3. Но довольно сказано о смиренномудрии, не по достоинству этой добродетели, — никто не может воспеть ее по достоинству, — но для вразумления вашей любви. Я хорошо знаю, что вы и после немногого сказанного с великим усердием будете привлекать к себе эту добродетель. Но так как необходимо сделать ясным и очевидным апостольское изречение, читанное сегодня и по–видимому подающее многим предлог к легкомыслию, то чтобы некоторые, извлекая отсюда пустое оправдание, не стали нерадеть о собственном спасении, теперь мы и обратим речь к нему. Какое же это изречение? « Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно » (Флп. 1:18). Многие повторяют это просто и как случится, не читая ни предыдущего, ни последующего, и, отделяя от связи с прочими членами, предлагают беспечнейшим на погибель собственной души. Стараясь отвлечь их от здравой веры и потом видя, что те робеют и боятся этого дела, как не безопасного, и желая рассеять их страх, они приводят это апостольское изречение и говорят: Павел уступил это, сказав: « как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно » не так это, не так. И во–первых, апостол не сказал: « да будем проповедовать », но: « как бы ни проповедали Христа »; а великое различие между тем и другим. Сказать: « да будем проповедовать », свойственно повелевающему; а сказать: « как бы ни проповедали Христа », прилично возвещающему. А что Павел законополагает быть ересям, но отклоняет от них всех, внимающих ему, послушай, что говорит он: « кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема; если бы даже мы или Ангел с неба » (Гал. 1:8, 9). Не анафемствовал бы и себя и ангела, если бы признавал это дело безопасным. И еще: « ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе » (2 Кор. 11:2, 3). Вот и на простоту он указал и однако не признал этого простительным. Если бы это было простительно, то не было бы опасности; а если бы не было опасности, то Павел не боялся бы; и Христос не повелел бы сжигать плевелы, если бы безразличным было делом внимать и этому, и другому, и всем вообще.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В апостольской проповеди Апостол Павел потрудился более всех Апостолов, как он сам свидетельствует: «Благодатию Божией есмь, еже есмъ, и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех потрудихся» ( 1Кор.15:10 ). Словом своей проповеди Апостол Павел обращал ко Христу целые народы, устрояя Церкви Божии, насаждая веру. Апостолу Павлу принадлежат четырнадцать апостольских посланий, которые читаются за Божественной литургией. Нелегка была эта проповедь для Апостола Павла. Она сопровождалась многими скорбями. По его собственному признанию, он переносил беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии. «Я гораздо более (других Апостолов) был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской» ( 2 Кор.11:26, 23-25 ). Таким скорбным, узким, тернистым путем великий Апостол Павел искал на земле Царства Божия. И еще будучи во плоти, поистине нашел его: «Знаю человека во Христе…» ( 2 Кор.12:2-5 ). Великий Павел при всей высоте своего апостольского достоинства не скрывал свои немощи, говоря: «И чтоб я не превозносился…» В мрачном подземелье римской темницы Апостол Павел провел последние дни своей земной жизни… На холодном полу тюрьмы лежал великий труженик Евангелия. За всю свою многотрудную жизнь он не сберег никакого для себя достояния. Плащ и кожаные книги, которые по его просьбе доставил в темницу его ученик, святой Апостол Тимофей, — вот все его достояние. И теперь, проводя долгое время в тюрьме, он плащом прикрывал свое уже больное тело, изможденное и исхудалое, а душу свою питал словесами этой «кожаной книги». «Все меня оставили! — с болью сердца писал святой Апостол Павел ученику своему Тимофею из римской темницы. — Один Лука со мною» ( 2 Тим.4:16, 10 ). Только святой Лука, составитель Деяний апостольских и одного из Евангелий, делил с Апостолом языков, Павлом, его предсмертные дни и часы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

