Закрыть itemscope itemtype="" > Человек своего времени Именно с такими людьми, как митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), будет ассоциироваться сама эпоха 29.10.2020 1329 Время на чтение 4 минуты В 2020 году отмечается 30 лет со дня восшествия Митрополита Иоанна (Снычёва) на Петербургскую кафедру (20 июля 1990 года) и 25-летие со дня его блаженной кончины (2 ноября 1995 года). В течение года на сайте «Русской народной линии» будут публиковаться материалы, посвященные приснопоминаемому Владыке. Мы уже предоставляли слово: известному учёному, писателю, доктору экономических наук, директору Института русской цивилизации, который был создан по благословению Владыки Иоанна, главному редактору газеты «Русский Вестник» Олегу Анатольевичу Платонову; известному русскому поэту, лауреату Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, главному редактору журнала «Наш современник» Станиславу Юрьевичу Куняеву ; известному русскому учёному-экономисту, председателю Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, доктору экономических наук, профессору Валентину Юрьевичу Катасонову ; доктору экономических наук, профессору, академику РАЕН, кавалеру Золотой медали М.В.Ломоносова, Золотой звезды В.И.Вернадского, лауреату премии «Имперская культура» Михаилу Яковлевичу Лемешеву ; заместителю председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, настоятелю Храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерею Вадиму Буренину. Сегодня своим мнением о значении трудов Владыки делится доктор философских наук, профессор МГУ, заместитель председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН Валерий Николаевич Расторгуев: Я лично никогда не общался с митрополитом Иоанном, однако знаком со многими замечательными людьми, которые его знали и любят. Это общение дает не меньше, чем труды владыки. Одно из самых ярких событий в моей жизни, которое по-новому открыло образ владыки – посещение его могилы. Было это несколько лет назад, но осталось в памяти, как будто вчера. Я видел, с каким трепетом и почитанием относятся к нему его духовные чада! Я долго стоял возле могилы, и к ней постоянно приходили все новые и новые, знакомые и незнакомые люди, и не только питерские, но удивительно светлые и близкие мне по духу, по взглядам. Согласитесь, такое случается не часто. Но главное, я знаю, где находится один из центров духовной жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/05/ch...

Закрыть Сгусток русской православной и национальной мысли! Сегодня надо не просто читать книги митрополита Иоанна (Снычёва), а вдумываться, осознавать и проецировать его труды на нашу грешную землю 31.10.2020 1419 Время на чтение 3 минуты В 2020 году отмечается 30 лет со дня восшествия Митрополита Иоанна (Снычёва) на Петербургскую кафедру (20 июля 1990 года) и 25-летие со дня его блаженной кончины (2 ноября 1995 года). В течение года на сайте «Русской народной линии» будут публиковаться материалы, посвященные приснопоминаемому Владыке. Мы уже предоставляли слово: известному учёному, писателю, доктору экономических наук, директору Института русской цивилизации, который был создан по благословению Владыки Иоанна, главному редактору газеты «Русский Вестник» Олегу Анатольевичу Платонову; известному русскому поэту, лауреату Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, главному редактору журнала «Наш современник» Станиславу Юрьевичу Куняеву ; известному русскому учёному-экономисту, председателю Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, доктору экономических наук, профессору Валентину Юрьевичу Катасонову ; доктору экономических наук, профессору, академику РАЕН, кавалеру Золотой медали М.В.Ломоносова, Золотой звезды В.И.Вернадского, лауреату премии «Имперская культура» Михаилу Яковлевичу Лемешеву ; заместителю председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, настоятелю Храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерею Вадиму Буренину; доктору философских наук, профессору МГУ, заместителю председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН Валерию Николаевичу Расторгуеву; известному петербургскому священнику, научному сотруднику Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директору мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятелю храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерею Геннадию Беловолову; известному русскому писателю, сопредседателю Правления Союза писателей России, члену Президиума Всемирного Русского Народного Собора, первому лауреату Патриаршей литературной премии Владимиру Николаевичу Крупину .

