Плотское мудрование - опасная вещь. Оно мешает нам быть с Богом здесь и лишит нас пребывания с Богом в вечности. Чтобы Вам ясно было, какова будет пища в раю, процитирую текст книги Откровения об ангельском видении ап. Иоанну Богослову: И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов. ( Откр.22:1,2 ) Св. Андрей Кесарийский так толкует это видение: Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой Эта, говорит, река напояет насажденных при ней Святых, названных древом жизни иносказательно по причастию и подражанию древу жизни - Христу. - Произращают они двенадцать плодов, т. е. производят непрерывное возращение плодов, ибо там не будет греховной зимы, принуждающей, как ныне видим мы, древо жизни терпеть падения листьев, но наступит век непрестанного плодоношения Святых. - Он назван здесь двенадцатимесячным как приноровительно к обычному у нас кругообращению года, так и ради проповеди двенадцати Апостолов. - А можно настоящий стих истолковать и иначе. Под рекой, как сказано, можно разуметь дары Всесвятого Животворящего Духа, которые чрез престол Отца и Сына, т. е. чрез Херувимские чины, на которых, как на престоле, восседает Бог, ниспосылаются на стогны города, т. е. на многочисленное общество, ибо они, по прекрасному благоустройству небесной иерархии, изливаются от первых ко вторым. Древо жизни знаменует Христа, разумеваемого в Духе и о Духе Святом: ибо в Нем Дух и Он покланяем в Духе и есть податель Духа. Чрез Него же и двенадцать плодов Апостольского лика даруют нам неоскудевающий плод богоразумия. Или предвозвещается  лето Господне приятное  и день воздаяния, предсказанный Пророком. И листья дерева для исцеления народов Листья дерева жизни, т. е. Христа, означают тончайшие, превысшие и пресветлые разумения Божественных судеб, а плоды его - совершеннейшее знамение, открываемое в будущем веке.

http://azbyka.ru/vopros/budet-li-v-raju-...

Плоть и Кровь Христа, по обетованию и в силу наития и действия Святого Духа, призываемого Церковью, вкушают верующие под видом хлеба и вина. Телу и Крови Христовой поклоняются они как Самому закланному Агнцу, явившемуся на Небесном престоле (5:6). Само наименование части богослужебной просфоры, предназначенной для таинства Евхаристии, Агнцем, и акт изъятия и перенесения Его на престол, есть не что иное, как символическое представление апокалипсического Агнца. Ряд молитв и песней, в которых возносится хвала и благодарение Богу, есть своего рода воплощение и фактическое исповедание Церковью тех молитвенных песней, какие тайновидцем влагаются в уста ангелам, животным, старцам и всему живущему на небе и земле. Все это символизируется под образом гуслей и золотых чаш, полных фимиама (5:8). Песнопения современной Литургии, включенные в состав евхаристического канона: “Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу”, “Тебе поем, Тебе благодарим, Господи” свой первообраз имеют, по-видимому, в песнях и восклицаниях Апокалипсиса (главы 4,5,7). Наконец возгласы в современном богослужении и Литургии: “Яко твое есть царство, сила и слава”, “Яко подобает тебе всякая слава, честь и поклонение”, “Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа” — живо напоминают подобные им доксологии Апокалипсиса. Так, апостол Иоанн, начинает книгу апостольски-литургическим приветствием “благодать вам и мир”, прибавляя затем: “Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь”. (1:4–6) Подобным образом и заканчивается Откровение: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь” (22:21). Такого рода доксологическая формула часто повторяется и варьируется. “Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков” (5:13). Иногда прибавляется восклицание “аллилуия”, которое по Апокалипсису является небесной песнью вечности. “Аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему” (19:1). “И вторично сказали: аллилуия!” (19:3). Утвердительная формула “аминь”, употребляется иногда в начале и конце доксологии. “Аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь” (7:12); иногда с прибавкой впереди ” ей, аминь” (1:7) или ” аминь! аллилуия!” (19:4) — это единственные еврейские выражения, которые не были переведены, и остались в тех звуках, в которых они были преподаны Богом. От них “веет, поэтому духом глоссолалической таинственности”. 17

http://azbyka.ru/apokalipsis/liturgiches...

