленные и церковию не принятые. Притом печать панагии, помещённая в Уставе и отсюда воспроизведённая в самых Поморских Ответах, имеет при осмиконечном кресте изображение града Иерусалима, чего на печати просфор не положено, и форму имеет не круглую, а четвероугольную, фигуральную, – с углами верхним и нижним, правым и левым, – вообще представляющую вид четвероконечного креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Галкин утверждал, что «даже с точки зрения канонической, церковники не могут претендовать на получение от государства муки, ибо, например, просфоры, артос и т. п. суть добровольные “приношения”. Именно так и было в древней христианской церкви. Позже, на примере хотя бы просфоры, мы видим, как церковники предметы религиозного культа использовали как способ торговли, спекуляции и наживы. И традиции добровольного приношения были заменены торговым аппаратом. В настоящее время на территории Советской республики при культе вино фактически заменено экстрактами, шпанкою и т. д.; ладан заменен смолой и т. д. Надо прекратить не только распределение свечей, но и самую их выделку на советских фабриках, так как обычно воск главным образом поступал из Англии, через Гамбург; его сейчас почти нет, и нужда в нем ощущается во многих отраслях промышленности. Полагаю, что продукты на культ совершенно не следует выдавать. Уверен, что это не вызовет беспорядков на Современники, свидетели описываемых событий, позднее констатировали (август–сентябрь 1920 г.), что VIII отдел Наркомюста, целью которого должно было быть осуществление юридического надзора за точным, полным и планомерным проведением в жизнь принципа отделения Церкви от государства, за созданием условий «для самостоятельного бытия церковных… исповеданий независимо от сочувствия к ним или несочувствия отдельных представителей Советской принял на себя «задачу искоренять суеверие ампутационным и встал «на путь активной политики борьбы особенными средствами с духовенством и главным образом Что касается непосредственно Галкина, то очевидцы, хорошо знавшие его лично, указывали, что он и его коллеги из числа бывших священнослужителей действовали «с яростью недавних прозелитов, не только ведущих борьбу против всего, чему они сами поклонялись, но имеющих смелость налагать на других за это 9 августа 1920 г., обращаясь с письмами к Председателю Совнаркома В. И. Ленину и Председателю ВЦИК М. И. Патриарх Тихон персонально упомянул фамилию Галкина среди тех сотрудников VIII отдела Наркомюста, которые своими действиями «явно увлекают РСФСР на тернистый путь гонения религий со стороны государства и стеснения свободы 2 сентября 1920 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

А на верхнюю часть проставляют печать соответствующего размера. Эти печати, как правило, у всех монастырей разные и являются еще и признаком той или иной просфорни. После того, как готовы верхние и нижние части, осуществляется их склейка. При этом место смачивается водой и слегка прижимается, но так, чтобы не повредить печать. Читайте также — Зачем раздают артос: 5 вопросов Затем обе части прокалываются иглой, чтобы выпустить воздух и предупредить образование пустот, обеспечивая максимальную плотность готовой просфоры. Металлический противень с просфорами отправляют в горячую печь, нагретую до 200-250 градусов, и пекут при этой же температуре до готовности (малые – до 15 минут, а служебные – около 20 минут). Просфоры должны приобрести золотистый цвет. Постоянно нужно проверять, чтобы не подгорели. Отдых под четырьмя одеялами После того, как вынули просфоры из печи, их выкладывают на подносы и покрывают несколькими слоями: сухим полотном, затем мокрым, а затем опять сухим и сверху еще и одеялом. В таком состоянии просфоры «отдыхают» около часа. Когда они станут мягкими и остынут, их укладывают в корзины или ящики, куда ничего, кроме просфор, вообще не кладется. Служебные просфоры готовятся так же, но есть свои особенности. Процесс выпечки должен находиться под постоянным наблюдением, и лучше всего его приостановить, чтобы произвести дополнительные проколы и придавливания, выпустить воздух. Если будет подгорать, придется менять температуру. И даже если всё до мелочи соблюдать, каждый раз всё будет чуточку по-другому. Потому что не бывает в природе одинакового взаимодействия натуральных компонентов, да и внешние силы также влияют на результат. Творите, и да поможет вам Бог! Как священный хлеб может исцелить коз …Я собирался домой. Время пролетело мгновенно – впрочем, как и всегда, когда делаешь что-либо с интересом. У храма встретил настоятеля монастыря епископа Иону. Вот такой у нас с ним состоялся диалог: – Владыка, в чём, собственно, секрет ионинских просфор? Почему люди из многих храмов приезжают покупать их именно сюда?

http://pravmir.ru/prosfora/

Проскомидия При совершении проскомидии употребляются пять просфор. Но только одна из них предлагается и приготовляется для таинства, и даже литургию служат не на одной целой просфоре, а на части ее, которая вынимается из какой-нибудь из пяти просфор и потом называется «агнцем». Приобщаются от одного хлеба ( 1Кор. 10:17 ), от св. агнца. Хлеб (просфора) 50 для таинства Тела Иисуса Христа должен быть из пшеничной муки. Сам Господь сравнивал Себя с зерном пшеницы ( Ин. 12:24 ). Хлеб должен быть квасный, какой благословил Сам Господь при совершении и установлении таинства евхаристии и какой употребляли свв. апостолы для причащения [артос– хлеб поднявшийся ( Мф. 26:26 : Мк. 14:22 : Деян. 2:42–46 ; 1Кор. 11:23:24 )]. Вино При совершении таинства евхаристии должно быть от плода лозного, т.е. сделанное из винограда. Священник берет просфору и копием трижды изображает знак креста над печатию просфоры, произнося каждый раз: «В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего, Иисуса Христа», и потом режет хлеб с четырех сторон печати, произнося пророческие стихи о страдании и смерти Господа. Вынимает вырезанную в кубической форме часть просфоры и произносит: «Яко вземлется от земли живот Его», изображая тем, что земная жизнь Господа прекратилась насильственною смертию. Эта выделенная из просфоры часть называется «агнцем», потому что она представляет образ страждущего Иисуса Христа, подобно тому как в Ветхом Завете представлял Его агнец пасхальный. Просфора же, из которой вынут агнец, называется антидором («вместо дара»). Антидор священник раздаст в конце литургии верующим, тем, кои к приобщению не приступали. Вынутую из просфоры часть, или агнец, священник полагает на святом дискосе печатью вниз, и жрет агнец, т.е. разрезает крестообразно вынутую из просфоры часть, изображая заклание, смерть Спасителя на кресте, и произносит: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за Мирский живот и спасение», чрез это святой хлеб предосвящается и приуготовляется к тому раздроблению, которое будет на литургии. Затем священник обращает агнца другою стороною так, что печать, изображающая на нем крест, бывает вверху, и прободает его в правую сторону копием, говоря: «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода; и видевый, свидетельства, и истинно есть свидетельство его». В это время самым действием изображает воспоминаемое событие, вливает в чашу вино с водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010