Как видно, разногласие по вопросу о духовном мире между Епископом Игнатием и Феофаном ничуть не поколебало высокого почтения последнего к первому, что само по себе уже побуждает нас склониться к заключению, что и в указанном случае по вопросу о духовном мире мы имеем дело не столько с разногласием, сколько с недомыслием или недоразумением, которое легко могло быть совершенно устранено личною беседою или даже перепискою Епископов-подвижников, если бы оно возникло уже не после смерти Игнатия Брянчанинова» [ 75 ]. Святитель Игнатий Брянчанинов и настоятели монастырей I Игумен Югской Дорофеевой пустыни Варфоломей Батюшка дражайший! Приехали Вы не на чужом, видно, основании здать! И не чужими трудами питаться, а свой положить. Святитель Игнатий   В числе многолетних корреспондентов святителя Игнатия Брянчанинова находились два инока, Варфоломей и Алимпий, отношения с которыми еще раз свидетельствовали о постоянстве его «сердечных о Господе чувств». При этом отца Варфоломея можно включить в ряд тех монашествующих, судьба которых сложилась под непосредственным влиянием святителя Игнатия. Познакомились они в апреле 1829 г. в Брянской Белобережной Иоанно-Предтеческой пустыни Орловской епархии, куда два молодых послушника, Дмитрий Александрович Брянчанинов и Михаил Васильевич Чихачев, прибыли в надежде найти пристанище после вынужденного выхода из Площанской Богородицкой Казанской пустыни. Несмотря на недолгое их общение, отец Варфоломей произвел на Дмитрия Александровича самое благоприятное впечатление, которое он сохранил на всю свою жизнь (так же, как было с Павлом Петровичем Яковлевым, с Петром Дмитриевичем Мясниковым, будущим Угрешским архимандритом). Через месяц молодые люди переместились в Оптину пустынь, где еще раньше обосновался их старец, отец Леонид (Наголкин). Отсюда, из Оптиной пустыни и началась переписка Дмитрия Александровича — святителя Игнатия с Белобережскими знакомцами. В первых письмах Дмитрий Александрович рассказывал им об известных событиях своей жизни до возведения в сан архимандрита и назначения настоятелем Сергиевой пустыни. А уже в письме от 8 ноября 1836 г. архимандрит Игнатий советует отцу Варфоломею принять на себя настоятельство в Югской Дорофеевой пустыни Ярославской епархии. В это время в Петербурге находился на чреде архиепископ Ярославский Филарет (будущий Митрополит Киевский). По-видимому, архимандрит Игнатий рассказывал ему о положительных качествах отца Варфоломея и Архипастырь пожелал заполучить его в свою епархию [ 76 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

иером. Игнатий (Садковский)//Богословский вестник. 1913, т. 1, 3, с. с. 405–417 (4-я пагин.). —405— 1. Преподобнейший Отец Архимандрит, возлюбленный о Господе брат! Очень жалею, что болезнь Ваша так долго продолжается, и так долго лишает меня удовольствия видеть Вас. Молю Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, да возвратит Вам здравие Ваше, на подвиги Святого Великого поста, с наступлением коего, яко вожделеннейшего для душ наших времени, усердно поздравляю Вас. Настоятель Югской Дорофеевой пустыни по прошении его на сих днях уволен от должности Строителя. На время поручил я управление оной Петровскому Игумену Киприану, доколе прибудет к нам из Белобережской пустыни отец иеромонах Варфоломей. Сделай милость, брате, напиши к нему братолюбное увещание, чтобы он, возложивши упование свое на Господа Бога, не отрицался от звания свыше на попечение о братстве Святой обители Югской. Прошу известить меня, не пишет ли он к Вам о —406— своем согласии. Ежели бы он пригласил с собой сколько ему угодно братии по сердцу своему, я бы принял всех с совершенной любовью. Весьма желательно насадити виноград истинно монашествующих во вверенной мне пастве, отрасли его прострутся и на другие страны Севера. Помогите мне в сем деле Господа ради. На второй неделе поста я хочу просить Святейший Синод прямо определить О. Варфоломея Настоятелем Югской пустыни, но боюсь, не отказался бы. Дайте мне Ваш совет – ибо Вы хорошо знаете сего старца. Призывая на Вас и на всю святую братию Вашу – благословение Божие с искреннейшим почитанием и пастырской любовью имею честь навсегда пребыть Вашего Высокопреподобия усерднейший слуга Филарет Архиепископ Ярославский. 