Еп. Григорий (Яцковский). Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) Еп. Григорий (Яцковский). Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) 21 нояб. 1908 г. хиротонисан во епископа Козловского, викария Тамбовской епархии. Хиротонию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге возглавил митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) . С 13 дек. 1912 г. епископ Бакинский, 1-й викарий Грузинской епархии, с 13 нояб. 1917 г. епископ Елисаветпольский, викарий Тифлисской епархии. В авг.-нояб. того же года участвовал в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , в числе 15 кандидатов выдвигался на пост товарища председателя. 17 нояб. 1917 г. назначен епископом Екатеринбургским и Ирбитским, прибыл на кафедру в нач. 1918 г. 28 июля того же года, через 3 дня после вступления в Екатеринбург войск Чехословацкого корпуса и Сибирской армии, во время крестного хода призвал «сохранять православную веру, которой было сильно государство Российское». 4 авг. во время парада и торжественного чествования частей, взявших Екатеринбург, Г. отслужил молебен и освятил их знамена. Отслужил панихиды на могилах священников, погибших от рук большевиков в В. Тече. Благословил устраивать вечера скорби в память убитых священнослужителей (на нек-рых присутствовал лично), собранные пожертвования передавали их семьям (11 сент.- в г. Шадринске, 24 дек.- на Камышловском заводе и др.). 16 февр. 1919 г. встречал в кафедральном соборе приехавшего в город А. В. Колчака. Все эти факты в дальнейшем были использованы против Г. В 1922 г. Патриархом свт. Тихоном возведен в сан архиепископа. 12 авг. того же года арестован по обвинению в том, что во время гражданской войны «восстанавливал население против советской власти», используя религ. демонстрации, церковные службы и речи. Также Г. были предъявлены обвинения в поддержке участников контрреволюционного заговора ген. А. П. Перхурова в мае 1921 г. и в сопротивлении изъятию церковных ценностей в 1922 г. 20-22 янв. 1923 г. на открытом судебном заседании Екатеринбургского губревтрибунала Г. виновным себя не признал. 23 янв. был осужден на 5 лет лишения свободы со строгой изоляцией. Отбывал наказание в екатеринбургской, с 12 мая 1923 г. во владимирской тюрьмах. Постановлением Президиума ВЦИК от 21 июля 1925 г. оставшийся срок лишения свободы признан условным, и Г. был освобожден.

http://pravenc.ru/text/166691.html

Пользуясь широкой поддержкой ГПУ, самочинные епископы из ВВЦС стали было оспаривать у митрополита Сергия заместительство митрополита Петра, но, увидя, что вся Церковь решительно стоит на стороне митрополита Сергия и им не приходится рассчитывать на поддержку, – они стали убеждать последнего присоединиться к ним. В результате долгой переписки выяснилось, что митрополит Сергий не склонен идти на компромисс с ВВЦС и даже наложил на участников его меры прещения, запретив их в священнослужении. Тогда архиепископ Григорий [Яцковский] и др., получив свидание с митрополитом Петром в ГПУ, передают ему доклад о положении в Церкви, в котором сообщают, что митрополит Сергий не может управлять Церковью, что митрополит Михаил [Ермаков] отказался и архиепископ Иосиф [Петровых] тоже и что, таким образом, церковные дела требуют нового распоряжения от митрополита Петра, дабы избегнуть полной анархии. Митрополит Пётр, не подозревая предательства, зная архиепископа Григория [Яцковского] по его прежней стойкости в Православии, положил на этот документ, тут же в ГПУ на свидании 19 января (1 февраля) 1926 г., резолюцию о передаче управления Церковью Коллегии из архиепископов Николая [Добронравова] Владимирского, Димитрия [Беликова] Томского и Григория [Яцковского] Екатеринбургского; в это самое время архиепископ Николай [Добронравов ] сидел в той же тюрьме в ГПУ, а архиепископ Димитрий [Беликов] был в Томске и в Москву приехать не мог. Архиепископ Григорий [Яцковский], зная все это, умолчал и с резолюцией Петра покинул ГПУ. Однако митрополит Пётр свою резолюцию написал не в