Число 70 в рассматриваемой родословной получается следующим образом: 1-я группа – от Лии (ст. 8–15) 33 члена (собственно, включая Дину, 32, но, вероятно, считается и Иаков), ст. 15; 2-я группа – от Зельфы (ст. 16–18) 16 человек; 3-я – от Рахили (ст. 19–22) 14 чел.; 4-я – от Валлы 7 чел. Что это счисление правильно, и 70 не есть круглое число, видно из повторения этой даты в Исх. 1:5 ; Bmop. 10:22. LXX (русск. и слав. перев.) имеют другую дату: 75, какое число получается, вероятно, от прибавления (в ст. 20) пяти потомков Манассии и Ефрема (75 указано, по т. LXX-mu, и в речи архидиакона Стефана, Деян. 7:14 ). В сравнении с Чис. 26:5–51 и 1Пар. 4:1–37 , где приводится также родословие сыновей Иакова и дальнейшего потомства его, замечается в Быт. 46:8–27 немало особенностей, как-то: различное написание имен ( Быт. 46:10 – Иемуил, в Чис. 26:12 и 1Пар. 4:24 – Немуил; Цохар, Быт. 46:10 – в Чис. 26:13 – Зара и т.д.); упоминание (в позднейших библейских каталогах имен) совершенно новых имен и, наоборот, пропуск целых отдельных фамилий. При этом редакция 1 книги Паралипоменон нередко расходится с обеими древнейшими, большей же частью примыкает то к одной (Бытие), то к другой (Числа). Трудность изъяснения этих вариантов не непреодолима, хотя иногда и весьма значительна – напр., то, что лица (Ард, Нааман), названные в Книге Бытие (ст. 21) сыновьями Вениамина, в Книге Чисел являются внуками его. Можно признать каталог Чис. 26 более точным в сравнении с Быт. 46 ; но в целом оба родословия друг друга подтверждают и дополняют. Даже родословие 1 книги Паралипоменон, несмотря на всю трудность соглашения его показаний с Книгой Бытия и Книгой Чисел, в свою очередь подтверждает непрерывное и неповрежденное существование в Израиле родословий с древнейших времен, и сильно говорит против новой библейско-критической школы, отодвигающей редакцию Пятикнижия ко времени после вавилонского плена, одновременно с написанием кн. Паралипоменон: различия в родословиях трех данных редакций в таком случае остаются без всякого объяснения. В целой родословной таблице упомянуты лишь два женских имени (кроме 4 жен Иакова, по которым группируется все родословие): дочь Иакова – Дина (ст. 15) и внучка (через Асира) – Серах (ст. 17), что, конечно, соответствует тому официально-юридическому значению родословий у древних евреев, при котором имело важность перечисление лишь мужского потомства, полноправного в политическом и экономическом смысле. Замечание ст. 10, что Саул, один из сыновей Симеона, был сыном хананеянки, дало повод иуд. преданию к упомянутому уже отождествлению Дины с этою хананеянкою. Может быть, проще объясняется это замечание из необычности браков сыновей Иакова с хананеянками.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

пошел Исав в поле. Хотя понятия первородства и благословения не идентичны, тем не менее, они связаны между собой, поскольку имеют отношение к наследованию. Впоследствии Исав нарушил клятву, данную Иакову (25,33), однако первоначальный акт неверия, заключавшийся в продаже первородства, оказался решающим в его судьбе ( Евр. 12,16.17 ). 27 благословлю тебя. В патриархальные времена семейное благословение обычно давалось в момент расставания перед путешествием (26,4) или перед лицом близкой смерти. Оно давалось только одному человеку, и его невозможно было изменить. Это благословение имело силу, поскольку Господь передавал его от одного патриарха к другому через их веру ( Евр. 11,20 ). Однако после того, как был дан закон, Господнее благословение передавалось всему народу Божиему через священника ( Чис. 6,22–27 ). 