Затем состоялось выступление почетных гостей. Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал о роли старчества в раскрытии истинного назначения Оптиной пустыни. Владыка Климент также сообщил, что духовно-просветительский проект «Дни Достоевского в Оптиной пустыни» будет проводиться ежегодно. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе И.О. Щёголев поздравил с началом проекта и закладкой камня в основание будущего памятника. Он указал на особое значение творчества Достоевского, затрагивающего важные вопросы служения России и православной вере, российскому обществу, пути духовного возрождения нации в современных условиях. Председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин  в свою очередь отметил, что Ф.М. Достоевский по-прежнему самый читаемый и экранизируемый автор во всем мире, личность которого притягивает и вызывает особый интерес. В связи с этим проект «Дни Достоевского в Оптиной пустыни» может стать уникальным явлением в культурной жизни России. Заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Ю. Кузнецова сказала об особой значимости и актуальности для подрастающего поколения творческого наследия писателя, в котором затронуты вопросы традиционных ценностей и роли семьи как фундамента современного общества. Советник Президента РФ по вопросам культуры и искусства В.И. Толстой затронул тему духовного влияния Оптиной пустыни на русских писателей XIX века. Председатель комитета Совета Федерации ФС РФ по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонов подчеркнул актуальность тем, которые поднимаются в творчестве писателя. Также он указал на готовность региона оказать всестороннюю поддержку проекту, способному стать визитной карточкой края. «Гордимся, что на нашей калужской земле рождаются новые традиции. Сейчас особенно важно говорить о непреложных ценностях и смыслах, которые заложены в произведениях великого писателя — о служении России, духовном возрождении нации, будущем Русского мира», — сказал представитель Калужской области в Совете Федерации.

http://patriarchia.ru/db/text/5946733.ht...

Выражая грабительские интересы пихновского помещичества, клуб играл не последнюю роль в наростании конфликта между царскою Россией и императорской Австро-Венгриею; перспектива выжимания соков из галицийских крестьян непреодолимо тянула савенковское панство к " освобождению " " подъяремной Прикарпатской Руси " . За одно это, за подстрекательство царского правительства к войне, клуб должна была постигнуть справедливая кара со стороны власти тех, кто должен был ложить свою голову на этой войне за помещицкие карманы. Расстрел монархической организации в значительной степени лишает господ Колчака, Деникина, Клемансо и Ллойд Джорджа возможности иметь тут свой штаб, свою разведку и т. п. Сколько ни было правительств после революции, ни одно из них не трогало пихновского гнезда. Поэтому вся масса черносотенной буржуазии, голосовавшая за " русский список " , в числе достигавшая 53 000, чувствовала себя в Киеве очень спокойно. Теперь ей придётся туже, и вместе с тем станет гораздо свободнее для нашей бедноты, тысячами способов терроризированной до этого времени киевскими лавочниками и домовладельцами». Несмотря на то что Германия уже полгода как капитулировала в Первой мировой войне, русских киевлян расстреливали за вины перед австрийским и немецким кайзерами и как потенциальных помощников союзников из Антанты. То есть даже в мае 1919-го Киевская ЧК всё ещё ощущала себя на одной волне… с Вильгельмом и Францем Иосифом. Далее газета «Большевик» хвасталась целым мартирологом убитых. Как и всегда при массовом убийстве, действовал принцип, описанный Г. К. Честертоном в рассказе «Сломанная шпага». Лист прячут в лесу. А труп – под горой трупов. Той жертвой, которая была значимей всего для убийц, был профессор Т. Д. Флоринский, филолог-славист и историк-византинист с мировым признанием. Его больше всех ненавидели украинские незалежники, так как своим огромным научным авторитетом и безграничными знаниями Флоринский убедительно доказывал, что «украинска мова» не является самостоятельным языком, а есть продукт искусственного конструирования. Публицист С. Н. Щёголев, автор подробнейшей «Истории украинского сепаратизма», стал ещё одной жертвой, которую большевикам следовало принести на алтарь последовавшей вскоре принудительной украинизации советской Украины.

