«Чудо архангела Михаила в Хонех», византийская икона, первая половина XII века. Архангел Михаил имел особое почитание во Фригии, где близ города Иераполя находился посвященный ему храм. Язычники решили уничтожить православный храм, соединили вместе две горные реки и пустили единый поток на то место, где он стоял. Но пономарь храма Архипп, известный своей благочестивостью, вымолил спасение. Явившийся на его зов архистратиг, полководец всего небесного воинства, ударил жезлом скалу, в ней образовалось огромное отверстие, и поток устремился туда, не причинив никакого вреда храму. Это событие вошло в историю христианства как Чудо архангела Михаила в Хонех . Хоны означает «дыра», «отверстие», «расселина». Удивительным образом это чудо вплелось в русскую историю! В августе 1357 года проживавший в Москве митрополит Киевский и всея Руси Алексий получил приглашение в Орду с тем, чтобы своими молитвами исцелить мать властвующего хана Джанибека ханшу Тайдулу, ослепшую от неведомой болезни. Доселе святитель не совершал никаких ярких чудес, и можно представить, как он волновался, отправляясь в столь небезопасное путешествие. Что, если ничего не получится? Каким может оказаться гнев ордынцев!.. Но чудо произошло. По молитвам святителя Алексия Тайдула вновь обрела дар зрения. И произошло это как раз в тот день, когда Церковь отмечает память Чуда архистратига Михаила в Хонех, – 6 сентября (по григорианскому календарю – 19-го). В знак благодарности исцелитель получил перстень Чингисхана и ярлык, согласно которому Русская Церковь освобождалась от дани Орде и попадала под защиту от всякого произвола властей. Но и это не всё. Святитель Алексий обратился к Тайдуле с просьбой подарить ему участок земли в самом центре Московского Кремля, и прозревшая ханша не отказала. А на этом участке располагалась ханская конюшня. В самом сердце столицы государства Московского! Вернувшись в Москву, святитель вскоре начал работы по строительству нового Кремля. Ордынская конюшня была снесена, а на ее месте митрополит Алексий заложил каменный храм в честь Чуда архангела Михаила в Хонех, ставший основанием для будущего Чудова монастыря. Таким образом, Чудов монастырь явился особым знамением того, что власть Орды над Русью будет слабее и слабее год от года.

http://pravoslavie.ru/64194.html

Архангел Михаил (Звенигородского чина). 15 в. Андрей Рублев. Источник: icons.pstgu.ru В 1918 году эта икона была обнаружена в Звенигороде вместе с еще двумя — образами Спасителя и апостола Павла. Все они относились к одному деисусному чину (т. е. главному ряду из иконостаса, в центре которого находится Христос). Но доподлинно установить, в каком храме они находились, не удалось. Их автором был признан знаменитый древнерусский иконописец Андрей Рублёв. Стилистика, колорит, композиция во многом схожи с «Троицей» — самым известным произведением мастера. В последнее время ряд исследователей высказывает мнение, что «Звенигородский чин» мог быть написан иным автором. Но кем бы ни была создана эта удивительная икона Архангела Михаила — прославленным или неизвестным художником, она  в любом случае остается величайшим шедевром иконописного искусства, призывающим зрителя обратить свой взгляд к Небу. Икона «Чудо Михаила Архангела в Хонех» Икона «Чудо Михаила Архангела в Хонех» рассказывает об удивительных событиях, произошедших в IV веке. Неподалеку от одного города на территории современной Турции находился храм, посвященный Архистратигу Михаилу. Согласно преданию, он был построен бывшим язычником, чья дочь исцелилась от немоты на этом месте. Привести ее сюда, найти источник и дать попить из него воды, чтобы она смогла говорить, велел сам явившийся отцу во сне архангел. Архангел Михаил. Чудо в Хонех. 15 в. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. icons. pstgu.ru Но не это чудо легло в основу иконографии, а другое, случившееся намного позже. В этот храм и к целебному источнику стали приходить не только  христиане, но и язычники. И многие из них обретали здесь истинную веру. Это не нравилось другим идолопоклонникам, и они решили соединить в одно течение две горные реки, чтобы бурный поток уничтожил церковь. В этой церкви много десятилетий жил и служил пономарь Архипп. Был он человеком благочестивым и любящим Господа. Именно его мы видим теперь вместе с небесным заступником на иконе «Чудо Михаила Архангела в Хонех». Узнав о страшном плане и не имея другой возможности защитить храм, Архипп усердно молился Богу. И по его молитвам в тот самый момент, когда должна была хлынуть вода и затопить святое место, явился сам Архангел. Он ударил своим жезлом о землю, и в горе образовалась щель (с тех пор место называлось Хоны, что переводится как «расщелина»), в которую и ушли бурлящие струи.

http://foma.ru/ikona-mihaila-arhangela.h...

