На Руси иконы Божией Матери, представляющие собой данный иконографический тип, появились в XI — XII веках, и стали называться «Знамение» после чуда от Новгородского образа, который, кстати сказать, был самым ранним примером этого иконографического типа среди икон. Эти образы могли существенно отличаться от их новгородского прототипа. Так, в ярославской иконе Оранты «Великая Панагия» (около 1224 г., ГТГ) Богородица представлена в полный рост, а под ее ногами написан коврик-орлец , не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. На другой древней иконе начала XIII века из Ярославля – «Богоматерь Воплощение», в отличие от новгородского «Знамения», Младенец благословляет двумя распростёртыми руками. От близкого по характеру «Знамения» «Богоматерь Воплощение» отличает отсутствие медальона вокруг полуфигуры Младенца Христа. Эти иконографические особенности двух древних типов сохранялись во всех иконах-списках, а также в изображениях на предметах церковной утвари и в лицевом шитье. Образ Богоматери с воздетыми руками и Спасом Эммануилом на груди часто помещались на створках артосных панагий, а также в главной апсиде алтаря, что указывает на символическую связь образа с таинством Евхаристии (на Руси – изображение Богоматери в апсиде церкви Спаса на Нередице 1199 года). Иконографический тип Божией Матери «Знамение» соотносился с темой чудесного предзнаменования Воплощения Христа, которое описано в пророчестве Исайи (Ис. 7.14): «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» , цитируется в Евангелиях (Мф. I:23, Лк. I:31) и гимнографии ( «И чрево Твое бысть пространнейшее небес» — так величается Богородица в Акафисте). В цитируемых словах открывается тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. Иконография «Знамения» отражала также и традицию влахернского чудотворного образа, который источавшего агиасму, святую воду. В свою очередь, мраморная икона Влахерн была связана с культом ризы Богоматери, поскольку находилась в непосредственной близости от реликвария с ризой. Именно перед этой мраморной иконой император совершал омовение после поклонения священной ризе Богородицы.

http://pravmir.ru/novgorodskaya-ikona-bo...

Антиохийский Патриарх приезжал в Россию на празднования 300-летия Дома Романовых в 1913 году. Он принял участие в нескольких архиерейских хиротониях, среди которых архимандрита Алексия Симанского —будущего Патриарха Московского и Всея Руси. Когда Константинопольский Престол признал Обновленческую Церковь, как истинную Русскую Православную Церковь, Антиохийский Патриарх Григорий IV объявил живоцерковников «богоборным сатанинским сборищем» и решение Константинопольского Патриарха назвал «совершенно недопустимым, весьма прискорбным, и ни на чем не основанным». В своем послании Патриарх признавал «единственно законной высшей церковной властью Всероссийского Патриарха Тихона». После революции контакты Русской и Антиохийской Православных Церквей держались на традиционно дружественном отношении православных арабов к русским. Правда, в среде антиохийского епископата появились и такие иерархи, которые в духе времени спешили перенести неприятие атеистического советского правительства и на гонимую Русскую Православную Церковь. Однако немало иерархов сохраняли симпатии к России. Некоторые когда-то учились в Российских духовных академиях, говорили по-русски, любили русских благочестивых людей, а кроме того с недоверием относились к Западу, который в прошлом был для православных источником больших бед. Одно из первых впечатлений архимандрита Иоанна в Дамаске: «Здесь многие архиереи говорят по-русски. Даже не бывший в России епископ Селевкийский Сергий очень умилительно поет «Жил-был у бабушки серенький козлик» и «Дети, в школу собирайтесь». Патриарх Александр III во время Второй мировой войны обратился к христианам всего мира с просьбой о поддержке России и ее народа. Широко известна история Илии Карама, митрополита Гор Ливанских. С его именем связано предание о чудесном заступничестве Богородицы за Россию в годы войны с фашизмом. Говорили, что он сумел сообщить советскому правительству волю Божию о необходимости открыть в России все церкви, вернуть из лагерей священников, пройти Крестным ходом с Казанской Иконой Божией Матери вокруг святого града Петра — и никакой враг его не одолеет.

http://pravmir.ru/k-25-letiyu-so-dnya-ko...

