Из двух метафор, чахлость и пламя огня (16), переплетающихся друг с другом в ст. 16–19 (в еврейском языке нет правила, запрещающего употребление смешанных метафор), в первой больше язвительности, возможно, из–за упоминания о действенных мерах, которые Господь примет против ассирийской армии (см.: 4Цар. 19:35 ), а в последней вновь повторяется одна из основных тем Исайи о смирении гордых (ср.: ст. 33–34; 2:12–13). 10:20–23 Остаток обратится. В этом многозначном отрывке приводятся оба значения обоих слов в выражении Остаток обратится (Шеарясув, ср.: 7:3). С одной стороны, лишь малая часть народа уцелеет и возвратится из плена (22–23; ср.: 11:11), с другой стороны, обратится… к Богу сильному (21) подразумевает религиозное обращение. Бог призрит людей, которые принесут покаяние, которые, в отличие от Ахаза из 4Цар. 16:7 , уповают больше на Него, чем на человеческие силы (20–21). Таков истинный Израиль; это не все вообще потомки Авраама (см. в ст. 22а намек на Быт. 22:17 ; ср.: Рим. 4:16 ; Гал. 3:7–9 ). Апостол Павел не только цитирует этот отрывок ( Рим. 9:27–28 ), но и усиленно доказывает, что именно «остаток», сохранившийся «по избранию благодати» ( Рим. 11:5 ), служит ключом к пониманию отношений Господа с Израилем и со всем миром. О Боге сильном (21) см. коммент. к 9:6. По поводу определенного Господом истребления (22–23) следует отметить предусмотрительность, присущую деяниям Бога в этой главе, например, замечание о простертой руке Его в ст. 4 (а также в 9:12,17,21 и т. д.), о справедливости в ст. 12, 25, о стремлении к правосудию в ст. 2, 22б и о положительном результате, который предвидится в ст. 20–21. 10:24–34 Остановленный враг. В этом отрывке содержится двойной призыв положиться на Господа. Сначала в напоминании о «Его любви в прежние времена» (24–27), затем в описании ассирийской угрозы, внезапно превратившейся в ничто (28–34). Она изображается как нападение с севера, покрывающее последние 10 или 20 миль (16 – 32 км) до Иерусалима. Поскольку настоящий маршрут войска Сеннахирима начинался в Лахисе (ср.: 36:2), к юго–западу от Иерусалима, то цель пророчества, по–видимому, не в том, чтобы передать информацию, но в том, чтобы вдохновить, сперва вызвав в воображении наиболее живую картину северного врага, устремившегося на Иерусалим, а затем внезапно сменив ее сценой падения лесных гигантов (33–34) – самой прозрачной метафорой суда в данном пророчестве (ср.: 2:12–13; 6:13; 10:18–19). Это сравнение придает драматическую силу призыву Исайи не бойся (24) – его паролю на протяжении всего критического периода (ср.: 7:4; 8:12–13). 11:1 – 12:6 Мессианское царство

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Изложение содержания – В первых двенадцати стихах 7 главы описываются пророком исторические обстоятельства и повод, при которых и по которому открыто было ему Богом, а им сообщено было царю Ахазу пророчество о рождении Еммануила от Девы; затем в четырех следующих стихах (18–16) излагается самое это пророчество с указанием ближайшего его значения для современников пророка. а) Пророк вспоминает 11 бывшее при царе Ахазе нападение на Иерусалим двух царей, Редина Сирийского («Царь Арамль») и Факея Израильского, с целью завоевать его, и как это не удалось им (7:1). По человеческим расчетам успех предприятия этих царей был обеспечен. Так думали и в Иерусалиме; потому что когда после опустошения врагами северных пределов Иудеи, и после решительного поражения Иудейских войск ( 2Пар.28:5–8 ) известно стало в доме Давидовом намерение союзных царей идти на Иерусалим и свергнуть царствующую династию, то