– Почему Вы выбрали такую редкую научную область, как восточно-христианская филология? – Собственно, филологию я не выбирал, и назвать себя филологом никак не могу, это филология зачем-то выбрала меня. Произошло все совершенно случайно. В один момент наша кафедра оказалась на грани развала, не было заведующего, не хватало преподавателей, потому что те, кто кафедру создавали, – несколько филологов и историков-востоковедов – неожиданно уволились. Мне предложили возглавить кафедру, потому что к тому времени я немного занимался восточным богословием, в частности монофизитским, и, таким образом, имел хотя бы самое общее представление о Христианском Востоке. – То есть к языкам Вы в то время отношения не имели? – Конечно, изучал европейские языки, отчасти латинский и греческий, в той мере, в какой это было необходимо для занятий догматикой и патрологией. Но с языками христианского Востока я до того времени не соприкасался. Когда же меня назначили заведующим кафедрой, я решил, что в таком положении быть совсем незнакомым с восточными языками неприлично. – С какого языка Вы начали? – Начал с арабского языка, с «латыни Востока», а потом уже начал изучать и эфиопский. – Вы самостоятельно выучили восточные языки? – Арабский я учил полтора семестра у нас в университете факультативно, а в основном, конечно, самостоятельно. Эфиопский изучал самостоятельно, но консультировался по электронной почте у известного петербургского эфиописта, ныне покойного, Севира Борисовича Чернецова. – Каково было Ваше участие в обсуждении вопроса об объединении Православной Церкви и нехалкидонских Церквей? Был такой униональный проект, который предполагал восстановление общения между Православной и Восточными Церквами. Проект этот в православном мире был воспринят очень неоднозначно, многие отмечали, что с православной стороны он предполагает недопустимые уступки в вопросах вероучения. Реализация этой унии могла привести к весьма серьезным последствиям как для Вселенского православия, так и для русского. Дело могло закончиться серьезным расколом. Вопрос о ратификации документов, которые были подготовлены смешанной Комиссией по диалогу, после того как они встретили активное сопротивление со стороны церковной общественности, священноначалием нашей Церкви было решено вынести на обсуждение пленума Синодальной богословской комиссии. Нашему институту было поручено подготовить основной пленарный доклад, который должен был стать предметом обсуждения на пленуме и содержание которого в значительной степени должно было определить характер как итогового документа пленума богословской комиссии, так и предложений богословской комиссии Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви. В институте именно мне поручили подготовить этот доклад. Так совершенно неожиданно для себя я оказался в центре церковно-политической жизни, что во многом обусловило мой последующий интерес к христианскому Востоку и к ориентальному богословию.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

В октябре 2020 года было организавано Сообщество студентов из Эфиопии и Эритреи, а также их друзей-петербуржцев. Оно получило название «МахбЭрэ Мариам/ » (Братство, посвящённое Деве Марии). Одна из встреч сообщества состоялась 15 ноября в Феодоровском соборе. Студентка-медик из Эфиопии, сейчас обучающаяся в Санкт-Петербурге, Хылина Беллете выступила с лекцией «Святой Яред — основатель канона эфиопского церковного пения». Организаторами встречи выступили Николай Стеблин-Каменский, африканист и сотрудник музея «Кунсткамера», а также иерей Алексий Волчков. В Петербурге встречи союза будут проходить каждое третье воскресенье месяца. Помимо общей трапезы, каждая встреча «Махбэрэ Мариам» предполагает духовно-просветительский элемент – участники рассказывали друг другу об истории и духовных традициях своих церквей. Также был обговорён формат дальнейших встреч. Немаловажно, что собрания этого братства будут проходить при Феодоровском соборе, также посвящённом Богородице. После лекции участники встречи продолжили общение в более неформальной остановке. Радость от общения перекликалась с небольшим беспокойством. Дело в том, что в настоящее время в Эфиопии идут боевые действия в провинции ТигрАй между войсками правительства и силами «Народного фронта освобождения Тиграй». Участники встречи выразили надежду, что вскоре все споры будут разрешены. Следующая встреча братства состоится 20 декабря. Видеорепортаж: Трансляция встречи: Фоторепортаж — по ссылке http://vk.com/album-119205327_274931258 Поддержать наше начинание можно по этой ссылке — http://sobe.ru/na/vostoksvyshe —————————————- Создание информационных материалов стало возможным благодаря Фонду президентских грантов. Проект «Восток свыше». Изучение и продвижение христианской культуры Востока (20-2-020800)       Written by admin - 25.11.2020 - 1075 Views You Might Also Like Будущие мероприятия Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени. Наши проекты: Новости Проект реализуется на средства Президентского гранта заявки: 17-1-003764).

