Однажды Господа Иисуса Христа упрекнули фарисеи и книжники, что ученики Его не постятся. Они сочли это за нарушение закона и указали на это Христу, а Господь ответил им: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, когда с ними жених?  — Доколе с ними жених, не могут поститься . — Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15). Он установил, следовательно, пост для апостолов Своих, но что повелено апостолам, то повелено всем нам. И подал нам Господь Иисус Христос великий пример поста, когда в пустыне Иудейской постился тяжелым сорокадневным постом. И святые апостолы Его соблюдали посты. Читаем в Деяниях Апостольских, что апостолы возлагали руки на хиротонисуемых ими во пресвитеров только после поста — они готовились к рукоположению во пресвитеров постом и молитвой. Те, кто не хочет поститься, кто презирает пост, лицемерно говорят: «Разве пищей угождаем мы Богу? Надо угождать Ему не пищей, а добрыми делами». Но добрых дел они также не делают, как и не соблюдают пост. Они указывают на слова Господа Иисуса Христа: «Не то, что входит в уста, а то, что исходит из уст, оскверняет человека». Но разве об осквернении говорим мы, когда предлагаем соблюдать пост? Конечно, нет. Эти слова Господь сказал тогда же, когда укоряли Его фарисеи; когда сказал, что ученики Его будут поститься, когда отнимется у них жених. Эти слова сказаны только для того, чтобы обличить суемудрие фарисеев и книжников, которые придавали огромное значение омовению рук перед пищей. Он сказал, что ничто нечистое, входящее в уста вместе с пищей, а следовательно и нечистота от неумытых рук не может осквернить человека. Ибо все в процессе пищеварения очищается: доброе, полезное усвояется, а ненужное и худое извергается вон, и таким образом очищается всякая пища. Те лицемеры, которые пытаются словами Священного Писания оправдать свое отрицательное отношение к посту, те сектанты, которые отвергают пост, лютеране, отрицающие его, постящиеся не так, как повелевает Церковь, а только два-три дня в году соблюдающие пост — все они в оправдание себе приводят не только эти слова Христовы, которые я только что разъяснил вам, но приводят и слова святого апостола Павла: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест, и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Римл. 14, 1–4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Церковь по многу раз в день молится о солдатах, причем нередко о чужих солдатах — солдатах неправославных государств, но не молится о своих миссионерах. Церковь не молится о том, чтобы в ее служителях и членах умножился дар именно апостольского служения — благовестнического. Церковь не просит этого дара. Он ей и не дается. Проповедь наша молчит. Сохранился и ревностно соблюдается апостольский пост. Современными православными он даже стал более ценим, чем прежними. Ведь при переходе на новый стиль (при условии сохранения старой пасхалии) Петров пост может в иные года совсем исчезать (если Пасха будет поздней, Троица может оказаться столь близкой к 29 июня/12 июля, что не останется времени для поста). Человек особо ценит то, что может потерять: поскольку переход на новый стиль угрожает утрате Петрова поста — то этот летний пост особенно становится ценим ревнителями церковных традиций. И вот каждый год благочестивые толкования объясняют нам смысл этого «апостольского поста»: «Церковь призывает нас к посту по примеру святых апостолов, которые в посте и молитве приготовлялись ко всемирной проповеди Евангелия» … Меня коробит, когда я слышу такие объяснения. Во-первых, постились не только и не столько апостолы, сколько те, кто их рукополагал… Вот вопрос на засыпку к семинаристам: кто рукоположил апостола Павла? Двенадцать? Нет… В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян 13:1 — З) . Во-вторых, исторически Петров пост не имеет никакого отношения к посту, описанному в 13-й главе Деяний. Впервые упоминает об этом посте «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, а считался компенсаторным, то есть: те, кто не смог поститься перед Пасхой, да постятся по окончании праздничного ряда (от Пасхи к Троице).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

