Откр.8:2 И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб. И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом. Под этими семью ангелами можно разуметь определённых высших семь ангелов, предстоящих перед Богом и несущих особые служения. Так мы читаем и о особых «семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святого» ( Тов. 12:15 ). Возможно, что это те семь архангелов, о которых писали святые отцы (3,1). Служение этих семи ангелов означено тем, что дано им семь труб. Трубы употреблялись в древности и для сигнала к сражению ( Нав. 6:4 ), и как звуки торжества и победы ( Пс. 46:6; 80:4 ; 1Пар. 15:24 ). В нашем случае через эти семь труб семи ангелов возвещается суд Божий над грешным миром, они как сигналы к последующим явлениям. Как бы говорит Господь: «Трубу к устам твоим! Как орел налетит на дом Господень за то, что они нарушили завет Мой и преступили закон Мой» ( Ос. 8:1 ). Предупреждал Христос, что «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» ( Мф. 24:31 ). Писал апостол Павел, «что Сам Господь при возвещении при гласе Архангела, и трубе Божией, сойдет с неба» ( 1Сол. 4:16 ). Так здесь после «семерки» печатей начинается «семерка» труб. Как семь печатей делились на четыре (четыре всадника) и три, так и здесь подобны казни первых четырех труб и последних трех («три горя»). Неверно толкование, что «семь печатей», «семь труб» и «семь чаш» – это три периода великой скорби, которая будет после семи периодов истории («семь посланий»). Уже было показано, что неверно понимание «семи посланий» как семи периодов истории. И дальше речь не о периодах. Это видно хотя бы из рассмотрения снятия семи печатей: апостольская проповедь, голод, гонения, которые были даже вообще не во время великой скорби. А значит «семь печатей» никак не есть один из периодов великой скорби. Откр.8:3 И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Почему же мы часто падаем, терпим бедствия и не получаем помощи от Ангелов и что нужно, чтобы Ангелы-Хранители охраняли нас на путях нашей жизни? Воздействие Ангелов на человека бывает духовное, то есть на духовную природу. Поэтому, чем более человек живет в мире духовном, чем более он следует в своих поступках не вожделениям плотским, но внушению просвещенных евангельским учением разума и совести, тем способнее бывает он к ближайшему общению с Небесными Силами и тем более пользуется их небесным покровительством и помощью. Но мы, по большей части, живем не по духу, а по плоти. Прилепляясь всем сердцем к предметам чувственным, бегая за призраками удовольствий, большей частью проводя время среди суеты и рассеянности мирской, мы очень редко возвышаемся своими мыслями до мира духовного. В этом причина, почему не получаем мы помощи от Ангелов. Люди благочестивые живо ощущали и близость к себе Ангелов-Хранителей, и их помощь на всех путях своей жизни. Служение Ангелов человекам засвидетельствовано и в Ветхом, и в Новом Заветах. Верование в бытие Ангелов существовало не только в христианском мире, но и во всех древних религиях — у персов, греков, римлян, арабов, египтян, китайцев, индийцев, магометан. Тем более должно веровать в бытие Ангелов и нам, христианам, и не только веровать, но и призывать их в своих молитвах и по мере сил подражать им в своей земной жизни, чтобы по оставлении этого мира удостоиться вместе с ними воспевать и славить в Троице поклоняемого Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. 1960 г. В день памяти преподобного Никона, игумена Радонежского, чудотворца (I) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня обитель наша духовно торжествует, потому что творит молитвенную память преставления верного и любимого ученика Преподобного Сергия, его сподвижника как в устроении великой Троице-Сергиевой Лавры, так и в управлении ею — преподобного Никона. Поэтому, чествуя сегодня преподобного Никона, мы вместе с тем чтим и прославляем и Преподобного Сергия, который благодатью, присущей ему, как бы некой дивной пищей, воспитал и взрастил такого славного ученика и подвижника, каким является преподобный Никон.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

