Апостол Павел перед судом прокуратора Феликса: обвинение его иудеями (1–9) 1. Чрез пять дней пришел первосвященник Анания со старейшинами и с некоторым ритором Тертуллом, которые жаловались правителю на Павла. 2. Когда же он был призван, то Тертулл начал обвинять его, говоря: На пятый день (по отправлении Павла из Иерусалима в Кесарию) пришел туда же, по приказанию Лисия ( Деян.23:30 ), первосвященник Анания ( Деян.23:2 ) со старейшинами, т.е. членами синедриона. Невероятно, чтобы целый синедрион в полном его составе отправился в Кесарию; вероятно, эти старейшины были избранными представителями (депутатами) синедриона, уполномоченными вести дело от имени всего синедриона. Какое, однако, унижение синедриона и какая злоба и ненависть к Павлу: уполномоченные от синедриона, с правящим первосвященником во главе, отправляются по приказанию римского трибуна в неблизкое путешествие, чтобы только так или иначе извести ненавистного им человека. – Для большего успеха в своем деле они взяли себе в помощники некоего ритора Тертулла. Тертулл – уменьшительное имя от Тертий (а от Тертулла еще уменьшительное – Тертуллиан ) – было довольно обычное римское имя. Кто был по происхождению этот Тертулл, язычник ли из римских провинций, или еврей из рассеяния, принявший римское имя, не видно из текста; вероятнее последнее, потому что синедрион едва ли решился бы взять в защитники своего дела нечистого язычника (ср. ст. 6 и 8). Тертулл был ритор, по специальному значению, человек, который ведет судебные процессы от лица своих доверителей (orator forensis) – в роде адвоката или прокурора. Таких риторов было тогда много как в Риме, так и в провинциях. Таким ритором запаслись и представители синедриона для успешнейшего ведения дела перед римским чиновником. – Жаловались: показывали против Павла, обвиняя его в преступлениях, указанных далее (ст. 5–6), но лишь вообще. Частные эти обвинения изложил Тертулл, когда призван был и сам обвиняемый, который, по римским законам, должен был защищаться против обвинений ( Деян.25:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мученики и исповедники Христовы      Христос предупредил Своих учеников: Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин 15, 20). Начиная с первого христианского мученика диакона Стефана человек, страдавший за Христа, воспринимался Церковью как подражатель крестной жертве Спасителя. Сперва гонениям от начальников иудейских подвергались ученики Христовы в Иерусалиме. В языческих областях Римской империи христиане также подвергались притеснениям, хотя государственных гонений пока еще не было. Апостол Павел, сам не раз претерпевавший и заточения, и побои, писал христианам македонского города Филиппы: вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него (Флп 1, 29). Другой македонской Церкви он писал (52–53): вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев (Фес 2, 14). Гонения на Церковь в Римской империи Святой Игнатий Богоносец      Преследование христиан со стороны государства, чудовищное по своей жестокости, началось в Риме в 64 году при императоре Нероне. В это гонение были казнены апостолы Павел и Петр и множество других мучеников. После смерти Нерона в 68 году преследование христиан временно прекратилось, но возобновилось при императорах Домициане (81–96), а с особенной силой — при Траяне (98–117). При Домициане мучениям подвергался апостол Иоанн Богослов, но он чудом остался жив. Евангелист Иоанн единственный из апостолов Христовых не принял мученическую кончину и умер в глубокой старости. При императоре Траяне пострадал ученик апостола Иоанна Богослова святой Игнатий Богоносец. Он был епископом Антиохии, и его приговорили к смерти от когтей и зубов диких зверей на арене. Когда воины везли его в Рим на казнь, он писал римским христианам, прося их не добиваться его освобождения: «Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищей зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым».