Второе ополчение находилось в Ярославле 4 месяца. Это время потребовалось для накопления сил и дипломатического улаживания военной угрозы со стороны Швеции, которая в то время удерживала Новгород. 28 июля 1612 г. ополчение с Казанской иконой Божией Матери во главе выступило на Москву. Москва была освобождена, 7 января 1613 г. земский собор избрал нового царя – Михаила Романова Расцвет торговли После завоевания Иоанном Грозным Казанского и Астраханского царств возникли благоприятнейшие условия для торговли по Волге со странами Востока. Лучше других поволжских городов этим воспользовался Ярославль. По оценке персидского дипломата Хуана Персидского, в Ярославле проживало более 30 тыс. жителей, но, скорее всего, эта оценка преувеличена. Город стал одним из главных центров торговли, так как находился на перекрестье речных путей, связывавших Москву, Западную Европу и страны Ближнего Востока. «Московская компания» английских купцов выбрала Ярославль своей базой для торговли с Индией и Персией; с этой целью англичане построили здесь невиданное ранее на Волге судно водоизмещением 52 т. Из местных промыслов были наиболее развиты рыболовство, выделка кож, льноводство и ткачество, мыловарение, кузнецкое и ювелирное ремёсла. Рыбы в Волге было столько, что осетров ловили только ради икры. Во второй половине XVII в. Ярославль стал вторым городом Руси как по экономическому значению, так и по количеству жителей. Развитие в XVIII-XIX веках В начале XVIII в. в Ярославле насчитывалось более 16 тыс. жителей. К неблагоприятным для города событиям этого века относится указ Петра I о переносе торговли с Северной Европой из Архангельского порта в Санкт-Петербург. Торговое значение Ярославля уменьшилось. Зато город стал активнее развиваться как центр промышленности. В 1722 г. по указу Петра была создана Ярославская мануфактура, на которой спустя 20 лет трудилось 1400 человек. К 1776 г. в городе было уже 180 производственных предприятий. Екатерина II в 1775 г. повысила Ярославскую провинцию до губернии. В столице был разработан план реконструкции города в соответствии с радиально-кольцевой планировкой, которая к этому времени уже сложилась в городе сама собой.

http://azbyka.ru/palomnik/Ярославль

Помню, как меня поражало богослужение, литургия, иконы. Копты верят, что святость сияет в глазах святых, и поэтому на их иконах у всех большие глаза. Много раз я посещал один из древнейших храмов Абу Серга – он построен в I веке над пещерой, в которой укрывалось Святое Семейство. До сих пор это действующий храм. Абу Серга (Храм святых мучеников Сергия и Вакха), Каир, Египет      – Вам не хотелось этими новыми впечатлениями и знаниями поделиться с теми, кто, может быть, даже и не слышал о Православии, с вашими соотечественниками и единоверцами? – Очень хотелось. И я организовал для учащихся за рубежом американских протестантских студентов особую программу. Мы встречались с коптскими священниками и монахами, и это был вызов для протестантизма. Студенты, общаясь с этими глубоко духовными людьми, видели, как горяча их вера, и часто им было трудно вместить такую веру в евангелическо-протестантские рамки. Случался и кризис веры у некоторых. Со студентами мы ездили в Израиль и Палестину, где я впервые встретил православных других деноминаций – греков, русских, армян. Я считал тогда, что они православные, потому что родились русскими, греками или коптами. И поскольку я родом с американского Юга и потому принадлежал к Южно-Баптистской церкви, я и не думал даже, что могу принять Православие, потому что считал: нужно обязательно родиться в православной семье. – Как складывалась ваша жизнь потом, когда вы уехали из Египта? – В 1996 году мы переехали в Бостон (штат Массачусетс) – семья моей жены оттуда родом. Я работал 10 лет в Гарвардском университете, последние четыре года был руководителем программы исламских исследований принца Аль-Валида ибн Талала. В 2000 году мы с женой переживали кризис веры со многими искушениями для нашего брака, в котором родилось пятеро детей. Моя супруга знала, что я интересуюсь иконами, и познакомила меня с одной иконописицей, которая не была православной, но писала иконы и вела занятия. Я в течение десяти недель учился у нее иконописанию. Ярославская икона Божией Матери. XVI век     