http://pravoslavie.ru/125191.html

§ 2. «НАША ВЛАСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРАШНОЙ» Так высказывался главнокомандующий Украинской повстанческой армии, капитан СС, греко-католик Роман Шухевич. «Немецкие солдаты, ожидавшие приказа о наступлении, с ужасом освобождали дорогу… «Нахтигалевцы» взяли в зубы длинные кинжалы, засучили рукава гимнастерок, держа наизготовку автоматы. Их вид был омерзителен, когда они в 23:00 29 июня 1941 года бросились в город… Словно бесноватые, громко гикая, с пеной на устах, с вытаращенными глазами, неслись украинцы улицами Львова… Каждый, кто попадался им в руки, был жестоко казнён». Так писал германский историк Брокдорф об украинских легионерах батальона «Нахтигаль» (в переводе на русский язык «соловей»), сформированного перед войной Абвером, кровавая агрессивность которых ужаснула даже видавших виды германских военных (Щёголев С. История «украинского» сепаратизма. М., 2004, с.466). Всё, описанное выше германским историком, походит на коллективную бесоодержимость. Невольно вспоминаются некоторые кровавые эпизоды киевского майдана февраля 2014 года, ввергнувшего Украину в геополитическую пропасть и нанесшему ей смертельную рану. На ум приходят известные слова Фридриха Шиллера: «Но что всех ужасов страшнее – твоё безумье, человек!» Н.А. Бердяев называл это состояние умов, применительно к некоторым событиям современной ему Европы первой половины XX века, «бестиализацией сознания». Украинские легионеры и не подозревали о существовавшем уже тогда немецком плане «Ост», согласно которому после победоносной войны над СССР предусматривалось выселение в Сибирь 65% малороссов, а остальные подлежали «онемечиванию», как исполнители чужой политической воли. Но ничто не могло остановить, ослеплённых ненавистью к России, идеологов украинского национализма. § 3. ОТ УКРАИНОФИЛЬСТВА К РУСОФОБИИ Эти экстремистские взгляды имели свою предысторию, восходящую еще к первой четверти XIX века, когда в известных кругах малороссийской интеллигенции стала созревать идея о культурной и даже политической независимости Украины от России, что привело к созданию в 1847 году славянского, украинофильского «Кирилло-Мефодиевского братства». Главными его организаторами были знаменитый украинский поэт Т.Г. Шевченко, крупнейший историк Н.И. Костомаров и создатель украинской азбуки П.А. Кулиш.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/28/...

Одним из ведущих лидеров этого направления уже в конце XIX века стал известный историк, профессор Львовского университета М.С. Грушевский, выходец из греко-католической семьи и первый председатель Украинской Рады в 1918 году. Он пытался доказать, будто русские и малороссы – народы разных исторических корней и утверждал, что Киевская Русь принадлежит только истории Украины (Грушевский М.С. Очерк истории украинского народа. Львов, 1905). Ему вторил будущий переводчик на украинский язык «Майн кампф» Адольфа Гитлера Д.И. Донцов (1883-1973), который еще в начале Первой мировой войны в воззвании «К украинскому народу России» писал: «В полном сознании своей исторической миссии защищать свою древнюю культуру от азиатского варварства московитов. Украина всегда была открытым врагом России, и в своих освободительных устремлениях она всегда искала помощи у Запада, особенно у немцев… Мы, украинцы России, соединившиеся в «Союз освобождения Украины», употребим все силы для окончательного расчёта с Россией» (Щёголев С. Ук. соч., с.457). История, увы, повторяется. И геополитические причины, связанные с кровавым разделом мира на «великой шахматной доске истории», породившие две мировые войны и расчленение Советского Союза, не ушли в небытие. То, что происходило, происходит и будет происходить на Украине, можно предвидеть и понять только через призму многовековой истории этого многострадального края, волею исторической судьбы поставленного между Россией и Европой. § 4. ГРАНИЦЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ В 1927 году, когда в Париже вышла упомянутая работа Н.С. Трубецкого, в Берлине была опубликована монография «отца геополитики» Карла Хаусхофера «Границы в их географическом и политическом значении». В ней Хаусхофер вводит понятие «религиозно-географических» границ, или «границ мировоззрений» (Хаусхофер К. О геополитике. Работы разных лет. М., 2001, с.123). Для мировой истории культуры эти понятия имеют гораздо большее значение, чем географические, экономические и даже геополитические представления. Они дают нам возможность рассуждать о «духовной географии мира», о планетарных центрах духовного тяготения и отталкивания. О невидимой огненной лаве человеческого духа, до поры до времени, сокрытой в подспудных глубинах коллективно-бессознательных эмоций. Они могут быть мгновенно трансформированы под воздействием эндогенных и экзогенных факторов с помощью религиозно-культурного кода в соборно-осознанные коллективные действия, или обрушиться вовне неуправляемой лавиной бессознательного хаоса. Незримая «геопсихотектоника» периодически делает явными линии геоментального разлома между странами и народами. И никакие сверхценные идеи глобализации и американского «котла культур» (melting-pot) не могут ни скрыть, ни затушевать этот процесс.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/28/...

