Григорий Николаевич Теплов родился 20 ноября 1717 г. в Пскове в семье истопника. Во время обучения в петербургской школе Феофана Прокоповича привлек внимание последнего и был направлен на учебу в Германию. По возвращении с 1736 г. служил переводчиком в Академии наук и искусств. В 1741 г. определен адъюнктом Академии по ботанике. Фаворит Елизаветы Петровны, граф Алексей Разумовский, под впечатлением от образованности Теплова приставил его воспитателем к своему младшему брату Кириллу. После путешествия по Европе 18-летний брат фаворита 21 мая 1746 г. получил должность президента Академии наук и художеств, хотя в реальности всеми делами Академии занимался Теплов. В 1747 г. Теплов избран почетным членом Императорской Академии наук и художеств и определен членом Академического собрания. Он конфликтовал с Ломоносовым (который умолял Иператрицу, чтобы она его «от Теплова ига избавить не презрила», разжаловал Миллера за проповедь норманизма, а поэта В.К.Тредиаковского, по словам последнего, «ругал как хотел и грозил шпагою заколоть». В 1750 г. Елизавета направила К.Разумовского гетманом в Малороссию. Теплов и тут последовал за своим покровителем, намереваясь писать историю Украины . Собранные им материалы так и не были использованы. При восшествии на престол Петра III за какие-то «нескромные слова» попал в опалу и подвергся допросам. «Отставка, однако, не мешала Теплову по-прежнему фактически управлять из-за спины Разумовского делами как в Малороссии, так и в академии наук». Всей душой ненавидя своего гонителя, он сблизился с Орловыми, всячески способствовал дворцовому перевороту 1761 г. и присутствовал при убийстве императора в Ропшинском дворце. В первые годы правления Екатерины Теплов готовил основные законодательные акты, составив своего рода триумвират с Никитой Паниным и Екатериной Дашковой. Едва ли не главным его начинанием стало упразднение гетманства, что современники восприняли как личную измену его Разумовскому. Постепенно Иператрица отстранила его от ведения дел, хотя формально его чин был повышен до сенаторского. Он издал переложение на русский язык философского учения Х.Вольфа и первый сборник русских романсов с нотами, которые сам же и сочинил. Г.Н.Теплов умер в Санкт-Петербурге в 1779 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/12/de...

С.А. Мачигина не только пишет иконы, но и участвует в росписи и благоукрашении храмов, реставрирует древние иконописные образы, возвращая их в литургическое пространство церкви и спасая семейные святыни. Она передает своё мастерство ученикам, которые продолжают её дело и уже обучают новое поколение иконописцев. В экспозиции представлено творчество лишь некоторых из них. В рамках выставки планируется провести ряд научно-просветительских мероприятий, в том числе, круглый стол с участием ведущих специалистов в области изучения церковного искусства. Вслед за Москвой проект побывает в других регионах нашей страны и завершится в Краснодаре, скрепляя «Божиим Даром» духовное единство нашего Отечества.  Научные руководители проекта: -Академик Российской академии художеств, член Президиума, вице-президент Российской академии художеств Татьяна Александровна Кочемасова; -Академик Российской академии художеств, Заслуженный деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор Анна Вадимовна Рындина. Руководитель оргкомитета выставки: Руководитель рабочей группы по наследию Совета по культуре и искусству при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края А.А. Соловьев. Координатор проекта: Андрей Викторович Гамлицкий. Проект осуществлен при поддержке: Администрации Краснодарского края Администрации муниципального образования город Краснодар «Творческого союза иконописцев» им. князя Е.Н.Трубецкого Кубанского землячества города Москвы Компании «Символъ» Приглашаем посетить выставку и осветить ее открытие в Вашем информационном формате.  Аккредитация обязательна! Контакты: тел: 8(495) 637-47-71, e-mail: rah1757@yandex.ru , Управление информации (пресс-служба) Российской академии художеств Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2023/05/15/vystavka-b...

