Все семь посланий названы, таким образом, в первый раз историком Евсевием соборными в смысле посланий окружных и имеющих подлинный канонический характер, в отличие от подложных посланий. Постепенно это название было принято всеми и вошло во всеобщее употребление. Отличительный характер соборных посланий сравнительно с посланиями св. апостола Павла в том, что они содержат более общие и основные вероучительные наставления, в то время как содержание посланий апостола Павла приноровлено к обстоятельствам тех местных церквей, которым он пишет, и имеет, таким образом, более специальный характер, хотя, конечно, не утрачивает своего значения для всех времён и мест в жизни Христовой Церкви. Кроме того, в посланиях Павловых сильно выдаётся личность самого апостола, нередко с историческими указаниями на разные обстоятельства его жизни, с выражением его собственных настроений и чувств радости, скорби, негодования и т. д. Между тем в соборных посланиях личности писателей не выступают наружу: там прямо предлагаются общеобязательные для всех христиан правила веры и благочестия. Соборное послание святого апостола Иакова Сведения о писателе Писатель сам называет себя «Иаковом, рабом Бога и Господа Иисуса Христа» (1:1). В евангельской истории известно три лица с именем Иакова: 1) Иаков, сын Зеведея, – один из двенадцати апостолов и брат св. Иоанна Богослова; 2) Иаков Алфеев, брат св. апостола и евангелиста Матфея, тоже один из двенадцати; 3) Иаков, называемый братом Божиим, бывший одним из 70-ти апостолов Христовых и имевший братиями Иосию, Иуду и Симона ( Мф. 13:55 ), ставший потом первым епископом Иерусалимским и получивший у иудеев прозвище «праведного». В отличие от двух других, принадлежащих к лику двенадцати, он назывался ещё «меньшим». Св. Иаков Зеведеев очень рано окончил свою жизнь мученической смертью (около 44 года в Иерусалиме, согласно Деян. 12:2 ). Св. Иаков Алфеев, как известно из предания, проповедовал среди язычников. Между тем послание св. Иакова обращено к иудеям, находящимся в рассеянии (1:1). Церковное предание и относит соборное послание св. апостола Иакова третьему Иакову – брату Божию, бывшему первым епископом Иерусалимским. В качестве такового он мог считать находящимися под своим иерархическим ведением всех христиан из иудеев, где бы они ни находились. Кроме того, он пользовался великим уважением и авторитетом среди всех иудеев, даже и не уверовавших во Христа, за свою праведность. Он вёл строго подвижническую жизнь, был девственником, не пил ни вина, ни сикера, воздерживался от вкушения мяса, одежду носил только льняную и строго соблюдал закон, часто уединяясь для молитвы в иерусалимский храм. Иудеи, даже из числа не уверовавших во Христа, прозвали его «праведником» и «опорой народа». Ввиду всего этого естественно, что он мог обратиться с авторитетным властным словом ко всем «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Его видим на соборе иерусалимском. К нему являлся Павел в последнее прибытие в Иерусалим. Кто же был этот второй Иаков? В книгах Нового Завета, кроме Иакова Зеведеева, упоминается еще Иаков Алфеев. У Матфея и Марка упоминается еще Иаков, брат Господень. Но это одно лицо с Иаковом Алфеевым, а не другое. Представим доказательства. В истории страданий Иисуса Христа встречаются следующие жены, о которых говорится, что они стояли при кресте Иисуса и находились при Его погребении ( Матф. 27:56 ): стояла Мария Магдалина и Мария Иакова и Иосии мати, и мати сыну Заведеову; при положении во гроб (ст. 61): Мария Магдалина и другая Мария. Марк пишет (15:40): Мария Магдалина и Мария Иакова малого и Иосии мати и Саломия. Иоанн говорит (14:25), что стояли при кресте Иисуса мати Его и сестра матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина. Из этого исчисления открывается, что сестра матери Божией Мария Клеопова была одно лицо с материю Иакова и Иосии. Исчисляются одни и те же лица, только с некоторыми разнообразиями. Если теперь эта Мария – сестра матери Божией, то ее сыны двоюродные братья Господа. Если