Несмотря на готовность великого князя Василия Димитриевича дать отпор врагу, шансов на победу было очень мало ввиду колоссального численного превосходства войск противника. Оставалась одна надежда на заступничество Божией Матери. В Москву из Владимира была принесена чудотворная икона Божией Матери. Весь народ во главе с митрополитом Киприаном вышел встречать святую икону на место, где впоследствии в память этого события был основан Сретенский монастырь. Церковь призвала всех к молитве, посту и покаянию. Произошло чудо: Матерь Божия явилась Тамерлану (Темир-Аксаку) во сне и грозно запретила ему идти на Москву. Дойдя до Ельца, Тамерлан повернул обратно и исчез так же внезапно, как и появился. Вскоре после этого святой Андрей написал копию с образа Божией Матери Владимирской по благословению митрополита Киприана. Место пострижения святого Андрея достоверно неизвестно. Но вся его жизнь связана с двумя монастырями — Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к концу XVI b., видит в святом Андрее духовного сына преподобного Никона Радонежского. Однако современные исследования показывают, что постриг он принял скорее всего в Спасо-Андрониковом монастыре. Эти две версии не противоречат по существу друг другу, поскольку оба монастыря были тесно связаны между собой; очевидно, что святой Андрей был в послушании у преподобного Никона, когда трудился в Троицком монастыре, и воспоминания об этом естественно сохранились. Поскольку же инок Андрей постоянно выполнял заказы митрополита и великого князя, естественно ему было находиться, так сказать, «под рукой», то есть в одном из московских монастырей, а именно в Спасо-Андрониковом. Возможно, однако, что неизвестные нам более ранние отношения связывали святого Андрея с обителью преподобного Сергия. По духу святой Андрей является несомненным учеником святого Сергия. Но и пребывая в Спасо-Андрониковом монастыре, инок Андрей жил в духовной среде учеников преподобного Сергия, с которыми он тесно общался во время своих поездок, связанных с выполнением заказов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Андрониковская (Греческая-Андроникова, Монемвасийская) Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: БОГОМАТЕРЬ АНДРОНИКОВА Вторая половина XIX века (до 1885 года). Санкт-Петербург (?) Дерево, левкас, темпера 23,5 x 16,5 см КП 1868 Икона из собрания Музея имени Андрея Рублева представляет собой уменьшенный список с чудотворного образа Казанского женского монастыря в Вышнем Волочке. Этот образ был привезен из Афин в дар императору Николаю I в 1839 году. По очень позднему преданию, он был написан апостолом Лукой, принадлежал византийским императорам и был вложен одним из них - Андроником I[...] Файл 27278.jpg:   Размер: 443x622, 0.28 MPix, 102 Kb. Дата: 2016-05-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (254) , 1 (11) . Описание: Андрониковская икона Божией Матери. С сайта macdougallauction.com (2014): 417. THE GREEK MOTHER OF GOD. GREECE, SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY, OIL ON PANEL, WITH A DEDICATION TO MARIA ALEXANDROVNA ON THE REVERSE, DATED 1870. 34 by 23 cm. Label: Old paper label on the reverse, confirming that the Feast Day of the Greek Mother of God is 12th May. Файл 29349.jpg:   Размер: 651x947, 0.62 MPix, 300 Kb. Дата: 2017-08-25, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (179) , (8) . Описание: Копия чудотворной иконы Греческой Божией Матери. 1870 г., Санкт-Петербург. 34 х 23.5 см. Надпись на обороте: «Ея Императорскому Величеству Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Александровне, в память и в изъявление глубочайшей признательности за посещение Ея Величеством Древнейшаго Троицкаго Петровскаго Собора 2-го Мая 1870 года, усерднейшее приношение от братии Собора сей драгоценнейшей Святыни Храма иже копии с древнейшаго чудотворнаго Образа Греческой Божией Матери. Да осеняет Царица[...] Файл 31221.jpg:   Размер: 671x977, 0.66 MPix, 431 Kb. Дата: 2018-02-15, анонимно.

