6 мая 1788 г. Императорским указом Святейшему Синоду предписывалось по возможности привести границы епархий в соответствие с губернскими. Владимирская и Переславль-Залесская епархии были присоединены к Суздальской, правящим архиереем которой стал бывший Владимирский епископ Виктор (Онисимов) с титулом Суздальский и Владимирский. Ему было повелено «иметь пребывание в городе Суздале в уважение к древности города и знатности Суздальской епархии. Границы Суздальско-Владимирской епархии совпали с границей Владимирской губернии. Указ императора Павла I Петровича от 3 мая 1798 г. предписывал епископу Виктору вернуться во Владимир. По докладу Синода 27 сентября 1799 г., утвержденному 16 октября, Суздальская епархия была переименована во Владимирскую и Суздальскую, кафедральным городом вновь стал Владимир. В 1916-1922 гг. — Владимирская и Шуйская епархия (с 24 марта 1916 г. в связи с учреждением Суздальского викариатства Владимирской епархии архиепископ Алексий (Дородницын) титуловался Владимирским и Шуйским). С 1923 г. — Владимирская и Суздальская епархия. 21 сентября 1917 г. из Владимирской губернии в Московскую были переданы село Орехово и местечко Никольское Покровского уезда; в 1918 г. в новообразованную Иваново-Вознесенскую губернию были включены Шуйский уезд, отдельные волости Суздальского и Ковровского уездов, в связи с чем было учреждено Иваново-Вознесенское викариатство, в 1920 г. преобразованное в Ивановскую епархию, к которой в 1921 г. из Владимирской епархии перешла северная часть Вязниковского уезда. В 1921-1922 гг. часть территории Владимирской губернии отошла к Московской и Нижегородской губерниям. 14 января 1929 г. образовалась Ивановская промышленная область, состоявшая из бывших Иваново-Вознесенской, Владимирской и Костромской губерний. В XIX — нач. XX в. во Владимирской епархии существовали три викариатства: Муромское (учреждено в 1868 г.), Юрьевское (учреждено в 1912 г.), Суздальское (учреждено в 1916 г.). С 1944 по 2013 год Владимирская епархия действовала в современных границах Владимирской области. Титул правящего архиерея — Владимирский и Суздальский (с 27 августа 1944 г.).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244099...

Архив Пн Шуйское дело: от приговора до канонизации. К столетию первого протеста верующих против антицерковной политики советского государства 10 мая 2022 г. 18:52 Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В.И. Ленина членам Политбюро в какой­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» ( 5, 2022 ,  PDF-bepcuя ) рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. Под знаменем марксизма В начале XX века уездная Шуя — город с развитой текстильной промышленностью. В то же время это известный духовный центр Владимирской губернии. В городе, где проживало 23 тысячи жителей, насчитывалось 20 храмов, далеко за пределами округи славилась чудотворная Шуйская-Смоленская икона Божией Матери, которая находилась в Воскресенском соборе. После октября 1917 года патриархальная Шуя и ее население с прочными православными традициями вносили явный диссонанс в революционную атмосферу Иваново-Вознесенска — до этого заштатного города Шуйского уезда, который теперь стал родиной первого в России Совета рабочих депутатов и столицей губернии. Два документа «обрамляют» шуйские события: «Воззвание Патриарха Тихона к духовенству и верующим Российской Православной Церкви по поводу изъятия церковных ценностей 15/28 февраля 1922 года» и секретное письмо Ленина членам Политбюро Центрального комитета Российской коммунистической партии большевиков (ЦК РКП(б)) от 19 марта 1922 года. Как известно, с Воззванием власти связывали любые беспорядки среди «церковников» и возлагали на Патриарха Тихона моральную ответственность за них. Письмо Ленина во время событий было «фигурой умолчания», а по сути — тайной пружиной трагического развития событий. Именно это объясняет достаточно противоречивый контекст введения шуйских событий в историю Русской Православной Церкви. В отличие от Воззвания Патриарха Тихона, «секретное» письмо Ленина было впервые полностью опубликовано на Западе в 1970 году, а в СССР — в 1990-м, хотя слухи о его существовании ходили с 1920-х годов, и всякий раз оно объявлялось властями

