Поэтому-то Он воскрес, имея на Себе знаки креста; поэтому же Он вкушает и пищу. И апостолы очень часто представляли это, как свидетельство воскресения, говоря: «которые с Ним ели и пили» ( Деян.10:41 ). Потому как до распятия мы видим Его ходящим по волнам и однако же не говорим, что тело Его было другого естества, а не нашего, так и после воскресения, видя на Нем язвы, не станем называть Его тленным, – потому что Он показывал их для ученика. «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес» ( Ин.20:30 ). Так как этот евангелист сказал меньше других, то говорит, что и все прочие сказали не все, но столько, сколько нужно было для привлечения слушающих к вере. А если бы, говорит, все было описано, то думаю, что и мир не вместил бы книг ( Ин.21:25 ). 2. Отсюда явно, что не из хвастовства говорили о чудесах, которые они описали, но единственно – для пользы. Да и как возможно, чтобы они описали из хвастовства, когда большую часть их опустили? Но почему же они не о всех разсказали? Преимущественно – по их множеству; потом они думали и то, что кто не поверит сказанному, тот не поверит и большему, а кто примет это, тому ничего больше не нужно будет для утверждения в вере. Впрочем, мне кажется, что здесь (евангелист) говорит только о знамениях, бывших после воскресения, почему и замечает: «пред учениками Своими» ( Ин.20:30 ). Как до воскресения нужны были многие чудеса для того, чтобы уверовали, что Христос есть Сын Божий, так после воскресения – для того, чтобы убедились, что Он воскрес. Поэтому и присовокупил: «пред учениками Своими», так как после воскресения обращался только с ними, почему и говорил: «мир уже не увидит Меня» ( Ин.14:19 ). Потом, чтобы ты знал, что все это было сделано только ради учеников, прибавляет: «и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин.20:31 ). Здесь Он обращает речь вообще к людям и показывает, что сказал об этом не ради Того, в кого мы веруем, но преимущественно для нашей собственной пользы. «Во имя Его», то есть, чрез него, – потому что Он есть «жизнь» ( Ин.14:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Святой Иоанн продолжает в 20-й главе, что после 1000 лет освобожденный сатана выйдет обольщать народы, Гога и Магога, и будет вести войну со святыми. И сатану, и обольщенных им постигнет казнь: диавол, зверь и лжепророк будут ввержены во озеро огненное, «и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:7–10 ). Приидет Господь, воскреснут мертвые и будет всеобщий суд (11–13). Смерть и ад будут повержены в озеро огненное, куда брошены будут все грешники. Это – смерть вторая (14–15). О Гоге и Магоге упоминается в ветхом завете: Магог – имя одного из сыновей Иафета и страны, царем которой был Гог ( Быт.10:2 ; Иез.38:15–16 ; Иез.39:6 ); этими именами Откровение обозначают народы, враждебные Богу. «День и ночь» ( Откр.20:10 ) есть выражение сравнительное, означающее бесконечность (ср. Откр.10:6 ). Праведники после общего воскресения наследуют жизнь вечную. Их воскресение – второе воскресение. Грешники после общего воскресения будут осуждены на вечную погибель; это воскресение суда для них; это – смерть вторая. У сектантов – адвентистов, как известно, наводится такое толкование на 20-ю главу Откровения: сначала воскреснут праведные, будут 1000 лет на небе со Христом царствовать и судить мертвых грешных, потом воскреснут грешники, св. град сойдет на землю, сатана получит возможность действовать, соберет грешные народы, будет воевать против св. града и, наконец, сатана и грешники будут осуждены, сожжены до тла и перестанут существовать. Быть может, что и согласится с тем, что в учении адвентистов есть фантазия и некая изобретательность. Мы должны отметить один весьма большой недостаток в этом учении, – именно: оно совершенно несогласно с священным Писанием. По адвентистскому учению получается, что будут два воскресения мертвых, сначала воскреснут праведники, а чрез 1000 лет грешники. Не так говорится в слове Божием. Второе пришествие Господа будет одно, а не двукратное ( Евр.9:28 ). И мертвые праведники и грешники воскреснут все в одно всеобщее воскресение; Сам Господь сказал: «наступает время, в которое все находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). Апостол Павел говорит, что «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут» прежде оставшихся живых ( 1Сол.4:16 ); «вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы (Апостол разумеет живых во время явления Господа) изменимся» ( 1Кор.15:52 ). Из этих свидетельств св. Писания видно, что воскресение мертвых будет одновременно для праведных и грешных: ибо все они услышат глас Сына Божия...