http://pravoslavie.ru/86985.html

Случилось, что на обитель напали гуситы, которые хотели похитить вместе с сокровищами и сию икону; но невидимая сила удержала её – лошади с иконой не могли двинуться с места. В 1813 году, по взятии Ченстоховской крепости русскими, настоятель с братией лавры поднёс генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр I украсил список богатой ризой и поставил в С.-Петербурге, в Казанском соборе. Чудотворная Ченстоховская икона есть ещё в слободе Верхняя Сыроватка. Полагают, что она принесена сюда из Ченстохова. Шестоковская икона По сохранившемуся преданию, эта икона в очень давнее время явилась в Москве, в доме некоего г. Скрипицына. Одна девица, так называемая простенькая, или блаженная, видела во сне, что в этом доме, в трубе печи находится икона Пресвятой Богородицы, и три раза заявляла о том домашним; но никто не обращал внимания на её слова до тех пор, пока не увидели на шестке печи выпавший из трубы свёрток холста. Когда развернули свёрток, то все пришли в благоговейный ужас: пред глазами их явилось прекрасное изображение Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. На правой руке у Неё небольшой ожог ясное доказательство, что икона была в огне и силой Божиею осталась невредимой. Икона была принята как драгоценный дар от Самого Господа, и все с благоговением почитали её. Домовладелец благолепно украсил икону и по смерти своей передал своим детям в благословение с наименованием её Шестоковской, потому что она явилась на шестке. Неизвестно, когда икона была перенесена в село Шелтомеж Тверской губернии Кашинского уезда: но по древним актам видно, что владелец этого села секунд-майор Скрипицын просил в 1779 году у Тверского епископа Арсения благословение устроить каменный храм вместо деревянного, построенного ещё в 1686 году, и что его родовая Шестоковская икона Божией Матери, перешедшая к его детям, была долгое время предметом споров и судебной тяжбы между наследниками. Известно также, что во всё время от иконы изливались чудотворения; пред нею совершались молебны, и её носили во многие места Тверской и Ярославской губерний. С 1851 года сия икона передана в неотъемлемую собственность церкви села Шелтомежи, где ради неё в 1887 году устроена женская Шестоковская община. 7 марта

