Но и не дожидаясь казни мученики христоподобно прощали всех тех, кто их предал, кто доносил на них, свидетельствовал против них, кто мучал их в тюрьмах. Священномученик Онуфрий (Гагалюк) писал: «Меня возили с позором под конвоем много раз по улицам. Я сидел в тюрьме среди воров, убийц и насильников... Оглядываясь на жизнь в ссылке я вижу лишь светлые картины. Всё тёмное, мрачное, позабыто. А между тем я перенёс от людей много злобного, всякого презрения, насмешки, печатную клевету, видел явное предательство со стороны близких, был ранен, испытывал нервные страдания и большие страхи. И от всего этого нет следа. Да будет воля Божия. Везде Господь с нами, лишь бы мы только не отходили от Него. Он поддерживает душу мою, направляя её на стези правды» (8, Сс. 29–30). А преподобноисповедник Рафаил (Шейченко) так писал из лагеря о тех, благодаря кому он там оказался: «дорогое дитя моё, прошу: и за меня и за себя не сердись ни на кого... как не сержусь ни на кого я, и всем, всем простил в самый час скорби моей ещё 11 июля 3 , и сейчас, как и до самой смерти, буду о них молиться не яко за врагов и обидчиков своих, а яко о благодетелях спасения моего, – да помилует и спасёт их Господь» (3, С. 217). И смерть мученики встречали христоподобно – не сдавшись, без страха и озлобленности. Священномученика Макария (Гневушева) казнили в составе группы из четырнадцати человек. Расстреливали по-очереди. Владыка был последним, при этом он молился с чётками в руках и благословлял каждого: «С миром отыди». Какое присутствие духа нужно сохранять, чтобы при виде ужасных убийств, осознавая, что это последние минуты твоей жизни, продолжать исполнять свой пастырский долг, напутствуя умирающих! Согласно распространённому стереотипу, от мучеников гонители непременно должны потребовать отречения от Христа в обмен на жизнь и свободу. Такой момент действительно встречается в житиях многих древних святых. Имел место он и в коммунистическое время. В Советском Союзе большинство священников ещё на свободе в приватных беседах с представителями власти слышали призывы отречься от веры и публично снять с себя сан – и обещания значительных карьерных перспектив в таком случае, равно как и угрозы в случае неповиновения. А после ареста и во время следствия некоторым, – хотя далеко не всем, – следователи предлагали прекращение уголовного дела в обмен на публичное отречение от Бога. В редких случаях бывало, что даже прямо перед казнью такой выбор ставился перед христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Шестой раз подвергся аресту святой исповедник протоиерей Петр Чельцов. Пастыря арестовывали и во время изъятия ценностей, и в годы коллективизации, и даже в 1941 г. «за неуплату налогов». После освобождения в 1943 г. он служил в Ярославской области, где пользовался огромной любовью среди прихожан. Надев лапти, он ходил по деревням, причащал, соборовал, отчитывал бесноватых. Неимущим он нередко помогал деньгами.18 июня 1949 г. протоиерей Петр был арестован по обвинению в антисоветской проповеди. Положение исповедника усугубило то, что при обыске у него нашли два портрета императора Николая II. Отец Петр был приговорен к 10 годам заключения. Его супругу после ареста выгнали из дома. Интересным выглядит следственное дело преподобноисповедника Рафаила (Шейченко). Иеромонах Рафаил начинал свой монашеский путь послушником в Оптиной пустыни, впоследствии прошел через лагеря, с 1944 г. был настоятелем Благовещенской церкви в Козельске. Проповеди преподобного записывались осведомителями и нужным образом истолковывались. Вскоре компромат был готов: в 1949 г. отца Рафаила обвинили в антисоветской агитации. Основания для обвинений были крайне натянутыми. Например, в своем слове в день мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии отец Рафаил ставил их в пример верности Христу: «Какое было