   Убиением Стефана и многих других верующих иудеи не ослабили успехов веры; напротив, еще более способствовали ее распространению. Христиане, до сих пор пребывавшие в Иерусалиме, рассеялись по Иудее, Самарии и другим странам, и везде, куда ни приходили, проповедовали о Господе Спасителе. 6. Проповедь диакона Филиппа    Один из семи диаконов, Филипп, проповедовал в Самарии. Слыша слово Филиппа и видя чудеса его, многие из самарян уверовали и крестились. Но так как Филипп мог преподавать веровавшим одно только таинство крещения, то из Иерусалима были посланы в Самарию апостолы Петр и Иоанн. Они возложили руки на новокрещеных и преподали им дары Святого Духа (т. е. совершили над ними второе таинство, которое теперь совершается чрез помазание святым миром).    После обращения самарян Филипп, по наставлению ангела, пошел на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу (т. е. в сторону от Иерусалима, противоположную Самарии). По этой дороге возвращался из Иерусалима знатный эфиопский вельможа. Сидя в своей колеснице, он читал книгу пророка Исайи, и именно то место в ней, где предсказывалось о страданиях Господа Спасителя (Ис. 53:7-8). Филипп, по внушению от Святого Духа, подошел к колеснице и спросил вельможу: «Разумеешь ли, что читаешь?» Тот отвечал: «Как я могу разуметь, если кто не наставит меня», – и попросил Филиппа взойти в колесницу и сесть с ним. Филипп проповедовал ему о Господе Иисусе Христе, и тот сам попросил крещения. Филипп сошел с ним в воду и крестил его. Как только вельможа вышел из воды, он удостоился даров Святого Духа (не чрез возложение апостольских рук, а особенным чрезвычайным способом). В то же самое время ангел восхитил Филиппа, так что он мгновенно сделался невидимым для вельможи и оказался в Азоте. Вельможа продолжал свой путь с великою радостию и, без сомнения, старался потом о распространении святой веры в своей отдаленной стране.    Диакон же Филипп проповедовал в Азоте и других городах, встречавшихся на пути до Кесарии.    – В числе крещенных Филиппом был некто Симон, который пред этим занимался волшебством и изумлял самарян, выдавая себя за кого-то великого. Видя, что чрез возложение апостольских рук подаются дары Святого Духа, Симон принес апостолам денег и просил их продать ему власть низводить Святого Духа. Апостол Петр сказал ему: «Серебро тоже да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги», – и убеждал его покаяться в своем грехе. Симон убоялся, просил молитв у апостола; но раскаяние его было не искренне. Впоследствии он сделался еретиком, врагом Церкви, и был одним из виновников мученической кончины апостола Петра. По имени Симона грех духовного святокупства называется симониею.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Духа, понимаемого в смысле происхождения, могут быть сделаны из факта ниспослания Св. Духа от Отца Христом, – за или против filioque это можно истолковать? Схоластические призраки мнимого догмата заслонили в глазах богословов всю великую силу события, которому равно по силе лишь Рождество Христово. 5. Дары Пятидесятницы А). Сошествие Св. Духа. Сошествие Св. Духа дало «ученикам и апостолам», а через них и всей Церкви ведение Богочеловечества. Содержание апостольской проповеди относится ко Христу распятому ( Деян. 2, 33 ). Вся Книга Деяний есть торжественный и победный гимн о Воскресении 334 и проникнута торжествующей радостью о Снятом Духе (почему, естественно, она читается в Церкви в светлые дни Пятидесятницы). Новое чувство Церкви, как жизни во Христе Духом Святым, единства в любви церковной, родилось в мире кафолическое чувство церковного единства, во исполнение таинственной заповеди Христовой: «заповедь новую даю вам: да любите друг друга». И мы сразу же имеем перед собой факт этой новой жизни в соборности тела церковною, которая рождается одновременно с апостольской проповедью, как первый и основной дар Духа Св. органическое, онтологическое многоединство. Крестившиеся под влиянием первой проповеди Петра (до 3000) «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян. 2, 42 ), и «все верующие были вместе и имели все общее» (2, 44) (до общения в имуществе включительно). «У множества верующих было одно сердце и одна душа, и никто из своего имения не называл своим, но было все общее... и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося» (4, 32 –34). (Поэтому-то попытка утаить часть денег от проданного имущества Анании и Сапфиры рассматривается Петром как мысль «солгать Духу Св.», Деян. 5, 3–9 .) Эта кафоличность, соответствующая и заповеди Христовой: «шедше научите вся языки», свидетельствуется и символическим чудом (как бы его ни уразумевать в его совершении) проповеди, понятной на всех языках, в противоположность вавилонскому смешению языков как разрушению кафоличности: «и исполнились все Духа Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Но, несмотря на это, несмотря на свою слабость, на свою ограниченность, несмотря на грехи недостойных своих членов-христиан Церковь торжествующе утверждает свою очевидную победу, ибо она обладает божественной истиной, ибо вера наша вера — апостольская, вера отеческая, вера православная, вера, которая утвердила Вселенную. В прошлый раз мы с вами говорили о том, что мы