Глас 8: «Источник исцелений обрела еси граду нашему Касимову,/икону Богоматери,/от Нея же и сама исцеление прияла еси ,/Блаженная старице Иустино./Сего ради молися ко Господу со благоверным Иаковом/о исцелении душ и телес нас недостойных,//любовию чтущих память вашу». В 2010–2012 гг. почитаемая Касимовская Казанская икона реставрирована Б.П. Ереминым, реставратором Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Москва). Проведен полный цикл реставрационных работ. Икона укреплена, удалены многочисленные гвозди от басмы и оклада. После реставрации икона помещена в киот и находится в алтаре Никольского храма. Касимовская Казанская икона относится к рубежу XVI – XVII в. или началу XVII в. и является одним из редких списков Явленного в 1579 г. в Казани образа. Иконография, типы ликов, характер благословляющего жеста Младенца Христа характерны для ранних списков с Явленного образа. При этом Младенец изображен в легком движении к Божией Матери, что является особенностью Касимовского образа, отличающей его от Казанских икон этого времени. на Всенощном бдении в Никольском храме города Касимова почитаемая Казанская икона была вынесена для поклонения, а в самый день праздника 8/21 июля при большом стечении народа со святыней был совершен, впервые после 1929 г., крестный ход в Касимовский Казанский монастырь во главе с епископом Касимовским и Сасовским Дионисием и духовенством Никольской церкви. По благословению Владыки Дионисия в воскресные дни вечером перед Касимовской Казанской иконой в Никольском храме совершаются Параклисис с акафистом перед Казанской иконой Божией Матери. Литература: Описание церковных вещей, замечательных по своей древности, находящихся в церквах рязанской епархии//РЕВ. Прибавления. 1887. 13. С. 310–311; Иеороним (Алякринский), архим. Рязанския достопамятности, собранныя архимандритом Иеоронимом с примечаниями И. Добролюбова. Рязань, 1889. С. 97; Добролюбов И., свящ. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, с списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст.

http://pravicon.com/info-3985

Вся основная информация о внешнем виде, украшениях и состоянии перед похищением «Казанской» Казанской иконы Божией Матери, известная в настоящее время, содержится в статье Н.Н. Чугреевой, помещённой в «Православной Энциклопедии».(164) «Я[вленная] К[азанская] и[кона], - говорится в ней, - была небольшого размера, это косвенно подтверждается тем, что она была завёрнута в рукав однорядки. Размер иконы (6 × 5 вершков, или 26,7 × 22,3 см) приводится казанским церковным историком проф[ессором] КДА Г.З. Елисеевым (Елисеев [Г.З.]. [Казанская чудотв[орная] икона Божией Матери//П[равославный] С[обеседник]]. 1858. С. 391); тот же размер указан и в описи Казанского девичьего монастыря 1853 г. (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 2631. Л. 5 - 9). По описаниям XIX в., икона была " письма греческаго, цвета тёмнаго " , изображение Богоматери погрудное, рук не видно, голова склонена к Младенцу Христу, изображённому прямолично, стоящим. Его правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием. В XVI в. на Руси получили широкое распространение небольшие моленные иконы Божией Матери " усечённых " композиций типа " Одигитрия " и " Умиление " , бытовавшие и ранее. Они могли фрагментарно воспроизводить древние почитаемые ростовые и поясные образы Божией Матери. В произведениях мелкой пластики образки, напоминающие К[азанскую] и[кону], существовали на северо-востоке Руси уже в XII в. (Седова М.В. О двух типах привесок-иконок Сев[еро]-Вост[очной] Руси//Культура средневек[овой] Руси. Л[енинград], 1974. Ил. 1. С. 193). Образы Божией Матери типа " Одигитрия " и " Умиление " " сокращённого " варианта помещались, напр[имер], в средниках новгородских икон XVI в. со святыми на полях (ГРМ) ( " Пречистому образу Твоему поклоняемся... " : Образ Богоматери в произведениях из собр[ания] Рус[ского] музея. СПб., 1995. 99, 115). Предполагать, что Я[вленная] К[азанская] и[кона] была первоначально ростовой и обгорела при пожаре, нет оснований (Рындина А.В. Классицизирующие тенденции в моск[овском] ювелирном искусстве посл[едней] четв[ерти] XVI в. - первых десятилетий XVII в.//Рус[ское] искусство позднего Средневековья: Образ и смысл: Сб[орник] науч[ных] тр[удов]/Ред.: А.Л. Баталов. М[осква], 1993. С. 157). Икона была найдена спустя 2 недели после пожара завёрнутой в ветхий (т[о] е[сть] необгоревший) рукав однорядки и выглядела как только что написанная. Очевидно, в земле она пролежала недолго. По свидетельству летописца, икона была привезена в Казань из Вел[икого] Новгорода после покорения его в 1570 г. царём Иоанном Васильевичем девицей - исповедницей Православия. В Казани та девица перед иконой «тайно молилася и преставися, а тот образ скрыла в землю» (Пискарёвский летописец//ПСРЛ. Т. 34. С. 193; Чугреева. О явленной в 1579 г. иконе. [//РЧ, 8-е: Церковные древности]. 2001. С. 213).

