20 апреля Кипрская икона Эта икона Богоматери находится на о. Кипре (откуда и ее название), в монастыре, устроенном на месте ее явления. Время этого явления относится к концу IV века, именно к 392 году. Этой иконе празднуется еще 9 июля и в день сошествия Святого Духа на апостолов. В греческом синаксаре на неделю Православия передается одно сказание об иконе Богоматери. Трудно сказать, какая икона тут разумеется. Полагают, однако, и не без оснований, что сказание касается именно Кипрской иконы Богоматери. Содержание сказания сводится к следующему. На воротах, ведущих к одной из церквей острова Кипра, именно, церкви Пресвятой Богородицы, была поставлена икона Богоматери, изображающая Ее сидящей на престоле с Предвечным Младенцем и с двумя ангелами по сторонам. Однажды какой-то аравитянин, проезжавший мимо этой церкви, задумал поглумиться над христианской святыней. Он прицелился из лука в образ Богородицы и пустил стрелу, которая попала в колено Богоматери. Тотчас же из раны потекла в большом количестве кровь. Это знаменательное чудо привело в ужас святотатца; он помчался на своей лошади домой, но не успел доехать до своего двора и на пути пал мертвым. Так Божественное Провидение наказывает святотатцев! Другие иконы на о. Кипре: Полыньковая, Ястребская, Ножевая и Чистительная Полыньковая икона Богоматери получила свое название, оттого что была обретена в небольшой пещере, заросшей полынью. В настоящее время эта икона Находится в монастыре Авсинфия, построенном на месте ее явления. Явление другой иконы Богоматери, именуемой Ястребской, произошло при следующих обстоятельствах. Однажды правитель Кипра отправился на охоту, взяв с собой ястреба, выученного своим хозяином быстро ловить охотничью дичь. Случилось так, что ястреб, гоняясь за одной птицей, попал в терния и запутался в них. Прибывший к этому месту правитель пожалел своего ястреба и приказал слугам вырубить тот куст, в котором запутался ястреб. Слуги исполнили приказание своего господина. И вот пред глазами присутствовавших открылась дивная картина: посреди куста стояла икона Богоматери. Она получила название Ястребской. Видя в ее явлении знак особого благоволения Божией Матери к этому месту, правитель Кипра устроил здесь монастырь, в котором и была поставлена явившаяся икона. Событие это относится к тому времени, когда остров Кипр находился еще во власти христиан.

