Макария, епископа Уманскаго (Кармазина, 1875 † 1937) протоиерея Андрея (Косовского, 1878 †1920) протоиерея Виктора (Киранова, 1881 †1942) протоиерея Димитрия (Игнатенко, 1872 †1935) протоиерея Михаила (Богословского, 1883 †1940) священника Александра (Ильенкова, 1896 †1942) священника Матфея (Александрова, 1872 †1921) Стефана (Наливайко, 1898 †1945) Димитрия (Спиридонова, 1877 †1938) И святых новомучеников и исповедников Курских: Дамиана, архиепископа Курскаго (Воскресенского, 1873 †1937) Иоанна, епископа Рыльскаго (Пашина, 1881 † 1938) И святых новомучеников и исповедников Московских: Николая, архиепископа Владимирскаго (Добронравова, 1861 †1937) Димитрия, архиепископа Можайскаго (Добросердова, 1864 †1937) Серафима, архиепископа Угличскаго (Самойловича, 1881 †1937) Илариона, архиепископа Верейскаго (Троицкого; 1886 †1929) Сильвестра, архиепископа Омскаго и Павлодарскаго (Ольшевского; 1860 †1920) Ионы, епископа Велижскаго (Лазарева, 1869 † 1937) Серафима, епископа Дмитровскаго (Звездинского, 1883 †1937) Никиты, епископа Орехово-Зуевскаго (Делекторского, 1876 †1937) Ефрема, епископа Селенгинскаго (Кузнецова, 1876 † 1918) архимандрита Амвросия (Астахова, 1860 †1937) архимандрита Гавриила (Игошкина, 1888 †1959) архимандрита Мины (Шелаева, 1882 †1937) схиархимандрита Игнатия (Лебедева; 1884 †1938) протоиерея Александра (Агафонникова, 1881 † 1937) протоиерея Александра (Андреева, 1901 †1937) протоиерея Александра (Вершинского; 1873 † 1937) протоиерея Александра (Заозерского, 1879 † 1922) протоиерея Александра (Парусникова, 1891 † 1937) протоиерея Александра (Сахарова, 1875 †1937) протоиерея Александра (Соколова, 1881 †1938) протоиерея Алексия (Воробьева, 1888 †1937) протоиерея Алексия (Никатова, 1875 †1937) протоиерея Арсения (Троицкого; 1880 †1937) протоиерея Бориса (Ивановского, 1897 †1937) протоиерея Василия (Смирнова, 1870 †1938) протоиерея Василия (Соколова, 1868 †1922) протоиерея Василия (Соколова, 1872 †1937) протоиерея Василия (Ягодина, 1870 †1937) протоиерея Викентия (Смирнова; 1881 †1937)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Богослужебные песнопения исполнил хор Московской духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз» . После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Илию Шелаева, клирика храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве г. Москвы, в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес священник Кирилл Слепян, клирик храма Живоначальной Троицы в г. Троицке (Троицкий административный округ Москвы). По завершении Божественной литургии было совершено славление и поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. От лица духовенства и прихожан настоятель храма священник Александр Нарушев приветствовал Предстоятеля Русской Церкви и преподнес Его Святейшеству Патриаршие куколь и мантию, на оплечьях которой вышиты святители Московские Алексий, Иов, Ермоген и Тихон. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Во внимание к помощи в строительстве храма святителя Иова, Патриарха Московского, Святейший Владыка вручил высокие церковные награды, которых были удостоены: В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону Спасителя. Храм свт. Иова, Патриарха Московского и всея Руси, Патриаршего подворья Успенского Старицкого монастыря (Георгиевское благочиние Западного викариатства г. Москвы) Храмовый комплекс состоит из основного храма в честь святителя Иова, временного храма святителей Московских и дома причта. Храм рассчитан на 300 прихожан, однопредельный, однокупольный с шатровой крышей. Подвальное помещение храма используется под крестильню и для занятий воскресной школы. Инициатором возведения храма в честь свт. Иова выступил Фонд возрождения Старицкого монастыря под руководством В.Б. Христенко. Сразу после определения места под строительство храма и прохождения обсуждения с жителями района ответственным за строительство и начало богослужебной жизни на месте будущего храма был назначен священник Александр Нарушев, позже утвержденный указом Святейшего Патриарха в должности настоятеля.