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 55; Строев. Списки иерархов. С. 362. 21; Зверинский. Т. 2. С. 414-415; Морев Ф. С., прот. Югская Дорофеева общежит. пустынь. Ярославль, 1895. Иконография Прп. Дорофей Югский в молении перед иконой Божией Матери. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. Покрова Богородицы с. Покров Рыбинского р-на Ярославской обл.) Прп. Дорофей Югский в молении перед иконой Божией Матери. Икона. 2-я пол. XIX в. (ц. Покрова Богородицы с. Покров Рыбинского р-на Ярославской обл.) Д. известна в произведениях XVIII - нач. XX в. в изводе «Прп. Дорофей Югский в молении пред иконой Божией Матери», в основе которого - «Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Югской». Иконы Д. имеют традиц. композицию: слева (в редких случаях справа) представлен коленопреклоненный Д. в молении Югскому образу Божией Матери, стоящему на дереве, иногда вводится изображение Югской Дорофеевой пуст. Самой ранней из известных является икона 2-й пол. XVIII в. (РГИАХМЗ), где Д. изображен без нимба, с седыми волнистыми прядями волос и маленькой редкой бородой, в рясе, мантии и скуфье, припавшим к земле в молитве пред иконой (пальцы рук переплетены), на фоне пустынного пейзажа с рекой. Вдали на берегу р. Юги видна шатровая часовня - 1-я постройка пустыни, под к-рой был погребен Д. На иконе сер. XIX в. (частное собрание, Ярославль) коленопреклоненный святой представлен в профиль, с бородой средней величины, в полной схиме, с куколем, левая рука на груди, без нимба, с надписью: «Пре[подобный] Дорофеи». Слева на дальнем плане - фигура вмч. Георгия Победоносца, пронзающего копьем змия (по-видимому, тезоименитый святой заказчика иконы). На обороте надпись: «Сия св. икона освящена в Дорофеевской Югския пустыни Ярославския епархии в 15 верстах от города Рыбинска в соборной церкви во имя Живоначальныя Троицы, где находится чудотворный образ Божия Матери именуемыя Одигитрии, а ныне Югския». Прп. Дорофей Югский. Резная икона. Кон. XIX в. Югская Дорофеева пуст. (?) (частное собрание) Прп. Дорофей Югский. Резная икона. Кон. XIX в. Югская Дорофеева пуст. (?) (частное собрание)

http://pravenc.ru/text/180249.html

В. В. скончался во Владимире, траурную процессию в Ярославль провожали вел. кн. св. Александр Ярославич Невский , братья Васильковичи - князья Борис Ростовский и Глеб Белозерский и их мать - кнг. Мария, дочь убитого монголами в Орде в 1246 г. вел. кн. св. Михаила Всеволодовича Черниговского. 8 февр. 1250 г. В. В. был похоронен в Ярославле, в соборе Успения Пресв. Богородицы, отпевание совершил Ростовский еп. св. Кирилл. Там же ок. 1257 г. был похоронен брат В. В. св. кн. Константин Всеволодович. Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) От брака с кнг. Ксенией у В. В. было 2 детей - кн. Василий, умерший, вероятно, малолетним, а также дочь Мария (в Крещении Феодосия), в нач. 60-х гг. XIII в. выданная замуж за св. Феодора Ростиславича Чёрного , вел. кн. Смоленского и Ярославского. В 1501 г. произошло обретение мощей В. В. и Константина Всеволодовича. После пожара, в к-ром сгорел Ярославский кремль и Успенский собор, под полом собора были обнаружены нетленные останки князей (имена были установлены по позднейшим надгробным плитам). Житие св. князей сообщает о 15 чудесах, происшедших при обретении мощей. На время строительства нового собора мастерами вел. кн. Иоанна III Васильевича мощи князей были перенесены в деревянную Борисоглебскую ц. В 1504 г. вел. кн. Иоанн III приезжал в Ярославль для поклонения мощам В. В. и Константина Всеволодовича, помещенным во вновь отстроенном Успенском соборе, между столпами в правой стороне, под древними родовыми иконами членов Ярославского княжеского дома. (Местное предание связывает со св. князьями-братьями 3 иконы, перед к-рыми они молились и к-рые впосл. находились у их раки: Спаса Вседержителя, Ярославская икона Божией Матери и образ свт. Николая Чудотворца. Икона Вседержителя (ЯХМ) датируется нач. XIII в. и может считаться семейной реликвией ярославских князей; Ярославская икона Божией Матери (ЯХМ) - XVI в., список с древней, не дошедшей до нас иконы; образ Николая Чудотворца не сохр.) По-видимому, к нач. XVI в. следует отнести установление местного почитания св. князей-братьев. Их память отмечена под 8 июня в Коряжемских святцах (РГБ. Унд. 237. Л. 203 об., 1621 г.), в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: под 8 июня - обретение мощей и под 3 июля - память святых (РГБ. МДА. 201. Л. 319 об., 322 об.). Во имя В. В. и Константина Всеволодовича в 1674 г. был освящен холодный юж. придел Успенского собора; в 1833 г. Ростовский и Ярославский архиеп. Авраам (Шумилин) освятил этот придел во имя св. князей-братьев после перестройки.

