Начальный диалог подготавливает народ и священнослужителей к благодарению Бога, которое выражается молитвой благодарения. Между современным русским и современным греческим чином здесь существует одно очевидное различие. Согласно ИЕР 2004, последний ответ хора есть только «Достойно и праведно», а наш Служебник продолжает: «... есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней» ( 1.А ). Данный диалог содержался в литургии с древнейших времён, хотя он не всегда был идентичен тому, который мы имеем сейчас. Призыв «Благодарим Господа» известен уже с III b., и ответ на него, как видно, например, из «Апостольского предания» св. Ипполита Римского (III b.) 642 , «Поучений» свт. Кирилла Иерусалимского (середина IV b.) 643 и «Апостольских Постановлений» (конец IV b.) 644 , был просто: «Достойно и праведно». Такова форма ответа и во всех греческих рукописях до XVI b. Удлинённая форма, представленная в современном русском чине, появилась в небольшом числе греческих рукописей XVI b. 645 . Однако она вошла в первые печатные «Божественные литургии» Д. Дуки (Рим, 1526 г.), а оттуда во многие другие «латинствующие» издания. Но абсолютное большинство изданий просто опускали ответ, как и другие части службы, исполняемые хором. Расширенная форма «Достойно и праведно» появилась в БЛ К-поль. 1820 и БЛ С. Юлис (19..), но элладские издания Кариофиллиса 1892 г., А. Пасхаса 1923 и Афин. 1924 (ред. Н. Пападопулос) приводят просто «Достойно и праведно». Римские «Божественные литургии» 1738 г. являют одну особенность: в И опускают этот ответ совершенно, а в В дают расширенную форму ответа. Старопечатные Евхологии приводят удлинённую форму «Достойно и праведно». Но начиная с издания 1585 г. (типогр. Кунада) примерно до 60-х гг. XVIII b. в Евхологиях неизменно присутствует та же особенность, что и в БЛ Рим. 1738 646 . Вышеупомянутый исправленный ЕВХ «Св. Георгий» 1850 г. 647 приводит ответ «Достойно и праведно есть» («ξιον κα δκαιον στν»). Почти все последующие издания Евхология воспроизводят именно этот вид ответа. Лишь несколько Евхологиев, таких как ЕВХ «Феникс» 1851, удаляют «есть» («στν») 648 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Владимир 12 апреля 2013, 21:54 Какая прекрасная статья.Всё правильно. Дай Бог Вам сил и здоровья! Елена 30 марта 2013, 09:16 Взыщи, Господи,погибшую душу раба Твоего Михаила: аще возможно есть, помилуй!!! Помолитесь, люди добрые, об отце моем, неверующем человеке!! Кроме того алкоголиком был...Пусть Господь сжалится над ним. Алексей 23 марта 2013, 13:18 Огромное человеческое спасибо за оказаную душевную помощь! Дарья 10 марта 2013, 16:48 спасибо Вам огромное!словно бальзам на душу!чуть больше 4ех месяцев назад умер супруг.Господь нам подарил так много чудесн минут..теперь живу верой в то,что молитва поможет душе родного человека.желаю всем скорбящим утешения и минут благодатного умиления и радости! Михаил 9 марта 2013, 13:13 Помяни Господи Всех Ближних Рода моего во Царствии Твоем!Прости им все согрешения их, соделанные в миру, на земле. Андрей 29 января 2013, 01:01 Язычество-православие,одно непонятное переходящее в другое еще боллее непонятое.Да и потом каждый из нас рано или поздно умрет и узнает все сам-(а).Ну а вообще конечно легче верить что жизнь продолжится после смерти в другой форме.Но на самом деле (с земной точки зрения) никто ничего не знает что там, и как там.Страх ( у самого иногда сердечко приостановливается) и рождает версии.А что если там ничего нет?Намного страшней становится и тому что умер(то того как умер) и тем что остались.Словами завершу.Живые знают что умрут,а мертвые ничего не знают.А вообще поговорил бы с Батюшкой в свои 44 года.У нас в Молдавии и поговорить-то не с кем.Люди (из Святого сана) понимающие уехали давно. Ксения 3 ноября 2012, 18:33 Спаси Господи!!! Всех благ Вам, о.Павел, земных и небесных! Ольга 26 сентября 2012, 23:17 Спасибо,Господу, что направляет нас по жизни и мы находим утешение для себя тогда, когда оно требуется. Мамочка, родная моя, Царствие тебе небесное.Я знаю, что ты всегда со мной.Знаю,что тебе там хорошо, ты это заслужила, а за нас не волнуйся, справимся.Благодарю вас. Наталия 15 сентября 2012, 20:57 У меня на днях умерла моя любимая мамочка. Мне её очень не хватает. Ваши слова как бальзам на мою душу. Благодарю вас.