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

20:4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым было дано судить, и души (psychos) обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, а также тех, которые не поклонились ни зверю, ни образу его и не приняли клейма на лоб и на руку свою. И они ожили и царствовали с Мессией тысячу лет. 5 Остальные из мёртвых не ожили, пока не окончится тысяча лет. 6 Этовоскресение первое (he anastasis heprote). Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним вторая смерть не имеет власти, но они будут священниками Бога и Мессии, и будут царствовать с Ним тысячу лет. Вокруг вопроса, что же именно описано тут и когда именно всего этого ожидать, ведутся бесконечные дебаты. Разработанные и влиятельные концепции о «тысячелетнем царстве» создавались в различные периоды истории Церкви со второго века и до наших дней 1471 . Для нас же имеет значение то, что тут мы находим свежий и уникальный пример изменения веры в воскресение и соответствующего языка, на сей раз не внутри иудаизма, но внутри самого христианства. Это изменение, однако, не случайно. Оно стоит в одном ряду (хотя и идет дальше) с ключевым положением раннехристианской мысли, которое мы обнаружили: что «воскресение» хронологически делится надвое (вначале Иисус, потом весь его народ) 1472 . Теперь же само воскресение Иисусова народа разбивается надвое: вначале мученики, потом, позднее, все остальные. Однако в Откровении Иоанна все не так просто, и само слово «воскресение» на деле не употребляется ни для описания последующего появления всех умерших в 20:12–13, ни для конечного состояния благословенных в главах 21 и 22. Тем не менее ясно, что нечестивцы будут воздвигнуты на суд, как в нескольких соответствующих еврейских текстах и в Ин 5:28–29 ; до того момента они принадлежат «Смерти и Аиду», а также – морю (20:13), что дает интересную возможность проникнуть в представления I века, связанные с физическим и духовным «местонахождением» умерших 1473 . Нечестивцы, воздвигнутые для того, чтобы услышать свой приговор, затем брошены в огненное озеро, так же, как и сами смерть и ад (20:14–15). Море упразднено в 21:1, в тот же самый момент, как первое небо и земля уходят, дабы приготовить место новым 1474 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

3) Воскресение Иисуса Христа из мертвых. Воскресение Иисуса Христа, т. е. воссоединение Его Человеческой души с пречистым Телом есть истина, на которой зиждутся все наши христианские верования и упования. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 ). Воскресение Иисуса Христа из мертвых служит, прежде всего, важнейшим доказательством Его Божественного достоинства. По выражению апостола, «Он открылся Сыном Божиим чрез воскресение из мертвых» ( Рим.1:4 ), так как до Воскресения слава Его Божества была сокрыта под покровом уничиженного Человечества. Воскресение Иисуса Христа из мертвых служит доказательством действительности совершенного Им дела Искупления. Если бы Христос остался во гробе, то это было бы признаком того, что смерть продолжает господствовать через грех, и таким образом в самом корне подрывалась бы вера в победу Христа над грехом, а, следовательно, и в совершение нашего спасения. Но если Он действительно воскрес, то это значит, что грех и связанное с ним осуждение потеряли свою силу над человеком, значит, что принесенная Христом Жертва принята Богом, уничтожено лежащее на нас проклятие и дарованы нам все блага Искупления. В Ветхом Завете существовал обычай принесения Богу начатков урожая. По верованию ветхозаветной Церкви, благословение Божие, которое призывалось на этот начаток, распространялось на весь урожай, который предстояло собрать. Ап. Павел использует этот ветхозаветный образ и говорит о Христе как о Начатке, Который открывает путь ко всеобщему воскресению: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» ( 1Кор.15:20 ). Т. о., воскресение Иисуса Христа, по ап. Павлу, является залогом нашего воскресения: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествии Его» ( 1Кор.15:22–23 ). После всеобщего воскресения смерть, побежденная воскресением Христовым, будет окончательно изгнана из мира: «Последний же враг истребится – смерть» ( 1Кор.15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

