Иконография Г. Нового времени повторяет уже сложившиеся схемы. Одним из излюбленных сюжетов, в частности старообрядческого литья XVIII-XIX вв., является «Чудо о змии». Известны памятники краткого (напр., медная икона с рельефной надписью на рамке, XIX в., ЦМиАР) и распространенного (напр., медная икона с эмалевыми вставками, Москва, 2-я пол. XIX в., ЦМиАР) изводов. В XIX в. в старообрядческой среде были широко распространены медные складни с изображением как «Чуда о змии» в среднике (напр., трехстворчатый складень «Чудо вмч. Георгия о змии. Избранные святые», XIX в., ЦМиАР), так и пешего Г.-воина в молении, представленного среди избранных святых в деисусной композиции (как правило, на левой створке крайняя левая фигура, стоящая за фигурами священномучеников Власия и Антипы, напр. трехстворчатый складень, Москва, XIX в., ЦМиАР). Г. остается одним из самых почитаемых святых, его изображение часто включается в число избранных святых: 2-частная икона «Преображение. Чудо вмч. Георгия о змии. Святые Флор, Иоанн, Лавр, Димитрий» (кон. XVII-XVIII в., ГЭ), «Праздники и избранные святые» (кон. XVII-XVIII в., ГЭ), «Избранные святые» (XVII в., ГЭ), медная литая икона XIX в. (ЦМиАР). На иконе «Образ-сказание, каким святым каковые благодати, исцеления от Бога даны» (1-я пол. XIX в., ц. Воскресения Христова в Ульяновской обл.) изображение Г. помещено в клейме 23 с подписью: «от снедения скота зверми ст Георгию под». В кон. XX - нач. XXI в. появилось много работ, в основе к-рых древние визант. и рус. образцы, напр. житийная икона «Чудо вмч. Георгия о змии» (1997, написана в Московском иконописном центре «Русская икона»), ее житийный цикл повторяет московскую иконографию образа из Успенского собора г. Дмитрова (1-я треть XVI в., ЦМиАР), икона «Чудо вмч. Георгия о змии» в окладе (2002) с поясными изображениями святых Власия, Флора и Лавра в композиции средника копирует икону 2-й пол. XVI в. (ПИАМ). Краткий извод «Чуда вмч. Георгия о змии» представлен на иконе-панно, выполненной в технике эмали (автор С. Д. Маценко, 2002), и мн. др.

http://pravenc.ru/text/162188.html

254-262; она же. Льbibcьkuй Ipмoлorioh 1700 р. як явище музичноï культури//ΚΑΛΟΘΩΝΙΑ. 2002. Число 1. С. 19-24; Жолтовский П. Н. Изобразительная графика укр. ирмолоев XVII-XVIII вв.//ПКНО, 1984. Л., 1986. С. 262-271; Корний Л. Ф. Болгарский напев в манявских рукописях XVII-XVIII ст.//Единение народов - единение культур: Укр.-болг. культурные связи: история и современность: К Х Междунар. съезду славистов. К., 1987. С. 37-60; она же (Kophiй Л. П.). Icmopiя укр. музики: У 3 ч. К.; Х.; Н.-Й., 1996. Ч. 1: Biд haйдabhiшux чacib до сер. XVIII ст. С. 140-141; Гусева А. А., Полонская И. М. Украинские книги кирилловской печати XVI-XVIII вв.: Кат. изд., хранящихся в ГБЛ. М., 1990. Вып. 2. Ч. 2: Львовские, новгород-северские, черниговские, уневские изд. 2-й пол. XVII в. Ил. 1698, 1871-1876, 1902-1904 [оформление Львовских печатных И.]; Кашлей А. Кириллические рукописи в фондах Национальной библиотеки в Варшаве//Prace badawcze i bibliograficzne nad zbiorami rzadkich i cennych ksiek i dokumentów. Warsz., 1991. S. 180-190; Маценко П. Склад та mexhiчha будова мeлoдiй киïвського poзcniby в вид. 1775 р.: [Дис. 1937 г.]//Павло Маценко: Музиколог, композитор i громадський дiяч: Зб. на пошану 90-лimmя народин. Торонто, 1992. С. 127-236; Дубровина Л. А. Супрасльский ирмологион 1601 г.: Нек-рые аспекты кодикол. исслед.//Рукописна та книжкова спадщина Украïни. К., 1993. Вип. 1. С. 13-20; она же. Koдukoлoriчhe дocлiджehhя та археогр. опис homoлihiйhux ipмoлoïb// Kophiй Л. П., Дyбpobiha Л. А. Болг. hacnib з рукописних homoлihiйhux ipмoлoïb Украïни kih. XVI-XVII ст./НБУВ. К., 1998. С. 18-38; Kophiй Л. П., Дyбpobiha Л. А. Typiйcьkuй Ipмoлoй поч. XVII ст.- стародавня пам " ятка церк. cniby в Ykpaïhi//Рукописна та книжкова спадщина Украïни. 1994. Вип. 2. С. 22-30; Рамазанова Н. В. Рукописные книги собр. Придворной певч. капеллы: Кат. СПб., 1994. С. 10, 54, 79, 136 и др.; Шевчук О. Ю. Киïвський hacnib у kohmekcmi церковно-монодичного cniby Украïни та Бiлopyciï XVII-XVIII ст. (джерела, жанри, риси cmuлicmuku): АКД.