http://patriarchia.ru/db/text/5924651.ht...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 11 (608) , 1 (24) . в этом году (за прошлые годы с 2011-04-16) Происхождение изображения: Загружено 2011-04-16, анонимно. Описание: Образ Распятия и Страстей Господних, с изображением чудотворных икон Пре­святой Богородицы и Приснодевы Марии. Икона конца XVIII - начала XIX вв. Дерево, темпера, масло. 164x134. Богоявленский Кафедральный собор. Москва. Средник: Распятие, вписанное в поклонный Крест, стороны которого повествуют о Святых спасительных Страстях Господа нашего Иисуса Христа (Моление о чаше, Поцелуй Иуды, Христос пред Понтием Пилатом, Бичевание Христа). Кресту предстоят Пресвятая Дева Мария и святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Далее запе­чатлены потир — символ таинства причастия Но­возаветной Церкви, и Ветхозаветные скрижали Моисея. У подножия Креста написана Гробница Господня, символизирующая Престол Православной Церкви. Окончания средника увенчаны образами Благовещения Пресвятой Богородицы, Рож­дества Христова, Светлого Христова Воскресения и Вознесения Христова. 142 клейма: I ряд: «Неопалимая Купина», Римская, Владимирская, Тихвинская, Иверская, Донская, Гру­зинская, Смоленская, «Троеручица», Руден-ская, Костромская Феодоровская, Любеч-ская, Ярославская, Муромская. II ряд: Ильинская Черниговская, Венская что в Уграх, Страстная, Братская (Киевско-Брат-ская Вышгородская), Иерусалимская, Елецкая Черниговская, Яскинская, Дамаскин-ская, Коневская, Пименовская, Цесарская, Цареградская, Абалацкая, Шуйская. III ряд: Святогорская, Мателикийская, Мирожская, Сицилийская, Метехская, Боголюбская, Псковская, Кипрская, Тобольская,«Неувядаемый Цвет», «Знамение» Курская «Коренная», Абульская, «Блаженное Чрево», «Огневидная». IV ряд: Ерманская, Александрийская, «Призри на смирение», «Что у Спаса во Дворе», Коломенская, Византийская, «Умиление что на Черных Горах», Феодотьевская, «Слово плоть бысть», Думницкая, Сокольская, «Воспитание», Дектоурская, Далматская.

http://pravicon.com/image-12262

К основному объему – прямоугольному в плане, сильно растянутому по оси север-юг, с трехчастным алтарем, примыкает удлиненная трапезная, чуть пониженная, но составляющая с храмом единый прямоугольный объем. Обе части здания покрыты двускатной кровлей. Основной объем увенчан цилиндрическим барабанчиком с луковичной главкой. На фасадах равномерно расположены прямоугольные проемы, отмеченные поздними крупными треугольными сандриками на кронштейнах. Первоначальный вход на южном фасаде четверика украшен нарядным портиком из четырех сдвоенных и широко раздвинутых в центре коринфских колонн…” (Свод памятников, 2000). Рядом с храмом прежде были отдельные захоронения. В советское время в Никольском соборе размещался городской архив. Сейчас храм передан церкви, относится к шуйскому подворью Свято-Николо-Шартомского монастыря. Описание Шуйского Воскресенского собора, М. 1862 Гундобин Иванов Ю.А. Провинциальная культура и церковь. Из истории города Шуи в 19-начале 20 вв./Исторические очерки. Шуя. ШГПИ-РИО, 1994. 58с.) Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. – М.: Наука, 2000. – 813 с. Березин В.С., Добронравов В.Г. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. На северной стороне от главного храма , в 12 саженях от него, стоит другой храм во имя Святителя Николая. Когда основан этот храм – неизвестно. Несомненно только, что в начале восемнадцатого столетия, что видно из описи города Шуи, составленного в 1709 году воеводою Яковом Сытиным, в которой говорится: «Да в Шуе на посаде соборная и Апостольская церковь Пресвятой Богородицы – Шуйская, да церковь Великаго Чудотворца Николая, каменныя». После пожара. Бывшего в Шуе в 1710 году, истребившего вместе с другими церквами и Николаевский храм, сей последний, как видно из Хранящегося при сем храме антиминса, возобновлен и освящен в 1756 году. Храм этот – теплый, отапливаемый обыкновенными печами. До 1867 года в нем совершалась Божественная служба в зимнее время. Когда же в обозначенном году главный соборный храм сделан был теплым, то Богослужение стало совершаться в нем и по зимам. С тех пор в Николаевском храме помещается ризница, библиотека и другие ценные церковные вещи. Когда квартирует в городе полк солдат, тогда полковой священник совершает в нем Богослужение для своего полка. Храм этот имеет форму продолговатого четвероугольника. На нем – одна глава. Крытая железом, выкрашенным зеленой краской и украшенным звездами из латуни, вызолоченной чрез огонь. Крест на главе – восьмиконечный из позолоченной латуни. К северной стороне храма в 1833 году пристроен придел во имя Святителя Митрофана, Епископа Воронежского. Устроил его на свои средства шуйский купец Д.В. Корнилов. Алтарь этот в устройстве своем и украшениях ничего особенного не представляет. Иконостас – одноярусный, деревянный, резной. Колонны на нем отделаны под цвет розового мрамора, а резьба на полимент.

