В 1886 году: «Стихиры, положенные на Крюковые ноты», творение царя Иоанна, деспота Российского (Памятники, изд. Общ. Люб. Древн. Письм.); «Послание к неизвестному против люторов», творение Парфения Уродивого, писателя XVI в. (там же); «Повесть о Царьграде» (его основание и взятие Турками в 1453 году) Нестора Искандера, XV в. (там же); «Письма А. Н. Попова , И. И. Срезневского и А. Ф. Гильфердинга» («Записки Имп. Русского Археолог. Общества», новая серия, т. «Польское показание о Димитрии Самозванце» («Русский Архив», т. III). В 1887 году: «Житие преподобного Власия мниха» (Памятники, изд. Общ. Люб. Древн. Письм.); «Смутное время и Московско-Польская война от появления первого самозванца из Польши в 1604 году до Деулинского перемирия» 1618 года (там же); «Абхазия и ее христианские древности», СПб. 1887 г.; «Сказания Епифания мниха о пути к Иерусалиму», 1415–1417 гг., «Православный Палестинский Сборник», (вып. XV). В 1888 году: «Ефрема, епископа Переяславского, посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца» (Памятники, изд. Общ. Люб. Древн. Письм.); «Три статьи к Русскому Палестиноведению» («Православн. Палестинский Сборник», вып. XVI); «Две грамоты царя Ивана Васильевича Грозного в Суздальский Покровский девичий монастырь», 1580 и 1582 гг. («Русский Архив», кн. V) «Откуда родом была св. великая княгиня Русская Ольга», («Русская Старина», кн. 7). В 1889 году: «Сказание о св. Софии Цареградской», памятник древней русской письменности к. XII в. (Памятники, изд. Общ. Люб. Древней Письм.); «Благодатная сила таинств Православной церкви» (Троицкие листки, 2); «Древняя рукопись» («Русский Вестник», кн. IV); «Казанский митрополит Маркел» 1698 («Русский Архив», кн. «Письмо Н. В. Гоголя к одному из Оптинских старцев» (там же, кн. XII). В 1890 году: «Два памятника древнерусской Киевской письменности XI–XII веков: 1) слово о перенесении мощей преп. Феодосия Печерского , сочинение монаха Нестора, и 2) похвала преподобному Феодосию Печерскому , неизвестного архимандрита Серапиона» («Чтения в Общ. Истории», кн. II); «Новгородская история», сочинение П. И. Сумарокова, 1812–1815 гг. (там же, кн. II), «Библиографические разыскания в области древнейшего периода славянской письменности IX–X веков: памятники сих веков по сохранившимся спискам XI–XVII веков» (там же, кн. III); «Сведения о славянских и русских переводах Патериков различных наименований и обзор редакций оных», (там же, кн. IV); «Граф Петр Андреевич Толстой», заметка («Русский Архив», кн. IV); «Келейный лечебник преосвященного Варлаама Линицкого» («Киевская Старина», т. XXXI); «Филологическая заметка» («Русский Филолог. Вестник», кн. III).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Изучению южного славянства и отчасти православного Востока посвящены следующие сочинения его, напечатанные в 1866 году: «Исторический очерк древней Болгарской церковной иерархии, от принятия Болгарами христианской веры (в 861 г.) до упразднения Болгарского Терновского патриархата» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 9 и отдельный оттиск: Одесса. 1866 г.); «Обращение Хиландарской Лавры в общежитие» (там же, 17); «Архиепископия первой Юстинианы Охридской и ее просветительное влияние на южных славян – болгар и сербов» («Чтения в Общ. Истории», кн. IV и отдельный оттиск: М. 1867 г.); «Историческое обозрение Афонских славянских обителей» («Херсонские Епарх. Ведомости», 21, 22, 24, 1867 г., 1–2 и отдельный оттиск: Одесса. 