http://patriarchia.ru/db/text/4839072.ht...

454 См.: Шустин В. Запись об о. Иоанне Кронштадцком и об Оптинских старцах из личных воспоминаний. Владимирово, 1929; Никон (Беляев). Дневник последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева) . СПб., 1994. С. 99, 134. 460 См., например, язвительный комментарий в кн.: Последний самодержец. Очерк жизни и царствования императора России Николая II. Берлин, 1911. С. 39. О фотографиях о. Иоанна в роскошных одеждах см.: Шелаева E., Процай Л. Русь православная. СПб.; М., 1993. С. 202, 205. 461 Письмо от 16 мая 1897 г. от Николая Гарского в ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 76. Л. 234. О завещании отца Иоанна см.: РГИА. Ф. 799. Оп. 6. Д. 30 (Хозяйственного Упр. при Св. Синоде, отд. I, стол I, 177а). Л. 2–3. 462 См. пример выделения средств на поминальную трапезу в кн.: Lindenmeyr A. Poverty Is Not a Vice: Charity, Society, and the State in Imperial Russia. Princeton, 1996. P. 220. 467 Там же. Д. 21. Л. 110. Николай II получал так много подарков, что в конце концов решил запретить людям дарить ему что-либо дорогое. См.: О прекращении ценных подношений Их Императорским Величествам и замене таковых пожертвованиями на благотворительные и всякие другие общественные учреждения//Санкт-Петербургский духовный вестник. 23 мая 1897. 21. С. 73. 468 ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 26. Л. 10. Возможная неуклюжесть подобных пассажей не укрылась от окружающих. Комментируя аналогичный пассаж, Лесков писал, что невозможно было вообразить что-то более пошлое. См.: Российский государственный архив литературы и искусства (в дальнейшем РГАЛИ). Ф. 275. Оп. 1. Д. 830. Л. 15. 469 Не следует путать духовное значение слова прелесть (заблуждение, самообман) с более традиционным его употреблением (очарование, привлекательность). См.: Полный церковно-славянский словарь/Сост. Г. Дьяченко . В 2 т. М., 1899. Т. 1.С. 486. 471 Данная точка зрения неоднократно доказывалась православными священниками и монахинями. См.: The Art of Prayer: An Orthodox Anthology/Igumen of Valamo Chariton, comp. L., 1973. P. 111–112, 116, 132–137, 261–263.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Экстерном выдержал экзамены в Духовное училище при Московском Заиконоспасском монастыре и 11 ноября 1906 года получил свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы. Здесь же, при монастыре, он был определен на должность учителя в монастырскую школу. Будучи твердым сторонником возможности уврачевания старообрядческого раскола через единоверие, Иван Власович решает посвятить себя этой благородной цели, для чего 23 августа 1910 года определяется на должность учителя церковно-приходской школы при Московском Никольском единоверческом монастыре. Здесь-то и проявляются его незаурядные миссионерские способности. В течение трех лет он не только учительствует, но в каникулярное время проводит публичные беседы со старообрядцами, которые имеют неизменный успех, благодаря его твердому глубокому знанию Православного вероучения. Но все-таки главным фактором становления Ивана Власовича Шелаева как православного миссионера в среде старообрядцев явилась его духовная близость с настоятелем Никольского единоверческого монастыря игуменом Миной (Шустовым). Игумен Мина в свое время перешел в единоверие из раскола, и, много лет находясь в единоверческом монастыре, вел неустанную миссионерскую деятельность, оставив после себя ряд литературных трудов по этому направлению. Блаженная кончина игумена Мины (Шустова), последовавшая 20 апреля 1911 года, явилась для Ивана Власовича большой утратой. Со временем он не только станет достойным продолжателем его трудов, но в монашестве будет наречен тем же святым именем – Мина. 19 августа 1914 года Иван Власович был определен исполняющим должность псаломщика к церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» села Знаменское Егорьевского уезда Рязанской губернии. В сентябре-ноябре того же года он назначается миссионером по I, а затем и по II Егорьевским благочинническим округам. В то же время он является активным членом Егорьевского миссионерского Братства во имя Георгия Победоносца. 11 февраля 1915 года за миссионерскую деятельность среди старообрядцев Егорьевского уезда Ивану Власовичу Шелаеву выражено поощрение епископа Рязанского и Зарайского Димитрия (Сперовского).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novomuch...