1 марта 1837 г. 2. Преподобнейший Отец Архимандрит! Возлюбленный о Господе брат! Извольте и письмо мое приложить к О. Варфоломею для удостоверения его – и известить его, что на путевые издержки к нему имеет быть прислано надлежащее количество денег с избытком. Призываю на Вас благословение Божие. Вашего Высокопреподобия усерднейший слуга Филарет А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ещё один писал к старцу: Батюшка! прошу Вашего благословения на странничество. Старец ему ответил чрез письмо же: «Так! И странствовать Святыми избранно: да только для спасения душевного, а не для лёгкого, в удовольствие жизни, содержания. А что бы быть благоличным, не лучше ли прожить у монастыря, под наблюдением благочестивого старца, да молиться усердно, прочитать Добротолюбие. да по настроению оной книги и научиться жить. Тогда бы уже с благословения Божия и в Монастыре пожелал жить. Для сего припомним сказанное: ищите прежде Царствия Божия и правды Его: и сия (принадлежности жизненные) вся приложатся вам. Много отеческого попечения прилагал старец о людях, избравших для спасения многотрудную жизнь странническую и в личных беседах с ними и чрез переписку; и некоторые из них, под его опытным руководством, истинно выполняли и доселе выполняют, вспоминая его советы, высокое назначение странничества в духе Евангельском, дарованного Господом святой Церкви Своей, для спасения многих из Её чад. г) Рассуждение старца о жизни блаженных или юродивых Многоразличными опытами во всех родах подвижничества усовершив свой ум и благополучно, при помощи Божией переплыв мысленное море в страшных н великих бранях с многостороннею злобою духов противных, старец мудро прозревал все их козни и, искусный в различении добра и зла прельщённых исправлял, а правых в духе поддерживал, мудрыми советами подкрепляя их, при высоком их подвижничестве, в многотрудной и опасной борьбе с духами злобы. Таковых людей можно было видеть и встречать при Югской Обители и при Адрианове монастыри, куда приходили они с целью свидания с старцем. Из них особенно замечательны пламенною ревностью к молитвам некто из соседственных селений Югской пустыни Захария и Ефим, любитель пустынной молитвы в лесах. Захария устроен, в полном смысле, как дитя Евангельское: что ему дадут, на что ему укажут и в чем примут участие к его успокоению. тем только и пользовался; ни кому ничего и никогда не предлагал о своих нуждах; главный труд его день и ночь в молитвах где либо в уединении; пламенная душа его проявлялась и в поступках его: он мало садился и редко видели его отдыхающим, а, всё покачивая головою, имел глаза, всегда почти обращённые к небу; телом сух глаза голубые очень выразительны и светлы. Бывало, когда придёт в Югскую Пустынь. старец иногда говаривал ему: Захарушко! Захарушко! гляди ты на птичек: любуйся как они живут и перенимай у них: они, когда клюют, то на все стороны глядят, как бы на ловца не попасть: питаться то и ты по ихнему учись; кровом для них Небо, а приютом часто веточки в лесу, – вот так то и вам бы хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Будучи пламенным молитвенником, он возбуждал к молитве всех: «только и можно жить, говорил он, весело, избавиться от уныния и мрака душевного, избежать многоразличных искушений и бед человеку, как при усердной и частой молитве: воины, когда идут на войну – для ободрения себя песенки поют и играет музыка для них: и воинам Христовым, для оживления и мужества их, непременно нужна молитва , для духовного веселия и Псалтырь необходима. Чтоб натянуть ослабевшие от сухости канаты, для поддержания мачт, – их увлажняют водой; увлажь и ты расслабевшую от зноя страстей сухую твою душу молитвой со слезой; и ум твой укрепится для хранения тебя от мысленных и страстных ветров. Лучшее правило для молитвы, кроме Церковного, говорил он, – утомлять себя в ней до усталости. Каждый час непременно неотложно советовал полагать по несколько поклонов от 7 до 100, – сколько возможно по силам и обстоятельствам.» 