Писания, то как можно было бы совместить с таким пониманием подчеркнутое безразличие Господа Иисуса Христа к государству и государственной жизни и деятельности».    Посмотрим, насколько мнение автора критики, высказанное им в приведенных его словах, соответствует истине.    Прежде всего нужно сказать, что слова Христа: «воздадите кесарева кесареви» (Мф. 22:21), как раз и являются богооткровенным и основным учением о значении для нас православного царя. Если в них Господь дал заповедь о повиновении царю языческому, то с какою же готовностью и с каким благоговением мы должны повиноваться царю православному? Ибо царь православный несравненно больше имеет благодетельного значения для православных христиан, чем языческие цари. Последние часто гнали св. Церковь, а цари православные были ее покровителями, защитниками догматов православной Церкви в ее борьбе с еретиками и язычниками и источником благоденствия в жизни христиан.    Затем, считаем не лишним отметить, что в нашей книге вообще нет утверждения мысли о том, какова должна быть власть государственная на основании св. Евангелия и Деяний Апостольских. В «Русской Идеологии» мы говорим о том, что в словах Христа «воздадите кесарева кесареви» дана Самим Господом положительная заповедь, определяющая наше отношение к царю. А также указываем здесь и на аналогичную ей заповедь ап. Петра, выраженную в его словах: «Бога бойтеся, царя чтите» (Шетр. 2,17). Говоря о необходимости богоустановленной царской самодержавной власти, мы базировались на словах ап. Павла (Рим. 13, Г) и Первой книге Царств (1 Цар. 8—12), а не только на текстах Евангелия и Деяний Апостольских.    Впрочем, пользуясь случаем, можем сказать, что некоторое указание по данному вопросу содержится и в Евангелии, а именно — в притчах Господа о милосердном царе, и безжалостном заимодавце (Мф. 18:23—25) и о царе, который устроил брачный пир для своего сына (Мф. 22:1—14).    В первой из них власть земного царя, которому уподобил Господь Царство Небесное с его Небесным Царем, изображается как власть настоящего верховного повелителя подданных, ибо последние называют его рабами (Мф. 18:23). Во второй притче земной царь представляется Господом так же, как полномошный или самодержавный монарх, в руках которого находится жизнь и смерть подданных (Мф. 22:7). К этому надо присовокупить и то, что Господь на Тайной вечере говорил своим ученикам: «...цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются» (Лк. 22:25). Следовательно, и здесь власть царя представляется Господом как господствующая, верховная или самодержавная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3883...