Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери прибудет в Кемеровскую епархию 11 августа 2007 г. 15:39 Великая православная святыня — чудотворная икона Божией Матери Феодоровская (подлинник) — будет находиться в Кемеровской епархии с 14 по 26 августа. Икона прибудет для поклонения верующих из постоянного места своего пребывания — кафедрального Богоявленско-Анастасиина собора Костромской епархии . Принесение иконы в Кузбасс осуществляется по просьбе губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и приурочено к областному празднованию Дня шахтера. Организаторы прибытия святыни в Кузбасс — Кемеровская и Новокузнецкая епархия, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Администрация Кемеровской области. Свое название Феодоровская икона получила в честь святого Феодора Стратилата, небесного покровителя Костромы. История обретения чудотворного образа связана с именем этого святого. Образ был обнаружен святым князем Василием b XIII веке близ реки Запрудни. На следующий день после его обретения жители Костромы пришли в соборный храм святого великомученика Феодора для поклонения святому образу. Многие рассказали князю и духовенству, что за день до этого они видели человека, по описаниям напоминавшего святого Феодора, носившего икону по улицам города. Это убедило князя в том, что сам святой Феодор принес в дар городу этот образ, и святой Василий основал после этого первый монастырь на костромской земле — Спасо-Запрудненский мужской монастырь. Одной из особенностей иконы является то, что она двусторонняя: лик Богородицы близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери, а на оборотной стороне изображена святая великомученица Параскева Пятница, покровительница Полоцкого княжеского дома. Считается, что именно этим образом князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, Александра Невского, на брак с полоцкой княжной Братиславой. Широкое почитание Феодоровская икона получила в 1613 году после того, как при избрании на царство ею был благословлен Михаил Романов. После этого события было установлено празднование иконе 14 марта в дополнение к воспоминанию ее явления 16 августа (по старому стилю) и начали появляться многочисленные списки с нее. Сам же образ стал родовой святыней дома Романовых. Именно он и прибудет в Кемеровскую епархию.

http://patriarchia.ru/db/text/280180.htm...

Ростислава, в св. крещении Феодосия, дочь Мстислава Удалого, супруга в. кн. Ярослава Всеволодовича, мать девяти сыновей, в числе которых были двое святых – Феодор и Александр Невский, в конце жизни постриглась под именем Евфросинии и скончалась 4 мая 1244 года. Гробница ее в соборной церкви Юрьева монастыря близ Новгорода (Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 94). Не канонизирована. 412. Святая благоверная Княгиня Агафия жена святаго князя Георгия, 413. Святыя благоверныя княгини Мария и Христина иже быша снохи святому князю Георгию и княгине Агафии, 414. Святая и благоверная княжня Феодора Георгиевна, пострадаша от Батыевых Татар, во граде Владимире с матерью и с снохами в соборной церкви от огня и дыма, скончашася в лето 7747 месяца февраля в 3 день При страшном нашествии Батыевых полчищ на Владимир, 3 февраля 1238 года, родная сестра св. Михаила Черниговского, супруга вел. кн. Георгия Всеволодовича, Агафия Всеволодовна, дочь ее княжна Феодосия, две снохи Мария и Христина и дети их, вместе с епископом Митрофаном и многими борскими женами, заперлись в соборном храме Богоматери и на всходных полатях приняли от епископа Митрофана иноческое пострижение; все они принесли исповедь в грехах своих, причастились св. Таин и приготовились к смерти пострижением в схиму. Татары завладели городом и зажгли церковь ; тогда епископ сказал: «Господи, простри невидимую руку Твою и приими в мире души рабов Твоих» и благословил всех на смерть неизбежную. Все бывшие в соборе страдальчески умерли от огня и дыма. Тела их погребены в соборе. (Рассказы из Ист. Р. Ц., стр. 99). Не канонизированы. 415. Святый великомученик Авраамий Болгарский, иже убиен бысть в Болгарех за Христа в лето 6738 марта в 6 день, а пренесены быша мощи его во Владимир град в Княгинин монастырь в лето 6739 месяца апреля в 1 день Крещеный Камский Болгарин, богатый купец, замучеен за веру Христову в Болгарском Великом граде 1 апреля 1229 года. Мощи его принесены во Владимир 9 марта 1230 года, торжественно встречены вел. кн. Георгием и еписк. Митрофаном, и положены открыто в церкви Княгинина Успенского монастыря (Лавр. летопись, стр. 192). 416. Святый Священно-иерей Сава, иже бысть во Владимирском уезде на реце Лайдуге Малой в селе Мошку, новый чудотворец преставися в лето семь тысящь сто