http://pravoslavie.ru/45554.html

Итак, как ни больно сердцу нашему, преданному Тебе, сказать, при отшествии Твоем, в чудотворных Твоих иконах, но должны сказать последнее: прости! – прости радость и слава наша – Мати Господа, прости Царица неба и земли, 172 прости и благослови ещё невидимым, благодатным осенением Твоим всех нас, повергающихся пред чудотворными иконами Твоими – и сердцами, и душами в последний раз в этом храме нынешнее лето, а кто знает, может быть, иные в последний раз и в жизни своей??. Аминь. 2 Надпись сия исчезла, по всей вероятности, более потому, что с приведением храма и пещер в более благолепный вид, впоследствии оказалось необходимым наружную сторону их обложить кирпичом, почему пришлось заложить и означенную надпись. 3 О сем явлении в пещере Иконы Пресвятыя Богородицы упоминается в сокращенной Псковской летописи, собранной из отечественных и иностранных летописей, под 1472 годом (см. Истор. Княж. Псков, част. 4, стр. 88) Икона эта – Успения Пресвятыя Богородицы, прославившаяся в следующем 1473 г., чудесным дарованием прозрения одной слепой женщине, называется старою, и, в настоящее время, находится на горнем месте алтаря Успенского собора (см. брошюру „праздн. в Печер. трехсотлетия чудесн. защ. Псково-Печер. мон. при осаде Стефана Батория стр. 16). 4 О Пресвитере Исидоре летописец говорит, что он много пострадал от Латинян за православие, наконец в 1472 году принял от них мученическую смерть, в числе прочих семидесяти двух лиц его паствы, будучи утоплен с ними в реке Амовже, 8 Января. Св. мощи их были найдены на берегу сей реки, уже весною, когда река очистилась от льда; они лежали лицем к востоку, как бы кем нарочито разложенными, на одном месте, а среди их, в полном священническом облачении был и Св. Исидор. 9 В Псковской летописи, под 1519 годом, записано: „и начата Мисюрь (Мюнехин) Дьяк да его подьячий Артюша Псковитин назирати убогое место, незнаемо ни ким же, под Немецким рубежем, 40 верст (по старинной мере) от Пскова, в Стайлове погосте, 7 верст от Новогродка Немецкого (Нейгаузена), Печерский монастырь Вифляндскую пещеру, и начата на праздники Пречистыя Богородицы ездити со многими людьми, и монастырь кормити, а монастырец был на верее горы; и нача Пречистая недужныя исцеляти, и слыша вся земля Русская, яко не токмо крестьян (т. е. православных христиан по преимуществу), но и Латынов исцеляет; и нача Мисюрь волостьми, своею казною, по обе стороны ручья, горы копати и церковь большую созидати, и в гору копатися дале и глыбже, и начата монастырь строити в подоле, меж гор, а ручей сквозь монастырь, и воду возведоша сверх, и Св. Антония и Феодосия ( церковь ) снесоша с горы в пещеру, в новую церковь, и начата с просфурою и со святою водою к Государю ездити, и нача быти славен монастырь до моря Варяжского“.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

47 Лифляндские летописцы дополняют, что при сем случае монахи со стен, разговаривая с Борнемисою, Венгерским военачальником, укоряли его тем, что он, с ратниками своими оказывает храбрость над безоружным монастырем и храмом Божиим, и если желают они сражаться, то шли бы ко Пскову, где найдут себе приличных сопротивников. Они даже упрекнули его тем, что Венгерцы вероломны и в слове не устойчивы, а потому и нельзя осажденным решиться на сдачу им своей Обители (Ист. княж. Псков., часть I). 