709 Сигрид Властная (или Гордая) – первая супруга Эйрика Победоносного, конунга свеев. Рассказы об этой героине включены в «Сагу об Олаве Трюггвасоне» Снорри Стурлусона, различные варианты «Саги об Олаве Святом», включая версию Снорри Стурлусона в «Круге Земном». 711 Олав Шведский (Олав Шётконунг) – конунг свеев (995–1020 гг), сын Эйрика Победоносного и Сигрид Гордой. Первый христианский правитель Швеции. 713 Ярл Хакон – могущественный хладирский ярл, правивший на севере Норвегии ок. 970–995 гг. Последний языческий правитель Норвегии. 714 Не все королевские саги упоминают Ауд, дочь хладирского ярла Хакона, вторую супругу Эйрика Победоносного. Например, в «Круге Земном» Снорри Стурлусона о ней информации нет. 716 Гардарики (Garðariki) – один из топонимов, обозначающих Древнюю Русь в произведениях древнескандинавской письменности. 717 Ингигерд (Ingigerðr) – дочь конунга Олава Шведского; согласно генеалогии «Саги об Ингваре Путешественнике» (см.: Larsson 1990. Р. 29), двоюродная сестра Ингвара. Хотя имя Ингигерд было широко распространено в Скандинавии (в знатных родах Норвегии и Швеции присутствует с раннего времени и упомянуто в рунических надписях. – Owe 1993. S. 43), в сагах оно встречается не так часто. Очевидно, это имя у авторов и слушателей саг устойчиво ассоциировалось с дочерью Олава Шведского, которая в поздних сагах о древних временах стала, своего рода, примером для создания женских образов: из семи женских персонажей, наделенных им, пять фигурируют в сюжетах, связанных с Русью. 718 Ярицлейв древнескандинавских памятников отождествлен исследователями с русским князем Ярославом Владимировичем (Ярославом Мудрым), князем новгородским в 1010–1016 гг., великим князем киевским в 1016–1018, 1019 – 1054 гг. 719 О браке между Ярославом и Ингигерд сообщается во многих древнескандинавских письменных памятниках (их перечень см.: Джаксон 1994в; Древняя Русь 1999. С. 508–513). Дата заключения брака – дискуссионна. Полную историографию вопроса и развернутую аргументацию в пользу 1019 г., как наиболее обоснованной даты, см. в кн.: Назаренко 2001. С. 492–498.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К тем соображением, которые приведены Неволиным против подлинности устава Ярослава, г. Голубинский присоединил несколько других, из которых некоторые удачны, напр., указание на то, что во многих статьях устава регулируется власть митрополитов и епископов над священниками и монахами, вообще духовная дисциплина, которой, по краиней мере, первые христианские русские князья не могли касаться, – за то другие совсем неудачны, как, например, указание на несообразность совместного наказания денежным штрафом в пользу епископа и казнию в собственном смысле со стороны князя. „Не допуская того, говорит г. Голубинский, чтобы наше древнее законодательство представляло собою нечто противное разуму человеческому и нечто немыслимым образом выдававшееся из всех других законодательств, конечно нельзя допустить и того, чтобы у нас в древнее время преступления могли быть обложены двойным наказанием” 356 . Обложение двойным наказанием, церковным и светским, обычное, как показано в начале этого исследования, западно-католическому церковному праву, отразившееся затем на славянском законе судном, отразилось позднее и на так называемом „уставе о церковных судах” Ярослава Владимировича. Тут не было ничего „противного разуму человеческому” и ничего такого, что “немыслимым образом выдавалось бы из всех других законодательств”. Устав Ярослава свидетельствует лишь о том, насколько влиял закон судный на древнерусскую юридическую жизнь и насколько он импонировал русским книжникам, составлявшим, писавшим и переписывавшим церковные сборники. В самом деле, княжеская казнь („а князь казнить»), т. е. вообще княжеское наказание очень часто идет в уставе параллельно с денежным штрафом в пользу епископа 357 , иногда кроме того и другого упо- минается еще особо „епитимия” 358 , иногда эта последняя назначается вместе с денежным штрафом в пользу епископа, без конкуренции княжеской казни 359 , иногда упоминается содержание в церковном доме в виде наказания 360 , иногда наконец упоминается лишь денежный штраф в пользу епископа 361 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