Об отце Павле Щёголеве известно чуть более. Родился в 1862 году в с. Арбеньевка Кирсановского уезда, Тамбовской губернии. Отец Павел приехал в Крутые Хутора после окончания Тамбовской духовной семинарии вместе с супругой – Ольгой Алексеевной. Супругам Щёголевым Господь даровал девять детей, двое из которых – Алексей и Сергей – так же, как и отец, стали священниками, а дочь Елена – вышла замуж за священника. В 1918 году неизвестные убили сыновей-священнослужителей, Алексея и Сергея. Спустя несколько месяцев на глазах у матушки Елены, дочери батюшки Павла, застрелили её супруга, священника Николая. А через два года, в 1920 году, храм Благовещения Божией Матери и вовсе закрыли, и Щёголевы перебрались в Липецк. Здесь протоиерей Павел Щёголев стал служить в кафедральном Преображенском соборе (не сохранился, находился недалеко от театра им. Льва Толстого). В 1937 году отца Павла арестовали по групповому делу «Следственное дело епископа Александра Торопова и др. Липецк. 1937г.». 15 октября 1937 года постановлением тройки УНКВД по Воронежской области по ст. 58-10-2, 58-11 был приговорен к расстрелу. Протоиерей Павел Щёголев был расстрелян в числе 20 священнослужителей вместе с епископом Липецким Александром (Тороповым) в тюрьме г. Липецка в тот же день. Реабилитирован постановлением президиума Липецкого областного суда от 07.09.1960. Оригинал статьи на сайте Липландия . Выписка из Справочной книжки по Тамбовской епархии на 1876 год: «В селе Крутом хуторе церковь Благовещенская, каменная, построена в 1856 г. тщанием прихожан, престол один; главная. При ней: 1) в селе Частной Дуброве Богоявленская, каменная, построена в 1837 г. тщанием помещицы Жадовой; 2) в селе Студеном хуторе церковь Рождество Богородицкая, деревянная, построена в 1849 году тщанием прихожан, приписные. Приход: 1070 человек мужского пола, 1143 женского. Земли пахатной 33 десятины. Штат: настоятель священник Михаил Иванович Лисицын, 2 разряда; помощники - священник Павел Михайлович Громов, студ. и священник Иван Смирнов, 2 разряда. Церковный староста государственный крестьянин Вишняков».