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Что Степенная книга составлена по благословению и повелению митрополита Макария, это прямо и ясно говорится в ней в предисловии к повествованию о св. Владимире. В виду очень значительной обширности книги более чем вероятно думать, что она составлена не одним кем-то, нам неизвестным, а несколькими таковыми неизвестными. Помянутый выше Псковский священник Василий, в монашестве Варлаам, даёт знать в своём житии Александра Невского, что ему принадлежит составление той или другой части Степенной книги 370 . Отдельные исторические сказания. Отдельные исторические сказания более или менее вскоре после того, как являлись, были заносимы в летописи. Очень может быть, что не все сказания после занесения в летописи продолжали писаться и в отдельном виде; очень может быть, что сказания, сохранившиеся только в летописях, не все сохранились так, чтобы можно было узнать их первоначальное появление в виде отдельных сказаний: а из этого следует то, что, может быть, мы в настоящее время знаем не все действительно написанные отдельные сказания. Известные в настоящее время таковые сказания суть следующие: 1) об убиении в Орде Черниговского князя Михаила Всеволодовича и боярина его Феодора, 2) об Александре Ярославиче Невском, 3) об убиении в той же Орде Тверского князя Михаила Ярославича, 4) об архимандрите Михаиле – Митяе, 5) о Куликовской битве, 6) о нашествии на Москву Тохтамыша, 7) о Димитрии Ивановиче Донском, 8) о нашествии на Россию Темир – Аксака (Тамерлана) и о перенесении из Владимира в Москву чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, 9) о Тверском князе Михаиле Александровиче, 10) о войне литовского великого князя Витовта с ханом Темир – Кутлуем (Тимур – Кутлуком), 11) о нашествии на Москву Едигея, 12) о Флорентийском соборе 371 . Из 12 перечисленных сказаний пять относятся к нашим историческим лицам, т. е. о двух князьях, убитых в Орде, об Александре Ярославиче Невском, об архимандрите Михаиле – Митяе и о Димитрии Ивановиче Донском. Сказание об убиении Михаила Всеволодовича написано по тому побуждению, что он привлёк на себя гнев Батыя своей исключительной ревностью о христианской вере и что таким образом история его христиански – доблестной смерти имела всё право быть увековеченной в памяти русских людей, как история смерти истинно мученической.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ Мч. Михаил Черниговский на великом княжении в Киеве. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 345) Мч. Михаил Черниговский на великом княжении в Киеве. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 345) (не ранее 1180, Чернигов (?) - 20.09. 1246, Орда), мч. (пам. 14 февр., 20 сент.- отдельная память и в Соборе Брянских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), кн. Черниговский (1223-1235, 1245-1246). Единственный сын Киевского и Черниговского кн. Всеволода (Даниила) Святославича Чермного, отец Черниговского и Брянского вел. кн. Романа Михайловича Старого, прп. Евфросинии (Феодулии) и ростовской кнг. Марии Михайловны . В совр. историографии принято считать, что М. В. был сыном кнг. Марии Казимировны, дочери Краковского и Сандомирского вел. кн. Казимира II Справедливого, хотя в т. н. Любечском помяннике женой кн. Всеволода Святославича названа кнг. Анастасия. М. В. был назван в честь деда - Киевского и Черниговского вел. кн. Святослава Всеволодовича , святым покровителем к-рого был арх. Михаил ( Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1. С. 106, 110, 116, 125, 131, 203-204. 188; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 46, 137. 188-3; Литвина, Успенский. 2006. С. 191, 606). Основные биографические сведения о М. В. и его почитании сохранились в составе древнерус. летописей и хронографов XIV-XVIII вв., более чем в 10 редакциях Сказания, в Житии, в Слове похвальном, посвященном М. В., а также в др. агиографических памятниках. Впервые в источниках М. В. упоминается в 1206 г., когда кн. Всеволод Святославич посадил М. В. на княжение в Переяславле Русском, к-рый был им отобран у Переславль-Залесского кн. св. Ярослава (Феодора) Всеволодовича , вынужденного после этого вернуться к отцу в Сев.-Вост. Русь. Правление М. В. продолжалось недолго. Уже в кон. 1206 г. кн. Рюрику (Василию) Ростиславичу удалось вернуть себе власть над Киевским княжеством и его пригородами, откуда были изгнаны черниговские Ольговичи. После этого до 1223 г. М. В. не упоминался в источниках. Причиной этого, по всей видимости, была болезнь, от которой князь страдал мн. годы.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