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/24/sg...

Лауреаты Макарьевской премии 30 сентября 2005 г. 15:16 30 сентября в Российской академии наук состоялась торжественная церемония награждения лауреатов Макарьевских премий текущего года. Ниже приводится список лауреатов 2005 г.: По номинации «История Православной Церкви»: Первую премию в размере 5 тысяч долларов в рублевом эквиваленте — Гнутовой Светлане Витальевне, 1961 года рождения, кандидату искусствоведения, зав. сектором декоративно-прикладного искусства Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, за труд «Крест в России». Вторую премию в размере 2,5 тысяч долларов — Алфееву Григорию Валерьевичу, 1966 года рождения, доктору богословия, доктору философских наук, епископу Венскому и Австрийскому Илариону, за труд «Священная Тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров». Третью премию в размере 1 тысячи долларов — Абеленцевой Ольге Алексеевне, 1960 года рождения, кандидату исторических наук, научному сотруднику Санкт-Петербургского Института истории РАН , за труд «Митрополит Иона и установление автокефалии Русской Церкви». Третью премию в размере 1 тысячи долларов – Шкаровскому Михаилу Витальевичу, 1961 года рождения, ведущему научному сотруднику центрального государственного архива Санкт-Петербурга, за труд «Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР)». Дополнительную молодежную премию в размере 1 тысячи долларов присудить Зелениной Яне Эрнестовне, 1971 года рождения, кандидату искусствоведения, старшему научному сотруднику Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, за труд «Образ нового святого в русском искусстве Синодального периода: Иконография святителя Митрофана Воронежского». По номинации «История России»: Первую премию в размере 5 тысяч долларов — Гайде Федору Александровичу, 1976 года рождения, кандидату исторических наук, доценту философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, за труд «Либеральная оппозиция на путях к власти. (1914 — весна 1917 года)».

http://patriarchia.ru/db/text/51138.html

свящ. Иакинф Дестивель Материалы по истории церкви. Книга 41 (серия основана в 1991 г.)   Главный редактор серии: кандидат исторических наук, кандидат богословия священник Илья СОЛОВЬЕВ   Редакционная коллегия тома: профессор Эрих БРИНЕР (Институт «Вера во втором мире», Швейцария) протоиерей Сергий ИЛЬИН (Берлинская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата) кандидат исторических наук Модест Алексеевич КОЛЕРОВ Наталия Александровна КРИВОШЕЕВА (Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, Москва) профессор протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ (Санкт–Петербургская духовная академия и семинария) Валентин Арсеньевич НИКИТИН (Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата) кандидат исторических наук Александр Юрьевич ПОЛУНОВ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) профессор Дмитрий Владимирович ПОСПЕЛОВСКИЙ (университет Западного Онтарио, Канада) доктор исторических наук, профессор Сергей Львович ФИРСОВ (Петербургский государственный университет) кандидат искусствоведения, доцент, протоиерей Валентин ЧАПЛИН (Общество любителей церковной истории, Москва) профессор Дмитрий Михайлович ШАХОВСКОЙ (Свято-Сергиевский Православный Богословский институт, Париж) профессор Гюнтер ШУЛЬЦ (Евангелический богословский факультет Мюнстерского университета, Германия) Все права на текст книги сохранены за автором. © Священник Иакинф Дестивель – текст, 2008. Оригинал–макет, оформление – Общество любителей церковной истории, 2008.   От издательства «Свершилась воля Божия. Россия вступила на новый путь государственной жизни». Этими словами начиналось известное послание Св. Синода «К верным чадам Православной Российской Церкви», датированное 9 марта 1917 года. По сути дела, именно в этих начальных словах послания Российская Православная Церковь через Высший орган ее управления дала нравственную оценку событиям, совершившимся 2 марта 1917 года. После отречения императора Николая II от престола и перемены формы государственного правления в России, Церковь сосредоточила свои силы на созыве так долго ожидавшегося Всероссийского Поместного Собора. Именно этому Собору, провозгласившему неизменное следование принципу соборности на всех уровнях церковного управления, суждено было стать важнейшим событием церковной жизни 20 столетия. Остается лишь сожалеть, что работа Собора, проходившая под сильным давлением политических обстоятельств времени, так и не была завершена, а многие соборные решения не были воплощены в жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  разделы   рассылка  распечатать Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла об образовании Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу " Основы православной культуры " для средней школы [ Патриарх : документы ] Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 29 июня 2009 года образованы Редакционный совет и Редакционная коллегия по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу " Основы православной культуры " для средней школы. 1. Образовать Редакционный совет по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу " Основы православной культуры " для средней школы в следующем составе: 1. епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации; 2. протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургский духовной академии; 3. протоиерей Виктор Потапов, настоятель Иоанно-Предтеченского собора Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской Зарубежной Церкви; 4. протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; 5. архимандрит Иона (Черепанов), наместник Ионинского монастыря г. Киева; 6. иеромонах Димитрий (Першин), руководитель просветительских программ Всероссийского православного молодежного движения, руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи; 7. протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии – секретарь Редакционного совета; 8. Беглов Алексей Львович, научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук – по согласованию; 9. Вяземский Юрий Павлович – профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры Московского государственного института международных отношений (университета) – по согласованию; 10. Гайденко Пиама Павловна, член-корреспондент Российской академии наук, заведующая сектором философских проблем истории науки Института философии Российской академии наук – по согласованию;