17:19), предтеча Господа – Иоанн ( Мк. 1:6 ). Постились жители Ниневии и спасены были от гнева Божия ( Иона 3:5–10 ). В Ветхом Завете пост считался необходимым спутником усердной молитвы, способным расположить Бога к милости и исполнению прошений, с какими к Нему обращаются постящиеся. Святой Василий Великий говорит: «Уважь седину поста, ибо он современ человечеству». Господь предсказал, что христиане будут поститься после Его вознесения на небо. Когда ученики Иоанновы требовали, чтобы Апостолы постились, то Спаситель сказал: «Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Лк. 5:34–35 ). Вся земная жизнь Иисуса Христа от первых и до последних дней была непрерывным постом. Его пищею являлся простой хлеб и рыба. Спаситель постился 40 дней и 40 ночей, постом и молитвою победил врага рода человеческого диавола. Иисус Христос не только Сам постился, но и всем последователям дал прямой и ясный закон о посте, отличный от закона фарисейского. Господь сказал ученикам Своим: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры...» ( Мф. 6:16–18 ). Вместе с тем Спаситель указал и относительную пользу поста совокупно с молитвою: «Сей же род, сказал Он ученикам Своим, недоумевающим, почему не могли изгнать духа нечистого, изгонится только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ). Апостолы, твердо помня заповедь – предсказание Христово о посте в словах: «Когда отнимется Жених, тогда будут поститься» ( Мф. 9, 15 ; Мк. 2:20 ), постились, о чем говорит книга Деяний. По примеру Апостолов издревле соблюдались христианские посты: Великий пост , Петровский, Успенский и Рождественский посты, а также еженедельные в Среду и Пятницу; древнейший по своему происхождению это Великий пост или святая четыредесятница. Этот Пост освящен Самим Спасителем и установлен Церковью по Его примеру. Ведет свое начало от времен апостольских. В 69 апостольском праиле уже указывается на этот пост, когда говорится: аще кто епископ, или пресвитер не постится во святую четыредесятницу пред Святою Пасхою, или в Среду и Пяток, да будет извержен».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

А чтобы и молитва в храме тоже была только для Бога, надо соблюдать две вещи. Во-первых, стараться внешними знаками молитвы не выделяться среди других. В Типиконе, в богослужебном уставе на понедельник Великого поста, точно предписывается, когда великие, а когда малые поклоны надлежит делать. А то – «один другого предваряет, мятутся, словно трости, ветром колеблемы». А во-вторых, сколько бы ни молился бы в храме, – нельзя оставлять домашнего молитвенного правила. Это особенно опасно для тех, кто на клиросе. Тут и так – соблазн покрасоваться своим искусством. А если еще и перестать молиться дома, в тайне, то молитва в храме постепенно перестанет быть молитвой, а станет лишь «пением и чтением», за похвалу и зарплату. «Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». А этому ничто лучше не служит, как если хотим угодить «Отцу», «Который втайне». А уж Он Сам все тайное сделает явным, когда и как сочтет нужным, ко всеобщей пользе и назиданию. Воскресение. О правильном настрое на пост Сырная неделя Мф.6:14–21 Рим.13:11–14:4 Молитва – для Бога. Но милостыня и пост тоже заповеданы Богом. Поэтому, «когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Но как поститься втайне, если Шестьдесят девятое Апостольское правило гласит: «Аще кто епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия немощи телесныя, да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен»? Но дело в том, что «немощь телесная» у каждого своя. И степень строгости поста каждый выбирает по силе, испытав себя своей совестью. Никто, кроме тебя самого, не знает, где у тебя кончается немощь и начинается прихоть. Как однажды некий епископ спросил у старцев Иоанна и Варсонофия: «Я в постные дни ем один раз в день, и только хлеб и воду. Правильный ли мой пост»? Ему ответили: «Испытай себя: если это не мешает тебе выполнять твоих обязанностей, и если ты не окрадываешься тщеславием, то пост твой правильный».