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

исп. Сергий Анатольевич Правдолюбов, получив регистрацию в исполкоме, возобновил богослужение в Никольском храме. Первой службой был водосвятный молебен перед К. К. и. С тех пор икона постоянно находилась в Никольском храме. О местночтимой старице Иустине в Касимове всегда сохранялась память. По благословению архиеп. Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) (впосл. митрополит; † 2006) в храмах Касимова ей поется составленный в 1992 г. под его редакцией тропарь (глас 8): «Источник исцелений обрела еси граду нашему Касимову, икону Богоматери, от Нея же и сама исцеление прияла еси, Блаженная старице Иустино. Сего ради молися ко Господу со благоверным Иаковом о исцелении душ и телес нас недостойных, любовию чтущих память вашу». К. К. и. относится к рубежу XVI и XVII вв. или к нач. XVII в. и является одним из редких списков иконы, явленной в 1579 г. в Казани. Размер К. К. и. (27,4×24,2 см) близок к размеру явленной Казанской иконы (26,7×22,3 см). Иконография, типы ликов, жест благословляющей двуперстно десницы Младенца Христа характерны для ранних списков явленной Казанской иконы. При этом Младенец изображен в легком движении к Божией Матери, что является особенностью К. К. и. Первоначальная басма образа не сохранилась. Существующий серебряный позолоченный оклад 1829 г. к иконе с камнями и со стразами, сделанный в Москве, наложен на фотокопию образа, к-рая размещается в киоте в сев.-зап. части храма. В 2010-2012 гг. К. К. и. реставрирована художником-реставратором ЦМиАР Б. П. Ерёминым. Проведен полный цикл реставрационных работ. Икона была укреплена, удалены многочисленные гвозди от басмы и оклада, почерневшая сгрибившаяся олифа и спаявшиеся с ней участки слюды. Удалены записи и прописи (в местах утрат и потертостей авторского слоя на изображении лика Богородицы прописи оставлены). В местах утрат грунта сделана подлевкаска, утраты и потертости красочного слоя тонированы, икона покрыта лаком. После реставрации икона помещена в киот и находится в алтаре Никольского храма.