подразумеваем, что мы имеем в виду, когда утверждаем, что вера наша — апостольская. Сегодня же мы поговорим о том, что мы имеем в виду, что мы понимаем, когда утверждаем, что вера наша — отеческая. Но прежде нам с вами необходимо правильно понять, в какой степени вера наша — отеческая. Для этого нам нужно вернуться к главной теме каждого богослужения-пассии, к главной теме каждой проповеди на пассии — к теме Креста. Самым непостижимым, самым парадоксальным, необъяснимым образом тема Креста, тема страданий, тема уничижения, тема бессилия всегда связывается в божественном откровении, а также в истории Церкви с темой славы, с темой победы, с темой конечного и даже уже завершающегося торжества Истины. В самом деле, достаточно посмотреть на благовестив первых апостолов, которые передавали учение и разъясняли суть учения Христа, чтобы понять, что они не устают, несмотря на крест, несмотря на страдания, не устают говорить о том, что Бог явил Собою богатство, полноту благодати, преизбыточествующее могущество в этом мире. В Посланиях к ефесянам, к колоссянам, к коринфянам апостол Павел говорит о «славе благодати Его (т.е. Господа Иисуса Христа), которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном», о «богатстве благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам» ( Еф 1:6,7 ), ° «богатстве славы в тайне Его, которая есть Христос в вас, упование славы» ( Кол 1:27 ), о познании того, что есть «надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых», и каково преизбыточествующее «величие силы Его в нас», верующих, согласно «действию могущества силы Его» ( Еф 1:18,19 ). Как видите, дорогие братья и сестры, в этих кратких отрывках из посланий апостол Павел как бы нагромождает слова на слова, нанизывает синонимы на синонимы, повторяя их в новых сочетаниях, чтобы дать хотя бы слабое представление об этом невыразимом богатстве славы, преизбытке благодати, полноте наследия славы Его во святых.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

То отношение к проповеди, которое зафиксировано в апостольских посланиях и в памятниках мужей апостольских, фактически исключает какую бы то ни было гомилетическую теорию. Потому в I–II вв. мы не встречаем в дошедших до нас памятниках христианской письменности теории «церковного красноречия». Появление такой теории связывают обычно с именем Оригена (185–254). Именно он сделал первый шаг к пересмотру взгляда на проповедь как исключительно на результат действия в проповеднике Святого Духа. Ориген первым высказал взгляд на проповедь не только как на свидетельство наития свыше, но и как на плод личного творчества. Ориген призывал дидаскалов (церковных учителей) к напряжению всех своих умственных сил, применению всех своих знаний, всего образования в деле подготовки гомилий. Хотя Ориген не оставил трудов по теории проповеди, в отдельных его высказываниях можно видеть принципиально новый взгляд на церковную проповедь. «Нет ли между нами пророчества, которое не все имеет от Бога, но нечто творит и из себя самого? Такое пророчество несомненно существует. Это видно из слов апостола: ревнуйте о дарах больших ( 1Кор.12:31 ), особенно же о том, чтобы пророчествовать ( 1Кор.14:1 ). Здесь, очевидно, разумеется не то пророчество, о котором говорит евангелист: закон и пророки до Иоанна ( Лк.16:16 ), а то, о котором сказано: кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание, утешение ( 1Кор.14:3 ). Такого пророчества, без сомнения, надо достигнуть через приготовление и обучение, и если по нему стремятся право, серьезно, истинно веровать, то, конечно, за ним дается нам и тот дар пророчества, который исходит непосредственно от Бога» 7 . Проповедь, по Оригену , – это сочинение, требующее предварительного обдумывания и определенной обработки внешней формы. Ориген неоднократно подчеркивал, что ораторское искусство резко контрастирует с простотой апостольской проповеди, которая была не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы ( 1Кор.2:4 ). В то же время он признавал, что и риторическое искусство может служить Евангельской истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

