Обращает на себя внимание одно из положений «Догматической Конституции о Церкви», принятой II Ватиканским собором. Оно гласит: «Оглашенные, которые под действием Духа Святого ясным волеизъявлением просят быть членами Церкви, уже этим желанием соединяются ею, и Мать Церковь уже объемлет их своей любовью и заботой» Православная же Церковь, исповедуя вместе со святителем Иоанном Златоустом, что милосердный Господь Иисус Христос «и намерение целует», никогда, между тем, не признавала подобного вменения «ясного волеизъявления» в само Крещение (случаи мученических «крещений кровью», конечно, не могут быть в этом смысле приняты во внимание в силу своей исключительности). Что же касается оглашенных, то Православная Церковь устами святителя Григория Богослова высказалась ясно: «Доколе ты оглашенный, дотоле стоишь в преддверии благочестия; а тебе должно взойти внутрь, пройти двор, видеть Святая, проникнуть взором во Святая-Святых, быть с Троицею» Любопытно, что в постановлениях II Ватиканского собора нет термина «границы Церкви». Но те определения, которыми руководствуется сейчас Ватикан, позволяют заключить, что понятие о границах Церкви в католицизме используется, однако оно неопределенно и размыто — в первую очередь по причине активного прозелитизма. Именно с этих позиций, с позиций привлечения новообращенных всевозможными путями в католичество, рассматривает в настоящее время Рим и распространившееся на Западе экуменическое движение. Выгодной в этом отношении является для католицизма теория о некоем «неполном общении» с Римской Церковью христиан-некатоликов. Постановление «Об экуменизме» II Ватиканского собора, имея в виду христиан-некатоликов, гласит: «Те, кто верует во Христа и принял действительное Крещение, находятся в некоем, хотя и неполном, общении с Католической Церковью»   Более того, собор признал, что вне видимых пределов католической Церкви могут существовать написанное Слово Божие, благодатная жизнь, вера, надежда и любовь, другие внутренние дары Духа Святого (там же, с. 125). Поэтому католицизм, констатируя, что некатолические Церкви страдают некоторыми недостатками, соглашается признать, что они «не лишены значения и ценности в тайне спасения. ...Дух Христов не отказывается пользоваться ими как средствами спасения»

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205369...

Опасные болезни века. В наши зловеще-мрачные дни почти полной духовной опустошенности, когда, с одной стороны, наглое наступление ведет на нашу святую православно-христианскую веру неистовое безбожие, а, с другой стороны; человеческими массами владеет равнодушие и полное безразличие к вере вообще, вследствие чего весьма многие опускаются морально до уровня жизни скотской, в полном смысла слова «прилагаются скотом несмысленным и уподобляются им», по выражению Писания, очень-очень редко от кого можно услышать голос здравого смысла – призыв к образумлению и коренному изменению своего настроения и образа жизни. Вместо этого, раздаются голоса, совершенно тщетно пытающиеся лечить страшную болезнь века сего какой-то туманной философией – сумбурной смесью христианского учения с гностическими лжеучениями первых веков христианской эры, давным-давно разоблаченными и осужденными Вселенской Церковью. Этот «нео-гностицизм», или что то же, «нео-христианство», сейчас в большой моде у тех, кто поняли духовную пустоту безбожия, но к Церкви Христовой по-настоящему придти не смогли, не сумели, остановившись где-то на полдороге. Многие из них даже готовы считать себя истинными христианами, но истинная Церковь Христова им чужда: они хотели бы создать для себя какую-то новую « церковь », по своему вкусу, в соответствии со своими самочинными настроениями. Эти люди – готовый материал для так наз. «экуменического движения», которое как раз, не удовлетворяясь ни одной из существующих «церквей», в том числе и Церковью Православной, стремится к созданию такой  новой  «церкви», долженствующей объединить, по их замыслу,  все  вероисповедания и даже  все религии вообще . Наряду с этим наблюдается и чисто-рационалистическое стремление – попытка, во что бы то ни стало сделать легко-объяснимыми, понятными для ума все непостижимые тайны Божества и действия Божественнаого Промысла, вместо того, чтобы принять их просто и безхитростно, не разсуждая и не мудрствуя лукаво, как они есть – как изложены они в Священном Писании и искони принимались всею Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Особой заботой священноначалия в первые послевоенные годы было окончательное преодоление внутренних расколов. В 1945-46 гг. последние обновленческие приходы перешли в ведение Патриархии. Деятели обновленчества приносили покаяние и, получив православную хиротонию, возобновляли свое служение теперь уже в Русской Православной Церкви. Под омофор Патриарха вернулись и те, кто отделились после издания «Декларации 1927 г.». В послевоенные годы Русская Православная Церковь приобрела высокий авторитет в православном мире благодаря победе Советского Союза. Это обстоятельство было полезно для советской внешней политики. Важнейшим событием церковной жизни 1946 г. явился Львовский Собор. Во время Великой Отечественной войны часть униатского духовенства скомпрометировала себя сотрудничеством с оккупационным режимом. Греко-католическая иерархия была связана также с движением под руководством Степана Бендеры. Сталиным было принято решение ликвидировать унию, с целью ослабить влияние католической Церкви в Восточной Европе. В этих обстоятельствах при прямой поддержке властей образовалась инициативная группа униатского духовенства, которая к 1946 г. насчитывала уже 986 священников. Целью ее было воссоединение греко-католиков с Православной Церковью. Львовский Собор вынес постановление отменить акт Брестского Собора 1596 г., ликвидировать унию и возвращаться в лоно Православной Церкви. Миллионы мирян, тысячи священнослужителей через три с половиной века после отторжения от Православия вернулись в лоно Матери-Церкви. В июле 1948 г. Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных православных Церквей. Было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным и плодотворным. Участники Всеправославного Совещания: - осудили Римскую курию за подрывные действия по отношению к Православию; - не сочли благовременным для своих Церквей участвовать в создании экуменического Всемирного Совета Церквей, в котором преобладали протестантские течения и политические тенденции; - высказались за сохранение Александрийской Пасхалии.

