Более того, в роковой день покушения – будто нарочно – Франца Фердинанда везли по городу самым долгим маршрутом. И возникает вопрос: а не превращали ли его тем самым в мишень? И он действительно стал мишенью: первоначально в его машину террористом… была брошена бомба, которая, однако, поразила не эрцгерцога, а машину сопровождения. Характерно, как повел себя губернатор Боснии – ненавистник сербов Оскар Потиорек – после первого неудачного покушения, когда представители местной власти и свита эрцгерцога обсуждали, что делать дальше. Барон Морси из свиты Франца Фердинанда предложил, чтобы эрцгерцог покинул Сараево. В ответ Потиорек сказал: «Вы думаете, что Сараево кишит убийцами?» Между тем после случившегося его прямой обязанностью было обеспечить скорейший и безопасный отъезд Франца Фердинанда из Сараева. Франц Фердинанд и его супруга София отказались от дальнейшей программы визита и решили навестить раненых в госпитале. На пути в госпиталь их и поразили пули Гаврилы Принципа. Примечательно, что на суде, когда его спросили, зачем он стрелял в эрцгерцогиню Софию, он ответил, что хотел застрелить не ее, а губернатора Потиорека. Странно, что столь меткий террорист, смертельно ранивший Франца Фердинанда, перепутал… мужчину с женщиной. И напрашивается вопрос: а не отводил ли Потиорек через своих агентов от себя руку террористов и не направлял ли ее в сторону Франца Фердинанда? Ведь первоначальной целью убийства должен был быть он, но за пару недель до 28 июня сербскими террористами организации «Черная рука», с которой была связана «Млада Босна», жертвой был избран Франц Фердинанд. И возникает вопрос: а почему именно он? И другой, связанный с ним: а кем был Франц Фердинанд? Франц Фердинанд был сторонником федерализации Австро-Венгерской империи и триализма – соединения славянских земель в единое королевство. Вопреки утверждениям марксистской историографии, он отнюдь не был ненавистником славян или сербов, напротив – он был сторонником федерализации Австро-Венгерской империи и триализма – соединения славянских земель Австрийской Короны в единое королевство. Не выдерживает критики то объяснение, что его убили сербские террористы для того, чтобы не допустить реализации триалистического проекта, угрожавшего объединению сербских земель в рамках Сербского королевства: на повестке дня осуществление этого проекта не стояло, поскольку у него были мощные противники: канцлер Австрии, главнокомандующий австрийской армией Конрад фон Гетцендорф, губернатор Боснии О. Потиорек и, наконец, сам император Франц-Иосиф. Более того, убийство одного из представителей дома Габсбургов, симпатизировавшего сербам, могло серьезно осложнить их положение, что и произошло, поскольку сразу после гибели Франца Фердинанда начались кровавые сербские погромы по всей территории Австро-Венгрии и особенно в Сараево.