ФЕСТИВАЛЬ «РАДОНЕЖ» В ЯРОСЛАВЛЕ ( Александр Богатырев) 14.01.2013 23:55:14 Александр Владимирович Богатырев             XII Международный фестиваль православных кино-, теле – и радиопрограмм " Радонеж " , прошедший в Ярославле, явился знаковым событием в культурной и религиозной жизни России. Им братство «Радонеж» эффектно завершило минувший год, с него же, фактически,  начался новый – 2008 год.  17 января в Российском Фонде Культуры состоялся вечер, на котором были подведены итоги фестиваля, и прошло награждение участников, не сумевших приехать в Ярославль. Перед участниками фестиваля и гостями выступили статс-секретарь, заместитель министра культуры П.А.Пожигайло, представитель Администрации Президента Б.М.Лукичев,  депутат Московской городской Думы И.О.Елеференко,Председатель Синодального отдела по связям с вооруженными силами Московской Патриархии протоиерей Дмитрий Смирнов.                        В этих выступлениях было отмечено главное – «малое стадо» работников кино и телевидения,  показывающих жизнь современной России с христианских позиций, не только живо, но его ряды пополнились новыми режиссерами и сценаристами. Вырос и уровень работ. Малое стадо не устрашилось и не убоялось. Несмотря на всевозможные препоны и мизерное финансирование (либо его полное отсутствие), оно продолжает работать, постепенно изменяя и облагораживая сознание наших граждан, которых СМИ продолжают подвергать постоянной разрушительной атаке пошлостью и пропагандой низких страстей и мелочных интересов. XII  фестиваль " Радонеж "   собрал таланты со всех уголков России. Вместе с такими известными мастерами, как  Никита Михалков, Владимир Хотиненко, Ираклий Квирикадзе представили свои работы  талантливые молодые режиссеры, чьи имена пока не известны зрителю. На фестивале каждый год совершаются  открытия. Но на сей раз, их было особенно много. Некоторые провинциальные телекомпании, такие, как Томская, показали очень высокий уровень, ничуть не уступающий столичному, с тою лишь разницей, что представленный ими сериал о становлении и жизни Тобольской епархии Тобольское телевидение показывает не в 2 часа ночи (как это практикуется в Москве и Петербурге), а в, простите за выражение,  прайм-тайм –   когда люди не спят, не едут на работу и не предаются трудовому энтузиазму в торговых палатках, офисах и на биржах.

http://radonezh.ru/analytics/festival-ra...

Святослав Всеволодович (во второй раз) август 1176 – август/сентябрь 1180 49. Рюрик Ростиславич(во второй раз) август/сентябрь 1180 – лето 1181 50. Святослав Всеволодович(в третий раз) лето 1181 – после 25 июля 1194 51. Рюрик Ростиславич(в третий раз) 31 июля 1194 – осень 1201 (1202?) 52. Ингварь Ярославич,сын Ярослава Изяславича осень 1201 (1202?) – конец 1202 53. Рюрик Ростиславич(в четвертый раз) 1/2 января 1203 – зима 1204 54. Роман Мстиславич, внукИзяслава Мстиславича (вероятно) до июня 1205 55. Рюрик Ростиславич(в пятый раз) июль 1205 56. Всеволод Святославич лето 1206 – осень 1206 57. Рюрик Ростиславич(в шестой раз) осень 1206 – весна 1207 58. Всеволод Святославич(во второй раз) весна 1207 – ноябрь 1207 59. Рюрик Ростиславич(в седьмой раз) ноябрь 1207 – осень 1210 60. Всеволод Святославич(в третий раз) осень 1210 – июль 1214 (1212?) 61. Мстислав Романович, внукРостислава Мстиславича июль 1214 – 31 мая 1223 62. Владимир Рюрикович июнь 1223 – июнь 1235 63. Изяслав Владимирович,внук Игоря Святославича июнь 1235 – осень/зима 1235 64. Владимир Рюрикович(во второй раз) осень/зима 1235 – ранее августа 1236 65. Ярослав Всеволодович,сын Всеволода Большое Гнездо ранее августа 1236 – после марта 1238 66. Михаил Всеволодович лето 1238 – лето 1239 67. Ростислав Мстиславич лето 1239 В дальнейшем, в пору монгольского владычества, Киев управлялся посадниками следующих князей, считавшихся великими князьями киевскими: 68. Даниил Романович Галицкий 69. Ярослав Всеволодович(во второй раз), вел. князь владимирский 1243/1244 70. Даниил Романович Галицкий(во второй