Открылась выставка о храмостроительстве ноября 2022 Выставка " Храмоздание. Архитектурная графика, макеты " открылась 25 ноября в Музее Академии художеств. Директор музея Алексей Мудров отметил, что экспозиция создавалась совместно с епархиальной комиссией по архитектурно-художественным вопросам и Советом по церковной архитектуре петербургского Союза архитекторов. Он напомнил, что в собрании музея немало архитектурных проектов, и поделился замыслом большой ретроспективной выставки о строительстве храмов в постсоветскую эпоху. " На выставке можно выделить три темы, - сказал председатель епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам, профессор Академии художеств архимандрит Александр (Федоров) . - Во-первых, представлены работы наших талантливых современников. Вторая тема связана с процессом становления церковного зодчества на новом этапе. И третья - представлены проекты, выполненные вручную. В Академии художеств этому учат, но в дальнейшем, к сожалению, большинство архитекторов предпочитают работать на компьютере. Выставка поучительна для студентов, которые увидят эти работы и захотят создавать нечто подобное. Хотелось бы, чтобы в дальнейшем музей представил и другие церковные проекты " . Председатель Санкт-Петербургской избирательной комиссии Максим Мейксин обратил внимание, что на выставке представлен проект каменного храма равноапостольной Нины , и выразил надежду, что к 80-летию освобождения города от блокады начнется строительство. Ученый секретарь епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам Алексей Белоножкин напомнил, что именно Академия художеств до революции была одним из центров церковного зодчества. Здесь преподавали Андрей Воронихин, Альфред Парланд, Герман Гримм и другие выдающиеся храмостроители. " Выставка обращена в будущее, к студентам, которые впоследствии станут храмоздателями " , - отметил куратор выставки, главный архитектор Музея Академии художеств Александр Горшков. Представлены макеты и архитектурная графика, исполненные современными мастерами, - как относящиеся к реставрации и воссозданию храмов, так и к строительству новых, реализованные или реализующиеся, а также находящиеся в стадии проектирования. Это более 30 проектов, исполненных в последние 35 лет.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Российская академия художеств отмечает 250-летний юбилей Москва, 15 июня 2007 г. 15 июня 2007 года в Москве пройдут торжества, посвященные 250-летнему юбилею Российской академии художеств, сообщает сайт « Музеи России ».  В 12.00 час. в Зале Церковных Соборов Храме Христа Спасителя состоится презентация уникального юбилейного издания, посвященного истории воссоздания Храма Христа Спасителя и его художественного убранства, и гашение юбилейного блока марки и конверта, посвященных 250-летию основания Российской академии художеств. В 14.00 час. в Зале Церковных Соборов Храме Христа Спасителя состоится Торжественное Общее собрание Российской академии художеств, посвященное юбилею, в котором примут участие представители государственных и творческих организаций России, дипкорпуса, ЮНЕСКО, бизнес-элиты, а также зарубежные гости, среди которых известные художники из разных стран.  В 17.00 час. в Центральном выставочном зале " Манеж " будет проведена пресс-конференция по случаю открытия масштабной ретроспективной юбилейной выставки, в составе которой - более 3000 произведений разных видов изобразительного искусства.  В 18.00 час. состоится торжественная церемония открытия выставки. Выставка организована Российской академией художеств и проходит под патронатом Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Правительства Москвы.  Торжества, посвященные 250-летнему юбилею Российской академии художеств, продолжатся в Санкт-Петербурге 17 июня 2007 г. Они пройдут с участием руководства города Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Северо-Западного административного округа. В Санкт-Петербурге состоится вручение наград Российской академии художеств. Большим событием станет открытие персональной выставки произведений Вице-президента Академии, народного художника СССР А. А. Мыльникова.   15 июня 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/22679.html

