В 1854 году с северной стороны возвели колокольню, которая оказалась ещё выше храма. До этого, видимо, при церкви существовала примитивная звонница в виде площадки звона на нескольких столбах, врытых в землю. В подавляющем большинстве случаев колокольни при деревянных храмах Русского Севера ставили отдельно, и кушерецкая колокольня не стала исключением. Изначально она представляла собой мощный восьмерик, с шатровым завершением, на четверике - запреты на шатровый стиль не касались колоколен, но к XIX веку эти запреты в любом случае превратились в далёкую историю. Впрочем, через некоторое время шатёр всё равно увенчали крупной главкой, сделав таким образом завершение колокольни более традиционным. Восьмигранный ярус звона устроили в верхней части восьмерика. В 1874 году храм обшили тёсом для сохранения брёвен сруба от гниения. В те годы это была обычная практика, которая тем не менее, сильно портила облик древних зданий. Вплоть до ХХ века в храме были тябловые иконостасы. Брусья такого иконостаса - тябла - вставлялись в углубления в стенах, иконы на них устанавливались впритык, лишь иногда разделялись небольшими деревянными столбиками. Отдельно стоящие каркасные иконостасы для всех престолов храма создавались на протяжении десяти лет мастером Павлом Шишовым. В 1909 году он завершил работу над иконостасами для приделов трапезной, а ещё через два года закончил иконостас для главного алтаря. Конструкция последнего была специально приспособлена для разных по размерам старинных икон, сохранившихся в храме. Царские врата для этого иконостаса выполнил в 1899 году мастер Д. Терентьев, включивший в их конструкцию сохранившиеся детали XVII века. Самое тяжёлое для Русской Церкви время, 1920-1950-е годы, кушерецкому храму удалось пережить достаточно благополучно. Саму Кушереку потрясения ХХ века затронули слабо. Село просто пустело, молодёжь уезжала в города, не находя для себя занятия на малой родине. Если в середине XIX века в селе жило более полутора тысяч человек, то после войны население уже исчислялось десятком человек.

http://sobory.ru/article/?object=54569

Но есть, как мы здесь слышали, и другие причины. Именно: спелые плоды фиговых деревьев, смоквы, сочные и сладкие на вкус, имеют довольно острый сок, разъедающий глаза. Кроме того, мелкие иглы листьев кактусов, а особенно иглы созревших плодов их, во время ветра, совершенно незаметно, могут, вместе с пылью, попасть в глаза, причиняя этим жгучую боль, последствием чего является распространенная в Палестине слепота. Здесь, в Дженине, весьма много кактусовых изгородей, около которых, не предвидя опасности, почти постоянно играют грязные полуголые дети арабских семей. Сидя около палаток, мы наслаждаемся прекрасным воздухом, который делается довольно свежим по заходе солнца. Нам предложили надеть пальто, во избежание простуды. Был уже седьмой час вечера, когда мы сели за приготовленный нам вместе с Преосвященным холодный ужин около палаток. Как-то было грустно теперь сидеть за столом, чувствуя, что эта трапеза около шатров – последняя, что более никогда не повторится это интересное путешествие, соединенное притом с таким удобством и даже некоторым комфортом. Преосвященный предложил нам после ужина совершить прогулку в город, на что мы с удовольствием согласились. В сопровождении Марко, мы вошли в город по главной улице, мимо мечети, мимо двух гостиниц или «ханов», идя вдоль ручейка, текущего через весь город. Мы прошли также около нескольких кофеен, у которых восточные жители курили кальян, запивая маленькими чашками черного напитка. Наконец, мы подошли к источнику, где, не смотря на совершенную уже темноту, собрались женщины этой местности с кувшинами на головах и без умолку болтали с своими подругами. Грязные босоногие мальчишки занимались здесь играми, плескаясь водой и производя невообразимый шум вокруг источника. Подобные картины мы наблюдали уже и раньше. Поэтому, постояв здесь несколько времени и наградив нескольких детей паричками, мы вышли из города и, по другой дороге, возвратились обратно к своим палаткам. Было уже 8 ч. вечера. Небо, как и вчера, было иллюминовано многочисленными звездами.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Разделы портала «Азбука веры» Описание Осенние пейзажи в большинстве своем исполнены какой-то особой грусти, в которой чувствуется ностальгия по ушедшим летним длинным дням, наполненным ароматом цветущих трав, звонким перезвоном церковных колоколов в воскресный день, радостным гомоном резвящейся детворы, свежестью теплого ветра и яркостью красок. Но у осени есть свое особое очарование, которое передал в своих стихотворениях известный поэт А.С. Пушкин. На картине художник передает скромную красоту пушкинской осени с ее золотой россыпью опадающих листьев, с приглушенным тихим шепотом холодного, пронизывающего ветра, с безмолвием медленно тянущейся вереницы дождливых дней с редкими проблесками по-летнему ласкающих солнечных лучей. Крестовоздвиженская улица — это всего лишь узенькая тропинка, размытая бесконечно моросящим дождем, бегущая вдоль ряда покосившихся, озябших от промозглого сырого воздуха деревянных домишек в окружении ярко-желтой, оранжевой, пылающей стыдливым багрянцем осенней листвы. На пригорке застыл одиноко стоящий храм – белокаменный четверик с луковичными куполами и шатровой колокольней, слышится тихий шепот опадающей листвы и доносящееся пение церковного хора. Скромные, приглушенные краски с преобладанием золотисто-желтых, светло-коричневых  и серых красок, контрастирующих с ярко изумрудным цветом зеленой травы, еще не тронутой осенним увяданием. Едва заметная фигура одинокой женщины на первом плане, вдали размытые очертания березовой аллеи, ведущей к полю. Неуютная сырость, хмурое небо – но во всем этом чувствуется особенная красота увядающей природы, дарующей печаль и радость одновременно.   История Александр Косничев родился в Москве в 1970 г. Профессиональное образование получил, окончив Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова (факультет живописи). Является Членом правления живописной секции Московского союза художников и Союза художников России, Членом Международной Художественной Федерации (ЮНЕСКО). Ведет преподавательскую деятельность и принимает участие в различных выставках. Его работы находятся в частных коллекциях по всему миру. Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/osen-na-krestovozdv...