она называется еще Клеоповою, то или по отцу или по мужу. Мы увидим далее, что Клеопа был отец Иакова и Иосии, следовательно муж Марии. В исчислении апостолов ( Матф. 10:2–4 ; Мар. 3:16–19 ; Лук. 6:14–16 и Деян. 1:13 ) встречается Иаков Алфеев κωβος το λφαου и κωβος λφαου. Алфей и Клеопа два произношения одного и того же имени как Хаггай еврейское и Аггей греческое. Следовательно, когда Марк называет его малым, младшим, то называет его только в отличие от старшего – Иакова Заведеева. Употребление сего прозвания: «малый», а другого «Заведеев» (хотя и Иоанн был также Заведеев, но нигде он так не называется) показывает, что было два имени Иакова в одном и том же обществе. Что брат Господень Иаков действительно был апостолом, это видно из слов апостола Павла. Иного же от апостол не видех, токмо Иакова, брата Господня ( Гал. 1:19 ). Что хочет доказать Павел в рассматриваемом месте? Что ни от кого из апостолов он не заимствовал своего учения, но прямо от Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Я простил бы твоему неведению, если бы не видел намеренного умолчания. Итак послушай, что говорит Иоанн: стояху же при кресте Иисусове мати Его и сестра матере Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина ( Ин.19:25 ). Никто не сомневается, что были два апостола, названные именем ИаковаИаков Зеведеев и Иаков Алфеев. Тот, не знаю какой, Иаков меньший, которого Писание упоминает как сына Марии, не матери однако же Господа, был апостолом, по твоему мнению, или нет? Если он апостол, то будет сын Алфея и верующий в Иисуса, и не будет из числа тех братьев, о которых написано: ни братия бо Его вероваху в Него. Если он не апостол, а третий не знаю какой Иаков, то как можно считать его братом Господним и каким образом он, третий, будет называться в отличие от старшего меньшим, когда старший и меньший обыкновенно дают понятие о различии возраста не между троими, а между двоими, и когда брат Господень должен быть апостол, по словам Павла: потом по триех летех взыдох во Иерусалим соглядати Петра, и пребых у него дний пятьнадесять. Иного же от апостол не видех, токмо Иакова брата Господня ( Гал. 1:18–19 ) и в том же послании: познавше благодать, данную ми, Иаков и Кифа и Иоанн, мнимии столпи быти ( Гал.2:9 ). А что сего нельзя считать Иаковом сыном Зеведеевым, читай Деяния Апостольские. Он ещё Иродом умерщвлен был. Остается заключить, что та Мария, которая представляется в Писании материю Иакова меньшего, была жена Алфея и сестра Марии матери Господа, и её-то евангелист Иоанн прозывает Мариею Клеоповою, прилагая ей это имя или по отцу или по родовой фамилии или по другой какой-либо причине. А если в этих местах ты видишь двух Марий, так как там говорится Мария Иакова малаго мати, а здесь Мария Клеопова, то узнай, что таков обычай Писания, что один и тот же человек называется различными именами. Рагуил, тесть Моисея, называется и Иефроном; Гедеон, без указания предварительно причин к перемене имени, вдруг называется Иероваалом; Осия, царь иудейский, попеременно называется Азариею; гора Фавор именуется Итабирий; также Ермон финикияне называют Саниором, а аммореи Саниром.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Послание Апостола Иакова Сведения о писателе В евангельской истории известны три лица с именем Иакова. Иаков, сын Заведея, один из двенадцати апостолов и брат Иоанну Богослову; другой Иаков, сын Алфея, брат другому апостолу из 12-ти, евангелисту Матфею, иначе Левию, также сыну Алфееву ( Мф. 10:2–3 , ср. Мк. 2:14 ); и еще Иаков, так называемый брат Божий, один из семидесяти Апостолов, имевший братьями Иосию, Иуду и Симона ( Мф. 13:55 ; Мк. 6:3 ). За ним же еще утвердилось название меньшего, вероятно в отличие от других, носивших его же имя, но бывших в числе 12-ти Апостолов ( Мк. 15:40 ). Что не первый Иаков был писателем послания, заключают из того, что сей первомученник Апостол очень рано, именно около 44 года по Р. Хр., был усекнут мечем по повелению царя Ирода ( Деян. 12:2 ). К этому времени, конечно, не успело еще