Следующий атрибут, обязательный для изображения ангелов, это жезл. У нас его часто называют мерилом. Он не является ни посохом гонца, ни знаком посланничества, отнюдь нет. Это церемониальный жезл,  который восходит к церемониалу при императорском дворе в Византии. Разные посохи носились разными чиновниками. Дионисий Ареопагит считал посох символом царского и владычественного достоинства ангелов. Во всех великих восточных культурах жезл – это символ власти и царского достоинства, хотя иногда в Священном Писании он мог играть у Ангелов роль «волшебной палочки». Например, когда призывается судья Гедеон, мы читаем: «И сказал ему Ангел Божий: возьми мясо и опресноки, и положи на сей камень, и вылей похлебку. Он так и сделал. Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его» (Суд. 6,20-21). Жезл и зерцало были позаимствованы из атрибутов византийского императорского церемониала, потому что жезлы подобались только императору, патриарху. Иногда ангелы изображаются с лабарумами, это знамена. Они тоже восходят к древнеримским знаменам-штандартам. Со времен Константина лабарум является обязательным атрибутом византийского церемониала (был императорским боевым штандартом). Эта мозаика изображает нам ангелов в церкви Успения в Никее. Это мозаика VII века, к сожалению, до наших дней она не сохранилась, она была разрушена, сохранились изображения только в фотографиях. По соседству ангел XII века, мозаика из Мартораны на Сицилии. Так вот посмотрите, в руках у них штандарты, лабарумы, на которых было написано «Свят, Свят, Свят». Это отсылка к книге пророка Исайи, где говорится, что серафимы постоянно воспевали пред Лицем Божиим песнь «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны небо и земля Славы Твоея». Обращаю ваше внимание на одеяния: с VII века меняется тип облачений. Самый ранний пример изменения облачения с хитона и гиматия на торжественное, лоратное облачение сановников византийского двора, мы имеем именно в церкви Успения в Никее. Откуда взялся этот лор, мы сейчас скажем. Сначала скажу о зерцале. Зерцало, оно же держава, заимствовано из византийского церемониала, это инсигния императорской власти. В нашей традиции державу стали именовать зерцалом и считать, что Ангелы узнают волю Господню, смотрясь в нее. Довольно странная ассоциация возникает в таком случае с Медузой Горгоной, на которую нельзя было смотреть. На самом деле никакого отношения к подобным мистификациям, а также никаких ассоциаций с хрустальным шарам для гадания эта держава не имеет. Это намек на царственное величие Ангелов. Ангел из церкви Федора Стратилата на Ручью в лоратном облачении. Так что же такое лор?

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

Сотворение человека рассматривается здесь как следствие падения ангелов и есть, следовательно, само по себе онтологическая случайность, порождение тени, упавшей на все творение после падения ангелов. Если договорить эту мысль до конца, то окажется, что человека не было бы, если бы ангелы не пали. Конечно, такое странное и скудное понимание не соответствовало бы ни смыслу библейского повествования Быт. 1–2 , ни общим основам христианской антропологии и ангелологии. Между небом и землею хотя и существует положительное соответствие, но вместе остается и противоположение, а потому замена части одного мира частью другого есть вообще онтологическое недоразумение. Поэтому во всей силе остается вопрос: имеет ли значение для мира земного тот факт, что небом утеряна часть ангелов, именно падших? не остался ли мир от этого недовершенным или недоохраненным? Для полноты постановки вопроса надо принять во внимание, что для ангельского воинства возникла необходимость непрестанной борьбы с демонами, сначала в небесах, а затем, после падения сатаны «как молния», и в воздушной области поднебесной, и на земле для зашиты и охранения мира и человека. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них. Но не устояли и не нашлось уже для них места на небе» ( Откр. 12, 7–8 ). «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (12, 11). Здесь названа та сила, которая дала возможность ангелам действенно победить дракона и ангелов его, т. е. восполнить пустоту, образовавшуюся после падения, это – кровь Агнца, сила Боговоплощения, помощь Богочеловека. Но и самими ангелами было проявлено самоотвержение «даже до смерти» в этой борьбе. Следовательно, оставшиеся верными ангелы приняли на себя труд и задачи падших, вспомоществуемые силою Христовой. Это же нужно распространить, очевидно, и на ангелов-хранителей. Не человеческий род восполнил собою уменьшившееся число ангелов, но устоявшие и утвердившиеся в борьбе ангелы на себя взяли восполнить недостающее число ангелов-хранителей, если имел место таковой недостаток.