1) Единство писателя и систематичность повествования книги Иисуса Навина подтверждается основной идеей и планом, объединяющими все отдельные повествования книги. Идея и план книги ясно раскрываются в начале ее, в 1 гл., 1—9 стт. Здесь священный историк, как во вступлении ко всему дальнейшему повествованию, излагает Господни повеления, данные Иисусу Навину при его назначении вождем иудейского народа после Моисея. Здесь читаем: «по смерти Моисея сказал Господь Иисусу Навину: Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан, ты и весь народ сей, в землю, которую даю сынам Израиля. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, от пустыни и Ливана до реки Евфрата... и до великого моря к западу будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою, и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою... будь тверд и мужествен, ибо ты народу сему передашь во владение землю... Только тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, не уклоняйся от него ни на право, ни на лево, поучайся в сей книге закона день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих... и Я буду с тобою» (Нав.1:1—9). Итак, на Иисуса Навина возлагаются три обязанности: перейти через Иордан и занять обетованную землю, передать ее во владение евреям и строго исполнять все частные повеления и весь закон Моисея, поучаясь ему день и ночь. Соответственно этим повелениям, священный историк излагает повествуемые события и разделяет свою книгу на три части: 1. — переход через Иордан и завоевание обетованной земли (1—12 глл.); 2. — разделение обетованной земли (13—21 глл.); и 3. — исполнение Иисусом Навином Моисеева закона, увещание к тому же исполнению евреев и исполнение евреями закона Моисеева (22—24 глл., особ. 22:1—34; 23:6; 24:22—27). Изложенные во вступлении повеления и обетования Господни Иисусу Навину отразились и на всем характере повествования священного историка. Так, он очень часто замечает и всюду оттеняет точное исполнение Иисусом Навином повелений Господних, а равно повелений ему Моисея и всего Моисеева закона (Нав.1:12—18; 8:27; особ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Архистратиг силы Господней, Архангел Михаил, являлся Иисусу Навину при взятии Иерихона: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицом своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» ( Нав. 5:13-15 ). Это явление святого Архангела Михаила воодушевило Иисуса Навина надеждой на небесную помощь. Вскоре Сам Господь явился Иисусу Навину и научил его способу, при соблюдении которого, Иерихон, первый сильный город в ханаанской земле, был успешно взят. Древность так глубоко была уверена в подлинности явления Архангела Михаила Иисусу Навину, что на месте явления, еще в первые времена христианства, был воздвигнут монастырь во имя святого Архангела Михаила. Вообще святой Архангел Михаил премирнаго чина Чиноначальник, служитель же славы Божественныя и воевода Ангелов всехвальный, помогал израильтянам в их битвах с неприятелями на пути в обетованную землю и сопровождал Моисея в течение всей его многотрудной жизни. 6 сентября ст. ст. Православная Церковь отмечает праздник называемый «Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах). Во Фригии, близ города Иераполя, находился храм во имя Архангела Михаила и при нем целебный источник. Язычники, недовольные тем, что храм служит местом особого почитания христиан, решились уничтожить его. С этой целью они соединили две нагорные реки в одно русло и направили течение на храм. Но по молитвам святого Архиппа, жившего при этом храме, явился святой Архистратиг Михаил и ударом своего жезла открыл расселину, которая и поглотила спущенную на храм воду, а место это получило название Хоны (отверстие, расселина). Россия также удостоилась явления Архистратига Михаила, как и другие страны. Это было в 1608 году в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре при нашествии поляков на Русь, когда Архангел Михаил явился архимандриту Иосифу, бывшему в то время настоятелем Лавры, с сияющим лицом, со скипетром в руках и сказал врагам, несколько месяцев осаждавшим обитель: «Вскоре всесильный Бог воздаст вам отмщение». И неприятель, простояв у стен обители без всякого успеха, вынужден был отступить со стыдом.

http://azbyka.ru/arxangely-nashi-pokrovi...