48 Рукописная летоп. монаст. стр. 55 и обор. Сей благочестивый обет в точности выполнялся монастырем добровольно, на сколько позволяли последующие обстоятельства, до 1601 года, когда он уже и высшею духовною властию (Епископом Геннадием) был узаконен, указавшею и определившею для совершения его устав или чин крестного хода в г. Псков. (См. брош. „Празд., в Печерах 8 Ноября 1881 г. трехсотлетия чудесн. защиты Псково-Печерского мон. Псков, 1882. г. примеч. под стр. 24). 50 Рукописная летопись, списанная Питиримом в 1692 году – это драгоценное и почти единственное пособие для составления истории монастыря, к сожалению, оканчивается нашествием Батория, присовокупляя к тому только сказание об учреждении крестного хода и некоторых чудесах, бывших в Печерском монастыре от чудотворных икон. О прочих событиях и дальнейшей судьбе монастыря в нём не имеется никаких записей, потому ли, что их не было или потому, что оне истреблены каким-нибудь несчастным случаем. Как бы-то ни было, только при изложении последующих событий в истории монастыря необходимо ограничиться кратким указанием «Истории княжества Псковского», (где эти события ограничены одним почти перечислением их в хронологическом порядке), – не находя никаких способов раскрыть эти события в подробностях и не имея возможности указать, как и от чего начались оне, при каких условиях и обстоятельствах совершались и какими сопровождались последствиями; только о нашествии Литвы на Печерскую обитель в 1611 году ещё довольно подробно передает нам „Псковская летопись“.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

1792 Евагр. Церк. Ист. II, гл. 3; Никиф. Каллист. Ц. И. XV, гл. 26. Здесь сказания о чудесах от ризы Богоматери и от Ее пояса. 1794 См. известия о чудесн. исцелен. от мощей в Хр. Чт. 1833, 1, 401; 1834, 1, 112; 1839, 1, 414 и друг. 1795 Из древних см. о сем св. Григ. Нисск. Orat. de s. Theodoro martyre, in Opp. t. III, p. 579–580, ed. Morel. 1796 (1786) См. слово преосвящ. Филарета, митр. москов., о нетлении св. мощей, ч. II, стр. 174, М. 1844. Здесь, между прочим, читаем: «Как сосуд, в котором долго хранится благовонная масть, заимствует от нея силу благоухания: так самое тело Христианина, в котором постоянно обитает благодатная сила Христова, проницается ею во всем составе своем, и даже благоухает ею для других. И поскольку сила Христова нетленна: то естественно, что она, вселяясь ( 2Кор. 12, 9 ) в человеков, иже Христови суть ( Гал. 5, 24 ), и телесам их сообщает нетление; поскольку сила Христова всемогуща, то с естеством ее согласно и то, что она чрез них чудодействует, когда то благоугодно Господу, подобно как некогда чудодействовала чрез главотяжи и убрусцы, которые были на теле святого апостола Павла, и приняли в себя пот его ( Деян. 9, 12 ), и чрез одно осенение тению святого апостола Петра ( Деян. 5, 15 )» (- стр. 182). И далее: «доныне телеса усопших Святых являются в нетлении, с силою чудодейственною и живоносною, для нас живущих, для удостоверения, – если к стыду времени есть и такие между нами неверующие, – для удостоверения в воскресении Христовом и в нашем будущем воскресении, для укрепления немощных в подвигах противу греха и смерти, для возбуждения невнимательных к нерадивых и подвигам благочестия» (- стр. 184). 1798 «Исполнилось желание св. мученика Игнатия, чтобы не обременить никого за братий собиранием его останков, так как он еще прежде в письме желал, чтобы таков был конец его. Ибо остались только твердейшие части его тела, которые отвезены в Антиохию, и положены в полотно, как неоцененное сокровище, по благодати, обитавшей в мученике, оставленное св. Церкви» (о мученичестве св. Игнатия, в Хр. Чт. 1822, VIII, 355).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