1867 г.). В 1867 году: «Русский монастырь св. Пантелеймона – Русик» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 6, 7, 17–22, и отдельно: Одесса, 1867 г.); «Речи при встрече великих князей Алексия Александровича и Сергия Александровича с великою княжною Марией Александровной» (там же, 19); «Известие о кончине настоятеля Зографской Афонской обители игумена Анфима» (там же); «О славянских переводах церковного богослужебного устава» («Чтения в Общ. Истории», кн. II); «Киприан до восшествия на Московскую митрополию» (там же); «Сербская иноческая обитель в Палестине» (там же, кн. 3); «Историческое описание Сербской царской Лавры Хиландаря и ее отношения к царствам Сербскому и Русскому» (там же, кн. 4, и отдельно: М., 1868 г.); «Двухдневное пребывание на св. горе Афонской вел. кн. Алексия Александровича» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 20, и отдельно: СПб., 1868 г.); «Лавра св. Саввы Освященного» (там же, 23, 24, 1868 г., 5–10, и отдельно: Одесса, 1868 г.). В 1868 году: «Изображения славянских первоучителей и просветителей святых Кирилла и Мефодия на иконе Николая Скоропомощника в Афонском Дохиарском монастыре» («Чтения в Общ. Истории», кн. «Хан Нагай и его влияние на Россию и южных славян» (там же, кн. III); «Монастырь Липеси, место погребения греческой царицы, русской княжны Анны Васильевны» («Утро», сборник Погодина, М. 1868); «Хиландарски тиник или устав св. Саве» («Гласник», кн. 7, и отдельно: Белград, 1868 г.); «Стара Српска писма из Руского монастира св. Пантелеимона у cbemoj гори» (там же и отдельно: Белград, 1868 г.); «Студийский монастырь в Константинополе» («Херсонские Епархиальные Ведомости», 22) и между прочим: «Опись города Волхова Троицкого Оптина монастыря по 1779 год» (кн. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

545 Обозр. богослов. наук и пр., стр. 42 цит. журнала. Срав. также Объяснение Псалма LXVII; Зап. на кн. Бытия и др., где Филарет обнаруживает и на практике следование этому правилу. 546 Предисловие к русскому переводу Псалтири в издании Рос. Библ Общества, стр. II-V. Спб., 1822. Дальнейшие подобные примеры см. на стр. V-IX того же предисловия. Срав. предисловие к изданию Нового Завета в одном русском переводе без параллельного славянского текста, помеченное 25-м октября 1823 года к подписанное между прочим также Филаретом Московским , стр. XII-XIV. Срав. также его Толкование на 2 Псалом в Чтениях в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1873 г. особенно стр. 25 и примеч.; Толкование на LXVII Псалом (в Прав. Обозр. за 1869 г. т. I) и др. 547 См. Чтения в Общ. Ист. и Древн. за 1877 г. кн. 2, стр. 82 (отдела материалов отечественных) в статье Никодима (Казанцева), епископа Красноярского: «О Филарете, митрополите Московском, моя память». 548 Чтен. в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1868 г. кн. V, стр. 156; срав. стр. 157 (материалов для биографии Филарета). 553 История перевода LXX подробнее изложена владыкою Московским в его «Начертании церковно-библейской истории», стр. 566–568, изд. З-го. Спб., 1823. 555 Срав. вышеприведенные слова Филарета из его предисловия к русскому переводу Псалтири и приведенные в исторической части слова письма его к архим. Макарию Глухареву от 23 августа 1837 года, в Чтен. в Общ. Люб. Дух. Просв. за 1872 г. стр. 95 «Материалов для истории рус. церкви». 