606 Редкий пример – фотографии (одна из них групповая) в кн.: Шелаева E., Процай Л. Русь Православная. СПб.; М., 1993. С. 203, 205. 608 См.: Kleinberg A. M. Prophets in Their Own Country: Living Saints and the Making of Sainthood in the Later Middle Ages. Chicago, 1992. P. 20, 40–70. 612 См.: Tolstoy L. The Gospel According to Tolstoy/Ed. and transl. by Patterson D. Tuscaloosa and London, 1992. 614 Отец Иоанн ссылался на св. Серафима в нескольких ранних дневниках. См., например: ГАРФ. Ф. 1067. Оп. 1.Д.5.Л. 11. О популярности Серафима см. в кн.: Nichols R. The Friends of God: Nicholas II and Alexandra at the Canonization of Serafim of Sarov July 1903//Religious and Secular Forces in Late Tsarist Russia: Essays in Honor of Donald W. Treadgold/Ed. by Timberlake Ch. E. Seattle, L., 1992. P. 206–229; Сапунов Б. В. Некоторые сюжеты русской иконописи и их трактовка в пореформенное время//Культура и искусство России XIX века: новые материалы и исследования: Сб. статей. Л., 1985. С. 147; Freeze G. L. Subversive Piety: Religion and the Political Crisis in Late Imperial Russia//Journal of Modem History. 1996. Vol. 68 (June). P. 314–329. 621 В России школьники начинали ежедневные занятия с «Молитвы перед обучением», в которой выражалась надежда, что ученик будет хорошо учиться «родителям же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу» (Славянский или Церковный букварь, 28-е изд. [Киев, 1908], с. 44). Использование о. Иоанном обоих клише показывает, до какой степени он впитал в себя многие устойчивые выражения, употребляемые Православной церковью, как, например, «свет разума» из рождественского тропаря. 623 Meehan В. Holy Women of Russia: The Lives of Five Orthodox Women Offer Spiritual Guidance for Today. Crestwood, N.Y., 1997. P. 4. 624 См. отношение Лескова к такому типу мышления: Лесков Н. С. Однодум//Лесков Н. С. Собр. соч. Т. 6. С. 213. О взгляде Сергия см.: Zenkovsky S. Medieval Russia’s Epics. P. 264–265. 626 Более ранние жития действительно содержат подобные видения. Из наиболее значительных работ см.: The Venerable Sergius of Radonezh in Works of Russian Art 15th–19th Centuries. М., 1992, кат. 82.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Указатель статей, помещенных в душеполезном чтении в течение десяти лет, от начала издания с 1860 до 1869 года. Москва: Тип. В. Готье, 1870. Художественное убранство русского интерьера XIX века: Очерк-Путеводитель/Ред. И. Н. Уханова. Л., 1986. Федотов Г. [Fedotov, George Р.]. Империя и свобода. Нью-Йорк, 1989. Федотов Г. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991. Феофан [Говоров] (архиепископ). Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письма Епископа Феофана. М., 1914. Феофан [Говоров] (архиепископ). Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1892. Феофан [Говоров] (архиепископ). Примеры вписывания добрых мыслей, приходящих во время богомыслия и молитвы… М., 1903; репр. Саратов, 1997. Филарет Дроздов (митрополит). Христианское учение о Царской власти из проповедей Филарета, митрополита Московского. М., 1901. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1937. Харалампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскою церковную жизнь. Казань, 1914. Хрисанф (епископ). От Сеула до Владивостока. Путевые записки миссионера. М., 1905. Христианство и русская литература/Под ред. В. А. Котельникова. СПб., 1996. Церковь в истории России (XIX в. – 1917 г.): Критические очерки/Под ред. Смирнова H.A. М., 1967. Четвериков С. (прот.). Бог в русской душе. Москва, 1998. Четвериков С. (прот.). Духовный облик о. Иоанна Кронштадтского и его пастырские заветы. Jordanville, N.Y., 1958. Четвериков С. (прот.). Оптина Пустынь. Париж, 1988. Четвериков С. (прот.). Оптинский Старец иеросхимонах Амвросий//Вечное/L’Etemel. 