О служении свт. Игнатия на Кавказской кафедре. 570. Алфавитный указатель к Собранию мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам и к переписке его с разными учреждениями и лицами духовными и светскими. Ч. 1. Указатель именной. — СПб.: Синод. тип., 1891. — 344 с. — Из содерж.: Игнатий (Брянчанинов). — С. 117. О служении свт. Игнатия на Кавказской кафедре. 571. Крыжановский П. Н. Исторический очерк Черноморской женской во имя св. Марии Магдалины пустыни (1849–1899)//Ставроп. епарх. вед. — 1902. — С. 723–743; С. 786–808; С. 842–871; С. 893–927; С. 964–979; С. 1017–1040. О свт. Игнатии — с. 727, 902–903. 572. Знаменский Ф. Преосвященный Игнатий Брянчанинов, епископ Кавказский и Черноморский//Прибавл. к Церков. вед. — 1903. — С. 1162–1171. Краткое жизнеописание, в т. ч. о епископском служении на Кавказской кафедре. 573. Воскресенский А. Преосвященный Игнатий (Брянчанинов), второй епископ Кавказский и Черноморский (1857–1861)//Ставроп. епарх. вед. — 1908. — С. 675–683; С. 706–718; С. 741–750; С. 777–783. Подробное жизнеописание, в т. ч. о епископском служении на Кавказской кафедре. 574. Никольский С. Я. Юбилейный очерк: Освобождение крестьян и духовенство//Тр. Ставроп. учен. архив. комис. — 1911. — Вып. 1. — С. 1–20 (Прил.). О деятельности свт. Игнатия на Кавказской кафедре по делу крестьянской реформы — с. 6–15. 575. Краснов М. В. Просветители Кавказа. — Ставрополь: тип. губ. правления, 1913. — 102 с. О свт. Игнатии — с. 63. 576. Самойленко П. Первые шаги: Учреждение самостоятел. Кавказ. епархии//Православ. вестн. Ставрополья. — 1991. — С. 4. О свт. Игнатии, управляющем епархией в 1857–1861 гг. 577. Беловолов Г. Святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский//Кавказ. край. — Ставрополь, 1992. — 17–23 февр. С. 8–9: ил. 578. Гедеон (Докукин). История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России/Изд. отд. штаб-квартиры всецерков. православ. молодеж. движения (Москва); Штаб-квартира регион. отд. всецерков. православ. молодеж. движения Ставроп.-Бакин. епархии (Пятигорск). — М.: Пятигорск, 1992. — 192 с. — (Материалы по истории церкви; Кн. 1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

396. Посещение Валаама свт. Игнатием (Брянчаниновым): [«Посещение Валаамского монастыря»]: (в сокр.)//Валаам Христовой Руси/Свято-Троиц. Сергиева Лавра. — [Сергиев Посад], 2000. — С. 11–44. 397. Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери//Всесвятая: Православ. догмат. учение о почитании Божией Матери: Сб. работ. — М., 2001. — С. 77–128. 398. О последовании Господу нашему Иисусу Христу; О покаянии; Видение Христа; О любви к ближнему; О любви к Богу; Пост; О молитве: ст. 1–2; О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям; Чин внимания себе для живущего посреди мира; Зрение греха своего//Жития и творения русских святых: Жития и духов. творения вел. подвижников христиан, благочестия, учащие основам православ. веры и наставляющие на путь спасения по учению Господа нашего Иисуса Христа/Трифонов Печенг. монастырь. — М., 2001. — С. 492–556. 399. [Отрывки из «Отечника»]//Таинственный мир молитвы: Путеводитель духов. подвига/Пер. с новогреч. А. Маркова; Православ. приход храма Казан. иконы Божией Матери в Ясенево. — Калуга, 2001. — С. 9–10, 84–88, 109–110, 139–140. 400. [Отрывки из творений]//Святые Отцы о молитве. — М., 2001. — С. 39–46, 136–138, 145–152, 182–183, 220, 250, 274–278, 293–297. 