397 Потрасание haniph состояло, судя по Исх.29:24 и Лев.8:27 , только в горизонтальном движении вперед и взад. Кроме потрясания груди частной жертвы спасения ( Лев.7:30 ) известны еще след. потрясания: при жертве спасения относящейся к посвящению священников, при так называемой жертве изобилия потрясасание тука, груди, плеча и некоторых жертвенных печений ( Исх.29:22–26 ); потрясание первого снопа на второй день пасхи ( Лев.23:11 ), двух ягнят и хлебов первого плода, принесенных как благодарственная жертва в пятидесятницу ( Лев.23:20 ), ягненка и лога елея, принесенных при очищении прокаженного в жертву вины ( Лев.14:12 ); жертвы спасения, принесенной назореем ( Чис.6:20 ) и жертвы ревнования ( Чис.5:25 ). Талмудисты определяют потрясание как molich umebih, как движение горизонтальное сравн. Gemara Kiddusch 36, 2. Gemar sueca 37, 2. и Tosaphta Menach. и Маймонид. de rat. sacrif. у Бэра 11, стр. 355 замечание. Но средневековые раввины представляют потрясание как движение во все четыре стороны света; так R. Bêchai ad Lev. 8 : prorsum ас retrorsum illi admovet, cuius sunt quatuor mundi plagae; Abarbanel, Levi ben Gerschom y Outram, de sacrif 1 c. 15 §5 pag 152 и Witsius, miscellan. sacr. 1, pag. 403. О чем многие библейские археологи до Бэра (11, стр. 355) находили это объяснение вероятным, но едва ли справедливо. Кроме того раввины различали еще особенный обряд возношения (theruma) и называли его ma’aleh umorid, т. е. движение вверх и вниз, в чем следовали раввинам многие и христианские археологи. Но закон Моисеев только потрясание признает особенным обрядом; что же касается возношения, то оно выведено только из термина; плечо возношения (schoq hathrupha), как называлось плечо жертвенного животного, при обыкновенной жертве спасения достававшееся священнику, совершающему кропление кровью Лев.7:30 ) и выведено из неправильного понимания мест Лев.2:9, 4:8–10, 6:18 (15) сравн. также Исх.29:27 . Следующие места: и вознесет (herim) священник из сей жертвы (хлебной из горшка) часть в воспоминание и сожжет на жертвеннике, это жертва, благоухание приятное Господу ( Лев.2:9 ) и еще: и вознесет полную горстъ муки с елеем и со всем фимиамом и сожжет сие в воспоминание на жертвеннике, это жертва, благоухание приятное Господу 2 ст.,–также не говорят об обряде возношения; это совершенно ясно из равнения этих мест с другими параллельными местами ( Лев.2:9 сравн с 2:2, Лев.3:3 с 4:8,31,35 и 7:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Основание законного принесения жертв составляла заповедь: пред лице Мое не должны являться с пустыми руками Исх.23:15 или Втор.16:16 : не являйся пустым пред лицем Иеговы; для объяснения этой заповеди ст. 17-й присовокупляет: каждый с даром в руце своей являйся по благословению, которое дал ему Иегова бог твой. Между дарами, с которыми народ должен был являться пред своим Богом, предписываются как материал жертвы, назначенной для жертвенника, частью животные, частью растительные вещества. – Жертвенными животными были а) скот стад (behema) и из него рогатый скот (bagar) и мелкий скот (tzon т. е. овцы и козы); b) птицы (ha’oph) именно горлицы (thorim) и молодые голуби (bnej-hajonah) – ( Лев.1:14 ); голуби впрочем были назначены частью как дар бедных, которые не могли приобресть больших жертвенных животных ( Лев.5:7, 12:8 ), частью как жертва за маловажные грехи. Из рогатого скота оба пола (самцы и самки Лев.3:1 ) могли быть приносимы в жертву, частью взрослыми, как то: бык, (schor), вол (par-ben bagar – Лев.4:3 , молодой вол и parah молодая корова), частью маловозрастными, как то: теленок (’egel=ben bagar – Лев.9:2 и ’eglah Быт.15:9 ; 1Цар.16:2 ); из мелкого скота, под которым разумеются овцы (kesabim) и козы (’ezzim, ср. Лев.1:10, 22:19 со ст. 21) также приносились оба пола ( Лев.3:6 ), причем между овцами особенно