все члены царского дома и приближенные к ним пришли в ужас, и во дворце было смятение (ст. 2). В это-то время Господь повелел Исаии идти с своим сыном Шеарясувом навстречу царю Ахазу к водопроводу 12 верхнего пруда (Силоамского) и сказать ему, чтобы он не страшился пожара от этих двух дымящихся головней (т. е. двух союзных царей), а боялся проявляющегося теперь гнева Господа, который может исцелить язвы царства Иудейского и по суду которого злое намерение тех царей войти в сношение с неверными Иудеями и воцарить в Иерусалиме «сына Тавеилова» 13 не сбудется; потому что судьбы и пределы царств определяет Господь Саваоф, а Он определил, чтобы Сирия оставалась только в своих пределах с столицею Дамаском и с своим царем Рецином, не захвативши чужой столицы, Иерусалима, и не поставивши там царя из своей династии; тоже определено и о царстве Израильском и даже более: «чрез 65 лет 14 Ефрем перестанет быть народом» (ст. 3–9). Пророк заметил, что царь и другие его слушатели не доверяют его словам от имени Господа, и потому сказал, что их неверие делает его слова непонятными, недостоверными (ст. 9). Но вот Господь, снисходя к царю, предлагает, чтобы он просил себе удостоверяющего чудеснаго знамения или среди глубин земли, или среди высот неба. Неверующий Ахаз отказался просить знамения, лицемерно объявив, что он не хочет «искушать Господа» (ст. 10–12 ср. Вт.6:16).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Эти главы были названы «Книгой Еммануила» по имени обещанного Младенца из 7:14; 8:8, чьи природа и царственность проявляются в 9:1–7 и 11:1 –10 на фоне опасности, грозящей данному месту (7:1–9), и на фоне рассеяния по всему миру (11:11–16). Пророчества появляются в связи с современным им кризисом, однако они распространяются на последние дни (9:1) и на всю землю (11:9–10; 12:4–5). 7:1–17 Исайя противостоит царю Ахазу 7:1–9 Призыв к вере. Это пророчество датируется 735 г. до н. э., когда Сирия и Израиль предприняли отчаянную попытку объединить своих соседей против настроенной захватнически Ассирии. Получив от Иудеи отказ сотрудничать, они пытались применить силу, чтобы заменить иудейского царя собственным ставлеником, неким сыном Тавеиловым (6). Вмешательство Исайи на фоне всеобщей паники выглядит значительным и впечатляющим. Его сын Шеарясув («остаток обратится») был живым знамением суда и спасения (см.: 1:27; ср.: 8:18). Само место их встречи позже станет подтверждением пагубности того пути, на котором стоял царь Ахаз (36:2). Приказ будь спокоен; не страшись стал первым из длинной череды призывов уповать на Бога, а не заниматься интригами (ср.: 7:9б; 8:12–13; 28:16 и особенно 30:15). Это было вполне логично, поскольку Сирия и Израиль, две дымящиеся головни или «окурка», вскоре были погашены. Сирия была сокрушена в 732 г. до н. э., в то время как Израиль лишился своих северных территорий уже в 734, а в 722 прекратил существовать как государство, постепенно утрачивая национальные признаки в процессе нескольких заселений, продолжавшихся вплоть до правления Асардана (ср.: 4:2). А к концу этого периода Израиль поистине перестал быть народом (8). Сила ст. 7б–9а заключается в том, что косвенно Иудея находится во власти Единого Бога, в то время как ее враги неизбежно оказываются во власти людей, и каких людей! Одни их имена уже говорят сами за себя! В призыве к вере (9) заключена самая суть проповеди Исайи, игра слов в нем напоминает боевой клич и так же не поддается переводу, как и 5:7. Ее можно передать примерно следующим образом: «Сомневаясь в Боге, протянешь ноги!» или «От сомнения все огорчения!»