http://ruskline.ru/analitika/2010/04/17/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Православие и экуменизм» — сборник материалов о экуменической дискуссии среди православных за XX век. Как писал Владимир Лосский вопрос о Церкви, её природе и границах — главный догматический вопрос современности. Различные, иногда диаметральные противоположные ответы на этот вопрос и составили книгу: документы Поместного Собора 1917–1918 гг., статьи о христианском единстве митрополита Сергия (Страгородского), митрополита Николая (Ярушевича), митрополита Никодима (Ротова), протоиерея Сергия Булгакова, профессоров Н. Арсеньева, А. Карташева, Н. Бердяева и других. Помимо заявлений, принятых православными представителями на экуменических собраниях, в книгу включены и некоторые тексты Всемирного Совета Церквей. В предисловии к этой книге митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Патриарх) пишет: «издавая эти тексты, мы отнюдь не авторизуем содержащиеся в них мысли и идеи: это лишь рабочий материал, которым каждый читатель вправе воспользоваться так, как он сочтет нужным. Все тексты публикуются с единственной целью — начать серьезный и вдумчивый разговор на тему, которая сегодня волнует многих верных чад Русской Православной Церкви». В сборник «Православие и экуменизм» вошли следующие тексты: РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. Историко-богословское обозрение ОБМЕН ПОСЛАНИЯМИ МЕЖДУ ВСЕЛЕНСКОЙ ПАТРИАРХИЕЙ И СВЯТЕЙШИМ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИМ СИНОДОМ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (1902 – 1905) ВОПРОС О СОЕДИНЕНИИ ЦЕРКВЕЙ НА ПОМЕСТНОМ СОБОРЕ РОССИЙСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1917 – 1918 ГОДОВ ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХАТА 1920 года Проф. Н. ГЛУБОКОВСКИЙ. О ХРИСТИАНСКОМ ЕДИНЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ УЧАСТНИКОВ НА ПЕРВОЙ ВСЕМИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ВЕРА И ЦЕРКОВНОЕ УСТРОЙСТВО». Лозанна, август, 1927 год Н. АРСЕНЬЕВ. ЛОЗАННСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ Митрополит Сергий (Страгородский). ОТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ К ОТДЕЛИВШИМСЯ ОТ НЕЕ ОБЩЕСТВАМ