Плоть и Кровь Христа, по обетованию и в силу наития и действия Святого Духа, призываемого Церковью, вкушают верующие под видом хлеба и вина. Телу и Крови Христовой поклоняются они как Самому закланному Агнцу, явившемуся на Небесном престоле (5:6). Само наименование части богослужебной просфоры, предназначенной для таинства Евхаристии, Агнцем, и акт изъятия и перенесения Его на престол, есть не что иное, как символическое представление апокалипсического Агнца. Ряд молитв и песней, в которых возносится хвала и благодарение Богу, есть своего рода воплощение и фактическое исповедание Церковью тех молитвенных песней, какие тайновидцем влагаются в уста ангелам, животным, старцам и всему живущему на небе и земле. Все это символизируется под образом гуслей и золотых чаш, полных фимиама (5:8). Песнопения современной Литургии, включенные в состав евхаристического канона: " Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу " , " Тебе поем, Тебе благодарим, Господи " свой первообраз имеют, по-видимому, в песнях и восклицаниях Апокалипсиса (главы 4,5,7). Наконец возгласы в современном богослужении и Литургии: " Яко твое есть царство, сила и слава " , " Яко подобает тебе всякая слава, честь и поклонение " , " Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа " - живо напоминают подобные им доксологии Апокалипсиса. Так, апостол Иоанн, начинает книгу апостольски-литургическим приветствием " благодать вам и мир " , прибавляя затем: " Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь " . (1:4-6) Подобным образом и заканчивается Откровение: " Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь " (22:21). Такого рода доксологическая формула часто повторяется и варьируется. " Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков " (5:13). Иногда прибавляется восклицание " аллилуия " , которое по Апокалипсису является небесной песнью вечности. " Аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему " (19:1). " И вторично сказали: аллилуия! " (19:3). Утвердительная формула " аминь " , употребляется иногда в начале и конце доксологии. " Аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь " (7:12); иногда с прибавкой впереди " ей, аминь " (1:7) или " аминь! аллилуия! " (19:4) - это единственные еврейские выражения, которые не были переведены, и остались в тех звуках, в которых они были преподаны Богом. От них " веет, поэтому духом глоссолалической таинственности " .

http://pravoslavie.ru/1669.html

Поликарп и с ним пресвитеры – Церкви Божией в Филиппах: милость и мир от Бога Вседержителя и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего, да умножится вам. Глава I. Похвала филиппийским христианам за любовь к братьям-узникам и за твердость в вере Я весьма сорадовался вам в Господе нашем Иисусе Христе о том, что приняли у себя образцы истинной любви и, как прилично было вам, проводили связанных священными узами, которые суть царское украшение для истинных избранников Бога и Господа нашего. Радуюсь также и тому , что твердый корень вашей веры, известный с первых времен, пребывает и доныне и приносит плоды, достойные Господа нашего Иисуса Христа, Который претерпел за грехи наши саму смерть, но Которого воскресил Бог, расторгнув узы ада 707 . Вы, не видев Его, веруете и, веруя, радуетесь радостью неизреченной и преславной 708 , – каковой многие желают достигнуть, – зная, что вы спасены благодатью, не делами, но по воле Божией чрез Иисуса Христа 709 . Глава II. Увещание к добродетели Поэтому, препоясавши чресла ваши 710 , служите Богу в страхе 711 и истине; оставив тщетное пустословие и заблуждение многих, веруйте в Того, «Который воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса Христа и даровал Ему славу» 712 и Престол одесную Себя, Которому 713 все покорено небесное и земное, Которому все дышащее служит, Который придет Судией живых и мертвых и Которого кровь взыщет Бог от не верующих Ему. Воскресивший же Его из мертвых воскресит и нас, если будем исполнять волю Его, поступать по заповедям Его и любить то, что Он любит; если будем удаляться всякой неправды, любостяжания, сребролюбия, злоречия, лжесвидетельства, не воздавая злом за зло, порицанием за порицание 714 , ударом за удар, проклятием за проклятие и если будем помнить то, чему учил Господь, говоря: не судите, чтобы не быть вам судимыми 715 . Прощайте, и будет вам прощено 716 . Милуйте, чтоб вам быть помилованными. Какой мерой мерите, такой возмерится вам 717 . И блаженны бедные и гонимые за правду, ибо их Царствие Божие 718 . Глава III. Не по гордости пишу это. Павел ваш учитель