3. Скорбные обстоятельства старца отца Адриана в Югской Пустыне Страдальческая жизнь старца в его полезное служение спасению ближних, непонятная для многих, и здесь, в Югской Пустыне, не были чужды нареканий, ложных мнений и странных толков на счёт его поведения. Не проникавшие в тайны жизни духовной собственным опытом, показывавшие один лишь образ благочестия, в самой же душе не укреплённые силою его, о жизни старца составляли понятие, недостойное благочестия Христианского, называли его сумасшедшим, всех близких к нему сведёнными им с ума, его самого ханжою, хвастуном, обманщиком, лакомкою, бесполезным для монастыря человеком, в избежание послушаний оного и всякого труда избравшим себе такой род жизни, – чтоб, для удовлетворения своим прихотям, только бы выходить за ворота и пить с Богомольцами чай. Стеснительное положение старца особенно усилилось, когда с отбытием Игумена Варфоломея в С.-Петербург, для исходатайствования отмены назначения Архимандритом в Соловецкий монастырь, определен был для управления Югскою Обителью из Адрианова монастыря известный нам отец C., который и теперь не оставлял применять к отцу Адриану строгие меры к стеснению его деятельности в отношении народа и соучастников его трудов подвижнических. С прибытием же отца Варфоломея из С.-Петербурга и с принятием им снова должности, положение старца получило прежнюю свободу в служении спасению людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Adrian_Yugskij...

Таковы они: Игрицкая Песочинская икона Богородицы явилась в пустыни Игрица, при реке Песочине, близ Костромы, в ветхой церкви, на престоле, в 1624 г. Там увидели ее пастухи боярского сына Емелиана Севрюгина, лишенного зрения. Емелиан просил отца духовного отслужить молебен пред иконой и получил исцеление. Тогда на месте явления ее основан был Песоченский монастырь. Чудотворную Игрицкую икону ежегодно с великим торжеством носят в Кострому. Югская икона Богоматери находится в Югской Дорофеевой пустыни, близ г. Мологи. В 1615 г. старец схимонах Дорофей из монастыря близ г. Пскова решился идти на родину, в село Никульское, близ г. Мологи. Когда пред отправлением в путь молился он пред иконой Богоматери в храме, то услышал голос, который повелевал ему взять с собой икону Богородицы Одигитрии и указывал место, где находится эта икона. Он так и сделал. На пути, уже близ села Никульского, на берегу реки Юги, старец, отдыхая, поставил икону на дерево, и когда после отдыха хотел снять ее с дерева, то никак не мог сдвинуть с места. Вдруг услышал голос: «Напрасно ты стараешься снять Мой образ. Я хочу, чтобы здесь сооружена была обитель для иноков. В ней да пребудет Мой образ и с ним Моя благодать». После того Дорофей построил тут келью, поставил в ней икону и стал подвизаться. Икона прославилась исцелением больных. После смерти старца здесь основан был монастырь, получивший название Югской-Дорофеевой пустыни от имени старца и реки Юги. Шуйская Одигитрия находится в соборном храме в г. Шуе, Владимирской епархии. Празднование сей иконе установлено в 1831 г. в память избавления города от холеры. Бывает крестный ход с ней вокруг города. Икона в первый раз ознаменовала себя прекращением морового поветрия в 1654–1655 гг. Супральская, находящаяся в Супральском Благовещенском монастыре, Гродненской епархии, в 16 верстах от г. Белостока. Икона прославилась в 1500 г. когда был основан монастырь. К иконе стекаются многочисленные толпы богомольцев западнорусского края, не только православных, но и христиан римской Церкви и протестантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Скачать epub pdf Часть III. Приложения Приложение I . Из писем Ивана Ивановича Троицкого Иван Иванович Троицкий (Спасский по отцу 242 ) родился 21 июня 1828 г. в семье священника села Любегощь (Тверская губ.). В 1845 г. он закочил Тверскую Духовную семинарию; отклонив требования родных жениться и определиться на приход, он служит домашним учителем. В 1850 г. Иван Троицкий становится ближайшим учеником старца Адриана