Однопрестольная. Стены кирпичные, оштукатурены и окрашены в два цвета. Расположена на небольшом огражденном участке. Входные ворота на территорию церкви находятся с западной стороны, выполнены в стилистике храма. В продольно-симметрической композиции церкви выделяется по высоте двухсветный четверик храма, к которому примыкают короткая, равная ему по ширине, трапезная с двухскатной крышей и пятигранная апсида. К апсиде с двух сторон пристроены меньшей высоты ризница с диаконником. Четверик храма завершен пятью глухими восьмеричками (больший из них в центре) с кокошниками и невысокими шатрами, над ними луковичные главки с яблоками и крестами. Квадратный в плане притвор служит основанием для восьмигранных ярусов колокольни с шатровым завершением и небольшой главкой с яблоком и крестом на малом восьмерике. Проемы в колокольне устроены строго по сторонам света: в нижнем ярусе - небольшие, прямоугольные с ленточными наличниками, в верхнем ярусе-звоны арочной формы с килевидным завершением. Здание приподнято на небольшом цоколе. Фасады завершены многообломным карнизом с фризом на фасадах храма. Фриз украшен сухариками и ширинками. Углы притвора, трапезной и апсиды закреплены лопатками. Северный и южный фасады храма разбиты на прясла раскрепованными пилястрами. Центральные оси этих фасадов подчеркнуты треугольными фронтончиками. Арочные проемы притворов обрамлены перспективными наличниками с килевидным завершением. Сегментные окна притвора, трапезной, храма и апсиды с профилированными наличниками. Алтарь перекрыт граненой конхой, храм - восьмилотковым сво (гл. дом с узкими диагональными гранями, трапезная - крестовым сводом, притвор - цилиндрическим сводом. В убранстве храма преобладает живопись, поновленная в XX в. Двухъярусный деревянный резной позолоченный иконостас имеет два невысоких ступенчатых ризалита по бокам. Средняя полукруглая, преобладающая по размерам часть, поднята над царскими вратами в форме дуги. Над царскими вратами поставлены фигуры ангелов. Первый ярус отделен от второго сложнопрофилированным, раскрепованным карнизом. Карнизы повышенной части ризалитов завершены перспективными полуокружностями. Иконостас украшен растительным орнаментом из накладной и прорезной объемной резьбы. Все иконы помещены в резные рамы. В полукружии центральной части размещены медальоны с ликами святых. В росписи церкви преобладают сюжеты из жизни Христа. Оконные и дверные проемы обрамлены рельефными наличниками, зачастую украшенными лепниной растительного характера. Часть икон вставлена в багетные рамы. http://www.stalnevsky.ru/hrami/hestori3.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=16231