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК (РАЕН) января 2003 Санкт-Петербург, 27-28 марта 2003 года. В четверг, 27 марта, в актовом зале Международного банковского института по адресу ул. Малая Садовая, д. 6, состоялось Общее собрание РАЕН, посвященное 300-летию Санкт-Петербурга. От Санкт-Петербургской Духовной Академии в работе собрания приняли участие: Ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии, викарий Санкт-Петербургской епархии, кандидат медицинских наук, академик РАЕН, профессор, Архиепископ Тихвинский Константин; профессор СПбДАиС протоиерей Владимир Мустафин; Секретарь Ученого Совета СПбДАиС протоиерей Кирилл Копейкин. Санкт-Петербург, 27-28 марта 2003 года. В четверг, 27 марта, в актовом зале Международного банковского института по адресу ул. Малая Садовая, д. 6, состоялось Общее собрание РАЕН, посвященное 300-летию Санкт-Петербурга. От Санкт-Петербургской Духовной Академии в работе собрания приняли участие: Ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии и Семинарии, викарий Санкт-Петербургской епархии, кандидат медицинских наук, академик РАЕН, профессор, Архиепископ Тихвинский Константин; профессор СПбДАиС протоиерей Владимир Мустафин; Секретарь Ученого Совета СПбДАиС протоиерей Кирилл Копейкин. Открыл заседание Общего собрания в 10.00 вице-президент РАЕН, Председатель отделения, академик, генерал-лейтенант медицинской службы, профессор Новиков Василий Семенович. В своей приветственной речи он подвел итоги минувшего года и рассказал о наиболее значительных событиях, происшедших за это время. От имени Президиума РАЕН, присутствующих на собрании отделения и от себя лично профессор В.С. Новиков поздравил члена Президиума Владыку Ректора с возведением в сан Архиепископа. Высокое собрание радостно приветствовало известие о награждении Владыки аплодисментами. Также проф. В.С. Новиков рассказал о двух наиболее важных конференциях минувшего года: в СПбДАиС 15 марта 2002 года под названием " Естественные науки и богословие: нравственные законы и развитие науки " и в г. Смоленске под названием " Здоровье нации " . В состав РАЕН в минувшем году были приняты: Подболотов П. А. - Ректор Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств; Талащук А. Ю. - Ректор Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной Академии; Авербух Р. Н. - Ректор Ленинградского областного института экономики и финансов.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=173...

Из академической жизни: Виктор Михайлович Васнецов почетный член Императорской Московской Духовной Академии Источник Виктор Михайлович Васнецов – Почётный член Императорской Московской Духовной Академии В собрании академического совета 29 – го сентября 1914 -го года, посвящённом избранию почётных членов Академии, по случаю её столетия, среди других избран был, по представлению М. Д. Муретов , профессор живописи, действительный статский советник, Виктор Михайлович Васнецов, как выдающийся русский художник, оригинально объединивший в одном художественном синтезе религиозные идеалы византийской и русской живописи и своим художественным гением глубоко приникший к тайне святости тела душевного на пути его преображения в тело духовное. 17 – го апреля диплом на это звание вручён был Виктору Михайловичу, в его квартире, Преосвященным Ректором Академии Фёдором, Епископом Волоколамским, в присутствии профессоров Академии – М. Д. Муретова и Д. И. Введенского . При этом М. Д. Муретов произнёс следующее приветствие: «Глубокоуважаемый Виктор Михайлович! Императорская Московская Духовная Академия приобщила Вас к себе в звании её Почётного Члена. Руководилась она не общепризнанною славою Вашею, как звезды первой величины на художественном небосводе и имела в виду не недосягаемое мастерство Ваше в высокохудожественной трактации многочисленных и разнообразных сюжетов от французского балагана и русских – дьячка и мелкого чиновника («с квартиры на квартиру») до легендарных птиц певчих «Сирин и Алконост», русской сказки («Алёнушка» и др.) и русских былин («Богатыри» и др.). Это, так сказать, мирское творчество Ваше – не компетенции духовных Академий, – оно уже давно и достойно оценено знатоками и мастерами живописи. Как духовная, по своему назначению,– долженствующая быть матерью – кормилицею духа,– наша Академия чтит духовно – религиозное, частнее – богословско-христианское, в особенности – православно – церковное проявление Вашего художественного таланта. И здесь она отметила две главные стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