http://pravoslavie.ru/72928.html

Между тем церкви и имущества их настолько пострадали во время этой смуты, что патриарх Иосиф Раячич принуждён был обратиться к русскому императору Николаю I с просьбой о материальной помощи для своего народа, каковая и была оказана великодушным императором. Рядом с материальным оскудением обнаружился и нравственный упадок, который особенно сказался в 60-х годах. Под растлевающим влиянием западноевропейского либерализма, среди австрийских сербов началось брожение, которое шло прямо против православной церкви и освящённых ею устоев жизни. Выразителем этого направления выступило «Общество сербской молодёжи» («Омладински покрст»). Сначала оно ограничивалось областью литературы, но впоследствии приняло политический характер и, перестав быть обществом, обратилось в сильную партию, во главе которой встал Светозар Милетич. Хотя эта партия имела и некоторые свои хорошие стороны, однако её деятельность печально отозвалась на церковной жизни австро-венгерских сербов. Став на слишком радикальную дорогу и введением выборного начала предоставив народу, ещё не подготовленному к либеральным учреждениям, слишком большое влияние на дела церкви и духовенства, она тем самым подрывала всякий авторитет и совершенно деморализовала народ. И действительно, на церковно-народном конгрессе при патриархе Маширевиче уже обнаружился сильный раздор между иерархией и народной партией, который впоследствии принимал все большие размеры и принес много несчастий и зла сербской церкви. Около этого же времени и под теми же влияниями между австро-венгерскими сербами начала распространяться назаренская секта, которая уже имела своих приверженцев между мадьярами. Главной причиной распространения назаренства между австро-венгерскими сербами служат церковные неурядицы в широком смысле этого слова с одной стороны, с другой – искусно проводимая протестантская пропаганда. В настоящее время между сербами насчитывается около пяти тысяч назарен. Наконец немало смуты в церковно-религиозную жизнь внесло стремление принадлежавших к карловицкой патриархии румын. Когда они в 1864 году добились отделения от этой патриархии и получили самостоятельную митрополию с кафедрой в Сабине (Германштадте), то это не только ослабило карловицкую патриархию, но и повело к сильной национальной розни между сербами и румынами и к бесконечным распрям и спорам при разделе церковных имуществ. Утверждая такое разделение, австрийское правительство логично следовало своему правилу: divide et impaer!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Великая Отечественная война и церковная жизнь. Исторические очерки. Кн. 1. Распоряжения и действия Святейшего синода в 1914–1915 гг. Источник 1. Объявление войны Ожидание войны. – Патриотические манифестации. – Объявление манифеста. Двадцатого июля 1914 года, – в день святого пророка Божия Илии, – был объявлен Высочайший манифест о войне с Германией. Война вошла в нашу мирную жизнь внезапно. Правда, отдаленный гул войны глухими раскатами время от времени проносился в последние пред войной месяцы довольно явственно, но мирное население не придавало ему значения большего, чем какое может иметь обычно периодически повторяемое бряцание оружием народов, вынужденных пребывать в постоянной готовности к войне. Тем более, что коварный наш враг, порешив для себя со всеми вековыми традициями благородства во взаимных отношениях народов, пытался приглушить гул идущей войны пестрым шумом им же организованных среди наших доверчивых рабочих волнений и беспорядков. Но в последнюю перед войной неделей положение стало уже тревожным. Распространилось известие о предъявлении 10 июля австро-венгерским посланником в Белграде сербскому министру-президенту ультиматума и об открытии через 48 часов после этого военных действий со стороны Австро-Венгрии против Сербии. Россия не могла остаться равнодушной к участи Сербии и начала с Австро-Венгрией переговоры. Но здесь злым гением для мира народов выступила Германия и старалась парализовать возможность мирного исхода. 1 16 июля в «Правительственном Вестнике» и в других газетах появилось правительственное заявление: «Многочисленные патриотические манифестации, происходившие за последние дни в столицах и других местах Империи, показывают, что твердая и спокойная политика Правительства нашла, сочувственный отклик в широких кругах населения. Правительство надеется однако, что эти выражения народных чувств отнюдь не примут оттенка недоброжелательства по отношению к державам, с коими Россия находится и неизменно желает находиться в мире. Черпая силу в подъеме народного духа и призывая русских людей к сдержанности н спокойствию, Императорское Правительство стоит на страже достоинства интересов России». 2