В советское время пустынь была закрыта, храм пустовал. После разрушения шатра и верхней части стен, в нем был устроен клуб и библиотека. Но после пожара на месте храма остались голые стены. Были разрушены ограда, кельи и многие хозяйственные постройки. Увидим ли мы былое великолепия храма, покажет время… По книге протоирея О. Пэнэжко «Храмы и монастыри Переславля-Залесского и окресностей». Владимир, 2007 г. По сохранившейся фотографии и обмерам оставшегося объема храма путем пропорционирования был составлен эскизный проект восстановления храма Бориса и Глеба, и в 2010 году начались восстановительные работы по храму. В первую очередь была перенесена на другую сторону дороги автобусная остановка, которая располагалась у храма, а остановочный павильон непосредственно примыкал к алтарю. Затем внутреннее помещение храма и подвал были очищены от строительного и бытового мусора. Через подвал храма проходила магистральная теплосеть. Подвал заливало из-за частых протечек. Теплосеть была вынесена за пределы храма. Четверик храма был покрыт временной кровлей, а также были закрыты временными рамами оконные проемы. Это дало возможность проводить строительные работы внутри храма. Внутри храма были вновь возведены разобранные кирпичные столбы. На столбы были установлены подпружные железобетонные арки в кирпичном каркасе, а на арки поставлен восьмерик, выложенный из кирпича. Восьмигранный шатер был выполнен в дереве. Декоративные детали (кокошники, пилястры карнизы и другие) и оконные проемы утраченных частей храма восстанавливались в соответствии со старой фотографией и по аналогии с сохранившимися элементами. Восстановленное с западной стороны шатровое крыльцо дополнено звонницей. В настоящее время необходимо провести кровельные работы и установить главки с крестами. Предполагается также восстановить утраченные изразцы. В храме святых благоверных князей Бориса и Глеба в праздничные дни проводятся молебны. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=07069

Трапеза храма освящалась двойным рядом окон, по четыре в ряду, но только с одной южной стороны, так как с северной стороны к ней примыкало двухэтажное каменное здание для ризницы, построенное, очевидно, вместе с самим храмом. До 1893 года над западной частью храма существовала круглая, той же пирамидальной формы колокольня, ход на которую шёл из церковного притвора. Вместо неё над входом в храм был сооружён каменный фронтон красивой архитектуры, увенчанный главою и железным вызолоченным крестом. Иконостас первоначально, при митрополите Сампсоне, был устроен из семи ярусов, но в 1861 году при игумене Феофиле полностью переделан с сокращением его на один ярус. Внизу иконостас был украшен четырьмя резными вызолоченными колоннами, в остальных своих частях имел вызолоченную резьбу. Трапеза отделялась от центральной части храма круглою сквозною аркою, в верхней части которой в 1792 году Астраханским архиепископом Тихоном (Малининым) были устроены деревянные, на каменных столбах, тесные келии, в которых владыка проводил всё свое время и скончался 14 января 1793 года. При архимандрите Митрофане в начале XX века эти келии были разобраны. Росписи в храме первоначально не было, он был выкрашен светло-голубой краской под мрамор. Только при архимандрите Митрофане в трапезе храма были написаны изображения различных угодников Божиих. Новоустроенная в 1904 году соборная колокольня 22-саженной высоты была построена в древнерусском стиле, увенчанная вызолоченным через огонь восьмиконечным крестом и таким же «яблоком». Располагалась в три яруса, под которыми находились святые врата для входа в обитель. Первый ярус имел квадратную форму, с двумя окнами по бокам и одним южным окном над входом, служившим нишею для иконы. Второй ярус был шестигранным, с четырьмя окошечками в виде четырёхгранных крестов и с четырьмя такой же формы ложными окошечками. Третий ярус, тоже шестигранный, но более удлинённый, с четырьмя большими вогнутыми окнами и четырьмя такими же ложными. Купол колокольни шатровый, каменный, с многочисленными украшениями из деталей каменного декора.