http://pravenc.ru/text/674075.html

После 1918 г. земли Г. м. были конфискованы, хозяйство разорено, в 1924 г. мон-рь закрыт. В 1923-1941 гг. на его территории размещалась детская колония. В 1927 г. под стенами Успенской ц. был похоронен сын проф. М. О. Макаренко Орест, участвовавший в исследованиях Густыни. В 1942/43 г. в Г. м. поселились насельницы Ладинского Покровского мон-ря во главе с игум. Евстолией. Богослужения совершались в Воскресенской ц., сестры жили в 2-этажном Варваринском корпусе. 12 июля 1959 г. женская община была закрыта, впоследствии в корпусах разместился психоневрологический диспансер. В 1993 г. Г. м. был открыт как жен., 17 дек. в обители отслужена первая литургия. Отреставрированы Троицкий собор (освящен 16 июня 1997 митр. Черниговским Антонием (Вакариком) ), Воскресенская (1993), Никольская (1999) и Петропавловская церкви (2004), колокольня (1999), настоятельский корпус с домовой ц. вмц. Варвары (2002), ограда. Среди почитаемых святынь - ковчег с мощами свт. Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Лаврентия Черниговского, прп. Кукши Одесского, вмц. Варвары и др., новый список Густынской иконы Божией Матери (2000). Имеется гостиница, заведено хозяйство (пасека, пекарня, транспортный цех). К 2006 г. в Г. м.- ок. 40 насельниц, настоятельница - игум. Вера (Таран). Ист.: Документи Б. Хмельницького: 1648-1657. К., 1961. С. 54-57, 144-145, 271-272, 423-426, 474; Шевчук В. Лimonuc Густинського мон-ря//Пам " ять cmoлimь. 1996. 3. С. 16, 24, 25, 29, 35-36, 101-105, 109-112; Летописец о первом зачатии и создании св. обители мон-ря Густинского, Св. Живоначальныя Троицы, храма общежительного, в лето бытия мира 7108//ПСРЛ. Т. 40. С. 153-169; Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 182-186. Лит.: Маценко В. А. Прилукщина: Ист. и стат. описание территории Прилукского у. Полтавской губ. Ромны, 1888. С. 28, 32, 62-63; Нектарий, архим. Св.-Троицкий Густынский мон-рь: Ист.-стат. очерк. Лубны, 1892; Лaзapebckiй А. Onucahie Старой Maлopocciu. К., 1902. Т. 3: Полк Npuлykckiй. С. 249; Жур П. Дума про вогонь. К., 1985. С. 66-69; Кониський О. Тарас Шebчehko-Гpyшibcьkuй. К., 1991. С. 171; Макаренко Д. Е. Микола Омелянович Макаренко. К., 1992. С. 46-47; Ciчuhcьkuй В. Чyжuhцi про Украïну. К., 1992. С. 82; Шкоропад Д. О., Савон О. А. Прилуччина: Icm.-reorp. дobiдhuk. Прилуки, 1997. С. 104, 143, 144; Панченко В. Cbimлo Гycmuhi//Украïна Incognima. К., 2004. С. 365.