77. 63 . Василько Константинович, князь Ростовский, взятый Татарами в плен в битве на Сити и потом убитый ими, погребенный в Ростовском соборе. Местное празднование памяти в Ростове началось, вероятно, не позднее празднование памяти Георгия Всеволодовича 274 . 64 . Меркурий воин, мученик Смоленский, скончавшийся (как принимается) 24-го Ноября 1238-го года и погребенный в Смоленском соборе. О начале местного празднование может быть сказана только то, что оно установлено до начала XVII века, ибо в 1609-м году жители Смоленска называли св. Меркурия своим первым угодником 275 . По некоторым спискам «Книги глаголемой», напр. Погодинскому Московской Духовной Академии, Меркурий, мученик Смоленский, также находится в Киевских пещерах, как и Меркурий, епископ Смоленский. В списках о нем говорится: «Пятый (sic) мученик Меркурий воин, Смоленский чудотворец, иже пострада в лето 6747 от безбожного царя Батыя, во гробе в Киев приплыл, его же память празднует святая церковь Ноября в 24 день» (По Истории Иерархии, – I, 292, мощи мученика Меркурия также почивают в Киеве. А Датскому посланнику при Петре Великом Юсту Юлю в 1711-м году говорили в Печерском монастыре, что епископ Смоленский [не называемый Юлем по имени] умирая завещал, чтобы гроб с его телом был пущен по Днепру и унесен рекою, куда случится, и что гроб принесло в Киев, под Печерский монастырь, почему покойника и привои в монастыре и поставили в пещеры в качестве святого, см. Записки Юста Юля в Чтен. Общ. Ист. и Древн., 1899 г., kh. III, стр. 345). 65 и 66. Князья Ярославские Василий Всеволодович, скончавшийся 8-го Февраля 1249-го года (тесть Феодора Ростиславича, о котором мы говорим в домакариевских святых под 32), и брат его Константин, скончавшийся неизвестно когда 276 , погребенные в Ярославском соборе. Местное празднование памяти установлено более или менее вскоре после 1501-го года, когда обретены их мощи 277 . Должно думать, что кн. Константин Всеволодович умер неизвестно когда ранее брата своего Василия, ибо если бы умер позднее, то остался бы после него наследником, тогда как наследницей после Василия осталась его дочь (братья были сыновьями первого Ярославского князя Всеволода Константиновича, сына Ростовского князя Константина Всеволодовича, умершего Владимирским великим князем в 1218-м году и бывшего сыном вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

кн. Феодор с Смоленским войском принудил их к покорности, а виновники возмущения, по воле хана, были наказаны. Благов. князь много заботился и о благосостоянии Ярославля; он распространил его и обвел земляным валом, построил в нем несколько храмов, наделил их книгами и утварью, свв. иконы украсил каменьями и жемчугом. Особенно же любил он монастырь Спасский: он часто посещал его, молился в нем, раздавал милостыню бедным, кормил братию. Достигнув глубокой старости, св. князь Феодор ум. в схиме 19 сентября 1298 года. Сыновья его Давид и Константин наследовали благочестие отца своего; младший скончался безбрачным и положен подле отца своего в Спасской обители. Давид 23 год управлял Ярославским княжеством и, оставив двух сыновей – Василия и Михаила, мирно скончался. Св. мощи благоверных князей обретены в 1463 году, «в подклете под церковию», Спасского монастыря, что теперь архиерейский дом в Ярославле, и тогда же прославлены многими чудотворениями. Ныне они почивают открыто в церкви,, посвященной их имени, близ северных дверей олтаря, в серебряной раке, устроенной в 1831 году. Память св. князей празднуется 19 сентября и 5 марта (в день обретения мощей). «Еще до открытия мощей князя Феодора, в древней письменности обращалась краткая повесть о преставлении этого князя» (Ключевский, стр. 171). По «Иконописному Подлиннику»: «Феодор, подобием сед, брада подоле Сергиевы, в схиме, риза преподобническая, испод дымчат; дети же его возрастом под пазуху ему стоят, млади, шубы на них собольи, приволоки, камка червлена, у другого камка лазоревая» (Филимонов, стр. 155). 237. Святыя и благоверныя князи Василий и Константин Всеволодовичи и чудотворцы, иже убиени от Батыя царя в лето 6700 месяца июля в 3 день Первый князь Ярославский Всеволод Константинович, родной брат князя-мученика, Василька Ростовского, остался сиротою в юных летах и вырос под надзором благочестивого дяди своего св. вел. кн. Георгия; он вступил в брак с Мариною, дочерью Олега, князя Курского. Плодом его супружества были князья Василий и Константин. Им также суждено было не долго пользоваться любовию и наставлениями родителя. В 1238 г. отец их князь Всеволод пал в битве с татарами на р. Сити, вместе с блаженным дядею, кн. Георгием. Осиротевшие князья должны были учиться добру

