Он становится душою души. Вся природа разобрана псалмопевцем на метафоры для такой единственной мысли, что «Бог для моей души, и моя душа для Бога». Отец, брат, друг, царь, владыка, пастырь, руководитель, – все это самые обычные названия. Бог есть их твердыня, их слава, их скала, их щит, их солнце, их звезды, их радость, их наследие, их упование, их жизнь. Псалмопевец описывает свою душу, как единственное и возлюбленное дитя Божие, как Его любимицу. И поэтому-то радость у него постоянно переходит в славословие, все кажется столь светлым и блестящим, всякое затруднение представляется легким, долг делается приятным, презрение бессильным, и всякий кусок хлеба становится сладким. Весь мир приобретает для него как бы необычайную сладость, прежде чем он коснулся до него. Неужели все это мечта и сон, о философ? Можешь ли ты объяснить все это? Можешь ли ты с презрением отнестись ко всему этому? Как бы то ни было, все это составляет несомненный факт человеческой природы и известного возраста также, потому что Давид жаждал Бога и чрезвычайно ликовал в Нем. То же самое делал и ап. Павел, и то же самое делали и испытывали сотни и тысячи лиц после них. Блажен и счастлив тот христианин, который, читая боговдохновенные псалмы, находит и чувствует в них именно то, что находили и чувствовали в них величайшие и боговдохновеннейшие из людей. Блажен тот человек, который находит в них неистощимый источник веры и упования на Бога, который понимает, что эти священные слова предназначены для возбуждения сердца на борьбу с коварством греха, с честолюбием и лицеприятием, с недостатком веры в истину, с унынием во время скорби, болезни и смерти. Тот, кто поймет все внутреннее достоинство Псалтири, с правом может воскликнуть: „Кто мне на небе? я с Тобою ничего не хочу земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое; Бог твердыня сердца моего и часть моя во век. Ибо вот удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого, отступающего от Тебя. А мне благо приближаться к Богу! На Господа моего я возложил упование мое, Чтобы возвещать все дела Твои во вратах дщери Сионовой“ 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Понятие В., брани в НЗ часто используется в духовно-аскетическом смысле: «Облекитесь во всеоружие Божие,- призывает христиан ап. Павел,- чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6. 11-12). В Посланиях ап. Павла военные образы и метафоры несут большую смысловую нагрузку. Апостол рисует образ жизни христиан, употребляя военные термины: «...будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения...» (1 Фес 5. 8), «возьмите щит веры... шлем спасения... и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф 6. 16-17; ср.: Евр 4. 12-14); говорит об апостольском служении, сравнивая его со служением воинским: «...мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем (στρατευμεθα). Оружия воинствования (στρατεας) нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь...» (2 Кор 10. 3-4); называет христианина добрым воином (καλς στρατιτης) Иисуса Христа (2 Тим 2. 3). В контексте борьбы с грехом, со злом НЗ полагает как наиболее важные, радикально отличные от всех предшествующих представлений об отношениях между людьми заповеди «люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал 5. 14) и «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лк 6. 27-28; ср.: Мф 5. 43-44); «если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят... Но вы любите врагов ваших...» (Лк 6. 32, 35). В людях, причиняющих зло, тем не менее должно видеть образ Божий, относиться к ним так же, как относится к человеку Бог, от Которого происходит любовь и Который Сам есть любовь (1 Ин 4. 7-8). Проявлению вражды, ненависти между людьми противопоставляется в НЗ, т. о., не справедливое возмездие, а любовь. Залог этой любви - даваемый Христом духовный мир («мир Мой даю вам» - Ин 14. 27). Высшей степенью любви к человеку, по словам Христа, является жертва собой, отдание своей души за друзей (Ин 15. 13). К такому жертвенному подвигу любви относится гибель на поле сражения, смерть от ран и перенесенных лишений во время В. в защиту отечества (см. также ст. Военная служба ).