http://sedmitza.ru/lib/text/440287/

Цикланская – 15 авг. Целительница – 18 сент. Ченстоховская, 6 мар. Черниговская Гефсиманская – 1 сент. Черниговская-Ильинская – 16 апр. Черниговская-Елецкая – 5 февраля. Черская – 16 июля, Численская – 30 окт. Чистительная – 9 июля. Чухломская – 20 июля. Шуйская-Смолен. – 11 июля. Шуйская-Одигитрия – 28 июля. Экономисса-Домостроительница – 4 июля. Югская – 28 июля. Ярославская-Печерская – 14 мая. Ярославская (Казан.) – 8 июля. Яскинкая – 3 мая. Ястребская – 9 июля. Яхромская – 14 окт. Феодоровская – 14 мар. Феодотиевская – 2 июля. Дни памяти св. отец седми Вселенских Соборов 1-го собора 29 мая. 2-го « 22 мая. 3-го « 9 сентября. 4-го « 16 июля. 5-го « 25 июля. 6-го « 23 января. 7-го « 11 октября. Алфавит имен святых. (с переводом на русский язык) Объясиение сокращений; прор. – пророк, апост. – апостол, еписк. – епископ, архиеп. – архиепископ, святит. – святитель, муч. – мученик, преп. пр. – преподобный, свящ. муч. – священномученик, преподоб. муч. – преподобномученик, великомуч. – великомученик, испов. – исповедник, правед. – праведный, бессреб. – бессребреник, равноап. – равноапостольный. – Напечатание имен, а также и дней празднования некоторых святых особенным шрифтом, так называемым курсивом, означает то, что о таких святых и о таких днях празднования не упоминается в месяцеслове Св. Синода, а значатся они в других месяцесловах. – Должно заметить, что некоторые имена святых не могут быть переведены. Имена мужские Аввакум (объятие, т. е. любовь Божия), муч. июля 6; прор, дек. 2. Авда (слуга), муч., мар. 31. Авделай, муч., апр. 17. Авдикий, муч., апр. 10. Авдифакс, муч., июля 6. Авдиес (слуга Иисуса), муч., апр. 9. Авдий (слуга Господень), муч., сен. 5; прор., нояб. 19. Авдон (слуга), муч., июля 30. Авенир, царь, ноябр. 19. Аверкий (удерживающий), муч., мая 26; равноап., окт. 22. Авив (колос), муч., янв.29, авг. 2; диакон, сент. 6 и 15 ноября. Авид или Авдий (работник), муч., сент. 5. Авим, муч., авг. 1. Авип, муч., мар. 26. Авксентий (возрастающий), преп., фев. 14; еписк., апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Написана эта икона на полотне, наклеенном на доску, и по времени своего происхождения может быть отнесена k XVII веку. Коложская икона с древних времен ознаменовала себя многими чудесами, и до сих пор толпы верующих притекают во множестве со всех сторон на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы и по вере своей получают великие знамения Ее милосердия. 9 июля Кипрская икона Сведения об иконе Богоматери, именуемой Кипрской, а также и о ее списках, именно: Полыньковой, Ястребской, Ножевой и Чистительной, помещены под 20 числом месяца апреля. 10 июля Коневская икона Коневская икона Божией Матери принесена в Россию с Афона преподобным Арсением Коневским и находится в мужском Коневском монастыре, устроенном на Коневце, одном из островов Ладожского озера. История этой чудотворной иконы такова. Преподобный Арсений, желая видеть высокие образцы иноческих добродетелей и испытать все лишения сурового монастырского подвижничества, отправился на Афон. Проведя там три года в непрерывных подвигах духовного совершенствования, он решил возвратиться в свое отечество, чтобы там продолжать начатый им путь подвижничества. Игумен одного афонского монастыря, прозорливый старец Иоанн Зидон, благословил его в путь иконой Пречистой Богоматери. Арсений, прощаясь со старцем, высказал ему свое твердое намерение создать у себя на родине обитель в честь Пресвятой Богородицы. Старец одобрил это благочестивое намерение Арсения и предсказал ему, что с помощью Божией монастырь будет создан и прославлен на пользу и спасение многих. И вот, сопутствуемый иконой Богоматери, Арсений в 1393 г. возвратился в Россию и пришел в свой родной город Новгород. Явившись к архиепископу Новгородскому Иоанну, он испросил у него благословение на создание обители в пределах новгородских. «Благословение от него (архиепископа) прият, — говорит жизнеописатель преподобного Арсения, — отьиде на Невоозеро, в Коневский остров, и вселися ту и со святою иконою, юже прият во святой горе. И созда церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и обитель» (память прп. Арсения 12 июня). Так, из Новгорода по реке Волхову Арсений направился в Ладожское озеро или, как оно называлось в старину, Нево-озеро, и здесь, обойдя много островов, остановился, наконец, на острове, который был известен под именем Коневца.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Прославилась эта св. икона и многими другими чудесными знамениями. Будучи сходна по письму с Немецкой св. иконой, она отличается от не необыкновенной художественною выразительностью ликов Богоматери и Богомладенца. 302 Шелтомежская или Шестоковская св. икона находятся в церкви с. Шелтомежи, Кашинского y., Тверской губ. (где ныне жен. монастырь). Она явилась в половине XIII в. в доме крестьянина Николая Скрипицина, выпав свёртком холста из печной трубы на шесток, от чего и получила еще название Шестоковской. На этой св. иконе Богоматерь изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, держащим в правой руке скипетр; правая рука Его находится над державою, поддерживаемой левой рукой Богоматери; главы Богоматери и Богомладенца увенчаны коронами. 303 Св. икона Экономисса или «Домостроительница» находится на Афоне, в лавре св. Афанасия. Она была написана по случаю чудесного явления Богоматери св. Афанасию Афонскому во время голода в лавре и названа «Экономиссою» в память чудесного наполнения кладовых и сосудов в лавре всем необходимым для братии. Богоматерь изображена на ней сидящею на кресле, с Богомладенцем на Ее левой руке; по правую их сторону стоит в молитвенном положении пр. Михаил Синадский, a по левую – св. Афанасий, держащий в руках вид своей лавры, чем символически указывается на особенное попечение и покровительство, оказываемые Божией Материю этой лавре. 304 Ярославская св. икона была принесена в Ярославль свв. князьями Василием и Константином в XIII в. и находится в Ярославском кафедральном соборе. 305 С наименованием Яскинская известны две иконы, различные между собой по изображению на них Богоматери и Богомладенца: на одной из них (по преданию, явившейся 3 мая 682 г.) Богоматерь простирает Свою правую руку как бы для молитвы, а левою поддерживает Богомладенца, благословляющего правою рукою. На другой – Богоматерь поддерживает правою рукою под колена, а левою за плечо крепко приникшего к Ней с Ее левой стороны Богомладенца. 306 Ястребская св. икона обретена на о.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В ее композиционном решении проявилось некоторое несоответствие поз и жестов Богоматери и Христа с рисунком складок их одея­ний и объемно-пластическим построением формы, особенно заметное при соотнесении левой руки Марии и положения отведенной в сторону левой ножки младенца. Чаще всего, такое несоответствие проявлялось при копиро­вании древнего образца, когда передача определенных, характерных для оригинала композиционно-иконографических особенностей вступала в опре­деленное противоречие с авторским пониманием формы, рисунка и движе­ния и не отвечала закономерностям построения собственной композиции. В рассматриваемой иконе такими характерными, заимствованными из более древнего источника чертами являются, на наш взгляд, необычные для типа «Одигитрии» поза Христа, цвет одеяний и характер их драпировок. Компо­зиционное решение иконы с вытянутой правой ножкой младенца, достающе­го ступней нижнее поле, и приподнятой, сильно отведенной в сторону его левой ногой, покрытой драпировками зеленого хитона, обнаженного откину­тым краем гиматия, предполагает определенный образец, на который должен был ориентироваться создававший ее мастер. При сравнении наиболее древних из сохранившихся икон «Богоматери Одигитрии», нетрудно заметить варьирование в них нескольких иконографических вариантов, явно восходящих к различным прототипам. Помимо классической схемы «Одигитрии» со строго фронтальным иератическим изображением младенца Христа, связанной, скорее всего, со знаменитой константинопольской святыней монастыря Одигон, уже в XI в. появляются композиции, ориентирующиеся на какие-то другие известные тогда иконы. В данном случае, нас интересует тот вариант «Одигитрии», в котором Христос представлен не фронтально, а чуть развернувшимся в сторону Марии, и в котором воспроизводятся отмеченные выше композиционные особенности. Самую близкую иконографическую аналогию иконе из Торопца представляет образ «Богоматери Одигитрии» (Аракиотиссы) из монастыря Аракиотиссы в Лагудера на Кипре около 1192 г.