556 Срав. вышеприведенное воспоминание епископа Никодима о Филарете по поводу беседы последнего с проф. С. Петерб. академии евреем Левисоном о том же месте Псалма 144-го. В объяснение этой утраты Левисон, по воспоминанию того же преосвященного, сказал следующее: «по разрушении Иерусалима и рассеянии Иудеев по всему свету, когда прекратилось все, и самое Богослужение Еврейское, отцы наши, как бы отмщевая Богу, или уличая Его в неверности своим обещаниям, изгладили из Библии этот стих» (см. цит. место Чтений в Общ. Ист. и Древн. за 1877 год).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В то же время он много заботился и о внешнем благоустройстве ее; как хороший археолог, он, по поручению Московского Археологического Общества, восстановил главнейшие здания обители. Несмотря на сложные труды и обязанности по должности наместника, архимандрит Леонид все же не оставлял своих и литературных занятий и, работая большею частью по ночам, написал много ученых трудов и в этот последний период своей жизни. На первом месте мы должны поставить труды его, касающиеся обители преподобного Сергия, а именно: «Историческое описание Свято-Троицкие Сергиевы лавры», составленное по рукописным и печатным источникам А. В. Горским. Приложения к этому сочинению принадлежат о. Леониду («Чтения в Общ. Истории», 1878 г., кн. IV и 1879 г., кн. II); «Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры», составленное библиотекарями лавры иеромонахами Иларием и Арсением, изданные исключительно при содействии о. Леонида (там же, 1878 и 1879 гг.); «Славянские рукописи, хранящиеся в ризнице Свято-Троицкой Сергиевой лавры» (там же, 1880 г., кн. «Участие препод. Сергия в событиях 1380 года», М. 1880 г. (брошюра); «Жалованная грамота Троице-Сергиеву монастырю от удельного Дмитровского князя Юрия Ивановича в 1504 году» (там же, 1881 г., кн. «Надписи Троицкой-Сергиевой лавры» (Записки славяно-русского отделения Имп. Русского Археолог. Общ., т. III и отдельно: СПб., 1881 г.); «Хождение в Иерусалим и Царьград черного дьякона Троице-Сергиева монастыря Ионы, по прозвищу Маленького, 1648–1652 гг.» (Памятники, изд. Общ. Любит. Древн. Письмен. 1882 г.); «Сведения о славянских рукописях, поступивших из книгохранилищ Св. Троицкой Сергиевой лавры в библиотеку Троицкой духовной семинарии в 1747 году» («Чтения в Общ. Истории, 1883 г., кн. I, II и IV, 1884 г., кн. III – 1885 г., кн. I). Отдельно: М. 1887 г., два выпуска, с указателем, помещенным в «Чтениях» (1886 г., кн. III); «Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия чудотворца и похвальное ему слово, написанные в XV в. его учеником Епифанием Премудрым » (Памятники, изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

словарь Синайского) и друг. 1766 Срав. относящиеся к 1827 году слова о сем митр. Филарета в Собр. мнений и отз. его т. IV, стр. 222. Москва, 1886. 1767 Чтения в Общ. ист. и древн. 1876, кн. III, стр. 84, отдела: «Смесь». Сн. С.К. Смирнова, Ист. Мок. Дух. Акад., стр. 116. 1770 См. Чтения в Общ. ист. и древн. Росс. за 1877 г. кн. II, стр. 56, сн. 55 «Материалов отечественных». 1773 Чтения в Общ. люб. дух. просв. за 1871 11, стр. 56 «Материалов для биографии митр. Филарета». 1776 Перевод бесед св. Златоуста на Евангелие от Матфея издан был уже в 1839 в. Сравн. о нем у С.К. Смирнова в Истории Московской Дух. Академии, стр. 116 и 119; в Чтениях Общ. ист. и древн. Росс. 1876, III, 90 отд. «Смесь» и «Чтен. в Общ. любит. дух. просвещ. 1882, III, 278:279 «Материалов для ист. Рус. церкви». 1780 Изложение веры св. И. Дамаскина также Моск. Духовной Академии было поручено перенести. Сравн. также в делах внутреннего Правления Моск. Духовн. Академии за 1862 г. 74 запрос Духовно-учебного управления: «были ли переводимы при здешней Академии на русский язык беседы И. Златоуста на Деяния Апостольские»? 