распространиться и укрепиться христианство в малоазийских областях настолько, чтобы могла открыться нужда даже в окружном туда послании. А что не Алфеев Иаков был писателем послания, заключают из того, что ему, как известно из предания, выпал жребий апостольства в языческой среде, а «чуждому пастырской заботы о христианах из Иудеев, рассеянных по всем местам под небом, ему не было и повода писать к ним» (Еписк. Алексий. См. Чет. Мин. 9 окт.). Итак, писателем послания является третий Иаков, брат Божий, знаменитый представитель церкви Иерусалимской, удостоившийся нарочитого и особого явления ему воскресшего Спасителя ( 1Кор. 15:7 ), считавшийся столпом веры евангельской наряду с Апостолом Иоанном и Петром ( Гал. 1:19, 2:9 ) и вместе с ними бывший главнодействующим лицом на соборе апостольском ( Деян. 15:13 и след.) 4 . Первоначальное назначение послания Лица, к которым первоначально назначено было послание Св. Иакова, обозначаются самим писателем в первом стихе сего послания: то были «двенадцать колен, находящиеся в рассеянии». Под ними, конечно, нужно разуметь новообращенных христиан иудейской национальности, живших по разным азиатским областям. Великое множество таковых лиц приходило в Иерусалим на годовые праздники, но не мало из них постоянно жило в этой священной столице ветхозаветной религии и находилось под непосредственным руководством и наставлением Св. Ап. Иакова ( Деян. 2:5, 9 и след.). Повод к написанию послания

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

По воскресении Своем из мертвых, Христос Спаситель удостоил нареченного брата Своего Иакова особенного Своего явления ( 1Кор. 15:7 ). По вознесении Господнем на небо, и по сошествии Святого Духа в день Пятидесятницы, Иаков брат Господень поставлен от верховных Апостолов первым иерархом, или епископом Иерусалимским, быв предназначен к тому Самим Пастыреначальником Христом. К нему питали особенное уважение и первоверховные Апостолы ( Деян. 12:17 ); оттого на соборе апостольском в Иерусалиме он председательствовал ( Деян. 15:13 ), а Иуда, или Фаддей, один из 12-ти, отличен именем брата его ( Лк. 6:16 ; Деян. 1:13 ; Иуд. 1:1 ). За свою особенную святость, как строгий и ревностный исполнитель закона, Иаков брат Господень с самых времен апостольских получил имя праведного, не только от верующих, но и от неверных. За исповедание имени Христова был сброшен иудеями с кровли храма, и, побиваемый камнями, молился за своих убийц: скончался от удара скалкой сукновала по голове. Как первый иерарх, святой Иаков составил Божественную литургию, которая и доныне совершается в Иерусалиме в день его памяти. Как богомудрый Апостол, он написал первое из соборных посланий. 373 Все вышеизложенные черты жизни и деятельности святого апостола Иакова брата Господня изображены и в церковной службе в день его памяти. Тот же святитель Феофан Исповедник и митрополит Никейский 9-го века, который почтил священными песнопениями память святого Иакова Алфеева, составил канон и соименному ему брату Господню. 374 По выражению церковных песней, Иаков брат Господень происходит из колена Иудова, и есть именно сын Иосифа обручника, с которым и с Богоматерью сопутствовал Господу в Египет. «Веселится о тебе колено Иудово днесь, Христовыми светлостьми видя тя светло облистающа. 375 «Рождение тя Иосифово, Иерусалимов перваго иерарха, Иакове Боговидче, и Господня брата, песньми похвальными воспоем верно, и к тебе возопием: даруй нам дар совершен от Отца светов ( Иак. 1:17 ), и отжени скорбь настоящую от множества прегрешений. 376 «Еже по плоти Господяя желания, мудре, брат показался еси, ученик и самовидец божественных таин, бегаяй с Ним, и во Египте быв со Иосифом, Материю же Иисусовою. 377