http://texts.aquaviva.ru/yared/

Г. рассматривал историю христологии, опираясь на теории «языковой неадекватности» и «конкурирующих христологических моделей». С т. зр. 1-й он описал возникновение монофизитской доктрины на сир. Востоке. 2-я теория связана с осмыслением «александринизма» монофизитов как некой изначально ущербной модели «христологии Слово-Плоть» (Logos-Sarx Christologie), противопоставленной христологической модели «Слово-Человек» (Logos-Anthropos Christologie). Эти построения Г., особенно классификация взглядов свт. Кирилла Александрийского и его последователей, а также искусственное противопоставление 2 моделей, критикуются мн. учеными. В первую очередь труд Г. ценится тем, что содержит библиографии изданий и исследований по каждому упоминаемому в нем автору. Ориентация Г. на компромиссную трактовку узких мест истории визант. христологии обусловлена экуменической деятельностью Г., направленной на достижение согласия с представителями нехалкидонских общин. Его метод состоял в исследовании «динамики развития в связи с керигмой и рефлексией». Г. привлекал не только богословские, но и литургические и исторические тексты, а также миссионерские программы. Г. планировал написать исследование «Иисус Христос в церковном вероучении» в 3 томах: 1-й должен был охватывать период от новозаветной эпохи до Халкидонского Собора, 2-й т.- от Халкидона до 600 г., 3-й - от 600 до 800 г., включая иконоборчество, испан. адопцианство. Но структура его стала более сложной: во 2-м т., из к-рого изданы 4 части, рассмотрен период от Халкидонского Собора до кон. VI в., причем в 1-й ч. исследуется период до 518 г., т. е. до правления Юстина, а во 2-й и в последующих - весь VI в., но по регионам, в т. ч. рассматривается ситуация в формирующихся национальных Церквах: Сирийских, Эфиопской, Нубийской, Армянской и Грузинской. К наст. времени издан 1-й т. и из 2-го т. опубликованы очерки К-польской, Иерусалимской, Александрийской, Антиохийской, Эфиопской и Нубийской Церквей. 2 последние части 2-го т. подготовлены после смерти Г. на основе его материалов и плана Т. Хайнталер. Том, посвященный Сирийским Церквам, представляет собой коллективный труд, написанный по плану, составленному Г. 3-й и 4-й тома в наст. время готовятся к изданию. Существуют англ. и франц. переводы исследования Г.

http://pravenc.ru/text/168133.html

Соглашение о разминировании достигнуто между правительством Израиля и властями палестинской автономии, а также представителей восьми христианских церквей 19 мая. ПРАВМИР. Область Каср аль-Яхуд, простирающаяся вокруг западного берега реки Иордан, — место, которое по традиции идентифицируют как место Крещения Иисуса Христа, будет очищено от мин и артиллерийских снарядов. В область в Израиле Каср-Эль-Яхуд, заминированную с 1967 года, будут допущены саперы, которые займутся обезвреживанием боеприпасов. Об этом сообщает Русская служба BBC. Место находится на краю минного поля, окружающего семь древних церквей времен Византийской империи. Территория, которую собираются очистить от мин, занимает приблизительно 100 гектаров. Она была практически недоступна почти 50 лет после Шестидневной войны. Работы обещают быть трудными и долгими и займут, как ожидается, от 18 до 20 месяцев. Соглашение о разминировании было достигнуто между правительством Израиля и властями палестинской автономии, а также представителей восьми христианских церквей — Греческой, Русской, Сирийской, Коптской, Румынской, Эфиопской, Армянской, которой принадлежит там пустующий участок земли, и Римско-католической, представленной на этой земле францисканцами. В работах примет участие британская благотворительная организация Halo Trust. Область Каср аль-Яхуд расположена в нескольких километрах от города Иерихона, который находится на палестинских территориях, занятых Израилем в 1967 году, прямо на границе с Иорданией. В 2011 году израильские власти снова открыли доступ к реке в этом месте, и с тех пор оно стало одним из главных мест паломничества христиан со всего мира. Доступен единственный прямой маршрут к оборудованному для христианских богослужений и омовений месту на берегу реки Иордан. Паломников туда пропускают лишь под наблюдением израильской армии. Как рассказал Майкл Хейман из израильского Национального управления по разминированию, территория до сих пор не была расчищена отчасти из-за опасений того, что в ходе операции церкви пострадают еще сильнее. На территории площадью 1 квадратный километр находятся более 2600 противотанковых мин, 1200 противопехотных мин и неустановленное количество мин-ловушек внутри самих церквей, а также неразорвавшиеся боеприпасы, оставленные после боев.

http://pravmir.ru/saperyi-raschistyat-ot...