http://pravoslavie.ru/104485.html

Филадельфия – город в древней Лидии, основанный за два с половиною века пред Рождеством Христовым царем пергамским Атталом Филадельфом. Христианская вера насаждена там св. апостолом Павлом, который поставил сюда и первого епископа, Лукия; по смерти сего, св. апостол Иоанн Богослов посвятил Димитрия 1 . К нему-то, может быть, обращены слова Господа Иисуса Христа в Откровении: знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Поскольку ты сохранил слово терпения Моего: то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Ап. 3:7–12). Из дальнейших иерархов филадельфийских особенную известность в церковной и гражданской истории приобрел Феолепт митрополит, процветавший в исходе XIII и начале XIV столетия. Его подвижническая жизнь, твердость к православию, любовь к отечеству и другие истинно христианские добродетели стяжали ему уважение от современников и поставили его в ряду тех пастырей Церкви, которых память драгоценна для потомства. О родителях его и первоначальном воспитании не дошло до нас известий; знаем только 2 , что он был уроженец Никеи, и в 1277-м году, когда император Михаил Палеолог воздвиг открытое гонение на противников унии с римским престолом, велел конфисковать имения их и дома продавать с публичного торгу, когда такое распоряжение коснулось и Никеи,– Феолепту «шел двадцать пятый год возраста, служил он у олтаря в сане диакона и имел супругу, красивую видом, прекрасную нравом. И вот тогда, лишившись дома и всего, что при доме, изгоняется он от родных мест в места безлюдные и необитаемые, не имея с собою ничего, кроме верхнего платья, сделанного из грубой волны и волос, не находя там ни крова, ни хлеба, ни иного чего в пищу и утоления голода, а питаясь в продолжении двадцати двух дней, и то в умеренном количестве, вареными бобами, которые давал ему некто Христа ради». Место, куда он укрылся от гонителей, были пустыни Афонской горы, по свидетельству «Добротолюбия» 3 , тут встретился он и с другими отшельниками, долго боролся с искусительными воспоминаниями о прежней жизни и оставленной им жене, и наконец, вручил себя одному подвижнику, под руководством которого проходил правила духовного подвижничества. «От него же научается он жизни по Богу, деятельности и вместе созерцанию, и трезвению ума. Под руководством его он упорядочил всякое чувство и подчинил его уму, и таким образом с постоянным и целостным усердием, тщанием и вниманием, при помощи Божией, он ратовал против наветов злых духов».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

О ПОДАТИ КЕСАРЮ Господь Иисус Христос продолжал учить в храме, а старейшины иудейские в это время совещались между собою, как бы уловить Его в словах, чтобы можно было обвинить Его перед народом, или перед римскою властью. И вот, придумав лукавый вопрос, они посылают к Спасителю некоторых фарисеев (из молодых учеников своих) и иродиан (т. е. признававших законность римской власти), которые, притворившись благочестивыми, начали льстиво говорить Ему: «Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо; ибо не смотришь ни на какое лицо. Итак скажи нам: Позволительно ли давать подать кесарю, или нет ? " Враги Христовы, придумавшие этот лукавый вопрос, рассчитывали так: если Иисус Христос ответит, что платить подать следует, то этим Он вызовет против Себя негодование в народе, так как евреи признавали своим царем только Бога; а считать себя подданными царя чужеземного, да еще, язычника, они считали делом беззаконным, богопротивным, и только по принуждению платили подать кесарю. Если же Иисус Христос ответит, что платить подать кесарю не следует, то в таком случае они сразу обвинят Его перед римским начальником, как возмутителя народа против римской власти, как противника кесаря. Но Иисус Христос, зная лукавство их, сказал им: что вы искушаете Меня, лицемеры ? (Лицемер – человек, который притворно, ради выгоды старается выставить себя перед другими набожным и добродетельным). Покажите Мне монету, которою платите подать» . Они принесли Ему динарий. Спаситель спросил: «чье это изображение и надпись на нем?» Они ответили «кесаревы». Тогда Иисус Христос сказал им: «итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» . Это значит: отдавайте кесарю то, что вы получаете от него, платите подати ему за все то, чем пользуетесь от него (деньгами, армией и проч.), будьте покорны ему во всем том, что не противно Божиим заповедям, – уплата подати есть знак покорности, законная обязанность и необходимость. Но в то же время неуклонно исполняйте все, что Бог требует от вас в Своих заповедях и с любовью служите Ему, ибо Богу вы обязаны своим бытием, самою жизнью своею. Ответ Спасителя удивил всех своею мудростью и необычайною простотою так, что вопрошатели замолчали и со стыдом отошли от Него. Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Дни скорби, покаяния и надежды 14.01.2013 23:55:01 Сергей Львович Худиев В эти дни Церковь особенно вспоминает события, происшедшие в Иерусалиме немного менее, чем две тысячи лет назад;   события, которые были практически не замечены тогдашними историками, но которые изменили все лицо мира. Римским солдатам, предававшим смерти Того, кто казался им просто очередным приговоренным, не могло придти в голову, что через несколько столетий сам римский император преклонит колени перед Распятым, а слова Того, над кем они насмехались, будут с благоговением читаться и выслушиваться в храмах по всему миру. Эти события определи весь облик нашей цивилизации — ее языки, ее культуру, музыку, архитектуру, литературу, короче говоря, все. Но это — очевидность, которая открывается и неверующему историку, если только у него нет мощных идеологических причин эту очевидность отрицать. Гораздо важнее то, что открывается глазам веры — внутренний смысл этих событий, благодаря которым они остаются не только самыми важными событиями в человеческой истории, но и самыми важными событиями для каждого из людей, живущий здесь и сейчас. Ветхозаветный пророк Исая за столетия до евангельских событий возвещал: " Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. (Ис.53:5,6) " Это значит, что история страстей рассказывает о чем-то принципиально большем, чем о том, как когда-то давно злые люди замучили и убили Праведника. Пророк говорит о том, что Праведник умер за наши грехи. О том же говорят и Апостолы: Как говорит святой Апостол Павел, " Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, (1Кор.15:1-4) "

http://radonezh.ru/analytics/dni-skorbi-...