—176— Апостолов проявившихся: о распространении из Антиохии, как из главного центра, миссионерских путешествий в страны языческие, о влиянии церкви антиохийской на решение великого вопроса о свободе обращающихся язычников от закона Моисеева, и т. п. Бытописатель времен Апостольских и Евангелист, которого дала нам таже церковь антиохийская, св. Лука, между непосредственными следствиями проповеди Апостолов Варнавы и Павла упоминает о присвоении верующими имени христиан, и о деятельном вспомоществовании христианам церкви иерусалимской, от христиан антиохийских во время всеобщего голода. В книге Деяний мы читаем: целый год собирались они в церкви, и учили немалое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами (11:26). Это свидетельствует как о быстрых и значительных успехах проповеди Апостольской в Антиохии, так и о существенном отличии новообразующегося общества, которое заключалось в имени Иисуса Христа. – Несте свои, говорит Апостол, куплени бо есте ценою крови Иисуса Христа ( 1Кор.6:20 ), – и потому вы – Христовы, вы – христиане. Живу не ктому аз, но живет во мне Христос, и потому я – Христов, я – христианин. Вот глубокий смысл этого великого именования. Оно не внешний только знак исповедания, но выражение внутренней, неразрывной связи верующего с Иисусом Христом, свидетельство всецелого проникновения Его жизнью, Его силой. – Может быть, и справедливо, что имя это изобретено не самими верующими во Христа, но усвоено ими из уст неверующих: но мудрость Апостольская не отринула его, напротив, распространила его на всех верующих во Христа, и в Малой Азии, и в Иудее, и в Риме, в целом мире. Мудрость Апостольская указала в нем, как должен вести себя в мире именуемый от мира христианином: Господа Иисуса Христа освятите в сердцах ваших ( 1Пет.3:15 ). Если поносят вас за имя Христово, вы блаженны; если кто постраждет, как христианин, да не стыдится (4:14. 16). – Прежде верующие назывались учениками, как приявшие все учение от Иисуса Христа, – —177—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1:19–20. Ибо несомненно, говорит, знаю, что и этот нечистый способ проповеди послужит мне во спасение – во благо. На чем утверждается такая его уверенность? На вере в силу молитв святых и на то, что ими руководит Сам Бог. По вашей, говорит, молитве, возносимой за меня к Господу и принимаемой Им, и содействием Духа Иисуса Христа – Духа Святого, ниспосланного на Апостолов Иисусом Христом и пребывающего и руководящего их, все послужит во благо мне. Но и молитвы святых, и Дух Иисуса Христа, совершат дело мое во благо не сами собою, а при моей уверенности и надежде – при моей твердой, непоколебимой и непреложной надежде, что я ни в чем не буду посрамлен, что во всякой смелой проповеди Евангелия, с нечистыми или чистыми побуждениями, возвеличится Христос, явным сделается величие силы Его (Феодорит), Который обитает во мне. Буду жив – жизнью возвеличится Господь, умру – смертью возвеличится. Он уже безвозвратно отдал жизнь мою в руки Господа. Уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ). Поэтому, что Ему угодно, то и устроит. Но что бы ни благоволил Он совершить, всем тем возвеличится имя Его. Последние слова послужили для Апостола переходом к тому, чтобы открыть филиппийцам, как смотрит он на свою жизнь, и что в ней представляет для него последнюю цель. 1:21. Надеюсь, говорит, что вашими молитвами и по воле Божьей все будет мне во благо – жив ли буду, или меня умертвят. Ибо жизнь для меня – Христос. Он источник и податель моей духовной жизни, Ему все посвящаю, а это и есть величайшее для меня благо. И смерть – приобретение, не лишение какое-либо, а тоже благо, потому что умереть мученическою смертью за Христа (что и разумеет здесь Апостол) само по себе славно, потому что по смерти, тотчас, лицом к лицу увижу Христа Господа, в чем все наше блаженство. И то и другое – благо. Что же избрать, чего пожелать ему? 1:22–24. Лучше бы, говорит, мне умереть и по цене мученической смерти, и потому, что за нею последует. Но вот в мысли является другая, противоположная выгода – плод дела моего, апостольского, если останусь жив, именно распространение света Евангелия и спасение многих душ. Когда, говорит, поставлю эти две выгоды одну против другой, то не знаю, что избрать в своем сердце, чего больше хотеть, о чем молиться Господу, чего просить у Него. Влечет меня к себе то и другое, имею желание разрешиться от тела, посредством смерти, какую угодно будет Богу послать мне. И это было бы гораздо лучше, потому что через это я тотчас стал бы со Христом быть и в Нем блаженствовать, а другое желание влечет оставаться в плоти для нужд ваших. Это влечение, исполнить апостольский долг, уверовавших укреплять в вере, неуверовавших обращать к ней, а всех вести ко Христу. В первом случае он сам лично блаженствовал бы, во втором, привел бы к блаженству других. И это последнее святой Павел считает нужнее для себя и предпочитает первому, желает остаться во плоти, чтобы исполнять свой апостольский долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