http://pravicon.com/info-606

Они могли быть следствием сохранения в списке XII в. художественных особенностей его архетипа. Доказать это невозможно, но сам факт существования сходного, но все же отличающегося иконографического образа XII в., позволяет сделать пред­положение о более раннем его происхождении. Мастер торопецкой иконы копировал, по нашему убеждению, именно комниновский образ. Поэтому в его художественных приемах так ощутим стиль искусства XII в. (117) Вместе с тем, многое в иконе свидетельствует о написании ее в более позднее время. Особенно это заметно при сравнении «Богоматери Торопецкой» с кипрским памятником. Все композиционное решение «Богоматери Аракиотиссы» подчинено идее непосредственного контакта с молящимся. Максимально приближенная к нам фигура Богоматери заполняет все иконное поле, а ее легкий разворот и скульптурная пластика форм создают эффект того иллюзорно-живописного пространства, в котором человек может ощущать себя «лицом к лицу» с Пре­святой Девой, обращая к ней свои молитвы. На иконе Русского музея, напротив, между Богоматерью и младенцем появляется дистанция. Фигура ее вос­принимается как бы издалека, поэтому столь важную роль начинает играть силуэт и плотная мерцающая живописная поверхность, напоминающая дра­гоценный ковчег или оклад. Более всего живопись «Богоматери Одигитрии» ассоциируется с блестящей металлической поверхностью, с техникой золо­той наводки, но не с мягкими колористическими и свето-теневыми града­циями. Отдельные иконографические черты и художественные приемы иконы встречаются в русской живописи именно в XIV в. Откинутый край гима­тия у Христа и характерный рисунок складок плаща, спадающего с его руки, напоминают изображение на пядничной иконе «Богоматери Одигитрии» конца XIV в., которую часто связывают с традициями балканского искус­ства (118). Сходный прием находим в древнейших псковских иконах; особенно близок характер одеяний и рисунок драпировок на иконе «Деисус» первой половины XIV в. из церкви Николы от Кожи, причем в нем использованы те же, что и на рассматриваемой иконе, редкие цветовые сочетания зеленого хитона и оранжево-красного гиматия (119).