категорической, а в условной форме, давая этим понять, что она обязательна к исполнению лишь при известных условиях, а именно, при условии невозможности для митрополита Сергия [Страгородского] управлять Церковью. Оставаясь до мая 1926 г. в одиночном заключении во внутренней тюрьме ГПУ и будучи совершенно оторванным от мира, митрополит Пётр не представлял себе ничего о действительном положении вещей. Он догадался, что, вероятно, не все благополучно и спокойно, раз митрополит Сергий не смог, а митрополит Михаил и архиепископ Иосиф отказались управлять Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

С. 116. 229 «К правительству СССР» или «Соловецкое послание». Обращение православных епископов из Соловецких островов. Рукопись. Май 1927 г. [Акты... С. 500–507.] 232 Из выступления члена Особого Присутствия при Святейшем Синоде А. А. Нейдгардта 24.11.1906//Церковные Ведомости. Приложение. 1906. 49. С. 146. 234 Стенографический отчет второго всесоюзного съезда союза воинствующих безбожников. М.: Безбожник, 1930. [?] 242 Титлинов Б. В., проф. Борьба за мир в Церкви: Переворот в тихоновщине//Вестник Священного Синода... 1926. 8–9 (3–4). С. 8. 247 Завещательное распоряжение Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра о передаче высшей церковной власти в Православной Русской Церкви, в случае невозможности Ему дальнейшего возглавления Церкви. [Акты... С. 422.] 256 [Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Париж: YMCA-Press, 1959 (Impr. de Navarre). T. 2. С. 474.] 262 Доклад митрополита Александра (Введенского) об общем положении церковной жизни и о развитии обновленческого движения после собора 1925 года//Вестник Священного Синода... 1926. 10(6). С. 3. 266 Титлинов Б. В., проф. Борьба за мир в Церкви: Переворот в тихоновщине//Вестник Священного Синода... 1926. 8–9 (3–4). С. 8. 272 Обращение Св. Синода Православной Российской Церкви ко всем чадам Православной Церкви//Вестник Священного Синода... 1926. 10 (6). С. 11. 275 Григорий (Яцковский), архиеп. Документы, относящиеся к образованию Временного Высшего Церковного Совета в Москве. М.: Издание автора, 1926. С. 4. 276 Титлинов Б. В. Борьба за мир Церкви: Переворот в тихоновщине//Вестник Священного Синода... 1926. 8–9 (3–4). С. 8. 277 И. Р. История тихоновских местоблюстителей перед соборной правдой//Украинский православный благовестник. 1927. 24. С. 350. 279 Заколдованный круг (канонический этюд): В порядке самозащиты//Вестник Священного Синода... 1929. 3–4 (36–37). С. 12. 280 Григорий (Яцковский), архиепископ. Документы, относящиеся к образованию Временного Высшего Церковного Совета в Москве. С. 4. 282 Параграф 12 «Определения о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России» гласил: «В случае кончины Патриарха или нахождении его в отпуске или под судом, его место в Священном Синоде и Высшем Церковном Совете заступает старейший из присутствующих в Синоде иерархов; права же и обязанности Патриарха, как епархиального Архиерея, переходят к Архиепископу Коломенскому и Можайскому» (Собрание Определений...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Успешная деятельность И. и рост его авторитета среди верующих вызывали обеспокоенность властей. 27 окт. после допроса в ГПУ у И. была взята подписка о невыезде из Москвы. Главным обоснованием необходимости осуждения И. следователи считали то, что «гр. Троицкий является ярым приверженцем контрреволюционера Тихона». 15 нояб. 1923 г. И. был арестован. Арест ближайшего помощника Патриарха был воспринят верующими как давление на свт. Тихона в связи с требованиями властей о переходе Русской Церкви на григорианский календарь. 7 дек. Комиссией НКВД по адм. высылке И. был приговорен к 3 годам концлагеря. Был отправлен в Кемский лагерь, а потом на Соловецкие о-ва. В лагере трудился сетевязальщиком, рыбаком, лесником, сторожем. Ходатайствовал перед лагерным начальством о смягчении режима для др. заключенных - духовных лиц - и часто добивался этого. Воспринимал Соловецкий лагерь для себя как школу добродетели. Являл собой пример монашеского нестяжательства, в общении с другими всегда проявлял добрый характер и бодрый дух. Пользовался всеобщим уважением у отбывающих заключение архиереев, священников и профессоров духовной академии, др. соузников. После кончины свт. Тихона власти делали попытки использовать имевшего высокий авторитет в Церкви И. в своих интересах. 