http://sobory.ru/article/?object=12520

Крупнейшим специалистом по исагогике и экзегезе НЗ был архиеп. Василий (Богдашевский). Церковное Предание в его работах рассматривалось как основа решения всех актуальных вопросов библейской науки. К его наиболее зрелым исагогическим и экзегетическим трудам относятся докторская диссертация о Послании ап. Павла к Ефесянам и исследование Евангелия от Матфея (Послание св. ап. Павла к Ефесянам: Исагогико-экзегетич. исслед. К., 1904; Евангелие от Матфея: Критико-экзегетич. исслед. К., 1915). Еще один постоянный аспект трудов архиеп. Василия (Богдашевского) - апология историчности новозаветного повествования (О Евангелиях и евангельской истории: (Против совр. рационализма). К., 1902; Исторический характер книги Деяний Апостольских//ТКДА. 1909. 11. С. 381-425; Об источниках книги Деяний Апостольских//Там же. 1910. 10. С. 169-202; Хронология книги Деяний Апостольских//Там же. 1911. 1. С. 1-29). Конкретным проблемам толкования новозаветных текстов посвящен ряд его работ (напр.: Экзегетические заметки. К., 1904-1911. Вып. 1-7). Глаголев критиковал положения школы Ю. Велльгаузена о происхождении священства и, шире, об атрибуции книг Пятикнижия (Комментарий на книгу Левит// Лопухин. Толковая Библия. 1905. Т. 1. С. 408-503; Левиты и Левино колено//ТКДА. 1912. 2. С. 171-190; 3. С. 341-361; Книга Левит. К., 1914). Преподавание библейской истории в КДА было неразрывно связано с научными исследованиями. Щёголев, раскрывая смысл ветхозаветной истории, признавал важность сопоставления ветхозаветной религии с религиями др. народов древности и поиска провиденциального смысла в существовании язычества (Призвание Авраама и церковно-историческое значение этого события. К., 1873). Исторический анализ библейских книг был темой исследований Покровского, к-рый полемизировал с представителями рационалистической исторической критики и утверждал супранатуралистический подход к реконструкции библейской истории (см., напр.: Разделение Еврейского царства на царства Иудейское и Израильское. К., 1885; По поводу возражений современной критики против существования Моисеева закона ранее древнейших пророков-писателей. К., 1890).