Но главное служение Архистратига Михаила – это защита верных. Еще с ветхозаветных времен известны примеры такого служения Архангела Михаила. Уже упоминалась помощь Иисусу Навину при завоевании Земли Обетованной. Также, согласно Преданию, Архангел Михаил во время правления Иудейского царя Езекии поразил войско Ассирийского царя Сеннахирима, осадившее Иерусалим. И, по наступлении Нового Завета, Архистратиг Михаил по-прежнему защищает верных. Наиболее известный пример такой помощи, в честь которого даже установлено отдельное празднование – чудо Архистратига Михаила в Хонех. Архангел защитил местный храм и пономаря Архиппа от нападения язычников, прокопавших ров от соединения горных рек и желавших направить поток на храм. Благодаря вмешательству Архангела Михаила, водяной поток не затронул храм. Другой известный пример – спасение Дохиарского послушника, которого хотели погубить корыстные монахи, бросившие юношу в воду, но Архангел Михаил вместе с Архангелом Гавриилом спасли послушника. Известны также примеры помощи Архангела Михаила не только отдельным людям, но и целым городам и селениям. В русских летописях есть примеры защиты Архангела Михаила во время половецких набегов. А в одном из вариантов «Жития преподобного Пафнутия Боровского» говорится о спасшем Новгород от ордынского набега явлении Архистратига Михаила хану Батыю. Видения Архангела и его помощи были удостоины и защитники ТроицеСергиевой Лавры во время польско-литовской интервенции. Примеры заступничества Архангела Михаила известны не только в Русской Церкви. В Греции Архангела Михаила почитают как отмстителя пиратам, разоривших Мандамадосский монастырь, и защитника деревни Стенака, предупредившего жителей о нападении пиратов. Другой подобный случай – защита острова Скопелос, на который собирались напасть пираты-мусульмане. Архангел Михаил поразил пиратов и спас жителей острова. Примеры помощи Архистратига Михаила можно проследить на протяжении всей церковной истории. И поныне верующие призывают Архангела Михаила в немощах, скорбях и различных испытаниях и получают его помощь и защиту.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

И для меня особенно этот святой близок, потому что у нас небольшой храм в честь этого святого в поселке Ашукино. Внутри ашукинской больницы. У нас там есть святыня, переданная с русского монастыря горы Афон. Это часть древа, на котором была усечена голова целителя Пантелеймона. Многие, читая житие, знали, что он был привязан к сухой оливе. И когда все-таки голова его была отсечена, эта олива вдруг зацвела прямо на глазах у воинов. И все это обратило их сподвигнуться к вере во Христа. Росток этой оливы был привезен в Русский монастырь на святую гору Афон. И там до недавнего времени это древо находилось и паломникам давали ростки этого древа, на котором усечена была голова святителя Пантелеймона. И у нас есть одна такая частица в храме нашей ашукинской больницы.                     -Замечательно. Батюшка,  вас уже давно ждет радиослушатель.                  Хочет задать батюшке вопрос.                -Батюшка, мы слышали, что вы созидаете источник Архангела божия Михаила. Очень бы хотелось узнать про него. -Да, такова воля божия. Где у нас храмы - там везде появлялись источники. Или древние, или новые. И у нас вблизи Мураново, и вблизи софринской бригады. Есть такая деревня Данилово. Это древнейшая деревня, известна еще с XIV века. И там находилось подворье Чудова кафедрального монастыря Московского Кремля, храм Архангела Михаила. Некоторые, наверное, из вас слышали, что руководство нашей страны недавно приняло решение воссоздать этот монастырь в Москве, в Кремле. И я думаю, что это будет осуществлено, к радости всех верующих и всех тех людей, которым дороги история и судьба нашей родины.  -Дай- то Бог. Это действительно чудо. То, что приняли такое решение. -Да, молиться надо, чтобы это все осуществилось. В трех местах московской губернии были подворья. Одно из них, в частности, в деревне Данилово по благословению митрополита  Ювеналия, управляющего монастырями Московской епархии. Мы восстанавливаем там храм Архангела Михаила. У нас там есть целый комплекс источников. Источник князя Даниила Московского, источник мученика Трифона, источник Алексея человека божия. Там парк погибших воинов-афганцев. Потому что воины-афганцы спасли несколько тысяч жизней мирных жителей Афганистана. Поэтому я думаю, что пребывание их на афганской земле было миротворчески оправдано. И вот, так как храм Архангела Михаила, нам очень хотелось, чтобы на этом месте был бы источник Архангела божия Михаила. И вот в прошлый год мы отслужили молебен, и мои помощники стали копать на том месте, где мы отслужили молебен, и забили струи воды. Хотя, казалось бы, какая может быть гарантия, что на месте, где никогда не тек родник, есть какой-то источник. Отслужили молебен Архангелу Михаилу. Потому что воссоздается храм Архангела Михаила, и сам Чудов монастырь был посвящен Архангелу божию Михаилу.