В память окончания страданий, перенесенных евреями во время путешествия по пустыне, когда они жили в палатках, евреи установили праздник Кущей, или палаток. Дети! видите, как милосердный Господь помогал Иисусу Навину за то, что он исполнял повеления Божии. И с нами Господь будет всегда и будет помогать нам, если мы будем исполнять Его повеления. Что сказал Господь Иисусу Навину после смерти Моисея? Как евреи взяли Иерихон? Что сделал Иисус Навин, когда завоевал всю землю Ханаанскую? Какой праздник установили евреи? Чему научает нас помощь Господа Иисусу Навину? Руфь Когда евреи уже жили в земле Ханаанской, один раз не было у них урожая и наступил голод. Один из евреев вместе с своей женой и двумя сыновьями ушел в соседнюю землю, где не было голода. Вскоре он там умер, а сыновья взяли себе жен из девушек той земли. Через десять лет умерли и сыновья. Тогда мать их, по имени Ноеминь, захотела вернуться в свою родную землю; за ней пошли и жены ее умерших сыновей, или невестки ее. По дороге Ноеминь подумала о своей бедности и сказала своим невесткам: «я стала бедной и не могу вам помочь; возвратитесь к своим родителям; пусть Господь благословит вас за то, что вы были хорошими женами моим сыновьям и почитали меня». Одна из невесток согласилась с этим и возвратилась к своим родным. Другая же невестка, по имени Руфь, не захотела оставить мать своего мужа или свекровь и сказала: «куда ты пойдешь, туда пойду и я; где ты будешь жить, там и я буду жить; твой народ будет моим народом, только смерть отделит меня от тебя». Когда они пришли в землю еврейскую, Руфь заботилась, чтобы кормить и покоить свою свекровь. В это время на полях начинали жать хлеб. Руфь пошла и стала собирать по полям колосья, которые оставались от жнецов. Один раз она попала на поле одного богатого человека, по имени Вооза. Вооз заметил ее и спросил, кто эта молодая женщина? Ему сказали, кто она такая и объяснили, как Руфь любит мать своего мужа и заботится о ней. Вооз тогда похвалил ее и пригласил всегда ходить на его поле, есть и пить со жнецами, а жнецам велел, чтобы они ей давали побольше колосьев от своих снопов. Вскоре после этого Вооз женился на Руфи.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

16) сообщает Даниилу, что пришел возвестить ему будущее его народа (Дан 10. 14) и пришел бы ранее, если бы не противостал ему «князь царства Персидского». На помощь ему в этом противостоянии пришел «Михаил, один из первых князей» (Дан 10. 13). Слово «князь» (   - вождь, начальник) здесь, по-видимому, означает не обычного военачальника, а некую небесную фигуру: напр., в Дан 8. 11 оно используется в титуле Самого Бога (     - Вождь воинств), а в кумранских текстах этим словом неоднократно обозначаются вожди сил света и сил тьмы ( Collins. 1993. P. 375). Возвещая Даниилу будущее - то, «что начертано в истинном писании»,- облеченный в льняную одежду муж говорит: «...нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего» (Дан 10. 21). По-видимому, в этом месте М. понимается как вождь или покровитель израильского народа ( Collins. 1993. P. 376), помогающий в борьбе против «князя Греции» (Дан 10. 20). В переводе LXX этого стиха М. назван ангелом (Μιχαλ γγελος). Явление арх. Михаила Иисусу Навину. Миниатюра. 1-я пол. X в. (Palat. gr. 431. Fol. 4) Явление арх. Михаила Иисусу Навину. Миниатюра. 1-я пол. X в. (Palat. gr. 431. Fol. 4) После пространного описания грядущих событий Даниил слышит о нечестивом царе, к-рый «вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное» (Дан 11. 36). «Под конец же времени» этот царь войдет «в прекраснейшую из земель», т. е. в Палестину, где он завладеет многоценными сокровищами (Дан 11. 40-43). Власть его, однако, будет иметь предел - он «придет к своему концу, и никто не поможет ему» (Дан 11. 45). Предсказание о гибели нечестивого царя завершается пророчеством о приходе М.: «И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

8:30—34; 10:40; 11:9). Очень характерны его следующие слова: «как повелел Господь Моисею, рабу Своему, так Моисей заповедал Иисусу, а Иисус так сделал; не отступил ни от одного слова во всем, что повелел Господь Моисею» (Нав.11:15, 23). С той же целью священный историк подробно излагает точное исполнение Иисусом Навином и всеми евреями повелений Моисея о разделении обетованной земли, например о владениях сынов Рувима, Гада и Манассии (Нав.4:12; 12:6; 13:8, 15—32), владениях Левиина колена (13:14, 33; 14:3—4; 21:1—42), владениях Халева (14:6—15); о городах убежища (20:1—9); о единстве места общественного богослужения (Нав.22 гл.); излагает подробно увещательные речи Иисуса Навина к евреям о точном исполнении Моисеева закона (22:15; 23:6—7; 24:14—27). Оттеняя точное, дословное исполнение Иисусом Навином повелений Моисея и закона Господня, священный историк словами Господними, изреченными при избрании Иисуса Навина и написанными во вступлении к книге, означает благоволение Господне к Иисусу Навину: «как Я был с Моисеем, так буду и с тобою» (Нав.1:5). Он постоянно замечает, что Господь «был с Иисусом» (6:16; ср. 1:17), а потому все «боялись Иисуса Навина, как боялись Моисея» (4:14). Словами того же призвания: «не бойся и не устрашайся, будь тверд и мужествен» (Нав.1:6, 7, 9), — писатель очень часто впоследствии излагает помощь и крепость, даруемые Господом Иисусу Навину (8:1; 10:8; 11:6). Внешне разделяясь по предмету повествования на три части (1—12:13—21 и 22—24 глл.), книга Иисуса Навина внутренне соединена и представляет нераздельное целое: эти три части нельзя читать и понять независимо одну от других, а они понятны лишь при объединении в одну книгу. Так, содержание первой части — завоевание обетованной земли, заключает в себе постоянные указания на вторую часть — разделение ее (1:15; 2:9,14; особ. 11:23: «отдал в удел сынам Израилевым»;12:1, 7 и пр.); точно также и вторая часть заключает в себе постоянные указания на первую часть — завоевание обетованной земли (13:2—6; 18:3; 21:43—45).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Гл. 11, 23 И взя Иисýс всю зéмлю, якоже заповеда Госпóдь Моисéю: и дадé ю Иисýс в наследие Изрáилю, разделéнием по племенóм их Таким образом, взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал её Иисусу в удел Израильтянам, по разделению между коленами их «Иисус Навин некогда разделил Израильтянам страны язычников, – замечает св. Кирилл Александрийский , – явившийся же в мире Христос, образом Которого был древний Иисус, Своим священнослужителям отдал не одну только Иудею, но и всю землю» (тв. ч. 8, стр. 425). Гл. 19, 49 И совершиша разделяти зéмлю в пределех ея: и дáша сынове Изрáилевы жрéбий Иисýсу, сыну Навину, повелением Госпóдним среде себé Когда окончили разделение земли по пределам её, тогда сыны Израилевы дали среди себя удел Иисусу, сыну Навину По этому поводу бл. Феодорит замечает: «Поскольку соимённый с Ним (Иисусом Христом) Иисус Навин был образом Его, то не уделил себе жребия, подражая смирению Владыки ( Мф.11, 29 ), пребывавшему в крайней нищете (8, 20)» (тв. т. 1, стр. 284). Книга Судей Гл. 2, 16 И возстáви [им] Госпóдь судии, и избáви их Госпóдь от руки пленяющих я И воздвигал [им] Господь судей, которые спасали их от рук грабителей их Св. Ефрем Сирин, вероятно, руководясь словами ап. Павла ( Евр.11:32, 33, 39 ), говорит, что «все бывшие спасителями Израиля (т. е. судии) служили только образами истинного Спасителя» (тв. ч. 6, стр. 445). Гл. 6, 14 И воззре на негó áнгел Госпóдень и речé емý: иди в крепости твоéй сéй, и спасéши Изрáиля от руки Мадиáмли: и сé, послáх тя Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя На другой день, встав рано, он стал выжимать шерсть и выжал из шерсти росы целую чашу воды По объяснению св. Епифания Кипрского , в этом испрошенном Гедеоном от Бога чудесном знамении с руном (ср. Пс.71, 6 ) он пророчески видел образ чудесного зачатия Мессии по человечеству (тв. ч. 5, стр. 9–10), ибо и «утроба Девы подобно руну прияла в себя дождь с небесе – Христа» (С. К. Смирнов – цитов. соч. стр. 111).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Глава 4 1. Божественное повеление о вынесении 12 камней для увековечения памяти события. 9. Поставление другого еще памятника у берега Иордана. 10, 19. Переход всего народа через Иордан и время события. 15. Выход священников с Ковчегом Завета. 14, 21. Значение чудесного события. Переход через Иордан по осушенному его руслу имел высокое значение не только для современников этого события, но и для последующих поколений. Он требовал поэтому увековечения. Как совершилось последнее, изложено в первых 9 стихах этой главы. Нав.4:1 .  