Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. 39. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. 40. А Филипп оказался в Азоте; и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию. Евнух же сказал: точнее – отвещав же евнух сказал Филиппу. Вероятно, Филипп, сев на колесницу с евнухом, снова предложил ему в том или другом виде вопрос о понимании им читаемого, или же дееписатель передает только сущность разговора, не упоминая о вопросе Филиппа, на который евнух отвечал также вопросом. Как бы то ни было, только в вопросе евнуха ясно выразилось, что он действительно не понимает как следует прочитанного и – что он не знаком был даже с мнением о сем раввинов, относивших это место к Мессии (хотя не к Иисусу), ибо предполагает возможным, что пророк говорит здесь о себе самом. – Отверз уста свои: некоторая торжественность речи (ср. Мф.5:2 ) для указания особенной важности благовестия Филиппова евнуху о Христе, хотя речи благовестника евнуху дееписатель и не передает. – Начав от сего Писания и пр.: изъяснение прочитанного места послужило для Филиппа только началом благовествования о Христе. По изъяснении он благовествовал евнуху о Иисусе, т.е. как о Мессии, о Его делах, учении и событиях Его жизни, одним словом преподал ему евангельскую историю, вероятно, в главнейших ее частях, указав и то, что нужно для того, чтобы быть Его последователем, ибо евнух знает, что нужно креститься (ст. 36). Они приехали к воде: по вероятным изысканиям одного из путешественников (Робинзон, II, 749), это было между Елевферополем (Бейт-Ибрин) и Газой. Точно, впрочем, определить место затруднительно. – Что препятствует и пр.: евнух так убедился благовествованием Филиппа о Христе Иисусе и так возгорелась душа его желанием соделаться Его последователем, что при виде воды он тотчас выражает желание креститься, если нет препятствий к тому.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Слова же: возьму вас к Себе означают, что по Воскресении Своем Господь будет являться апостолам и верным последователям в момент их смерти, чтобы укрепить их силы и забрать души в вечный покой. Далее Господь продолжает: а куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Об этом Божественный Учитель уже говорил ранее с учениками и сейчас напоминает им о том, что путь к небесной славе лежит через муки и страдания. Апостолы понимают, что речь идет о смерти Иисуса Христа, но им так не хочется в это поверить. Они еще не расстались с успокаивающей мыслью о том, что Господь имеет в виду какое-нибудь дальнее путешествие. Вот почему Фома, человек рассудительный и до всего спешащий дойти собственным опытом, говорит как бы от всех учеников: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Прямого ответа на этот вопрос, как мы слышали, не последовало. Но вопрос апостола Фомы послужил как бы поводом еще раз напомнить ученикам о назначении Господа, Который Сам есть путь к истинной вере и спасению, к Отцу Небесному: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Стремление к Богу есть самая главная цель жизни человеческой. Вера в Иисуса Христа как в Сына Божия, познание Его, дает возможность узнать и Вседержителя, потому как Бога Сына нельзя отделить от Бога Отца. Вот почему на просьбу апостола Филиппа показать Отца, Господь сказал: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Под видением Спаситель, естественно, разумел духовное зрение, то есть веру, потому что ни один смертный Бога Отца обычным зрением не видел. Единородный Сын Божий дал людям познание об Отце. И потому он призывает Филиппа, и через него всех нас, постигнуть Бога Отца чистой и искренней верой: разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Все слова, которые произносит Господь, все дела Его и совершенные Им чудеса определяются волею Небесного Отца. К вере в действительность такого отношения Иисуса Христа к Богу Отцу Сын Божий призывает не одного Филиппа, но и всех учеников, всех последователей Своих. В том числе и нам, братья и сестры, адресованы строки Святого Евангелия: верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