http://pravenc.ru/text/150795.html

Беседный во имя свт. Николая мон-рь. ГравюраА. Шелковникова. 1813 г. (ГМИИ) Беседный во имя свт. Николая мон-рь. ГравюраА. Шелковникова. 1813 г. (ГМИИ) В 1837 г. в трапезном притворе Владимирской ц. устроен и 29 авг. освящен придел в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. На месте разобранной в 1842 г. каменной Никольской ц. был построен и 27 июня 1845 г. освящен каменный храм с одним приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1845 г. при мон-ре, близ Ярославской дороги, на месте обветшавшей древней часовни построена новая каменная. Среди святынь Б. м. почитались древняя икона свт. Николая, находившаяся в Никольском соборе на правой стороне иконостаса, и список с Беседной иконы Божией Матери на левой стороне иконостаса, икона Господа Саваофа, написанная на доске, сделанной из обрубка того дерева, на к-ром, по преданию, явилась Георгию Божия Матерь. В иконостасе Владимирской ц. находилась местночтимая икона Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В построенной близ св. врат каменной часовне хранился чтимый крест из сосновой колоды от деревянной часовни XIV в. 9 мая, в день памяти перенесения мощей свт. Николая, проходил крестный ход из тихвинского Большого мон-ря в Б. м. с Тихвинской иконой Божией Матери. 14 авг., в день явления Божией Матери пономарю Георгию, с вечера совершалось всенощное бдение по службе предпразднства Успения Божией Матери (со службой свт. Николаю и с чтением акафиста Успению Божией Матери), утром, после Божественной литургии, совершался молебен Божией Матери и свт. Николаю с крестным ходом вокруг мон-ря. Крестный ход совершался также 29 авг. вокруг мон-ря, в Преполовение, 1 авг. и 14 сент.- в часовню Креста Господня. В нач. XX в. в Б. м. было 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, мон-рь владел 263 дес. земли, к-рая обрабатывалась самими насельниками и наемными рабочими. Ок. 1925 г. Б. м. был закрыт, в 1931 г. закрыты, в нояб. 1941 г. разрушены Никольский и Владимирский храмы вместе с др. постройками. Впосл. на территории мон-ря находился свинарник совхоза «1 Мая», к 2002 г.- транспортное предприятие.