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1916 г. в Трапезунд вступили российски евойска. За несколько дней до этого турецкий губернатор Мехмет Джемаль Азми официально передал власть над городом Владыке Хрисанфу со словами: «Когда-то мы взяли Трапезунд у греков, и теперь грекам отдаем его». Когда русские войска подошли к городу, их встретил сам Владыка и жители города, с цветами. Казалось, вековой мечте понтийских греков о свободе суждено было сбыться… Но крайне тяжелая ситуация на австро-германском фронте мешала продвижению российской армии вглубь Малой Азии , а у понтийских партизан было недостаточно сил и оружия для самостоятельной борьбы. Поэтому после того, как Россия овладела областью Трапезунда, правительство младотурок на остававшихся под его властью территориях начало жестокую расправу с понтийцами, теперь уже официально объявленными «предателями» и «союзниками русских». Все остававшееся в живых мужское население Понта предполагалось физически уничтожить, а остальных — депортировать вглубь страны. Этот план не замедлили претворить в жизнь. Вот лишь несколько беспристрастных свидетельств очевидцев: «…все греческое население Синопа и округа Кастаноми подверглось выселению. «Выселение» и «уничтожение» в представлении турок одно и то же, поскольку те из греков, кто не был убит, неизбежно должны будут умереть от голода или болезней». Германский консул в Самсуне Кухофф. Из донесения в Берлин от 16 июля 1916 г. «26 ноября Рафет-бей сказал мне: «Мы должны покончить с греками, как покончили с армянами». (…) 28 ноября Рафет-бей сказал мне: «Сегодня я послал вглубь провинции военные отряды, с приказом убивать любого встреченного ими грека». Я всерьез опасаюсь истребления всего греческого населения и повторения событий прошлого года [т.е. резни, как это было с армянами]». Консул Австро-Венгрии в Самсуне Квятковский. Из донесения Министру Иностранных Дел Австро-Венгерской империи от 30 ноября 1916 г. «Бергфельд и Шеде, наши консулы в Самсуне и Керасуне, сообщают об убийствах и выселении местного населения. Пленных не берут. Деревни сжигают дотла. Семьи греческих беженцев, состоящие в основном из женщин и детей, ведут под конвоем к Севастии. Беженцы терпят огромные лишения».

http://pravmir.ru/pontijskij-genocid/

Молодых заключенных австро-венгры набирали себе в рекруты. Те, кто отказывался, принудительно вешали. Причем повесить могли не только за отказ служить Австро-Венгрии. Поводом для такого наказания могла быть любая мелочь, например, курение у барака ночью. Затем после совершения казни тела замученных людей вывешивали по всему периметру лагеря для устрашения. Помимо русских, в Талергофе также располагались пленные евреи, поляки и представители украинской интеллигенции. Последние через своих депутатов в Вене получали освобождение (Думается, понятно почему. Уже тогда так называемая украинская интеллигенция себя проявила с лучшей стороны). Так в аду Талергофа освобождалось место для прибытия новых пленных из другого лагеря – Терезина. Терезин – концентрационный лагерь для русских в Чехии. Если взглянуть на карту, то на севере современной Чехии можно увидеть г. Терезин, расположенный в Устецком крае страны. Именно здесь в годы Первой мировой войны австро-венгерские власти соорудили лагерь для русских галицких заключенных из крепости, которая ранее служила тюрьмой для преступников. Первые пленные русские, привезенные из Прикарпатья, также появились здесь в сентябре 1914 г. Большую часть заключенных загоняли в темные казармы и погреба. И первое время пленные здесь не умирали, а становились слепыми или сходили с ума от всей этой мрачной обстановки. При этом, по свидетельству очевидцев, сперва жизнь в Терезинской тюрьме не была такой тяжелой: заключенные могли играть в шахматы, молодежь занималась гимнастикой, а крестьяне – разговорами о скором присоединении Галичины к Российской империи. Однако после некоторых провалов Австрии на фронте условия пребывания резко ухудшились: постель и матрасы забрали для раненных, и заключенные стали спать на полу, вследствие чего появились насекомые, возникали различные заболевания. Также начали проводить допросы и гнать на принудительные работы. Гулять разрешалось только в узком внутреннем дворе лагеря. Молитва и братство – утешение для скорбящих заключенных. Нужно сказать, что со временем русский народ приспособился к этим тяжелым и нечеловеческим условиям: на принудительных работах стали сооружать койки для сна, в казармах стали соблюдать чистоту, чтобы искоренить насекомых, а сами пленные сблизились друг с другом в общении.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/26/is...