27:5–17 Здесь Ревекка является главным действующим лицом. И хотя ее поведение нельзя назвать предосудительным по отношению к ничего не подозревающему Исааку, ее духовные ориентиры были верными (25,23.29 34; 26,35; 27,46). С другой стороны, она, вероятно, знала, что Иаков купил у своего брата право первородства и оно теперь принадлежит ему, т.е. он берет свое. 27 на мне пусть будет проклятие твое. Ревекка готова на самопожертвование, поскольку хорошо осознает значение этого благословения для Иакова. 27 одежду. Впоследствии Иаков точно так же будет обманут окровавленными одеждами своего сына (37,31–33). 27:18–27 Исааку не удалось добиться цели, потому что он полагался на свои ненадежные чувства слух, осязание, обоняние, вкус, а не на духовное видение. 27 Господь Бог твой. Иаков в своей лжи говорит правду, о которой, возможно, и не подозревает: не будь на то воли Божией, он не получил бы благословения. О Господе он пока говорит как о Боге отцов, Господь еще не открылся ему как его Бог (см.28,20–22;33,18–20). 27 поцелуй меня. Вероятно, это было частью ритуала передачи благословения. 27:28–29 Сходство благословения с полученным до рождения предсказанием ясно говорит о том, что Господь Своей верховной властью руководит историей и все совершается по Его воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В этой связи можно вспомнить то, что мы говорили о различии судеб Симеонова и Левиина колен, и здесь это различие тоже проявилось. И эта ревность Финееса, которая вылилась в том, что он убил Зимри и мадианитянку, вменилась ему тоже в подвиг, и Господь дает Финеесу завет мира и обещает ему постоянное пребывание его потомков в священстве. Перед захватом земли обетованной Моисей делает новое исчисление израильтян, которое показывает, что никого уже не осталось из тех, кто вышел из Египта в возрасте старше 20 лет, кроме Моисея, а также Иисуса и Халева, тех двух соглядатаев, которым Господь обещал, что они увидят землю обетованную за их твердость и мужество. В книге Чисел есть постановление, касающееся жизни израильтян в земле обетованной. Оно ограничивало возможности для кровной мести, которая, по-видимому, имела место. Убийца намеренный должен был быть казнен, однако человек, совершивший убийство не преднамеренно, имел возможность укрыться. Для этого выделены были шесть так называемых городов-убежищ; и в случае, если такой человек туда удалялся, никто не мог на него возложить руку, конечно, когда не была доказана преднамеренность убийства. Эти города должны были быть распределены с 2-х сторон от Иордана и растянуты с севера на юг, чтобы быть отовсюду доступными. Человек должен был пребывать в этом городе-убежище до времени смерти первосвященника, после чего он мог выйти на свободу и уже никто не имел права поднимать на него руку (Чис. 35:25). В одном ученом толковании говорится: «В городе-убежище такой убийца должен был находиться до смерти верховного жреца. Установление, смысл которого не ясен». Святоотеческая традиция, однако, говорит, что смысл этого установления очевиден. Оно имеет пророческий смысл, указывая на смерть Первосвященника Христа, которая освобождает человека от повинности греху и делает его свободным от смерти ч. 2–3, с. 130]. 6.9. Поставление Иисуса Навина После того как Моисей сделал все, чтобы израильтяне вошли в землю обетованную, он поставляет Иисуса Навина, который был и вождем военным среди израильтян, и служителем при скинии. Заметим, что не сыновьям своим передает он власть. Моисей просит Господа, чтобы после его смерти не остался народ, «как овцы, у которых нет пастыря» (Чис. 27:17, ср. Мф 9:36). В ответ Господь повелевает ему поставить Иисуса Навина, «человека, в котором есть Дух» (Чис. 27:18). Через возложение рук Моисеем пред всем народом Иисус Навин ставится вождем над израильтянами.