531 По-видимому, трудно установить точную преемственно-хронологическую последовательность событий, описанных св. Дееписателем в VIII, 4–XI, 24 (Архим. (впосл. Еписк.) Михаил. Толковый Апостол. Книга I-я: Деяния свв. Апостолов. Москва. 1876. Стрр. 296. 297. Cf. Lange. Cit. op., S. 63). Дело в том, что слова XI, 19. 20: Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии, Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, пришедши в Антиохию, говорили эллинам, благовествуя Господа Иисуса – эти слова суть не что иное, как Продолжение ранее начатой речи св. Луки (8:4); между тем рассеявшиеся ходили благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. В средине между этими двумя известиями св. Дееписатель помещает рассказ о следующих событиях описав проповедь в Самарии Филиппа, Петра и Иоанна (8:5:25), он говорит о благовествовании Филиппа евнуху (26–40), об обращении Савла. (9:1–25) о первом его путешествии в Иерусалим (26–30), о деятельности св. Петра в Лидде (31–35) и Иоппии (36–43), об обращении св. Петром Корнилия (X) и о впечатлении, произведенном этим событием в Иерусалиме (11:1–18). – Многие из этих событий начались и совершались одновременно одно с другим, хронологически параллельно, только – в разных местах; так, св. Филипп пошел в Самарию, несомненно, тогда же, когда и другие проповедники пошли к Финикии, Кипру и Антиохии; в это же время, т. е. непосредственно почти за убиением Стефана, Савл, под сильным возбуждением от этого события еще дышавший угрозами и убийством на учеников Господа с письмом первосвященника отправился в Дамаск. Но, несмотря на сложность путей, по которым расходится повествование св. Дееписателя, рассказ, однако, как это не трудно, на самом деле строго последователен в хронологическом отношении: св. Филипп уходит в Самарию; находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услыхав что самаряне приняли от Филиппа слово Божие, посылают к ним св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Без любви дни пусты и унылы. Ведь кого мы любим, о том и радуемся. Так же и в любви Божией. Насколько люди ощущают в себе благость Божественной любви, настолько и радуются о Боге. Недаром святитель Тихон Задонский пишет: «Как мед услаждает гортань нашу, когда вкушаем его, так увеселяет сердце наше любовь Божия, когда вкушаем и видим, как благ Господь! ( Пс.33:9 ) … Эта радость духовная, небесная и есть предвкушение сладости вечной жизни». Именно такой радостью преисполнились сердца жителей самарийского города. Познав Бога, они сподобились познать и любовь Его, щедро выражаемую в различных благах и явленных чудесах. Учение Христа привлекло внимание не только простых людей, готовых распахнуть навстречу душу, но и пособника недоброй силы, лукавого лжеца: Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Мученик Иустин говорил о Симоне-волхве, что тот происходил из самарянского селения Гиты. Он не был волхвом в лучшем смысле, как были те мудрецы, которые, ведомые Вифлеемской звездой, поспешили поклониться Богомладенцу. Симон был обычным колдуном, чародеем и фокусником. Конечно, ему было лестно и приятно, что народ принимал его за кого-то великого. Это, безусловно, тешило его тщеславие и самолюбие. Обман, мошенничество, ловкость рук, знание некоторых законов природы — вот что лежало в основе волхвования Симона, создавало миф о нем как о величайшем Божием кудеснике. Кроме того, ведь Симон со всей своей деятельности помимо славы, имел еще и довольно приличный материальный достаток. Но чудеса Филиппа и сила проповеди его были столь велики, что народ перестал внимать Симону и обратился через Филиппа к истинному Богу: …когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. И на волхва Симона слова Филиппа произвели большое впечатление: Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Бог исполнил желание Филиппа. Однажды во время путешествия в Иудею, возможно, совместно с Симоном-Петром, Филипп встретил Господа и был призван Им. Вот как об этом говорится в