1782 Именно С.-Петербургская – «Христианским Чтением», а Киевская – «Воскресным Чтением». Казанская открыта была лишь в 1842 году. 1783 Дальнейшие пункты предписания касаются экономической стороны дела, затем в нем прописываются подробности определения Св. Синода от 17 мая/31 декабря 1840 года и в заключение, согласно этому определению, требуется обстоятельное изложение мнения Правления по тому же предмету, предписания можно видеть в делах архива редакции за 1843 г. за 79 по входящей. 1784 Вместо же него самого, по прежней его инспекторской должности, в состав редакционного комитета вступали затем его преемники по сей должности, сперва иеромонах Агафангел, а затем (с 28 сентября 1842 г.) архимандрит Евсевий, скончавшийся в 1888 году в сане епископа Симбирского. 1786 Житие св. Григория Богослова для первой книжки Прибавлений к Творениям св. Отцов за 1843 год было составлено секретарем редакционного комитета бакалавром философии и Матф.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1891 году: «Святая Русь» или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси обще и местно чтимых до века. Справочная книга по русской агиографии. (Памятники, изд. Общ. Любит. Древн. Письм., т. 97); «Описание рукописей монастырей Волоколамского, Ново-Иерусалимского, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского», составленное в 1820-х годах П. М. Строевым (там же, т. 98); «Рукописи сербского письма XIII–XVIII веков, находящиеся в библиотеках Московской губернии» («Чтения в Общ. Истории», кн. II); «О родине и происхождении глаголицы и о ее отношении к кириллице» (Сборник отд. русского яз. Академии Наук, т. 53). – Отдельно: СПб. 1891 г.; «Заметка о слове «искоуриловице» («Русский Филолог. Вестник», 1891 г., кн. I); «Эпиграмма на Сенковского», сороковых годов («Русский Архив», кн. VII); «Житие св. Феодора, архиепископа Ростовского», по синодальному списку 1723 года («Душеполезное Чтение», кн. V–VII). Отдельный оттиск, М., 1891 г. После же смерти архимандрита Леонида были напечатаны следующие его труды: «Слово о житии преп. Афанасия Высоцкого», Кариона Истомина («Душеполезное Чтение», 1892 г., книги 1, 6, 8, 9); «Памятные записи пятнадцатого века» («Русский Архив», 1894 г., кн. 6); во 2-й кн. «Христианского Чтения» за 1900 г. напечатано «Письмо архим. Леонида к московскому митрополиту Филарету», от 20 августа 1866 года. И. Корсунский , «Наместник Сергиевой лавры, архимандрит Леонид» («Душеполезное Чтение», 1892 г., 1 и 7). – Д. Корсаков, «Архимандрит Леонид (Кавелин) » («Журнал М. Н. Пр», 1891 г., декабрь, 126–146 стр.). – М. И. Семевский, «Путевые очерки, заметки и наброски. Поездка по России в 1888 году», гл. III. «Троицкая лавра» («Русская Старина», 1889 г., кн. 5, стр. 498–502). – Д. Д. Языков, «Обзор жизни и трудов русских писателей и писательниц», вып. XI, стр. 91–116. – «Исторический Вестник», 1891 г., кн. 12, стр. 861–862. – «Новое Время», 1891 г., 5624. – «Московские Ведомости» 1891 г., 293, 295, 296, 301, 306. – «Русский Вестник» 1891 г., кн. 12, стр. 358. – «Церковные Ведомости» 1891 г., 44. – «Всемирная Иллюстрация» 1891 г., 46. – «Душеполезное Чтение» 1891 г., 12. – «Московский Листок» 1892 г., 81. – «Чтения в Имп. Общ. Ист. и Древн. Рос.»,1892 г., кн. II. – «Московская Иллюстрированная газета», 1891 г., 296–298. – «Библиографические Записки» 1892 г., 1, 2, 9, 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1861-м году: «Письмо Бориса Петровича