Умывальник во дворе Скинии прообразовал собой церковное Таинство Крещения 36 . Как Аарон и священники должны были перед входом во святилище омываться, так и человек для вхождения в Церковь должен принять святое Крещение. Об этом говорит свт. Кирилл Александрийский : «И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения и подножие его медное, и поставь его между скиниею собрания и между жертвенником, и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги свои; когда они должны входить в скинию собрания ( Исх.30:17–21 ). Что в этом как бы преднаписуема была благодать святого крещения, это ясно: ибо мы, крещаясь, не приобретаем отложение нечистоты плоти, но избавляемся от мерзостей ума и сердца и омываемся от скверн греховных благодатью и человеколюбием Зовущего ко спасению» 37 . Жертвоприношение на жертвеннике всесожжений прообразовало собой Евхаристию, об этом пишет блаж. Феодорит Кирский : «Ибо тот есть тень; тот приемлет на себя бессловесные жертвы, а наш – жертву словесную и Божественную, почему ни один из тех священников не причащается сей жертвы, если не приимет прежде веры в Господа» 38 . 1.2. Прообразы Иисуса Христа и животворящего Креста Господня Скиния в целом Скиния в целом, а также ее части часто истолковываются свв. отцами как прообразы Иисуса Христа. Свт. Кирилл Александрийский говорит: «Блаженному Моисею показан был образ, как я сказал, святых церквей и Сам Оный, многоразлично, как бы в сени изображаемый, ради нас соделавшийся человеком» 39 . И в другом месте тот же святой пишет: «Поставляемая скиния означает святое тело Христа и, так сказать, сооружение честного шатра Его, в котором благоволила поселиться вся полнота Божества телесно ( Кол. 1:19, 2:9 )» 40 . Свт. Григорий Нисский говорит: «Скиния же сия да будет Христос, Божия Сила и Божия Премудрость. Она нерукотворна по собственному своему естеству, допускает же устроение, когда должно стало скинии этой быть водруженной в нас, так что некоторым образом она есть и не созданная и созданная. Как предсуществующая, она не сотворена, а как принявшая этот вещественный состав, стала сотворенной» 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

«Вы - тело Христово, а порознь - члены» (1 Кор 12:27). «Ибо как тело одно, но имеет многие члены, так все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос» (1 Кор 12:12). Поэтому быть членами Церкви можно только через приобщение к Телу Христову. Только члены Тела Христова - члены Церкви. Μυστριον (Еф 5:32) - тайна, таинство Церкви явлено в эмпирической действительности. В истории церковь имеет эмпирическую природу. Эта эмпирическая церковь есть воплощение мистической церкви. Земная церковь, по выражению Климента Александрийского, есть изображение (εκν) небесной. Земная церковь изображает небесную не так, что наряду с видимой церковью существует невидимая. Земная церковь изображает небесную в том смысле, что она ее воплощает в эмпирической действительности. Церковь едина, и в эмпирической церкви явлена Церковь небесная. Связь земной и небесной церкви дана в таинстве Евхаристии, в котором эмпирически и мистически пребывает Христос. В Евхаристическом собрании выявляется церковь как Тело Христово, одновременно в ее мистическом и эмпирическом аспекте. Только через таинство Евхаристии возможно приобщение к Телу Христову. «Чаша благословения, которую мы благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой; хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова?» (1 Кор 10:16). В Евхаристии верные соединяются со Христом в одно Тело. Вне Евхаристии нет пребывания в Теле Христовом и нет, следовательно, пребывания в Церкви. 2. В Церкви, как Теле Христовом, Глава которого Сам Христос, действует не воля человеческая, будь то воля ее предстоятеля, ни воля общины, а только воля Божия. «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1 Кор 12:28). Ни один акт церковный не мог быть совершен в Церкви без откровения воли Божией. Эта воля открывается пророчески одаренными лицами: в харизматическую эпоху обычно пророками, а в последующую - епископами, которые уже в переходную эпоху исполняли служение пророков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иисус Христос сказал, что Церковь Его никем непобедима, она пребудет вечно: " Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " (Матф. 