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Посему преподобный непрестанно поучал всех апостольскими словами: – Внимайте тщательно, братие, как вы приступаете к причащению: «Да испытывает же себя каждый из вас, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» ( 1Кор.11:28–29 ), ибо сия святыня приуготовлена для святых, а не для оскверненных, – и если вы имеете чистую совесть, то «кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся» ( Пс. 33:6 ). Когда святейший Ювеналий снова занял свой престол и стал исправлять возникшее в церкви беспорядки, царица Евдокия, увлеченная вышеупомянутым Феодосием в Евтихиеву ересь, колебалась в мыслях, не зная, какого держаться исповедания, и послала в Антиохию к преподобному Симеону Столпнику , прося у него полезного совета и наставления. Он же написал ей следующее: – Знай, что дьявол, видя богатство твоих добродетелей, просил, «чтобы сеять» тебя «как пшеницу» ( Лк.22:31 ), и чрез того губителя Феодосия растлил твою боголюбивую душу; но дерзай: ибо не оскудела вера твоя. Я же весьма удивляюсь тому, что, имея источника вблизи, пренебрегаешь им, и тщилась почерпнуть той же воды издалека: ты имеешь там богоносного Евфимия, следуй его учению, – и спасешься. Получив от преподобного Симеона такое послание, царица немедленно стала расспрашивать о преподобном Евфимии. Узнав же, что он никогда из пустыни не выходит в город, она задумала выстроить столп в восточной пустыне, на высоком холме, в расстоянии тридцати стадий от лавры Евфимиевой 810 , чтобы иметь возможность там часто видеть преподобного и услаждаться его поучениями; выстроив столп тот, она поселилась в нем в уединении. Она послала к преподобному Евфимию вышеупомянутого Анастасия, бывшего тогда хорепископом после Пассариона, и Косму крестохранителя, умоляя, чтобы он позволил ей видеться с ним; они же, пришедши, не нашли его в лавре, ибо он давно уже ушел в Руву. Взяв с собою преподобного Феоктиста, они пошли с ним в ту пустыню и, нашедши его, много умоляли идти к царице, спасти ее заблудившуюся душу, – и лишь с трудом убедили старца идти к ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Поэтому Бог и обещает утвердить семя Давида во век, разумея Христа, о котором и Павел в послании к Римлянам говорит: « Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти» (1:1–3). Этот престол, т. е. царство, Бог обещает устроить в род и род, потому что Родившийся от семени Давида по плоти, кроме настоящего царства, владеет и будущим, как об этом говорил и Даниил: « и Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится » (Дан. 7:14). Следует перемена тона, так как речь идет далее от лица пророка. « Поведают небеса чудеса Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых » (ст. 6). Под небесами разумей тех, кто помышляет о небесном. Такой человек называется небесным у Павла. Так и в другом месте тот же самый пророк говорит: « небеса поведают о славе Божией » (Пс. 18:2), разумея, как и в данном случае, апостолов. Эти последние исповедуют, т. е. с благодарением возвещают чудеса Божии и истину в церкви святых. Каких? Святых в Иерусалиме, как об этом ясно говорит в Деяниях Апостольских Лука, повествуя о Варнаве и Павле, что когда апостолы и старцы собрались для рассмотрения возникшего вопроса (об обрезании), « тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников » (Деян. 15:12). « Ибо кто в облаках сравнится с Господом? Уподобится Господу между сынами Божиими?» (ст. 7). Говорится об ангелах и горних силах. « Уподобится Господу между сынами Божиими », — здесь сравнение со святыми. Конечно, ни ангел, ни святой не может сравниться с Творцом, Который выше всего существующего. Хорошо пророк в отношении к ангелам употребил слово: « сравнится », поскольку и они бестелесны; тем не менее, и они не имеют равенства с Богом, так как находятся в пространстве и имеют очертания, почему их и существует бесчисленное множество.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Присутствующие – бедные галилейские рыбари и все возлежавшие на этой братской, единодушной вечере – были приятно изумлены выражением всецело преданной любви. Но и в таком избранном обществе нашелся человек, в котором великодушие и благородство чувств Марии пробудило низкую досаду. Это был Иуда Искариот. Он сказал: Для чего бы не продать это миро и не раздать нищим? ( Ин.12:5 ). Несчастный человек говорил такие мягкие слова не из любви к нищим. Он был корыстолюбив и желал получить эти деньги, которые по продаже мира поступили бы в общинную, апостольскую кружку. Иуда ею распоряжался и деньги из нее, мучимый духом алчности, негласно утаивал. И вот Христос прекратил ропот в назидание Иуды и в одобрение усердия Марии. Он сказал: «Что смущаете женщину? Оставьте ее. Нищих всегда имеете с собой, а Меня – не всегда. Она сберегла это миро на день погребения Моего ( Ин.12:7–8 ). Истинно говорю вам: где ни будет проповедано сие Евангелие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала ( Мк.14:9 ).» Так и происходит до нынешнего дня. Прошло от этого события 1897 лет, а всегда, на всех языках, которыми говорят люди, во всех странах, городах, селах; соборах, сельских, придворных, домовых церквах – словом, везде, где живут христиане, где проповедуется о страданиях Господа; во всех домах, чертогах и хижинах, где читают Евангелие, с честью вспоминается и о Марии и ее прекрасном утешительном деле, совершенном во имя беззаветной преданности любимому и любящему Небесному Гостю. Воздадим и мы и всегда будем воздавать честь Марии, а Господу нашему Иисусу Христу – славу, честь и поклонение со Безначальным Отцем и Всесвятым Духом и ныне и присно и во веки веков. Аминь. 2 марта 1897 г. Беседа третья. На Евангелие от Матфея, 5, 33–45 и Евангелие от Луки, 19, 27–36 Святитель Божий и великий учитель Православной Церкви Лев, занимавший в V b. престол первосвятительский в Риме (где его святые мощи почивают в Ватикане), в своем слове о Нагорной беседе Спасителя с церковной кафедры произнес:

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 69. О клятве Божией и клятве человеческой. В 4ю Неделю Великого поста (по Апостольскому чтению) Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву. ( Евр.6:17 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В четвертую Неделю Великого поста мы с вами слышали слова апостола Павла из Послания к евреям (см. Евр.6:13–20 ) о клятве Божией и клятве человеческой. Спросим себя, почему в эти святые покаянные дни Церковь предлагает апостольское слово именно об этом? А потому что клятва – дело великое. Напрасная божба, ложная присяга или неразумная клятва могут иметь для человека самые тяжкие и необратимые последствия. Вам наверняка памятны слова Господа нашего Иисуса Христа: …говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого ( Мф.5:34–37 ). Мы должны четко уяснить для себя, что клятва, удостоверение именем Божиим , по-другому божба или присяга, может употребляться только в крайних, особых случаях и при этом должна удостоверять исключительно правду, истину. Еще в Ветхом Завете иудейскому народу было заповедано от Бога: Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего ( Лев.19:12 ). Или в другом месте: Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно; ибо не оставит Господь (Бог твой) без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно ( Втор.5:11 ). Спаситель же наш Иисус Христос призывал учеников Своих, всех верных последователей христианской веры, вести такую честную, богоугодную, праведную жизнь и в глазах Божиих, и в глазах людских, чтобы клясться не надо было вообще, чтобы близкие верили одному утвердительному или отрицательному заявлению.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Митрополит Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ: ХРАНИТЬ И ЗАЩИЩАТЬ 8 мин., 01.01.2008 Нередко поиск религиозной истины и последующее ее хранение представляются современному человеку чем-то второстепенным и малозначимым. Более важной заботой считается достижение в обществе мира и благополучия. Сами по себе эти цели хороши, но возможно ли их достичь без того, чтобы люди имели ясные представления о мире, в котором они живут? Если из мировоззрения человека исчезает знание о Боге, то рано или поздно искажается и разрушается вся его жизнь, поскольку личность теряет ориентиры для приложения своих сил. В послании к Римлянам святой апостол Павел следующим образом описывает последствия забвения истинного Бога: И как они не заботились иметь Бога в разуме, предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены завести, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы (Рим 1 :28-31). Жизнь в обществе, в котором многие из вышеперечисленных пороков почитаются нормой, не может быть счастливой. Чтобы не терять способность отличать добро от зла, а в случае ошибок — быстро замечать и исправлять их, Богом открыта людям истинная вера. Понимая все это, русские люди со времен крещения Руси старались бережно хранить апостольскую норму веры. На этом поприще проявил себя и Смоленск. Этот город, современник Киева, Новгорода, Пскова, возник на пути «из варяг в греки» и стал одним из главных городов Киевской Руси. Принятие смолянами христианства началось с 990 года, когда князь Владимир и митрополит Михаил провели первое крещение в Смоленске. Распространение новой веры в Смоленской земле, населенной кривичами и вятичами, происходило быстро и без сопротивления со стороны местных жителей. Вскоре Смоленск стал одним из центров христианской духовности и культуры, который привлекал греков-книжников и воспитывал собственных просвещенных мужей. В XII веке на Киевский митрополичий престол был возведен Климент Смолятич, книжный и мудрый человек с широким кругозором, вероятнее всего родом происходивший со Смоленщины.