http://pravicon.com/info-606

Богоматерь " Аракиотисса ке Кехаритомени " . Роспись ц. Панагии Аракос. 1192 г. Богоматерь " Аракиотисса ке Кехаритомени " . Роспись ц. Панагии Аракос. 1192 г. Богоматерь представлена в полный рост с полулежащим на Ее руках Младенцем Христом, в левой руке Богомладенца свиток, правой благословляет, взгляды устремлены друг на друга. Позади Богоматери престол, украшенный драгоценными камнями, в верхней зоне - ангелы с орудиями страстей. Фреска имеет пространное надписание (по обе стороны престола), в к-ром «с обильными слезами» семья ктитора храма Льва просит Богородицу о заступничестве. Ко времени 3-го этапа росписи, ок. 1333 г., относится живопись на растесанных в 1795 г. вост. простенках нартекса (сохранились фрагменты) и в тимпане над сев. входом (Божия Матерь Ахрантос (Непорочная)) - образец позднекомниновского искусства с характерными особенностями местного стиля. Над образом Богоматери сохранилась молебная надпись с именем диак. Леонтия, возможно не только исполнившего указанные изображения, но и расписавшего весь сев. фасад (под записью XVII в.). Господь Вседержитель, с избранными святыми на полях. Икона. Ок. 1193 г. (Визант. музей архиеп. Макария III. Никосия) Господь Вседержитель, с избранными святыми на полях. Икона. Ок. 1193 г. (Визант. музей архиеп. Макария III. Никосия) До 1970 г. в храме хранились два образа, приписываемые Феодору Апсевду: Богоматерь с Младенцем Христом (Аракиотисса) и Господь Вседержитель, со святыми на полях (святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, мученики Феодор и Георгий) (обе ок. 1193. Визант. музей архиеп. Макария III. Никосия). Новая рама иконостаса - деревянная, позолоченная - была установлена в XVII в. Одновременным ей является только распятие с предстоящими (1673), венчающее иконостас. Остальные иконы донесены в разное время, наиболее ранней из них является ростовой образ св. Иоанна Предтечи (XVI в.?). Икона Спасителя (справа от царских врат), 2-я пол. XVII в.,- вклад «рабы Божией Евфимии», о чем сообщает надпись. Икона Божией Матери (слева от царских врат) подписана именем иером. Герасима, исполнившего ее в 1716 г.