16, 18). " Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь " (Матф. 28, 20). Истина Божия - Божественное учение - хранится в единой Церкви Христовой: " Церковь Бога живого, столп и утверждение истины " (Тим. 3, 15). Иисус Христос сказал: " Утешитель же, Дух Святый (Дух истины), Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам " (Иоан. 14, 26). Дух Святый " пребудет с вами во век " (Иоан. 14, 16). Кто повинуется Церкви, тот повинуется Самому Христу, а кто не повинуется и отвергает ее, тот отвергается Самого Господа. Если кто " Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь " , сказал Сам Господь (Матф. 19, 17). Церковь Христова есть едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим (Ефес. 4, 4-6). Она имеет и одну цель - освящать людей; одно и то же Божественное учение, одни и те же таинства. Потому Церковь распадаться или разъединяться на части не может. От нее могут отпадать или отделяться еретики или раскольники, но они перестают быть членами Церкви, а Церковь от этого не перестает быть единой. Единство Церкви обязывает всех нас " сохранять единство духа в союзе мира " (Ефес. 4, 3). Существование отдельных поместных православных Церквей, как Иерусалимской, Константинопольской, Антиохийской, Александрийской, Русской и других, нисколько не нарушает единства Церкви Христовой. Потому что все они являются членами одного тела - Единой Церкви Христовой (вселенской) - все одинаково исповедуют, имеют общение в молитвах и св. таинствах. Церковь Христова есть Святая, потому что она освящена Самим Господом Иисусом Христом: Его страданиями, Его Божественным учением и установленными Им святыми таинствами, в которых подается верующим благодать Святого Духа. " Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... " (Ефес. 5, 25-26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Церковь называется Соборной потому, что находится во всей вселенной от края до края земли, что повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, – учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных, что весь род человеческий приводит к истинной вере – начальников и подчиненных, ученых и простых людей, и что повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, сотворенных душой и телом, имеет в себе всякий вид совершенства, являющегося в делах, словах и во всяких духовных дарованиях. Святитель Кирилл Иерусалимский ( 113, 440 ). Святым градом (пророк) называет Церковь : так как она освятилась не служением по закону, «ибо закон ничего не довел до совершенства» ( Евр. 7, 19 ), но сделавшись сообразной Христу и причастницей Божественного естества через общение Святого Духа, Которым мы и запечатлены в день избавления ( Еф. 4, 30 ), омывшись от всякой скверны и освободившись от всякой нечистоты. Святитель Кирилл Александрийский ( 113, 440 ). Церковь одна по всей земле и на море, потому мы и говорим в молитве о Святой и Единой, Кафолической и Апостольской Церкви, сущей от пределов и до пределов вселенной. Блаженный Феодорит ( 113, 440 ). Церковь , которая продолжается от времен самих апостолов через известнейшие преемства епископов до наших дней и продолжится на все последующие времена, сохраняет и приносит Богу жертву хвалы в Таинстве Тела Христова. Блаженный Августин ( 113, 440 ). В той Церкви должно пребывать, которая, будучи основана апостолами, существует даже до сего дня. Блаженный Иероним ( 113, 440 ). К чему у вас распри, негодования, несогласия, разделения и брань? Не один ли у нас Бог, и один Христос, и один Дух благодати, излиянный на нас, и единое призвание во Христе? Для чего мы раздираем и расторгаем члены Христовы, восстаем против собственного тела и доходим до такого безумия, что даже забываем, что мы друг другу члены? Святитель Климент Римский ( 113, 439 ). Святая Церковь «едина», поскольку один есть Бог Отец, Сын и Святой Дух, которому Церковь верует, служит, поклоняется и Которого почитает. Одно основание Церкви – Иисус Христос. «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). Одно учение слова Божия, которым Церковь наставляется, просвещается, укрепляется и спасается. Одна вера, которую она имеет в Единого Триипостасного Бога. Одни Святые Тайны, которыми она спасается. Одно духовное и таинственное Тело, Глава которого – Христос. Один Дух, которым