В своей работе о. Арсений касается вскользь некоторых фактов биографии художника. В статье Г.П. Черкашиной «Иконописное дело Троице-Сергиевой лавры 1764–1917 гг. иконописец И.М. Малышев назван «наиболее ярким представителем Троицкого иконописания середины – второй половины XIX Автором статьи опубликована одна из икон Малышева, дан ее искусствоведческий анализ. Каких-либо фактов биографии художника в статье не приводится. Отрывочные сведения о Малышеве были обнаружены в изданиях Императорской Академии Художеств: в юбилейном справочнике Академии есть упоминание о И.М. Малышеве как вольноприходящем ученике Академии, получившем в 1859 г. диплом Академии и звание свободного (неклассного) художника по миниатюрной В Сборнике материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии Художеств за 100 лет ее существования, в III томе, также встречается упоминание о рапорте профессора Горностаева который ходатайствует о присвоении Ивану Малышеву, «заведывающему живописною и рисовальною школою в Троицкой Сергиевой Лавре», звания В биографии художника подробно описывается детство и начало учебы. Иван Матвеевич пишет, что родился в 1802 г., в последних числах января: «…дня рождения не знаю, а тезоименитство – 30 января». Семья, в которой он родился, была крайне бедной, входила в штат Троицких монастырских крестьян. Художник очень подробно и ярко описывает голодное детство, убогое жилье, в котором обитали, ранний труд по домашнему хозяйству, но в его повествовании нет ни слова ропота. Они пронизаны простотой и твердой уверенностью в Евангельских обетованиях. Отец его Матвей Иванович был штатнослужителем лавры и трудился на разных послушаниях – в просфорне, звонарем на колокольне, а в 1819 г. определил вместо себя в штат лавры своего второго сына Ивана, который пробудет в этом качестве в течение 40 лет, до 1859 г. С детства Иван был обучен грамоте. Начальные навыки мальчику дал его отец, научивший его чтению по азбуке и Часовнику. Для овладения письменной грамотой с Иваном, по просьбе отца, занимался один из монастырских иеромонахов.

http://bogoslov.ru/article/2489669

Мало кто знает, что в 1912 году работы В.Д. Поленова, которые он сам считал главными в своем творчестве, должны были выставлять в США. И тут произошло чудо. Ящики с упакованными полотнами должны были погрузить на борт «Титаника», который готовился отправиться в роковой рейс. Однако опоздали к погрузке, и картины с библейскими сюжетами были чудесным образом спасены, не оказались на дне океана... Детство Василия Поленова было счастливым. Родился он в многодетной дворянской семье в Санкт-Петербурге. Его отец слыл известным археологом и библиографом. Мать писала книги для детей, занималась живописью. Своим собственным детям, которые рано обнаружили самые разнообразные дарования, они наняли педагогов из Академии художеств. Знаменитый позже, а тогда студент академии Павел Чистяков обучал рисунку и основам живописи Василия и его сестру Елену. Кстати: она стала потом первой в России профессиональной женщиной-художником. Как отмечали биографы, детские годы будущего живописца были неразрывно связаны с неброской, но пронзительной русской природой. Особенно сильное впечатление производили на мальчика дни, проведенные на даче в Царском Селе, в имении бабушки в Тамбовской губернии и в северном Олонецком краю, где было имение отца. Жизнь среди природы, знакомство с жизнью крестьян и народными промыслами сказалось на характере, творчестве и всей дальнейшей судьбе В. Поленова. В 1863 году, окончив гимназию, он поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, следуя настоянию отца, который полагал, что сыну следует получить серьезную профессию. Однако по вечерам, в качестве вольноприходящего ученика, посещал Академию художеств. Увлекался еще и музыкой. Он не только был постоянным посетителем оперного театра и концертов, но и сам пел в студенческом хоре академии. Вскоре Василий оставил университет, полностью отдавшись занятиям живописью. В 1867 году он окончил курс в Академии художеств с серебряными медалями за рисунки и этюд. За картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» - большую золотую.