5 июля 1925 г. И. был отправлен из Соловецкого лагеря в ярославскую политическую тюрьму-изолятор; содержался там в одиночной камере. В нач. 1926 г. И. в ярославской тюрьме дважды посетил Тучков, к-рый пытался убедить И. примкнуть к григорианскому расколу . Тучков предложил освобождение при условии поддержки группы архиереев во главе с архиеп. Григорием (Яцковским) , на что И. ответил о необходимости сначала переговорить с представителями этой группы, сведений о к-рой у него почти не было. В отношении временного органа церковного управления И. заявил Тучкову, что его создание было бы желательно, при этом необходимо согласие Патриаршего Местоблюстителя и епископата. Создаваемое церковное управление «не должно ни в малейшей степени напоминать характер деятельности так называемого ВЦУ» - обновленческого Высшего церковного управления . Организованный инициатором григорианского раскола архиеп. Григорием (Яцковским) Временный высший церковный совет совершенно не отвечал представлениям И. о каноническом временном органе высшей церковной власти, задачи к-рого ограничивались бы созывом Поместного Собора; «что касается самого Собора, то он должен быть собран, а не подобран, как это сделало ВЦУ в 1923 г.». Подобные взгляды И. изложил и в составленном им по требованию Тучкова письме в адрес Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского , впосл. Патриарх Московский и всея Руси).

http://pravenc.ru/text/389143.html

Усиление с кон. 20-х гг. в СССР антирелиг. борьбы затронуло и Г. р. В нач. 30-х гг. скончались носившие в расколе звание «митрополитов» Димитрий (Беликов), Борис (Рукин) и Григорий (Яцковский); принесли покаяние и вернулись в лоно РПЦ епископы Тихон (Русинов) и Митрофан (Русинов). Лишившись наиболее влиятельных архиереев и поддержки гос. властей, Г. р. быстро пришел в упадок, чему способствовали и внутренние раздоры. Имеются свидетельства, что весной 1932 г., незадолго до смерти, Григорий (Яцковский) подготовил и послал на пленум ВВЦС доклад о необходимости лишить сана «митрополита» Виссариона (Зорнина); доклад, однако, не был оглашен. В 1933 г. Виссарион (Зорнин) был отстранен от председательства в ВВЦС и управления епархией. По другим сведениям, Виссарион (Зорнин) сохранил за собой пост главы ВВЦС, а «архиепископ» Петр (Холмогорцев) только временно замещал его в 1934 г. Мн. григорьевские епархии в это время, вероятно, превратились в самоуправлявшиеся. Последнее совещание сторонников ВВЦС состоялось в Москве в апр. 1937 г. В 1937-1938 гг. во время массовых гонений против всех религ. течений большинство григорьевских храмов было закрыто, а духовенство репрессировано. После этого Г. р. как иерархическая орг-ция прекратил существование, сохранилось лишь незначительное количество григорьевских приходов. К нач. 40-х гг. в Г. р. оставалось только 4 архиерея - неканонического поставления. В 1943 г. принесли покаяние и были приняты в общение с РПЦ в прежнем монашеском звании Фотий (Топиро ; впосл. архиепископ Львовский) и в сане архимандритов - Гермоген (Кузьмин) и Иосиф (Вырыпаев). В 1946 г. принес покаяние последний григорьевский иерарх - «епископ Ачинский» Феодосий (Григорович-Борисов), принятый в общение с РПЦ в монашеском звании. Арх.: РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 113. Д. 353; ГА адм. органов Свердловской обл. Ф. 1. Оп. 2. Д. 36640; ГА новейшей истории Пермской обл. Ф. 2. Оп. 4. Д. 9; ГА Свердловской обл. Ф. Р-575. Оп. 1. Д. 12, 374, 377; Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 123; Объед. ГА Челябинской обл. Ф. Р-519. Оп. 1. Д. 16; Ф. Р-274. Оп. 3. Д. 4254; ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 6. Д. 430.