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Что Иаков, по мнению автора, двоюродный брат Господа, есть именно сын Клеопы, это подтверждается, будто бы, свидетельством древнейшего историка Церкви Егезиппа, который именует Симеона и, якобы, самого Иакова – сыном Клеопы. Наконец, 9) что братья Господни не были родными Его братьями, в том согласны все учители Церкви, хотя одни считают их детьми Иосифа, другие – Клеопы. Рассмотрим все эти доказательства, одно за другим. Иного же от Апостол не видех, токмо Иакова, брата Господня ( Гал. 1:19 ). Изъясняя это место, автор «объяснения на послание святого апостола Павла к галатам“ говорит: «имя брата – δελφς, – не означает здесь, как и в других некоторых местах, родного брата, а вообще сродника, так же как и евр. асн Быт. 14:16, 13:18, 24:28, 29:12,15 . Лев. 25:48 ; 4Цар. 10:13 , и латинское frater (Curtius 17:10. 24). Чтобы увериться памятниками истории в верности сего объяснения, рассмотрим свидетельства об Иакове брате Господнем и апостоле тем более, что то же лицо не раз встречается в послании к галатам. 395 Совершенно справедливо, что имя брата δελφς – в указанном месте не означает родного брата, в обыкновенном смысле, как уверяют некоторые протестантские писатели. Но воззрения каких-нибудь вольнодумных протестантов не имеют ничего общего с взглядом Церкви Православной. Православная Церковь , признавая святого Иосифа Обручника Пресвятой Девы мнимым отцом Иисуса Христа, на том же основании допускает, что сыновья Иосифа от первого его брака, Иаков, Иосий, Иуда и Симон, могли считаться, и действительно считались братьями Господа Иисуса, тогда как, собственно говоря, они не были ни родными, ни даже двоюродными Его братьями. Поэтому в существе дела нет никакой надобности – вопрос о том, был ли Иаков родной брат Господень, соединять с вопросом, был ли он сын Иосифа. Столько же произвольным представляется нам и то, что вместе с этим вопрос, был ли Иаков Апостолом, соединяется с другим, был ли он Иаковом Алфеевым; потому что он мог быть Апостолом, и не бывши Иаковом Алфеевым. Посмотрим, однако же, в чем полагает автор силу следующего довода.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Тест: Естественное и Сверхъестественное Откровение Божие 1. Что такое Откровение Божие? 1 Откровенное свидетельство святых отцов о Боге и Его совершенствах 2 Откровенное свидетельство представителей Церкви о Боге 3 Действие Божие, в котором Он открывает человеку те или иные истины, требования Своей воли 4 Истины, открытые Богом Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Комментарий: Понятие «Божественное Откровение»... Тест: Апостол и евангелист Матфей Святой Матфей был апостолом из двенадцати. Иногда в Евангелии его называют Левий Алфеев: блаженный Иероним подает мысль, что его простонародным именем было Матфей, а более почетным, как бы религиозным и книжным – Левий. Отца же его звали Алфей. До призвания в апостолы Матфей был мытарем, поэтому его призвание в апостолы состоялось, когда он сидел у... Тест: Апостол Иаков Алфеев В Новом Завете святой апостол Иаков Алфеев упоминается во всех списках двенадцати апостолов, причем всегда на девятом месте, однако знаем мы о нем не много. Более того, Иакова Алфеева нередко отождествляют с апостолом Иаковом Зеведеевым, а также Иаковом, братом Господним (апостолом из числа 70). Иакова Алфеева нередко называют Иаковом Меньшим (Младшим) (Мк.15:40). При этом следует... Тест: Пророк Иоанн Креститель Смотрите также тесты: Усекновение главы Иоанна Предтечи; Богоявление (Крещение Господне). 1. Кем приходился Иоанн Предтеча Иисусу Христу? 1 двоюродным братом 2 троюродным братом 3 двоюродным дядей 4 дядей Правильный ответ: Верно! Комментарий: Выяснить более точно, в чем заключалось их родство, теперь уже невозможно, хотя в церковном Предании сохранились сведения о том, что мать Елисаветы... Тест: Блгв. кн. Александр Невский 1. Отец святого благоверного великого князя Александра Невского: 1 Ярослав Ярославич 2 Ярослав Владимирович 3 Всеволод Ярославич 4 Ярослав Всеволодович Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Благоверный князь Александр (в схиме Алексий) Невский Комментарий: Согласно историческим источникам, Александр Невский был вторым сыном переяславского князя (позже великого князя киевского и владимирского) Ярослава Всеволодовича. Ответить Пройти...