http://religare.ru/2_66583.html

Преосвященный Евсевий, в мире Ефимий Орлинский, сын дьякона Поликарпа Ефимовича Орлинского, родился в 1805 г. 24 декабря в с. Черном Верхе, Белевского уезда, Тульской губернии. Первоначальное образование он получил в местном, ближайшем к родному селу духовном училище, затем в Тульской духовной семинарии, по окончании которой, в 1828 г. Был принят в число студентов Московской духовной Академии. В 1832 г. окончил курс по первому разряду, и чувствуя влечение к монашеской жизни и желая посвятить всю жизнь свою Богу, что он и исполнил в возможной полноте и совершенстве 20 мая того же года, постригся в монашество, приняв имя Евсевия. 1-го июля был посвящен в иеродиакона, а 3-го в иеромонаха. 29-го августа того же года Конференцией Московской духовной Академии (с утверждением Комиссии духовных училищ) возведен был на степень магистра «священных и обыкновенных человеческих наук» 2 и в этот же день определен инспектором и профессором церковной истории и греческого языка в Вифанскую духовную семинарию. В 1833 г. причислен к соборным иеромонахам Донского ставропигиального монастыря, а 20 ноября того же года перемещен с греческого языка на класс языка еврейского. В 1834 г. 25 ноября он был переведен в Московскую духовную семинарию инспектором и профессором по классу философии. (В бытность его инспектором Московской духовной семинарии, ему был поручен надзор при исправлении зданий донских училищ, тогда вновь открывавшихся в Москве, и при окончании поручения объявлена была признательность от Комиссии духовных училищ). Пробыв только три с небольшим года на этой должности, иеромонах Евсевий 21-го августа 1838 года был определен инспектором и бакалавром богословских наук в Московскую духовную академию и того же года 15-го октября возведен в сан архимандрита. В 1841 г. возведен на степень экстраординарного профессора богословских наук, а в сентябре назначен исправлять должность ректора той же академии (на место Филарета впоследствии архиепископа Черниговского) и вскоре после того, именно 25 ноября, он утвержден был ректором. 1846-м годом кончается его деятельность в Москве, где он подвизался на духовно-учебном поприще более 14 лет. 1847 г. января 17-го Высочайшим указом, он был переведен ректором другого рассадника богословской науки – Петербургской духовной академии (где ректорствовал перед этим преосвященный Афанасий) и вместе с тем назначен епископом Винницким, викарием Подольской епархии, и настоятелем Шаргородского первоклассного монастыря. Митрополит Московский Филарет, по поводу этого назначения, писал ему от 24 января 1847 г. «...с любовию вспоминать буду Ваше служение у нас; с любовию желаю благословения и преуспеяния служению Вашему везде, куда призовет Вас Божие Провидение и священная власть» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