http://pravenc.ru/text/166503.html

Ист.: Акты свт. Тихона; Док-ты, относящиеся к образованию Временного Высш. Церк. Совета в Москве/Сост.: архиеп. Григорий (Яцковский). М., 1926; Борис (Рукин), еп. О современном положении Рус. Правосл. патриаршей Церкви. М., 1927; Послание епископов-староцерковников, признающих Временный Высш. Церк. Совет, собравшихся в Донском мон-ре г. Москвы 11-13 мая 1927 г., ко всем верным чадам Святой Правосл. Церкви. М., 1927; Правда о Высш. Церк. Временном Совете и о Нижегородском митр. Сергии. Новочеркасск, 1927; Правосл. церк. календарь на 1927 г./Под ред. архиеп. Григория (Яцковского). Свердловск, 1927; Сосуд избранный. Т. 1. С. 340-342. Лит.: Долотов А. С. Церковь и сектантство в Сибири. Новосиб., 1930; Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола РПЦ. Каз., 1970; Польский. Ч. 1; Иоанн (Снычев). Церк. расколы; он же. Стояние в вере: Очерки церк. смуты. СПб., 1995; Стратонов И. А. Рус. церк. смута//Из истории Христианской Церкви на родине и за рубежом в ХХ ст. М., 1995. С. 29-172; Боже В. С. Очерк церк.-религ. жизни Челябинска нач. ХХ в.//Челябинск неизвестный: Краевед. сб. Челябинск, 1996. Вып. 1. С. 23-64; он же. Мат-лы к истории церк.-религ. жизни Челябинска (1917-1937 гг.)//Там же. Вып. 2. С. 142-152; Цыпин. История РЦ; Лавринов В. , прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001; Митрофанов Г. , прот. История РПЦ, 1900-1927. СПб., 2002; Ореханов Г. , свящ. На пути к собору: Церк. реформы и первая рус. революция. М., 2002; Каплин П. В. Григорианский раскол на Урале в 1926-1938 гг.//Документ. Архив. История. Современность: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 2004. Вып. 4. С. 22-32. П. В. Каплин, прот. Валерий Лавринов Рубрики: Ключевые слова: ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе ГРИГОРИЙ (Яцковский Гавриил Иулианович (Ульянович); 1866 - 1932), архиеп. бывш. Свердловский, один из инициаторов и первый руководитель григорианского раскола в РПЦ

http://pravenc.ru/text/166503.html

Осведомившись об этом новом церковном расколе (отныне именуемом по имени его творца – «григорианским»), Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий вступает в переписку с архиепископом Григорием, призывая последнего и его единомышленников оставить своё беззаконное начинание и выразить послушание законному священноначалию. Однако никакие увещания и доводы не оказывают надлежащего действия на самочинников. 16(29) января 1926 г. определением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя организаторы ВВЦС – in corpore – запрещаются в священнослужении и предаются соборному суду архиереев на основе соответствующих канонических правил. Несколько позже епископ Дамиан [Воскресенский], братья-епископы Тихон и Митрофан [Русиновы] и некоторые другие выходят из раскола и принимаются по покаянии в общение с Церковью. Но зачинатели раскола: архиепископы Григорий [Яцковский], Константин [Булычев], епископ Борис [Рукин] и некоторые вновь примкнувшие к ним архиереи не только обосабливаются ещё более, но отваживаются даже на создание своей собственной лжеиерархии, насаждаемой ими по примеру обновленцев, параллельно православному епископату, находящемуся на вверенных ему кафедрах. Раздорническая деятельность архиепископа (в расколе «митрополита») Григория [Яцковского] ещё более обнаруживается в последующее время (см. 12–18). 12–18. Коллегия (номинально; фактически Церковью не управляла). 