Югского , который, не благословив его поступать в монастырь («Тебе здесь не дадут свободы для истинного пути, а Бог готовит тебя для многих скорбных сердцем»), – стал готовить его к подвигу странничества. После смерти отца Адриана в 1853 г. за советом к Ивану Ивановичу обращаются многие духовные дети старца, с которыми у него завязывается обширная переписка. В 1861 г. он издает письма старца, позднее участвует в составлении его жизнеописания. В 1860-х гг. деятельно помогает в организации женских монастырей в Рыбинске и Бежецке, во главе которых стояла духовная дочь отца Адриана, а в числе монахинь было много духовных детей Ивана Ивановича. «Великий раб Божий» скончался в Москве 25 июня 1897 г., похоронен на городском кладбище г. Бежецка. При участии И. И. Троицкого изданы: Руководство к духовной жизни старца Адриана Иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, – или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами. Т. 1–2. СПб., 1861 243 (частично переиздано: М. – Рига, 1995); Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. Собрано из достоверных источников, – рассказов очевидцев, близких старцу, и записок разных лиц, преданных старцу, – тщанием Настоятельницы Бежецкой Благовещенской Общины, лично знавшей Старца, Монахини Софии. М., 1885. Жизнеописание и письма И. И. Троицкого см. в: Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. С приложением краткого его жизнеописания и двух портретов. Вып. I (1882). Шамордино, 1913; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. II. 1881 и 1883 гг. Шамордино, 1914; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. III. (1871–1897). Шамордино, 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

В посл. четв. XIX в. в Югской Дорофеевой пуст. создавались деревянные резные иконы Д. (частные собрания в Москве и Ярославле). Фигура преподобного, стоящего на одном колене, в рясе, короткой мантии и невысокой скуфье, с окладистой бородой и длинными прядями волос, с лучеобразным позолоченным нимбом, икона Божией Матери в сиянии из тонких лучей, облачный сегмент в левом верхнем углу вырезаны из дерева. Крона дерева составлена из коротких еловых или др. веток. Детали композиции укреплены на фоне из серебристой или окрашенной в мягкий зеленый цвет фольги и помещены в киот с орнаментированной рамкой (тисненая фольга и тонкие спирали из древесной стружки). На оборотной стороне киота подобной иконы (ЯХМ) находится датированная надпись чернилами: «…племяннику пошехонскому куп[цу?] Антонию Васильевичу и племяннице Марье Дмитриевне Серебряковым от родного дяди… [Юг?]ской Дорофеевской пустыни казначея иеромонаха Флавиана посылается сия икона Божией Матери февраля 19 дня 1889 года. Югская Дорофеева пустынь». В кон. XIX - нач. XX в., очевидно, по заказу Югской Дорофеевой пуст. в Ростове были изготовлены живописные эмали с изображением Д. Типичным примером является небольшая финифтяная икона в металлическом окладе с характерными штампованными херувимами по углам (частное собрание, Ярославль) - молящийся святой представлен справа, среди деревьев с необычными пирамидальными кронами, а также образок того же времени (1000 Jahre Orthodoxe Kirche in der Rus, 988-1988: Russische Heilige in Ikonen museen der stadt Recklinghausen. Recklinghausen, 1988. S. 110-111). В виде традиц. иконы в раме и деревянном киоте оформлен финифтяный образ Д. кон. XIX - нач. XX в. (ГМЗРК) - центральная и 4 угловые эмалевые дробницы с избранными святыми размещены в тонко проштампованном орнаментированном окладе из фольги ( Федорова М. М. Из новых поступлений//СРМ. 2000. Вып. 11. С. 243-244). Редкой иконографической особенностью является изображение Д. в рост, стоящим перед иконой. Лит.: Морев Ф. С., прот. Югская Дорофеева общежит. пустынь. Ярославль, 1894. С. 7-12; Рус. чудотворная икона: О Тебе радуется: Иконы Богоматери XVI-XIX вв./ЦМиАР. М., 2000. С. 364-367. Кат. 68; Хохлова И. Л. Иконы Рыбинского музея/РИАХМЗ. М., 2005. С. 99-101. Кат. 33; Полушкина Л. Л., Хохлова И. Л. Паломнические реликвии из Югского мон-ря//Правосл. паломник. 2007. 3(34). С. 70-75.