оживотворяется, водится и освящается. Одна надежда Воскресения мертвых и жизни Будущего Века. Обо всем этом кратко сказал святой апостол: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф. 4, 4–6 ). Поэтому если и рассеяны верные и святые Божии по лицу всей земли, однако составляют одно благословенное общество ( 104, 2325–2326 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Вступившим в Церковь ап. Павел пишет: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев , написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства , и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр.12:22–24 ) (к жертве Святой Евхаристии)... «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу с благоговением и страхом» ( Евр.12:28 ). Этот образ Церкви в Ее целом есть изображение соборности Церкви. Церковная соборность в ее наивысшем значении есть духовное единение в вере и молитве не только с земными, но и с небесными членами Церкви. Соборность есть целость, целокупность Церкви, при коей «небесная срадуются земным, земная сликовствуют небесным». На земле – молящаяся Церковь спасаемых, в небе – вспомоществующая ей Церковь святых: обе – славящие Господа; земное – «аллилуиа», соединяющееся с небесным «Свят, Свят, Свят». Не смешиваем областей Церкви. Знаем, что земля и небесный мир – две разные формы бытия: там, на небе, бестелесность и святость; здесь, на земле, тело, физическая смерть, грех , внутренняя борьба, покаяние; там достигшие, здесь ищущие достигнуть; там увидевшие, здесь ждущие увидеть; там жизнь более видением, здесь верою; там Церковь в духовном виде, здесь в видимых формах священнодействий, иерархии и внешности церковной. И все же, различие это не в самом главном. В главном остается единство, именно: жизнь одна – жизнь вечная; цель одна – совершенствование, ибо «люди и ангелы, творение Божие, получили от Него благословение усовершаться чрез упражнение в добродетели» (слова Александра Александрийского , борца против арианства); призвание одно – славить Бога; путь один – святость. Церковь на земле – Божий сад. Может ли быть, чтобы он всецело лишался своих плодов, чтобы все наиболее достойное отнималось от Церкви? Церковь не есть только место очищения: Церковь есть Божие жилище ( Евр.3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

« И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора » ( Быт. 24:10 ). «Теперь, братья возлюбленные, давайте кратко рассмотрим, что все это означает. Когда благословенный Авраам указал рабу своему взять жену для его сына, он являл собой образ Бога Отца. Как во время приношения сына в жертву всесожжения он являл собой образ Бога Отца, так и его раб обозначал слова пророчества (то есть Духа Святаго 244 – О.С). Итак, Авраам потому отправил своего раба за женой своему сыну в отдаленную страну, что Бог Отец имел намерение послать слово пророческое по всей земле, чтобы найти невесту Своему Сыну Единородному – Церковь кафолическую. И как через раба Авраамова благословенному Исааку приводится жена, так через пророческое слово ко Христу, истинному Жениху, призывается из всех отдаленных земель Церковь кафолическая» 245 . Итак, Елиезер (аллегорически) – это Дух Святой, Который посылается от Отца Небесного чрез пророческое служение Слова Божия – Библии, чтобы находить верующих, которые будут составлять Церковь -Невесту. Елиезер едет на верблюде. И невесту будет вывозить на верблюде. А у верблюда, как известно, два горба. И Александрийская школа объясняет это обстоятельство следующим образом: два горба символизируют Ветхий и Новый Завет. И Церковь опирается и на Ветхий, и на Новый Завет, в своем земном движении ко Христу-Жениху Здесь говорится о том, что было десять верблюдов. Число 10 свидетельствует о том, что Церковь ревниво относится к исполнению Божиих заповедей. И сказано, что у него были всякие сокровища. А ведь Дух Святой и есть «сокровище благих, и жизни Подателю», как мы произносим в молитве к Духу Святому. « И остановил верблюдов вне города, у колодезя воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать [воду] » ( Быт. 24:11 ). Свидетельство, что «вне города» – что оно может означать? Сын Божий был распят вне города, и Церковь созидается Кровью Сына Божьего. Почему «под вечер»? Церковь Христова созидается, когда Ветхий Завет завершается, наступает вечер ветхозаветного существования – Иисус Христос умирает еще в ветхозаветные времена, а день Пятидесятницы, когда дух Святой сошел на апостолов, – это рождение новозаветной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вопрос. Что должно заключить из вышесказанного? Ответ. Указание штундистов на невидимую Церковь есть плод их изобретательности: им они желают прикрыть несостоятельность своей религии, вопреки ясному свидетельству Св. Писания и здравому смыслу. 