401. Слово об ангелах//Книга ангелов: Антол./Сост., вступ. ст. и примеч. Д. Ю. Дорофеева. — СПб., 2001. — С. 460–476. Письма 402. Два письма священноинока к мирянину: Письмо первое; Письмо второе//Домаш. беседа. — 1862. — Вып. 47. — С. 421–428; Вып. 48. — С. 445–450. — Подпись: Николо-Бабаевский монастырь. 1847 г. Без указания имени автора и адресата. 403. Письмо к мирянину: О силе покаяния//Домаш. беседа. — 1863. — Вып. 41. — С. 281–283. — Подпись: Николо-Бабаевский монастырь. Без указания имени автора и адресата. 404. [Письмо А. Н. Голицыну от 1835 г. по делу о разделе земли между монастырем и крестьянами]//Домаш. беседа. — 1865. — Вып. 28. — С. 843–844. 405. [Письмо А. Н. Голицыну от 1835г. по делу о разделе земли между монастырем и крестьянами]//Домаш. беседа. — 1867. — Вып. 25. — С. 681–682.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Елевферий (Богоявленский), митр. Неделя в патриархии//Из истории христианской Церкви на родине и за рубежом в XX столетии. – М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1995. С. 173–318. Житие епископа Серафима (Звездинского) : Письма и проповеди. – Б. м., б. г. Журавский А. В. Гжатский период жизни Казанского митрополита Кирилла (Смирнова) и арест 1934 года//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы, 1998. – М.: Православ. Свято-Тихоновский богослов, ин-т, 1998. – С. 246–252. Журавский А. В. Епископ Чистопольский Иоасаф (Удалов) как последователь митрополита Казанского Кирилла//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы, 1992–1996. – М.: Православ. Свято-Тихоновский богослов, ин-т, 1996. – С. 356–363. Журавский А. В. Жизнеописание священномученика Иоаса- фа, епископа Чистопольского.//Orthodox Life (Jordanville, NY, USA). – 1996. 8 (559). C. 1–25. Журавский А. В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: Год 1918-й. – М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1996. Журавский А. В. Жизнь и деятельность митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова) с 1918-го по 1922 г.//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы, 1997. – М.: Православ. Свято-Тихоновский богослов, ин-т, 1997. С. 203–212. Журавский А. В. Казанская Духовная академия в последний период ее существования//Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции «История и человек в богословии и церковной науке». – Казань: Изд-е Казанской епархии и Православного братства свт. Гурия, 1996. – С. 95–102. Журавский А. В. Казанская Церковь в эпоху гонений: Страницы истории. Казань: Тан-Заря, 1994. Журавский А. В. Краткое жизнеописание митрополита Казанского и Свияжского Кирилла (Смирнова)//Православный Собеседник. Казань. 2000. Вып. 1. С. 204–246. 44.ЖуравскийА. В. (А. К.) Оппозиция митрополиту Сергию в Казанской епархии//Православная Русь. 1995. 10. С. 9–11.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Проповедь святителя Луки на праздник Сретения 1953 г. 622. «... И мы должны ходить всегда во свете» [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 2013. 8. С. 3. Из проповеди святителя Луки (Войно-Ясенецкого) на Лазареву субботу. 623. Как важно напоминание о Кресте Христовом! [Текст]/архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) //Таврида Православ.: газ. Симфероп. и Крым. епархии. 18. С. 7: портр. 2014 624. О вере, Христе и науке: мысли и слова свт. Луки Войно-Ясенецкого [Текст]. Москва: Никея, 2014. 320 с. 625. По творениям святителя Луки (Войно-Ясенецкого) [Текст]/[сост. Д. С. Чунтов]. Москва: Православ. братство св. апостола Иоанна Богослова, 407, с.: ил., портр. (Алфавит духовный). 