http://pravbiblioteka.ru/book/pravoslavi...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 2 октября 1997 года 8 2005 р. 12:00 2 октября 1997 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха о состоявшейся 24 сентября 1997 года в Одессе встрече Предстоятеля Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархом Варфоломеем. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение состоявшейся встречей и духовным общением двух Предстоятелей. 2. Особо отметить важность полного совпадения взглядов и позиций Предстоятелей двух Церквей в вопросах преодоления расколов, нарушающих церковное единство и серьезно препятствующих успешному свидетельству Православия в мире. 3. С удовлетворением отметить поддержку, выраженную Патриархом Константинопольским Варфоломеем, канонической Православной Церкви на Украине во главе с Митрополитом Киевским и всея Украины (Московский Патриархат). 4. Констатировать единую и конструктивную позицию обоих Предстоятелей в вопросах межхристианских отношений и признание необходимости всеправославного рассмотрения в ближайшее время вопросов, связанных с участием Православных Церквей в экуменическом движении, а также назревших проблем в этой области. СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха о его визите в Литву с 25 по 27 июля 1997 г. Справка: С 25 по 27 июля 1997 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II находился в Литве. Цель визита пастырское посещение Литовской епархии Русской Православной Церкви и участие в торжествах, связанных с 650-летием кончины Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и 400-летием основания Виленского Свято-Духова монастыря. Состоялись встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви с Президентом Литовской Республики Альгирдасом Бразаускасом и премьер-министром Литвы Гядиминасом Вагнорюсом. В своем выступлении Президент Литвы подчеркнул, что с 1990 года, после восстановления го-сударственной независимости, в стране идет возвращение недвижимого имущества, отобранного в годы советской власти у верующих всех конфессий, в том числе у православных. Отметив выдающийся вклад Его Святейшества в укрепление дружбы между Литвой и Россией, Президент наградил Первосвятителя Русской Церкви высшей наградой республики орденом Великого князя Литовского Гядиминаса I степени.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4971866...

Позже, 2 октября 1989 года, проповедуя в греческом монастыре святых Киприана и Иустины, патриарх Диодор сказал: «Уже не первой год идет работа по уничтожению Православия на Святой земле. Однако Господь, защищающий Иерусалимскую Церковь уже много веков, всегда спасал Православие от любой опасности. Никогда за всю свою двухтысячелетнюю историю Иерусалимом не смог овладеть ни один завоеватель. Сменяли друг друга сатрапы, короли, губернаторы. Но все они ушли в прошлое, а осталась лишь сотня греческих православных монахов – недремлющих стражей нашего святого наследия. К сожалению, вот уже в течение десятилетий, не желая нарушать единство Православной Церкви, Иерусалим номинально вслед за другими Церквами участвует в экуменических диалогах, хотя экуменизм никогда не имел на нас никакого влияния. Тем не менее участие Иерусалима в этих диалогах дало повод утверждать, что и Иерусалимский патриарх также участвует в движении экуменизма. Мы с огорчением замечаем серьезное злоупотребление этими диалогами со стороны еретиков. Они смущают наших верных, пытаясь любыми путями обратить их в свою веру. Они показывают им фотографии папы с нашими патриархами и епископами, говоря при этом, что уния уже достигнута: “Не слушайте ваших епископов, уния уже существует, Православная Церковь присоединилась к Римской католической церкви”. Слово “уния”, вероятно, употреблено здесь в том значении, которое вкладывают в него экуменисты, а именно – подчинение. Поэтому, поразмыслив о своей ответственности перед Господом, перед Церковью, перед самой историей, мы решили в Божественном просветлении прекратить всякий диалог Патриархии с неправославными церквами, поскольку после многих лет контакта с ними никакого позитивного результата достигнуто не было. Свое решение мы объявили всем сестринским Церквам и будем придерживаться его так долго, как это будет возможно. Вы знаете, что Иерусалимская Патриархия следует старому календарю. Она никогда не меняла и не будет менять учение, каноны и догматы нашей Церкви. Мы и дальше готовы трудиться, а если понадобится – и пострадать ради их сохранения. Угрозы, получаемые нами каждый день, и действия наших противников нисколько не пугают нас. Мы останемся непоколебимыми стражами, верными учению нашей Церкви».