http://sobory.ru/article/?object=41153

Кокос наш, и финик, и пальму питай; Смягчи серебро ты овнов белорунных Кедара; Верблюдам дай силу идти средь безводья и жара; Коням легкость ветра пустынного дай! Самума от нас отврати ты заразы; А к вечеру звезд сыпь на небе алмазы: Пусть кроткий их блеск в сень радушных шатров К нам путников степи ведет на ночлег издалёка! И ярче лей пурпур и розы с златого востока На люльки детей и гробницы отцов! 1839 Из цикла «Из восточного мира». Романс Ц.А. Кюи, смешанный хор (1885). Песнь Эсфири К картине «Введение во храм»  Колыбель моя качалась У Сиона, и над ней Пальма Божия склонялась Темной купою ветвей; Белых лилий Идумеи Снежный венчик цвел кругом, Белый голубь Иудеи Реял ласковым крылом. Отчего ж порой грущу я? Что готовит мне судьба? Все смиренно, все приму я, Как господняя раба! Из цикла «Из восточного мира». Романс Н.Н. Черепнина (1900). Зачем средь общего волнения и шума Меня гнетет одна мучительная дума? Зачем не радуюсь при общих кликах я? Иль мира торжество не праздник для меня?.. Блажен, кто сохранил еще знаменованье Обычаев отцов, их темного преданья, Ответствовал слезой на пение псалма; Кто, волей оторвав сомнения ума, Святую Библию читает с умиленьем, И, вняв церковный звон, в ночи, с благоговеньем, С молитвою зажег пред образом святым Свечу заветную и плакал перед ним. 28 марта 1841  О Боже! Ты даешь для родины моей Тепло и урожай – дары святые неба, – Но, хлебом золотя простор ее полей, Ей также, Господи, духовного дай хлеба! Уже под нивою, где мысли семена Тобой насажены, повеяла весна, И непогодами несгубленные зерна Пустили свежые ростки свои проворно – О, дай нам солнышка! Пошли Ты ведра нам, Чтоб вызрел их побег по тучным бороздам! Чтоб нам, хоть опершись на внуков, стариками Прийти на тучные их нивы подышать, И, позабыв, что мы их полили слезами, Промолвить: «Господи! Какая благодать!» Из стихотворения «Нива» (1856). Романс Гр.А. Лишина (1882), названный композитором «Молитва о родине». Когда, гоним тоской неутолимой, Войдешь во храм и станешь там в тиши,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Отсюда, поднявшись по 18 чугунным ступеням, посетитель приходит в обширную и светлую галерею или паперть, которая окружает храм с западной, южной и северной сторон и с последних двух сторон имеет особые входы или «порталы», устроенные в древнем вкусе. Паперть своим первоначальным фасадом представляла ряд открытых портиков шатровой формы, устроена была на столбах с открытыми полукруглыми арками, с ниспадавшими подвесными серьгами или гирьками из белого камня. Но в первой половине прошедшего столетия эти арки капитально заложены с устройством в каждой по два широких четырехугольных окна, вследствие чего здесь уже не выступает, как прежде, с рельефностью характерный тип кувшинообразных колонн. Подвесные серьги, за углублением их в стену, остались закрытыми и видимы лишь с наружной стороны паперти, а у главной входной арки, ради устройства дверных полотен, они даже отсечены; в первоначальном же виде и открыто сохранилось лишь семь подвесных гирек, а именно – по три при крыльцах с северной и южной сторон, с приспособлением в арках стекольчатых рам, и одна гирька при главном крыльце. Фасад входных портиков храма несколько искажен и тем, что верхние закаморочки (кокошники) их поотесаны, и на месте их без всякой, по-видимому, надобности надстроена железная крыша. По каким же побуждениям допущено указанное изменение древнерусского фасада паперти, в явный ущерб первобытной красоте? Об этом нельзя сказать решительно. Быть может, переделка эта сделана с целью охранения внутреннего помещения паперти от внешних наносов снега в зимнее время, хотя, без сомнения, выражаясь словами г[-на] Шлякова 4 , «в старину строители, делая подобную открытую паперть, хорошо сознавали, что трехаршинная толщина стен, фундаментальная и прочная их кладка и многоотвесные карнизы над арками уже сами собою охраняли 5 внутренность паперти от сырости». Но вернее предполагать, что заделать арки на паперти стенками заставила теснота помещения в церкви. Пока состав Воскресенского прихода был незначительный, молящиеся все могли свободно помещаться в церкви, и открытая паперть с сквозным течением воздуха не представляла большого неудобства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Знаменитые реки Севера Не было бы на нашем Севере рек — не было бы и самого явления Русского Севера. Реки — артерии, дающие жизнь, реки — дороги, кормилицы, границы, проводники цивилизации и культуры… По рекам шло заселение пустынных территорий, по рекам шли торговые караваны с Запада на Восток и с Юга на Север. В краю густых лесов и огромных топких болот часто невозможно проложить сухопутные трассы, и только благодаря рекам люди могли держать связь и передвигаться. Вспомним некоторые из тысяч и тысяч северных рек. 1 Онега Вид на Каргополь с Онеги. Фото Ольги Ериловой/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Река в европейской части России, в Архангельской области. Исток — озеро Лача. Впадает в Онежскую губу Белого моря. Длина — 416 километров. Река судоходна на отдельных плёсах (то есть достаточно глубоких участках). Длина верхнего судоходного участка «Каргополь — озеро Лача» — 6 километров. Нижний судоходный участок, от села Порог до устья, имеет протяженность 30 километров. Раньше река была сплавной (то есть по ней сплавляли вниз по течению срубленные деревья), и многие участки прибрежного леса пострадали от вырубок. Главные притоки — Кодина (Кодьма), Волошка, Моша, Кена, Икса, Кожа. Самые крупные населенные пункты: города Каргополь и Онега, поселок Североонежск, село Конёво, деревни Чекуево, Ярнема, Корельское, Карельское. Интересные факты: В бассейне Онеги есть крупные водоемы: озера Лача, Воже, Кожозеро, Кенозеро, Лакшмозеро, Ундозеро и Шардозеро. Всего в бассейне реки Онеги более 3000 озер. На Онеге много опасных порогов. 29 июня 1878 года в Красновском приходе от переполнения парома на реке утонуло 50 человек, которые переезжали на службу в храм. 18 мая 1889 года возле моста в селе Архангело в Каргопольском уезде погибла лодка с 16 соловецкими богомольцами. Поонежье богато памятниками архитектуры. Деревянное зодчество здесь в основном представлено монументальными шатровыми и «кубоватыми» храмами. «Кубоватые» — от слова «куб»: эти церкви имеют характерное завершение в виде куба, на котором уже находятся кровля и главки.