Евангелии: Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною (Ин. 1, 43). Филипп, не раздумывая, последовал за Господом Иисусом, сразу уверовав в то, что он и его сотоварищи нашли Мессию. Желая поделиться своей радостью, Филипп рассказал о Мессии своему другу Нафанаи-лу-Варфоломею. Вот как говорится об этом Евангелии от Иоанна: Филипп находит Нафа-наила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри (Ин. 1, 45–46). Действительно, встретившись с Господом Иисусом, Нафанаил уверовал, что Он и есть обетованный Мессия. Следование за Христом После возвращения Спасителя в Галилею Филипп – один из близких к Нему учеников. Как говорит Предание, Филипп поучался от Него Божественной премудрости. Тем не менее, в Евангелии не так уж много упоминаний об апостоле Филиппе – во время многих событий он упомянут только в числе других учеников, не названных по имени. Следующее личное упоминание апостола Филиппа относится к избранию двенадцати апостолов: И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот (Мф. 10, 1–4). В этом списке, как и в двух других, апостол Филипп назван пятым – сразу после ближайших учеников Спасителя. Подобно другим ученикам Господа Иисуса Филипп также был послан на проповедь: И проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду (Лк. 9, 5). Вернувшись с проповеди, Филипп, как и другие ближайшие ученики Христа, на некоторое время остановился близ своего родного города Вифсаиды.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В настоящее время внутренняя чистота и целомудрие могут стать реальной нравственной силой, способной противостоять утрате нравственных ориентиров и навыков, характерных для современного общества» (См. Roemelt Josef. Reinheit. V. Theologisch – ethisch.//Lexikon fuer Theologie und Kirche. 8. Band. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 1999. S. 1015). О том, насколько девственность ценилась в раннем христианстве свидетельствует факт, что апостол Лука, повествуя о посещении диакона Филиппа в Кесарии, не преминул отметить четырех дочерях девственницах, т. е. девиц на выданьи: «А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи диаконов, остались у него. У него были четыре дочери девицы, пророчествующие» ( Деян. 21, 8, 9 ) (См. Giesen Heinz. Jungfraeulichkeit. II Biblisch-theologisch.//Lexikon fuer Theologie und Kirche. Указ. соч. S. 1097). «Евангелист Лука добавляет, что эти пророчествующие дочери Филиппа были девицы, т. е. пребывали в состоянии девственном, посвятив себя на служение Богу. Они – то первые после, Матери Господней, показали пример девственниц в христианстве и свои непорочным поведением приобрели такое уважение, что, по свидетельству блаженного Иеронима, долгое время верующие с благоговением посещали четыре храмины – кельи, в которых жили эти девственницы» (Толковая Библия. Издание преемников А.П. Лопухина . Деяния св. Апостолов. Т. 10. СПб, 1912. С. 155.//Репринтное издание. Толковая Библия. Т. 3. Стокгольм, 1987). Святитель Григорий Богослов обращает внимание на проблему, важную для его времени, но остающуюся не менее актуальной и для нас. Это – необходимость целомудрия в одинаковой мере для мужчин и женщин: «Касательно целомудрия вижу, как вижу, многие имеют неправильное понятие, да и закон у их неравен и неправилен. Ибо почему закон обуздал женский пол, а мужскому дал свободу, и жена, злоумыслившая против ложа мужнего, прелюбодействует, и подвергается за это строгому преследованию законов, а муж, прелюбодействующий, с женою, не подлежит ответственности? Я не принимаю такого законодательства, не одобряю обычая. Мужья были законодателями; потому и закон обращен против жен. Напротив того, Бог установил не так; но: «Почитай отца твоего мать твою ( Исх.20:12 )»  вот первая заповедь, соединенная с обетованиями: «Чтобы тебе было хорошо», и: «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» ( Исх.21:16 ). Видишь, равно и доброе почтил, и злое наказал. Еще: «Благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания» ( Сир.3:9 ).

http://azbyka.ru/semya/otnoshenija-molod...