 Читая пророчества Апостола о смерти второй, мы узнаем, что осужденные Страшным Судом будут брошены в «озеро огненное вместе со зверем, лжепророком и диаволом» ( Откр. 20:10 ). Последствия этого будут простираться не только на дух человека, но и на воскресшее тело, которое хотя и не умрет, но испытает жесточайшие мучения. 6. Воскресение и восхищение На основании приведенного определения «смерти второй» нам будет легче понять, в чем смысл «первого воскресения» праведников. Полное отчуждение человека от Бога, или смерть духовная, начинаясь здесь, на земле, достигает полноты своего проявления после всеобщего Воскресения и Страшного Суда в «смерти второй». Точно так же и единение человека с Богом в вечной блаженной жизни, начинаясь для чад Божиих во время их земной жизни, достигает своего развития в воскресении тела (второе воскресение). Очевидно, что выражение Апостола «воскресение первое» следует изъяснять и в том смысле, что имеющим участие в нем предстоит еще и второе воскресение. Все вышесказанное вполне определенно следует из содержания 20-й главы книги Откровения, опровергая учение иеговистов о первом и втором воскресении. Откровение повествует нам: «Они (по учению иеговистов – это 144 тысячи праведников. –  И.Е. ) ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Этовоскресение первое» ( Откр. 20:4–5 ). Отсюда, согласно логике иеговистов, должно следовать, что прочие из умерших воскреснут только после окончания тысячелетнего царства. Однако учение «свидетелей» на сей счет совершенно противоположное: второе воскресение для праведников, не рожденных свыше, не явных злодеев (которые никогда не воскреснут) должно произойти перед началом тысячелетнего царства. Иначе – само Священное Писание с необходимостью опровергает ложную концепцию иеговизма о первом и втором воскресении. Единственную трудность для правильного понимания 20-й главы книги Откровения представляет 4-й стих: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его и не приняли начертания на чело свое и на руку свою» ( Откр. 20:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

В иудейско-христианской традиции, с другой стороны, хотя и принято, что душа и тело расстаются в момент смерти, постулируется единство духовного и физического аспекта человеческой сущности. Человеческое существо есть одушевлённое тело. Душа для тела – то же самое, что форма для материи, силуэт для вазы. Поэтому спасение – это не спасение от тела, но спасение в теле (см. воскресение Христа: физическая природа). В самом деле, слово бессмертие употребляется в Новом Завете по отношению к человеческим существам исключительно в контексте телесного воскресения ( 1Кор. 15:53 ; 2Тим. 1:10 Библейское свидетельство о бессмертии . Доктрина бессмертия раскрывается в Библии последовательно и становится наиболее явной в Новом Завете. Ветхозаветные указания на бессмертие. В отличие от древнегреческого мышления, в Ветхом Завете упования на жизнь после смерти самым определенным образом предполагают существование во плоти. Бессмертие в Ветхом Завете упоминается преимущественно в связи с указаниями на грядущее воскресение. По иудейским упованиям, воскресениеэто возобновление своей земной жизни в том самом физическом теле, которое было положено во гроб. Иудеи верили не только в то, что человек создан «из праха земного» ( Быт. 2:7 ) и «возвратится прах в землю» ( Екл. 12:7 ), но и в то, что при грядущем воскресении мёртвые будут возрождены из праха. О власти Бога возвращать мёртвых к жизни говорится во многих местах Ветхого Завета (см. Вт. 32:39; 1Цар. 2:6 ; Иов 19:25–27 ; Пс. 48:15–16 ). Давид, говоря в Пс. 15 о воскресении, провозглашает: «не дашь святому Твоему увидеть тление» ( Пс. 15:10 ). Согласно Новому Завету ( Деян. 2:25–27, 31 ), Пётр сказал об этом пророчестве Давида, что «он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть [sarx] Его не видела тления» ( Деян. 2:31 ). Такое воскресение предполагает восстановление тела физического, из «плоти» (sarx) (см. воскресение Христа: физическая природа). Иисус знал то, что Ветхий Завет учит о воскресении, и ссылался на него в споре с саддукеями, которые в воскресение не верили. Он сказал им: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божьей» ( Мф. 22:29 ). Затем Он, приведя слова из Исх. 3:6, 15 : «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», добавил: «Бог не есть Бог мёртвых, но живых» ( Мф. 22:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