http://sedmitza.ru/lib/text/430991/

2730,20 Зная непокорность народа, Моисей требует от него клятвы в верности завету и произносит пророчество о возобновлении завета в будущем. После этого он призывает израильтян избрать жизнь в соответствии с обетованием, данным их отцам Аврааму, Исааку и Иакову. 27 Когда перейдете Иордан. В ст. 4 повторяется сказанное в ст. 2, при этом добавляются лишь подробности о месторасположении этих камней. 27 не поднимая на них железа. В Исх. 20,25 сказано, что для построения жертвенника требуются неотесанные камни, а в Нав. 8,31 говорится о том, что Иисус Навин построил жертвенник из целых камней (те же древнееврейские слова переведены как «камней цельных» в 27,6), которые не обрабатывались железными орудиями. Смысл этого постановления заключается в том, что на жертвеннике не должно быть изображений (как правило, сделанных с помощью железных орудий), которые могли бы совратить израильтян к идолопоклонству. 27:12.13 Скорее всего, колена Израильские были разделены на две группы произвольно, поскольку колена, призванные произнести проклятия, такое задание получили не из-за своих провинностей. Колено Левия упоминается среди всех остальных (в том числе и среди тех шести, которые произносят благословения), но при этом некоторые левиты стоят отдельно: они должны были произносить проклятия, на которые отвечал весь народ. Колено Иосифа объединяет колена Ефрема и Манассии, так что перечень колен соответствует, скорее, именам двенадцати патриархов, нежели более позднему разделению Израиля на колена. 27 кто сделает... кумир. Первое проклятие относится к идолослужению и касается нарушения первой заповеди. аминь. Это древнееврейское слово означает «да будет» и впервые встречается в Чис.5,22 . 27 злословящий. Второе проклятие связано с нарушением пятой заповеди. 27:17 См. 19,14. Это проклятие адресовано тем, кто нарушит десятую заповедь. 27 слепого сбивает с пути. См. 13,13; Мф. 18,7 . 27 превратно судит. Бог поддерживает беззащитных (10,18). 27 ляжет с женою отца своего. См. ком. к 22,30. 27 ляжет с каким-либо скотом. Наказанием за такое извращение является смерть ( Исх. 22,19 ; Лев. 18,23; 20,15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Галаад. В данном случае имеется в виду вся земля к востоку от Иордана. 22 в окрестности Иордана. Возможно, в Галгал, как сказано в Септуагинте. жертвенник большой по виду. Эти слова согласуются с назначением жертвенника служить напоминанием последующим поколениям (ст. 27). 22 все общество сынов Израилевых. См. ком. к 18,1. идти... войною. Такая реакция израильтян может быть объяснена предписанием не иметь другого жертвенника, как и не поклоняться иному богу ( Лев. 17,8.9 ). Иудейский закон требовал наказания за отступничество ( Втор. 13,12–18 ). 22 Финееса. Делегацию «из десяти начальников», отправившихся в землю Галаадскую, возглавил Финеес, ранее прославившийся тем, что отвратил ярость Господа от сынов Израилевых (ст. 17; Чис. 25,7.8 ). 22 говорит все общество. О единстве Израиля говорится на протяжении всей Книги Иисуса Навина. Географические границы и социальные различия стираются верой в единого Бога: под сенью обетовании Божиих весь Израиль является одним народом (см. ком. к 13,8–33). Разрушить это единство может лишь отступничество о Бога. соорудив себе жертвенник и восстав. Основываясь на законе ( Лев. 17,8.9 ; Втор., гл. 12), израильтяне осудили своих собратьев, построивших жертвенник «подле Иордана». Выдвинутое здесь обвинение поспешно: закон предписывал проводить тщательное расследование, прежде чем кого-либо подвергать осуждению ( Втор. 13,12–14 ). 22 беззакония Фегорова. Речь идет о беззакониях «впавших в идолопоклонство и распутство» израильтян, учиненных ими накануне вступления в землю обетованную (2,1 и ком.; Чис, гл. 25). не очистились. Здесь имеется в виду нечто большее, чем ритуальное очищение: израильтяне все еще не избавились от тех пагубных наклонностей, которые стали причиной их «поражения на Фегоре» ( Чис. 25,18 ). 22 прогневается. См. ком. к 7,1. 22 если же земля вашего владения кажется вам нечистою. Т.е. если земля к востоку от Иордана не освящена присутствием Бога. В Книге Иисуса Навина неоднократно подчеркивается, что земля обетованная является даром Божиим всему Израилю (см. ком. к 13,8–33).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