http://pravoslavie.ru/118791.html

поиск:   разделы   рассылка Александр Кырлежев Русская Православная Церковь перед проблемой модернизации После падения коммунистического режима Русская Православная Церковь (РПЦ) оказалась перед необходимостью решать две главные задачи: конфессиональной самоидентификации и позиционирования в социально-политическом пространстве. Специфика условий, в которых предстояло решать эти проблемы, заключалась в том, что не только общество, но и церковь (в большей степени именно церковь – как религиозное сообщество и как церковная институция) переживала начало нового исторического периода как " ситуацию после двух великих обвалов " (1917 и 1991). В отличие от общества (в лице определенной его части) церковь не была вовлечена в подготовку этих " обвалов " , скорее, напротив, была фактором, работающим на сохранение и стабилизацию " старого порядка " . В то же время как в начале XX века (до 1917), так и в советский период (до 1991) Российская православная церковь столкнулась с рядом вызовов, которые можно назвать вызовами модернизации. Двойная предыстория В самом начале XX века, после долгого существования внутри государственной структуры в т.н. синодальный период (когда законодательно был закреплен статус императора как главы церкви), произошло несколько важных событий, вынуждающих церковь к изменению ее самопонимания. Это встреча и открытая дискуссия " церковников " с представителями интеллигенции, предложившими проект " нового религиозного сознания " . Это указ о веротерпимости, вышедший в пореволюционном 1906 году, который открыл возможности для активизации инославных конфессий, но не изменил институциональный статус Православной церкви как государственного " ведомства православного исповедания " . Это необходимость иметь дело не только с монархом, но и с парламентом (церковный бюджет проходил через утверждение Думой, а среди членов Думы были представители духовенства). Наконец, это интенсивная подготовка к Поместному собору, который, однако, смог открыться только после падения самодержавия. К этому же периоду относятся ростки будущего всемирного экуменического движения в христианском мире, в которое Российская церковь включилась с самого начала. 1

http://religare.ru/2_8380.html

поиск:   разделы   рассылка Призываем молиться о даровании нам законной власти Царя – Помазанника Божьего ________________________________________ Решение епархиального собрания Анадырской и Чукотской епархии Московской Патриархии Мы, нижеподписавшиеся: 1. Осуждаем экуменизм как ересь, повреждающую и извращающую учение Святой Православной Церкви. Просим всех ответственных лиц о скорейшем соборном рассмотрении вопроса по выходу РПЦ МП из еретического экуменического движения по примеру Иерусалимской, Сербской и Грузинской Православных Церквей. Ради мира и церковного единства просим всех причастных к этой ереси принести покаяние и отречься от нее, да пребудем все едины в чистоте православного вероисповедания. 2. Просим руководство Московской Патриархии осудить такое явление церковной жизни как " неосергианство " , и в дальнейшем строить взаимоотношения с государственной властью и светским обществом, руководствуясь евангельскими и святоотеческими принципами, по слову Апостола Павла – " Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым " (Гал. 1:10). 3. Выражаем нашу боль и обезпокоенность священноначалию РПЦ МП, в связи с недостаточной активностью обличения нравственных пороков современного общества. Призываем архипастырей и пастырей, являть своим примером образец высокой нравственности, а в отношениях с государственной властью, последовать примеру Святейшего Патриарха Тихона (пророка Илии, Иоанна Крестителя, св. Патриарха Ермогена) и более решительно обличать пороки и недостатки современной государственно-политической и общественной жизни. Например: проведение гейпарадов содомитов, разрешение абортов и эвтаназии, поголовную вакцинацию, алкоголизм и наркоманию, пропаганду " полового воспитания " , " планирования семьи " , агрессии и насилия. Так же, согласно церковным канонам, необходимо предать публичному отлучению от Церкви лиц, повинных в растлении нации, в первую очередь, через средства массовой информации. " Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели " (1 Тим. 5:20). Убедительно просим более твердо придерживаться традиций Православной Церкви, чтобы не быть виновными за происходящие ныне попрания Божественных законов по слову Св. Писания: " И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: беззаконник! ты смертью умрешь, а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою " (Иез. 33:7–9).