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Апостолов Своих Господь поучал изгонять бесов молитвой и постом ( Мк.9:29 ): значит пост, совершаемый по заповеди Божией во смирении, имеет благодатную силу даже изгонять бесов. Из книги Деяний Апостольских мы видим, что, по вознесении Иисуса Христа на небо, святые Апостолы действительно постились, и постились именно в таких важных случаях, когда имели особенную нужду в благодатной помощи Божией. Так, когда в Антиохии Варнава и его сотрудники «служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, – повествует святой Лука, – совершив пост и молитву, и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян.13:2–3 ) Варнава и Павел, говорится далее, рукоположив пресвитеров в каждой церкви, «помолились с постом» и предали их Господу ( Деян.14:23 ). Видите: пост и молитва повсюду неотлучно сопутствуют святым Апостолам и укрепляют их в подвиге проповеди Евангельской. Значит, пост даже святые Апостолы почитали необходимым для себя: как же нам грешным обойтись без него? Апостол Павел говорит как о себе, так и о других Апостолах: «мы во всем являем себя, как служители Божии, – в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах: под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» ( 2Кор.6:4–5 ). Значит, пост есть добродетель, необходимая для служителя Божия, для всякого верующего во Христа, – наравне с терпением и трудами. – «Много раз, – говорит Апостол, – был я в путешествиях... в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» ( 2Кор.11:26–27 ). Тут Апостол ясно отличает голод и жажду – то есть пощение поневоле – от произвольного поста. «Усмиряю и порабощаю тело мое», говорит он в другом послании ( 1Кор.9:27 ). Умерщвляю, говорит, то есть постом, как толкует святой Иоанн Златоуст . Это то же самое, о чем говорит и Псалмопевец: я изнурял постом душу мою» ( Пс.34:13 ), – «колена мои изнемогли от поста» ( Пс.108:24 ). Значит, и такие святые люди, как Апостол Павел, не могли обойтись без поста: чем же мы, грешные, обуздаем свою плоть с ее похотями, если не будем поститься? Как конь без узды носит всадника по своему произволу и может сбросить его в пропасть, так и для плоти, если не сдерживать ее постом, открыты ворота во все стороны; потому что нет узды, удерживающей от пути беззакония и направляющей на путь правды. – Апостол Павел пишет к Тимофею: «впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина и ради желудка твоего и частых твоих недугов» ( 1Тим.5:23 ). Значит, Апостол Тимофей вкушал вино не иначе, как по совету или по приказанию своего учителя Апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Вопрос 87. Какие существуют церковные заповеди 54 ? Ответ. Главных заповедей Церкви девять 55 . Во-первых, молиться Богу со смиренным и сокрушенным сердцем и тщательно соблюдать все воскресные и праздничные дни, то есть слушать утреню, литургию, вечерню и поучение, о чем так нас учит Писание: «Должно всегда молиться и не унывать» ( Лк. 18:1 ). И еще: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф. 6:18 ). И в другом месте тот же самый Павел говорит: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес. 5:17 ). Вопрос 88. Какая вторая церковная заповедь? Ответ. Христианину следует ежегодно держать и соблюдать четыре определенных поста. Первый, перед временем Рождества Христова, начинающийся пятнадцатого ноября 56 . Второй, называемый Великим постом, установлен Христом, как говорит Писание: «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» ( Мф. 4:2 ). Третий [пост], святых Апостолов, который Церковь определяет начинать после седмицы Пятидесятницы. Он называется Апостольским, потому что в это время святые Апостолы, выходя проповедовать Евангелие, совершали пост, что видно из Деяний: «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (13:3). Четвертый пост – Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, который начинается первого августа и заканчивается на праздник Успения, пятнадцатого числа этого же месяца. Кроме того, он должен поститься по средам и пятницам, но не по субботам и воскресеньям (это запрещено 66-м правилом святых Апостолов 57 ), за исключением Великой Субботы. Церковь также назначает четырнадцатое сентября, как Воздвижение Святого Креста, когда должен соблюдаться пост, потому что в этот день мы совершаем воспоминание страданий нашего Господа, читая Евангелие, где об этом рассказано. Кроме того, двадцать девятого августа, чтобы почтить постом Усекновение главы [Иоанна] Предтечи. Кроме того, в некоторые определенные дни Церковь запрещает нам поститься, как например, со дня Рождества Христова до Богоявления, всю Светлую седмицу и неделю по Пятидесятнице. Также в неделю предвозгласную 58 и сырную. Все это обязан соблюдать всякий православный христианин. Вопрос 89. Какая третья церковная заповедь?