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Церковь не может быть противоположна Христу или отделена от Него, как тело Христово. Она не должна быть и умалена в самобытности своей, как Его Человечество, с Ним нераздельно, но и неслиянно соединенное. Никакому монофизитству, скрытому или явному, христологическому или евхаристическому, здесь места быть не должно. Хотя и сказано апостолом, что «уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2: 20 ), но это сказано не в смысле поглощения нашего человечества в Богочеловечестве Христовом, но его вдохновленности чрез обожение: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Флп. 2: 5 ). Христос дал нам власть совершать, как «воспоминание», все Им совершенное, и Он призывает нас к Своему жертвеннику Духом Своим Святым, силою Которого и совершается Таинство. В этом совершении мы пребываем самими собой в своей человечности, но и выходим за его пределы в Богочеловеческом единении со Христом. Христу принадлежит жертвоприношение вечное в небесах, нам же – в пространстве и времени на земле. В связи с этим обсуждением попутно может возникнуть еще и другой вопрос: каково участие святых ангелов в жертве евхаристической? В самом слове Божием нет прямого указания об этом. И наше заключение может быть сделано лишь на основании некоторых косвенных указаний в связи с самосознанием и самосвидетельством Церкви. Здесь должно быть, конечно, принято во внимание все, что мы имеем в Откровении о служении святых ангелов в деле Боговоплощения, начиная от Благовещения Архангела Гавриила Пресвятой Деве (и даже праведному Захарии о рождестве Предтечи) и явления ангелов пастырям в ночь Рождества Христова, кончая же явлением ангела в Гефсимании («и явился Ему ангел с неба и укреплял Его» – Лк. 22: 42 ), а также в качестве вестников Его Воскресения и Вознесения. Хотя и «не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» ( Евр. 2: 16 ), однако это не исключает особого участия ангелов в деле Боговоплощения, соответственно и общему служению ангелов в отношении к человекам. И уже отсюда должны мы с несомненностью вывести и необходимость присутствия, а следовательно, и духовного участия ангелов в Божественной Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Эти слова, в которых так непререкаемо ангелы признаются существами действитель­ными, тем более замечательны, что их изрек Спаситель перед саддукеями, отвергавшими бытие ангелов ( Деян. 23:8 ), и таким образом засвидетельствовал, что Он предлагал учение об ангелах отнюдь не по какому-либо приспособлению к ложным понятиям своих слушателей, как дерзают предполагать вольно­думцы, 1112 а единственно по непреложной истинности этого учения. Из числа святых Апостолов достаточно выслушать свидетельства двух первоверховных: а) Святой Петр говорит: им (Пророкам) открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы ( 1Петр. 1:12 ). Здесь ангелы ясно отличаются от других посланников и вестников Божиих, пророков и апостолов, и представляются существами особого рода, высшими, разумно-свободными. б) Святой Павел пишет к возлюбленному ученику своему Тимофею: пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения ( 1Тим. 5:21 ). Если, таким образом, Апостол призывает во свиде­тели, вместе с Богом Отцом и Господом Иисусом, ангелов: то, очевидно, приписывает им несомненное бытие. в) А в послании к Евреям тот же Апостол, сравнивая Спасителя с ангелами, говорит: будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя..., Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии ( Евр. 1:4–6 ). Отсюда также очевидно, что Апостол признавал ангелов существами действи­тельными, и притом высшими в ряду прочих существ. Доказательства, что Святая Церковь Христова с самого начала своего веровала в бытие ангелов, бесчисленны. Таковы – все древние символы, в которых Бог называется, между прочим, Творцом невидимого, т.е. мира духовного. 1113 Таковы же, в частности, свидетельства учителей Церкви: Иустина мученика , Афинагора, Евсевия, Василия Великого , Григория Богослова , Авгу­стина и многих других, 1114 которые приводить здесь считаем излишним, так как в веровании Церкви касательно бытия ангелов никто и никогда не сомневался.