Когда весь народ перешел чрез Иордан, Господь сказал Иисусу: Мысль об увековечении события принадлежит не Иисусу Навину, а Господу, с повеления Которого начинается это изложение. Хотя божественное откровение об этом дано было израильскому вождю прежде самого перехода, как видно из Нав.3:12 , библейский писатель излагает его в данном месте, потому что по своему содержанию оно относится к этой части повествования. По божественному повелению Иисус Навин должен был взять избранных уже прежде со стороны 12 израильских колен ( Нав.3:12 ) 12 человек для того, чтобы они подняли со дна Иордана, где стояли ноги священников, 12 камней, вынесли их и положили на месте, где остановится народ на ночлег. Нав.4:2 .  возьмите себе из народа двенадцать человек, по одному человеку из колена, Нав.4:3 .  и дайте им повеление и скажите: возьмите себе отсюда, из средины Иордана, где стояли ноги священников неподвижно, двенадцать камней, и перенесите их с собою, и положите их на ночлеге, где будете ночевать в эту ночь. «Возьмите... и дайте им повеление» согласно с нынешним еврейским текстом; в славянской Библии: «поими... повели» согласно с переводом LXX 39 , Феодотиона и блаженного Иеронима. Так как данное божественное повеление обращено было к Иисусу Навину, а не к народу, то принятая LXX-ю форма повелительного наклонения в единственном числе представляется более соответствующей. «Из средины Иордана», см. объяснение к Нав.3:17 . «Неподвижно», что служит передачей того же еврейского слова («гакен»), как и в Нав.3:17 ; у LXX 40 оно переведено здесь через τομους – «готовых» (славянская Библия), у блаженного Иеронима: durissimos – «твердейшие», причем это слово прилагается не к предшествующим, а к последующим словам «двенадцать камней». Этот греко-славяно-латинский перевод имеет то значение, что по нему для выбора камней, которые требовалось вынести, указывается признак: «готовность», т.е. пригодность для сооружения памятника, или «твердость».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее, что говорить Моисей Иисусу сыну Навину, которому он дал как пророку, такое имя (Чис. 13:17) для того только, чтобы весь народ понимал, что Отец о Сыне Своем Иисусе все открывает сыну Навину? Давши ему такое имя, когда посылал его соглядатаем земли Ханаанской, он сказал ему: " возьми книгу в руки свои, и напиши то, что говорить Господь, то есть, что Сын Божий в последние дни истребит с корнем весь дом Амалика " (Исх. 17:14). Вот опять Иисус, не сын человеческий, но Сын Божий, Который явился в прообразе и во плоти. Но так как могут сказать, что Христос есть Сын Давида, то опасаясь этого и зная заблуждение грешников, сам Давид говорит: " Господь сказал Господу моему: сиди одесную Меня, доколе Я положу врагов Твоих в подножие ног Твоих " (Пс. 109:1; Мф. 22:43-45). И Исаия равным образом говорит: " сказал Господь Христу (=помазаннику) моему Господу (Kuriw вм. Kurw по LXX), Которого я удержал за десницу Его, чтобы повиновались Ему народы, и крепость царей разрушу " (Ис. 65:1). Видишь, как Давид [лат.: пророки] называет Иисуса Господом и Сыном Божиим. Глава 13 Но посмотрим, этот ли народ или первый есть наследник, и к нам ли относится завет Божий, или к ним? Послушайте, что Писание говорить о народе. " Молился Исаак о Ревекке жене своей, потому что она была неплодна, и она после того зачала. И вышла Ревекка вопросить Господа, и сказал Господь к ней: два языка в чреве твоем и два народа в утробе твоей; и один народ превзойдет другой, и старший будет служить меньшему " (Быт. 25:21-23). Вы должны понимать, кто Исаак, кто Ревекка, и о каких народах Бог объявил, что один будет более другого. В другом пророчестве Иаков еще яснее говорить Иосифу сыну своему так: " вот не лишил меня Господь лица твоего; приведи мне сынов твоих, чтобы я благословил их " . Иосиф привел Ефрема и Манассию, желая, чтобы был благословен Манассия, потому что он был старший: и подвел его Иосиф к правой руке отца своего Иакова. Но Иаков духом провидел образ народа будущего. И что говорит Писание? " Иаков переменил руки свои и возложил правую руку на голову Ефрема, второго и меньшого сына Иосифова и благословил его. И сказал Иосиф Иакову: " переложи правую свою руку на голову Манассии, потому что он первородный мой сын " . А Иаков отвечал Иосифу: " знаю, сын мой, знаю; но старший будет служить меньшему, - впрочем, и тот получит благословение " (Быт. 48:9-19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/66/f...