http://sobory.ru/article/?object=07518

Ржевская (Оковицкая, Оковецкая) икона Святая икона сия явилась в 1539 году 8 июля в Оковицкой волости Ржевского уезда Тверской епархии. Явление её было ознаменовано множеством чудес. В 1540 году при царе Иоанне Васильевиче Грозном она была принесена из Ржева в Москву, где торжественно встречена была митрополитом со всем собором и поставлена в Успенском соборе, В Москве от иконы тоже происходило много исцелений. 11 июля икона обратно была отпущена на место своего явления. В Москве же оставлен список с этой иконы, в устроенной во имя её церкви у Пречистенских ворот. По месту обретения в Оковицах икона называется также и Оковицкой. На этой иконе с левой стороны Пресвятой Богородицы изображён стоящим святитель Николай Мирликийский. Икона Шуйская-Смоленская (См. о ней под 28 числом). 12 июля Икона, именуемая Троеручица О ней см. под 28 июня. 16 июля Чирская, или Псковская икона Эта икона Пресвятой Богородицы первоначально находилась в церкви села Чирска Псковской епархии, а потому и получила название Чирской. В 1420 году, 16 сентября, во время морового поветрия, бывшего во Пскове, на этой иконе из обоих глаз Богоматери истекли слёзы. Узнав об этом чуде, Псковский князь Феодор Александрович послал священнослужителей принести чудотворную икону в Псков. Для сретения иконы совершён был крестный ход при великом стечении народа и участии князя, все с благоговением молились. Псковитяне внесли икону в город и поставили в соборную церковь Св. Троицы. Празднество Чирской иконе установлено 16 июля в воспоминание великих чудес, бывших от сей иконы, и прекращения морового поветрия. По перенесению в Псков Чирская икона стала называться ещё Псковской. В память перенесения иконы в Псков в 1470 году была построена церковь Знаменская в Старо-Знаменском девичьем монастыре. 17 июля Икона Святогорская Святогорских икон две, они находятся в Святогорском мужском монастыре Псковской епархии. Иконы явились на горе, которая сначала называлась Синичьей, а после явления икон стала называться Святой. Икона Умиления явилась юродивому Тимофею, местному уроженцу, в 1563 году. От иконы он слышал голос, что через 6 лет на горе воссияет благодать, и ровно через 6 лет, в 1569 году здесь явилась вторая икона, Одигитрии. От икон совершились многие чудеса и исцеления. На горе, на месте явления икон, по повелению царя сначала была выстроена часовня, а затем, когда часовня сгорела, и обе иконы остались невредимыми, тут устроен был храм и монастырь. Иконы ежегодно, в первую пятницу Петрова поста, приносят в Псков и в следующий воскресный день совершают с ними крестный ход по городу. 20 июля