http://pravenc.ru/text/180249.html

484 О нем: Жизнь п деяния прозорливого старца отца Петра Томаницкого, заштатного священника в слободе Входо-Иерусалимской, близ города Углича. Ярославль, 1886; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия Х111-Х1Х вв. Сентябрь. М., 1909 (переиздание: Козельск, 1994). С. 19–61. 485 В учебных заведениях духовного ведомства фамилии учеников часто менялись, например в случае, если в заведении были однофамильцы. 486 Иеромонах Адриан (1800– 1853), сын сельского диакона, в 1819 году поступил в пошехонский Адриановский монастырь, в 1826 году пострижен и рукоположен во священника, на подвиг старчества вступил в начале 1830-х годов; из-за конфликта с игуменом, запретившим принимать народ (его указание старец неукоснительно выполнял), в 1851 году перешел в Югскую Дорофееву пустынь, где и скончался. (Югская Дорофеева пустынь ныне находится на дне Рыбинского водохранилища.) О нем: Сказания о жизни и подвигах старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой общежительной пустыни. М., 1885; Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX вв. Август. С. 113–159. 487 См.: Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. С приложением краткого его жизнеописания и двух портретов. Вып. I. 11882.] Шамордино, 1913; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. II. 1881 и 1883 гг. Шамордино, 1914; Собрание писем великого раба Божия Ивана Ивановича Троицкого. Вып. III. Шамордино, 1915. Переиздание: Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися сто душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого. М.; Рига, 1995. 490 Например, учение о молитвенном трезвении и борьбе с помыслами, которое детально будет разрабатываться отцами-пустынниками, в целом намечено уже в сочинениях Оригена . См.: Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм...