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Лия 7 апреля 2016, 16:05 Все верно! Виктория 17 сентября 2015, 13:56 В канонах обязательными постами являются только Великий пост и среда и пятница. Об этом написано в 69-м правиле Апостольских Правил: " Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен " . Вальсамон в 12 веке в толковании пишет: " Заметь из настоящего правила, что собственно существует ОДИН пост, сорокадневный, пред Пасхою; ибо если бы были и другие посты; то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как - то: в пост Святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рожества Христова, не подвергнемся за сие СТЫДУ. " Димитрий 3 июля 2015, 19:00 > Артем: > То, что говорит о. Иоанн у меня вызывает протест. Протест потому что читая Евангелие мы не видим ничего, что говорил бы Господь про посты. Не знаю я, какое такое Евангелие Вы читаете, в котором не говорится о постах. Может быть, апокрифы? В канонических же Евангелиях (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) Господь говорил о постах и учил, как правильно поститься. Мф. 6 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. (Лк. 6:25) Сам Христос постился 40 дней в пустыне, являя нам пример для подражания, как побеждать диавола. Пост - это обуздание страстей и потому любовь к Богу. Пост - это, по слову Бога: " разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. " (Ис. 58:6-7) - и потому это любовь к ближнему.

http://pravoslavie.ru/80166.html

Объясн. Здесь говорится против поста недостойного, соединённого с грехами: не разрешены оковы неправды... не расторгнуто всякое ярмо. Воздержание от пищи в посте при худых делах не приносит пользы человеку; воздерживаясь от пищи, должно воздерживаться и от худых дел, иначе говоря, телесный пост должен соединиться с духовным: Зах.7:4–6:10 . И православная Церковь учит: «постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, похотей отлучение, оглаголание лжи и клятвопреступления (Стихира в Понедел. В. поста). Пост имеет определённые сроки для усиленного воздержания, хотя всегда должно воздерживаться от объедения и пьянства. В Вет. Зав. были четыре поста в году: Зах.8:19 . Как проводили тогда время поста в отношении пищи? Эсф.4:15–16 ; Ион.3:5–7 ; Пс.108:24 . Многие места Священного Писания свидетельствуют о соблюдении поста и в Нов. Завете: постился Иисус Христос сорок дней: Мф.4:2 ; этим дал пример нам: Ин.13:15 . Постились апостолы и все первые христиане: Деян.13:2–3:14:23 . – Пост имел определённый срок: Деян.27:9 . Нарушителям поста должно помнить: Рим.14:14:20–21 ; 1Кор.8:12–13 ; Мф.18:6 . Христос Спаситель заповедует Своим последователям: «смотрите за собой... чтобы сердца ваши не отягчались объедением...»: Лк.21:34 , и апостолы увещевают верующих: 1Пет.4:2–3 ; Рим.13:13–14 . Иер.14:12 . «Если они будут поститься, Я не услышу вопля их; и если вознесут всесожжение и дар, не приму их; но мечом и голодом, и моровой язвой истреблю их». Объясн. Господь не принимает пост и молитву только от нераскаянных грешников и упорных отступников: Ис.1:15–19 . Отрицающим посты на основании этого стиха достаточно указать на то, что посты признавали и держали Сам Господь: Мф.4:2:6:16–18:9:15:17:21 , и святые апостолы: Деян.13:3:14:23 , причём в апостольское время установлены были нарочитые времена для поста: Деян.27:9 ; 1Кор.7:5 ; ср. Зах.8:19 . Зах.7:4–5:9–10 . «И было ко мне слово Господа Саваофа: Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, – для Меня ли вы постились? для Меня ли?..