На мой взгляд, самое лучшее средство избежать столкновения цивилизаций – это стремление создать условия для свободной жизни людей по их убеждениям, а не подавить и игнорировать эти убеждения, втискивая их в узкие рамки политкорректности и ограничивая их сферой личной жизни. Участники саммита принадлежат к разным религиям, каждая из которых исключительно ценна для своих последователей. Поэтому наша встреча никак не связана с идеей религиозного синкретизма, не предполагает каких-либо «обрядовых экспериментов» и даже богословских диспутов. Хотел бы подчеркнуть: основой для нашего диалога является взаимное уважение и неприкосновенность убеждений друг друга — только при соблюдении этих условий в полной мере может раскрыться миротворческий потенциал разных мировых религий. — Кто приедет на саммит? В частности, кто будет представлять Римскую кафедру? — Мы ожидаем представительства основных религий мира на самом высоком уровне. Нами приглашаются лидеры крупнейших христианских Церквей, исламских, иудейских и буддийских общин, индуистской, сикхской и синтоистской традиции. Так, ожидается участие Предстоятелей нескольких Поместных Православных Церквей, Коптской и Эфиопской Церкви, представительной делегации Римско-Католической Церкви, главы Евангелической Церкви Финляндии, видных исламских деятелей из Сирии, Ирана, Боснии, сефардского главного раввина Израиля, генеральных секретарей Всемирного совета церквей, Конференции европейских церквей, Всемирной конференции религий за мир. Ответы на приглашения продолжают поступать. Окончательно список участников саммита будет определен после предварительного экспертного совещания 25-26 мая, которое утвердит повестку дня и программу мероприятия. — Недавно главный ашкеназийский раввин Израиля Иона Мецгер предложил создать религиозный аналог ООН и избрать его главой далай-ламу. Каково Ваше отношение к данному предложению? — Идея большей институционализации глобального межрелигиозного диалога не лишена оснований. Поддержка такого диалога со стороны мирового сообщества могла бы повысить его уровень и степень эффективности. В то же время автоматическое копирование далеко не идеальных светских образцов международного общения может вызвать ряд серьезных затруднений для религиозного сознания.

http://patriarchia.ru/db/text/106762.htm...