http://pravenc.ru/text/155138.html

Праведники вовеки живут, и в Господе – награда их, и попечение о них – у Вышнего. Потому они получат царство славы и венец красоты от руки Господа, ибо десницею Своею Он покроет их и мышцею Своею защитит их. Возьмет Он всеоружие – ревность Свою, и все творение сделает орудием к отмщению врагам; облечется в броню – в правду, и возложит на Себя шлем – нелицеприятный суд; возьмет щит непобедимый – святость; а строгий гнев изострит, как меч, и весь мip ополчится с Ним против безумцев. Понесутся меткие стрелы молний и из облаков, как из туго натянутого лука, полетят в цель. И, как из каменометного орудия, полный ярости посыплется град; вознегодует на них вода морская, и реки свирепо потопят их; восстанет против них дух силы и, как вихрь, развеет их. Так опустошит всю землю беззаконие, и злодеяние ниспровергнет престолы властителей. Итак, услышьте, цари, и уразумейте; научитесь, судьи концов земли! Внемлите, обладатели множества и гордящиеся пред толпами народов: ибо от Господа дана вам власть, и сила – от Вышнего.    Прем 5:15–24; 6:1–3 На литии стихира храма. Таже самогласны святых всех. Глас 1: На литии стихира храма, и всем святым самогласны, глас 1 Веры согласием мирское торжество,/от века Богу благоугодивших,/патриархов честное и пророков сословие,/апостолов удобрение, мучеников собрание, постников похвалу,/всех святых память духовне празднуим:/молят бо ся непрестанно,/дароватися миру мирови,/и душам нашим велией милости. Веры согласием всемирное торжество/от века Богу благоугодивших:/патриархов почесть, пророков собрание,/Апостолов украшение, мучеников сонм,/подвижников похвалу, всех святых память/духовно отпразднуем,/ибо они ходатайствуют непрестанно,/да будет миру дарован мир/и душам нашим великая милость. Приидите вси вернии,/святых всех всеславную память,/во псалмех, пениих и песнех духовных восхвалим:/Крестителя Спасителева,/апостолы, пророки и мученики,/священноначальники, учители же и преподобныя,/постники и праведныя, и святых жен боголюбное состояние,/честно ублажающе, согласно возопиим:/Преблагий Христе Боже наш,/тех молитвами подаждь мир Церквам Твоим,/победы на враги христолюбивым людем,/и душам нашим велию милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Разделы портала «Азбука веры» ( 34  голоса:  4.3 из  5) Оглавление Победоносный воин Георгий Синие вёрсты И зарева горние! Победоносного Славьте — Георгия! М. Цветаева Миссионерству нужно учиться у Христа. Он говорит с людьми о тайнах Неба при по мощи самых простых вещей, с которыми ежедневно имеют дело рыбаки, землепашцы, домохозяйки. Что толку тянуть нити тонких рассуждений с простыми людьми? Есть ли польза окунаться в глубины священных текстов при разговоре с теми, кто с трудом умеет читать и работает всю неделю не разгибаясь? И вот Господь, видя перед Собою женщин, говорит о муке и закваске, о потерянной монете, о светильнике, освещающем дом. Для рыбаков у Него есть слово о неводе. Для крестьян — о земле и семени. Он, пришедший с Небес, рассказывал им правду о Небе, одевая её в одежды привычных понятий, и только с книжниками позволял Себе цитировать псалмы или пророков. Любой земной труд, дающий людям тепло и пищу, может стать пособием в понимании реальности высшего порядка. А что же воины? Они, одетые в железо, носящие на теле отметины прошедших битв, суровые и немногословные? Их труд тоже может приоткрывать завесу тайн? Да и труд ли это — по звуку трубы или голосу командира бросаться в бой, рубить и колоть плоть подобного тебе человека? Христос говорил и о битвах. Но мало. Его речь, обращённую к воинам, продолжил апостол Павел. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, всё преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облёкшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие ( Еф. 6:11-17 ). Радостно читал эти слова всякий христианин, носящий на поясе меч. Радостно пробегал по этим строчкам и храбрый юноша по имени Георгий. Он узнавал в них себя и свои труды. С тех пор как священное имя Троицы прозвучало над ним, а крещальные воды трижды сомкнулись над его головой, он узнал, что есть иные битвы, и победителям в них готовятся иные венцы.

http://azbyka.ru/fiction/vozduh-nebesnog...