мужество, какая вера, а сейчас у нас вера оскудела, нет такого мужества; мы сейчас от веры откажемся за кусок хлеба и литр масла». Эти слова были расценены следствием как религиозная пропаганда. Была найдена «крамола» и в другой проповеди преподобного. В праздник в честь иконы «Троеручица» иеромонах Рафаил сказал, что ради служения Богу святой Иоанн Дамаскин оставил жизнь в роскошных дворцах, красоту которых мы сейчас и представить себе не можем. Эти невинные слова были интерпретированы следствием по-своему: преподобного Рафаила обвинили в том, что он дискредитирует советское строительство. В 1949 г. ученик оптинских старцев получил 10 лет лагерей. В 1950 г. был арестован московский священник Иоанн Крестьянкин . Человек святой жизни, он совершенно не устраивал городские власти. Пастырь был обвинен в «монархической пропаганде». Поводом для обвинения стало то, что он на отпусте назвал Александра Невского благоверным князем. Отец Иоанн был приговорен к пяти годам заключения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фото: www.tatarstan-mitropolia.ru      Поразительное впечатление производят ритмически и рифмически организованные присказки, речения святых отцев, возлюбленных православным миром. Поразительное тем, что никаких «искусств» от них привычно не ждешь. Что в этих стихах? Особое веселье словесного ума? Единственно возможная для монаха игра? Быть может, эти речения подпитаны самой народной склонностью к «говорению стихами»? Классическими образцами мы бы сочли такие поговорки, как «Страшен сон, но милостив Бог» (слабая рифма, да ведь фраза — стиховая!), а также «Тяжёл крест, да надо несть» или, и того пуще, «Без креста — нет венца!» (так писал оптинский преподобноисповедник Рафаил (Шейченко)). Убийственно-самокритичное: «Жил монах Мних. Имел сто книг. И не знал, что в них». Или гениально­дерзновенное высказывание «Смирен пень, да что в нём». Один монастырский старец говорил о себе: «Я не учёный, а толчёный». А отец Павел Груздев приговаривал: «Кто без крестов, тот не Христов». И даже «сомнительный Фотий» в сочинении Н. Лескова «Несмертельный Голован» повторял присказку: «Я не чей, а Божий, обшит рабьей кожей, а живу под рогожей». «Будем во аде, но сзади!» — любил повторять тоненьким голосом схиархимандрит Питирим, который, по свидетельству протоиерея Владимира Гамариса, после лагерей и ссылки приехал в Киев, где православные прятали его от гонителей в сарае известного профессора-офтальмолога Макухи. В комнате святого праведного Иоанна Кронштадтского в Пюхтицком Успенском монастыре в Эстонии хранится скатерть, которую вышивала княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская (1844–1939). По ее кайме читаем речения, проходящие в прямом смысле красными нитями: «Бойся Всевышнего — не говори лишнего!», «Не всё сбывается, что нам желается», «Толк да лад — тут и клад». Вероятно, в помощь нашим старцам была и книжность, например, «Моление Даниила Заточника», такие фразы из него, как «бысть язык мой трость книжника скорописца, и уветлива уста, аки речная быстрость», «да не восплачюся рыдая, аки Адам рая», «Не имей собе двора близ царева двора и не дръжи села близ княжа села», «не зри внешняя моя, но возри внутреняя моя»…

http://pravoslavie.ru/103226.html

Преподобноисповедник Рафаил (Шейченко) , говоря на проповеди о жизни преподобного Иоанна Дамаскина при дворе халифа, сказал, что «мы не можем представить себе той восточной древней роскоши, которой окружали себя… восточные правители». И эта фраза была поставлена ему в вину – следователь заявил: «В этой своей проповеди вы, сравнивая жизнь Иоанна с советской действительностью, высказывали клеветнические измышления на материальное благосостояние трудящихся в СССР» . Мученика Иоанна Емельянова обвинили в том, что он «в контрреволюционных целях прославлял могилу умершего иеромонаха Аристоклия