(впосл. Еписк.) Михаил. Толковый Апостол. Книга I-я: Деяния свв. Апостолов. Москва. 1876. Стрр.296.297. Cf. Lange. Cit. op., S.63). Дело в том, что слова Деян.11:19,20 : Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили еллинам, благовествуя Господа Иисуса – эти слова суть не что иное, как продолжение ранее начатой речи св. Луки ( Деян.8:4 ): Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. В середине между этими двумя известиями св. Дееписатель помещает рассказ о следующих событиях описав проповедь в Самарии Филиппа, Петра и Иоанна ( Деян.8:5,25 ), он говорит о благовествовании Филиппа евнуху ( Деян.8:26–40 ), об обращении Савла ( Деян.9:1–25 ), о первом его путешествии в Иерусалим ( Деян.9:26–30 ), о деятельности св. Петра в Лидде ( Деян.9:31–35 ) и Иоппии ( Деян.9:36–43 ), об обращении св. Петром Корнилия ( Деян.10 ) и о впечатлении, произведенном этим событием в Иерусалиме ( Деян.11:1–18 ). Многие из этих событии начались и совершались одновременно одно с другим, хронологически параллельно, только в разных местах; так, св. Филипп пошел в Самарию, несомненно, тогда же, когда и другие проповедники пошли к Финикии, Кипру и Антиохии; в это же время, т.е. непосредственно почти за убиением Стефана, Савл, под сильным возбуждением от этого события еще дышавший угрозами и убийством на учеников Господа с письмом первосвященника отправился в Дамаск. Но, несмотря на сложность нитей, по которым расходится повествование св. Дееписателя, рассказ, однако, как это не трудно, на самом деле строго последователен в хронологическом отношении: св. Филипп уходит в Самарию; находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что самаряне приняли от Филиппа слово Божие, посылают к ним свв. Петра и Иоанна ( Деян.8:14–24 ); затем Апостолы Петр и Иоанн идут обратно в Иерусалим ( Деян.8:25 ), а св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Все, что говорил Стефан, было постоянно перед его мысленным взором. И поэтому, когда он кончил говорить и, «будучи исполнен Духа Святого», воззрел на небо, то он увидел и телесными очами «славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» … Мы называем страдальцев за Христа «мучениками», а греки называли их «свидетелями». И поистине только свидетели славы Божией могут терпеть такие мучения, о которых нам и читать-то бывает страшно. И для Стефана, как и для последующих свидетелях Христовых, смерть – не смерть, а исход на небо: «Господе Иисусе! Приими дух мой!» И поэтому убийцы для него не враги, а несчастные, заблудшие люди: «Господи! Не вмени им греха сего!» Такие, как Стефан, и под угрозой смерти совершающие свое служение – продолжают его и после смерти. Еще более укрепленные приближением к Богу, они таинственно участвуют в жизни Церкви. Их же молитвами да будет и Сам Господь, и Великие дела Его всегда перед нашим мысленным взором. О белой магии Вторник Ин. 6:27–33 После убиения Стефана «произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» ( Деян. 8:1 ). Но Господь и здесь обратил зло во благо: гонение привело к распространению веры. «Так Филипп пришел в город Самарийский, и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорит Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса» ( Деян. 8:5–6 ). В Самарии в то время был некий «муж именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого» … И вот, часто жизнь задает такие загадки: и у того чудеса, и у этого. – За кем же идти?.. Но обратим внимание, какие слова Писания употребляет в том и другом случае. Симон «изумлял» народ своими волхвованиями, а по поводу Филиппа говорится: «и была великая радость в том городе». В одном случае «изумление», то есть бесплодное напряжение ума, а в другом – «радость», то есть чувство духовного насыщения. Но вот и Симон уверовал, и даже «не отходил от Филиппа». Но будем внимательны: в то время, как в народе была радость, Симон теперь сам «изумлялся на Филиппа». И поэтому бесплодному напряжению ума уже перед истиной, можно заключить о порочности сердца, которое истину никак не может вместить.