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Раннее изображение Д. И. в монументальной живописи сохранилось в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, к-рая, согласно летописной записи, была исполнена в 1508 г. мастером Феодосием , сыном Дионисия; после реставрации 80-х гг. XX в. время создания живописного ансамбля отнесено к 1547-1551 гг. (использована первоначальная система росписи), когда в Кремле выполнялись восстановительные работы после большого московского пожара ( Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Моск. Кремля. М., 1990. С. 21). Д. И. представлен в молении, как и на иконах,- в синем кафтане и красном охабне с длинными рукавами, с непокрытой головой, в нижнем ярусе на сев. грани северо-зап. столпа вместе с сыном кн. Василием I. В этом ярусе росписи также изображены рус. князья Владимир Всеволодович Мономах, Ярослав Всеволодович, блгв. кн. Александр Ярославич Невский и Иоанн I Даниилович Калита; на зап. столпах собора - визант. государи: равноапостольные Константин и Елена, восстановители иконопочитания - имп. Михаил III и имп. св. Феодора, а также равноапостольные кн. Владимир и кнг. Ольга. Изображение визант. императоров и праведных правителей Руси в домовой церкви московских государей связывают с идеей обоснования законности царской власти Московского царствующего дома (Там же. С. 33). В соответствии с визант. традицией Д. И., как и все цари, изображен с нимбом. Наиболее полно эта идея была воплощена в росписи 1561 г. средней Золотой палаты царского дворца в Московском Кремле (не сохр.), известной благодаря подробному описанию царского иконописца Симона Ушакова 1672 г. ( Забелин И. Е. Опись стенописных изображений Государева Дворца, сост. в 1672 г.// Он же. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 1238-1255; он же. Домашний быт рус. народа в XVI и XVII ст. М., 19184. Т. 1: Домашний быт рус. царей в XVI и XVII ст. С. 157, 175-178). В основу сложной символической программы росписи, включавшей фигуры рус. князей от равноап. Владимира до Василия III Иоанновича, в т. ч. всех князей Московского дома, было положено «Сказание о князьях Владимирских», созданное в 10-х гг. XVI в. ( Подобедова О. И. Моск. школа живописи при Иване IV. М., 1972. С. 59-68). Образ Д. И. находился в откосе окна, слева от царского места.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Илии с избранными, в т. ч. русскими, святыми, находившегося в Галерее икон Я. Морсинка, Амстердам (1-я пол. XVII в.; Morsink. 2006. N 29. P. 120-121). В иконографическом типе, характерном для московского искусства кон. XVI-XVII в., они изображены на нижнем поле житийной иконы святых князей Василия и Константина Ярославских (композиция посл. четв. XVII в., дополнившая более ранний образ) из Успенского собора в Ярославле (ЯМЗ; Иконы Ярославля. 2009. Кат. 118. С. 42-59); с их фигурами соседствуют образы Владимира, Бориса, Глеба, Георгия Владимирского, Димитрия Угличского, муромских и псковских князей, а также Александра Невского, причем Черниговские чудотворцы расположены сразу за Владимиром и его сыновьями, что перекликается с замыслом строгановской пелены. Уникальной иконографией отличается миниатюра Синодика 1656 г. из Спасского мон-ря в Ярославле (ЯМЗ), где М. В., Феодор, Борис, Глеб и псковские князья показаны на ветвях генеалогического древа, у основания которого стоят Владимир и Ольга ( Блажевская С. Е. Спасо-Преображенский мон-рь в Ярославле. М., 2003. Ил. на с. 20). Не позже сер. XVII в., при царе Алексее Михайловиче, образы М. В. и Феодора появляются в декоре знамен сотен Государева полка, представлявших собой серию живописных образов святых воинов, царей и рус. князей верхом на конях ( Голованова. 