4) Сектант: Ап. Павел отвергает Предание и тогда, когда говорит Коринфянам, чтобы они научились «не мудрствовать сверх того, что написано“ ( 1Кор. 4: 6 ). Объяснения православного: Здесь речь совсем не о св. Предании, а о тех партиях и разделениях, какие появились среди Коринфян (1 Kop. 1: 10): одни из них называли себя учениками ап. Павла, чем особенно гордились, другие хвалились, что они ученики Аполлоса, третьи, – что они ученики Петра (1 Kop. 1: 11–15). Апостол и пишет им, чтобы они не гордились и не мудрствовали сверх того, что им написано раньше, в первой главе послания (ст. 31): «чтобы было как написано: хвалящийся хвались Господом“ ( Иер. 9: 24 ), а не тем, что он – Павлов или Аполлосов или Петров, «ибо когда один говорит: я Павлов, а другой: я Аполлосов, το не плотские ли вы? кто Павел? кто Аполлос? они только служители, чрез которых вы уверовали и притом поскольку каждому дал Христос» (3: 4–5). 5) Сектант: Сам ап. Павел запрещает предания, называя их «баснями»: «Отходя в Македонию, пишет он Тимофею, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями родословиями, которыя производят больше споры, нежели Божие назидание в вере“ ( 1Тим. 1: 3–4 ). «По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая иудейским басням и постановлениям людей отвращающихся от истины“ ( Тит. 1: 3–4 ). Объяснения православного: Под «иудейскими баснями“ ап. Павел разумеет, конечно, не апостольское Предание, а те талмудические толкования Моисеева закона и фарисейские обычаи, которые были распространены среди иудеев его времени – напр., омовение рук, чаш, кружек, котлов и скамей (Map. 7: 3–4), запрещение входить в дом и есть не только с язычниками ( Иоан. 18: 28 . Деян. 10: 28 ), но и самарянами ( Иоан. 4: 11 ), ложное понимание о святости храма и дара Богу ( Мф. 23 гл. и 15; 5–6) и т. п. Под «родословиями“ же разумеются те языческие учения об эонах и происхождении от них мира, о которых была речь выше (пун. 3-й) и о коих ап. Павел пишет еще в послании к Титу, говоря: «глупых же состязаний, и родословий, и споров, и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны“ (гл. 3: 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

5) В 5-м видении (9, 1–3) пророк слышит голос Господа, повелевающего обрушить (Вефильский) храм, в котором собрался народ для идолослужения. Спасения от карающей десницы Господней не будет, что показано в гиперболических выражениях: «хотя бы они зарылись в преисподнюю.., взошли на небо.., скрылись на горе Кармил» (ст. 3). За этим видением повторяется угроза истребления и рассеяния израильтян среди язычников, но с обетованием сохранения благочестивого «остатка». Это обетование об «остатке» соединяется далее с мессианским пророчеством о восстановлении падшей скинии Давидовой 9, 11–12. 9, 11–12. «В тот день Я восстановлю скинию Давидову, падшую, заделаю трещины в ней, и разрушенное восстановлю, и устрою ее„ как в дни древние, чтоби они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое – говорит Господь, творящий все сие». Это пророчество Амоса о восстановлении скинии Давидовой, когда все призывающие имя Господне – не только евреи, но и язычники – соединяются в едином исповедании Бога, является пророчеством о пришествии в мир Христа Спасителя – потомка Давида по плоти (скиния или дом Давида обозначает в Библии род Давида), и о вступлении в Церковь Христову не только евреев, но и язычников. Такое именно толкование этого пророчества дал св. ап. Иаков, брат Господень по плоти, на Апостольском соборе в Иерусалиме (в 49-м году по Р.Хр.) при обсуждении вопроса о том, как принимать язычников в Церковь Христову ( Деян. 15 гл.). Этот вопрос возник в связи с тем, что язычники стали все чаще обращаться ко Христу и принимать крещение (Корнилий сотник, антиохийцы и др.). Некоторые христиане из иудеев настаивали на том, чтобы христиане, обращенные из язычников, обязательно исполняли закон Моисеев. Тогда апостолы собрались в Иерусалим, чтобы разрешить этот спорный вопрос на соборе. Сначала говорили апостолы Петр и Павел, как они обращали и крестили язычников. Затем, после многих рассуждений взял слово председательствующий на соборе св. ап. Иаков, который сказал: «Мужи братья! Послушайте меня. Симон (т.е. Петр) изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано...» Далее, ап. Иаков привел текст пророчества Амоса о восстановлении скинии Давидовой ( Деян. 15, 13–18 ). Этот текст и был положен в основу соборного постановления о принятии в Церковь Христову уверовавших из язычников без обременения их исполнением обрядов ветхозаветного Закона (обрезания и жертв).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