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

21 мая, местонахождение неизв.; подробно см. в ст. Владимирская икона Божией Матери ) носили крестным ходом по селениям Гороховецкого и Вязниковского уездов. Икона была поновлена в 1750 г. Указанная в возобновленной надписи на ризе иконы дата - 1464 г.- легендарного характера ( Георгиевский. 1896. С. 119-120; Косаткин. 1906. С. 133; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 761). Неясна судьба и 2 почитаемых списков Владимирской иконы Божией Матери «древнего письма» (1-я пол. XVII в.) в драгоценных окладах из Богоявленской ц. Мстёры. Первая, вероятно, была вложена кн. Василием Григорьевичем Ромодановским Меньшим († 1671) и находилась в главном иконостасе, слева от царских врат; 2-я - в киоте перед солеей. Кроме того, по данным В. Г. Добронравова, в храмах Мстёры в кон. XIX в. сохранялось «весьма много древних икон» без указаний на их местное происхождение, особо были выделены 2 образа XVIII в. «местной иконописи»: Владимирская икона Божией Матери 1762 г. мстёрского иконописца Михаила Буданова и Шуйская-Смоленская икона Божией Матери 1761 г. ( Добронравов, Березин. 1898. С. 355-356; Голышев. 1875. С. 217). Первые сведения об иконописцах Мстёры относятся к 1710 г. В XIX в. местный иконописный промысел оформился в развитое промышленное производство, к кон. XIX - нач. XX в. Мстёра превратилась в один из крупнейших иконописных центров не только М. и В. е., но и всей России (подробнее см. ст. Мстёра ). Характерно, что ни в Муромском у., ни в самом Муроме иконописное дело не приобрело массового характера ни во 2-й пол. XVII в., как в Вязниках, ни в 1-й пол. XVIII в., как в Мстёре. В описи 1723 г. указано, что все иконописцы Мурома были «грекороссийского исповедания» в отличие от «2 серебренников, которые по несогласию следовать новоисправленным книгам и некоторым изменениям в обрядах церкви оставались в звании раскольников и платили двойную подать» ( Титов. 1902. С. 69). Сведения о произведениях, созданных посадскими муромскими иконописцами во 2-й пол. XVII - 1-й пол. XVIII в., в наст.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Сирийская церковь здесь одна из самых сильных. Св. Петр Биллард является вместе с тем секретарем Федерации прав[ославных] церквей в Америке, он – Управделами Сирийского Митрополита. Все эти группы объединены здесь (как – интересно). 2) Был кн. Путятин, беседовал с Л.Н. Парийским. 3) Была из Николаевского собора г. Измайлова, секретарь и казначей – простые люди, горюющие, что собор занят, настроенные против Феофила, обвиняющие м[итрополита] Вениамина в отдаче собора (в свое время, когда Кедровский перешел к Вениамину, этот д[олжен] б[ыл] юридически закрепить за собой принесенную «собственность» Кедровского…). 1 августа. Пятница Вчера […] были на даче у М.И.Печковского и Елиз.Мих. Отвезла туда и гостила с нами Елиз. Алекс. Богословская. Она жена сына проф. Казанской духовной академии М.Богословского ; муж – горный инженер – гидролог, Отец ее – Грязнов, бабушка – кн. Шуйская (последняя в роде). Родом из Симбирска, где у них были большие поместья, винокуренный и суконные заводы и дома. Особа очень умная, бойкая, много пережившая (с 12-ти лет). Ей около 42 лет. Вчера в газете «Новая Заря» помещено сообщение, что М[итрополит] Феофил уехал отдыхать к дочери на некоторое время. По-видимому, определенно затягивает встречу и переговоры. Письмо к нему с проектом автономии вчера воздушной почтой пошло; сегодня-завтра должен получить. Подождем еще […]. Если и дальше так, то – через прессу к верующим и через ц[ерковную] проповедь . Надо сообщить Патриарху. Печковский вчера снабдил массой бумаг, с которыми надо познакомиться. Днем были у меня: 1) Архимандрит Михаил Халлов из Сирийской церкви, канд. Каз[анской] д[уховной] академии, доктор медицины. 2) Епископ Торок от Епископального епископа Лангапланского […]. 3) м. Коттон от д-ра Mott " a, главы протестант[ского] объединения. 4) Вечером Lauriston Livingston Scaife, свящ. еписк[опальной] ц[еркви] из Питсбурга, говоривший, что феофиловские священники в Питсбурге очень ждут меня. Об этом написал из Сан-Франциско г. Дроздов, что тоже там ждут меня. Но при всем этом, газеты травят, идут слухи, что Феофил не хочет встречаться, что завтра появится статья арх[иепископа] Леонтия в этом духе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Церковные документы свидетельствуют, что деревянная церковь, называемая «Святая вода», была построена в 1719 г. супрасльским бумажником Василием. Он лишился зрения и долго был слеп. Однажды во сне ему было обещано исцеление, если он сходит в храм «Святая вода» и там с верой помолится перед иконой Богоматери. Он прозрел и в одну неделю построил вышеупомянутый храм. Целительный источник был оставлен в церкви. В 1864 г. заботами генерал-губернатора Муравьева вместо обветшавшего деревянного храма был воздвигнут каменный. Чудотворная Васильковская икона Богоматери находится в алтаре и выносится на середину храма для совершения перед ней молебнов. Она имеет 12 вершков вышины и 8 вершков ширины и написана на полотне. На ней художественно изображена слезно молящаяся Богоматерь с мечом в груди, в соответствии со словами пророчества Симеона Богоприимца. Празднование Васильковской иконе Божией Матери совершается еще в десятую пятницу по Пасхе. 25 октября Валкурийская икона Предание сообщает, что эта икона написана св. Маркианом (память его 30 октября), сиракузским епископом. Св. Маркиан был одним из учеников первоверховного апостола Петра и им же был поставлен в епископы и послан в сицилийский город Сиракузы для борьбы с идолопоклонством и распространения там между язычниками света Христова Евангелия. Время жизни св. Маркиана говорит за то, что Валкурийская икона Богоматери очень древнего происхождения: она написана во II beke. 30 октября Озерянская икона Находится она в Харькове, в Покровском монастыре; подробные сведения о ней помещены под 30 сентября. Численская икона Сведений об этой иконе никаких не имеется. Богоматерь изображена на ней во весь рост, в короне и с Предвечным Младенцем. Ноябрь 2 ноября Шуйская Одигитрия В царствование Алексея Михайловича, в половине XVII столетия, в России свирепствовала страшная моровая язва. Особенно сильные размеры эта болезнь приняла в городе Шуе. Жители города, потеряв всякую веру на избавление человеческими средствами, возложили свои надежды на одного Господа, и вот весь град огласился молебным пением и ежедневными богослужениями во всех храмах. Несколько раз крестный ход обходил город.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Хочу выразить слова благодарности братии и прихожанам монастырского Всехскорбященского подворья в городе Иваново, которые разделяли мои настоятельские труды и заботы. Когда-то в школьной театральной постановке по роману Николая Алексеевича Островского мне выпала роль Павла Корчагина, и его слова «прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы» стали для меня своеобразным ориентиром в выборе жизненных путей. Переосмыслив эти всем известные слова в свете евангельского учения, я осознал, что Господь лучше нас знает наши недостатки и возможности, ведает, где мы можем принести хотя бы малый плод. На то я всегда надеюсь, о том молюсь, чтобы не взять на себя непосильный крест, но и не уклониться от Божиего призыва. Продолжая добрые начинания митрополита Никона на Шуйской кафедре, я постараюсь приложить все усилия для умножения приходов и монастырей, развития катехизаторской и социальной работы. Осознаю, что особое внимание мне необходимо будет уделять совершенствованию молодежной и миссионерской деятельности, укреплению системы православного образования, а также взаимодействию со светской школой. В эти трепетные и незабываемые для меня дни, прошу помощи Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, Покрова которой сподобилась Шуйская земля через явление Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери, испрашиваю также благословения и помощи Шуйских новомучеников и исповедников, кровью которых обильно полита здешняя земля. Благодарю Вас, Ваше Святейшество, за те мудрые наставления и советы, которые Вы мне преподали в личной беседе. Надеюсь, что Ваши Первосвятительские молитвы вместе с опытом, приобретенным мной на различных церковных послушаниях, помогут мне в несении нелегкого креста по управлению епархией. Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830).