Шереметева к боярину Тихону Никитину Стрешневу» («Чтения в Общ. Ист. и Древн.», кн. «Село Николо-Гостунское с его древностями» Белявского уезда, Тульской губернии (там же, кн. «Старица Евфросиния» («Домашняя Беседа», вып. 28); «Тит молчальник», умерший около 1824 года и похороненный в городе Козельске, Калужской губернии» (там же, вып. 36); «Журнальные заметки», письмо к редактору (там же, вып. 41 и 49); «Индифферентизм», из письма И. В. Киреевского к N (там же, вып. 46); «Нафанаил, иеросхимонах Задонского монастыря» (там же, вып. 47); «Алексей Петрович Прокудин» (вып. 50). В 1862 году: «Историческое описание Калужского Лаврентьева монастыря, нынешнего Калужского архиерейского дома, и принадлежащей к оному Крестовой церкви» («Калужские Епарх. Ведом.», 1–4, 6–8. Отдельно: Калуга, 1862 г. и 1888 г.); «Древние акты монастырских архивов и церквей Калужской епархии» (там же, 9); «Историческое описание Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря» (там же, 13–15, 17, 19, 22–23); «Записки инока, уроженца города Калуги, о его странствии в святый город Иерусалим из Москвы через Молдавию, Турцию и Египет, в самом начале прошедшего столетия» (там же, 20). Это – «Записки» священника Иоанна Лукьянова. – Отдельное издание: Калуга, 1862 г.; «Последние русские православные пустынножители», материалы для истории русского монашества («Домашн. Беседа», вып. 20–26); «Церковно-историческое исследование о древней области Вятичей, входившей с начала XV и до конца XVIII столетия в состав Крутицкой и частью Суздальской епархии» («Чтения в Общ. Истории», кн. 2). – Отдельно: М. 1862 г.; «Ответ г-ну Сп–кову на его вопрос: были ли у нас в древней Руси епископы не монахи»? («День», 35). – Отдельно: М. 1862 г., за подписью: «Ставрос»; «Рассказ очевидца о действиях преосвященного Иакова по обращению раскольников в Саратовской губернии с 1832 по 1839 год». СПб.; «Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни» с видом оной с западной стороны. СПб.; «Собрание писем блаженные памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария», М. 1862 г., т. и 1863 г., т. II. В 1863 году: «Церковно-историческое описание упраздненных монастырей, находящихся в пределах Калужской епархии» («Чтения в Общ. Истории», кн. Отдельно: М. 1863 г.; «Великий пост во святом граде Иерусалиме», из писем к С. О. Б-у, т. е. к Семену Онисимовичу Бурачку («Душеполезное Чтение», кн. 2, 3, 4). Отделно: М. 1864 г.; «День годовой памяти покойного архимандрита Оптинской пустыни Моисея» («Калужские Епарх. Ведомости», 12); «Историческое описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря», с видом оного с восточной стороны, СПб.: «Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского общежительного монастыря», СПб.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1869 г. Леонид был назначен настоятелем ставропигиального Воскресенского монастыря в Московской епархии. Здесь он много потрудился над внешним и внутренним благоустройством обители: при помощи известного благотворителя П. Г. Цурикова он возобновил оконченный постройкою графом Растрелли храм Гроба Господня и весь монастырь и, как опытный археолог, до мельчайших подробностей сохранил тот вид его, в каком монастырь находился при основателе своем патриархе Никоне , упорядочив в то же время внешний и внутренний быт монастырской братии. Одновременно о. Леонид неутомимо продолжал трудиться над исследованиями в области истории и древности, и прежде всего над изучением археологических памятников и архива своего