5) В пятом видении (9:1–3) пророк слышит голос Господа, повелевающего обрушить Вефильский храм, в котором собрался народ для идолослужения. Спасения от карающей десницы Господней не будет, что показано в гиперболических выражениях: «хотя бы они зарылись в преисподнюю… взошли на небо... скрылись на горе Кармил» (ст. 3). За этим видением повторяется угроза истребления и рассеяния израильтян среди язычников, но с обетованием сохранения «благочестивого остатка». Это обетование об «остатке» соединяется далее с мессианским пророчеством о восстановлении падшей скинии Давидовой. Стихи 9:11–12. «В тот день Я восстановлю скинию Давидову, падшую, заделаю трещины в ней, и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое говорит Господь, творящий все сие». Это пророчество Амоса о восстановлении скинии Давидовой, когда все призывающие имя Господне – не только евреи, но и язычники соединяются в едином исповедании Бога, является пророчеством о пришествии в мир Христа Спасителя потомка Давида по плоти (скиния или дом Давида обозначает в Библии род Давида), и о вступлении в Церковь Христову не только евреев, но и язычников. Такое именно толкование этого пророчества дал святой апостол Иаков, брат Господень по плоти, на Апостольском соборе в Иерусалиме в 49 году при обсуждении вопроса о том, как принимать язычников в Церковь Христову ( Деян.15 гл.) Этот вопрос возник в связи с тем, что язычники стали все чаще обращаться ко Христу и принимать крещение (Корнилий сотник, антиохийцы и др. Некоторые христиане из иудеев настаивали на том, чтобы христиане, обращенные из язычников, обязательно исполняли закон Моисеев. Тогда апостолы собрались в Иерусалим, чтобы разрешить этот спорный вопрос на соборе. Сначала говорили апостолы Петр и Павел, как они обращали и крестили язычников. Затем, после многих рассуждении взял слово председательствующий на собора апостол Иаков, который сказал: «Мужи братья! Послушайте меня. Симон (т.е. Петр изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано...» Далее, апостол Иаков привел текст пророчества Амоса о восстановлении скинии Давидовой ( Деян.15:13–18 ). Этот текст и был положен в основу соборного постановления о принятии в Церковь Христову уверовавших из язычников без обременения их исполнением обрядов ветхозаветного Закона (обрезания и жертв).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

5 . Да будет же всякая вдовица кротка, молчалива, тиха, незлобна, негневлива, немногословна, некриклива, не болтлива, не клеветница, не скора на язык, недвуязычна, не охотница вмешиваться в чужие дела. Если она увидит или услышит что непотребное, то пусть держит себя так, как будто не видит и не слышит, и ни о чем другом пусть не заботится вдовица, кроме молитвы за подающих и за всю Церковь . Если кто спрашивает ее о чем, пусть отвечает не легко, исключая того, что касается веры, оправдания и упования на Бога. Кто желает огласиться догматами благочестия, тех пусть отсылает она к начальникам, а сама пусть отвечает только то, что относится к низпровержению заблуждения о многобожии, показывая учение о единоначалии Божием; о прочем же ничего пусть не отвечает опрометчиво, чтобы, сказав что–либо невежественно, не навлекла хулы на слово Божие. Ибо Господь научил, что слово Божие подобно зерну горчичному, а зерно это остро на вкус: кто употребляет его неумеючи, тот найдет его горьким. Это значит, что в отношении к таинственному не должно быть предателем, но осторожным; ибо Господь убеждает нас, говоря: «не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими, и, обратившись, не растерзали вас». Ибо, когда неверные услышат учение о Христе, особенно о воплощении или страдании Его не как должно, даже без нужды, то скорее посмеются над нею, как над лгуньею, нежели похвалят ее, и старица будет виновна как в опрометчивости, так и в хулении, и наследует горе. Горе же тому, говорит, чрез кого «имя Моё хулится среди народов». 6 . Итак, мы не позволяем женщинам учить в церкви, но только молиться и слушать учителей. Сам Учитель наш и Господь Иисус, послав нас двенадцать учить народ и племена, никогда не посылал женщин на проповедь , хотя и не было в них недостатка, ибо были с нами Матерь Господа и сестры Его, также Мария Магдалина и Мария Иаковлева, и Марфа и Мария, сестры Лазаря, Саломия и некоторые другие. Ибо, если бы необходимо было, чтобы учили женщины, то Сам Господь первый повелел бы, чтобы и они вместе с нами оглашали народ. И если глава жены есть муж, то несправедливо, чтобы над главою начальствовало прочее тело.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