раз) (вероятно) 1246 71. Александр Ярославич Невский,вел. князь владимирский 72. Ярослав Ярославич,вел. князь владимирский Краткие биографические справки о князьях, упоминаемых в настоящей книге, расположены в алфавитном порядке и составлены непосредственно на основе источников, в первую очередь Лаврентьевской, Ипатьевской и Новгородской первой летописей (см. раздел III, 7). Данные более поздних источников используются с должной мерой критичности 1306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Юный князь Глеб, узнав о мученической кончине своего родного и горячо любимого брата Бориса, решил последовать его примеру, безропотно приняв страдание за правду и любовь Божию. «О милый брат, – передает житие слова Глеба, – если ты получил дерзновение у Бога, моли о мне, унылом, чтобы и я сподоблен был ту же смерть принять...» Из Мурома, где был его удел, Глеб по приказу Святополка был вызван в Киев. Когда он плыл от Смоленска вниз по Днепру, у устья реки Смядыни на его ладью напали посланные Святополком убийцы. Юный Глеб, «видя, что хотят убить его, глядя на убийц кротким взором, омывая лицо свое слезами, смирившись в сердечном сокрушении... молился: «Прещедрый и Премилостивый Господь! Убивают меня неведомо за что... Помню слова Твои: «За имя Мое, Меня ради подымут на Вас руки, преданы будете сродниками и друзьями и брат предаст брата на смерть...» Смотри, Господи, и суди: вот готова моя душа предстать пред Тобою, Господи.» В этот миг по приказу главного убийцы Горясера повар князя Глеба – торчин взял нож «и заклал блаженного как агнца невинного.» Тело Св.Глеба было брошено убийцами без погребения на берегу реки, между двумя колодами. Находившийся в Новгороде Ярослав Владимирович, узнав о страшных событиях, свершившихся на Руси, хотел бежать «за море к варягам.» Незадолго до этого он рассорился с новгородцами и сделал много зла «лучшим людям новгородским», поэтому не рассчитывал теперь, что Новгород его поддержит. Однако, потрясенные коварством и гнусностью деяний Святополка Окаянного и проникнутые жалостью и сочувствием ко князьям-мученикам, новгородцы, как истинные христиане, простили Ярославу горькие обиды и как один выступили на борьбу за правое дело. Со словами: «Да скончается злоба нечестивого», Ярослав во главе 4000-ного новгородского войска пошел войной на Святополка. Святополк не очень надеялся на верность ему русских воинов, поэтому нанял себе на помощь орды язычников-печенегов. Поздней осенью 1016 года на Днепре у г.Любеча произошла первая битва. Святополк был разбит и бежал в Польшу к своему тестю, королю Болеславу I, а Ярослав вошел в Киев и сел на великокняжеский стол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андрей, Москва : Почему Святополк бежал в Польшу? Почему польский король поддержал его и помог изгнаннику вернуть киевский престол? Алексей Светозарский: Дело в том, что Святополк вынужден был бежать в Польшу, поскольку столкнулся с весьма активными действиями Ярослава, который как знамя поднял имена убитых Святополком братьев и начал борьбу за киевский престол под лозунгом священной мести. Именно поэтому Святополк, потерпев поражение в битве под Любичем, должен был бежать в Польшу, где получил поддержку Болеслава Храброго, польского короля, который был его тестем. Болеслав чрезвычайно активный политик, боровшийся за Чехию с германским императором, воевавший в свое время с князем Владимиром, не преминул воспользоваться ситуацией, тем более что для этого у него были все основания (помощь близкому родственнику). Болеслав насылал печенегов на Киев, и от этого набега Ярослав еле отбился. Затем Ярослав в союзе с императором Генрихом Вторым выступил к польской границе, но потерпел неудачу. В 1017 году Болеслав захватил Киев, а Ярослав должен был с поспешностью отступить. Поляки, немцы, венгры и печенеги, оказавшись в Киеве, вызвали недовольство киевлян своим поведением, в городе началось восстание и Болеслав ушел. Возможно, восстание спровоцировал Святополк, тяготившейся затянувшимся пребыванием тестя в Киеве. После этого удача от Святополка отвернулась, он был разбит на реке Альте в 1019 