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Это Богооткровенное учение Церковь всегда заботливо охраняла, и от древности в своих символах исповедовала веру в Бога как Творца духовного, невидимого мира. Так, в древнем Символе Иерусалимской Церкви (а подобно тому и в символах Антиохийской, Кесарийской и Кипрской Церквей) говорится: «Верую во единаго Бога..., Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым». Эта общая вера нашла свое выражение в первом члене Никео-Цареградского Символа веры и этим самым навсегда санкционирована Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью . Решением Седьмого Вселенского Собора о том, чтобы, наряду со святыми иконами Спасителя и святых, благочестиво почитались и святые иконы святых Ангелов, Церковь еще раз соборно исповедала и подтвердила свою вселенскую веру в существование бестелесных ангелов как существ действительных, личных, самостоятельных и святых. 2 . Ангелы не являются ни в коем смысле самородными и самобытными существами; их, как и все творения, сотворил Бог . Святое Откровение ясно свидетельствует о том, что все возникшее – Богом возникло ( «начало быть») ( Ин. 1,3 ; Рим. 11,36 ; Евр. 3,4 ; Еф. 3,9 ; Откр.4,11 ), следовательно, – и ангелы. Кроме того, в Ветхом Завете ясно говорится о том, что Бог сотворил ангелов. Ездра обращается к Богу со словами: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие и небесные воинства Тебе поклоняются» ( Неем. 9,6 ). То, что здесь под воинством небесным подразумеваются ангелы, видно из контекста ( Лк.2,13 ), где ангелы называются воинством небесным. Апостол Павел ясно свидетельствует, что ангелов сотворил вечный Сын Божий: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» ( Кол. 1,16 ). Насколько Святое Откровение ясно учит, что Бог сотворил ангелов, настолько в нем неясно, когда они сотворены. Судя по уже указанному месту из книги Иова, где говорится, что Ангелы «восклицали от радости», когда Господь сотворил звезды ( Иов. 38,7 ), и на основании всего сказанного о первобытном небе, а также на основе библейского повествования о искушении первых людей в раю от змия, т.е. падшего духа ( Быт. 3,1–19 ), что предполагает, что мир духов существовал до того, и что в нем уже ранее произошел некий моральный переворот, завершившийся отпадением от Бога некоторых духов, – необходимо заключить, что Бог сотворил ангелов до материального мира. Боговдохновенные истолкователи Божественного Откровения – святой Златоуст, святой Григорий Богослов и святой Дамаскин – учат, что Бог сотворил ангелов до материального, видимого мира. А молитвенная мысль Церкви говорит, что ангелы – «тварем начаток».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

10 . Бог сотворил Ангелов для того, чтобы они служили Ему: прославляли Его, исполняли Его веления. Святые пророки Исаия (гл. 6) и Даниил (гл. 7) и святой евангелист Иоанн Богослов ( Откр. 4 гл.) в Откровении видели Ангелов, окружающих Господа, сидящего на престоле и служащих Ему. 11 . Ангелы имеют большое отношение к людям. Они пекутся о благоденствии и спасении людей. 12 . Так как Ангелам Господь вручает хранение целых царств ( Дан.10:13 ), церквей ( Откр.1:20 ), городов, селений и частных лиц; то таковые Ангелы называются хранителями. 13 . Священное Писание так говорит об Ангелах-хранителях: Смотрите, учит Иисус Христос, не презирайте ни одного из малых сих (т. е. детей или недавно вступивших в общество верующих), ибо, говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (ходатайствуют за них пред Богом) ( Мф.18:10 ). Из этих слов прямо видно, что у всякого из верующих есть свой Ангел-хранитель. По учению Церкви, он дается нам при Крещении. В одном из псалмов царь Давид говорит человеку: Бог Ангелам Своим заповедает о тебе, сохранить тебя во всех путях твоих, т. е. обстоятельствах жизни ( Пс.90:11 ). Отсюда и взято название Ангелов-хранителей. 14 . Пример хранения людей Ангелами представляет Товия, сын праведного Товита. Его сохранил Ангел один раз от укушения большой рыбою, когда он купался, и в другой раз от злого духа, когда он вступил в брак с Сарою, которая семь раз выходила замуж, и в первый же день брака злой дух умерщвлял ее мужей. 15 . Все Ангелы сотворены добрыми, но один из высших Ангелов возгордился, – захотел стать наравне с Богом, за что и был удален с неба и называется сатаною – противником Богу, и диаволом – клеветником или обольстителем 16 . Он увлек за собою многих Ангелов, которые также впали в гордость и злобу, и составляют особое злое царство. Их называют демонами, бесами, духами нечистыми и диаволами. 16 . Священное Писание так говорит о падении Ангелов: это ангелы, которые не сохранили своего начала, т. е. первоначального святого состояния, но оставили свое жилище, т. е. за гордость и противление воле Божией были лишены небесного блаженства ( Иуд.1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