Достойно замечания, что все исчисленные проклятия Божия должны остаться на отверженном Израиле и семени его «во век», как знамение и указание для прочих народов (46 стих). 13. Обещание помилования народа в случае его раскаяния и указание на исполнимость закона Божия (Втор. 30) В том случае, когда Израиль образумится бедствиями, раскается и обратится к Богу, Господь помилует народ и вновь ниспошлет Свои блага (1–9 стихи). Для Израиля не трудно исполнять заповедь, данную ему, которая, заключая в себе мудрость и счастье, недалеко от него и доступна ему, она не на небе, не за морем, но на устах и в сердце человека, чтобы последний мог исполнять её. Моисей этим говорит, что вечные вложенные в сердце человека вместе с образом Божиим заповеди добра и истины выражены для Израиля в форме человеческого слова и ему не требуется даже усилий, чтобы понять тайный голос души человеческой. Так заключает Моисей свои речи к народу. Израилю предложены жизнь и смерть, добро и зло, благословение и проклятие (15–19 стихи). Исполняя заповеди, народ будет благоденствовать, при их нарушении его постигнут страшные бедствия (16–20 стихи). 14. Наставления Моисея Израилю, и Иисусу Навину (Втор. 31) Моисей объявил народу, что по преклонности лет и Господнему определению, он слагает с себя звание вождя израильского. Но при этом Господь, по словам Моисея, не оставит народ Своей помощью, под предводительством Иисуса Навина Израиль вступил в землю обетования и истребит своих врагов, как были истреблены амморейские цари Сигон и Ог (1–5 стихи). Поэтому, обращаясь к народу, Моисей увещает его быть мужественным и не страшиться предстоящих столкновений с врагами (6). Затем перед лицом всего народа, обратившись к будущему вождю Иисусу Навину, Моисей убеждает его быть твердым и мужественным в надежде на Господа, при помощи Которого он войдет в землю обетования и разделит её народу на уделы (7–8 стихи). Написав далее в книгу свои речи, Моисей передал её священникам и старейшинам, заповедав, чтобы они читали эту книгу каждый субботний год (слав. «лето оставления») в праздник Кущей перед народом, когда весь Израиль будет являться к указанному Самим Господом месту законного богослужения. Это чтение закона должно научить народ бояться Господа и исполнять Его заповеди (9–1З стихи).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Если кто подлежал наказанию палками, то определено было давать не более 40 ударов ( Втор. 21:22–23, 25:1–3 ). Иисус Навин. Переход израильтян через Иордан. Обрезание израильтян (3941 год от сотворения мира, 1568 год до Рождества Христова). Празднование Пасхи По смерти Моисея Господь повелел Иисусу Навину перейти с народом израильским чрез Иордан. Посему Иисус послал двух соглядатаев (разведчиков) осмотреть землю за Иорданом и город Иерихон. Они отправились, пришли в Иерихон в дом одной женщины, Раавы 298 , и остались ночевать. Царь Иерихонский узнал об этом и послал взять их. Но Раав, уверовав, что Бог израильтян есть истинный Бог, и что Он отдает Ханаанскую землю израильтянам, скрыла соглядатаев, а после спустила их за городскую стену по веревке чрез окно своего дома, который был в городской стене. Соглядатаи, возвратившись к Иисусу Навину, сказали, что все жители земли за Иорданом в страхе от израильтян. В десятый день первого весеннего месяца, во время весеннего разлива Иордана, Иисус повелел священникам нести ковчег завета Господня чрез Иордан, а народу переходить эту реку. Лишь только ноги священников, несших ковчег завета Господня, погрузились к воду Иордана, тотчас вода, текущая сверху, остановились и стала стеною, а вода, текущая в море, ушла и иссякла. Народ стал переходить чрез Иордан по суше, а священники остановились среди Иордана на суше. Когда весь народ перешел через Иордан, двенадцать человек, выбранные из двенадцати колен, взяли двенадцать камней из Иордана и положили их на том месте (в Галгале), где израильтяне должны были ночевать, а другие двенадцать камней, в память чудесного перехода ковчега Господня и израильтян через Иордан, поставлены были среди Иордана на том месте, где стояли священники с ковчегом завета. После этого и священники с ковчегом перешли чрез Иордан, и вода устремилась по своему месту и потекла выше всех берегов своих. Когда цари Ханаанские услышали об этом, ужаснулись 299 . После перехода чрез Иордан, по повелению Божию, израильтяне совершили обрезание, которое было оставлено по причине путешествия в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010