I. Открытие Академии Московская духовная Академия, пребывающая в обители преподобного Сергия, открыта через пять с половиною лет по открытии С.-Петербургской. Это случилось вскоре после смерти великого представителя старого образования – митрополита Платона, на место которого вскоре вступил великий представитель образования нового в лице митрополита Филарета. В Академии Петербургской в 1814 году оканчивался первый курс, долженствовавший дать наставников для других, предназначавшихся к открытию духовных Академий, и для Семинарий, подлежавших реформе по новому проекту образования. После окончательного устройства Петербургской Академии введение нового Академического образования, по мысли высшего духовного начальства, должно было последовать в пределах древней столицы государства – Москвы, в которой отживала свой долгий век старая Академия – Славяно-греко-латинская. От 21 мая 1814 года к преемнику Платона, архиепископу Августину, прислан из св. Синода указ, в котором между прочим требовалось от преосвященного мнение: «не найдет ли он за полезнейшее поместить будущую Московскую Академию в Сергиевской лавре», и кто из наличных наставников старой Академии и двух Семинарий, Троицкой и Вифанской, может быть рекомендован в профессоры Академии, для чего потребовать от них конспекты. В силу этого указа Августин предписал правлениям Славяно-греко-латинской Академии, Троицкой и Вифанской Семинарий, следующее: «правления имеют представить мне: 1) какие из находящихся при Академии и Семинарии учители при преобразовании по предположенному новому порядку учения могут и впредь оставаться при них с несомненною пользою, и по каким именно предметам: 2) на какие учебные предметы нужно определить профессоров отъинуду: 3) тех учителей, которых правление находит неспособными остаться при Академии по преобразовании оней, спросить, не желают ли они поступить на священнические места в Москве, или выйти в светское звание, или быть учителями в уездных училищах, какие предполагаются в Московской епархии: 4) Академии и Семинарий ректоры и префекты имеют представить мне для представления в комиссию духовных училищ конспекты тех наук, к преподаванию которых они чувствуют себя способными.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Наука и церковь ведут диалог Макарьевская премия вручена ученым, а профессорские регалии - Патриарху и мэру 04.10.2005 301 В Российской академии наук прошло вручение 10-й возрожденной премии памяти Митрополита Макария. Больше ста лет вплоть до 1917 года существовала Макарьевская премия. Ее прародитель - Митрополит Московский и Коломенский Макарий. Выдающийся богослов, историк, член Российской Императорской академии наук и, наконец, автор многотомной " Истории русской Церкви " . Именно он положил начало диалогу православной церкви с ученым сообществом. В 1995 году было решено возродить Макарьевскую премию. Своим вторым рождением премия обязана мэру Юрию Лужкову, Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и президенту РАН Юрию Осипову. Премия, носящая имя Митрополита, присуждается видным ученым-историкам. Изначально было только две номинации - за научные труды в области истории Православной церкви и в области истории России. Позже стали награждать также за познания в истории Москвы и в истории православных стран и народов. Присуждается награда раз в два года. Размер первой премии составляет второй - третьей - В номинации " История Православной Церкви " в этом году награды получили работы о типах крестов, существовавших на Руси, об установлении автокефалии Русской церкви, о взаимоотношениях нацистской Германии и православной Церкви. В номинации " История России " в этот раз высокой оценкой отметили труды о либеральной оппозиции в предреволюционный период, об Академии наук, о международных отношениях России в середине XVI века и даже о Санкт-Петербургском коммерческом банке, который в XIX веке кредитовал развитие железных дорог. В номинации " История Москвы " Юрий Лужков премировал работы, касающиеся периода становления теории " Москва - Третий Рим " , певческого искусства и истории Ваганьковского кладбища. - В этом году на конкурс было подано больше работ, чем в предыдущие, - отметил Алексий II. - Всего за год на конкурс было принято 275 работ, в то время как в 1997 году их было только 46, а в 2003 - немногим более 100. 60% конкурсантов имеют ученые степени и звания. В конкурсе участвовали так же пенсионеры, школьники и более 20 священнослужителей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > После ликвидации Российской Академии Наук следующий удар будет нанесен по Русской Православной Церкви Открытое письмо Президенту России Владимиру Владимировичу Путину от верноподданного гражданина Алексея Савватеева 17.07.2013 2845 Время на чтение 3 минуты Споры о реформе Российской Академии Наук не утихают. Многие ученые убеждены, что под видом реформы будет проведена ликвидация РАН. Более процесс не остановится на РАН, хищные взоры «эффективных менеджеров» могут быть обращены и на Церковь. К нам в редакцию поступило обращение к Президенту России В.В. Путину , в котором эти опасения обосновываются. Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Так уж повелось испокон веков, что в России в роли арбитра самой последней инстанции во всех без исключения спорных вопросах выступает первое лицо государства. Поэтому обращаюсь не в суд, куда нас направляют в последние годы, а непосредственно к Вам. Налицо конфликт между академиками (а также всеми сотрудниками РАН), с одной стороны, и либеральными реформаторами (включающими некоторых ректоров вузов, «экспертов» и «эффективных менеджеров»), с другой. Вам он представляется обычным «конфликтом интересов». Я определённо заявляю, что данный конфликт таковым не является. Мне нет нужды это объяснять в мелочах. Вы и сами всё поймёте, если сравните выступления выдающихся людей и граждан страны, каковыми являются, скажем, академики Захаров, Васильев, Грачёв, Рубаков, с казённо-бюрократическим языком, которым пользуются «реформаторы». На стороне академиков - истина, которую они добросовестно ищут и устанавливают в стенах своих институтов; научные школы, которые наконец-то начали оправляться от ударов либералов-предшественников; гражданская позиция и ответственность за судьбу страны, в конце концов. Это - те самые, настоящие, волевые и свободные граждане, которые Вам так нужны, чтобы, опираясь на них, восстанавливать Великую Державу. На стороне же «реформаторов» - лукавство, подлость и жажда наживы. Даже то, каким образом реформа готовилась, свидетельствует об этом!