д.), виновного – наказанию смертью ( Лев.24:14 ; Дан. 13:34 ). Возложение рук на левитов (однократное, более не повторяющееся), посредством которого совершается их поставление на должность (Чис.8:5–22), означает принесение в жертву (поэтому в ст. 11:13 говорится, что левиты «потрясаются» пред Господом, т. е. что их торжественно движут из стороны в сторону, как это обыкновенно и делается с жертвенным предметом, – я обязан этим объяснением темного места любезности моего прежнею коллеги графа Wolf Baudissin " а): вместо первенцев народ приносит на этот раз в «дар» Богу левитов, передает в собственность Богу (ср.: Чис.3:12 сл., 41, 45; 8:14. 16. 18). Ветхозаветное возложение рук всегда означает механическое, самим возложением рук как таковым, совершенное действие. Это остается в силе даже относительно благословения через возложение рук, – единственный случай, стоящий близко к новозаветному возложению рук. Только так объясняется механически различное действие, производимое благословением правой и левой рукой ( Быт.48:14. 18 ). Согласно ветхозаветному представлению, благословение не столько испрашивается молитвой, сколько дается (передается), правой рукой – сильнейшее, левой – слабейшее благословение; это воззрение, совершенно невозможное на почве Нового Завета. Возложение рук в целях исцеления больных неизвестно Ветхому Завету: Елисей возлагает все свое тело на умершего мальчика ( 4Цар.4:34 ). Недостает также в Ветхом Завете и возложения рук с целью сообщения Духа. В том месте Второзакония (34:9: оно приводится Löning " ом. S. 73), где говорится об исполнении «духом премудрости» вследствие возложения рук, все же имеется в виду, как основное и ближайшее действие возложения рук, – передача должности (ср.: Чис.27:18, 20) и лишь как последующее – исполнение духом. Ср.: Schiirer. II. S. 153. Anm. 480: «Возложение рук, естественно, имеет значение не сообщения какой-либо особенной харизмы, но только (подобно тому как в Ветхом Завете относительно жертвенного животного) указания на то, что на данное лицо нечто переносится, передается должность или полномочие со стороны совершающего этот акт».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Здесь продолжается изложение истории Израиля от исхода (6–12, Исх. 14 ) и блуждания в пустыне (13–18, Чис. 11:4–34; 16 ) до Синая (19–23, Исх. 32:1–6,9–14 ) и эпизодов, связанных с их пребыванием в сопредельных районах Ханаана (24–27, Чис. 14 ) и у вод Меривы, эпизодов с Ваал–фегором (28–33, Чис. 20:2–13; 25:1–15 ) и с вступлением в землю обетованную (34–38, Суд. 1:21,27–36; 3:3,5 и др.). Это печальная история греха (6), неблагодарности, маловерия и отступничества (7, 21), забывчивости (12–13), эгоизма (14), зависти (16), идолопоклонства (19), непослушания (24–25), утраты наследия (26), неверности (28), подстрекательства (32), компромиссов (34–35) и приверженности гнусным языческим обрядам (37–39). Но это (и в гораздо большей степени) – рассказ об избавлении народа силой Божьей (8–11), о готовности проявить милосердие (23, 30), о многократном прощении вместо заслуженного наказания (40–43), сочувственном отклике на мольбу о помощи (44) и о верности завету и милосердии (45). Это главный урок нашей истории – наша неверность и Его верность. 