http://pravenc.ru/text/1681217.html

52-55; она же. Распространение почитания Казанской иконы Божией Матери в XVI-XVII вв.//Церковь Казанской иконы Божией Матери в Дивееве. М., 2004. С. 7-14 (совм. с Г. А. Павловичем); она же. Русская Одигитрия: Почитание иконы Богородицы Казанской в царствование Алексея Михайловича//Светильникъ. М., 2004. 1(5). С. 45-74; она же. Божественный Покров: Казанская икона Богородицы в XX - нач. XXI в.//Традиции и современность. М., 2008. 8. С. 54-76; она же. О почитании Казанской иконы Божией Матери в Троице-Сергиевой лавре в XVII в.//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Тез. докл. VI Междунар. конф. Серг. П., 2008. С. 69-71; она же. Казанский образ Богоматери в произведениях строгановских мастеров//Культурное наследие Рус. Севера: Память и интерпретации. СПб., 2009. С. 92-100; она же. О почитании Казанской иконы Богородицы в Свияжске//Свияжские чт.: Сб. докладов конф./Раифский мон-рь. 2009. Вып. 1: Свияжск. С. 62-64; она же. Казанская икона Богоматери: история и современность, почитаемые списки//Поиск. М., 2010. Вып. 5(29). С. 48-56; она же. Казанские иконы Богоматери XVII-XVIII вв. с клеймами Сказаний//Филевские чт.: Тез. 10-й науч. конф., 14-16 дек. 2010 г. М., 2010. С. 82-85; она же. О значении Казанской иконы Богоматери в истории России и Рус. Зарубежья//Сев. Благовест. Helsinki, 2010. 22. С. 87-90; она же. Почитание Казанского образа Богоматери в Романове и изображение его в произведениях романовских мастеров//XIII Золотаревские чт.: Мат-лы. науч. конф. (26 окт. 2010 г.). Рыбинск, 2010. Т. 1. С. 162-166; она же. Казанская икона Богородицы письма царского изографа Симона Ушакова из Иосифо-Волоцкого мон-ря//Прп. Иосифо-Волоцкий и его обитель: Мат-лы науч.-практ. конф. 14 мая 2009 г. М., 2012. С. 285-296; она же. Казанские иконы Божией Матери - Явленная, Московская, Петербургская: Краткая история, иконография, стиль (в печати); Хафизов Д. И. История св. образа Казанской Божией Матери в изгнании//ПС. 2003. 1(4). С. 92-147; он же. Главы из кн. «Святое знамение России»//Там же.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Казанская икона Божией Матери: символ освобождения, дважды пришедший в столицу 3 мин., 04.11.2023 Даты празднования: 21 июля (обрéтение) и 4 ноября (в честь избавления Москвы от поляков в 1612 году). История Обрéтение иконы произошло в 1579 году после пожара, который уничтожил половину Казани. Богородица во сне явилась десятилетней девочке и указала место на пепелище, где была икона. Об этом чуде известно из повести святого Патриарха Гермогена, который лично участвовал в обрéтении (тогда еще в качестве простого священника).  Дореволюционная фотография киота и оклада «явленной» чудотворной Казанской иконы До наших дней «явленная», то есть та, которая явилась на пожарище b XVI веке, икона не сохранилась. В 1904 году ее украли из Казанского женского монастыря. Преступников нашли, а вот святыню — нет. Скорее всего, ее сожгли, заметая следы: ворам нужна была не сама икона, а драгоценный оклад.  В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Списки Существует более двадцати почитаемых списков Казанской иконы Божией Матери (некоторые не сохранились). Самый известный — московский. Его в 1611 году передали в занятую поляками Москву, где он стала символом освобождения от иностранных захватчиков. Гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. 1612 год. Филипп Москвитин, 2009 Перед этим образом молилось ополчение Минина и Пожарского, когда им предстоял решающий бой за освобождение города. Пережив Смутное время, чудотворный список не пережил безбожный период. После революции 1917 года икону вместе с окладом украли из Казанского собора московского Кремля. Ватиканский список  Икона относится k XVIII веку и украшена драгоценным окладом. Список назвали по последнему месту нахождения — это покои Папы Римского Иоанна Павла II. Казанская икона попала на Запад после революции 1917 года и находилась в частной коллекции. Икону выкупила католическая организация и выставила ее для временного поклонения в Португалии. В 1993 году ее передали в распоряжение Папы Римского Иоанна Павла II.

http://foma.ru/sut-veshhej-kazanskaya-ik...