2015 626. О воскресении мертвых [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) //Журн. Моск. Патриархии. 2015. 4. С. 32–33: портр. 2016 627. На пути к вечности [Текст]/свт. Лука (Войно-Ясенецкий) ; [сост. Чунтонова Н. И.]. Москва: Летопись, 2016. 297, с. 628. Проповеди разных лет [Текст]/свт. Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий). Симферополь: Изд. Симферопол. и Крым. епархии, 2016. 276 с.: ил., портр Литература о религиозной деятельности святителя Луки (Войно-Ясенецкого) 629. Православный календарь на 2017 год с приложением акафиста святителю Луке, архиепископу Крымскому [Текст]. Москва: Изд-во Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2016. 158 с.: ил. 630. «Святой пришел в реанимацию спасать Ваню»: чудесные исцеления Луки Крымского [Электронный ресурс]: видеозапись телевизионной программы «Прямой эфир»/ВГТРК; ведущий Б. Корчевников, 08.08.16//You Tube: неофиц. коммер. сайт компании Google. Сан-Бруно (Калифорния, США), 2005 Электрон. данные. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=5v9lki9t1rM/, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. Истории людей, которым помогли молитвы святому Луке. 631. Шафажинская, Н. Е. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) [Текст]/Наталья Евгеньевна Шафажинская//Шафажинская, Н. Е. Монастырская просветительская культура России: монография. Москва, 2016. С. 167–168. То же. 2013. С. 167–169.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Prov. – Scholia in Proverbia Sent. ad monach. – Sententiae ad monachos Максим Исповедник (Maxim. Confess.) Amb. Ioan. – Ambigua ad Ioannem Amb. Thom. – Ambigua ad Thomam Cap. carit. – Capita de caritate Cap. theol. – Capita theologiae et oeconomiae Exp. in Ps. LIX – Expositio in Psalom LIX Mystag. – Mystagogia Opusc. – Opuscula theologica et polemica Orat. dom. – Orationis Dominicae exposition Quaest. et dub. – Quaestiones ed dubia Quaest. Thal. – Quaestiones ad Thalassium Прокл (Procl.) Theol. Platon. – Theologia Platonica Псевдо-Дионисий (Areop.) CH. – De coelesti hierarchia DN. – De Divinis nominibus Ep. – Epistulae MT. – De mystica theologia Список литературы Епифанович, 19962 – Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915. М.: Марстис, 19962. 220 с. Каприев, 2011 – Каприев Г. Византийская философия. София: Изток-Запад, 2011. 478 с. Орлов, 2010 – Орлов И.А. Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. Краснодар: Текст, 2010. 208 с. Петров, 2007 – Петров В.В. Максим Исповедник : онтология и метод в византийской философии VII в. М.: ИФ РАН, 2007. 200 с. Фокин, 2007 – Фокин А.Р. Евагрий Понтийский //Православная Энциклопедия. М.: Церковно-науч. Центр «Православ. Энцикл.», 2007. Т. XVI. С. 557–581. Фокин, 2008 – Фокин А.Р. Евагрий Понтийский – основоположник восточно-христианской мистико-аскетической традиции//Мистицизм: теория и история/Отв. ред. Е.Г. Балагушкин и А.Р. Фокин . М.: ИФ РАН, 2008. С. 72–97. Фокин, 2016a – Фокин А.Р. Учение о логосах в метафизике и космологии прп. Максима Исповедника : опыт систематизации//Богослов. вестн. МДА. 2016. 22–23. С. 101–129. Фокин, 2016b – Фокин А.Р. Максим Исповедник . Богословие//Православ. Энцикл. Т. 43. М., 2016. С. 68–76, 92–95. Юлаев, 2016 – Юлаев Феодор (иером.). Максим Исповедник . Аскетика//Православ. Энцикл. Т. 43. М., 2016. С. 87–90. Allen, Neil (eds.), 2015 – The Oxford Handbook of Maximus the Confessor/Ed. P. Allen, B. Neil. Oxford: Oxford University Press, 2015.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010