году. И затем бежал. По разным источникам он либо умер от ран в Бресте, либо был убит варягом Эймундом из дружины Ярослава, либо, как считает наша древняя летопись («Повесть временных лет»), погиб злой смертью где-то между Польшей и Богемией. Владимир, Москва: В школе каждый для себя извлекает уроки из истории. Какой урок мы можем извлечь из истории со Святополком Окаянным? Алексей Светозарский: Урок из истории со Святополком Окаянным извлекли уже наши предки. Образы убитых им князей, покровителей княжеского рода, святых сродников в течение многих лет служил светлым идеалом евангельского отношения к политике. Но не только. Русские князья воспринимали их как своих особых молитвенников. Достаточно вспомнить явление Бориса и Глеба Пелгусию накануне битвы Александра Невского со шведами. Подвиг Бориса и Глеба осветил существовавший порядок государственного устройства, основанный на родовых началах. А пример Святополка Окаянного (подобного библейскому братоубийце Каину) стал предостережением для других князей. Почитание Бориса и Глеба стало объединяющим началом для наших предков, переживавших период феодальной раздробленности, их мощи являлись общерусской святыней, в то время как большинство подвижников того времени почиталось лишь местно, в отдельных областях и княжествах.

http://pravmir.ru/svyatopolk-okayannaya-...

14] – дивный штрих к духовному портрету будущего Патриарха. Как член Святейшего Синода он проводил в Санкт-Петербурге довольно много времени. И с 1913 года, уже будучи архиепископом Литовским и Виленским, владыка Тихон неизменно оставался членом Общества, принимая в его работе деятельное участие. В состав Ярославского благотворительного общества входили многие известные государственные и общественные деятели – член Государственного Совета, впоследствии премьер-министр Борис Владимирович Штюрмер; член Государственного Совета, сенатор Николай Алексеевич Зиновьев; Санкт-Петербургский городской голова Александр Геннадьевич Ратьков-Рожнов; дворцовый комендант, генерал-адъютант Владимир Александрович Дедюлин; видный деятель Ярославского губернского земства, князь Дмитрий Иванович Шаховской и другие. Бессменным председателем Общества был коммерции советник (а с 1908 года – статский советник) Иван Семенович Крючков – земляк Василия Николаевича Муравьева, также происходивший из Рыбинского уезда Ярославской губернии. Талантливый коммерсант и видный общественный деятель, он был гласным Городской думы и председателем Санкт-Петербургской купеческой управы (в Ярославское общество также входили заседатель управы и оба гильдейских старшины). В состав Общества входили и поставщики Двора Его Императорского Величества, потомственные почетные граждане Елисеевы; выдающийся скульптор, сын ярославского крестьянина, Александр Михайлович Опекушин – один из создателей памятников «Тысячелетие Руси» в Новгороде и императрице Екатерине II в Петербурге, автор известных монументов Александру Сергеевичу Пушкину в обеих столицах Членом Общества был также редактор одной из популярнейших столичных газет «Петербургский листок» Николай Александрович Скроботов. Около 20 человек из числа участников Общества были старостами крупнейших петербургских приходов. Примечательно, что имена лиц, входивших в Ярославское благотворительное общество, после их кончины оставались навечно занесенными в списки Общества. Участники Общества получали право на ношение почетного жетона на цепочке.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Песнь Гаральда Смелого Мы, други, летали по бурным морям, От родины милой летали далеко! На суше, на море мы бились жестоко; И море, и суша покорствуют нам. О, други! Как сердце у смелых кипело, Когда мы, содвинув стеной корабли, Как птицы, неслись станицей веселой Вкруг пажитей тучных Сиканской земли! А дева Русская Гаральда презирает! О, други! Я младость не праздно провел. С сынами вы помните сечу? Как вихрь, пред вами я мчался навстречу Под камни и тучи свистящие стрел. Напрасно сдвигались народы; мечами Напрасно о наши стучали щиты: Как бледные класы, под ливнем упали И всадник, и пеший; владыка, и ты! А дева Русская