http://radonezh.ru/analytics/08-08-14-pr...

В советское время церковь не закрывали. Во время Великой Отечественной войны здесь проходят тяжелые бои. Восточная стена церкви бала разрушена разорвавшимся снарядом. В пятидесятые годы ее восстановили. В церкви и по сей день совершаются регулярные богослужения. Из книги: Святыни земли Дмитровской, М., 2005 Существовавшая ранее церковь Михаила Архангела в селе Белый Раст. В начале XVII ст. церковь Архистратига Михаила в селе Белом Расте была деревянная. В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1628 г. под Селецкою десятиною написано: «новоприбылая в 1627 году церковь Архистратига Михаила села Белого Раста, дани 2 алтына, по наказу гривна, 8 апреля 1628 г. те деньги взято». По писцовым книгам 1635-51 гг. показано церковной дани платилось 21 алтын 3 деньги, десятильничих гривна. 15 марта 1654 г.. по указу св. патриарха Никона и по челобитной, за пометою дьяков Ивана Кокошилова и Лукьяна Голосова, с церкви Архистратига Михаила данных денег на нынешний 1654 год и впредь, имать не велено, из оклада выложить, потому что та церковь в домовых вотчинах св. патриарха». Церковь Михаила Архангела в селе Белом Расте была построена новая, в которую выдано из патриаршей казны в 1676 г., под расписку священника оной церкви Иллариона, церковная утварь и священнические одеяния. Церковь в селе Белом Расте сгорела и на месте оной была построена новая деревянная церковь во имя Михаила Архангела. 7 ноября 1686 г. святейший патриарх Иоаким в Белом Расте святил новопостроенную церковь во имя Архангела Михаила и по освящении и по божественной литургии пожаловал той церкви попу Петру с церковными причетники на молебен полтину. «17 августа 1690 г., по челобитной, за пометою казначея Паисия Сийского, села Белого Раста Архангельскому попу Петру в прибавок на покупку колокола, который купил с прихожанами к той церкви, выдано 10 рублей». Того же года попу Петру Илларионову выдано 2 рубля на сорокоустие по патриархе Иоакиме. В переписных книгах 1701 г. церковь деревянная во имя Чудо-Архистратига Михаила описана в следующем порядке: «в церкви двери царские и сень писаны красками в окладе, оклад серебряный басемный, по правую сторону царских дверей образ Всемилостивого Спаса стоящий, писан красками, по полям оклад серебряный басемный; образ Архистратига Михаила, на полях оклад серебряный басемный, венец с короною и гривенка с камешками простыми, резные вызолочены, ожерельеце малое жемчужное; по другой стороне царских ворот образ Пресвятой Богородицы Казанской, образ Николая чудотворца; у местных икон киоты посеребрены и вызолочены. В трапезе над дверьми образ Спасов большой, писан на красках, перед образом лампада медная, небольшая… в церкви в четырех окошках четыре окончины большие слюдяные; на колокольне 6 колоколов».