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И сказав это царю, авва Иаков митрополит проклял За-амануэля и отлучил его отлучением апостольским. Тогда встал преступник заповеди и сказал царю: «я тебе посоветую». Тогда сказал царь митрополиту: «завтра я скажу тебе, что решу, а сегодня ступай в свою келью». Тогда встали митрополит и Филипп и все священники и вернулись в свои жилища, а царь решил с этим человеком, врагом правды, чтобы отослать митрополита в его страну, а собранных с ним мамхеров согнать с их кафедр. И угодно было царю это решение. В эту же ночь постигла болезнь этого проклятого царского советника; сделалось прокаженным все его тело и он умер в проклятии, как Арий, говоря: «Иаков и Филипп поразили меня крестами своими». По наступлении утра пришел митрополит и сказал царю: «что решил ты о нас?» Царь сказал: «будь изгнан из моей страны и вернись в свою». Митрополит сказал: «хорошо решение твое о мне, но я предпочитал бы, чтобы ты убил меня, чем вернуться мне в мою страну, но да будет воля Божия». f.187. Затем он взял украшенного Филиппа и весь церковный собор и тех 11 мамхеров, и пошел в церковь . И сказал им митрополит: «будет великое гонение на нас от еретиков и отступников, и что вы скажете? Будете ли вы слушаться гласа моего и принимать совет мой, или нет?» И отвечали все единогласно: «куда нам идти от повелений твоих, отче? Если даже нас изгонят или убьют, мы будем исполнять все, что ты скажешь нам». И сказал им авва Иаков митрополит: «не соглашайтесь с еретиками и отступниками, которые будут говорить нам: вкушайте пищу в среду и пяток под предлогом навечерия Рождества Христова». И заповедав им это, он повелел зажечь 7 светильников и сказал: «некогда поставил я Филиппа главой над всеми вами, подобно Петру, а ныне изгнан в исполнение слова, сказанного Господом нашим: «егда же гоняг вы во граде сем, бегайте в другой ( Мф. 10, 23 ), ибо не имате скончати грады Израилевы». И когда я буду изгнан, Филипп да будет вам вместо меня, и все, что он скажет вам, делайте, и если будете противиться слову моему и слову Филиппа возлюбленного моего, Бог сделает с вами подобное этому угасанию».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Иисус Агнец и Пастырь Жертвенный Отрок в Исаие ясно не обозначен; у Него нет ни имени, ни времени, ни места, ни других признаков. Но есть дело смирения и величия, без которых Царство Божие не может быть совершено. И в конце мы понимаем, что это Логос, Слово в смысле Ин 1:1. Это Слово — Иисус Христос, Тот, о Ком было видение Исаии. Одно из самых глубоких толкований Иисуса как Отрока действительно содержится в Евангелии от Иоанна: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29) — слова Иоанна Крестителя, Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец и знаю Моих, и Мои знают Меня и жизнь Мою полагаю за овец (Ин 10:11,14,15) — слова Спасителя о Себе. Как образ в 22-м псалме одновременно агнец и пастырь, так и в этом Евангелии у Иисуса двойная роль: Он невинен, как жертвенный агнец и козёл отпущения, и Он Пастырь, отдающий Свою жизнь за овец. В Послании к Евреям (Евр 10) также даётся глубокое размышление о жертвенной смерти Иисуса как совершенном воплощении храмовых жертвоприношений: тогда как священники должны и многократно приносят одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов, Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога (Евр 10:11); и через Него мы смогли вступить в новые отношения с Господом и обрести мир. Мы смогли увидеть великий круг жертвоприношений, обнимающий весь мир, — невинные животные заняли место человека, а их место занял Сын Человеческий. Иисус принёс совершенную и вечную жертву, навсегда сделав совершенными освящаемых (см. Евр 10:14), а терпящие животные в своей простоте послужили приуготовлением Его пути и вечно пребывают в Его любви. В колеснице вельможи Крещение эфиопского вельможи — один из ярких эпизодов в Деяниях святых Апостолов (Деян 8:26–40). Вельможа возвращался из паломничества в Иерусалим и, сидя на колеснице, читал пророка Исаию. В это время Ангел Господень послал апостола Филиппа на пустынную дорогу в Газу и велел приблизиться к колеснице. Вельможа попросил Филиппа разъяснить ему непонятное место — о ком говорит пророк: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. Филипп, начав от этого места Писания, благовествовал ему об Иисусе. Вельможа, уверовав и исповедуя Иисуса Христа Сына Божия, попросил Филиппа крестить его и остановился у воды. Когда они вышли из воды, Дух

http://pravmir.ru/referat-dzh-iton-krug-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010