Гаральда презирает! Нас было лишь трое на легком челне; А море вздымалось, я помню, горами; Ночь черная в полдень нависла с громами И сияла в соленой волне. Но волны, напрасно яряся, хлестали: Я черпал их шлемом, работал веслом: С Гаральдом, о други! Вы страха не знали, И в мирную пристань влетали с челном. А дева Русская Гаральда презирает! Вы, други, видали меня на коне? Вы зрели, как рушил секирой твердыни, Летая на бурном питомце пустыни Сквозь пепел и вьюгу в пожарном огне? Железом я ноги мои окрыляя И лань упреждая по звонкому льду; Я хладную влагу, рукой рассекая, Как лебедь отважный, по морю иду. А дева Русская Гаральда презирает! Я в мирных родился полночи снегах, Но рано отбросил доспехи ловитвы — Лук грозный и лыжи, и в шумные битвы Вас, други, с собою умчал на судах, Но тщетно за славой летали далеко От милой отчизны по диким морям; Не тщетно мы бились мечами жестоко: И море, и суша покорствуют нам! А дева Русская Гаральда презирает! Казалось, что Ярослав, видевший собственными глазами, что Русь только тогда может быть сильна и счастлива, когда управляется одним государем, никогда уже не разделит ее на несколько частей, но случилось иначе, и Ярослав, удивлявший всех своим благоразумием, отдал государство своим пятерым сыновьям! Он думал, что его родительские наставления удержат их от ссор и тогда, когда его не будет на свете, и потому перед смертью долго говорил с ними; напомнил им, сколько несчастий терпели их предки от разногласий; просил их не забывать, что все они как дети одного отца и одной матери должны искренно любить друг друга; приказал им слушаться во всем старшего брата, как отца и государя, и умер спокойно, думая, что они никогда не забудут родительского завещания.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Ярослав Скворцов: Общественное телевидение служит здоровому обществу Такое гражданское телевидение необходимо любому обществу, но готово ли общество за это платить: общественное телевидение стоит денег. Когда-то мы жертвуем на Храм Божий, когда-то — на лечение больного, не способного самостоятельно оплатить своё лечение. 10 февраля, 2012 Такое гражданское телевидение необходимо любому обществу, но готово ли общество за это платить: общественное телевидение стоит денег. Когда-то мы жертвуем на Храм Божий, когда-то — на лечение больного, не способного самостоятельно оплатить своё лечение. На состоявшейся в среду, 8 февраля, встрече кандидата в президенты РФ премьер-министра Владимира Владимировича Путина с представителями религиозных конфессий был поставлен вопрос о перспективах развития общественного телевидения.  Комментирует декан факультета журналистики МГИМО Ярослав Львович Скворцов: Перефразируя классика, можно сказать: каждое общество достойно своего телевидения… То есть, какое общество таков и… «телевизор». Увы, но нам с вами, наверное, не понятно до конца, что же такое телевидение общественное, что такое общественные СМИ? Это те, что существуют на рынке параллельно с государственными и частными? А чем отличается телевидение общественное от «народного»? «Поле чудес», «Минуту славы», многочисленные БЕСПЛАТНЫЕ спортивные каналы смотрят миллионы, но это же — не телевидение для общества? Или я ошибаюсь? По моему разумению, общественное телевидение, общественные медиа делают из просто аудитории… общество. Сплоченное не как «инструмент» в руках власти или денег, не как толпу на базарной площади (кто-то метко пошутил однажды, что самый демократический суд — это суд Линча: толпа крикнула — отрубить ему голову! вот и рубим, так же народ захотел, люди, то есть «демос»), так вот: общественное телевидение служит здоровому или стремящемуся быть здоровым обществу, которое не закрывает глаза на существующие «болячки», не преследует коммерческо-корыстные интересы (скрытая реклама и проч.), не является «игрушкой» в чьих-либо руках, а учит, помогает гражданам страны… думать, называть зло злом, а правду правдой; помогает не видеть врага в человеке с другими убеждениями, а искать с ним диалог, не сдавая, не отступая от своих базовых морально-этических постулатов; учит здравому смыслу.