http://pravenc.ru/text/168430.html

Б. Резниченко. М., 1991. 10, 11; Песнопения всенощного бдения: В певч. традициях МДАиС/Собр.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992. С. 29–30, 31, 46, 81, 115, 129; Песнопения Страстной седмицы: Из репертуара хора МДАиС/Сост.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992/1993. С. 35, 42, 43, 44, 65, 109; Всенощное бдение: Неизменяемые песнопения для монастырских хоров/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Серг. П.; Коломна, 2000. С. 62, 69, 167, 172, 262, 327, 487; Песнопения Постной Триоди/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Серг. П.; Коломна, 2010. С. 13, 15, 17, 41, 46, 47, 50, 52, 71, 81, 93, 108, 110, 114, 122, 133, 134, 136, 137, 146, 150, 216, 229, 232. См. также нотогр. в статьях об авторах гармонизаций. Лит.: Феоктист (Мочульский), архиеп. Руководство к нотному простому церк. пению. СПб., 1813; Разумовский Д., прот. Церковное пение в России: Опыт ист.-техн. изложения. М., 1867-1869. 3 вып.; Потулов Н. М. Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения Правосл. Рос. Церкви. М., 18843; Вознесенский И., прот. Осмогласные распевы трех последних веков Правосл. Рус. Церкви. Вып. 1: Киевский распев и дневные стихирные напевы на «Господи воззвах» (техн. построение). К., 1888. М., 18982; он же. Образцы осмогласия распевов киевскаго, болгарскаго, греческаго с объяснением их техническаго устройства: Прил. к соч. «Осмогласные роспевы трех последних веков Правосл. Рус. Церкви». Рига, 1893; он же. Церковное пение правосл. Юго-Зап. Руси по нотно-линейным Ирмологам XVII и XVIII вв. М., 18982; Лисицын. Обзор; Преображенский А. В. Очерк истории церк. пения в России. СПб., 19102; Biдryku минулого: О. Кошиць в листах до П. Маценка. Bihhiner, 1954; Маценко П. Нариси до icmopiï укр. церк. музики. Роблин; Bihhiner, 1968; он же. Склад та mexhiчha будова мeлoдiй киïвського poзcniby в вид. 1775 р.//Павло Маценко: Музиколог, композитор i громадський дiяч: Зб. на пошану 90-лimmя народин/Упоряд.: В. Верига. Торонто, 1992. С. 127- 238; Скребков С. С. Русская хоровая музыка XVII - нач.

http://pravenc.ru/text/1684569.html

Вопрос о времени происхождения К. р. в научной лит-ре долгое время был предметом дискуссий. По мнению мн. исследователей, К. р. сформировался поздно. Так, Г. В. Келдыш отмечал, что К. р., подобно греческому и болгарскому распевам, возник, вероятно, «на Украине в начале или середине XVII века и своим названием обязан каким-нибудь побочным обстоятельствам» (История рус. музыки: В 10 т. М., 1983. Т. 1: Древняя Русь. XI-XVII вв. С. 219). Это и подобные мнения объясняются появлением в XVII в. названия «киевский роспев», а также тем, что в рус. рукописях он мог иметь сходство как со знаменным, так и с болгарским или греческим распевом. Однако мнение о происхождении К. р. в XVII в. не вполне справедливо, т. к. возникновение распева (системы пения в определенном стиле) и появление его названия могут относиться к разным историческим периодам. Так, знаменный распев сформировался в древнерус. эпоху, а получил название, зафиксированное в певч. рукописях, в кон. XVI - нач. XVII в. Истоки К. р., включающего песнопения различного времени формирования, также восходят к певч. культуре Др. Руси. На протяжении сложной и драматической истории юго-западнорус. земель развитие певч. искусства шло то угасая, то возрождаясь. Благодаря существенному обновлению восточнослав. певч. традиции в XV-XVI вв. в певч. практику вошли новые мелодические редакции песнопений Обихода, получившие в рукописях XVII в. различные местные названия. Песнопения псалмодического склада, по всей видимости, значительно не измененились, сохранив преемство с древнерус. знаменным пением. Украинско-белорус. монодия, позднее названная К. р., с наибольшей полнотой была зафиксирована в Ирмологионах с кон. XVI в. Прот. И. И. Вознесенский , выявив различия между певч. материалами из Ирмологионов и из российских певч. книг XVII-XVIII вв., сделал вывод о мелодическом своеобразии укр. редакции юго-западнорус. ветви знаменного распева и о ее формировании в XV-XVI вв. («Нотные юго-западные переводы представляют собою... лишь особую параллельную великорусской ветвь того же древнего знаменного пения, по крайней мере XV и XVI века, и следовательно, новый ключ к объяснению знаменных напевов того времени» - Вознесенский. 1898. С. 56-57). В украинской науке древнерусский распев домонг. эпохи называют старокиевским ( Антонович. 1997. С. 78, 82 и др.; Kophiй. 1996. С. 65, 71) и старознаменным (Biдryku минулого. 1954. С. 18-19; Маценко. 1968. С. 5 и др.); эти термины воспринимаются как синонимы, что позволяет отличить обозначаемые ими песнопения от поздних форм певч. искусства. В более широком значении термин «старокиевский» понимается как «староукраинский» ( Антонович. 1997. С. 91-92 и др.).