2011. Т. 2. С. 189-199). Черниговские святые с крестом и мечом в руках были изображены на разных знаменах. Знамена с их фигурами упомянуты в источниках 60-х гг. XVII в.; в 1675 г. они вместе с др. знаменами были заменены новыми. Образ М. В. был исполнен Богданом (Иваном) Салтановым, а образ Феодора - Дорофеем Ермолаевым Золотарёвым ( Яковлев. 1865). В совокупности знамена составляли композицию, аналогичную по замыслу иконе сер. XVI в. «Благословенно воинство Небесного Царя», но в этой живописной серии более отчетливо выразились идеи военной помощи св. воинов и рус. князей Московским государям и незримого участия святых в сражениях. Вместе с тем ансамбль знамен с образами Черниговских чудотворцев актуализировал древние представления о святых сродниках, унаследованные родом Романовых от династии Рюриковичей.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Как стены, внутри собора, сверху до низу, так и своды, равно и четыре круглые огромные столпа, их поддерживающие, покрыты сплошною живописью, по известке, расположенною горизонтальными рядами; вверху по стенам и на сводах помещены изображения святых; а по столпам видимы 11 портретов во весь рост государей, погребенных в соборе, а частью и живших прежде и после построения его, а именно: Великих Князей – Ярослава I, сына его Всеволода I, Михаила (Михалко) I Юрьевича, Св. Юрия II Всеволодовича, Константина I, Ярослава II, Юрия III Данииловича Московского; князей удельных Московских – Владимира (Димитрия), сына Всеволода III, и св. Даниила Александровича; царя Василия Иоанновича Шуйского и императора греческого Михаила Палеолога; по трем стенам собора, над рядами гробниц, в нижнем ярусе, изображены, в рост же, почти все здесь погребенные великие и удельные князья, начиная с Иоанна Калиты, и между ими св. Петр царевич Ордынский. Стены главного алтаря и южного придела также покрыты сплошь изображениями угодников Божиих, митрополитов русских и притчами. Вся стенопись собора произведена была еще в XIV веке под наблюдением архитектора Алевиза; но в ней мало уже осталось следов древности: ибо в течение того времени она была подновляема (хотя и с удержанием старого стиля) четыре раза: в 1547, после большого московского пожара, от которого собор много пострадал; в 1680–1681 годах (живописцем Дорофеем Ермолаевым); в 1772, при Екатерине II, под смотрением епископа крутицкого Самуила; и наконец, в 1826 году, по вынесении тела императора Александра, пребывавшего здесь несколько дней на пути из Таганрога в С.-Петербург: следовательно нельзя и ожидать, чтоб изображения князей, на столпах и стенах нарисованные иконным письмом, имели сходство с натурою, тем более, что живопись тогда в России еще не существовала. Напротив того при гробницах в. к. Василия, царей Феодора Иоанновича, Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича и Феодора Алексеевича, и князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, находятся написанные на деревянных досках, современные и, по видимому, весьма сходные портреты их, составляющие бесценную редкость и художественное сокровище; из них два – царей Михаила и Алексия – подвергавшиеся истреблению от сырости, в недавнем времени весьма удачно поновлены; прочие ж остались в первобытном своем виде, замечательными памятниками искусства в России XVII века, когда прежнее иконное письмо начало переходить к истинной портретной живописи. В алтаре висит поясной портрет св. Димитрия Митрополита Ростовского, писанный на холст с натуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Феодоровская Феодоровская – Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича († 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем († 1238, память 4 февраля) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенес его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди – святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и отца – Всеволода III Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины XIII века. Ему досталась в наследство Русь, сожженная и разграбленная в 1237-1238 гг. татарами. Он поднял ее из пепла, отстроил и украсил городами, святыми обителями и храмами. Им были восстановлены опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострома, Городец. Церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца основаны им в честь своего Ангела. Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути – военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой Александр Невский.

http://pravicon.com/info-192

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010