«Если бы показания крестьянина относительно его исцеления от иконы Казанской Божией Матери, а также и относительно явления ему во сне этой иконы были ложны, - делал из этого вывод Г.З. Елисеев, - всё-таки остаётся несомненным, что он признавал образ Казанской Божией Матери, находящийся в Казани, чудотворным и следовал в этом, конечно, общему мнению. А так как неизвестно, чтобы между годами 1612 и 1647 какая-нибудь другая икона Божией Матери прославилась в Казани своими чудотворениями, то и необходимо допустить, что явленная икона Казанской Б[ожией] Матери, обретённая в 1579 году, была в 1647 году в Казани, здесь же следовательно находится и в настоящее время».(114) Однако, опять же, необходимо признать, что «предания» о чудодейственной силе «Казанской» Казанской иконы Божией Матери отнюдь не являются достоверным свидетельством того, что именно этот образ был явленным («подлинным», «оригинальным»). Отвечая на четвёртый довод А.И. Невоструева относительно того, что название церкви (собора) в г. Москве, где пребывала «Московская» Казанская икона Божией Матери, «Богородицы Казанския» («Пречистыя Казанския»), «что на Пожаре», указывало на «первоначальное явление» её «на пожарище Казанском», Г.З. Елисеев разъяснял: «Так как такого названия явленной иконе Казанской Божией Матери здесь в Казани никогда не придавалось, а дано оно в Москве; то мне кажется вероятнее предположить, что Ваша икона получила название от каких-нибудь местных обстоятельств, бывших в самой Москве. Притом иконе ли усвояется это название? - Г[осподин] Строев в своих объяснениях к выходам царей приписывает это название площади. Это, я думаю, и вероятнее, потому что, если бы икона Казанской Божией Матери отличалась этим характеристическим названием, то такое название постоянно бы придавалось ей. Между тем как в выходах царей название: что на пожаре , придано Вашей иконе всего три раза».(115) Действительно, давно известно, что «Пожаром» в г. Москве первоначально называлось место, на котором затем возникла Красная площадь, а в некоторых источниках так именовалось и место, где потом появились «Лубянская и Варварская площади».(116)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Описание: Древняя Явленно Чудотворная икона Божией Матери, находящаяся в Шлиссельбургской крепостной часовне, фотография в кн.: Флоринский, Иоанн Н. К двухсотлетнему юбилею Шлиссельбургской крепости : 1702-1902 гг. 11 окт./Сост. прот. Флоринский. - Шлиссельбург : тип. П.П. Сойкина, 1902. - 40 с. : ил.; 25. С. 16-24: «К достопримечательностям крепостной Иоанно-Предтеченской церкви принадлежит: Древняя явленно-чудотворная икона Божией Матери, именуемая Казанскою. Размер святой иконы в длину 1 аршин 7 1/2 вершков, в ширину 1 аршин 2 вершка. Написана она на доске по коричневому фону иконописью. Краски во многих местах отвалились, потемнели. Глава Пресвятой Девы немного наклонена на левый бок к Предвечному Младенцу, имеющему благословляющую правую руку. Икона обложена серебряною, вызолоченою ризою (в 1784 году), нанизанною жемчугом. Риза эта впоследствии времени была дополняема новыми украшениями – жемчугом и бриллиантами. О дне обретения святой иконы не сохранилось письменных документов, но предание и письменное заявление лица, видевшего самое место, где обретена святая икона, ясно свидетельсвует, что обретение было вскоре по завоевании крепости. Самое место в стене алтаря (бывшей кирки), где была замурована святая икона, как гласит предание, было постоянно влажно, точно слезы просачивались сквозь камень. Не зная причины этого, на стене неоднократно возобновляли штукатурку и окраску, но это не помогало. В одну из темных ночей, наступивших вскоре по завоевании крепости, часовой, стоя на своем посту, заметил какой-то необыкновенный свет выходивший, как ему показалось, из стены бывшей шведской кирки. Наутро он рассказал об этом свом товарищам и вся крепость узнала о странном видении. Между тем, вскоре в стене образовалась трещина, в которую и узрели хранившееся там сокровище – святую икону. И в то время икона носила на себе все признаки древности и была почти в таком же виде, как и теперь, чрез двести лет. С 1720 года мы уже видим, что святая икона значится в церковных описях крепостного собора, и к ней приносились пожертвования и привесы. У иконы венец и гривка были серебряные золоченые с украшениями, а духовенство ходатайствовало об устройстве придела по имя Казанской Пресвятой Богородицы. Затем в продолжение двухсот лет благоговейное всеобщее чествование иконы и благодарные приношения и привесы ясно говорят о благодатных действиях, неоскудно исходящих на всех, с верою прибегающих к честному образу Владычицы мира. Нет прямых данных положительно указать на год написания иконы, но, следя за течением исторических событий, архивных документов и единогласного предания, можно безошибочно сказать, что эта святая икона древностью своею восходит ко временам царствования Иоанна Грозного и была современницею знаменитой иконы, явившейся в городе Казани в 1579 году. Внешний вид ее как нельзя более подтверждает это предположение».