Разделы портала «Азбука веры» Как понять слова Иисуса Христа апостолам: …продай одежду свою и купи меч (Лк.22:36)? Решено 1.42K 28.08.2023 Библия Является ли это благословением самозащиты или военных действий? Вопрос закрыт для новых ответов. 5 Ответов Рекомендую посмотреть православное толкование этого эпизода: Толкование Лк.22:36 . Из известных толкователей никто не относил эти слова к войне и самозащите, они совсем про другое, это метафора. Господь призвал апостолов к духовной брани и вместе к внешнему миротворчеству. Поэтому и меч этот духовный: Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. ( Еф.6:14–17 ) Приведу комментарий Б. И. Гладкова: Заповедав раньше не противиться злу злом же, а побеждать его добром, – запретив в эту же ночь Апостолам защищать Его силой и предупредив их, что все, взявшие меч, мечом погибнут ( Мф. 26:52 ), – Господь не мог дать им теперь новую заповедь, противоречащую всему учению Его. Поэтому слова – купи меч – надо принять как иносказание. Кротостью и мудростью вооружил Господь Апостолов, посылая их с проповедью к своим же евреям, к погибшим овцам дома Израилева ( Мф. 10:6 ); они должны были нести евреям радостную весть о пришествии Желанного Избавителя, Мессии; и потому им не надо было брать с собой ни сумы с хлебом, ни запасной одежды, ни денег, ни обуви: все это они должны были найти у гостеприимных хозяев, которым они несут эту радостную весть. Теперь же не то; теперь им предстоит идти к язычникам, которые Мессии не ждут, которых нельзя порадовать вестью о пришествии Его; теперь им понадобится и сума с хлебом; и у кого ее нет, пусть продаст одежду свою (конечно, запасную) и купит ее, то есть суму с хлебом, как крайне необходимую в. путешествии по чужим странам; а главное, пусть, кроме мудрости и кротости, вооружится еще мужеством, стойкостью в перенесении всех гонений, таким мужеством, какое можно сравнить по силе и крепости с крепостью меча.

http://azbyka.ru/vopros/kak-ponjat-slova...

Ревность о Боге, о славе имени Божия, о чистоте христианской веры, как основывающейся на святой любви, разумеется не должна быть ревностью не по разуму. Ревность христианская не есть фанатическая ревность Магомета: с вещественным оружием в руках привлекать последователей своего учения. Не соединяясь с внешним насилием, она не соединяется и ни с подкупами, обманом, хитростью. Спаситель, посылая своих учеников на проповедь , не велел им запасаться деньгами для приобретения последователей. Такую ревность ап. Павел называет нечистою, предостерегая от нее Галатян, Коринеян и всех последующих христиан: «ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них. Хорошо ревновать в добром всегда» 5 . «Ревную о вас ревностию Божиею... Но боюсь, чтобы как змей хитростию своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе». 6 А между тем, как много есть таких нечистых ревнителей-лжеучителей, которые путем хитрости совращают с прямого пути чад Церкви, приявших в простоте сердца слово истины и совершающих свое спасение в детском послушании учению и уставам Св. Церкви! С такой нечистой ревностью должна бороться ревность истинная, святая, чистая. Но такая борьба должна быть духовной, и оружие ее – духовное. Тот же апостол говорит: «облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских... и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекшись в броню праведности... А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленныя стрелы лукаваго, и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» 7 . И Спаситель, посылая Своих учеников на проповедь , заповедал: «шедше, научите... и если вас будут гнать в одном городе, бегите в другой» 8 . Итак, средствами истинной ревности является духовное оружие: 1) Слово Божие, дышащее любовью, «полезное для научения, для обличения, для исправления, для наставления в справедливости, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» 9 . 2) Чистая, святая жизнь, по слову Спасителя: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша, прославят Отца нашего, иже на небесех». 3) Неутомимый труд, перенесение страданий и вера во всепобеждающую силу благодати Христовой».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