http://azbyka.ru/test/page/7

По свидетельству Оригена (с. Cels. 1:25), заимствованному у того же Флавия, смерть Иакова праведного, случившаяся незадолго до войны иудейской, произвела такое впечатление на умы евреев, что последовавшие за ней бедствия войны с римлянами (66–70-й годы) и сама война считалась наказанием за эту смерть (в известных ныне рукописях и изданиях Флавия этого места нет). Примечание. Католические писатели и большая часть протестантских считают Иакова, брата Господня, за одно лицо с Иаковом Алфеевым и опираются в этом мнении как на предание (Егезипп у Евсевия 3:11; 4:22; толкование Феофилакта на Послание к Гал.1:19 ), так и на некоторые места Священного Писания . [Главным из мест Писания служит указание святого Иоанна ( Ин.19:25 ) на стоявшую при Кресте Иисуса Христа сестру Матери Его, Марию Клеопову, которая в параллельных местах Матфея ( Мф.27:56 ) и Марка ( Мк.15:40 ) считается или заменяется Марией, матерью Иакова и Иосии, так как имя Клеопы считается тождественным с именем Алфея, причём предполагается, что Клеопа ( Κλεπας) есть только греческая транскрипция еврейского имени Халпай – Алфей. Другие указания на Иакова, как на апостола ( Гал.1:19 ), подкрепляются теми соображениями, что Иаков, брат Господень, имеет братьями Иосию, Симона и Иуду ( Мк.6:3 ), и Иаков Алфеев окружается лицами, у которых подобные же имена ( Лк.6:15–16 ; Иуд.1:1 ; Мф.27:56 ), и что допущение разности между Иаковом Алфеевым и Иаковом, братом Господним, должно повести к исчезновению из предания церковного одной группы имён, так как об Иакове Алфееве и других соприкосновенных с ним лицах – Иуде, Иосии – предание почти ничего не говорит. Притом же остаётся непонятным, говорят, каким образом Иаков, брат Господень, не бывший в числе 12-ти апостолов, мог так скоро возвыситься после Вознесения Господа и сделаться главой Церкви иерусалимской. Но как вовсе нельзя основываться на более, чем соблазнительном тождестве имён Клеопы и Алфея и с другой стороны нельзя ничем доказать, что Мария Клеопова есть одно и то же лицо с Марией, матерью Иакова, так трудно согласиться и с тем, чтобы находящиеся в числе 12-ти апостолов Иаков Алфеев, Симон Зилот и Иуда (очевидно сын, а не брат иаковлев), были братья между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Отличительный характер соборных посланий, сравнительно с посланиями ап. Павла. Соборные послания содержат более общие и основные вероучительные наставления, нравственные советы и утешения; тогда как слово ап. Павла большей частью прямо приноровлено к обстоятельствам церквей местных, так что вероучительные и нравоучительные наставления имеют более частный характер. С другой стороны, в посланиях ап. Павла сильно выдается личность самого Апостола, его настроения и чувства. Между тем в соборных посланиях личности писателей не выступают наружу, а прямо предлагаются правила веры и нравственности, обязательные для всех христиан. Послание ап. Иакова Писатель послания. В церкви Апостольской с именем Иакова были известны три лица. Иаков, сын Зеведея, один из двенадцати апостолов и брат Иоанна Богослова; другой, Иаков, сын Алфея, брат евангелиста Матфея, и еще Иаков, так называемый брат Господень, один из семидесяти Апостолов, имевший братьями Иосию, Иуду и Симона. За этим Иаковом утвердилось еще название Меньшего вероятно, в отличие от