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Предведению – потому, что Он знал, что в пасти рыбы есть статир и что эта рыба должна попасть на уду первой; а величию и силе Его – в том случае, если по слову Его в то же самое мгновение создан был статир, и если Он словом Своим сделал то, что должно было 390 быть. Но в таинственном значении мне кажется, что под этой рыбой должно видеть Того, Который взят первым, который находился в глубинах моря и проводил время в соленых и горьких пучинах для того, чтобы через [Него -] второго Адама освобожден был первый Адам. А то, что находится в устах его, т. е. в исповедании, отдается за Петра и Господа. И этот самый дар есть дар [или: цена] совершенный; но, он разделен [на две части], потому что за Петра уплачивается цена как за грешника; Господь же наш греха не сотворил и в устах Его не оказалось хитрости ( Ис.53:9 ). Статиром называется монета, имеющая две дидрахмы; он взят для того, чтобы платою одной и той же монеты за Господа и раба показать подобие (similitudinem) их плоти. Но и рассуждая просто, это место дает наставление слушающему в том, что Господь был настолько неимущим, что у Него не было даже того, чем бы Он мог заплатить подать за Себя и за апостола. Поэтому, – если кто-нибудь захочет возразить: каким же образом Иуда носил иногда деньги? мы ответим, что Господь считал преступлением на Свои нужды обращать имущество бедных, и нам подал в этом отношении пример. 363 По новому Синодальному русскому переводу: «После сих слов, дней через восемь». Затруднение разрешается еще проще, если обратить внимание на то, что в греческом тексте ( Лк.9:28 ) читаем: μετ τος λγους τοτους σε μραι κτ, т. е. «после этих слов спустя «около» восьми дней» и в латинском: post haec verba fere dies octo, т. е.: после этих слов спустя «почти» восемь дней (ср. Biblia sacra vulgatae editionis Sixti V., Pontificis maximi juxtu recognita... Coloniae; и Τα Βιβλα... ξετυπθη... ν Μσχα…. τει, αωχ) (Примеч. переводчика). 367 «И сказал Господь Исайи: выйди ты и сын твой Шеарясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему; ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Остаток ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ Понятие «О.» играет важную роль в библ. проповеди суда и спасения: 1) в ВЗ для передачи понятия «О.» используется несколько евр. слов: шаар – «оставаться», палат – «избегать», сарад - " убегать», ятар – «оставаться», а также производные от этих глаголов слова. Септуагинта по-разному переводит эти евр. слова, чаще всего используя глаголы каталейпейн и гюполейпейн («оставаться») и связанные с ними сущ.; 2) наполненное богосл. содержанием понятие О. встречается в ВЗ исключит. в книгах пророков (особенно в Книге Исаии), там, где речь идет о судьбе израил. народа, а в НЗ – в посланиях Павла ( Рим. 9 , Рим. 10 , Рим. 11 ), там, где он обращается к пророч. слову об Израиле. Т.о., понятие О. становится четким и ясным только тогда, когда имеется в виду сущность пророч. служения. ⇒ Пророк как уста Божьи воплощает в себе совесть Израиля. Он указывает на грех Божьего народа и вскрывает его. Он возвещает Божий ⇒ суд над непослушанием и указывает путь к ⇒ спасению. Ветхозаветная идея о том, что О. Израиля спасется, пройдя через суд Божий, представляет собой как бы краткую «формулу» всех библ. пророчеств. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ 1) необходимой предпосылкой пророчества об О. является тот факт, что Израиль избран Богом (⇒ Избрание). Бог заключил с этим народом союз, целью которого было его спасение, и поставил Израиль выше всех народов ( Втор. 7 и др.). Такое положение Израиля определил Бог, обусловив его, однако, тем, что народ будет «слушать законы сии, и хранить и исполнять их» ( Втор. 7:12 ). Израиль же часто не был послушен Богу ( Иер. 2:27 ); 2) призвание пророков – это ответ Бога на непослушание Израиля. Пророки должны были проповедовать Божий суд над Его народом за грехи и непослушание, подчеркивая суровость этого суда. Тот факт, что из всего народа спасется лишь небольшой О., свидетельствует о силе Божьей кары ( Ис. 6:10–13 ; Иер. 24:8–10 ; Иез. 6:8 ; Ам. 3:12 ; Ам. 5:3 ; Ам. 6:9 ). Пророчества об О. дают некоторое утешение тем израильтянам, которые сохранили верность своему Господу. Божий суд не будет окончат. и всеобщим. Бог, даже верша суд над Израилем, сохраняет верность завету, заключенному с ним ( Ис. 1:8 ): О. станет тем корнем ( Ис. 6:13 ; ср. также Соф. 3:12 ), который даст новые побеги. Представителями этого нового начала были пророки. Они и их ученики, жившие в вере в Бога и доверии к Нему, стали прообразом будущего О. ( Ис. 8:16–18 ). Это следует из Ис. 7:1–9 . Сын Исаии Шеарясув (евр. «остаток обращается») символизирует Божье обетование: Бог насадит Себе народ, который будет жить в послушании и в доверии к Нему. Сохранение О. возможно лишь благодаря милосердию и верности Бога, Который спасает и избавляет избранных Своих ( Ис. 46:3 ; Плач. 3:22 ; Иез. 6:8 ). Это будет жизнь в вере ( Ис. 10:20 ), и Бог вновь станет оказывать помощь ( Иер. 15:11 ) и простит грехи ( Мих. 7:18 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

11 неужели Бог отверг народ Свой? Словом «отверг» переведен греческий глагол со значением «оттолкнул с силой прочь от Себя». Форма вопроса на греческом предполагает отрицательный ответ. я Израильтянин. См. Флп. 3,5.6 . Происхождение Павла восходит к великому патриарху Аврааму, а также к Вениамину, единственному из сыновей Иакова, родившемуся в Израиле. Но территории, принадлежавшей колену Вениаминову, стоял Иерусалим, из этого колена происходил царь Саул. 11 который Он наперед знал. Павел указывает, что особая любовь Божия и избрание по благодати не позволяют думать, будто Бог окончательно отверг весь народ, несмотря на то, что народ этот, отвергнув Христа, отступил от Бога. 11:5 Время Илии было временем всеобщего отступничества, тем не менее наличие остатка верующих указывало, что Бог не полностью и не окончательно отверг Свой народ. Слова Павла об остатке основаны на учении Исаии, символически выраженном в имени его сына: Шеарясув «остаток вернется» (9,27; Ис. 7,3 ; ср. Ис. 1,9; 6,13; 10,20–22; 11,11–16 ). 11 А если по благодати, то не по делам. Благодать противопоставляется делам закона (3,20.27.28; 4,2.6; 9,12.32). 11:8–10 Цитаты ( Втор. 29,4 ; Пс. 68,23.24 ; Ис. 29,10 ) передают, как именно, согласно Библии, Бог, осуществляя Свой суд, ожесточает сердца. Павел усматривает в своем времени подобные же признаки. 11:11–24 Отвержение иудейского народа не полно и не окончательно. Отвержение иудеями Христа привело к тому, что Евангелие приняли язычники; Бог желает возбудить в иудеях стремление к спасению. 11 неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Отвержение иудеями Христа не является необратимым. За неверием, в котором повинны иудеи, апостол усматривает божественный промысел. Итак, ход мысли Павла в ст. 11 таков: 1) отступничество иудеев привело к оправданию язычников; 2) спасение язычников возбудит ревность иудеев; 3) ревность иудеев приведет их к спасению наравне с язычниками. 