С ними у нас должна быть непрестанная брань в твердой надежде на победу. Не говорите, что мы слабы. Господом укрепляйтесь. Так советует нам святой Апостол Павел. «Братие мои, поучает он, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолевши, устоять. Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною и облекитесь в броню праведности и обувши ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие; всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством» ( Еф.6:10–18 ). Вот единственно надежные оружия против духов злобы. О, если бы Господь даровал нам полнее облечься в них! Наверное, тогда в сердце нашем водворилось бы неложное упование на спасение. Мы могли бы сказать, как говорил Сам св. Апостол Павел: «подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» ( 2Тим.4:7 ). Таковым-то подвижникам православной веры и благочестия Господь приготовил венцы правды. Сих венцов правды себе и вам всем у Господа просим. Господи! подай. Господи! заступи, сохрани, помилуй и спаси всех нас. Аминь. Всякий знает, что толкование притчей Господа нашего Иисуса Христа дело трудное. Да в этой области и пособий-то хороших немного. Посему мы далеки от мысли о совершенстве нашего труда. Возможно, конечно, что некоторые из читателей не будут удовлетворены нашими объяснениями прикровенных слов Спасителя. Естественно, у них явится желание поискать иных толкований. Дабы облегчить им поиски нужных пособий, мы готовы указать их, не пускаясь в оценку их достоинств. На первом месте должно поставить толкования святых отцов и учителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Хотелось бы процитировать слова апостола Павла: Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф 6:13—17). Тот, у кого есть весь этот арсенал, способен победить в любых ситуациях.   Важно, чтобы в среде, где к религии относятся равнодушно или враждебно и где верующего будут поносить, критиковать или высмеивать, юные православные гордились своей идентичностью и понимали, что их вера это сокровищница, что вера не принижает, а наоборот, дает им «бонус» по сравнению с теми, кто веры себя лишил. У родителей и Церкви важная роль привить детям эту гордость, которая не имеет никакого отношения к гордыне или тщеславию, потому что как христиане мы горды не за себя, а за Христа и за Его победу: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин 16:33)     Дмитрий Бак     Дмитрий Бак, директор Государственного литературного музея Москвы, о том, почему в будущем будет важна традиция   Очень важные для человека новации в ближайшем будущем будут связаны с так называемыми высокими технологиями. Синтезированное, искусственное восприятие мира еще более приблизится к подлинному, особенно после повсеместного распространения возможности прямого ментального доступа в Интернет. Соответственно, человек в быту, в своих привычках все больше будет отдаляться от естественных алгоритмов поведения, от природы.   Человечество подошло к технологическому порогу развития, за которым можно прогнозировать изменения идентичности человека как тварного существа. Человек на протяжении тысячелетий, независимо от того, верующий или атеист, в кого и как он верует, неизбежно ощущал себя существом, созданным по неким неизвестным ему лекалам.   Тайна рождения одушевленного существа была недоступна: мы и сейчас можем лишь повторять, воспроизводить творение-рождение, но не способны его понять и тем более — инициировать самостоятельно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Человек, принимая Крещение, именуется не просто рабом, но воином Христовым. В крещении из его сердца изгоняется нечистый дух, который находился в нем от рождения до Крещения. И он вступает в победоносные ряды воинов Христовых. Бог не может быть не победителем, и воины Христа – победители, т.к. обладают бесконечной силой Несотворенного Бога. Против кого воюет Христов воин, отвечает св. ап. Павел: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной” ( Еф.6:12 ). Именно против хитростей демонов, их козней советует святой Павел нам как воинам Христовым стоять бодро: «станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». ( Еф.6:14 ). Скажу больше: в Крещении человек усыновляется Богу, и дерзает называть Бога Творца всего мира своим Отцом. «Отче наш», так обращаются рабы Божии к своему Великому Царю Несотворенному Богу. «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. Иду к Отцу Моему и Отцу вашему». ( Ин.15:15-27 ) Что же ожидает рабов Божиих, что им уготовано? «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). «Преподобный Серафим Саровский говорил: «Однажды я молил Господа, чтобы Он ввел меня в общение с Ним и показал мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение. Вот я был восхищен в эти обители, только не знаю, с телом или кроме тела. Бог знает – это непостижимо. А о той радости и сладости небесной, которую я вкушал там, сказать невозможно». После продолжительного молчания, вздохнув от глубины души, преподобный Серафим сказал своему ученику еще: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением… Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания… Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся, как солнце. Но если такой небесной славы не мог изъяснить и сам апостол Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить славу и красоту горнего селения, в котором водворяются праведные души»?

http://azbyka.ru/pochtenno-li-byt-rabom-...

Что это за препятствия? Вопрос: «Почему Бог нас искушает, посылая нам страдания?» Бог никого не искушает и Сам ничем не искушается. Есть причины, по которым Он позволят искушениям встречаться на нашем пути: A) Преодолевая искушения, мы утверждаемся в добре и сознательно отвращаемся от зла. Видя последствия грехов мы начинаем их осознанно избегать. Б) В искушениях, мы лучше познаём глубины нашей души. B) В страданиях мы соединяемся со Христом узами самых близких отношений. Мы разделяем с Ним Его жизнь, мы считаем Его дело своим. Без трудов мы воспринимали бы путь к Богу только как развлекательное мероприятие, как туристическую поездку. И все святыни Небесного Царства, купленные кровью Христа были бы для нас не более чем реликтами прошлых эпох, дешевыми сувенирами, которые дарят на память скучающим обывателям. Испытания и скорби превращают нашу духовную жизнь в невидимую брань. Вот как писал об этом св. Апостол Павел: Брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых ( Еф. 6:16-18 ). Мы здесь видим? Что это за духовное оружие? Знание своей веры. (Пояс истины). Тот, кто не знает истины, похож на вояку, который поддерживает свои штаны руками. Благочестивая жизнь. (Броня праведности). Это не только добрые дела, но и праведные намерения. Доброе свидетельство ближним. (Обувь благовествования). Св. Иоанн Златоуст говорит, чтоб мы убеждали ближних быть христианами не словами только, но своим личным примером.

http://azbyka.ru/katehizacija/rekomendat...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010