19.01(01.02).1926 г. Организатор ВВЦС архиепископ Григорий [Яцковский], игнорируя определение Заместителя митрополита Сергия [Страгородского] о запрещении в священнослужении и предании соборному суду архиереев-членов ВВЦС, при содействии гражданских властей является к заключённому Патриаршему Местоблюстителю и представляет ему доклад, в котором тенденциозно излагается течение церковной жизни за время удаления Местоблюстителя от управления Церковью и якобы полная бездеятельность митрополита Сергия, а также сообщается о невозможности его выезда из Нижнего Новгорода в Москву для руководства из центра церковными делами. По смыслу доклада, этой бездеятельностью Заместителя и вызывается необходимость создания коллективного органа высшего церковного управления – ВВЦС.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

4) если же общения с нашей иерархией Вы прерывать не намерены, то какими каноническими основаниями Вы оправдываете своё начинание и какой канонически бесспорный источник Ваших полномочий Вы можете указать, чтобы возглавляемый Вами “ВВЦС” по своему происхождению и каноническому достоинству существенно отличался от бывшего «ВЦУ» и чтобы Православная русская иерархия могла сохранить с Вами общение, а верные чада Святой нашей Церкви могли бы безопасно за Вами последовать. С братскою во Христе любовию и с искренней к Вам и сочувствующим Вам благожелательностью остаюсь Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга. За Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский·. 1(14) января 1926 г. 1. Архив составителя 2. Иоанн [Снычев], митрополит. Церковные расколы Ответное письмо Председателя Временного Высшего Церковного Совета архиепископа Григория [Яцковского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] на его письмо от 1(14) января 1926 г. с приглашением прибыть в Москву для принятия участия в работе ВВЦС Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь и Отец. На письмо Ваше от 1(14) сего января, полученное мною 6(19) числа, имею долг ответить. 1) Напечатанная в «Известий» от 7 января 1926 г. заметка «Среди церковников» соответствует в общем действительности, в частности, вошедшие в состав Совета Преосвященные продолжают в нем оставаться. 2) Никакой особой религиозной группы, отдельной от Св. Православной Церкви в каком бы то ни было отношении образовать мы не намерены и отмежёвываться от Неё не предполагаем. 3) Указанных в завещании Святейшего Патриарха Тихона митрополитов Кирилла [Смирнова], Агафангела [Преображенского] и Петра [Полянского] признаем канонически законными преемниками Его власти, в виду того, что первые два намечены волею и изволением Всероссийского Церковного Собора 1917–1918 гг., а последний утверждён собранием епископов, бывших на погребении Святейшего. Относительно Вас такого соборного решения мы не знаем, a передачу церковного управления и власти по единоличному письму считаем не соответствующим духу и букве свв. канонов. Действовать независимо от иерархии Всероссийской Церкви мы не предполагаем и общения с нею прерывать не намерены, в частности, при богослужении мы возносим и намерены возносить имя митрополита Петра впредь до решения о нем канонического суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Гурий [Степанов], архиепископ Иркутский. Александр, епископ Павловский. Борис [Соколов], архиепископ Рязанский. Иоасаф [Шешковский], епископ Малоярославецкий, управляющий Калужской епархией. Серафим [Протопопов], епископ Рыбинский. Амвросий, епископ Сызранский. Амвросий, епископ бывший Брянский. Иоасаф [Удалов], епископ Чистопольский. Герман [Коккель], епископ Ибресинский. Парфений [Брянских], епископ Ананьевский. Константин [Дьяков], епископ Сумский, управляющий Харьковской епархией. Митрофан [Русинов епископ Бутурлиновский. Пётр [Зверев], епископ Старицкий. Вассиан [Пятницкий], епископ бывший Егорьевский. Аверкий [Кедров епископ Житомирский. Иннокентий [Тихонов], епископ Ладожский. Амвросий [Полянский], епископ Каменец-Подольский. Вениамин [Глебов], епископ Рославльский. Иов [Рагожин], епископ Пятигорский. Борис [Рукин], епископ Можайский. Симеон [Михайлов], епископ Чебоксарский, управляющий Вятской епархией. Николай [Покровский], архиепископ Псковский. Иоанн [Братолюбов], епископ Воткинский. Пётр [Гасилов], епископ Осинский, Иннокентий [Летяев], епископ Ставропольский. Александр [Раевский], епископ Керченский. Виссарион [Зорин], епископ Симбирский. Дамиан [Воскресенский], епископ Переяславский. Алексий [Готовцев], епископ Серпуховской. Иринарх [Синеоков], епископ Тюменский. Григорий [Козырев], епископ Вольский. Серафим [Звездинский], епископ Дмитровский. Арсений [Соколовский], епископ Прикаспийский. Феодор [Маковицкий], епископ Мосальский. Алексий [Буй], епископ Петропавловский. Григорий [Яцковский], архиепископ Екатеринбургский. Тихон [Шарапов], епископ Гомельский. Всецело покоряясь воле Премудрого и Благого Промысла, без коего, верю, ничто в жизни не совершается, сыновне подчиняясь велению нашего Святейшего Патриарха и согласуясь с пониманием его веления Архипастырями Русской Церкви, Я, смиренный Пётр, Митрополит Крутицкий, выразил согласие вступить со дня оглашения завещания почившего Первосвятителя в отправление обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Доводя о сем до сведения Архипастырей, пастырей и верных чад Православной Русской Церкви, прошу всех вознести ко Господу молитвы, чтобы Он упокоил со святыми НАШЕГО ОТЦА, а мне даровал силы и мудрость достойно проходить возложенное на меня служение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1 февраля 1926 г. [н. ст.] В глубокой скорби осведомились Мы из настоящего доклада. что в Православной Церкви начались разделения, могущие вызвать новый раскол, что Высокопреосвященный митрополит Сергий проживает не в Москве, а в Н. Новгороде, откуда не вправе выехать и где не дано ему строительство в церковном управлении и что Высокопреосвященнейший митрополит Михаил [Ермаков] совершенно отклонил от себя Наше поручение по исполнению обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, а Высокопреосвященный архиепископ Иосиф [Петровых] не может принять его, так как совсем не известен советской власти. Если с Нашей стороны для успокоения верующих и блага Церкви требуется особое распоряжение в изменение такового от 6 декабря 1925 г. [н. ст.], то в интересах мира и соединения церковного, признаем полезным временно, до выяснения Нашего дела, поручить исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя коллегии из 3-х архипастырей: Высокопреосвященного Николая [Добронравова] Владимирского, Высокопреосвященного Димитрия [Беликова], архиепископа Томского, Высоко- преосвященного Григория [Яцковского], архиепископа Екатеринбургского. При этом считаем долгом пояснить, что только эта коллегия является выразительницей Наших, как Патриаршего Местоблюстителя, полномочий по всем вопросам, кроме вопросов принципиальных и общецерковных, проведение в жизнь которых допустимо лишь с Нашего благословения. Означенная комиссия [«коллегия». – Сост.] по соглашению с властями пользуется правом пригласить для совместной работы потребное количество других архипастырей. (Со своей стороны предлагаю им архиепископов Сильвестра [Братановского] Вологодского и Серафима [Остроумова] Орловского и Преосвященных епископов: Николая [Могилевского] Тульского и Сергия [Зверева], управляющего Самарской епархией.) Преосвященным епископу Виссариону [Зорину], Тихону [Русинову] и Иннокентию [Бусыгину ] благословляем отправиться на свои епархии. Подписал: митрополит Пётр. С подлинным верно архиепископ Григорий Екатеринбургский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010