Скачать epub pdf Нам трудно представить себе, с какой волнующей надеждой, с каким предвкушением радости о Боге ожидали избранные Божии – в тиши, в безвестности, в молчаливом трепете – святых знамений Божиих о пришествии Отрока, о Ком написано у пророка Исаии: Вот Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя ( Ис.42:1 ). Ибо Младенец родился нам, Сын дан нам, владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела ( Ис.9:6–7 ). Знали из Писаний о таинственном времени, когда – волк будет жить вместе с ягненком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому ( Uc. XI:6–7 ). Благочестивые среди иудейского народа устремляли свой духовный взор в это грядущее, для них самих скрытое за таинственными, символическими образами. Но не только ждало иудейство. Этим ожиданием жил мир языческий – более чуткие из римлян, греков и среди народов Востока. Об этом говорят многие литературные памятники того времени. Шестьдесят две «седмины» от указа Артаксеркса о восстановлении Иерусалима до «Христа Владыки», «когда будет предан смерти Христос», как об этом написано в пророчестве Даниила ( Дah. IX:25 ), близки были к завершению. Мир продолжал жить своей жизнью – суетливой, нечестивой, привычной. Иудейский народ бессильно склонял голову под римским владычеством. Беззаботно жил сегодняшним днем Рим, владевший миром, знавший, что его покой охраняют римские легионы. Рыдали матери иудейские в Вифлееме и окрестностях его о избиении их невинных детей-младенцев. А день уже пришел. Уже исполнилось предсказанное: И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами иудиными? Из тебя произойдет Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных ( Mux.V:2 ). В Вифлееме уже совершилось пришествие Сына Божия на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Глава четвертая. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений Церковь со времени апостольского верила и учила, что в Евхаристии христиане причащаются не обычного хлеба и вина, но Тела и Крови Христа. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» – писал апостол Павел к коринфянам ( 1Кор. 10, 16 ). Поэтому же апостол предупреждал: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11, 27–30 ). Если бы апостол не придавал евхаристическим хлебу и чаше значения Тела и Крови Христовых и понимал само причащение не более как благочестивое подражание Тайной вечере, то его слова «оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» были бы излишними. Через всю святоотеческую письменность красной нитью проходит мысль, утверждающая, что евхаристические хлеб и вино являются Плотью и Кровью Иисуса Христа. Об этом неоднократно пишет Игнатий Богоносец . «Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида, и пития желаю – Крови Его, которая есть любовь нетленная», – писал он к римским христианам 368 . В письме к филадельфийцам он говорит: «Старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в соединении с Кровью Его» 369 . Смирнянам он пишет, что еретики «удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не веруют, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа» 370 . Иустин Мученик писал: «Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье, но как воплотившийся во славу Божию Иисус Христос, Спаситель наш, имел и плоть и кровь для спасения нашего, так, по нашему учению, и эта евхаристическая пища, от которой чрез превращение питается наша кровь и плоть, по силе молитвенных слов, Им изреченных, есть Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса» 371 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Человек, который не поехал к мощам святого, не лишается его помощи. Фото: Пелагия Замятина, " Вечерняя Москва "      В своем послании к римским христианам апостол Павел пишет: «Братья… представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12, 1). Но что происходит в нашей жизни? Мы стараемся душой предстоять перед Богом, возносить к Нему свой ум в молитве. А апостол ведет речь о теле. Как человек может предоставить свое тело в жертву Богу? В античные времена, когда жил апостол Павел, в философии душа и тело противопоставлялись друг другу. Можно было вслед за эпикурейцами сказать: телом я буду получать все наслаждения жизни, а душой славить Бога. Поэтому апостол поясняет: то, что душа должна быть направлена к Богу, это и так подразумевается. Но надо еще и тело посвятить «разумному служению» Богу, оно не должно быть на задворках нашего подвига. Как же это реально понять — предоставить Богу свое тело в жертву? Прежде всего человек должен воздерживаться от греха. Не только душа должна уклоняться от греховных помыслов, но человек должен беречь и тело от греховных дел. В качестве примера апостол указывает на блуд. Он говорит: «Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6, 18). Но не только блуд является грехом против тела. К телесным грехам относятся и объедение, и пьянство, то есть все, что приносит телесное наслаждение. Поэтому апостол и говорит, что христианин не только душой должен быть чистым, но и тело беречь от осквернения. Святитель Феофилакт Болгарский, говоря о «разумном» служении Богу, указывает, что оно заключается не только в том, «чтобы обращаться посредством слова, но и в том, чтобы жить по-христиански, чтобы не царствовала в нас никакая бессловесная страсть, но всем управлял ум». Христианин должен очистить себя, должен искоренить «кроющееся внутри себя зло, представляя себя всегда стоящим пред Богом и трепеща от страха при всяком действии и слове, подобно первосвященнику, предстоящему у жертвенника Божия».