Создание с обеих сторон богословских комиссий, одной всеправославной, другой всевосточной... 2. 3. Рассмотрение каждой из комиссий, сначала по отдельности, затем совместно, проблем, непосредственно касающихся богословских различий... Речь идет о следующих основных проблемах: 4. а) исторические причины конфликта между двумя Церквами; б) нынешняя христологическая концепция в каждой из Церквей; в) другие основные моменты расхождений догматического, исторического или канонического порядка (касающихся управления, административной структуры, юрисдикции Церкви) и т. п. 5. По завершении работы над этими проблемами обе богословские комиссии должны будут представить свои выводы соответственно каждой из Церквей, дабы они вынесли свои авторитетные суждения и решения». 6. И с той и с другой стороны, как надеется патриарх, начнется процесс примирения, который завершится принятием объединительных декретов. В итоге «собрание глав Церквей возвестит миру о своем окончательном объединении и увенчает это событие совместным совершением Евхаристии». В сентябре того же года патриарх решил организовать перевод на греческий язык армянской и эфиопской Литургии, ибо «взаимное понимание Литургии необходимо для развития диалога». В январе 1966 года новая конференция в Каире официально организует «постоянный Комитет " нехалкидонских " Церквей» с центром в Аддис-Абебе и тремя секретариатами в Каире, в Бейруте и Кутаяме, в Южной Индии. Этот постоянный комитет после своего заседания в предместье Бейрута в феврале 1967 года принимает православную делегацию и изучает с нею «средства, которые могли бы содействовать установлению братских отношений и полного общения...» Намечалось сотрудничество на Ближнем Востоке, первым его результатом была работа над катехизисом. Это одна из основных проблем «дохалкидонских» Церквей, которые должны прежде всего осмыслить собственное наследие, стряхнув с себя огромную инерцию многовековой спячки. 23—26 июля 1967 года в Бристоле еще раз собралась смешанная комиссия «халкидонских» и «нехалкидонских» богословов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Это были, конечно, историки специалисты и ориенталисты всех стран. «Его работы по истории древнехристианских коптской, эфиопской и сирийской церквей… говорит его коллега по Академии, проф. П. Н. Жукович, возбуждали живой и глубокий интерес среди специалистов всех стран. Имя В. Болотова стало известно во всех центрах европейской церковно-исторической науки, хотя он можно сказать, принимал меры против роста своей ученой славы (ни один из его коптских, эфиопских и сирийских этюдов не выходил даже в совет особым изданием, помимо печатания в «Христианском чтении» 34 . Этому же коллеге его по Академии, один Петербургский ориенталист рассказывал, возвратясь с недавнего Парижского конгресса ориенталистов, с каким любопытством расспрашивали его о профессоре Болотове из Петербурга двое итальянских ученых, мечтавшие в Париже лично увидет того, чьи ученые труды им были близко известны " … 35 . «К сожалению, весь длинный ряд работ его по коптским, эфиопским и сирийским источникам, особенно новейших работ, еще не стал предметом совокупного специального ученого изучения ориенталистов и церковных историков. Только специальное изучение его трудов, в связи с общим положением европейской церковно-исторической науки в переживаемый момент, может со всею ясностию показать и величайшую чуткость почившего церковного историка к живым, современным запросам его науки (особенно в виду столь могущественного в наши дни научного движения в области изучения древняго Востока) и положительную научную значимость для общей истории церкви его изысканий по истории не греческих древнехристианских церквей». 36 По содержанию своему научные и наиболее ценные работы Вас. В-ча (не считая его магистерского сочинения) касаются главным образом древней истории церквей Коптской, Эфиопской и Сироперсидской. Главнейшие из них следующие: I. Из церковной истории Египта. Ревилью и его издания. «Рассказы Диоскора о Халкидонском соборе» (Хр. Чт. 1884, 11–12; 1885, 1–2); «Житие блаженного Афу, епископа Пемджеского». (1886, 3–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Территорию рядом с местом крещения Иисуса Христа очистят от мин 1 мин., 19.05.2016 Заминированную область Каср-Эль-Яхуд в Израиле, расположенную рядом с местом крещения Иисуса Христа на Иордане, разминируют впервые с 1967 года. Сегодня местность с семью древними недействующими церквями, через которую проходит дорога к месту крещения Спасителя, огорожена колючей проволокой. Это связано с тем, что в ходе войны Израиля с рядом арабских стран в 1967 году она была заминирована израильскими войсками, после чего доступ туда был закрыт, а соответственно, оказались в запустении и храмы, сообщает Русская служба BBC . Теперь эти церкви, построенные еще во времена Византийской империи, заминированные, опутанные проволокой и обезображенные из-за артобстрелов, продолжают разрушаться. Разминированием территории, по соглашению между правительством Израиля и властями палестинской автономии, а также представителей восьми Церквей - Греческой, Русской, Сирийской, Коптской, Румынской, Эфиопской, Армянской, займется британская благотворительная организация «Halo Trust». Патриарх Иерусалимский Феофил III назвал достигнутые договоренности «великим знаком примирения» и способом восстановить ход священной истории, связанной с данной местностью. По словам представителя Национального управления по разминированию Израиля Майкла Хеймана, ранее территория не была расчищена из-за опасений еще большего разрушения церквей, в том числе и от взрывов. Предположительно, в зоне минирования площадью 1 кв. километр находятся более 2600 противотанковых мин, 1200 противопехотных мин и неустановленное количество мин-ловушек внутри самих церквей, а также неразорвавшиеся во время боев боеприпасы. Область Каср-Эль-Яхуд находится в нескольких километрах от Иерихона, относящегося к палестинским территориям, занятых Израилем в 1967 году. В 2011 году власти Израиля открыли доступ к реке в этом месте, и с тех пор оно стало одним из главных мест паломничества христиан. К оборудованному для христианских богослужений и омовений месту на берегу Иордана доступен единственный прямой маршрут, по нему пропускают лишь под наблюдением израильской армии. Читайте также: Спецвыпуск " Святая Земля " Святая Земля - это живое Евангелие Протоиерей Игорь Пчелинцев: Пять советов тем, кто едет на Святую Землю Письма о Святой земле   Каср-Эль-Яхуд. Фomo: Vikmor Karppinen/ flickr.com Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/territoriyu-ryadom-s-mest...