и организовал на нее паломничества» . Да, конечно, это серьезная угроза для советской власти, когда один пожилой человек организовывает путешествие нескольких людей на могилу уже умершего иеромонаха Аристоклия. Да, тут, конечно, революция в опасности. И за эти вот паломничества человека приговорили к расстрелу. У другого верующего – мученика Иоанна Малышева – при обыске во время ареста были найдены граммофон и 20 дореволюционных пластинок с церковными песнопениями, в том числе и с государственным гимном «Боже, царя храни». Выяснив, что он проигрывал эти пластинки, следователь на этом построил обвинение в «систематическом ведении контрреволюционной фашистской агитации» . Ничего так, да? За пластинки получить пять лет лагерей? Но пластинки эти были обнаружены при обыске, а значит, решение об аресте было принято до того, как их нашли. Так почему же было принято само решение об аресте? Причина та же, что и в упомянутом выше случае с монетами, которые нашли при обыске: потому что человек принадлежал к Церкви и вел церковную жизнь. И вот еще пара примеров. Больного и старого (ему было уже 95 лет) владыку Алексия (Бельковского) сотрудники НКВД доставили в тюрьму… на простыне Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) к моменту ареста был уже давно на покое, ему шел 82-й год, он был прикован к постели – так при аресте его вынесли на носилках и в машине «Скорой помощи» доставили в Таганскую тюрьму, а затем осудили и расстреляли . И священномученик архиепископ Алексий (Бельковский) по болезни не мог самостоятельно передвигаться; ему было 95 лет, когда за ним пришли сотрудники НКВД и вынесли его на простыне .

http://pravoslavie.ru/106816.html

Начало служения 21 июля 1928 года состоялась иерейская хиротония, которую совершил епископ Арсений (Жадановский) 21 апреля 1927 года архиепископом Бийским Иннокентием (Соколовым) Борис Холчев был рукоположен в сан диакона в домовом храме в с. Котельники недалеко от Москвы. По благословению старца, он стал служить диаконом в храме Святителя Николая в Клённиках. 21 июля 1928 года состоялась иерейская хиротония, которую совершил епископ Арсений (Жадановский). Теперь отец Борис начал духовно окормлять маросейскую паству совместно с дорогим его сердцу отцом Сергием Мечёвым. Ссылка Активная церковная деятельность отца Бориса не могла остаться незамеченной советскими властями. 16 февраля 1931 года его, а также старосту и некоторых прихожан храма арестовали как «участников антисоветской организации». Время предварительного заключения отец Борис провёл в Бутырской тюрьме. 30 апреля 1931 года ему был вынесен приговор – 5 лет лагерей. В начале срока отец Борис был направлен в Красновишерск на строительные работы. Затем он вынужден был отбывать свой срок в одном из лагерей в Кемеровской области – в городе Юрга. В Юрге отец Борис встретился со своим знакомым по Оптиной пустыни – иеродиаконом Рафаилом (Шейченко). Исполняя обязанности ветеринарного фельдшера, последний имел преимущество не жить в общем бараке, а имел свою «комнату» — стойло в свинарнике. Такую же привилегию он исходатайствовал и для отца Бориса, и они поселились вместе — в одном стойле. Здесь, по их же воспоминаниям, им довелось однажды встречать Пасху. Период «затвора» За хорошую работу отец Борис Холчев был освобождён досрочно (его срок сократили на один год) – в 1935-м году. Состояние здоровья его было ужаснейшее: возобновились старые болезни, к ним добавились новые. Вернувшись в Орёл, отец Борис не мог рассчитывать на какой-либо покой, поскольку его постоянно вызывали в органы. И тогда отец Сергий Мечёв посоветовал ему переехать в Рыбинск. Переезд состоялся в 1938-м году, после чего для отца Бориса наступил десятилетний период условного затвора. Получив инвалидность, он полностью посвятил себя молитве, тайно совершая литургию у себя дома, чаще всего один.