http://pravenc.ru/text/1684569.html

В 1920 г., после поражения УНР, положение капеллы ухудшилось и К. решил продолжить гастроли хора в США, Канаде, Мексике, Уругвае, Аргентине, Бразилии, на Кубе (1922-1924). По возвращении в Советскую Украину мн. хористы подверглись репрессиям, нек-рые оказались в эмиграции. С 1927 г. К., находясь в Италии, в течение 2 лет вел переписку с советскими чиновниками о занятии должности профессора Киевской консерватории, но получил отказ и вынужден был остаться за границей. Афиша концерта под упр. А. А. Кошица. Москва. 1912 г. Афиша концерта под упр. А. А. Кошица. Москва. 1912 г. В 1929 г. К. поселился в Нью-Йорке, занявшись созданием духовной музыки, написанием воспоминаний, публикацией сборников укр. песен в переводе на англ. и франц. языки. Талант К. оказался востребован прежде всего в среде укр. диаспоры. Опыт по соединению хоров, приобретенный в Киеве, К. применил в работе со сводным хором Нью-Йорка, объединявшим певчих из 7 (иногда 8) правосл. и греко-католических церквей Нью-Йоркского окр. Среди этих хористов было много певцов-любителей, что требовало значительных усилий дирижера для достижения надлежащего качества звучания. После 1-го выступления хоров на юбилее Дж. Вашингтона (1932) К. сосредоточился на проведении массовых культурных акций, объединявших разнородную среду украинских эмигрантов. В 1942-1944 гг. К. преподавал в Виннипеге на летних Высших дирижерско-учительских образовательных курсах, каждый выпуск которых завершался итоговым концертом; выступал с чтением лекций, писал работы об укр. музыке. В переписке с П. Маценко К. изложил концепцию истории древнерусского знаменного распева , предполагающую его старокиевские истоки и тесную связь с песенностью ( Шевчук. 2007). К созданию духовно-муз. произведений К. обратился в 1922 г. в Берлине, после завершения череды первых гастрольных поездок, что было вызвано не только ностальгией по родине и стремлением записать сохраненные в памяти церковные напевы, но и известиями о начале террора в Советской Украине (убийство Леонтовича, смерть Стеценко, Я. С. Степового, О. И. Левицкого и др.). Церковнопевч. репертуар, созданный К. за рубежом, включает циклы литургии (последний, 5-й - переработка 3-го), догматиков (аранжировки традиц. напевов) и отдельные песнопения (большей частью также для литургии). Они написаны на традиционные церковнославянские тексты, кроме 1-й литургии, для которой взят украинский перевод. В комментариях К. отметил, что в Литургии 1 звучат «старинные дьяковские напевы», услышанные им в 3 селах Киевщины и от историка Левицкого (его памяти посвящен цикл), в Литургии 2 - харьковский, серб. напевы и несколько напевов из «Обихода церковного», в Литургии 3, дополненной песнопениями венчания и панихиды,- мелодии киевского распева , киево-печерского напева , «киевского на основе греческого» и «в стиле Я. Калишевского», в Литургии 4 - «из Ирмологиона Львовского и «простопения» Подкарпатского».