http://sobory.ru/article/?object=03816

С XVII века на Руси появляются изображения архангела Михаила «Грозных сил воеводы». Это чисто русская традиция. Основан он на откровении Иоанна Богослова, это изображение ангела-всадника Апокалипсиса. Архангел Михаил изображен пламенным, скачущим на огненном крылатом коне, от руки до руки его радуга, которая на самом деле покрывает все мироздание. В одной руке его Евангелие, в другой руке копье, которым он побивает дьявола, вместе с которым тонут все царства, находившиеся под его властью. Михаил трубит в трубу, т.к. Ангел, трубящий в трубу – это один из символов конца света. Всегда наверху будет либо изображение Саваофа, либо Спаса Эммануила, за престолом уготованным (Этимасия), на который воссядет Христос во время Страшного Суда. Другой мотив, когда архангел Михаил изображается целителем. Это чудо Архангела Михаила в Хонех, которое произошло в местечке рядом с городом Колоссы, где уже с IV века существовал храм, находившийся возле святого источника, который забил по заступничеству Архангела Михаила. Источник был целебный, и соответственно, Архангела Михаила, даровавшего этот источник, почитали в том месте именно как целителя. Что же нам изображает эта икона? Язычники решили погубить этот храм, который привлекал больше количество верующих, и решили запрудить эту местность, чтобы источник перестал бить, изменили русло реки, чтобы оно смыло этот источник, но русло реки по заступничеству архангела Михаила в последнюю секунду вильнуло, и источник остался нетронутым. Тогда они решили смыть этот храм с лица Земли и соединили течения двух рек, находившихся поблизости, построили плотину, скопили большое количество воды. Разрушив плотину, они надеялись, что этот поток просто смоет храм, который скрывался в лощине между двумя скалами. В последнюю секунду по молитве старца Архипа явился архангел Михаил, жезлом ударил в камень, и разверзлась земля, весь поток этот ушел в землю, смыв тех язычников, которые хотели навредить этому храму. Храм еще долгое время стоял и процветал, украшался и перестраивался, став одним из самых величественных храмов во Фригии. Ввиду не очень удобного положения этого города, его жители спустя некоторое время перешли в соседнюю местность, поэтому мы знаем это чудо не как «чудо Архангела Михаила в Колоссах», а как «чудо Архангела Михаила в Хонех». Кстати «Хони» – переводится, как «расщелина».

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЧУДО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА В ХОНЕХ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Лоратный Архангел Михаил с Чудом в Хонех. Икона из Архангельского собора Рязанского кремля (кон. XV в.; 159×98 см). Рязанский областной художественный музей Память чуда, совершенного Святым Архистратигом Михаилом в Хонех ( IV в.). Празднование 6 сентября Во Фригии , недалеко от города Иераполя , в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила ; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа. В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп . Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны , что значит " отверстие " , " расселина " .

http://drevo-info.ru/articles/11384.html

В 2017-2018 г.г. были проведены работы по реставрации штукатурки, окраске, обработке белокаменной поверхностей, лепного декора, кровли, медного купола, крест из лиственницы с обтяжкой медью. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Церковь Архангела Михаила является старейшей постройкой великолепного усадебного ансамбля в селе Архангельское городского округа Красногорск. Небольшая церковь, стоящая на высоком берегу реки Москвы, была возведена в 1667 году. По посвящению этой церкви в честь Архангела Михаила село Уполозы и получило свое нынешнее имя – Архангельское. Церковь в стиле московского узорочья была построена предположительно по проекту известного крепостного архитектора Павла Сидоровича Потехина. Ранние упоминания о селе Уполозы на реке Москве относятся еще к концу XVI века. Владельцами села в ту эпоху были Осип Моисеевич Рязанцев и Алексей Иванович Уполоцкий, по фамилии которого, вероятно, и село получило свое первое название. Уже тогда в Уполозах имелась деревянная церковь Архистратига Михаила, которая, однако, стояла «без пения», то есть не действовала. После Смутного времени братья Немир (Роман) и Григорий Киреевские выкупили Уполозы у вдовы прежнего владельца. Деревянная Михайловская церковь в то время уже имела приделы святителя Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи, причем посвящение главного престола указывалось как «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», которое празднуется Церковью 19 сентября (по новому стилю). В 1646 году Уполозы «Архангельское тож» приобрел боярин Федор Иванович Шереметев, а в 1678 году село уже принадлежало князю Якову Никитичу Одоевскому. Князь Одоевский в качестве приданого за дочерью дал Архангельское своему зятю Михаилу Яковлевичу Черкасскому. В отказной книге 1681 года впервые упоминалась каменная церковь Архистратига Михаила, хотя дата постройки не уточнялась. Главное посвящение каменного храма, видимо, изменилось с «Михайлова чуда» на Собор Архистратига Михаила, празднование которого совершается 21 ноября. Вот что было записано в писцовых книгах: «Село Архангельское , а в том селе церковь каменная собор святого Архистратига Михаила, да в пределе святого пророка Иоанна Предтеча, да в другом пределе святого отца Николая Чудотворца, а в церкви образа, и книги, и ризы, и сосуды, и утварь, и колокола и всякое церковное строение вотчинникова». Вероятно, что существующий в настоящее время каменный Михайловский храм был построен в 1667 году при Якове Никитиче Одоевском. Существовали и другие мнения на этот счет.