http://pravicon.com/icon-10-photo

м-ря). 280 (житие преп. Авраамия), 283 (муч. Меркурий); “Краткий хронолог. очерк истории г. Смоленска», 1888 г., 49 (опис. м-ря); Толстой, “Книга глагол. опис. о Российск. свят.», 31 102 (преп. Авраамий), 103 (Ефрем), 104 (св. Игнатий еп.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 593, 1; “Замет. и воспом. Русск. путеш.», I, 71; Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. докум., 90, 23 (Выпис. 1723 г. о денежн. и хлебн. доходах); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 1.427 душ крест.); 1866 г., I, смесь, 97 (архим. Петр, с 1792 г., ректор Псков. семин.); “Полн. собр. лет.», VII, 18 (в 1101 г. заложи Володим. Мономах во Смолен. церковь св. Богор., камену, епископию); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 227 (дело 1721 г. о высылке в Алекс. Нев. м-рь казначея Кариона для определения в число братии); VI, 1726 г., 166 (дело о злоупотреблениях архим. м-ря Константина); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.», I, 312, 1 (месяцеслов XVII ст.; память преп. Авраамия 21 авг.); “Русск. истор. Библиот.», III, 112 (празднов. в Москве около 1634 г. Авраамия Смолен. 20 августа; трезвон средний, благовест в лебедь); IV, 855 (Палинодия 1621 г.; 21 августа память преп. отца Авраамия, архим. Смоленского, и ученика его Ефрема, новых чудотв.). 1155. Спасо – Андроников, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), в гор. Москве, близ Рогожской заставы, на берегу р. Яузы. Основан около 1360 г. св. Алексеем, митрополитом Всероссийским, в благодарность Богу за спасение от бури, застигшей святителя на Черном море на возвратном его пути из Константинополя. Так как корабль вошел в гавань 16 августа, то и первая церковь построена во имя Спаса Нерукотворенного. Первым настоятелем монастыря был назначен ученик преп. Сергия Андроник, преставившийся в 1373 г. 13 июня. Мощи его и преемника его Саввы почивают под спудом в соборном храме; церковь память преподобных чтит 13 июня. Иванчин-Писарев, “Спасо-Андроников», Москва, 1842 г.; “Истор. опис. Москов. Спасо-Андроников. м-ря», Москва, 1865 г.; “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вышний Волочёк. Казанский монастырь. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Казанский монастырь основан в 1872 г. Первоначально здесь существовала женская община, основанная на средства кн. Путятина в 1872 г. Позднее она была обращена в монастырь. В обители находятся: собор в честь Казанской иконы Божией Матери, храм в честь Андрониковой Богородицы, храм во имя св. Сирина и св. мц. Неонилы под колокольней и построенная в 1990-е годы часовня в псевдорусском стиле. Главной святыней монастыря была икона Андрониковой Божией Матери древнего греческого письма (украдена из церкви в 1984 г.). В 1991 г. обитель передана Русской Православной Церкви. Казанский монастырь, общежительный, в городе Вышнем Волочке. Основан в 1881 году из существовавшей с 1872 года женской общины. Здесь находится греческая икона, представляющая собою поясное изображение Божией Матери без Богомладенца. Эта святая икона сначала была домашней святыней императора Андроника III Палеолога, затем пожертвована им Монемвасийской обители в Морее (в Греции); при нападении турок на эту обитель во время вторжения их в 1821 году в Грецию, святая икона была перенесена настоятелем Агапием в город Патрас; после смерти Агапия она, по его завещанию, досталась его родственнику, русскому генеральному консулу Н.И. Власопуло, сын которого в 1839 году пожертвовавл ее императору Николаю I; в Санкт-Петербурге святая икона до 1868 года хранилась а Зимнем Дворце, а до 1877 года в Троицком соборе на Петербургской стороне, откуда 1 мая 1877 года она и была перенесена в Казанский монастырь. Здесь она, будучи вставлена в середину другого образа с изображением преподобного Ефрема Сирина и святого мученика Неонилы, помещается в соборном храме, за левым клиросом. Ежегодно 1 мая, 8 июля и 22 октября в монастыре бывает празднование в честь этой святой иконы, именуемой Греческой Андрониковой (та же святая икона, как думают, называется и Монемвасийской). Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Собор иконы Божией Матери Андрониковская