http://pravicon.com/image-35191

А весной 1612 года полки Минина и князя Пожарского двинулись с этим образом из Ярославля, где находился тогда этот чудотворный список, на освобождение столицы. С 1636 года московская святыня обрела свое постоянное место в каменном соборе во имя иконы Богородицы Казанской на «Пожаре» — площади, позднее получившей название Красной. Об этом я писала еще в статье 1999 года, меня интересовали именно чудотворные списки, их судьба. Потому что со многими списками в литературе была путаница. В старых изданиях XIX века прикладывались иллюстрации, которые не соответствовали написанному. Поэтому никто и не мог понять, что это за Казанская икона, с которой была освобождена Москва.  Было известно, что Московская чудотворная Казанская икона по своим размерам была немного больше Явленной и потом дважды поновлялась — в 1687-88 году и в 1754-м. В архиве Петербурга хранится фотография этой иконы. И на ней видны надписи о двух поновлениях иконы, которые располагались на нижнем поле. Так что все сошлось. Очень радостно было найти зримое доказательство, что это та самая икона. Явленная же икона все время находилась в Казани до ее кражи в 1904 году и никогда не реставрировалась. — Остался хоть какой-то шанс ее найти?  — История ее поисков достаточно хорошо известна. Ее очень хотели найти к 300-летию Дома Романовых, к 1913 году. Этим много лет занимались чиновники особых поручений министерства внутренних дел, департамента полиции, но безуспешно. Даже по публикациям 1904–1905 годов судебного процесса в Казани трудно понять, уничтожена святыня или нет. Глава шайки грабителей Варфоломей Стоян (под чужим именем — Чайкин, в старое время был такой разбойник в Казанском крае) во время процесса сознавался лишь в покупке краденых драгоценностей оклада от иконы. А когда Стоян уже сидел в тюрьме, то он давал противоречивые показания: то говорил, что икону сжег, то заявлял обратное.  «Обретение иконы Богородицы во граде Казани» Если бы икона сохранилась и мы могли ее видеть, то можно было бы понять, к какому времени она относится, и подтвердить это с помощью современных исследований. Но, к сожалению, ее нет, и мы о ней можем судить только по ранним сохранившимся спискам, которые относятся к последней четверти XVI века. Сам образ известен нам только по архивной фотографии конца XIX века — икона в окладе, с темным ликом (с почерневшим верхним слоем олифы), который нельзя рассмотреть. 