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Во 2-й, «ректорский» период еп. Филарет в качестве ординарного профессора преподавал только ВЗ (именно его стараниями в 1863/64 уч. г. в КДА чтение ВЗ и НЗ были разделены между 2 преподавателями). Для студентов 1-го курса еп. Филарет читал 3 ч. в неделю «общее введение» в Свящ. Писание ВЗ (происхождение и история канона ветхозаветных писаний, история сохранения и обработки текста, история переводов и изданий, начала критики текста и история его толкований). На 2-м курсе читалось «частное критико-экзегетическое введение» в ветхозаветные книги и их толкование; в разные годы это были либо исторические, либо пророческие, либо учительные книги, как канонические, так и неканонические. На нек-рых книгах ВЗ еп. Филарет останавливался особо (Книги Иова, Екклесиаста; эти лекции стали основой публикаций в ж. Труды КДА). Еп. Филарет внимательно следил за достижениями европ. библейской науки и активно вовлекал студентов в процесс обучения и самостоятельного исследования. Основные направления и традиции в преподавании Библии, заложенные в КДА еп. Филаретом, в 60-90-х гг. XIX в. развивали его сподвижники и последователи. Среди них - еп. Михаил (Лузин), в 1878-1883 гг. занимавший кафедру Свящ. Писания ВЗ, а также др. воспитанники КДА. Так, на кафедре Свящ. Писания ВЗ в эти десятилетия преподавали А. С. Царевский (1883-1891), Рыбинский (с 1892). Кафедру Свящ. Писания НЗ занимали Сольский (1864-1897) и Богдашевский. Библейскую историю в 1869-1871 гг. преподавал проф. Н. И. Щёголев, с 1857 г. также трудившийся на кафедре церковной истории. Мн. десятилетия этот предмет читал Ф. Я. Покровский (1876-1907). На кафедре евр. языка И. П. Максимович читал лекции по библейской археологии, с 1867 по 1899 г. эту кафедру занимал проф. А. А. Олесницкий - единственный профессор российских духовных академий, имевший опыт личных полевых исследований (раскопок) на Св. Земле. С 1899 г. кафедру занял А. А. Глаголев, впосл. прославившийся и в др. областях библейской науки. В. П. Рыбинский, проф. КДА. Фотография. Нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Легенды «Спартака» и врачи Больницы Святителя Алексия сыграли благотворительный матч. Фоторепортаж 3 мин., 15.11.2021 Собранные средства пойдут на закупку специального оборудования, средства гигиены и ухода за лежачими пациентами, а также на оплату работы медперсонала и реабилитацию подопечных больницы. Встреча состоялась в манеже " Спартака " . В состав команды ветеранов " Спартака " вошли: Ринат Дасаев, Рамиз Мамедов, Дмитрий Хлестов, Сергей Шавло, Валерий Шмаров, Владимир Бесчастных, Олег Кужлев, Юрий Гаврилов, Владимир Букиевский, Константин Головской, Вагиз Хидиятуллин. Ход матча комментировал телеведущий Александр Ананьев. Прямой эфир вели заслуженный тренер России, мастер спорта международного класса Георгий Ярцев и спортивный журналист Анатолий Горсков. Командир команды — Александр Кокорев. Олег Романцев — президент футбольного клуба «Спартак-ветераны», заслуженный тренер России. За команду " Госпитальеры " сыграли врачи и добровольцы больницы: в основном составе — хирурги Павел Голосницкий, Загид Моллаев, Грант Мнацаканян, Анатолий Фукалов, колопроктологи Игорь Дизенгоф и Герман Томашевский, уролог Андрей Федоров, травмотолог-ортопед Антон Семенов (руководитель Центра артроскопии и спортивной травмы Больницы Святителя Алексия), в запасе — Виталий Антипов, Денис Давидович, Максим Добрянский, Павел Голосницкий, Иван Косых, Игорь Лисицкий, Лерник Меликсетян, Юрий Милославский, Денис Паршиков, Михаил Щёголев, Леонид Бандорин, Михаил Паршиков, Михаил Степаненко, Василий Игнатьев, Вячеслав Гундарь, Владимир Фролов, Николай Шаповалов. Судьей матча выступил Сергей Хусаинов, судья международной категории. Матч открыл символическим ударом Петр Тихонов, пациент паллиативного отделения Больницы Святителя. Петр — музыкант, профессиональный трубач, двадцать лет работал с Гариком Сукачевым. После ковида с ним случился инсульт. Два месяца назад его привезли в паллиатив Больницы Святителя Алексия.

http://foma.ru/legendy-spartaka-i-vrachi...

В 1751 г. «за учиненное оным Блонницким по духовному делу преступление» (существо дела неизв.) еп. Иоасаф отправил И. в Святогорский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (впосл. лавра) с запрещением совершать богослужение. 8 авг. 1751 г. И. бежал из обители на Афон в мон-рь Зограф . Продолжал там филологические труды: сопоставил с греч. оригиналами ок. 40 слав. книг и на основании полученного материала стал составлять еллино-латино-слав. и латино-слав. словари. Кроме того, И. работал над грамматикой церковнослав. языка. В 1761 г., воспользовавшись манифестом имп. Петра III о прощении виновных, возвратился в Россию и привез начатые на Афоне труды. Синод определил И. сначала в Самарский Пустынный во имя святителя Николая Чудотворца монастырь , а позднее в киевский Златоверхий во имя архангела Михаила монастырь . Ему было поручено завершить работу над лексиконами и грамматикой, указав «в рассуждении… его трудов в пище и содержании иметь надлежащий против протчей братии респект» (см.: Никольский А. И. Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода. СПб., 1910. Т. 2. Вып. 2. С. 346). При этом трижды в год надо было сообщать в консисторию о поведении И. В марте 1763 г. «Грамматика нова старого и славного языка славенского» была рассмотрена 3 киевскими монахами; по полученным замечаниям И. исправил ее. В марте 1768 г. грамматика была затребована Синодом, но И. не получил разрешения приехать в С.-Петербург. В 1773 г. И. вновь просил дать ему возможность лично представить Синоду грамматику и лексиконы и опять получил отказ. В февр. 1774 г. грамматика была отослана в Синод, а лексиконы оставлены для освидетельствования в Киево-Могилянской академии (совр. местонахождение рукописей неизв.). В авг. 1774 г., после смерти И., Синод постановил «оную грамматику освидетельствовать и исправить Московской типографской конторе» (Там же. С. 348). В 1777 г. корректоры Московской Синодальной типографии Афанасий Приклонский, Алексей Струковский, Гавриил Щёголев, Михаил Котельницкий, Михаил Кудрявцев и Иаков Осипов нашли, «что оная грамматика в порядке и правилах имеет сходство с древними славенскими грамматиками и правил в ней довольное число положено, но… все правила писаны самым древним и почти неупотребительным слогом и темным смыслом, а притом де невразумительными терминами так затемнены, что премногие из них с великим трудом… от самых ученых понимаемы быть могут, а другие… и совсем невразумительны; что же до примеров, коими состав оной грамматики утверждается, из них многие… введены, употребляемые в одной Малороссии» (Там же. С. 349). Синод распорядился отдать грамматику в архив (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 3372).