http://patriarchia.ru/db/text/4702283.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Шуйское дело. Из пулемета по верующим 6 мин., 10.05.2012 10 мая Русская Православная Церковь празднует память священномученика Павла (Светозарова). В 2012 году исполняется 90 лет событиям в Шуе, когда большевики, воспользовавшись голодом в стране, открыли очередной этап гонений на Русскую Православную Церковь, проводившийся под видом изъятия церковных ценностей при непосредственном руководстве правительства, которое тогда возглавлял В. И. Ленин. Священномученик Павел родился в 1867 году в селе Картмазово Владимирской губернии в семье диакона Михаила Светозарова. Окончив в 1891 году Московскую духовную академию, он был в 1892 году рукоположен во священника к Воскресенскому собору города Шуи. В 1907 году отец Павел был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Воскресенского собора, благочинным и председателем Шуйского уездного отделения Владимирского епархиального училищного совета, представителем от духовенства на земских собраниях, а впоследствии и в заседаниях Шуйской городской думы. Весной 1922 года в Политбюро стали поступать сведения от ГПУ о ходе изъятия церковных ценностей из храмов. 3 марта 1922 года была создана шуйская комиссия по учету и сосредоточению ценностей; председателем ее был назначен житель села Палех Александр Вицын, которого большинство жителей села знало как человека нравственно ненадежного. 11 марта протоиерей Павел Светозаров получил извещение, что комиссия по изъятию церковных ценностей приступит к работе в соборе 13 марта в 11 часов утра и приглашает представителей прихода для участия в составлении описи церковных ценностей. В воскресенье, 12 марта, сразу после Литургии, когда весь народ был еще в храме, было объявлено, что в 7 часов вечера состоится собрание верующих для избрания в правительственную комиссию представителей от прихожан Воскресенского собора. Собрание проходило под надзором начальника уездной милиции и двух его подчиненных. Отец Павел сказал, что он сам отдавать имеющие богослужебное назначение церковные предметы не будет, так как это святотатство и нарушение церковных канонов, но при изъятии ценностей правительственной комиссией сопротивления оказывать не намерен. После ухода комиссии храм будет заново освящен, и в нем возобновится богослужение.

http://foma.ru/shujskoe-delo-iz-pulemeta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010