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Показал ли Господь, каков должен быть пост?   Спаситель объяснил, что поститься должно не на показ, не для того, чтобы люди видели постника и хвалили его. Поститься нужно не с целью достигнуть славы среди людей, а для того, чтобы снискать милость и благодать Божию. «Когда поститесь, — говорит Спаситель, — не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помаж голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16—18). Итак, Спасителем обещана за пост небесная награда. Верно ли говорить, что Спаситель будто бы отменил пост для Апостолов и для всех, вообще верующих в Него?   Нет, не верно, ибо Сам Господь Иисус предсказал, что Апостолы будут поститься. Дело было так. Книжники и фарисеи спросили Христа: «почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лук. 5:33—35). Что же: постились ли Апостолы после вознесения Господа на небо?   Да, постились. Из слова Божия мы знаем об Апостолах очень мало, и притом знаем о жизни только некоторых Апостолов, но и в этих кратких сведениях есть указания на пост Апостолов. Так, Ап. Павел постился после призвания его Спасителем (Деян. 9:9); постился он перед отправлением его из Антиохии на проповедь (Деян. 13:2, 3); постился при рукоположении им пресвитеров (Деян. 14:23); наконец, сам говорил о своем посте (1 Кор. 9:27; 2 Кор 6:4, 5, 11:27). Советуют ли Апостолы христианам поститься?   Да, советуют. Ап. Павел советует, чтобы муж и жена на время уклонялись друг от друга «для упражнения в посте» (1 Кор. 7:5). С какого времени в Церкви Христовой существуют общие посты продолжительные?   Они существуют у христиан со времен Свв. Апостолов, и об этих постах всегда все верующие знали так же хорошо, как и теперь. Поэтому-то Ап. Лука, написавший книгу Деяний Апостольских, передавая о путешествии Ап. Павла в Рим и рассказывая о случившемся с ним кораблекрушении, говорит, что произошло это зимой, когда «и пост уже прошел» (Деян. 27:9). Время поста Апостол указывает вместо месяца и числа, как и у нас часто делают это, когда говорят, например так: «Случилось то или другое в начале Филиппова поста». Так и Апостол писал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

538 . Ночь воскресения Господа нашего Иисуса Христа должно соблюдать с величайшим усердием; ибо Он сам – величайший. Никто посему в эту ночь пусть не спит до зари; тогда мойте тело водою, прежде чем приступить к пасхе, и весь народ пусть будет в свете. Ибо в эту ночь Спаситель снискал свободу для всей твари; и тогда праздник совершают небесное и земное и все, что на небе и земле, так как Он воскрес из мертвых и вознесся на небо и сидит одесную Отца, откуда придет во славе Отца и ангелов своих воздать каждому по делам его; делавшим добро в воскресение жизни, а делавшим зло в воскресение суда, как написано. Египетские каноны О том, что неприлично кому-либо вкушать что-нибудь на Пасху ранее часа, в который можно есть. Не может вмениться пост тому, кто не воздержится до часа, который составляет окончание поста. Но если кто болен и не имеет силы поститься два дня, то пусть по крайней мере постится в день субботы, но пусть довольствуется хлебом, солью и водою. Если же кто-либо в плавании и не знает дня Пасхи, то пусть он, когда узнает его, свой пост отложит на после Пятидесятницы. Ибо не Пасха то, что мы соблюдаем; что составляет образ, то минуло. Посему мы не сказали: во втором месяце 539 , но когда он узнает наверно (день Пасхи), пусть приступит и к посту 540 . Для обоих памятников Пасха – пост в честь страданий Христовых, но для первого в понятие ее входит уже и торжественное разрешение от поста в ночь воскресения. Другой, и, по-видимому, более сложный фазис в развитии пасхального ритуала, представляет Сирская Дидаскалия. Замечательна трогательность и одушевление, с которыми она говорит о Пасхе и которых нет в канонах Ипполита и Египетских. Интересна также та переработка, которой подверглись предписания Дидаскалии относительно Пасхи в Апостольских Постановлениях. Кроме того, что Пасху последние восполняют целым кругом новых праздников и постов: Рождеством Христовым, Богоявлением, Четыредесятницей, Фоминой неделей, Вознесением, Пятидесятницей и недельным постом после Пятидесятницы (Петров пост), самый тон предписаний о Пасхе Дидаскалии в Апостольских Постановлениях изменился, и не везде в лучшую сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010