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

из собр. ЯХМ: Кат. выст. М., 2003. С. 289. Кат. 11. Ил на с. 28; Ярославский худож. музей. 2007. С. 136. Кат. 31. Ил. на с. 58). В 1610 г. был основан девичий ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь ; 72 сестры пришли сюда из разоренной обители Рождества Пресв. Богородицы. Романовцы жалели об утрате святыни и ходатайствовали о возвращении ее в Романов, однако по патриаршему и царскому суду она была оставлена в Ярославле, а в Романов было указано сделать список в окладе, «со всем прикладом», и поставить там же, где прежде стоял чудотворный образ, о чем говорится в грамоте патриарха Ермогена от 29 июня 1610 г. (Список с Патриаршей грамоты: О чудотворном образе Пречистыя Богородицы Казанския, что в Ярославле в девичьем монастыре// Лебедев. 1864. С. 79). Список отправили в Романов 2 марта 1611 г. Казанская Ярославская икона Божией Матери, с ярославскими святыми. Кон. XVIII в. (ИАХМНИ) Казанская Ярославская икона Божией Матери, с ярославскими святыми. Кон. XVIII в. (ИАХМНИ) К. Я. и. была небольшой и являлась ранним списком, 80-х гг. XVI в., обретенного в 1579 г. в Казани образа. В соборе ярославского Казанского мон-ря она стояла, по описаниям XIX в., как и явленная в Казанском Богородицком мон-ре , в местном ряду иконостаса, слева от царских врат, в раме с клеймами. По богатству убранства образ считался едва ли не первым в Ярославле. Судьба К. Я. и. в наст. время неизвестна. Сохранились фотография нач. XX в. (см.: Альбом видов Ярославского Казанского жен. мон-ря: 1610-1910 гг. Б/м., б/г. Ил.) иконы в драгоценном окладе и раме и эта же рама от образа 90-х гг. XVII в. с клеймами Повести митр. Ермогена и Сказания о К. Я. и. (ЯХМ). Рама, судя по манере письма, написана в Ярославле в 90-х гг. XVII в. Лаврентием Севастьяновым (?) ( Кузнецова. 2002. С. 71-73). По среднику рамы, куда вставлялась чудотворная икона, определяется размер образа (28,7×24,3 см). В 16 клеймах рамы кроме событий явления иконы Божией Матери в Казани в 1579 г. и 2 чудес от нее, описанных в Повести митр.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Один из них был солёным и несколько белесоватого оттенка, а другой, слева, совершенно пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили её в храме. Но наутро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели её на монастырских вратах. Монахи вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили построить над вратами часовню, там стали молится ей. О новоявленной иконе было донесено воеводе города Уфы, архиепископу Казанскому и царю Иоанну Грозному. Вскоре Вознесенская пустынь была сожжена и новоявленная икона переносится в Уфимский острог и поставляется в соборном храме, который в 1579 году освящён в честь Казанской иконы Божией Матери и был построен на средства царя Иоанна Грозного. В Уфе явленная икона пробыла недолго. После 1593 года Казанская церковь сгорела от грозы, и чудотворная икона вновь явилась на прежнем месте. Второе явление Табынской иконы произошло в 1593-97 годах. История исчезновения и явления чудотворной иконы глубоко поразила современников. По древним актам известно, что в Табынском крае вблизи места явления иконы в период 1593-98 года возрождается Вознесенская пустынь и строится новый монастырь в честь «Пречистой Богородицы явления иконы ея Казанския» в ближайшей крепости Солеварного городка. Однако в 1660-х годах в период первого башкирского восстания чудотворная икона пропадает во второй раз. Третье явление Табынской иконы вероятно произошло в 1692 году в районе Соловарного городка, поскольку значительно активизируется церковная деятельность. Строится новая церковь появляются планы возрождения монастыря учреждается содержание храму. Однако в 1708 году согласно предания при разрушении Соловарного городка на р. Усолке у солёных ключей Табынская икона снова пропала. Четвёртое явление Табынской иконы, вероятно, произошло в 1740-41 году: три башкира-пастуха у солёных ключей, где некогда явилась Табынская икона, заметили, что вдруг коровы стали мычать и бить ногами. Подойдя ближе, они увидели икону Божией Матери, светящуюся на камне. Икона не давалась им в руки, и тогда они её стали рубить и колоть, однако она долго осталась невредимой. В конце концов, кровь потекла по щеке, икона раскололась и в этот момент пастухи ослепли. Был уже поздний вечер и поэтому жители отправились на поиски стада, тогда-то и обнаружилось явление Табынской иконы Божией Матери. Но только когда пришёл священник, икона поддалась людям.

http://azbyka.ru/palomnik/Табынская_икон...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010