http://sobory.ru/article/?object=00313

Москва. Спасо-Андроников монастырь. Церковь Михаила Архангела. Михайловский храм Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Михаила, Архангела, в Спасо-Андрониковом монастыре церковь (Андроньевская площадь, дом 10). Спасо-Андроников монастырь был основан около 1360 г. по обету святителем Алексием, митрополитом Московским, на левом берегу реки Яузы, на ее изгибе при впадении ручья Золотой Рожок. Первым каменным зданием монастыря был Спасский собор, построенный в начале XV века. Вторым по времени постройки стало здание монастырской трапезной, выстроенной в 1504–1506 гг., когда монастырем управлял архимандрит Митрофан – духовник великого князя Ивана III. Трапезная строилась из кирпича, который брали из Калитников, где кирпичное производство завел в 1470-х гг. для строительства Успенского кремлевского собора Аристотель Фьораванти. Трапезная представляла собой одностолпную палату на высоком подклете, в котором находились служебные помещения. При трапезной должна была быть церковь, но о ней нет никаких сведений в монастырских документах. Трапезная – самое раннее кирпичное здание, построенное на территории Москвы вне Кремля, повторяющее по конструкции Грановитую палату. Ее восточный фасад, обращенный в сторону Спасского собора, создавал границы монастырской площади, расположенной между ней, собором и Святыми воротами. В начале 1690-х гг. в монастыре началось новое большое строительство – возведение церкви при трапезной палате. Храм строился на средства царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, супруги Петра I, как родовая усыпальница Лопухиных. К 1694 г. был возведен почти весь храм до кровли. Затем строительство надолго прервалось, и только в 1728–1739 гг. было завершено. Тогда возвели восьмигранный барабан с главкой. Здание построили в модных в то время формах московского барокко, оно было одним из первых в этом стиле. Церковь имела два яруса четвериков и ярус восьмерика, увенчанный барабаном с главкой. Фасады восьмерика завершались полукруглыми кокошниками, украшенными раковинами, что придавало всему зданию торжественный вид. Подклет занимала усыпальница, второй ярус – храм во имя Архангела Михаила. В него можно было попасть из трапезной палаты и по двум большим лестницам, идущим по бокам здания, из которых сохранилась только северная. В третьем ярусе здания разместилась церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя царевича Алексея Петровича, сына Петра I и Евдокии Лопухиной. Вход в этот храм был устроен над сводом трапезной. Часто в документах весь храм называли Михайловско-Алексеевским. Третий ярус храма был небольшим, квадратным в плане и не имел отдельной алтарной части, так что иконостас был вынесен далеко в центр храма. Декор окон всех этажей был единый, такой же был сделан и на трапезной. Карнизы, выведенные по фасаду церкви, были продолжены по зданию трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=04156