монастыря и основателя его патриарха Никона . Уже в 1869 г. он поместил в 44 «Московских Епархиальных Ведомостях» заметку: «Посещение Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря Михаилом, митрополитом Сербским». В 1870 году он составил «Месяцеслов Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря для посетителей и богомольцев сей св. обители», М., 1870 г. Второе издание: М., 1875 г.; «Описание соборного храма Воскресения Христова, построенного по Иерусалимскому образцу святейшим патриархом Никоном в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре», М., 1870 г.; «14-е сентября в Новом Иерусалиме» («Моск. Епархиальные Ведомости», 39) и «Богомолец из Галичины в Новом Иерусалиме» (там же). – В следующем 1871-м году он напечатал: «Описание славяно-русских рукописей библиотеки Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря и заметки о старопечатных церковнославянских книгах той же библиотеки» («Чтения в Общ. Истории», кн. и «Историческое известие о причинах устроения в Новом Иерусалиме придела во имя мученицы Татианы» («Душеполезное Чтение», кн. 9). С этого года архимандрит Леонид неоднократно издавал известное «Житие патриарха Никона», составленное Шушериным. – В 1872-м году изданы: «Краткое известие о рождении, воспитании и житии свят. Никона, патриарха Московского и всея России» и «Краткое историческое сказание о начале и устроении Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря». – К 1873 году относится труд его: «Переписка святейшего патриарха Никона с митрополитом Афанасием и граматоносцем Саввою 1665–1666 гг.» («Русский Архив», кн. 9). О Никоне же помещена им небольшая заметка в кн. 8 «Русского Архива» за 1878 г. под заглавием: «Черта к жизнеописанию патриарха Никона». Сюда же нужно отнести статью его: «Диакон Луговской, по Татищеву писатель в., и его сочинение о суде над патриархом Никоном» (Памятники, изд. Общ. Любителей Древн. Письм., за 1885 г.). – В следующем 1874 году в «Чтениях в Общ. Истории» (III и IV книги и книги 1875 г.) появилось «Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам» с приложением портрета патриарха Никона. Отдельно: М. 1876 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

192 Арх. Минист. Юстиции (По Арх. Патр. Дворц. Прик.) Переписная книга Устюжской епархии, 76 (1696 г.). Кимченгский городок, ныне погост Никольского у. Вологод. г., в нем две церкви – Преображенская двухэтажная. Город существовал еще при Иоанне Грозном (П. Семенов. Географ. Словарь... II, стр. 611). 193 Опис. Докум. и Д. Арх. Св. Син. XI, 152. Тут названы некоторые церкви в г. В. Устюге и на Посаде, в Тотьме на посаде, у Соль-Вычегодской на посаде и в Лальском посаде; ср. т. X, 384. Тут перечислены Великоустюжские городские и уездные протоиереи и священники с обозначением церквей, при которых служили: перечислены не все, а только просившие о сложении налогов на бани. В Полн. Собр. Закон. Рос. Имп. т. X. 3380, стр. 707–708 названы волости и погосты Соли Вычегодской за 1719 г. 195 Опис. Докум. и Дел. Арх. Св. Син. т. XVI, Приложение XII. В 1736 г. в Устюжской епархии было 28 мужских монастырей и 3 женских монастыря. 196 Вологод. Епарх. Ведомости 1864 г. 5–6 (Список монастырей м. Евгения) ср. Русскит епархии... т. I, Приложения стр. XXXII-XXXIV. 197 Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. XVII, Прилож. III. Тут названы почти все волости Холмогорской епархии за 1727 г. Чтения в Моск. Общ. Истор. и Древностей Российск. 