определенно указан агнец или овен (ail) ( Чис.15:5,6,11, 28:11 gg.), а между козами ’attud и sa’ir или se’ir ’izzim 332 Чис.7:16 и д. 22 и др. Относительно качеств жертвенных животных требуется а) известный возраст: маловозрастные должны были быть по крайней мере осьми дней ( Лев.22:27 ; Исх.22:29 ); обыкновенно же из мелкого скота приносили в жертву однолетних ( Исх.29:38 ; Лев.9:3 и др.), а из крупного – трехлетних, 333 хотя по Суд.6:25 приносится в жертву и семилетний вол; b) телесная беспорочность. Жертвенные животные должны быть thamim, αμωμοι, беспорочны, без недостатка (mum), не должны быть: слепые, имеющие переломленный член, изувеченные (charutz’, одержимые оспою, коростою или паршами, с членами не соразмерно короткими и кастрированные ( Лев.22:20–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Мессия должен иметь две природы: человеческую ( Быт.3:15 ; Ис.7:14 ; Быт.22:18 ; Пс.39:7 ; Дан7:13 ) и Божественную ( Пс.2 ; Пс.44 ; Пс.109 ; Ис.9:6 ; Иер.23:5 ; Вар.3:36-38 ; Мих.5:2 ; Мал.3:1 ); быть величайшим пророком ( Втор.18:18 ); царем ( Быт.49:10 ; 2 Цар.7:13 ; Пс. 2 ; Пс.131:11 ; Иез.37:24 ; Дан.7:13 ) и первосвященником ( Пс.109 ; Зах.6:12 ), помазанным Богом (Отцом) на эти служения ( Пс. 2 ; Пс.44 ; Ис. 42 ; Ис.61:1-4 ; Дан.9:24-27 ), добрым Пастырем ( Иез.34:23-24; 37:24 ; Мих.5:3 ). Он должен произойти от Авраама ( Быт.22:18 ), из колена Иуды ( Быт.49:9 ), из рода царя Давида ( 2 Цар.7:13 ), родится от Девы ( Ис.7:14 ) в городе Вифлееме ( Мих.5:2 ), распространять духовный свет ( Ис.9:1-2 ), исцелять больных ( Ис.35:5-6 ), пострадать, быть пронзенным, умереть, быть погребенным в новом гробе, потом воскреснуть ( Быт.49:9-11 ; Пс.39:7-10 ; Ис.50:5-7 и 53я глава; Зах.12:10 ; Пс.15:9-11 ) и вывести души из ада ( Зах.9:11 ). Время Его пришествия должно совпасть с утратой коленом Иудиным своей политической самостоятельности ( Быт.49:10 ), что должно произойти не позже семидесяти седьмин (490 лет), после указа о восстановлении города Иерусалима ( Дан.9:24-27 ) и не позже разрушения второго Иерусалимского Храма ( Агг.2:6 ; Мал.3:1 ). Согласно новозаветной и христианской экзегетической традиции, с ветхозаветными пророчествами были связаны также многие события, произошедшие в земной жизни Христа, среди которых: избиение младенцев в окрестностях Вифлеема ( Иер.31:15 ); проповедь Христа в Галилее ( Ис.9:1 ); вход в Иерусалим на ослице ( Зах.9:9 ; Быт.49:11 ); предательство Христа Иудой ( Пс.40:10 ; Пс.54:14 ; Пс.108:5 ) за тридцать серебряников и покупка на эти деньги села горшечника ( Зах.11:12 ); поругания и оплевания ( Ис.50:4-11 ), подробности распятия (21й псалом); причисление Мессии к беззаконникам и погребение у богатого ( Ис. 53 ); наступление тьмы во время распятия Христа ( Ам.8:9 ; Зах.14:5-9 ) и раскаяние народа ( Зах.12:10-13 ). Важным делом Мессии должно стать поражение дьявола и его силы ( Быт.3:15 ; Чис.24:17 ), искупление людей от грехов и исцеление их физических и душевных недугов ( Пс. 39 ; Ис.35:5-7; 42:1-12; 50:4 и 53 глава и 61:1–4; Зах.3:8-9 ) и примирение с Богом ( Быт.49:10 ; Иер.23:5 и 31:34; Иез.36:24-27 ; Дан.9:24-27 ; Зах.13:1 ). Он должен освятить верующих ( Зах.6:12 ), установить Новый Завет в замен ветхого ( Ис.42:2; 55:3 и 59:20–21; Дан.9:24-27 ), и этот завет будет вечным ( Иер.31:31 ; Ис.55:3 ). Ветхозаветные эсхатологические свидетельства предсказывают о призвании язычников в Царство Мессии ( Пс.71:10 ; Ис.11:1-11; 43:16-28; 49:6 и 65:1–3), о распространении веры, начиная с Иерусалима ( Ис.2:2 ), о том, что Его духовные блага должны распространиться на все человечество ( Быт.22:18 ; Пс.131:11 ; Ис.11:1; 42:1-12 и 54:1–5; Иез.34:23 и 37:24; Ам.9:11-12 ; Агг.2:6 ; Соф.3:9 ; Зах.9:9-11 ), а также о духовной радости верующих ( Ис.12:3 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/govorun-ser...