6. Давайте же и мы будем утолять свою жажду из этих потоков, подобно известной самарянской женщине (Ин 4:7 и далее) 24 , всецело избегать неразумия и через покаяние приближаться к вечному и созерцать его, уходя от преходящего, как о том поведали [мы, хотя и] сбивчиво, в нашем слове, чтобы удостоиться вечного Царства по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому вместе с Отцом и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово третье. О Божием крещении, святой любвии других величайших Божественных заповедях Благослови, отче! Сказав прежде о первом Божественном постановлении и заповеди — я имею в виду спасительное покаяние и вечное Царство, — сказав и изложив так, как то позволила благодать Всесвятого Духа, мы теперь перейдем, словно из одного сада в другой, к [теме] усыновления и любви, поведя речь о благодати Божиего крещения. Потому что и крестились исповедуя грехи свои (Мф 3:6; Мк 1:5) 25 ; также [Господь] говорит: Если кто не родится свыше, то есть не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное (см. Ин 3:5 и 7) 26 ; также: покайтесь, и да крестится каждый из вас (Деян 2:38) 27 и далее; еще: Тем, которые приняли Его, банею возрождения дал власть быть чадами Божиими (см. Ин 1:12; Тит 3:5) 28 Разумеется, крещение находится в полном созвучии с покаянием, а с покаянием — усыновление 29 за которым [следует] могущественный венец [всех] благ — исполнение закона (Рим 13:10) 30 и всех пророков, апостольское украшение, отличительный признак учеников [Христовых]. Ведь [Господь] говорит: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35) 31 . [Не говорит]: потому что мертвых будете воскрешать, прокаженных очищать, бесов изгонять и слепых делать зрячими (см. Мф 10:8; 11:5) 32 узнают все, что вы Мои ученики , поскольку многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда на знал вас (Мф 7:22–23) 33 . Но изрекает: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.   Ибо знамения творить пытаются и лукавые [чудотворцы силою] колдовства и Веельзевула 34 , а любви поражаются все. Когда вы и врагов будете считать друзьями, тогда узнают все, что вы Мои ученики .

http://pravmir.ru/desyat-slov-o-zapovedy...

6). Препятствия, вытекающие из частной жизни. В западной церкви препятствие к посвящению составляет вступление в брак вообще или нарушение законов целибатства. Наоборот – в нашей русской церкви поступающий во священника обязательно должен (был) жениться. Но ни того, ни другого требования в правилах древней церкви нет. В священном писании ничего не говорится о целибатстве священников, да и ложно самое утверждение, будто целибатство выше брачного состояния. В подтверждение этой мысли обыкновенно ссылаются на учение апостола Павла о девстве, раскрытое им в седьмой главе 1-го послания к Коринфянам (38–40 ст.). Но, во 1-х, девство не тоже, что обязательное целибатство; чистота сердца не есть привилегия таких девственников по неволе, а в таком случае, по совету того же апостола, лучше вступать в брак, нежели разжигаться (ст. 9); во 2-х, совет апостола, как в данном случае, не есть догмат: «относительно девства, говорит он, я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть ему верным (ст. 25); и, в 3-х, в других своих посланиях апостол прямо говорит, что «епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен… хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о церкви Божией 172 . Очевидно, что, по учению апостола, целомудрие и женитьба не противоречат друг другу. Но в них нет также и учения об обязательности (апостол просто воспрещает только многобрачие одновременное); потому что всякий имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе 173 . Сами апостолы – одни были женаты 174 , а другие нет, как, напр., Иоанн и Павел, по свидетельству церковного предания 175 . Церковная дисциплина древней церкви ограничивает только время выбора того или другого состояния моментом до рукоположения 176 ; но не отрицает ни брака священников, ни пребывания в браке. Так, апостольские правила запрещают расторжение браков лиц духовных по причине благочестия 177 или гнушения браком 178 , под опасением удаления от должности или отлучения от церкви. Позднейшие церковные постановления только ссылаются на эти правила и буквально повторяют их 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