http://pravenc.ru/text/78230.html

К этому же изводу принадлежит ярославская икона сер. XIX в. в серебряном чеканном окладе (частное собрание, Ярославль): слева - коленопреклоненный Д. с поднятыми в молении руками (без имени), справа - Югский образ Божией Матери на дереве с пышной кроной (надпись на верхнем поле: «Юския [Пресвят]ыя Б[огороди]цы»). На окладе, изготовленном в Ярославле в 1850 г. мастером серебряного дела Афанасием Портновым, добавлен нимб у преподобного, отсутствует куст у основания дерева, поля украшены чеканными рокайльными завитками. В посл. трети XIX в. написана икона с аналогичной композицией (РГИАХМЗ), образец народного примитива: Д., с окладистой бородой с проседью, в мантии и куколе, со сложенными в молении перед грудью руками, припал на одно колено, за ним ровная горизонталь реки с деревьями на др. берегу. С небольшими отличиями в деталях этот тип изображения воспроизведен на иконе 2-й пол. XIX в. (ГЭ; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. ХХ в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст. СПб., 1996. С. 31, 101. Кат. 17). Прп. Дорофей Югский. Эмалевая икона. Кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание, Ярославль) Прп. Дорофей Югский. Эмалевая икона. Кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание, Ярославль) Др. иконографический извод встречается, напр., на иконе 2-й пол. XIX в. из ц. Покрова Богородицы с. Покров Рыбинского р-на Ярославской обл. Коленопреклоненный седобородый Д. с нимбом изображен справа на берегу р. Юги, на противоположном берегу слева - дерево с Югской иконой Божией Матери и строения Дорофеевой пуст.: св. ворота, Троицкий собор и 3-ярусная колокольня. В композицию введены 2 клейма с образами святых - евангелиста Иоанна Богослова и прп. Матроны, небесных покровителей заказчиков. Иконы такого типа писались в кон. XIX - нач. ХХ в. (РГИАХМЗ), как правило, на золотом фоне с гравировкой - постройки Югской пуст. передают сложившийся к кон. XIX в. архитектурный ансамбль мон-ря, известный по гравюрам и фотографиям: белокаменные одноглавая и 5-главая церкви и 4-ярусная колокольня с зелеными кровлями и куполами с золотыми главками. Более подробно сооружения обители показаны на фоне небольшой паломнической иконы кон. XIX - нач. XX в. (частное собрание), более условно, с кирпичной стеной - на иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) «Явление Юския Пре[святыя] Б[огороди]цы» (руки святого сложены крестообразно). На иконе нач. XX в., выполненной в народном стиле в одной из ремесленных мастерских, существовавших в селах Ярославской губ., Д. изображен в правой части композиции, в темной мантии и клобуке, с поднятой для крестного знамения десницей, без вида пустыни (ЯИАМЗ).

http://pravenc.ru/text/180249.html

У него никакая не дизентерия, а гнойное воспаление аппендикса. Вот-вот может произойти прободение. А если это случится, наступит смерть. – Ему осталось жить минут 20–30, – ясно услышал пациент. «Ему осталось жить минут 20–30», –услышал пациент приговор врачей Студент понимал, что жизнь его может закончиться сейчас. И усердно обращался к Богородице, прося Ее защиты пред Господом. Операция закончилась успешно. Когда вернулся в академию, пришел в храм Иоанна Богослова, что при академии. С трудом сдержал вскрик: первое, что он увидел, была икона Божией Матери «Знамение» Царскосельская. И вот тут подошла к нему бабушка, которая в ту ночь дежурила у постели умирающего студента. – А ведь мы молились за тебя, сынок. Все прихожане храма нашего. Как раз пред иконой Богородицы, вот этой самой. Богоматерь словно смотрела на него. И он, может быть впервые, так усердно молился. И плакал. Но и на этом история его чудесного спасения по молитве к Богоматери не закончилась. Протоиерей Олег Булыгин и новый настоятель храма во имя Иоанна Предтечи в Самаре протоиерей Димитрий Мартыненко Служить его направили в город Рыбинск Ярославской области. Это было время, когда вновь усилились гонения на Церковь. И вот по окраинной улице мимо дома, в котором молодой батюшка поселился, шел какой-то человек, громко крича: – Кому нужна икона?! Кому нужна икона?! Человек побоялся держать икону у себя дома и решил от нее избавиться. Но выкинуть ее или сжечь испугался, решив кому-нибудь отдать. И вот он остановился как раз у того дома, где снимал комнатку выпускник духовной академии. Юноша вышел из дома, подошел к человеку и принял икону. Снял тряпицу с нее. Пред ним предстал образ иконы Божией Матери «Знамение» Царскосельской. С той поры икона неразлучно была с ним, куда бы он ни переезжал. А когда стал настоятелем храма во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Самаре, то принес этот образ в храм для общего поклонения. Сейчас икона в новом окладе, но свет исцеления и святости от нее исходит все тот же, что и более полувека назад, когда будущий протоиерей лежал на больничной койке, а жить ему оставалось минут 20–30.

http://pravoslavie.ru/135955.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010