Здесь, вероятно, подразумевается «первопроходец» — тот, кто прокладывает Путь к новой жизни (воскресению), в противоположность убийце из 3:14. Лука использует здесь иронию (характерный для древней литературы прием): выразив поддержку убийце (3:14), жители Иерусалима убили подателя жизни.     3:16,17. В Ветхом Завете преднамеренные грехи (Чис. 15:30,31) считались более тяжкими, чем совершенные по неведению (Чис. 15:22—29), но те и другие все же оставались грехами, и незнание Божьей истины также считалось грехом (напр.: Ис. 1—3 " 29:11,12; Ос. 4:6).     3:18. Позднейшие еврейские учителя иногда позволяли себе риторические преувеличения, утверждая, что весть всех пророков сводится к мессианской эре и возрождению Иерусалима или другим наиболее популярным темам. Они нередко признавали, что Мессии суждены страдания, и говорили о двух Мессиях — о том, который будет страдать, и о том, который будет царствовать, но впервые концепцию страдающего Мессии, по-видимому, выдвинули христиане.     3:19. Еврейские учителя расходились во мнениях относительно того, должно ли покая-ние Израиля предшествовать его окончательному восстановлению, или Бог просто исполнит это обетование в предустановленное время. Ветхозаветные пророки утверждали, что этому должно предшествовать покаяние Израиля; следуя Ветхому Завету, некоторые позднейшие еврейские предания (напр.: Книга Юбилеев 1:15—18; 23:26,27) провозглашали, что покаяние Израиля составляет цель истории.     3:20,21. Христос не вернется до тех пор, пока не будет восстановлен Израиль (1:6) и не «совершится все». Многие греческие философы говорили о «циклах» Вселенной: периодически она уничтожается огнем и вновь возрождается. Но евреи уповали на восстановление Израиля; это упование было средоточием ветхозаветных пророчеств (напр.: Ис. 40:9—11; Иер. 32:42—44; Иез. 37:21—28; Ос. 11:9—11; 14:4—7; Амос. 9:11—15), и Петр, по-видимому, имеет в виду именно это. 3:22,23. Другие новозаветные тексты также истолковывают Втор. 18и 18 применительно к Иисусу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Слово, которое обозначает создание человеческих рук, – «мелака», значит также послание, которое оставляет своим произведением ремесленник или художник. Тот же корень служит для указания на послание Господа, пророков. Библия различает «баалеи мелака», простых ремесленников, и «хараш», обрабатывающих камень, дерево, металл. К последним относятся кузнецы, «масгер», специализирующиеся в производстве оружия ( 3Цар.24:14 ). Для каждого ремесла есть название: булочник, мясник, прядильщик, ткач, швея, москательщик. Они открывают на библейской улице свои лавочки ( 1Цар.8:13 ; Исх.25:35–36, 28:32 ; 3Цар.23:7 ; 1Пар.4:23 ; Исх.28:6, 28:36, 26:1 ). Производители тканей используют сукновальные станы, средства для окрашивания ткани в пурпур, индиго и другие натуральные цвета. Распространена обработка кожи ( Исх.26:14 ); из нее производят одежду, сиденья для мебели, различные виды облицовок. Следы гончарного производства находят при любых археологических раскопках. На страницах Библии мы встречаем упоминания о цирюльнике, парфюмере, производителе благовоний, ювелире, писце или делопроизводителе ( 1Пар.4:23 ; Неем.3:8 ; 1Цар.2:13 ; Иез.5:1 ; Суд.17:4 ; 1Пар.9:30 ). Эти ремесла были исключительно семейными и имели изначально частный характер, лишь позднее они приобрели социальное значение. О ремеслах, не упомянутых в Библии, можно судить по археологическим раскопкам, как о производстве сыра в VII веке, открытом в Тель-Гат (В Иерусалиме существовал рынок сыров Тиропеон). Ремесленники, вероятно, объединялись в цеха по принадлежности к клану или роду, как, например, производители покровов из козьей шерсти. Представители одного ремесла располагали свои лавочки на рынке рядом (В Иерусалиме улица булочников. Иер.37:21 ; район сукновалов, Ис.7:3 ). Домашнее хозяйство Семья – это основа общества, микрокосм, который отражает в миниатюре его