http://pravoslavie.ru/125432.html

Прибывшая из Москвы комиссия в крайне сжатый срок (козельскими властями им дана была только одна неделя, чтобы отобрать научные ценности) изъяла рукописи и книги, в том числе и несколько комплектов оптинских изданий. После отъезда членов комиссии начался хаос. Все имеющее материальную ценность было продано с аукциона. Многое было просто расхищено. Вскоре было получено распоряжение изъять все металлические вещи из храмов, в том числе колокола с колокольни и могильные памятники и кресты. Весь «металлолом» был увезен на ближайший металлообрабатывающий завод. Все деревянное – иконы и иконостасы увезли на переделку в столярные мастерские. Большой монастырский колокол, бархатный голос которого был слышен за двенадцать километров в окружности, не прошел в проем колокольни. Проем разломали, и колокол упал, разбившись на куски и попортив лестничную площадку. Содрогание земли и гул от падения тяжелого тела был слышен за три километра, в Козельске. Когда разбитый колокол увезли, верующие люди подобрали на память оставшиеся на земле мелкие осколки. Затем приступили к «очистке» территории кладбища монастырского, окружающего храмы. Чугунные, гранитные, мраморные, каменные и деревянные кресты, памятники, часовни и плиты – все было убрано, а могильные холмики тщательно разровняли, стараясь, чтобы ничто не напоминало кладбища. Нетронутыми остались только деревья да опустевшие, разграбленные и захламленные храмы... Это было в 1928 году. А в следующем, 1929 году в Козельске были закрыты все семь церквей одновременно, кроме одной, Благовещенской, богослужение в которой совершается и доныне. Один сравнительно небольшой храм, естественно, не мог вместить всех, желающих помолиться в нем. Теснота и толчея были ужасные, особенно в большие праздники, когда в храм собирались и жители ближайших деревень, приписанных к городским церквам. По этой причине монашествующие, в большинстве своем, были лишены возможности посещать храм. Это была для них большая скорбь. Монахов оптинских в описываемое время оставалось немного. Большинство иеромонахов, назначенных на приходы, были отправлены в ссылку, а храмы закрыты. Часть монахов разъехались, уехали туда, где их никто не знает. В Козельске оставалось несколько человек престарелых иеромонахов во главе с отцом Архимандритом да инвалиды: слепые, хромые, горбатые. Из молодых, сравнительно с другими, был только один иеромонах Геронтий, бывший келейник старца Варсонофия, да отец Рафаил, бывший монастырский послушник Родион Шейченко. В этом же, 1929 году скончался епископ Михей 29 . Погребение было совершено более чем скромное, так как ни один епископ, ни Смоленский, ни Калужский, не приехал по разным причинам. Похоронили останки владыки Михея на Козельском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Житие священномученика архимандрита Исаакия [II]/Сост. В. Афанасьев. Оптина пустынь, 1996. (Преподобные Оптинские старцы). Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни/Сост. игум. Дамаскин (Орловский): Письма преподобноисповедника Рафаила [Шейченко]. Оптина пустынь, 2008. Записи старца Никона (Беляева) в книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству»//Даниловский Благовестник. М., 1995. 7. С. 52–67. Записки священника Сергия Сидорова. М., 1999. Зеленская Г. Архимандрит Леонид (Кавелин) . К 100-летию со дня преставления//Глаголы жизни. М., 1991. 1. С. 30–34. Иоанн (Снычёв), митр. Митрополит Мануил Лемешевский . СПб., 1993. Карагандинский старец преподобный Севастиан/Сост. В. Королёва. М., 2002. С. 381–382. Киево-Печерский духовник иеросхимонах Антоний//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. Оптина пустынь, 1994. (Репр. с изд.: М., 1909). С. 293–316. Киреевский И.В. Полное собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. М., 1911. Киреевский И.В. Разум на пути к истине. М., 2002. Климент (Зедергольм) , иером. Житие преподобного схиигумена Антония Оптинского (1795–1865). Оптина пустынь, 1992. (Преподобные Оптинские старцы). (Репр. с изд.: М., 1870). Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Троице-Сергиева Лавра; Владимир, 1995. (Репр. с изд.: Джорданвилль, 1970). Корольков А. Пророчества Константина Леонтьева . СПб., 1991. Котельников В. Православная аскетика и русская литература (на пути к Оптиной). СПб., 1994. Леонид (Кавелин) , архим. Житие Оптинского старца Макария. Оптина пустынь, 1995. (Преподобные Оптинские старцы). (Репр. изд.). Леонид (Кавелин) , архим. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, (Репр. с 3-го изд.). Леонид (Кавелин) , иером. Иеросхимонах Иоанн Оптинский [Малиновский]//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. Оптина пустынь, 1996. (Репр. с изд.: М., 1909). С. 65–69. Леонид (Кавелин) , иером. Историческое описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пустыни. СПб., 1862.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Козельск. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. По ошибке завёл фотографию в альбом Благовещения Пресвятой Богородицы,кафедральный собор,а надо в Козельск. Церковь Сошествия Святого Духа. Прошу переместить данное фото в альбом Козельск. Церковь Сошествия Святого Духа. Приношу извинения за невнимание.С уважением Ю.Моченов. Юрий Моченов 19 октября 2017 Паникадило. По ошибке завёл фотографию в альбом Благовещения Пресвятой Богородицы,кафедральный собор,а надо в Козельск. Церковь Сошествия Святого Духа. Прошу переместить данное фото в альбом Козельск. Церковь Сошествия Святого Духа. Приношу извинения за невнимание.С уважением Ю.Моченов. Юрий Моченов 19 октября 2017 Карта и ближайшие объекты Каменный, с каменной колокольней и оградой, храм был построен в 1810 г. поручиком Ф.И. Рахмановым и его женой. В 1871 г. за счет прихожан была расширена трапезная. Архитектура храма выдержана в стиле русского классицизма. Храм трехпрестольный: главный престол освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; северный - в честь иконы Божией Матери " Знамение " , южный - в честь иконы Божией Матери " Калужская " . При храме были библиотека и одноклассная церковноприходская школа, учрежденная 16 августа 1887 г. 5 февраля 1900 г. было открыто церковноприходское попечительство. 27 ноября 1930 г. были репрессированы служившие в храме протоиерей Александр Николаевич Бриллиантов, иеромонах Михаил (Бармин) и священник Николай Дмитриевич Лебедев. 16-17 сентября 1937 г. о. Александр Бриллиантов и о. Михаил (Бармин) были осуждены повторно, вместе с ними был арестован священник Григорий Михайлович Никольский. В том же году 29 ноября была ликвидирована существовавшая тайно при храме монашеская община. После этого храм был закрыт, и все его имущество изъято. Находившиеся рядом захоронения духовенства и известных людей Козельска подверглись осквернению - надгробия и могилы были полностью уничтожены. Во 1941-1942 гг. в полуразрушенном храме возобновились богослужения. Служил здесь протоиерей Стефан Кузьмич Акулин. С тех пор храм оставался действующим. До своего ареста и ссылки в 1946 г. и после возвращения из нее в 1949 г. в храме служил иеромонах Рафаил (Шейченко). Его трудами храм был благоустроен, в том числе возведены три иконостаса и восстановлена колокольня. В 1960-е гг. в храме служил игумен Никон (Воробьев). С 17 декабря 1982 г. настоятелем храма является протоиерей Валерий Даниличев.  Прихожанами почитается могила блаженного молчальника Тита, жившего в сторожке при храме в первой четверти XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=07222

www.kaluga-eparhia.ru/abbats_churchs/church Храм каменный, с каменной колокольней и оградой. Построен в 1810 г. поручиком Федором Ивановичем и Евдокией Авраамовной Рахмановыми. В 1871 г. трапезная была распространена за счет прихожан. Храм простроен в стиле русского классицизма. Как сообщается в " Клировых ведомостях о церквах Козельского уезда " за 1904 год за Благовещенской церковью была земля в размере 78 десятин 472 кв. сажени, в том числе под церковью и оградою 190 кв. сажен, усадебной 1728 кв. Была также пахотная, сенокосная земли. При храме действовала одноклассовая церковно-приходская школа, которая была учреждена 16 августа 1887 г. В ней обучалось 106 девочек. Так же при храме было церковно-приходское попечительство, открытое 5 февраля 1900 г., и церковная библиотека, состоящая из годичного круга богослужебных книг, " Епархиальных