http://foma.ru/mitropolit-smolenskij-i-k...

С особенной яркостью и силой сказалась эта положенная Богом вражда между князем мира сего и семенем жены, когда «тайна беззакония» ( 2Фес.2:7 ) столкнулась в мире сем с великой «тайной благочестия: когда Бог явися во плоти» ( 1Тим.3:16 ). Потерпев поражение в этом столкновении с Богочеловеком, князь мира сего обрушился со страшной силой на наследие Сына Божия, на Церковь Святую, " юже стяжа Христос честною Кровию Своею» ( Деян.20:28 ). Эта последняя брань, разнообразясь по виду и содержанию, изменяясь в силе и напряжении, стихая в одних местах и разгораясь в других, оставляя одну область и переходя в другую, прошла века и дошла до наших мест и до наших дней, к которым с достаточным основанием приложимы слова Апокалипсиса: «Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» ( Откр.12:12 ). (См. в 8-м письме мысль митрополита Филарета о наших временах). Привыкши, в течение многих веков, к «мирному и благоденственному житию» 257 , под покровом православного государства, мы оказались совершенно не подготовленными к той, для большинства христиан неожиданной, духовной борьбе, к которой привела нас промыслительная десница Вождя и Подвигоположника нашего. Глухие к слову Божию и пророческим голосам, вещавшим о близости и неизбежности этой борьбы, слепые относительно событий, которые не то что говорили, а вопияли о надвигающейся грозе, охотно и легко обольщавшиеся грезами лжепророков «научного мировоззрения», которые убаюкивали нас пошлым и нелепым учением об автоматическом прогрессе, забыв слово апостольское, точнее Духа Святого, о том, что истинные христиане «не имут зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуют» ( Евр.13:14 ), мы так уютно и, казалось, прочно засели и устроились в здешнем граде, где со времени падения Адамова утвержден «престол сатаны» ( Откр.2:13 .), что нам и во сне не снилось того, что свалилось на наши в разных смыслах бедные головы. Когда все говорили: «Мир и безопасность» , тогда внезапно постигла нас пагуба " ( 1Фес.5:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010