состояние. Самый распространенный вид домашних работ – это помол зерна. Каждая семья печет хлеб из своего зерна. Огромное количество открытых при раскопках жерновов, из которых один оставался неподвижным, а другой двигался, свидетельствуют о том, что этот инструмент имела каждая семья, даже самая бедная. Закон запрещает брать этот жернов из камней в залог у несостоятельного должника: это означает отнять у него ежедневное пропитание ( Втор.24:6 ; Чис.11:8 ; Ис.47:2 . Жернов не изменялся от эпохи неолита до эпохи эллинизма: только вместо того, чтобы пользоваться верхним камнем как пестиком, его закрепили на устойчивой оси; Втор.24:6 ; Суд.9:53 ; 2Цар.11:21 ). Женщины (или у богатых рабы) каждый день мелят муку на каменных или деревянных жерновах ( Притч.27:22 ; Чис.11:8 ; Плч.5:13 ). Возможно, в более позднюю эпоху в городах возникли муниципальные мельницы, как это было в Месопотамии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) К этому присоединяется ещё следующее различие между священниками и левитами; левиты имеют здесь больше значения, чем по законам средних книг. На это указывает уже название, которое даёт писатель священникам; он не называет их «сынами Аарона», как в средних книгах, а «сынами Левия» (21:5; 31:9) или «левитскими священниками» (т.е. священниками из колена Левия: 17:9. 18; 18:1; 24:8; 27:9). Этого не могло бы быть, если бы во времена девтерономика левиты не имели такого важного значения, что название «сыны Левия» так же было почётно, как и «сыны Аарона». Отвергая вывод (из Втор. 18:6–8 и 10:8) прежних критиков (Де-Ветте, Фатера) о несуществовании совершенно во Второзаконии различия между левитами и священниками, Рим, слова которого приведены выше и цитируются в других исследованиях о Пятикнижии, во Второзаконии 18:6–8 находит, что «служение Левитов» выражено теми же словами, какими выражается в других местах служение священников, именно – =служить во имя Иеговы (ст. 7, ср. 18и 21:5) и =стоять пред лицом Господа (ст. 7, ср. 18:5; 17:12 и для противоположности Чис. 16:9 : стоять пред обществом, на службе их); за тем, что служившие при святилище левиты получали содержание из доходов храма, и наконец, что этим законом предоставляется одинаковое право на получение содержания каждому левиту, который бы захотел участвовать в этом служении. «Мы, – продолжает Рим, – не можем разуметь здесь ни десятин, ни частей жертвы, принадлежащих одним священникам, ни начатков, и потому должны допустить, что здесь разумеются другие, имевшиеся в храме, источники содержания, образовавшиеся из добровольных приношений или – по обету и т.п., из этих-то источников во времена девтерономика выдавалось содержание служившим левитам. Ясно, в какой степени противоречит это определение предыдущих частей Пятикнижия. – Подтверждение того же положения указывается за тем во Втор. 10:8 , где служение левитов выражено теми же словами, как и служение священников (сравни Втор. 21:5 ), им усвояется даже благословение именем Иеговы, что по древнему законодательству принадлежало только священникам ( Чис. 6:23. 27 ). Если левиты во времена девтерономика имели только подчинённое значение, указанное древним законодательством, и ничего более, то писатель не выразил бы их служение словами, означавшими священнические обязанности. Это могло быть тогда только, когда обязанности левитов так расширились, что они не находились уже более в подчинённом отношении к священникам и различие между теми и другими не было столь строго. Что это именно так было во времена писателя, это видно также и из Второзакония 31:9, где сказано о священниках, что они носят Ковчег Завета, между тем как в прежних книгах и даже в самом Второзаконии (31:25; 10:8) это приписывается только левитам».