http://pravenc.ru/text/200271.html

Свящ. Николай Колчицкий. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (ЦАК МДА) Свящ. Николай Колчицкий. Фотография. 20-е гг. ХХ в. (ЦАК МДА) 27 дек. 1924 г. Патриарх Тихон утвердил в должности настоятеля храма свящ. Николая Колчицкого, в 1938 г. митр. Сергий (Страгородский) удостоил о. Николая сана «кафедрального протоиерея». По «Положению о Богоявленском соборе в Москве» 1945 г., настоятель храма возводился в сан протопресвитера, тогда же была учреждена должность соборного сакеллария (ключаря). Протопр. Николай оставался настоятелем Б. с. вплоть до своей кончины, последовавшей 12 янв. 1961 г. С марта по нояб. 1961 г. настоятелем собора временно являлся архиеп. Тульский и Белёвский Пимен (Извеков ; впосл. Патриарх Московский). 9 апр. 1962 г. настоятелем был назначен викарий Московской епархии, еп. (с 29 апр. 1962 архиеп.) Можайский Леонид (Поляков) , к-рый управлял собором до 4 авг. 1963 г. Новое назначение настоятеля в Б. с. состоялось только в нач. 1965 г., когда в соответствии с указом Патриарха Алексия I соборный причт возглавил прот. Иоанн Соболев , 22 февр. 1973 г. о. Иоанн по болезни вышел за штат, и в тот же день в соответствии с указом Патриарха Пимена настоятелем Б. с. стал прот. Виталий Боровой , управлявший собором до 1978 г. 9 июня 1978 г. настоятелем собора, по возведении в сан протопресвитера, был назначен прот. Матфей Стаднюк , секретарь Патриархов Пимена и Алексия II. Протопр. Матфей и ныне является настоятелем Б. с. В Б. с. служили известные в правосл. Москве иереи: прот. Петр Голубев (1867-1943), архим. Иеремия (Лебедев; 1885-1953), архим. (впосл. архиеп.) Донат (Щёголев) , архим. Зосима (Иджилов; 1864-1961), архим. Сергий (Савельев; 1899-1977), архим. Порфирий (Бараев, в схиме Серафим; 1900-1972), прот. Алексий Дёмин (1888-1983), прот. Александр Акимов (1925-1987), прот. Анатолий Казновецкий (1926-1995) и мн. др. Диаконское служение в соборе несли: Патриаршие архидиаконы Георгий Антоненко , Владимир Прокимнов , Стефан Гавшев (1936-1998), протодиаконы Петр Байков (1892-1975), Сергий Громов (1918-1995), Василий Смирнов (1918-1998) и др. В богослужениях свт. Тихона в Богоявленском храме участвовал архидиак. Константин Розов , в интронизации Патриарха Алексия I - протодиак. Михаил Холмогоров .

http://pravenc.ru/text/149609.html

   001    002   003     004    005    006    007