http://religare.ru/2_55847.html

Попытка создания галликанской Церкви Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 3 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 2002 Католическая Православная Церковь Франции (ECOF). Историческая справка Галликанская Церковь возникла в результате встречи Евграфа Ковалевского с Луи-Шарлем Винэром (Winaert) и отцом Львом Жилле. Молодой русский эмигрант и богослов Евграф Ковалевский (1905–1970), еще будучи мальчиком, осознал, что Господь попустил революцию и эмиграцию для того, чтобы западный мир открылся, вернее, вернулся к православной вере. В рамках братства святителя Фотия 1 была сформирована группа научного изучения Православия, и Евграф Ковалевский принялся за исследование православных корней Франции. Православное западное наследие оказалось весьма богатым, и Евграф Ковалевский, со своим братом Максимом, пришел к выводу, что можно было бы действовать одновременно с двух сторон: обогатить Православие традициями западного христианского мира и одновременно обогатить христианский Запад возвращением к его собственным истокам. Со своей стороны, католический священник Луи-Шарль Винэр не смог вынести отказа от либеральных идей в своей Церкви и запрета социального церковного движения “Сантье”. С маленькой группой верных прихожан он покинул Римскую Церковь, женился и стал искать духовного прибежища в протестантизме. Тем не менее его смущало отсутствие литургической традиции, и в течение нескольких лет он блуждал в эзотерическом поиске. В начале 20-х годов он обратился к либеральной католической Церкви Англии 2 , в которой его рукоположили во епископа. Уповая на явление новой вселенской Церкви, он принял активное участие в первых экуменических начинаниях. Однако он не был вполне этим удовлетворен и стремился вернуться в лоно исторической Церкви. Встреча с отцом Львом Жилле решила его дальнейшую церковную судьбу. В течение нескольких лет отец Лев общался с уже больным епископом, предоставляя ему основную православную литературу, отвечая на его сомнения и вопросы, подолгу беседуя с ним.

http://pravmir.ru/popyitka-sozdaniya-gal...

Послушание и свидетельство 948 Впервые (на англ. яз.): Obedience and Witness//The Sufficiency of God. Essays in Honor of W. A. Visser’t Hooft (Ed. by Robert C. Mackie, Charles C. West). London: Strident Christian Movement Press, 1963. P. 58–70. На рус. яз.: Вестник Русского Студенческого Христианского Движения (Париж). 1963. 70–71. III–IV. С. 18–28. Печатается по последнему изданию. В экуменическом движении мы встречаемся как христиане. Встречаемся во имя Христово. Но встречаемся мы как «разделенные христиане», с полным сознанием нашей взаимной разделенности, наших «несчастных разделений». Больше того, мы рождаемся в этот разделенный христианский мир, мы вовлечены в этот христианский раскол, прежде чем мы знаем о нем, прежде чем мы отдаем себе отчет в его существовании и смысле. И это создает главную трудность нашего христианского положения в мире. Никто не стремится быть сектантом, членом секты. Христиане разных исповеданий или толков хотят быть христианами, не членами секты, но членами именно Церкви, Единой, Святой, Кафолической и Апостольской, и часто как раз для этой цели выделяются и отделяются, уходят в раскол. Проблема сейчас стоит острее, чем во времена религиозного индивидуализма, когда она решалась довольно просто. Тогда можно было утверждать, что религия, и в том числе христианство, было «частным делом» каждого, – eine Privatliche, – как то часто заявлялось в прошлом веке, поверх и вне всех вероисповедных границ. Границы эти тогда могли легко быть перейдены или просто оставлены без внимания. Предполагалось, что вполне можно было быть христианином, не принадлежа ни к какой Церкви. Устанавливалось не только различие, но и прямое противоположение между христианством и церковностью. Странным образом, в то время даже церковные люди не осознавали своей собственной церковности, считая ее как бы чем-то случайным, «чисто историческим», относительным, условностью исторического положения. Противополагались «вера» (или «дух христианства») и « Церковь », как установление или учреждение, и этот «институционный» аспект христианского бытия рассматривался как нечто человеческое, и «слишком человеческое», и потому, второстепенное и относительное.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010