– При чем здесь античность, когда известно, что албанцы – народ с побережья Каспийского моря, только около 1050 года пришедший на Балканы из Сицилии? Кто написал им такую историю? – Существует три теории происхождения албанцев, что они пришли с Кавказа (теорию выдвинул в XIX веке французский консул в Янине Анри Пуквилль), что они представляют собой смесь различных древнебалканских элементов и что они по происхождению иллирийцы. Третью теорию больше всего разрабатывала австро-венгерская дипломатия, хотя между последним упоминанием об иллирийцах и первым упоминанием об албанцах прошло восемь веков. В конце 1896 года в Вене государственная элита приняла решение о создании автономной Албании под протекторатом Австро-Венгрии. Уже в 1897 году Лайош Талоцци, гражданский комиссар оккупированной Сербии (1915–1916), написал «Популярную историю албанцев», а потом «Букварь», созданный по образцу букварей для основных школ в Боснии и Герцеговине. В 1906 году в Талоксе вместе с известными историками Виречеком, Миланом Шуфлаем и другими он начал искать источники средневековой истории албанцев. Первый том «Acto albanicae» появился в Вене в 1913 году, а второй – в 1918-м. В 1916 году в Мюнхене и Лейпциге опубликовано двухтомное издание «Иллирийско-албанские исследования» под редакцией Талоцци. В Вене уже двадцать лет выходит журнал «Дардания», а в 1990 году известный нам Волфганг Петрич вместе с Карлом Казером и Робертом Пихлером опубликовал тенденциозную книгу о Косове. Между тем, в Австрии есть исследователи, которые объективно оценивают события на Балканах. Я упомянул бы книги Ганса Хофбауера «Балканская война: разорение Югославии: 1991–1999» и Малте Олшефского «Новый бой Сербии за Косово». – Проектирование албанского государства на сербской территории Балкан, как выяснилось, началось еще в конце XIX века. А кто сегодня наследует австро-венгерскую политику? – Сегодняшняя политика ведущих стран ЕС и США по отношению к сербам и юго-восточной Европе в большей степени напоминает концепцию «Великой Средней Европы» Фридриха Наумана 1915 года (создание системы «искусственных» государств на Балканах, где Сербия даже этого титула «искусственное государство» не заслужила), а частично эта политика напоминает и о некоторых идеях Великого германского рейха. Общество по делам юго-восточной Европы, основанное в Вене в 1940 году, разработало в конце 1941 года обширный проект установления «порядка и мира на Балканах».

http://pravoslavie.ru/5186.html

В Дубровнике прожил целых 28 лет, в качестве учителя сербского и немецкого языка, приходского священника (с 1833 г.) и наконец (с 1846 г.) протопресвитера. В 1858 г. перемещён в Задр профессором богословия в тамошней семинарии, а по учреждении в 1860 году консистории в Задре, назначен консисториальным протопресвитером и духовным членом краинского школьного совета. В 1881 году, по пострижении в монашество, назначен консисториальным архимандритом в Сараево, а в 1885 году, после удаления митрополита Саввы Косановича, поставлен был сначала администратором епархии, а потом избран и в преемники удалённого митрополита Саввы.. Почивший архипастырь немало потрудился и на литературном поприще. Вскоре по переселении своём в Дубровник он вместе с другим народным деятелем Божидаром Петрановичем начал издавать „Сербско-Далматинский магазин“ , повременный сборник исторических, церковно-религиозных и поэтических памятников, и в течении 20 лет был его редактором; участвовал своими литературными трудами в „Летописи“ сербской матицы, в черногорской „Горлице“ и других изданиях, переводил с итальянского и немецкого языков научные статьи по воспитанию юношества, издал несколько брошюр по предметам пастырской практики, два раза издавал „шематизм (календарь) православной митрополии Дабро-Босанской“ и основал духовный журнал; „Дабро-Босанский Источник“. За свои литературные труды избран был в члены сербского учёного