1–5 Хвала и молитва. Псалом открывается хвалой и молитвой, а завершается молитвой (47) и хвалой (48), ибо история свидетельствует о Его непреходящей любви и милости (1), о вечном и неизменном Боге (48), Которому воздает славословие Его народ, осознающий всю неполноту прославления Бога слабыми грешными человеческими устами. Это убеждает нас в необходимости вознесения молитв, потому что и отдельному человеку есть место в промысле Божьем о судьбе всего народа, и сам народ не забыт – даже в рассеянии среди других народов. Интересно отметить, что в начале и в конце псалма особо звучит нота благословенности (3; ст. 48 букв.: «Благословен Господь»), хотя слова в оригинале использованы разные. Путь послушания – это путь благословения (3), однако, если бы этим все и определялось, как бы мы выглядели на фоне наших бесконечных падений и отступничества? Но истина состоит в том, что есть Бог, достойный всяческого прославления (см. коммент, к Пс. 102:1 ), не отступающий вовеки от Своего слова, сострадательный, милосердный, прощающий, слышащий наши молитвы, избавляющий нас от напастей, спасающий Бог . Мы – как и весь народ (относя и на свой счет все прегрешения, перечисленные в ст. 6–39) – радостно восклицаем: Аминь! Аллилуйя! (48)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Возражение, что усвояемое этому слову (в Чис.10:29 или Суд.1:16, 4:11 ) значение «брат жены» или «шурин» не подтверждается другими какими-либо более ясными местами (Dillmann. Exod. u. Levit. 20), имеет, конечно, значение, но далеко не столь важное и решительное, какое придается этому обстоятельству. Отсутствие мест (если не считать такими вышеуказанные в Чис.10 и Суд.1:4 ), в которых бесспорно и несомненно было бы употреблено в смысле «шурин», по крайней мере, отчасти восполняется тем, что у LXX это слово переводится обыкновенно через γαμβρς, значащее «тесть», «свекор», «шурин», «зять», и что в арабском языке «хотен» значит: tsocer vel omnis propinqnus ab uxoris parte, scilicet pater ejus aut frater 821 . На основании таковых данных нужно допустить, по крайней мере, возможность употребления в древнем еврейском языке слова в значении не только «отец жены», но также и «брат жены» 822 , почему, вероятно, в тех местах, где требовалось более точное обозначение смысла этого слова, оно сопровождалось иногда поясняющими его дополнениями 823 . Если нет подобных пояснений в библейском повествовании об Иофоре и Ховаве, то зато указаны здесь некоторые другие частности, позволяющие видеть различие между лицами, носящими эти названия. Так об Иофоре говорится, что он, после свидания своего с Моисеем у горы Божией, ушел в землю свою ( Исх.18:27 ). между тем Ховав ( Чис.10:29–32 ) находится среди израильтян при отправлении их в путь от Синая; Ховав при первом упоминании о нем назван сыном Рагуила, между тем при имени Иофор не только отсутствует подобное обозначение, но указаны, как мы видели, черты, характеризующие это лицо, как именно тестя Моисея; имя Иофора, как ушедшего навсегда в свою землю, исчезает затем из библейского бытописания; между тем имя Ховава, как принявшего предложение Моисея о сопутствовании израильтянам в землю отцов, продолжает слышаться в названии его потомков, поселившихся в Ханаане. Эти черты различия достаточны во всяком случае для того, чтобы, несмотря на одно и тоже слово, служащее обозначением родственных отношений Иофора и Ховава к Моисею, не сливать их в одно лицо, а признавать двумя отдельными личностями, из которых Иофор, сообразно с характером отношений к нему Моисея, может, быть признаваем одним и тем же с отцом Сепфоры, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

18 « …Господь Бог наш хочет, чтобы все люди спаслись. Он на примере Иосифа дал утешение находящимся в рабстве и предоставил им поучение, чтобы узнали, что и в самом низком положении можно сохранять возвышенность нрава и что нет ни одного состояния, которое было бы лишено добродетели, если только чья-либо душа познает саму себя; и что плоть, а не дух подчинены рабству; и что есть много рабов, которые на самом деле свободнее своих господ, коль скоро они полагают, что находятся в рабстве, им следует воздерживаться от рабских деяний ». (Святитель Амвросий Медиоланский , «Об Иосифе»). 19 Имя « Шуа » ханаанское, означает бесплодное дерево финиковой пальмы; мужское начало без продолжения рода, намек на гомосексуальные наклонности. 20 Имя « Ир » – на иврите, означает «бодрый», «юный», «живой». Единственное еврейское имя в семье Иуды. 23 Имя « Фамарь » – еврейское, что указывает на ее возможное еврейское происхождение; означает: «плодоносящая финиковая пальма». 