http://pravoslavie.ru/71175.html

Сия академия будет учреждена в С. – Петербурге по причине, что лучшие мастера не хотят в Москву ехать как в надежде иметь от двора работы, так и для лучшего довольствия иностранных здешней жизни». Представление было принято и немедленно приведено в исполнение, потому что представление университета значило представление Ив. Ив. Шувалова. Университет остался за Шуваловым и по удалении его за границу, но Академия художеств передана была Бецкому. «В отсутствие генерал-поручика Шувалова, – говорил указ, – принять в правление Академию художеств генерал-поручику Бецкому, а как оная Академия сообщена была к университету по причине, что помянутый Шувалов в обоих сих местах дирекцию имел, ныне ее императорское величество за полезно рассудила оную Академию совсем от университета отдалить и правление особливое в ней учредить». Порошин оставил нам описание торжественного заседания в Академии художеств: «Поехали в Академию художеств. Встретил там государя цесаревича Ив. Ив. Бецкий со всем своим собранием. Все весьма было чинно и церемониально. Известно, что Ив. Ив. располагать церемонии и глазам делать увеселение весьма искусен. Пришед в покой, сел там за богато убранный стол. Конференц-секретарь Солтыков читал вслух письма от вице-канцлера князя Голицына, от графа Ив. Григ. Чернышева и от Адама Вас. Олсуфьева, которые объявляли желание свое быть принятыми в число почетных любителей. Еще читано письмо от Гр. Ник. Теплова, который желал быть принят в почетные члены. По прочтении каждого письма Ив. Ив. качал головою по два раза, сперва на правую, потом на левую сторону. После сего все члены Академии привстанием своим, как видно, знак согласия своего показывали. Тогда приказал Ив. Ив. конференц-секретарю объявить о том, кто принят. Все приняты, которых письма читали. Началось баллотирование. Под Ив. Ив. Бецким в Академии ныне директор Какоринов. По штату положено, чтоб всякие четыре месяца из профессоров выбирались в директоры по баллотированию. Баллотировали Какоринова, профессоров Жилета (скульптуры), Ламота (архитектуры) и Торелли (живописи).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

6) За прежние годы журнал может высылаться лишь в исключительных случаях, в виду крайне ограниченного количества экземпляров, имеющихся в запасе. 7) В обмен на журнал желательно было бы получать издания учёные, преимущественно посвящённые изучению истории христианства или его современного состояния, и вообще издания богословские, исторические и философские“. Определил и: Изложенное в донесении редакции академического журнала „Богословский Вестник“ сообщить Комиссии по международному обмену изданий по части наук и художеств. —383— V. Прошение на имя Преосвященного Ректора Академии профессора богословия в Императорском Харьковском Университете протоиерея Тимофея Буткевича от 8 сентября: „Сего числа я отправил по почте Вашему Преосвященству три экземпляра своего сочинения – „Религия, её сущность и происхождение (обзор философских гипотез). В двух книгах. Книга 1-я. Харьков 1902 г.“ Покорнейше прошу Ваше Преосвященство принять это сочинение на соискание степени доктора богословия и дать делу надлежащее движение“. Справк а: 1) Протоиерей Тимофей Буткевич степени магистра богословия удостоен Советом Московской Духовной Академии за представленное и удовлетворительно защищённое им сочинение под заглавием: „Жизнь Господа нашего Иисуса Христа“, Москва, 1883 г. и утверждён в этой степени указом Святейшего Синода от 29 января 1885 года за 370. 2) § 81 лит. а п. 6 устава духовных академий. Определил и: Докторскую диссертацию протоиерея Тимофея Буткевича передать для рассмотрения ординарному профессору по кафедре введения в круг богословских наук Сергею Глаголеву. VI. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что вторым рецензентом диссертации протоиерея Буткевича он назначает члена Совета – экстраординарного профессора по кафедре метафизики и логики Алексея Введенского. Определил и: Принять к сведению. VII. Прошение исправляющего должность доцента Академии по кафедре греческого языка и его словесности Дмитрия Коновалова. „Честь имею покорнейше просить Совет Академии дозволить мне, согласно установившейся в Академии практике, ограничиваться в текущем академическом году чтением только двух лекций в неделю“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010