122 (февраль 1958). Р. 28–54. Чехов А. Остров Сахалин: (Из путевых записок)//Полное собрание сочинений и писем. Т. 14–15. М., 1978. Шамаро А. Дело Игуменьи Митрофании. Л., 1990. Шавельский Г. И. (протопресвитер). Воспоминания последнего пресвитера русской армии и флота: В 2 т. Нью-Йорк, 1954; репр. М., 1996. Шавельский Г. И. (протопресвитер). Православное пастырство. СПб., 1996. Шелаева E., Процай Л. Русь православная. СПб.; М., 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Брянцево (Петропавловский погост). Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Петропавловское-на-Быковых горах (Брянцево) Церковь Казанская Божией Матери, зданием каменная, с таковою же колокольнею, прочная. Престолов три: в холодной во имя Казанской Божией Матери и в приделах теплых — во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла и Федоровския Божией Матери (14 мар.) Построена в 1801 г. Тщанием прихожан, приходская. Земли церковной 36 дес: пахотной 4 д., сенокосной 5 дес, под дровяным лесом и кустарником 15 д. и неудобной 8 д. Кроме сей земли дарственная пустошь , состоящая из 23 дес. земли пахотной, сенокосной и под дровяным лесом. Два церковных дома один для жит. священника, другой для сторожа церковного. При сельце Харитонове Ярославского у. каменная часовня по имя Иверской Божией Матери построенная на средства г. Рудакова и освященная в 1855 г. Прихожан в селе 6 м., 13 ж.; в деревнях: Хабарове 15 м., 14 ж.; Гасникове 8 м., 13 ж.; Юрьеве 14 м., 20 ж.; Попадьине 19 м., 18 ж; Турыгине 13 м., 16 ж.; Кипелках 16 м., 17 ж.; Шеломове 36 м., 51 ж., Иванищеве 6 м., 10 ж.; Синькове 16 м., 19 ж.; Брянцеве 35 м., 50 ж.; Белавине 41 м., 46 ж.; Дорожаеве 26 м., 31 ж., Щетине 24 33 ж.; Ковалеве 16 м., 20 ж.; Яковлеве 49 м., 57 ж.; в селе Марфине 1 м., 1 ж. Расстояние приходской церкви от деревень: Сильнова 1/2 в.; Брянцева 1 в.; Турыгина, Белавина, Дорожаева, Щетина в 2 в.; Хабарова, Гасникова, Юрьева, Попадьина, Шелаева, Кипелок, Иванищева в 3 в.; Ковалева, Яковлева в 4 в. и Марфина 7 в. Село расположено на правом крутом берегу реки Волги, в 22 в. от Ярославля. Почтовый адрес: Норское почтово-телеграфное отделение (Ярославскаго уезда). В селе церковно-приходская школа. Причта по штату положено быть священнику и псаломщику. Причту казеннаго жалованья 392 р. Причтового капитала в проц. бум. 1952 р. По данным 1908г. Комментарии и обсуждение На карте 1857 года значится как погост Петропавловский, обозначены церковь и домик причта. Деревня Брянцево находится 1 км западнее и храма там никогда не было. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=11297

Одним из немногих действовавших тогда в городе был храм во имя Ярославских святых Феодора, Давида и Константина на Арском кладбище. Матушка Антония стала служить в этом храме псаломщицей и регентом. Поначалу ей денег не платили, но позволили ночевать в церковной сторожке. В этом храме находились многие спасенные от безбожников святыни, собранные из закрытых церквей. В горячих молитвах перед чтимыми иконами Спаса Нерукотворного, Божией Матери Казанской, Феодоровской, Толгской, припадая к мощам казанского святителя Гурия – аскета-молитвенника, претерпевшего в своей жизни немало гонений и поруганий, – матушка Антония несла церковное послушание до конца дней. Иногда ее навещали друзья молодости, с которыми она некогда проводила безмятежные годы детства и юности. Для них, людей