http://ruskline.ru/news_rl/2013/07/17/po...

поиск:   разделы   рассылка Виталий Каплан Редкий подвиг, или что такое юродство Беседа с доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой филологии Московской духовной академии Владимиром Кириллиным Источник:  Фома Редкий подвиг, или что такое юродство Беседа с доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой филологии Московской духовной академии Владимиром Кириллиным В реальной жизни мы с юродивыми не сталкиваемся, знаем о них либо из житийной, либо из художественной литературы. Между тем в последнее время стало модным называть юродством всякий художественный или общественный эпатаж. Что же такое подвиг юродства в церковном понимании? Кого можно, а кого нельзя считать юродивым? Как относиться к современному " юродству " ? Об этом мы беседуем с доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой филологии Московской духовной академии Владимиром Кириллиным. Библейские корни – Владимир Михайлович, откуда вообще взялись понятия " юродство " , " юродивый " ? – Представление о юродстве появляется еще в Ветхом Завете. Некоторые пророки юродствовали, к примеру, пророк Исайя. Их пророчества могли облекаться в неожиданную для слушателей, парадоксальную, эпатажную форму. В Новом Завете о юродстве говорит в своих посланиях апостол Павел: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия (1 Кор 1:18) и дальше: Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор 1:21). Мысль апостола Павла такова: христианство с точки зрения обывательского сознания – это безумие, это отвержение привычной, " мирской " системы ценностей. Вписать христианское упование в эту систему невозможно. Речь не о том, конечно, что у христианина не может быть обычных человеческих потребностей, но о том, что нельзя ставить эти потребности во главу угла, а напротив – нужно стремиться к духовному совершенству и отвергать всё, что этому мешает, всё, что " заземляет " христианина.

http://religare.ru/2_94995.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010