Но у Б.А. данное влечение в позднейшие годы его жизни было слишком могущественным, чтобы объяснять его так просто... Б.А. не просто любил его (богослужение. – Л.А.), не только высоко ценил его художественную сторону, не только признавал его громадное педагогическое значение в росте христианской жизни, но и относился к нему так же серьезно, как к теоретическим и моральным истинам христианства. Открывшись в юной душе Б. А-ча, интерес к богослужению по мере формирования его духовной личности, затем значительно расширился, отношение его к этому предмету параллельно с общим уклоном Б.А. к научной деятельности, приобретало все более сознательный, а затем и научный характер. Близкое знакомство со славянскими текстами перешло у Б.А. в редкостное знание его порядка и текстов, повлекло за собою тщательное изучение его греческого оригинала, интерес к богослужению в связи с ученой пытливостью уяснить его происхождение – привели Б.А. к сравнительному изучению богослужебных установлений различных христианских церквей и к широкой осведомленности в литературе по изъяснению и истории богослужения. И все это Б.А. успевал делать одновременно с напряженными занятиями в области своей ученой специальности. Мало того, помимо усвоительной работы, Б.А., пользуясь своими специальными знаниями, нашел возможность дать ряд весьма важных для литургики печатных трудов, главным образом изданий и переводов богослужебных памятников эфиопской и коптской церквей. Для литургиста богослужение этих церквей интересно в двояком отношении: во-первых, в нем привлекают внимание местные александрийские богослужебные обычаи, отличающиеся простотой и сохраняющие весьма много архаических элементов из первых времен христианской жизни... затем в коптском и эфиопском богослужении есть много заимствований из более позднего греческого и сирийского ритуалов, оригиналы которых до нас не сохранились или пока еще не найдены. Ценность тщательно выполненных трудов Б. А-ча возрастает еще от того, что вообще изданий памятников коптского и эфиопского богослужения не особенно много...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Традиционная христология «нехалкидонитов» с точки зрения свв. отцов и Вселенских Соборов Православной Церкви Источник Предисловие Работа священника Олега Давыденкова посвящена проблеме объединения Православных Церквей с Церквами, называемыми монофизитскими. Эти Церкви находятся в африканских и азиатских странах: Армении, Египте, Индии, Сирии, Судане, Эфиопии и других, а также в рассеянии по всему миру. Верующие этих Ориентальных Церквей уже долгие века живут под властью иноверцев или в иноверном окружении. Россия издавна чувствовала человеческую и христианскую солидарность с ними и помогала этим христианским народам в борьбе за выживание. Не без помощи России Эфиопия осталась единственной свободной страной в порабощенной Африке. А присоединение к Российской Империи части Армении позволило армянам перейти от забот о выживании к церковному возрождению, к высвобождению своей традиции от сильнейшего католического влияния, которое шло через армян-униатов. Происходило не только знакомство, но и сближение с ориентальными христианами, которое уже начало приносить благие плоды. Православные богословы констатировали близость во многом и вероучения, и церковной жизни в Православии и в отделившихся от него много веков назад Церковных общинах Востока. Но о соединении могла идти речь только в случае признания восточными братьями православного вероучения в полном объеме. Успешно присоединились к Православной Церкви закавказские несториане. В.В. Болотов , которого многие современные экуменисты считают своим предшественником, составил специально для этих несториан исповедание веры, и они присоединились к Православной Церкви не на основании компромисса, но полностью приняв православное вероучение. Едва не вошли в церковное общение эфиопы: этому помешали Великая война и революция. Несколько десятилетий назад, уже в эпоху экуменизма, по инициативе покойного эфиопского Императора Хайле-Селассие начались переговоры, сперва неофициальные, а затем – официальных представителей Православных и Ориентальных («монофизитских») Церквей, и эти переговоры, в условиях стремительно изменяющегося современного мира, привели в самые последние голы к соглашению о вероучительном единстве. Теперь, по смыслу этих соглашений, остается сделать лишь практические шаги (снятие анафем Вселенских Соборов, новая редакция Богослужебных книг и т. д.) для вступления в евхаристическое общение.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010