архимандрит Григорий (Воинов) (17.07.1832–01.08.1896) Жизнеописания Исторические описания монастырей Сборники архимандрит Григорий (Воинов) Биография В миру Воинов-Борзецовский Иван Иванович родился в Москве, в семье прот. Иоанна Борзецовского, служившего в церкви во имя мч. Иоанна Воина на Калужской ул. (Б. Якиманке). В 1840-1846 годах обучался в Донском духовном училище, в 1846-1854 годах - в Московской духовной семинарии, в 1854-1858 годах - в Московской духовной академии. 3 марта 1857 г. был пострижен в монашество, 10 марта того же года рукоположен во диакона Московским митр. Филаретом (Дроздовым), 20 июля 1858 года - во иерея. По окончании МДА 19 августа 1858 г. назначен в Вифанскую духовную семинарию, преподавал Священное Писание, герменевтику и греч. язык в высшем и среднем отделениях. 10 февраля 1859 г. получил ученую степень магистра богословия. 5 марта назначен помощником инспектора семинарии и членом правления семинарии. 8 января 1860 года назначен инспектором Вологодской духовной семинарии и профессором богословия. Преподавал нравственное, пастырское, обличительное богословие и гомилетику. Состоял членом историко-статистического комитета для описания Вологодской епархии. 12 февраля 1862 года назначен инспектором Вифанской духовной семинарии и профессором Священного Писания и греческого языка. С 16 октября 1863 года - инспектор Московской духовной семинарии. 6 августа 1864 г. возведен в сан архимандрита. В 1867 г. по состоянию здоровья был уволен от духовно-училищной службы и 22 мая стал настоятелем Московского Иоанно-Златоустовского монастыря. По рекомендации митр. Филарета был также назначен членом Московской духовной консистории. С 13 июля 1873 года - настоятель Высокопетровского монастыря. С 1892 г. - настоятель Спасо-Андроникова монастыря. Скончался 1 августа 1896 года. По завещанию был похоронен в склепе с северо-западной стороны Знаменского храма Андроникова монастыря. Архим. Григорий - автор исторических работ, многочисленных статей духовно-нравственного содержания, слов и поучений. Он печатался в «Душеполезном чтении», «Чтениях в обществе истории и древностей российских», «Московских епархиальных ведомостях» и др. Собирал и публиковал резолюции, письма, доклады митр. Филарета, воспоминания о нем. Занимался историей монастырей, в которых служил, составил подробное историческое описание московских Высокопетровской и Златоустовской обителей, списки настоятелей Андроникова и Высокопетровского монастырей. Написал биографии некоторых архиереев и монахов, подвижников благочестия, в т. ч. Московского архиеп. Августина (Виноградского), Московского митр. Макария (Булгакова), иером. Самуила (Колесницына). Оставил воспоминания, в которых описал жизнь московских и других духовных учебных заведений во второй половине XIX в. За литературные труды избран почетным членом Общества любителей духовного просвещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

По его словам, сейчас решаются технические вопросы, связанные с предстоящим переездом, который, как считает собеседник агентства, может растянуться на несколько лет. На вопрос о том, будет ли продолжен ремонт, который ведется на территории монастыря, Карнаухов заметил, что «это фоновые вещи, они не имеют значения для сути вопроса». В Русской Православной Церкви «Интерфаксу» подтвердили факт отправки Патриархом письма в Росимущество. В обращении Предстоятеля Русской Православной Церкви речь идёт, в частности, о передаче в ее собственность таких объектов культурного наследия федерального значения, как Спасский собор XV века, трапезная палата XVI века, братский корпус и настоятельские палаты XVII века, церковь Михаила Архангела XVII века, и др. Союз музеев России на фоне запроса РПЦ о передаче в собственность Спасо-Андроникова монастыря заявил о постоянном возникновении проблем исполнения закона о передаче имущества религиозным организациям и призвал к его доработке. «Несколько недель назад было заседание Союза музеев в Ярославле, там наша позиция (по поводу ситуации вокруг Спасо-Андроникова монастыря - РНЛ ) изложена», - сказал президент Союза музеев РФ, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский «Интерфаксу». «Мы предлагаем создать комиссию, как создавали в Суздале и Ферапонтово, поменять законодательство и так далее», - добавил председатель Союза музеев России. Согласно постановлению президиума Союза музеев России, принятому 19 февраля в Ярославле и опубликованному на его сайте, организация считает запрос РПЦ о передаче в собственность всех зданий и построек архитектурного ансамбля бывшего Спасо-Андроникова монастыря «угрозой для дальнейшей деятельности Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева». В связи с обращением РПЦ Союз музеев России «готов рассмотреть этот вопрос на заседании комиссии Союза по сотрудничеству музеев с религиозными организациями». Президиум поручил исполнительной дирекции «обратиться в министерство культуры для выяснения их предполагаемой формы реакции».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/19/ot...

В 2015 году приобретена земля близ уничтоженного в 1920-е годы древнего колодца, ископанного святым игуменом Андроником на берегу реки Яузы в 200-х метрах от монастыря, для восстановления Святого колодца и строительства часовни. Сейчас там установлен поклонный крест. Одновременно с организацией прихода стала формироваться библиотека духовной литературы. В настоящее время в ней собрано около 2000 книг. Настоятели Архитектура Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер. Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом. Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания.

http://drevo-info.ru/articles/13676434.h...