других, носивших это имя, но бывших в чине 12-ти Апостолов. To, что не первый Иаков был писателем послания, заключают из того, что этот Апостол очень рано, именно около 44-го года по Р. Хр., был по повелению Ирода усечен мечем. К этому времени, конечно, еще не успело распространиться христианство в областях Малоазийских настолько, чтобы явилась там нужда даже в окружном послании. А что не Алфеев Иаков был писателем послания заключают из того, что ему, по преданию, выдан был жребий апостольства в среде языческой, и ему не было нужды писать к христианам из иудеев, рассеянным по всем местам под небом. Итак, писателем послания является третий Иаков, брат Господень, знаменитый представитель церкви Иерусалимской, удостоившийся особого явления ему воскресшего Спасителя ( 1Кор.15:7 ), считавшийся столпом веры евангельской наряду с Апостолами Иоанном и Петром, и бывший председательствующим лицом да соборе апостольском в Иерусалиме. ( Деян.15 гл.) Скончался он мученически, будучи в 63 году свержен с кровли храма иудеями.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   По свидетельству Оригена (с. Cels. 1:25), заимствованному у того же Флавия, смерть Иакова праведнаго, случившаяся незадолго до войны Иудейской, произвела такое впечатление на умы евреев, что последовавшия за ней бедствия войны с Римлянами (66—70-й годы) и сама война считалась наказанием за эту смерть (В известных ныне рукописях и изданиях Флавия этого места нет).     Примечание. Католические писатели и большая часть протестантских считают Иакова, брата Господня, за одно лицо с Иаковом Алфеевым и опираются в этом мнении как на предание (Егезипп у Евсевия 3:11; 4:22; толкование Феофилакта на Послание к Гал. 1:19), так и на некоторые места Священного Писания.    [Главным из мест Писания служит указание святого Иоанна (19:25) на стоявшую при Кресте Иисуса Христа сестру Матери Его, Марию Клеопову, которая в па­раллельных местах Матфея (27:56) и Марка (15:40) считается или заменяется Мариею, матерью Иакова и Иосии, так как имя Клеопы считается тожественным с именем Алфея, причём предполагается, что Клеопа (Κλεπας) есть только Греческая транскрипция еврейского имени Халпай-Алфей. Другие указания на Иакова, как на Апостола (Гал. 1:19), подкрепляются теми соображениями, что Иаков, брат Господень, имеет братьями Иосию, Симона и Иуду (Мк. 6:3), и Иаков Алфеев окружается лицами, у которых подобные же имена (Лк. 6:15-16; Иуда 1:1; Мф. 27:56), и что допущение разности между Иаковом Алфеевым и Иаковом, братом Господним, должно повести к исчезновению из предания Церковного одной группы имён, так как об Иакове Алфееве и других соприкосновенных с ним лицах — Иуде, Иосии — предание почти ничего не говорит. Притом же остаётся непонятным, говорят, каким образом Иаков, брат Господень, не бывший в числе 12-ти Апостолов, мог так скоро возвыситься после Вознесения Господа и сде­латься главою Церкви Иерусалимской. Но как вовсе нельзя основываться на более, чем соблазнительном тожестве имён Клеопы и Алфея и с другой сторо­ны нельзя ничем доказать, что Мария Клеопова есть одно и то же лицо с Мариею, матерью Иакова, так трудно согласиться и с тем, чтобы находящееся в числе 12-ти Апостолов Иаков Алфеев, Симон Зилот и Иуда (очевидно сын, а не брат Иаковлев), были братья между собою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010