http://pravenc.ru/text/2458915.html

Красненького того же повета, Константин Гипецкий из с. Дзыговка Ямпольского повета. На Брацлавщину «духовными правителями» были также назначены свящ. Иаков Усаневич из Умани, свящ. Стефан Левицкий из Тального, свящ. Симеон Кондрацкий из Лысянки. «Духовные правители», замененные в 1770 г. протопопами, принимали от униат. священников прошения о присоединении к правосл. Церкви, передавали их епископу, от к-рого получали «усыновительные грамоты на приход» для духовенства. За 2-е полугодие 1768 г. в Православие перешли не менее 105 приходов вост. Подолья: 97 приходов Уманского окр. («губернии») и 8 приходов Конельской «губернии». Среди присоединившихся к Православию в 1768 г. были униат. деканы: кальницкий декан Григорий Линевич из с. Тележинцы, погребищенский декан Афанасий Лесенский из с. Ризино и паволочский декан Михаил Гуранда, к-рые стали протопопами. В сент. 1768 г. еп. Гервасий и игум. Мелхиседек были обвинены в содействии восстанию гайдамаков, указом Синода от 14 окт. 1768 г. епископ был переселен из Переяслава в Киев, игум. Мелхиседек переведен из Мотронинского в Переяславский монастырь. После перемещения клириков движение за возвращение униатов в Православие на Брацлавщине пошло на спад. Преемники Гервасия на Переяславской кафедре епископы Иов (Базилевич; 1770-1776) и Иларион (Кондратковский ; 1776-1785) прилагали усилия к воссоединению униатов с правосл. Церковью. Осенью 1771 г. подольские священники Симеон Маценко-Переровский (благочинный Аннопольского и Животовского округов) и Михаил Гуранда (благочинный Фастовского окр.) посетили С.-Петербург, где просили об оказании помощи православным в Речи Посполитой. Приняв их, имп. Екатерина II Алексеевна 7 нояб. 1771 г. издала рескрипт генерал-губернатору Малороссии П. А. Румянцеву-Задунайскому о покровительстве православным Подолья. Синодальным указом от 15 янв. 1772 г. еп. Иову было предписано ведать «находящимися в Польше греческого звания исповедниками в Киевском и Брацлавском воеводствах». Весной 1772 г. протопопы Симеон Маценко-Переровский и Михаил Гуранда направились в Яссы к находившемуся там Румянцеву-Задунайскому, чтобы ознакомить его с рескриптом императрицы.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Последние 3 мон-ря до 1774 г. снова стали униатскими с помощью польск. военных команд. Осенью 1771 г. подольские священники Симеон Маценко-Переровский (благочинный Аннопольского и Животовского округов) и Михаил Гуранда (благочинный Фастовского окр.) посетили С.-Петербург, где просили об оказании помощи православным в Речи Посполитой. Приняв их, имп. Екатерина II 7 нояб. 1771 г. издала рескрипт ген.-губернатору Малороссии гр. П. А. Румянцеву о покровительстве православным Киевщины и Подолии. Синодальным указом от 15 янв. 1772 г. Переяславскому еп. Иову (Базилевичу) было предписано ведать «находящимися в Польше греческого звания исповедниками в Киевском и Брацлавском воеводствах». Весной 1772 г. протопопы Симеон Маценко-Переровский и Михаил Гуранда направились в Яссы к находившемуся там гр. Румянцеву, чтобы ознакомить его с рескриптом императрицы. На обратном пути в Балте Михаил Гуранда был замучен поляками, закопавшими священника живым в землю. В 1771-1772 гг. с помощью военных команд из своих приходов были изгнаны правосл. протопопы: богуславский Стефан Левандовский, белоцерковский Василий Зражевский, каневский Иоанн Крупа. В сент. 1772 г. силой был возвращен в унию Лысянский Троицкий мон-рь, настоятель иером. Иаков (Крамаренко) с 2 монахами изгнан из обители. Поляки арестовали ряд правосл. клириков Киевщины, которых содержали в тюрьме в Корсуне. В марте 1772 г. всем рус. военным командам, находившимся в Подолии и на юге Киевщины, было дано распоряжение защищать правосл. приходы от посягательств униатов и римо-католиков. В 1772 г. еп. Иов (Базилевич) направил населению Брацлавщины увещевание, в к-ром призывал «заявлять себя православными». В 1772-1773 гг. произошел новый подъем движения из унии в Православие. В 1772 г. православными стали 23 деканата и ок. 1 тыс. приходов. Об этом сообщил униат. митрополит, хотя указанные цифры представляются завышенными, особенно учитывая тот факт, что мн. униат. клирики номинально объявляли себя православными и при первом же удобном случае возвращаясь в унию.