http://pravmir.ru/yaroslav-skvorcov-obsh...

— Нет, Сашечка, сего не может быти, — отвечала невестке великая княгиня Феодосия Игоревна. Редкий случай, когда она ночевала не в Юрьевом монастыре, не вблизи могилы старшего сына, а в Княжьем Городище, не на левом, а на правом берегу Волхова. Ночью шел дождь, а когда они обе проснулись, чуть заслышав гулюканье Васи, с крыши в тишине шлепали капли. Встав, горячо помолились, и вот теперь Брячиславна кормила сыночка грудью, а Игоревна сидела рядом и с удовольствием смотрела на невестку и внука. — Хорошо, что ты у меня молочная, — похвалила ее. — Коли дитя родной пищей вскормишь, на будущее хоть какое-то поручительство о его здоровье получишь. — А ты, матушка, моего Сашу долго вскармливала? — Долго, дочечка, его — очень долго, больше года. У него уже зубы вовсю полезли, накусывал мне, бывало… Я даже злилась на него: «У, волчок эдакий!» До крови! Зато и не болел у меня никогда. Не то что бедный Федя… И как так получается, что ему ничего не досталось в жизни?.. Сызмальства будто обделенный был… Она умолкла, горестно вспоминая ту страшную пору своей жизни, когда так горячо сошлась с Ярославом, стала его женой, и как все тогда было зыбко, на ниточке висело… — Как обделенный? Расскажи, Феодосья Игоревна! — Тяжко рассказывать. Сама я отца не знала, погиб родитель мой в самый год моего появления на свет. Я полагала, что и моему ребеночку не видать тятю своего, такая вражда в те годы была лютая между князьями. За ту вражду на нас Господь и наслал великие бедствия — могулов этих да латынское обозление. Литву еще. В год нашей с Ярославом свадьбы мой дедушка Глеб Владимирович затеял не что-нибудь, а внуков собственных истреблять. Любимый брат мой Ингварь едва от своего деда смерть не принял. Тогда мы с Ярославом и поженились. А в следующее лето, среди злобы и общего безумия, родила я Феденьку. Слабенького, жалкого. Крестили на другой день, боялись, помрет. А вскоре я молоко утратила от горя, когда дед привел на Русь половцев и грозился всех нас своими руками передушить. Стыд какой, Господи! Как в таком сраме можно было покойно дитя выкармливать? Стал мой Феденька криком кричать. Поест, успокоится, а вскоре опять в крик. Ну, сделалось очезримо — мало ему моего молочка. Пришлось кормилицу ему сажать, а ведь это уже чужая плоть. Господи! — Феодосия вскочила и — к иконам: — Боже наш, Человеколюбче Христе! Прости согрешения безумному деду моему Глебу Владимировичу окаянному! Помяни его во царствии Твоем, а ежели он во адех, убавь огонь в пещи его огненной!.. Смилуйся над ним, Боже, над проклятым душегубцем!

http://azbyka.ru/fiction/nevskaya-bitva-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010