24 В оригинале «поднялся», – хотя географически переход из Адулама в Тимну является спуском, – намек на правильное решение Иуды отдалится от жителей Ханаана, и не искать с ними родства. 25 Название « Енаим » («Эйнаим»), – можно перевести как рынок на перекрестке дорог, центр города, – на арабском «Медина». 27 Слова « Господь с ним », говорят о том, что Иосиф преуспевал в своей работе, но так как об этом далее оговаривается особо, то есть и другой смысл этих слов. Потифар часто видел и слышал, как Иосиф молится, призывая имя Господа. И секрет успехов Иосифа открылся Потифару. 28 Слово «иври» означает «мевер» – с другого берега. Вечное напоминание для евреев что все началось с Авраама который по зову Бога покинул Междуречье, вняв Божественному призыву: «Лех-леха», «иди и познай себя». 30 Слово « милость » – «хесед», подобно слову «хасуда» – «приятность», «миловидность», то есть Господь явил Иосифу Прекрасному красоту и радость Своих благословений. 31 Назорей происходит от евр. назир, «посвященный», «отделенный», но может иметь отношение и к слову незер, «диадема», «венец» (подразумеваются волосы Н.); см. Чис.6:7 : «посвящение Богу его на главе его». Постановление о назорействе приведено в Чис.6 . У израильтян обет назорейства мог дать любой человек – мужчина или женщина, – если считал необходимым посвятить себя Богу на определенное время или на всю жизнь. В исключит. случаях человек еще до рождения был предназначен в назорей Богом (как, напр., Самсон; Суд 13,5,14 ) или собственной матерью (как, напр., Самуил; 1Цар.1:11 ). Обет назорейства включал в себя: абсолютное воздержание от вина и других одурманивающих напитков, а также от сырых или сушеных виноградных ягод и от всего того, «что делается из винограда» ( Чис.6:3  и след.); отказ от бритья волос на голове на протяжении всего срока обета назорейства и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Поэтому и вразумляет нас псалом: гневайтеся, и не согрешайте (Пс. 4:5). И Господь гневающемуся напрасно угрожает судом, но не запрещает где должно употреблять гнев, как бы в виде врачевства. Ибо слова: вражду положу между тобою и между змием (Быт. 3:15), и: враждуйте мадианитом (Чис. 25:17), — слова научающего пользоваться раздражительностию как оружием. Поэтому Моисей, самый кроткий из всех людей (Чис. 12:3), когда наказывал за идолопоклонство, вооружил руки левитов на убиение братьев. Он говорил: кийждо меч при своем, и пройдите от врат до врат и возвратитеся полк, и убийте кийждо брата своего… ближняго… и кийждо соседа своего (Исх. 32:27). И вскоре потом сказано: и рече Моисей: наполнисте руки ваша днесь Господу, кийждо в сыне своем и в брате своем, да дастся на вас благословение (Исх. 32:29). Что оправдало Финееса? Не праведный ли гнев на соблудивших? Он был весьма человеколюбив и кроток, но когда увидел блудодеяние, явно и бесстыдно совершаемое Замврием и мадианитянкою, так что они не скрыли позорного зрелища своего студа, тогда, не потерпев сего, благовременно воспользовался раздражительностию и пронзил обоих (Чис. 25:7–8). И Самуил не умертвил ли в праведном гневе, выведя на среду  , царя амаликитского Агага, которого вопреки Божию повелению спас Саул (1 Цар. 15:32–33)? Так, раздражительность нередко бывает служительницею добрых дел. И ревнитель Илия в рассудительном и целомудренном раздражении к пользе всего Израиля предал смерти четыреста пятьдесят священников студных и четыреста священников дубравных, ядущих трапезу Иезавелину  (3 Цар. 18:19). Но ты гневаешься на брата своего напрасно. Ибо не напрасен ли гнев, когда один бывает причиною действия, а ты раздражаешься на другого? Не то же ли делаешь, что и псы, которые грызут камень, а не трогают бросившего камень? Жалок, кто служит орудием действия, но ненавистен, кто действует. Против него обрати свою раздражительность — против человекоубийцы, отца лжи, делателя греха; но будь сострадателен к брату, который, если пребудет во грехе, то вместе с диаволом предан будет вечному огню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010