2) Существенные свойства истинной Церкви Христовой а) Церковь – едина Вопрос. Какие существенные свойства истинной Церкви Христовой? Ответ. Следующие четыре, указанные в Символе веры : «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Вопрос. Почему Церковь есть едина? Ответ. Потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Единство сие выражается видимо одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах. Ап. Павел говорит об Иисусе Христе, что Бог Отец поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота, наполняющая все во всем ( Еф.1:22, 23 ). «Одно тело и один дух, как и вы призваны к одной надежде вашего звания. Один Господь, одна вера, одно крешение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех и во всех нас» ( Еф.4:4–5 ). «Чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу в одном духе» ( Еф.2:18 ). Вопрос. Как согласить с единством Церкви то, что есть многие церкви отдельные и самостоятельные, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская? Ответ. Это суть частные церкви, ила части единой вселенской церкви. Отдельность видимого устройства их не препятствует им быть великими членами единого тела Церкви вселенской, иметь единую главу Христа и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается видимо одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах (Простр. Катихиз. стр. 48). Вопрос. Иисус Христос учил ли, что Церковь Его должна быть едина? Ответ. Господь Иисус Христос желал создать только одну Церковь ( Мф.16:15 ) и изображая ее в притчах, говорил только об одном стаде, об одном овчем дворе ( Ин.10:16 ), об одной виноградной лозе ( Ин.15:1–7 ), об одном царстве небесном на земле ( Мф.13, 24, 47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

«И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» ( 2Nemp. II, 1, 2 ). »Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся« ( Tum. III, 10 ). " Раздирать Церковь не менее значит, чем впадать в ересь» (Св. Иоанн Злат., т. 11, Беседа на посл, к Ефес, стр. 88). 181. На чем основано утверждение, что все учение принятое Церковью, выражает Божественную Истину? Это утверждеше основано на том, что учение Церкви строго согласовано со Священным Писанием, с правилами св. Апостолов, с правилами Вселенских и Поместных Соборов . Оно выражается в поучениях Святых Отцев и в уставах Церкви. «Итак единая Церковь , которую ереси усиливаются разсечь на многия, уподобляется (единством) природе Единого. Мы называем древнюю Кафолическую Церковь единою по ея существу, по понятию о ней, по ея началу и превосходству» (Св. Климент Александрийский ). 182. Возможно ли возстановить единство Церкви с отпавшими вероисповеданиями, найдя общую формулу для нескольких вероучений? Невозможно. Полнота Божественной истины неприкосновенна. Она не может быть условною, поэтому даже малую долю ея невозможно уступить ради согласования. Если бы путем уступок такое согласие состоялось, явилась бы федерация вероисповеданий, в которой каждый член утратил бы часть своего верования. А Церковь не предстала бы в чистоте и нерушимом единстве, какою ее создал Христос. " И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи« ( 2Фec. II, 11 ). 183. Каково же верное отношение Церкви ко всем от нея отпавшим? Церковь скорбит о духовной судьбе отделившихся, об утрате ими пути спасения и хранить готовность принять их покаяние. Церковь постоянно приносит Богу молитвы и прошения о «соединении всех». Только Промысел Божий возвратить, по мере молитвы верующих, предреченное Христом единство Церкви . " Итак непокорный непокорен Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого« ( 1Фec. IV, 8 ). В делах, не относящихся к истинам веры, члены Церкви сотрудничают с людьми отпавших вероисповеданий, чтобы не могли нас упрекнуть: ». . покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» ( Uak. II, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