http://sever.foma.ru/znamenitye-reki-sev...

Все здание, построенное на полугоре, от самого этого представляется издали обширнее, нежели каково оное в самой действительности, и устроено так, чтобы в оном было удобное помещение, приблизительно для 200 учеников. Внутренность училища мы распределили так, что в верхнем ярусе помещается: 1) храм, 2) большая шатровая палата со створчатыми дверями, сопредельная с храмом, предназначенная для учеников 3 старшего класса, 3) три приемные комнаты для посетителей, 4) библиотека и 5) спальная; а в нижнем ярусе: 1) учебные комнаты первых двух младших классов, 2) столовая, 3) поварня, 4) умывальная и рухлядная, 5) комнаты для надсматривающего над зданием, 6) кладовые и прочие принадлежности. На построение училища израсходовано: А именно: на материалы 25 663 руб. серебром за работу 12 829 рублей на обзаведение, то есть учебную мебель, посуду, одежду, белье и прочее 2 300 рублей Итого: 40 792 руб. серебром Ученики подразделены на 4 отдела: I. Полные пенсионеры монастырские, число которых, по соображению нашему, до времени не предполагается увеличивать более 50 человек. Они бесплатно пользуются помещением, пищей, преподаванием, и кроме того, еще одежду и обувь имеют от монастыря. II. Полупенсионеры, число которых предполагается иметь не более 70 человек, отличаются от пенсионеров-учеников тем, что одежду и обувь имеют свои. III. Своекоштные, число которых не ограничено, но коих в настоящее время около 50 человек, живут в училище и за пищу взносят 2 рубля серебром в месяц. IV. Вольноприходящими называются дети окрестных населений, которые приходят поутру, присутствуют при преподавании, во время трапезы получают бесплатно хлеб и квас, а вечером расходятся по своим домам. Объем преподавания, с некоторыми небольшими изменениями, почти такой же, как в приходских уездных училищах, а именно: предметы преподавания суть следующие: 1) начальная грамота, 2) объяснение молитв, 3) чистописание, 4) начало черчения, 5) Священная История, 6) упражнение в чтении гражданском и церковном, 7) арифметика, 8) катихизис, 9) изъяснение Богослужений, 10) языковедение, 11) история, 12) линейное черчение, 13) разбор рукописей по сборнику Золотова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010