общества, сербской матицы и др. Но особенно памятен и дорог сербскому народу почивший митрополит, как щедрый благотворитель и сербский добротвор. При Вот уже минуло почти 19 лет с тех пор, как австро-венгерские войска, на основании постановления берлинского конгресса, перешли границы Боснии и Герцеговины и заняли эти две сербские области. Австро-Венгрия торжественно обещала ввести в этих областях благоустройство, правду и законность (в прокламации австрийского императора и венгерского короля от 25 (13) июля 1878 года и в особой конвенции, заключённой 21 (9) апреля 1879 года между Австро-Венгрией и Оттоманской Портой).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Шематизм должен был выйти в 1902 г., но и до сих пор не вышел. Нет также шематизма зворнико-тузланской митрополии. – Дабро-боснийская консистория в 1902 г. озабочена была и предприняла меры к тому, чтобы правильно и в законной форме велись приходские метрики, которые доселе велись, как видно, неправильно и неодинаково, и вследствие сего приходские книги не признавались официальными документами со стороны гражданских властей. Консистория предписала вести домовые списки по определённой форме. Метрики и остальные нужные книги напечатаны и разосланы на счёт краевого правительства. Богосл. Гласник, 1903, кн. III, вып. 5 и 6, стр. 473. 1245 Вениамин Каллай (род. в 1839 г.) с 1869-го до 1875 г. состоял главным консулом Австро-Венгрии в Белграде, где основательно изучил сербский язык, который и раньше довольно знал, имев случай изъездить не только Сербию, но и остальные сербские земли, особенно Боснию и Герцеговину. В это время он написал довольно беспристрастную „Сербскую Историю“, которую сам же после запретил для Боснии и Герцеговины. Ему же принадлежат исследования: „Русская восточная политика“ и „Положение Венгрии в отношении к Востоку“. С 1882 г. – австро-венгерский министр финансов и наместник Боснии и Герцеговины. 1247 Кстати припомним, что 16 июля 1903 г. исполнилось ровно 25 лет со времени начала оккупации Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины. 1248 Содержание четвёртого церковно-школьного меморандума, поданного представителями сербско-православного народа в Боснии и Герцеговине австрийскому императору 23 мая 1902 г. – в Богосл. Вестнике, 1902, ноябрь, 412–416. 1250 Горькие упрёки по адресу босно-герцеговинских митрополитов –в статье: „Босанско-Херцеговачки Митрополити у вршеньу налога Васеленске nampujapшuje“, – Христ. Весник, 1903, февр., 84–87. 1252 Так, в зворничском уезде, как можно убедиться из официальной статистики, нет ни одного оседлого жителя римско-католической веры, а в самом Зворнике несколько лет тому назад поселились только два католика – мостовщик и аптекарь, – и тем не менее католическая пропаганда нашла нужным основать здесь римско-католический приход с местопребыванием постоянного фратра и приходского управления в Зворнике.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Внимательно выслушав условия " сотрудничества " , Дмитрий Михайлович спокойно ответил: " Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной " . Все попытки немецкого командования принудить пленного генерала Д.И. Карбышева пойти на сотрудничество с нацистами не увенчались успехом. В ночь на 18 февраля 1945 г. в концлагере Маутхаузен, в числе около 500 других заключённых, после зверских пыток, он был облит водой на морозе (температура воздуха около −12°C) и убит. Тело Д.М. Карбышева было сожжено в печах Маутхаузена. За мужество и героизм в 1946 г. генерал-лейтенанту инженерных войск Д.