1880 г. кн. II стр. 14, 19. В объяснение названий уездов Холмогорской епархии конца XVII в. и начала XVIII в. нужно заметить, что Двинский уезд носил свое название по второму имени Холмогор – «Двина» и обнимал весьма обширную область, центрами которой были города Холмогоры (Двина) и Архангельск (Полн. Собр. З. Р. Имп. V, 3380; Опис. Докум. и Бум. Москов. Арх. Мин. Юст. кн. 1, стр. 4; 40, стр. 283–284, Писцов, кн. 2770–2772). Впрочем, еще в 1683 г. встречается название Холмогорского уезда (Чтен. Москов. Общ. Ист. и др. 1880 г. кн. II, стр. 5. «Материалы для истории Архангельской епархии»). Тут под именем «Колмогорского» уезда нужно разуметь тот же Двинский у. с Холмогорскими посадами и селами, как это можно видеть из Писцовых книг XVII в. Даже Кевроль и Мезень в начале XVII в. по писцовым книгам входили в Двинский уезд 2771). В 1696 г. Мезенский уезд уже называется особо (Чтен. Моск. Общ. Ист. и Др. 1880 г. II, стр. 19), но в писцовых книгах до 1678 г. не встречается названия «Мезенский уезд» 1236–1289); название Кеврольского уезда встречается еще раньше – в переписной книге 1046 г. уездным городом Важского уезда был г. Шенкурск или все то же – Вага на р. Ваге. Г. Кола, или Кольский Острог, и Пустозерский Острог сделались уездными городами в 1708 г. (П. Собр. Зак. Рос. Имп. IV, 2218).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1438 Некоторые сведения об этом монастыре можно получить в Истории Российской Иерархии Амвросия см. ч. II, Москва 1811, стр. 608–609. 1440 л. 221. Срав. препод. отца нашего Иоанна игумена Синайского, Лествица и слово к пастырю. М. 1851. 383. Цитат взят из слова Лествичника к пастырю. 1443 Временник Императорск. Москов. Общ. Истории и Древн. Российск. книга 10. Родословная книга, 156. 245. 1444 В Рукописи. Сборник Московск. Епарх. библиотеки при Высокопетровском монастыре из собрания Волоколамского монаст. (не разборчиво) XVI в., когда то принадлежавшем Дионисию, на последнем листе сохранилась надпись: «Сборник Дионисия Лупы Звенигородскаго». 1445 Житие преподобного Иосифа Волоцкого , составленное неизвестным, изд. Новоструевым. Чтения в Обществе Люб. дух. просвещения за 1865 год. Приложение. Отрывки из него напечатаны в прибавлениях к Творен. св. Отец в русском переводе, – Часть X, 522–524, в статье «Отношения иноков Иосифова – Волоколамскаго и Белозерскаго монастырей». 1446 Из описи книг Иосифова монастыря видно, что Дионисию Звенигородскому принадлежали некоторые книги, писанные самим митропол. Даниилом, или ему когда-то принадлежавшие. Чтения в Общ. Ист. и Древн. 1847 г. 7 стр. 8. 1448 Рукопись Москов. дух. Акад. (не разборчиво) л. 128–149. Выдержки из них сделаны в статье «Отношения иноков Волоколамскаго и Белозерскаго монастырей». Прибавл. к Творен, св. Отцев, часть X, 524–526. Два послания Нила Полева изданы мною в журн. Министерства Народного Просв. 1881 г. Август. 1451 Архимандрит Леонид в своей статье «Село Полево и его владельцы» утверждает, что Нил Полев возвратился в Иосифов монастырь в 1514 году, а относительно Дионисия Звенигородского здесь говорится, что он жил в опале в Кирилловом монастыре до 1519 г. К сожалению, в статье нет указаний на фактические данные, на основании которых автор делает свои показания. (Чтения в общ. истор. и древностей 1872 г. кн. IV, 12–14). В отношении Нила Полева о. Леонид близок к истине. Действительно в библиотеке Иосифова Волоколамского монастыря находятся не мало рукописей с надписью, что они пожертвованы были в монастырь Нилом Полевым или в 7022 (1514) году, (Рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010