А христианство тогда только что появилось. И читают евреи этот закон каждую субботу в синагогах. У христиан же синагог не было. Если же прочитать приведенную вами выдержку из речи апостола Иакова в связи с предыдущими его словами, то ясно станет, что он говорил об отмене закона Моисеева и субботы. Он сказал: Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков...Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу. ( Деян. 15:14–15 ; Деян. 19–21 ). Смысл всего этого таков. По окончании суждений на соборе, апостол Иаков, как председатель, предложил резолюцию: написать христианам из язычников, чтобы они сего Моисеева закона не держались, а держались бы только того, что предписывает им настоящий собор, то есть воздерживаться от того-то и того-то. Если же собор не примет моей резолюции, как бы так говорит Иаков, то противники наши, сторонники соблюдения всего закона Моисеева, одержат над нами верх. Ибо они имеют перед нами то преимущество, что закон Моисеев с древних родов по всем городам имеет проповедующих его и прочее. Резолюция, предложенная председателем Иаковом, была принята собором единодушно, и в таком смысле было написано христианам из язычников, понятно, что все из Моисеева закона, что не упомянуто в этом решении апостольского собора, отменено для христиан из язычников, для Новозаветной Церкви Христовой, не исключая жертвоприношений и суббот 10 . Адвентист сказал: «Значит, по-вашему, и десять заповедей отменены? Ведь об них ничего не упоминается в постановлении апостольского собора». – Да, – ответил я, – те из десяти заповедей отменены и должны быть видоизменены, которые не подтверждены в новозаветных книгах. – А какие же заповеди не подтверждены в Новом Завете? – спросил собеседник.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Апостольская весть повернет ход мировой истории. Но для того, чтобы апостолы могли стать свидетелями Воскресения «и в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и до самого края земли», им самим надо было уверовать в реальность свершившейся победы над смертью.   Журнал «Вода Живая» Апостол в праздник Пасхи Христовой В первой книге, Феофил, я рассказал обо всем, что делал Иисус и чему Он учил с самого начала 2 до того дня, когда Он был вознесен, дав прежде повеления апостолам, которых Он избрал Духом Святым, 3 которым и предстал после Своих страданий живым, доказывая это многократно, в течение сорока дней являясь им и говоря с ними о Царствии Божием. 4 И собравшись с ними за трапезой, Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать того, что было обещано Отцом: «Об этом вы уже слышали от Меня: 5 Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым». 6 Тогда собравшиеся стали спрашивать Его, говоря: «Господи, неужели пришло время, когда Ты вернешь Израилю царство?» 7 Он же сказал им: «Не вам знать времена или сроки, которые Отец установил Своею властью! 8 Но вы примете силу Святого Духа, Который сойдет на вас, и будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и до самого края земли». Деян. 1, 1-8 Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева) Непостижимая весть В день Светлого Христова Воскресения в Церкви многократно и многоголосно звучит радостная Божественная весть, столь восторженная, что все прочие слова и проповеди могут показаться излишними. Но, как бы то ни было, в храмах в день Праздника праздников читается начало книги Деяний, и уже в силу своего особого положения в ряду прочих апостольских чтений оно достойно внимательного прочтения и размышления. Начиная вторую часть своего труда, евангелист Лука в кратких словах обобщает происходившее в течение сорока дней после того утра, когда пришедшие к месту погребения распятого Иисуса Христа женщины увидели, что гроб, место смерти, — пуст. «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь», — услышали они (Лк. 24, 5-6). Непостижимая весть! Но именно она в скором времени ляжет в основу христианской проповеди спасения. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Апостольская весть повернет ход мировой истории. Но для того, чтобы апостолы могли стать свидетелями Воскресения «и в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и до самого края земли», им самим надо было уверовать в реальность свершившейся победы над смертью. Естественным образом уверовать в это было практически невозможно. Требовалось сверхъестественное воздействие, убеждающее и неоднократное. Одной ангельской вести возле пустого гроба было недостаточно. Необходима была встреча с живым Господом Иисусом Христом. И вот Он является Своим ученикам и говорит с ними о Царствии Божием.

http://pravmir.ru/svideteli-kresta/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010