7 . Из декреталии о канонических книгах папы Геласия I (492−496 гг.). «... Святая Римская Церковь не приобрела главенство в силу постановления Соборов, но обладает им по слову Господа и Спасителя, как оно находится в Евангелии: «И Я говорю тебе: ты – Камень (Петр), и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:18 −19). Итак, первое место принадлежит Римской Церкви, Престолу Апостола Петра, «не имеющей пятна или порока, или чего-либо подобного» ( Еф.5:27 ). Второе место принадлежит Александрии – освященной пламенем Петра через Марка, как его ученика и евангелиста... Третье же место принадлежит Антиохии, прославленной пребыванием там того же блаженного апостола Петра...». (H. Deuzinger Ench. Symbol, 922, р. 72). 8 . Из письма «Adeone te» папы Пелагия III (556−561 гг.) к некоему епископу (ок. 560 г.). «Неужели ты, возведенный на высшую ступень священства, не знаешь, что впадаешь в раскол, когда отпадаешь от общения с Апостольским Престолом? Неужели ты, поставленный народу для проповеди , не читал, что Христос, Господь наш, учредил Церковь на князе Апостолов, дабы «врата адовы не одолели ее?» ( Мф.16:18 ). А если читал о том, где еще мнишь быть Церкви, когда в нем одном объединяются все апостольские Престолы? Кому еще так же, как ему, кто получил «ключи», была дана власть «вязать и решить»? ( Мф. 16:19 ). Но потому ему одному сначала было обещано дать то, что потом всем было дано, чтобы, как толкует это блаженный Киприан-мученик, было указано единство Церкви. Почему же ты, возлюбленный во Христе, заблуждаешься касательно этого толкования или в чем ином надеешься обрести спасение?». (H. Deuzinger Ench. Symbol. 922., р. 102−103). 9 . О единстве Церкви. Булла «Unam Sanctum» от 18 ноября 1302 г. папы Бонифация VIII (1294−1303). «...Высший духовный авторитет может быть судим только лишь Богом, но не людьми. По свидетельству Апостола: «Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (Кор.2:15). Следовательно, авторитет этот, хотя и уделен человеку и человеком применяется, не является человеческим, но скорее божественным, данным Петру и его преемникам божественным глаголом: «...еж аще свяжеши...» ( Мф.16:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

800 Молились за умерших не только в день их погребения, но также в третий, девятый и сороковой день после их кончины. 801 О таинстве Крещения в Постановлениях апостольских В Постановлениях апостольских упоминается о главных таинствах христианских. Крещение 802 считается таинством, изглаживающим грехи, кроме того, оно есть посвящение в христианство. Сначала епископ помазывал крещаемого освященным елеем, потом крестил его в воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Диакон извлекал из воды крещеного, если это мужчина, а диаконисса – если женщина; затем епископ помазывал его освященным елеем, смешанным с благовониями и именуемым миром. 803 Вода при крещении считалась изображением погребения христианина во Христа. Елей означал освящение новокрещаемого Духом Святым. Знамение крестное, на него полагаемое – крест, который он обязуется нести по примеру Спасителя, а миро служило ему запечатлением или утверждением в исповедании веры. Это утверждение всегда сопровождало крещение. 804 Оглашенного, 805 прежде чем допустить в крещении, поучали. Когда же он приступал к крещению, то его спрашивали о его верованиях и он отвечал: «отрекаюсь сатаны и всех дел его, всего велелепия его и служения ему, всех ангелов его, всей силы его и всего владычества его». Затем он делал знамение крестное и говорил: «сочетаваюся Христу, верую в Него и крещаюся во имя единого вечного, единого истинного и всемогущего Бога Отца, Творца и Вседержителя всей твари, от Него же все исходить; и во имя Господа Иисуса Христа, Сына единородного, первородного всей твари, прежде век рожденного, а не сотворенного по воле Отца, Им же сотворено все на небесах и на земли, все видимое и невидимое; в последние дни сошедшего с небес, воплотившегося и рождшагося от Святыя Девы Марии, жившего свято, по закону Бога Отца Своего, распятого при Понтии Пилате, ради нас умершего и воскресшего в третий день после страданий, и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и грядущего со славою при конце мира судить живых и мертвых, Его же царствию не будет конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

884. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. СПб., 1911. Т. 10. (от 11 марта 1741 г.). С. 493. 885. Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Одесса, 1894. Т. 3. Приложения. С. 245. (Требник XIV века). 886. Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Одесса, 1894. Т. 3. Приложения. С. 144. (Требник XV века). 887. Вера Гриневич. Письмо В. Розанову. Публ. в: Розанов В. В. Голос из провинции о миссиионерстве//Около церковных стен. M., 1995. С. 119. 888. Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848 г.)//Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. Троице-Сергиева Лавра, 1995. С. 233. 889. Тело же не из одного члена, но из многих… Если все тело глаз; то где слух? Если все слух, то где обоняние?… А если бы все были один член, то где было бы тело? Ho теперь членов много, а тело одно… Ивы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями… Все ли Апостолы? все ли пророки? все ли учители? (1 Kop 12:14–29). 890. Епископ Чукотский Диомид. Интервью «Порталу Кредо» 9 окт. 2007 г. 891. Замечания протоиерея А. В. Горского на богословские сочинения А. С. Хомякова//Богословский вестник. M., 1900. Ноябрь. Т. 3. С. 540. 892. Иеромонах Симон (Кохановский) в 1720 году свидетельствовал в своей благовещенской проповеди: «Бабьими баснями и мужицкими забобонами (суевериями) весь мир наполнился: уже бо неточию священницы и прочие книжные люди, но и неграмотные мужики и бездельные деревенские бабы всю тую диавольскую богословию наизусть умеют — которая пятница святейшая и которая сильнейшая, которая избавляет от огня, которая от воды, которая от вечной муки. А молитву Отче наш разве сотый или тысящный мужик умеет! На сколько просфорах обедню служити — все о том ссорятся, а что есть причастие тела и крови Христовой, того и не поминай… Сказки бездельные, бабьи песни и продолженные срамотныя песни и малые дети наизусть умеют.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

8 . Жена да повинуется мужу своему, потому что муж есть глава жены, а глава мужа, ходящего по пути правды, есть Христос, глава же Христа – Бог и Отец Его. Итак, после Вседержителя Бога нашего и Отца, Господа настоящего и будущего века и Создателя всякого дыхания и силы, и после возлюбленного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого слава Богу, – бойся, жена, мужа своего, и страшись его, старайся нравиться ему одному, и быть благоугодною ему служениями своими, чтобы и ради тебя ублажен был муж Премудростью, которая говорит чрез Соломона: «Жену доблестную кто найдет? Драгоценнее такая камней многоценных. Уверено в ней сердце мужа её: такая прибытка не лишится. Ибо делает мужу добро во всю жизнь. Найдя шерсть и лен, творит благопотребное руками своими; она – как корабль купеческий, издалека собирающий ему богатство; и встает ночью, и раздает пищу в доме и работу служанкам; увидев поле, купит, от плодов же рук своих насаждает стяжание. Препоясав чресла свои, укрепит мышцы свои, и вкушает, что работа её хороша, и не угасает светильник её всю ночь. Локти свои простирает на полезное, руки свои утверждает на веретене, и руки свои открывает бедному, длань же простирает нищему; не печется о находящихся в доме муж её, ибо все у неё одеты в приличные одеяния, и одежды делает мужу своему, из виссона и порфиры одеяния. Славится во вратах муж её, когда сидит в собрании со старцами земли. Покрывала сделает и продает финикийцам, опоясания же ханаанеянам. Славою и благолепием облечется, и возвеселится в конце дней. Уста свои открывает мудро и внимательно, и чин заповедает языку своему. Тесны же пути дома её: пищу же ленивого не ест. Уста свои открывает мудро и по закону, устроения же милостыни на языке её; поднимутся дети её, и, обогатившись, похвалят её, и муж её похвалит её: «многие дочери стяжали богатство, многие сотворили силу: ты же преуспела и превознеслась над всеми. Ложного угодничества и пустой красоты женской нет в тебе: ибо жена благочестивая благословенна; страх же ЯХВЕ сия да хвалит. Дайте ей от плодов уст её, и да хвалим будет во вратах муж её». И опять: «жена мужественная – венец мужу своему». Выслушали вы, какие похвалы получает от Господа Бога жена целомудренная и любящая мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010