Среди утешений более внутренних, чем внешних, в скорбях частых и испытаниях тяжелых, довольное число лет управляя обителию мудро, преподобный Андроник, предвидев исхождение свое от мира и вручив паству свою добродетельному ученику своему Савве, предал дух свой Богу 13 июня не позже 1404 года. 17 Век XV Святый Савва. Андрониковский список сборника Святослава. Каменный храм. Знаменитые иконописцы. Архимандрия. Недвижимое имущество монастыря. Подчинение монастыря суду великокняжеского наместника в делах уголовных Святый Савва, подобно преподобному Андронику, подвергнут был великому испытанию при нашествии Едигея (в 1408 г.) 18 , который, опустошив окрестности Москвы, не пощадил и Троице-Сергиевой обители. Пахомий Логофет, живший около 50 лет по кончине Саввы, называет его великим в добродетелях, сияющим добродетелями. «Сей преподобный отец наш, говорит он, содержал преданную ему паству в благочестии, чистоте и великой святости, был почитаем от великодержавных князей и во всех странах по причине великих его добродетелей и чудной и изрядной его жизни. При нем умножилось стадо добродетельных, великих и честных мужей, из которых многие возведены были на игуменские места, а другие на епископские. Таким образом пожив много лет благоугодно и благочестно, отходит ко Господу. Он показал чудеса и по смерти, из коих скажем об одном: некто из его учеников, которого многие знают в наши времена, священноинок по имени Ефрем был борим от беса блуда страстию, но верою влеком, притек ко гробу преподобного Саввы и призывает сего отца, да поможет ему весьма страждущему, и скоро в тот же час получил исцеление. 19 Преподобный Савва скончался между 1410–1420 годами. Обретенные в последствии святые мощи его почивают в одной раке с мощами наставника его Андроника, в древнем Спасском соборе, на левой стороне, в арке. 20 Самая память обоих святых совершается в один день». 21 Из свидетельства Пахомия, по которому во время игуменства святого Саввы многие иноки взяты были из Спасо-Андроникова монастыря на игуменства, а другие и на епископства, видно, что сия новоустроенная обитель не уступала уже в просвещении древним обителям. В Синодальной библиотеке хранится достопримечательный памятник ревности собирания и переписывания книг в сей обители при игуменстве Саввы: это – сборник Святославов, в 1404 году отчетливо написанный уставом в два столбца на пергамене в десть, монахом Андроникова монастыря Анфимом, содержащий 166 листов. 22

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В свою очередь руководитель инициативной группы по возрождению Спасо-Андроникова монастыря, доцент Института государственной службы и управления РАНХиГС при президенте РФ Сергей Карнаухов сообщил РИА Новости, что представители прихода на этой неделе подадут заявление в СК РФ, чтобы, по его словам, «защитить собор». «Мы будем привлекать к этому максимальное внимание общественности», — сказал Карнаухов. По его словам, предполагаемые ремонтные и реставрационные работы на территории монастыря и церкви, в том числе «проведение систем вентиляции, дополнительного освещения, прокладки коммуникаций», «повредят исторический облик Церкви Михаила Архангела». В свою очередь директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, располагающегося на территории монастыря, Михаил Миндлин, заявил, что будет разработан проект «реставрации, ремонта и приспособления к современному использованию здания церкви Архангела Михаила как объекта культурного наследия и музея», и его будет осуществлять «специализированная организация, победившая в открытом конкурсе в соответствии с действующим законодательством РФ». В заявлении Миндлина, опубликованном на сайте музея, также говорится, что «решения о восстановлении кафе на территории музея, а также проведении работ по реставрации, ремонту, принимаются не единолично» им, а «всем составом Ученого совета музея, с учетом мнения представителей духовенства». Русская православная церковь  рассматривает вопрос о передаче  ей объектов Андроникова монастыря в центре Москвы — в настоящее время там располагается Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Отзывы Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010