http://pravoslavie.ru/116466.html

Слово на пассии: Гефсиманские страдания, отречение Петра, благоразумные разбойник Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Евангельские чтения святой Четыредесятницы, и особенно служб, связанных с воспоминаниями о крестных страданиях нашего Господа и Спасителя, наполняют наши сердца благоговейным трепетом. Они говорят нам о страданиях и мучениях Невинного – за грешных, Чистого – за нечистых, Сына Божия – за падших людей. В этих страданиях, в этой борьбе со злом проявилось такое недосягаемое духовное величие, такая сила и мощь нравственного характера, которыми могла обладать только Богочеловеческая природа Спасителя мира. Мы слышали сейчас, дорогие мои, в евангельском чтении страшную повесть о страданиях Богочеловека. Знаем мы, до чего дошла и к чему привела злоба фарисеев. Учение Христа Спасителя, Его святость, даже самый вид Господа под конец Его общественного служения роду человеческому сделались тягостными для книжников и фарисеев. Они уже не могли спокойно ни видеть, ни слышать Его. Не могли они спокойно видеть в среде своей образ величайшего Наставника в мудрости, Который на то и родился, на то и пришел в мир, дабы свидетельствовать истину. Свидетельствовал Он ее всюду и перед всеми. Возвещал путь, ведущий в жизнь вечную, и в храмах, и на торжищах, среди городов и весей. Равно свидетельствовал пред римским прокуратором и пред женщиной-самарянкой, пред синедрионом и пред иерихонским слепцом. Пред мудрыми и пред людьми некнижными. Какие обетования жизни вечной не открыты были Им и не утверждены непоколебимо? Какие заповеди не преподал Он во всей силе?.. Все озарилось светом Его Божественного учения! Глас истины, проповедуемой Господом Иисусом Христом при Его земной жизни, в устах Его был так силен, что сами враги Его должны были умолкать пред Ним и говорить: “...никогда человек не говорил так, как этот Человек” ( Ин. 7, 46 ). Христос Спаситель явил нам образ величайшего Праведника и Подвижника благочестия. Обращаясь к врагам Своим, Господь спрашивает: “Кто из вас обличит Меня в неправде?” ( Ин. 8, 46 ). И никто не мог обличить Его ни в едином грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Глава 24. Грешница перед судом Иисуса. Речь Иисуса о Себе. Обличение фарисеев. Покушение фарисеев убить Иисуса Проведя ночь в молитве на горе Елеонской, Иисус утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их ( Ин. 8, 2 ). Грешница перед судом Иисуса Книжники же и фарисеи, желая найти что-нибудь к обвинению Его ( Ин. 8, 6 ), привели к Нему в храм женщину, застигнутую при самом совершении ею прелюбодеяния, и, поставив ее пред Ним, посреди расступившегося народа, сказали: « Учитель! эта женщина взята в самом действии прелюбодеяния. Вот свидетели тому. А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями. Ты что скажешь? ( Ин. 8, 4–5 ). Как нам поступить? Побить ее камнями или отпустить?» Предлагая такой вопрос, книжники и фарисеи были уверены, что как утвердительным, так и отрицательным ответом на него Иисус даст им повод к обвинению Его. Если Он скажет – побейте ее камнями, как повелел вам Моисей, – то Его можно будет обвинить перед римским правителем Иудеи, так как римские уголовные законы, действовавшие во всех подчиненных Римской империи странах, не допускали смертной казни за прелюбодеяние; да и самое произнесение смертных приговоров было отнято от местных еврейских судов и синедриона. Если же Он скажет – отпустите ее, – то Его можно будет обвинить в нарушении Закона Моисея. Словом, они спрашивали: кому надо повиноваться – римскому императору или Моисею? Задав такой вопрос, книжники и фарисеи, нагло смотрели на Иисуса, как на поставленного ими в безвыходное, по их мнению, положение. Но Он, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания ( Ин. 8, 6 ). Молчание Иисуса раздражало обвинителей, и они продолжали спрашивать Его, то есть много раз повторяли свой вопрос, а Он все молчал и продолжал писать пальцем на песке. Наконец, Иисус, подняв голову и посмотрев на нетерпеливых обвинителей, сказал: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И не желая даже видеть, какое впечатление произвели Его слова на коварных врагов Его, опять наклонился низко и писал на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010