http://sobory.ru/article/?object=01733

Ездаково, урочище. Церковь Чуда Михаила Архангела. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Добрый день, уважаемые составители и участники данного проекта. Мы являемся насельницами Архангельского скита урочища Ездакова Арзамасского района Нижегородской области. Дата постройки и освящения Архангельского храма (он никогда не был в честь Покрова Пресвятой Богородицы) - 31 мая 1903 года. Храм был освящен в честь Собора Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В 1938 году храм закрыли и использовали под склад для ГСМ и запчастей. Храм был заново восстановлен и освящен 19 ноября 1998 года в честь праздника Чудо в Хонех Архангела Михаила. История села Ездаково прослеживается в старинных документах, начиная с XVI века. В это же время был построен первый деревянный храм, освященный в честь Покрова Божией Матери. Село тогда было небольшим, его окружали непроходимые леса. В XV веке благочестивые жители постро­или в Ездакове небольшую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда село стало расти, на месте деревянной церкви построили новую, каменную. Но со временем и она стала мала. С Божией помощью жители села Ездаково исходатайствовали у епархиального начальства разрешение на постройку каменного храма. Новый храм решили разместить с южной стороны Покровской церкви. Первым делом наладили производство кирпича, и в мае 1895 года строительство началось. Каждый помогал, чем мог. Однако, несмотря на все усилия и жертвы прихожан, за первые пять лет удалось построить лишь фундамент храма. Жителей Ездаково стала угнетать мысль, что начали они, хотя и святое дело, но непосильное. В это время Господь послал им благотворителя в лице чиновника из Нижнего Новгорода Михаила Михайловича Фаворского. Дед Михаила Михайловича перед смертью завещал своему сыну расширить или построить новую церковь в Ездакове. Сын не успел выполнить завещания своего отца, а внук, никем и ничем не побуждаемый, кроме сознания долга христианина и уважения к памяти предков, начал строительство нового храма. И поныне сестры поминают храмоздателя Михаила со сродниками в своих молитвах.

http://sobory.ru/article/?object=14545

Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или чуть по-другому, с вопросительной интонацией — «кто, как Бог?». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утренняя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба. В чем помогает Архангел Михаил, о чем молятся Архангелу Михаилу Согласно иерархии чинов ангельских, Архангелы благовествуют о людям о Тайнах Божиих, открывают нам Божию волю. Исторически на Руси Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России. История празднования Собора Архистратига Михаила Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году. Архангел Михаил в Ветхом Завете Предание Церкви, которое почитается верующими наравне со Священным Писанием, говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий. Например, указывал дорогу израильтяням во время исхода из Египта — в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью. Кроме того открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рве со львами. Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила С именем Архистратига Михаило связано множество чудес. Вот лишь одна из историй. Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители: мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм в честь архангела Михаила. Найденное отроком золото пошло на убранство церкви. Есть и чудеса, которые произошли на русской земле. Например, в Волоколамском Патерике можно прочитать рассказ преподобного Пафнутия Боровского о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород». Чудо Архангела Михаила в Хонех

http://foma.ru/21-noyabrya-2013-sobor-ar...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010