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Святитель Игнатий писал: «Преосвященный Филарет, Митрополит Киевский, пастырь, имеющий помазание благодатное, сказал мне следующие благодатные слова: «Те наставники похвальны, которые приводят не к себе, а к Богу». Еще он писал: «Сей Архипастырь есть лучший из всех Российских Архиереев». Помимо других положительных качеств, Преосвященный Филарет отличался необыкновенной, «истинной», добротой и неподдельным «смиренством». Н. С. Лесков в указанной выше повести приводит ряд примеров этой его доброты. Святитель Игнатий тоже писал о нем: «Добрый старец». В жизнеописании святителя Игнатия имеется рассказ об одном случае, характеризующем Филарета Киевского: «Однажды архимандрит приехал навестить Митрополита. Последний, встретив его и пригласив сесть, с нерешительностью говорит ему: «Не знаю, сознаться ли?» – «В чем?» – спросил, улыбаясь, архимандрит. «Да вот, опасаясь возношения по причине почестей от человеков, ради смирения себя, сшил себе мухояровый 23 подрясник и сего дня обновил его». Архимандрит взял полу этого подрясника, плюнул на нее, растер и сказал Высокопреосвященному: «В золоте ходите, но думайте о Церкви! В этом послушание Ваше и смирение Ваше». И по его совету Митрополит снял мухояровую одежду» 24 . За семнадцать лет до кончины, в 1840 г., Митрополит Филарет (Амфитеатров) принял схиму с именем Феодосия. Но схимником он был только в частной жизни, скрытой от посторонних глаз. В общественной жизни он до конца оставался Митрополитом Киевским. 1 Преподобнейший Отец Архимандрит, Возлюбленный о Господе брат! Очень жалею, что болезнь Ваша так долго продолжается, и так долго лишает меня удовольствия видеть Вас. Молю Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, да возвратит вам здравие Ваше, на подвиги Святого Великого поста, с наступлением коего, яко вожделеннейшего для душ наших времени, усердно поздравляю Вас. Настоятель Югской Дорофеевой пустыни по прошению его на сих днях уволен от должности Строителя. На время поручил я управление оною Петровскому игумену Киприану, доколе прибудет к нам из Белобережской пустыни отец иеромонах Варфоломей. Сделай милость, брате, напиши к нему братолюбное увещание, чтобы он, возложивши упование свое на Господа Бога, не отрицался от звания свыше на попечение о братстве Святыя обители Югския. Прошу известить меня, не пишет ли он к Вам о своем согласии. Ежели бы он пригласил с собою сколько ему угодно братии по сердцу своему, я бы принял всех с совершенною любовию. Весьма желательно насадити виноград истинно монашествующих во вверенной мне пастве, отрасли его прострутся и на другие страны Севера. Помогите мне в сем деле Господа ради. На второй неделе поста я хочу просить Святейший Синод прямо определить о. Варфоломея настоятелем Югской пустыни, но боюсь, не отказался бы. Дайте мне Ваш совет – ибо Вы хорошо знаете сего старца. Призывая на Вас и на всю святую братию Вашу – благословение Божие с искреннейшим почитанием и пастырскою любовию имею честь навсегда пребыть

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Подвизался он сначала в Адриановой пустыне, а с 14-го февраля 1851 года в Югской (Рыбинского уезда), где и скончался 7 августа 1853 года. Предсмертная болезнь его была с 5 июля до 7-го августа, и во все эго время он ничего почти не ел. В день смерти, около полудня, «лег правильно на койку, сложил на персях свои руки и с младенческой улыбкой скончался». Пользуясь в своей местности огромной известностью, Адриан имел обширную переписку с лицами, обращавшимися к нему за наставлениями. «Многими трудами и скорбями достигший таинства ведения и откровений Божьих, – пишет лично знавший его протоиерей Покровский, – он изведанную опытом науку спасения распространял и между мирянами, чем послужил спасению многих тысяч. К нему обращались люди всех званий и состояний, всякого пола и возраста, и каждый, по мере духовной потребности и приемлемости, получал вразумление и утешение. Значительная доля его великого служения заключается в переписке, которая была так обширна, что поглощала у о. Адриана большую часть времени». Эта переписка, состоявшая большею частью из лаконических, иногда в стихах, поучений и советов, почитателями его издана в двух томах в С.-Петербурге в 1861 г., под названием «Руководство к духовной жизни старца Адриана, иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды христианской жизни, переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами». В 1862 году напечатаны еще в Петербурге «Достопамятные события жизни, назидательные изречения и келейные записки старца Адриана, подвижника Югского». Первая книга издана Софийским Рыбинским женским монастырем, а вторая – протоиереем посада Дубовки Иоанном Покровским. (Венгеров, Словарь; Геннади, Словарь; Филарет, Обзор; Ярослав, епар. вед. 1874 года 33; 1881 г. 18). Александров Александр Александрович Александров Александр Александрович , священник села Морозова Даниловского уезда. В Ярославской семинарии окончил курс в 1848 году; умер в 1881 году.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010