15, 54-56).  Посему, когда смерть будет поглощена победою, не будет тления ни души, ни плоти, потому что когда всякое беззаконие будет удалено от нас, не останется немощи. Исаия определенно говорит о таковых: они получат радость и веселье, и боль и стон убегут от них (Ис. 35:10). О них говорит и Иоанн в Апокалипсисе: Не будут ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной (Откр. 7:16); и чтобы показать, что они обретут благодать через дар Христа, он добавил: потому что Агнец, Который среди престола, будет господствовать над ними и водить их к источникам вод жизни. и Господь отрет всякую слезу с их глаз. Когда же блаженная безопасность и радость ангелов такова сегодня, и они совершенно чужды страстям, так что они не колеблются ни поводом греха, ни приступом немощи; пусть, наконец, оглянутся назад, куда скатывается шквал богохульств, те, кто, подчиняя Божественность Христа страстям человеческим, пытаются показать Господа ангелов в сущности, которую Он имеет от Отца, чтобы стать ниже ангелов. Поэтому неверно то, что он говорит: не больше ли раб господина своего (Иоан. 13:16)?  20.Возражение встречает то, что говорит Давид: Ты сделал его немного меньше ангелов . Неужели они думают, что следует возражать тому, что Давид говорит о Сыне Человеческом: Господи, что такое человек, как не то, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещашь его? Ты сделал его немного меньше ангелов (Пс. 8, 5, 6). Но пусть заметят, что апостол Павел относит это место к пониманию человеческой смерти, так что он приписывает это умаление не только человеческому естеству, но и исключает Божество Христа из связи страстей и смерти. Ибо так он говорит евреям: А того, кто был меньше ангелов, мы видим Иисуса, ради страсти смерти, увенчанного славой и честью, чтобы вкусить смерть за всех (Евр. 2: 9); но здесь апостол не разделил Христа, но показал в одном Христе, какая субстанция преходяща и смертна и какая  оставалась бесстрастной и бессмертной. Следовательно, без Бога тот человек вкусил смерть, что касается состояния плоти, но не без Бога, что касается принятия Божественности; потому что это бесстрастное и бессмертное Божество, когда в истине рабского образа и добровольно соблаговолившее пострадать и умереть за нас, как оно было бессмертно в смерти одной только плоти, так оно оставалось совершенно бесстрастным в страстях всего человека.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

8 . Я не сомневаюсь, что ангелы присутствуют и в наших собраниях, не только вообще, во всех церквях, но и порознь. Спаситель сказал о них: «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Здесь присутствуют обе части Церкви – Церковь людей и Церковь ангелов. Когда мы говорим что-то согласное разуму и соответствующее замыслу Писания, ангелы радуются и молятся с нами. Ангелы присутствуют в Церкви – по крайней мере в той Церкви, которая достойна их присутствия и принадлежит Христу. Вот почему женщинам надлежит во время молитвы покрывать голову – «для ангелов» ( 1Кор.11:10 ). Каких ангелов? Разумеется, тех, кто помогает благочестивым и ликует в Церкви, но мы не видим их, ибо наши глаза застит смрад грехов, но апостолы Иисуса их видят, и Он говорит им: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» ( Ин.1:51 ). 9 . Если бы у меня была благодать видеть так, как видели апостолы, и смотреть так, как смотрел Павел, я бы прямо сейчас увидел мириады ангелов, которых видел Елисей, а Гиезий, стоявший с ним, не видел. Гиезий боялся, что его схватят враги, и видел только Елисея. А Елисей как пророк Господа молится и говорит: «Господи! Открой ему глаза, чтобы он увидел, …что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» ( 4Цар.6:16–17 ). И по молитве этого святого Гиезий тотчас узрел ангелов, которых не видел прежде. Все это мы сказали для того, чтобы показать, как научал Иоанн, не только тех, кто собирал подати, но и тех, кто приходил к нему каяться и не был в полном смысле слова мытарем. Среди тех, кто выходил к Иоанну принять крещение покаяния, были и воины. Ибо пришли не только Иоанн и пророки, но явился Сам Спаситель, чтобы проповедовать спасительное покаяние людям и ангелам и прочим силам, «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Фил.2:10–11 ). Ему «слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 24. Евангелие от Луки 3:15–16. На отрывок от слов: «Я крещу вас водою» до того места, где сказано: «Он будет крестить вас Святым Духом и огнем»

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010