http://pravenc.ru/text/75822.html

Вероятно, временем до IX в. датируется икона Богоматери Параклесис из синайского монастыря Св. Екатерины, переписанная в XIII в. 300 . В руке у Нее свиток, начинающийся словами: ΤΙ ΜΗΤΕΡ ΑΙΤΕΙΣ («Что просишь ты, мать?») 301 . Эти слова Христа станут непременной частью диалога между Ним и Богоматерью на всех последующих композициях XII-XV вв. К сожалению, нельзя полагать, что текст этот сохранился от первоначальной живописи, а не относится к XIII в. Таким образом, немногочисленные ранние изображения подтверждают древность иконографической формулы Параклесис (вплоть до существенных деталей, к которым можно, например, отнести покрытость мафорием руки Богоматери, держащей свиток), но не являются постоянным элементом декорации алтарной части и не имеют устойчивого текстового комментария. В последующий период композиция Параклесис со свитком появляется в группе памятников XII–XV вв., причем как в монументальной живописи, так и в иконописи. В их числе – композиция на южной стене храма Св. Георгия в Курбиново 1191 г. 302 ; изображение Богоматери в церкви Св. Врачей в Кастории (конец XII в.) 303 ; фреска Богоматери Аракиотиссы в Лагудера (около 1192 г.) 304 ; фреска в Манастире возле Прилепа (XIII в.) 305 , фреска в храме Богоматери Олимпиотиссы (около 1260–1290 г.) 306 ; фрески XIV в. в Св. Софии Охридской 307 и Св. Николая Орфаноса в Фессалониках 308 . Самой ранней является знаменитая икона Богоматери из Сполето (около 1100 г.) 309 . На окладе этой иконы, по всей видимости представлявшей собой ex voto, имеется первый полностью сохранившийся вариант греческого текста диалога между Христом и Богоматерью: «Что же ты просишь, Мать? – Спасения смертным. – [Они] разгневали меня. – Будь милостив, Сын Мой. – Но они не покаялись. – Верным милость [даруй]». В конце текста упомянуто имя Ирины Петралифины, очевидно, заказчицы иконы либо оклада к ней, чья «верность» удостоверяется перед Христом самой Богоматерью. Однако в самом диалоге, который в таком виде будет существовать на всех памятниках этого типологического ряда, спасение просится для всех, что косвенно подтверждает существование к началу XII в. некоего общего текста, легшего в основу литературной программы данной композиции 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Преобладание линейной экспрессивной манеры получило широкое распространение в комниновской живописи и связано с усилением аскетического начала в ее образном строе. Уже в памятниках начала века произошло изменение типа ликов наиболее характерное для изображений св. отшельников, занявших постоянное место в системе храмовой росписи. На смену округлым правильным формам приходят заостренные лица с крупными носами, впалыми щеками, изборожденные глубокими складками, в т. ч. у жен. изображений и ангелов. Драпировки скрывают реальные объемы узких и длинных, сильно вытянутых фигур. Обнаженное тело, напротив, пишется подчеркнуто рельефно, но при этом анатомический рисунок приобретает почти орнаментальный характер. Такой способ изображения, особенно выразительный в письме ликов, В. Н. Лазарев определил термином «линейная стилизация». Архитектурный стаффаж подобен цветным ширмам, элементы пейзажа имеют декоративный характер, напр. лежащие мелкими «фестончатыми» складками вершины горок. Движение передается резкими, динамичными позами, постоянно используется положение в профиль. В изображение видимого мира художниками настойчиво вносятся элементы условности. Эти черты можно отметить в росписях Спасского собора псковского Мирожского мон-ря (сер. XII в.), ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (посл. четв. XII в.; см. ст. Ладога Старая ), ц. Благовещения в Аркажах (1189), ц. Спаса на Нередице (1199; см. ст. Нередицкий в честь Преображения Господня мон-рь ). Одновременно продолжают создаваться памятники, ориентированные на классические столичные образцы (фрески церкви-гробницы (костницы) Бачковского ( Петрицонского ) мон-ря (2-я пол. XII в.- датировка Э. Бакаловой; кон. XI - нач. XII в.- датировка Д. Мурики), Димитриевского собора во Владимире (80-е гг. XII в.)), а также росписи, в к-рых органично сочетаются динамичный линейный стиль и классическое понимание формы (фрески Энклистры св. Неофита в Пафосе (1185), церквей Христа Антифонита близ Калогреи (кон. XII в.) и Панагии Аракос (Богоматери Аракиотиссы) в Лагудере на Кипре (1192)).

http://pravenc.ru/text/387113.html

В основных чертах программа соответствует средневизант. классической схеме, но насыщена целым рядом новых тем. Выбор и распределение сюжетных композиций, не связанных последовательностью повествования, подчинены задаче прославления Богоматери. В соответствии с этим на сев. стене подкупольного пространства написано «Введение во храм», а на юж.- «Успение Богородицы». Особенностью последней композиции является нетрадиц. для нее изображение ап. Петра с крестом на длинном древке, а не с кадилом, к-рое вместо него держит один из святителей. В росписи появляется новая тема, к-рая получит широкое распространение в палеологовском искусстве,- изображения гимнографов прп. Иоанна Дамаскина, свт. Космы Маюмского, прп. Иосифа Песнописца и Феофана, авторов канонов, воспевающих Богородицу; они изображены в медальонах на триумфальной арке по сторонам Нерукотворного образа Спасителя (Мандилиона) и на примыкающих участках стен. В кольце под барабаном - Спас Эммануил в медальоне между образами архангела и Богоматери из «Благовещения» как иллюстрация слов прор. Исаии: «Се Дева приимет во чреве» (Ис 7. 14), на вост. оси от образа Пантократора в куполе выстраивается ряд изображений Христа: Этимасия (образ Второго пришествия), Эммануил, Спас Нерукотворный, Младенец (на руках у Богородицы). Композиции из цикла земной жизни Христа располагаются в зап. рукаве - на своде «Рождество Христово» и «Сошествие во ад», на сев. стене - «Крещение». Отсутствие повествовательной линии подчиняет всю программу храмовой декорации созерцательному началу. Этому способствует и характер изображения в рост святых в нижнем ярусе росписи, к-рые предстают в виде отдельных моленных образов, а не выстраиваются типичным для позднекомниновской живописи фризом. Фигур не много, их выбор и расположение подчиняются строгой системе. Центральным является образ Богоматери Аракиотиссы, написанный на юж. стене. Образы церкви в Лагудере, в к-рых оживают идеалы искусства начала столетия, найдут отклик в серб. живописи, в росписях нач.

http://pravenc.ru/text/387113.html

   001    002   003     004