И после этого нам еще запрещают митинговать! Дескать, только с разрешения властей, иначе штраф. Иван Х. 29 января 2013, 17:40 Большое спасибо Станиславу за сравнение. Сыто живём - мозги жиром заплыли. Так вольготно, как сейчас, русский человек не жил ещё никогда. Учись, трудись и кусок хлеба заработаешь. Это не пора насильственной коллективизации, когда паспорта сельчанам не давали, и люди не могли бежать от голода. Это и не жёстко сословная царская Россия. Хотя и в ней Ломоносов в учёные пробился. Обидно, что сейчас Ломоносовых всё меньше. Все только и занимаются, что нытьём, и грязью власть поливают. В ответ на иудейские теории: Сталин и Хрущёв (гонители Церкви) - чистокровные евреи. Скажете - ерунда? То-то же! Спасибо Сергею П. за аргументированные мысли. В частности согласен насчёт масонского Временного правительства: уж эти-то живчики вмиг Родину интервентам отдали бы. Поэтому спасибо большевикам (про их зверства помню, сам - потомок репрессированных по 58ой) за то, что страну спасли. Виталий Я-ЗА 28 января 2013, 23:12 Лодочником, Сергей, вполне может оказаться тот самый государственный чиновник, вещающий о НОД. Присмотритесь повнимательнее, там ( http://poznavatelnoe.tv ) и Игорь Ашманов есть (который здесь беседует с о. Дмитрием Смирновым http://www.pravoslavie.ru/smi/53732.htm ), и Александр Дугин. 4. 9% православных - ого!!! " Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу (весь город и) все место сие. ... 32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти. " Быт. гл.18 Православие, Сергей, оно не только в лаптях, да и не столько в лаптях. " Се, Аз посылаю вас, яко овцы посреде волков: будите убо мудры, яко змии, и целы, яко голуби " (Матф. 10,16) Виталий Я-ЗА 28 января 2013, 22:30 р.б. Сергий, рассмотрите неторопливо: 1. Почему Константинопольская Православная Церковь, Александрийская Православная Церковь, Иерусалимская Православная Церковь, Русская Православная Церковь, Грузинская Православная Церковь? Почему не просто Православная Церковь? Почему Библию читаем на разных языках, богослужение не на едином - иврите? Потому что " несть иудей, ни эллин " взращивается и проистекает из глубоко национального начала, в нем (этом начале) оно коренится и имеет с ним самую глубокую связь. Без него - оно не взращивается, не услышит человеческое сердце глаголы Истины.

http://pravoslavie.ru/58807.html

1, 12,13)». Тут напрашивается сравнение Церкви в первые месяцы после ее появления на свет с новорожденным младенцем. Действительно, как и новорожденный младенец, Церковь в первые мгновения своей жизни духовной пуповиной была связана с Иерусалимским Храмом: «И каждый день единодушно пребывали в храме...» (Деян. 2, 46), «...в притворе Соломоновом» (Деян. 5, 12). Эта духовная пуповина включала в себя и строгое соблюдение «закона Моисеева» (обрезания), а также некоторых других иудейских обрядов и обычаев. Но гонения, воздвигнутые на Церковь, а затем последующее разрушение Храма перерезали эту духовную пуповину. И здесь возникает вопрос: было ли в жизни Церкви в первые месяцы появления на свет Божий нечто, помимо Евхаристии, что свойственно лишь ей, как новому духовному существу, и к духовной пуповине не имеющее никакого отношения? Если было, то каков характер этого свойства? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться с тем, что такое Апостольская (Иерусалимская) община — этому и посвящена данная статья. До какого времени Новорожденная Церковь существовала как Едина Святая, Соборная и Апостольская Церковь? Ответ ясен: до очевидного (когда их можно было воочию увидеть) появления поместных Церквей – Антиохийской, Римской, Александрийской. Начало видимому появлению поместных Церквей дала проповедь среди язычников Апостола Павла, обращение которого произошло через известный период после рождения Новозаветной Церкви. Но было ли время, когда этих поместных Церквей не было в Новорожденной Церкви? Такого времени не было: Церковь с первого же момента своего появления на свет была Соборной, охватывая собою весь мир. Об этом говорит Писание: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

http://bogoslov.ru/article/1684219

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010