( Деян. 26:22–23 ) – «Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чём пророки и Моисей говорили, что это будет, то есть, что Христос имел пострадать и, восстав первый из мёртвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам». Церковь – это исторический факт Существование церкви объясняется её верой в воскресение. Все первые годы своего существования церковь подвергалась преследованиям со стороны как иудеев, так и римлян. Верующие принимали пытки и смерть во имя Господа только потому, что верили в Его воскресение из мёртвых. Как отмечает Уилбур Смит, даже такой рационалист, как д-р Гиньебер, вынужден сделать следующее признание: «Христианства не существовало бы, не будь вера в воскресение упорядочена и поставлена на прочную основу... Вся сотериология и главные элементы учения христианства покоятся на вере в воскресение, и на первой же странице любого наставления в христианской вере следовало бы поставить в виде эпиграфа слова Павла: «...А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15:14 ). Со строго исторической точки зрения вера в воскресение несёт именно такое важное значение...Учение о воскресении превратило веру в Христа и служение Ему в основу новой религии, которая, отделившись от иудаизма, стала его противницей, а затем осуществила победное шествие по всему миру». Пол Литтл указывает, что церковь , созданная приблизительно в 32 г. по Р.Х., возникла не просто так, а по определённной причине. Христиан из Антиохии в те первые годы существования церкви назвали однажды «всесветными возмутителями» ( Деян. 17:6 ). «Возмущать» мир, то есть глубоко влиять на него, христиане могли благодаря воскресению. Уилбур Смит цитирует слова Х.Мейджора, директора Райпон Холл в Оксфорде, который говорил: «Если бы с распятием Христа окончилось Его общение с учениками, возникновение церкви осталось бы загадкой. Эта церковь была основана на вере в мессианское назначение Христа. Распятый Мессия никак не мог таковым считаться. Он был отвергнут иудейством и проклят Богом. Именно воскресение Христа, как подчёркивает Павел в Рим. 1:4 , показало, что Он был «Сыном Божиим в силе».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Для вечного блаженства необходимо обновлённое естество, очищенное от страстей и греха, и праведники получат его после воскресения. Каковы же особенности преображенной человеческой природы? 1. Естество человека будет нетленным. Апостол Павел говорит : Сеется в тлении, восстает в нетлении ( 1Кор. 15:42 ). Это означает, что уже невозможно будет никакое распадение естества и смерть человека: Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых... умереть уже не могут ( Лк. 20:35–36 ), ибо в новом мире ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет ( Откр. 21:4 ). Исчезнет потребность и в обыкновенной пище, так как Бог восполнит Своей благодатью ограниченность человеческой природы: Не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их ( Откр. 7:16–17 ), об этом же говорит и апостол Павел: Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое ( 1Кор. 6:13 ). Как воскресший Господь мог принимать пищу и вкушал её, однако не потому, что имел потребность, но чтобы удостоверить учеников в реальности Своего Воскресения (см.: Лк. 24:41–42 ), подобным образом будет и у воскресших людей: возможность принимать пищу сохранится, а потребности не будет. По крайней мере, если эта потребность отчасти и сохранится, то будет восполняться Богом, и страданий от голода новое тело испытывать не будет. Прекратится и процесс деторождения. Как ангелы не изменяют своего числа, так и люди после воскресения размножаться уже не будут: Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения ( Лк. 20:34–36 ). 2. Человеческое естество будет обладать благодатной силой: Сеется в немощи, восстает в силе ( 1Кор. 15:43 ). Немощь нынешнего естества состоит в том, что оно не может выносить длительного напряжения, ему требуется отдых в той или иной форме, питание для подкрепления. Это заставляет нас отказываться от каких-то высоких целей, ибо дух бодр, плоть же немощна ( Мф. 26:41 ). Мы часто не можем осуществить свои духовные запросы потому, что естество немощно и ограниченно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Лк.14:11 .  ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. (См. Мф.23:12 ). Опять несомненно, что этот общий закон высказан здесь Христом с отношением к надежде фарисеев на участие в Царстве Божием. Лк.14:12 .  Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Лк.14:13 .  Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, Лк.14:14 .  и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. Обращаясь теперь, после наставления, данного позванным, к самому хозяину, позвавшему гостей, Христос советует ему звать на обед не друзей, родственников и богатых, но нищих и увечных. Только в таком случае хозяин может надеяться получить награду в воскресение праведных. И. Вейс находит несоответствующим учению Христа и такое наставление. Какое же несчастие в том, что богатый человек отплатит тебе гостеприимством за твое угощение? Это вовсе не так страшно и не может отнимать у нас права на получение небесной награды. Но Вейс не хочет понять, что и здесь Христос проводит ту же мысль об условиях вступления в славное Царство Божие, какую Он высказывал уже неоднократно. Эта мысль заключается в том, что, гоняясь за земной оценкой своих действий, хотя бы и хороших, люди теряют право на получение небесной награды (ср. Мф.5:46, 6:2, 16 ). С этой точки зрения действительно опасно, когда за каждое наше хорошее дело мы будем находить себе награду на земле и принимать эти награды: мы, так сказать, получим свое и на другое, высшее, рассчитывать не можем. Однако нельзя думать, чтобы этими словами Христос вообще запрещал звать к себе на пиршества людей богатых и друзей; здесь очевидно гипербола... «В воскресение праведных». Христос учил, что будет не одно только воскресение праведных, а воскресение всех – и праведных, и неправедных (ср. Лк.20:35 ; Ин.5:25 ). Если здесь Он говорит только о воскресении праведных, то делает это с отношением к фарисеям, которые полагали, что воскресения будут удостоены только праведники, так что к словам «в воскресение праведных» Христос мысленно прибавляет: «которое вы только допускаете».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не бойся смерти, разлучающей душу от тела, – это смерть первая. Она страшна тебе, человек, своей неизвестностью, но не она определяет твою жизнь в вечности. За ней стоит смерть вторая, вскормленная грехом, отсылающая жертву свою от Бога на продолжение жизни в муках на вечность. А жизнь земная – это только начало вечности для человека. Не было смерти на земле при сотворении жизни, но грехом вошла в мир смерть, и в Адаме первом умирают его потомки, а в Адаме втором – во Христе – все оживут по обетованию Божию. И настанет такое время, когда смерть будет окончательно уничтожена Христом. «И смерти не будет уже» – говорит Господь в Откровении, данном святому апостолу Иоанну Богослову ( Откр.21:4 ). Но эта вожделенная и радостная весть о вечной жизни одновременно станет для многих и страшной вестью. «Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут… и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин.5:25, 29 ). И смерти не будет уже, но всё объемлет вечная жизнь, всех объемлет воскресение. Для одних – воскресение жизни во свете Божией любви, чаемое, долгожданное, выстраданное и радостное; для других – воскресение же, но во тьме кромешной, нежеланное, нежданное, ненужное и страшное. Для желающих знать истину – откровение Господне есть удостоверительное, неоспоримое, несомненное её доказательство. Для погрязших же во грехе, опутанных его липкой ложью, не любящих истину – и самое очевидное доказательство неубедительно. Многие ли верят Божественному откровению, данному через пророков, многие ли покоряются Божественной истине Святого Евангелия, открытой нам и как путь жизни, и как суд над тем, как мы живём? Многие ли реально верят и в своё будущее воскресение для вечности? Жить нам, дорогие мои, предстоит вечно. Запомним и то, что ни богатство, ни бедность, ни болезни сами по себе и не губят нас, и не спасают, но обращение душ наших от земли к небу, к Богу и, по любви Божией, к людям – вот то, что, несомненно, даёт человеку вечную радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010