М. Карбышеву присвоено звание Герой Советского Союза – посмертно. Александр Александрович Самойло. Происходил из рода гетмана Запорожского войска Самойло Кошки. В 1903 г. совершил командировку с разведывательными целями в Австро-Венгрию, а в 1906 г. — в Германию и Англию. В августе 1909 г. А. А. Самойло переведен в Главное управление Генерального штаба на должность делопроизводителя разведывательного отделения, где вел работу по Австро-Венгрии. По представлению французского военного атташе полковника Пьера Эрнеста Маттона (Pierre Ernest Matton) в 1914 г. награждён орденом Почётного легиона степени офицера за предоставление правительству Франции данных о сроках мобилизации австро-венгерских войск. Генерального штаба Русской императорской армии генерал-майор. В качестве руководителя военной комиссии советской делегации участвовал в переговорах при заключении с Германией мирного договора в Брест-Литовске. Войска под его командованием провели Шенкурскую операцию, вели бои по освобождению железнодорожной линии Вологда — Архангельск, а после вывода английских войск провели операции по овладению городами Архангельск и Онега. В мае 1919 г. генерал-майор Самойло командовал Восточным фронтом, войска которого в этот период провели Бугурусланскую и Белебейскую операции. С апреля 1920 г. Самойло был прикомандирован к Полевому штабу РВСР и являлся членом комиссий по мирным переговорам с Финляндией и Турцией.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/16/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Колан) [румын. Nicolae Colan] (28.11.1893, Арапатак, комитат Харомсек, Венгерское королевство в составе Австро-Венгерской монархии (ныне Арач, жудец Ковасна, Румыния) - 15.04.1967, Сибиу, Румыния), митр. Трансильванский (1957-1967) Румынской Православной Церкви (РумПЦ), политик, публицист, журналист, педагог. Почетный член и с 1943 г. действительный член Румынской академии (1938-1948). Род. в крестьянской семье в Вост. Трансильвании, входившей в то время в состав Венгрии. Начальное образование получил в сельской школе в родном селе, в 1906-1907 гг. проходил обучение на венг. языке в средней школе в г. Шепшисентдёрдь (ныне Сфынту-Георге, Румыния), в 1914 г. окончил одно из самых престижных в монархии Габсбургов румыноязычных средних учебных заведений - лицей им. митр. Андрея (Шагуны) в Брашшо (ныне Брашов, Румыния). В 1914-1916 гг. (до вступления Румынии в первую мировую войну) в венг. г. Надьсебен (ныне Сибиу, Румыния) учился в правосл. ДС (ныне богословский фак-т Ун-та им. Л. Благи), где в круг его общения входил ряд лиц, впосл. оставивших заметный след в румын. культуре (поэт и философ Л. Блага, историк А. Оцетя и др.). C 1915 г. сотрудничал с периодическим изданием «Gazeta Transilvaniei», тесно связанным с румын. национальным движением Австро-Венгрии, в 1916 г. опубликовал свои первые богословские статьи в основанном Н. Бэланом (впосл. митр. Трансильванский Николай ) в Сибиу издании «Revista teologic» (Богословское обозрение). Со вступлением Румынии в войну в авг. 1916 г. и началом боевых действий с Австро-Венгрией Н. в числе др. молодых трансильванских интеллектуалов бежал в Румынию, стал студентом филологического фак-та Бухарестского ун-та, затем (после поражения румын. армии и эвакуации к кон. 1916 из Бухареста румын. администрации и мн. учебных заведений) продолжил учебу в Яссах, куда переместился и королевский двор. В 1917 г., присоединившись к потоку румын. беженцев, устремившихся на восток, оказался на Украине, нек-рое время руководил церковным хором в селе близ Елисаветграда (ныне Кропивницкий), где находилось много беженцев из румын. земель. В окт. 1917 г. обосновался в Кишинёве, адм. центре Бессарабской губ., где вместе с др. трансильванцем, О. Гибу, редактировал газ. «România nou» (Новая Румыния), отстаивая на ее страницах идею национального единства румын и бессарабских молдаван. В кон. осени 1917 г. стал редактором газ. «Sfatul rii» (Сфатул цэрий; Краевой совет) - офиц. печатного органа одноименного законодательного собрания Бессарабии, провозгласившего образование Молдавской демократической республики. Поддержал декларированное весной 1918 г. присоединение Бессарабии к Румынии.

http://pravenc.ru/text/2565986.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010