сугубо светских и в силу разных причин отдалившихся от Церкви, судьба Анны Берг представлялась трагической: красавица, способная пианистка вдруг стала «монашкой-фанатичкой». Лишенную крова, нищую и голодающую, ее сочувственно спрашивали, довольна ли она своей жизнью, счастлива ли? Та отвечала: «Мне ничего больше и не надо, я всем довольна». Отрекшаяся суеты земного мира, став невестой Христовой, матушка Антония имела великое духовное утешение от Господа, которое неведомо мирскому разумению... В 1950 году на Казанскую кафедру назначили архиепископа Сергия (†18.12.1952). Во время первой же службы в кладбищенском храме он обратил внимание на матушку Антонию, вручил ей просфору и тихонько промолвил: «Держи крепче, тут еще кое-что есть». Под просфорой оказались 200 рублей. Владыка, сам человек святой жизни, сразу прозрел в Антонии благодатного человека и понял, что она очень нуждалась. Владыка купил в Казани небольшой домик для монахинь, в нем поселились матушки Сергия, Михаила и Антония. После кончины монахинь Михаилы и Сергии мать Антония взяла к себе в домик келейницу Марию Николаевну Охотину (врача по профессии). Когда дом снесли, мать Антония поселилась на улице Гвардейской, в доме 5, на втором этаже, где и прожила остаток лет. Последней ее келейницей была Антонина Шелаева (ныне принявшая постриг с именем Анна и служащая в той же церкви на Арском кладбище). Она свидетельствует о духовных дарованиях матушки Антонии, которая стяжала непрестанную молитву и часто молилась ночи напролет. Всю жизнь исполняла матушка заповедь первой наставницы, блаженной Серафимы: ежедневно делать по двадцать земных поклонов. Никогда и никого не осуждала. Временами как бы юродствовала.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Рязань. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь села Никуличи /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери Год постройки:1860. Год утраты:Не установлен. Адрес: Рязанская обл., г. Рязань Координаты: 54.5882, 39.7445 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Никуличи известно по архивным документам с 1597 года. Находящаяся в селе церковь первоначально именовалась Георгиевскою. В 1750 году помещик Семён Афанасьевич Кублицкий построил здесь храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1860 году она сгорела при пожаре, и на её месте Иван Павлович Кублицкий, внук прежнего храмоздателя, построил каменную церковь. Тихвинская церковь из-за нехватки средств на содержание причта была некогда приписана к Казанской церкви села Голенчино, но после того как Кублицкий пожертвовал необходимые деньги, самостоятельность Тихвинского храма была восстановлена, а позже уже Казанский храм села Голенчино был приписан к церкви в Никуличах. В 1934 году церковь закрыли, а в 1954 году снесли. Лишь спустя 40 лет на этом месте трудами и молитвами архимандрита Авеля воздвигли храмик, как он сам его называл, в честь Тихвинской. Чудесным образом нашлась плита с могилы устроителя церкви Ивана Павловича Кублицкого. И все, кто приходят к часовне, обязательно поминают его в своих молитвах. Газета " Панорама города " , (632), 2008 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Кроме архимандрита Авеля, с храмом с. Никуличи связано имя священномученика Мины (Шелаева), память которого внесена в четыре Собора: Кемеровских святых, Московских святых, Рязанских святых и Новомучеников Церкви Русской. Может быть, и его молитвы способствовали успеху постройки " храмика " и обретению надгробной плиты храмоздателя? 15 августа 2021. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=49114