11 полнота их. В контексте рассуждений Павла «полнота» может означать лишь принятие Христа иудеями и их возвращение к Богу. Труднее решить, означает ли слово «полнота» возвращение остатка или народа в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ахаз Ахаз (владетель) ( II Nap. XXVIII, 1 ) – был сын Иоафама и наследовал престол царя иудейского на 20-м году своей жизни; он предавался грубому идолопоклонству и даже приносил в жертву собственных детей своих богам языческим. Это нечестие навлекло на него и его царство строгий суд Божий. Ахаз наконец предался крайнему нечестию, и царство Иудейское было разрушено и сделалось пустыней вследствие его великих беззаконий. В начале его царствования (вероятно, во 2-й год) цари сирийский и израильский, которые уже в конце царствования жизни Иоафама замыслили разрушить Иудею, действительно вторглись в Иудейское царство с многочисленными войсками, готовясь обложить Иерусалим. При сем их намерении Господь повелел пророку Исаие взять своего сына, Шеарясува, и идти к Ахазу, которого можно было встретить в одном известном месте города Иерусалима, и возвестить ему волю Господню. Эта милость была оказана нечестивому царю как представителю дома Давидова ради народа его, с которым Господь заключил завет ( Uc. VII, 1 ). Исаия, встретивши Ахаза в определенном месте, сказал ему, что планы имеющих напасть на Иерусалим войск разрушатся, что их намерения касательно Иерусалима уничтожатся и что в должное время царства, из которых они вышли, будут разрушены. В подтверждение же этого пророчества царю было предложено просить какого угодно знамения. Царь, вероятно, вследствие чувства индифферентизма, а быть может, и из лучших побуждений, отказался просить знамения ( Uc. VII, 14 ), но сам Господь благоволил дать ему следующее знамение чрез пророка: сам Господь даст вам знамение, сказал пророк: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое, и избирать доброе, Ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое, и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее ( Uc. VII, 14–16 , Mф. I, 23 ). Через 3 или 4 года после произнесения этого пророчества цари израильский и сирийский были умерщвлены ( 4Цap. XV, 30, XVI, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Остаток в греческом языке Павла — leimma. Павел не изобретает это понятие, но своим характерным жестом заимствует его у пророческой традиции. Речь идет о техническом термине пророческого языка, выполняющем важную функцию, особенно у Исайи, Амоса и Михея; соответствующие термины в иврите — sear и serit (katdleimma и hypoleimma в Септуагинте). У этих пророков мы видим как будто парадокс: они обращаются к избранному народу как к некоему целому и, однако, объявляют, что лишь остаток спасется. Образцовым текстом, который Павел также цитирует, здесь является мессианическое пророчество Ис. 10:20–22: «И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их… Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному. Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится». Идея мессианического остатка уже содержится в имени, которое Яхве дает сыну Исайи: Шеарясув, буквально — «остаток вернется» (Ис. 7:3; возвращение и спасение настолько сильно связаны в иудаизме, что переводчики Септуагинты передают jasub как sothesetai, «будет спасен»). Мессианическое спасение, являясь божественным деянием, нацелено на остаток: «из Иерусалима выйдет остаток, выжившие с горы Сион» (Ис. 37:32). Но избранность и призвание также образуют остаток: «послушайте меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева», — восклицает Исайя (Там же, 46:3) и продолжает словами, которые глубоко отзовутся в тексте Павла: «принятые мною от чрева, носимые мною от утробы матери». Таким же образом в Мих. 4:6–7 мессианическая весть обращена к остатку: «В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом». И, наконец, Амос, предвещающий полное уничтожение народа Божьего, апоретически говорит об остатке: «Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие; может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов» (Ам. 5:15).

http://predanie.ru/book/219985-ostavshee...