Ведомостей " с 1862 г. и 26 томов других книг. Закрыли, разграбили и осквернили храм в 1937 г. Известно, что вокруг храма было кладбище духовенства и известных людей г. Козельска. После 1937 г. надгробия были уничтожены, а могилы сравняли с землей. Во время войны (1941-1942 гг.) в полуразрушенном храме протоиереем Стефаном Кузьмичем Акулиным проводились богослужения. С тех пор храм стал единственным действующим в городе Козельске. Некоторое время (в 1960-х годах) в Благовещенском храме служил известный духовник о. Никон Воробьев. Дважды - до ареста и ссылки (1946 - 1949 гг.) и после нее в храме служил иеромонах Рафаил (Шейченко). Его трудами и был благоустроен храм, а именно: возведены три иконостаса, восстановлена колокольня и многое другое. Много лет в храме трудился известный в калужской епархии протоиерей о.Сергий Шумилин, ныне покойный. Около храма похоронен блаженный молчальник Тит, живший в сторожке при храме в первой четверти XIX века. http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Среди всех храмов города Козельска особо выделяется Благовещенский храм. Он далеко не старейший, первое из найденных упоминаний о нём относится к 1709 году. В 1810 г. было возведено уже каменное здание. На протяжении всего последующего времени, как утверждают некоторые козельские краеведы, Благовещенская церковь не закрывалась ни при какой власти. Но это не совсем так. В 2010 г. было торжественно отмечено 200-летие храма. История его полна событий, она тесно связана с жизнью многих поколений козельцев. Здесь были крещены в советское время не только жители города и ближайших окрестностей, но и немало россиян со всей страны. В то время действующие храмы можно было пересчитать по пальцам, а крещение не приветствовалось в силу известных причин.

http://sobory.ru/article/?object=07222

Еще чувствую реальную помощь от отца Рафаила (Шейченко), который тоже занимался ремонтом нашего храма, а сейчас прославлен в лике преподобноисповедников и почивает мощами в Преображенском храме Оптиной пустыни. Испытание на проверку нашей веры Святое Евангелие 1764 года издания (Екатерининское) в Благовещенском храме Моя семья выросла, мы с матушкой ждем осенью нашего пятого ребенка. Собственного жилья, конечно, не имеем и снимаем полдома недалеко от храма. Наш младший сын Тихон родился слепым, сейчас ему годик. Для нас слепота сына – своего рода испытание на проверку нашей веры и терпения. Потому что одно дело, когда у тебя все хорошо, и ты славишь Господа, и другое дело, когда все происходит не так, как хотелось бы, и в этих обстоятельствах проверяется твое доверие к Богу. Просим о помощи Что касается ремонтных работ, то в городе они проходят труднее, потому что сам ремонт нашего старинного храма сложнее, чем ремонт сельского деревянного, в котором я служил раньше. И цены выше из-за сложности работ. Конечно, прихожане участвуют своими силами, но этого бывает недостаточно. Если у вас есть возможность, просим помочь нашему храму. Он был построен в 1810-м году, трехпрестольный, очень красивый. На сегодняшний день любая задержка с ремонтом нашего храма может обернуться еще более дорогостоящими работами в будущем. Протекает крыша, ее нужно менять, требуется ремонт фасада, отваливается штукатурка, нужно поменять окна, они очень старые и уже прогнили. О всех благодетелях будем молиться, имена можно указывать в комментариях и СМС. Благовещенский храм Рейтинг: 10 Голосов: 1863 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Реквизиты для пожертвований: Получатель: Религиозная организация «Приход в честь Благовещения Пресвятой Богородицы» Козельского района Козельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Перевод на банковскую карту: 4276 2200 1583 2093 Сергей Игоревич Барыкин скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Михаил 28 декабря 2019, 23:40 Ольга Леонидовна, благодарю вас за чудесные статьи о семье Барыкиных. Пусть милость Божия прибывает с ними всегда! Какое счастье в наше время встретить такого батюшку и матушку, которые ревностно живут ради ближнего. Помогай им Господь во всех начинаниях! Аминь!

http://pravoslavie.ru/115235.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010