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Крубовича ( Шипович И., свящ. О границах бывшей Брацлавщины. Винница, 1914. С. 18). В нач. 1767 г. первыми в вост. Подолье перешли в Православие униатские священники с приходами Андрей Геванович (с. Краснопелка Уманского деканата) и Роман Слуцкий (с. Танское Уманского деканата). Случаи перехода в Православие участились после вступления в Польшу рус. войск в мае 1767 г. Движение униатов за воссоединение с Православием на востоке Подолья стало массовым после Колиивщины (восстание укр. крестьянского казацкого населения на Правобережной Украине в мае-июле 1768 против крепостнического, религ. и национального гнета польск. властей, жестоко подавленное Речью Посполитой при поддержке России). В восстании приняли участие десятки тысяч жителей Подолья и юж. Киевщины. В ходе Колиивщины были разгромлены все 8 униат. мон-рей Киевщины и Брацлавщины. Уманский мон-рь был сожжен, а остальные 7 (Маньковецкий, Лысянский, Ржищевский, Корсунский, Трехтемировский, Богуславский, Каневский) вернулись в Православие (Каневский, Маньковецкий и Лысянский в 1769 вновь стали униатскими). Участники Колиивщины убивали не только униат. священников, но и правосл. клириков, недавно перешедших из унии и ранее зарекомендовавших себя ревнителями униатства. Жертвами восставших стали правосл. священники Иоанн Коломацкий из с. Верещаки Корсунского у. и Феодор Гдышицкий из мест. Млиев. Вид г. Каменца со стороны Польских афольварков. Фотография. 1895 г. (ГПИБ) Вид г. Каменца со стороны Польских афольварков. Фотография. 1895 г. (ГПИБ) В июле и авг. 1768 г. еп. Гервасий назначил на Брацлавщину и Киевщину «духовных правителей», в основном священников. Из клириков Подолья одним из первых 14 июля 1768 г. назначение на должность «духовного правителя» Животовско-Конельской протопопии получил свящ. Симеон Маценко-Переровский из мест. Конела Брацлавского воеводства. Одновременно с ним (первыми в юж. Подолье) в июле 1768 г. перешли из унии в Православие 3 священника: Стефан Саббатовский из с. Грузского Балтского повета, Иоанн Корубайский из с.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУСТЫНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Нежинской епархии), в с. Густынь Прилукского р-на Черниговской обл. (Украина). Основным источником по истории Г. м. является Густынский монастырский летописец посл. трети XVII в. (ПСРЛ. Т. 40. С. 153-169). Г. м. основан как муж. в 1600 г. удалившимися из Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря схииером. Иоасафом и его учениками иером. Евфимием и мон. Геннадием. Избрав место на о-ве Густынь у г. Прилуки, братия решила основать общежительный мон-рь. Вскоре помощником престарелого схииером. Иоасафа стал приглашенный из Киева игум. Исаия (Копинский) , к-рый обратился к владевшему Густынью кн. Михаилу Корыбуту Вишневецкому с просьбой разрешить устроение общежительного мон-ря. В 1615 г. князь выдал братии жалованную грамоту на о-в Густынь и др. владения, в т. ч. пахотные земли, леса (Там же. С. 155). После смерти кн. М. Вишневецкого (1615) его супруга кнг. Раина (Ирина) Могилянская подтвердила права мон-ря на владения. «Вид Густынской пустыни с юго-западной стороны». Хромолитография. 1902 г. (ГЛМ) «Вид Густынской пустыни с юго-западной стороны». Хромолитография. 1902 г. (ГЛМ) В окт. 1616 г. схииером. Иоасаф скончался, Г. м. возглавил игум. Исаия (Копинский), но фактически мон-рем управляли его наместники Варлаам и Никифор. Игум. Исаия основал при Г. м. Ладинский (1616) и Мгарский Лубенский (1619) скиты. В нач. XVII в., после заключения унии, православные в Киевской митрополии остались без церковной иерархии. В 1620 г., возвращаясь из Москвы, Иерусалимский патриарх Феофан IV посетил Г. м., а в Киеве поставил правосл. архиереев; игум. Исаия был хиротонисан во епископа Перемышльского. Впосл. в Г. м. митр. Исаия написал соч. «Алфавит Духовный». Др. знаменитый насельник Г. м., мон. Димитрий (Туптало ; впосл. свт. Ростовский), в 1675 г. был рукоположен во иерея и назначен проповедником; в мон-ре подвизался и иером. Михаил (Лосицкий), впосл. переписавший Густынскую летопись ( Маценко. С. 62-63).

http://pravenc.ru/text/168430.html

  001     002