самое откровение, в котором содержится повеление Божие Исаии – А) Совершить знаменательные действия Ст. 3. И сказал Господ Исаии: выйди ты и сын твой, Шеарясув, на встречу Ахазу, к концу водопровода верхняго пруда, на дорогу к полю белилничему. Здесь надобно объяснить: во 1) почему Богу угодно было, чтобы Пророк объявил откровение Ахазу при купальне Силоамской и во 2) взял с собою сына своего Шеарясува? – 1) Купальня Силоамская, или источник Гион ( Ин.9:7 . 3Цар.1:3 ; 2Пар.33:14 ) находилась на западной или юго-западной стороне Иерусалима вне городской стены. Ахаз, ожидая неприятельской осады, пришел на это место, подумать, – каким бы образом завалить этот источник или отвести его во внутренность города, чтобы у неприятеля отнять возможность пользоваться водою. Так после в подобных обстоятельствах поступил и Езекия ( 2Пар.32:30 ). А как при этом источнике всегда было большое стечение народа, приходившего черпать воду: то Бог избрал это место для откровения Ахазу, чтобы оно было общенародное. 2) Имя сына Исаии – Шеарясув значит: остаток обратится (гл. 10, 21), и есть пророческое. Бог повелел Пророку взять его для того, чтобы к утешению благочестивых засвидетельствовать Иудеям, что Бог не отвергнет всего народа Иудейского; хотя современен он будет отведен в плен, но опять возвратится; – даже среди самых тяжких бедствий Бог, по совету благодати ( Ис.1:9 ; Рим.9:27 ), сохранит остаток, который обратится к вере в Мессию, Иисуса Христа, и получит от него вечное спасение. Б) Утешительная речь об освобождении Иерусалима (ст. 4–17) а) Обетование избавления 1) Предложение (4–6) Ст. 4. И скажи ему: наблюдай, и будь спокоен, не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшагося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина. Две головни означают двух царей – Рецина и Факея, которые в пылу гнева своего вознамерились разорить Иудею. Но как собственные их царства были истощены прежними войнами ( 4Цар.13:17; 14:28 ): то они уподобляются хвостам головней не горящих, а только дымящихся после горения, и вскоре имеющих погаснуть, т. е. они не будут иметь успеха в своем предприятии, гнев их скоро угаснет и сами они скоро погибнут. Потому Ахаз не имел причины бояться их гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

По обычаям того времени это значило умертвить Ахаза и истребить весь царствующий дом Давида. Библейская история представляет нам немало подобных примеров. Так, Вааса, воцарившись в Израиле, «избил весь дом Иеровоамов, не оставил ни души у Иеровоама» (3Ц.15:29). Замврий, вступив на престол «истребил весь дом Ваасы, не оставив ... ни родственников его, ни друзей его» (3Ц.15:29). Такую же участь приготовила Гофолия всему царскому роду в Иудее (4Ц.11:1). Полное избиение постигло дом Ахава, ц.изр., от Ииуя (4Ц.10:1–8). Подобная же участь поголовного истребления должна была постигнуть Ахаза и весь его род, т.е. весь дом Давидов как по прямой, так и по побочной линии, имеющих право на иудейский престол, в случае, если бы осуществились замыслы Рецина и Факея. Сирийско-израильская коалиция начала вторжение в Иудею весьма успешно. Согласно описанию 2Пар.28:17–18, 120 -тысячное иудейское войско было уничтожено сирийцами в один день, а израильтяне увели в плен 200 тыс. иудеев. После этого союзники осадили столицу Иудеи Иерусалим, а отряды идумеев и филистимлян рассеялись по стране, грабили и забирали множество пленных по беззащитным городам и сёлам. Успехи и замыслы сиро-израильтян привели в трепет Ахаза и весь иудейский народ. «И восколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра деревья в лесу» (ст.2). Ахаз решил обратиться за помощью к Тиглатпалассару III, ассирийскому царю (против которого Рецин и Факей создавали союз), что он и сделал Стт.3–9. Речь пророка к растерявшемуся Ахазу. В критический момент, когда ожидался подход неприятелей к Иерусалиму, Исаия получил указание от Бога встретить Ахаза за пределами Иерусалима во время осмотра им оборонительных укреплений и убедить его иметь веру в Бога и не бояться Рецина и Факея, двух «дымящихся головней», ибо замыслы их не сбудутся. Ст.3. По повелению Божию, Исаия должен был явиться к Ахазу вместе с сыном, который носил символическое имя Шеарясув, что значит «остаток вернётся». Имя сына Исаии предвозвещало реальность как наказания, так и помилования. Среди иудеев, отвратившихся от Господа, сохранится очищенный, обратившийся к Богу верующий остаток, который возрадуется спасению о Господе и будет исполнять Его волю. Учение об остатке является одним из основных учений Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

  001     002