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Такое же значение «ноши» имеют и выражения ( Чис.4:19, 49 ) и ( Чис.4:27, 31, 32 ). Значение «бремени» сохраняется и в ( Ос.8:10 ) и ( Втор.1:12 ). Наконец, множественное число ( Плч.2:14 ) по своему значению примыкает к употреблению нашего слова у пророков. Итак, не считая случаев применения к пророчеству, » большею частью употребляется в значении «бремени». Эта аналогия имеет значение и при объяснении случаев его применения к пророчеству, но только – в связи с другими данными в пользу такого перевода. Переходя теперь к уяснению того значения, какое имеет в применении к пророчеству, мы должны прежде всего указать, как передают это слово древние переводы. Наибольшим постоянством в этом случае отличается бл. Иероним, который, согласно приведенному своему взгляду на это слово, всюду переводит его чрез «onus». Затем таргум всюду. – кроме Иер.23:33–38 , где он переводит чрез и («пророчество»), – употребляет, как и в нашем случае Мал.1:1 , и иногда – «бремя». Сирский перевод колеблется, усвояя то значение «бремени» (в большинстве случаев), то «речи» ( Иер.23:33–38 ), то «удара» или «раны» ( Наум.1:1 ), то «видения» ( Зах.12:1 ; Авв.1:1 ). Что касается LXX, то они отчасти переводят «ρασις» – «видение» ( Ис.13:1; 19:1; 30:6 ), отчасти «ραμα» – «видение» ( Ис.21:1; 21:11 ), «μα» – «слово» ( Ис.15:1; 14:28; 17:1; 22:1; 23:1 ), иногда «βαστγματα» – «бремя», «тяжесть» ( Иер.17:21, 22, 24 ), однажды «φορτον» – «бремя» ( Ис.46:1 ), нередко «λμμα» – «принятие», «получение» 430 ( Иер.23:33–38 ; Наум.1:1 ; Авв.1:1 ; Зах.9:1; 12:1 ; Мал.1:1 ). Отсюда ясно, что Палестинская традиция (таргум и Иероним) стоит за «бремя», разумея под ним пророческое прещение, возвещение несчастия. Александрийская же традиция (LXX) за более общее по своему значению «видение», «слово», «получение слова». А Сирский перевод занимает между ними как бы среднее положение, что, конечно, легко объясняется его историей: сделанный с еврейского языка, он однако еще самыми первыми переводчиками был выполнен не без влияния – отчасти иудейских таргумов, а главным образом LXX: впоследствии же он не раз систематически перерабатывался в духе LXX 431 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

33 книги Чисел, Вамофа нет, а стоит вместо него имя Дивон Гад (см. у Власт. Св. летописъ III, Чис.21:19 ст. пр. 14). 219 В греко-слав. «показа ему часть некую людей μρος το λαο». Согласно такому переводу нам представляется наиболее вероятным то понимание, по которому Валаам увидел с высот Ваала отчетливо не весь израильский лагерь и не всех сынов Израиля (часть которых находилась несомненно на равнинах амморейских), а только небольшую часть. Так думает и Генгстенберг Bil. S. 48 zu d. St. Так передается в Вульгатк. Сирск. и у Онкелоса. С Высот Вааловых только чуть-чуть можно видеть, долины моавитские, где стоял в это время стан большей части Евреев; поэтому Валаам мог только видеть не ясно очерченный, как бы покрытый туманом конец израильского стана (Oort. Disput. de Per. XXII–XXIY, p. 12 ad 1.). 220 По распространенному у всех народов верованию последствием проклятия или лихого наговора бывает какая-нибудь болезнь, тоска, мрачное предчувствие, потемнение сознания (отвод глаз), видение обманчивых образов или страдание галлюцинациями, сумашествие, напрасный невольный страх, забывчивость, отвращение к родным и близким, расслабление, безплодие, неурожай, болезнь и падеж домашнего скота и т.д. См. Lenorm. Mag. S. 9–10; 44–75. Афанасьев. Колдовство на Руси, стр. 57–59. Calm. Comm, ad Num. XXII, 6. Важное значение страха ни повального ужаса в неприязненных отношениях между народами подтверждается указанием, что Господь, осудивший (проклявший) на потребление ханаанские народы, помогает Евреям привести в исполнение это Его определение посредством наведения ужаса и страха на Хананеев пред лицем Евреев ( Исх.23:27 ; Втор.28:20,65:66 ). 222 Lenormant. Magie. S. 24. У Грековъ и Римлян число семь тоже имело важный, таинственный смысл, Ideler, Chronologie Th. 1. S. 89. Ritter, Gesch. Philos. 1, S. 405. 223 Что жертвоприношение это было в честь Иеговы, это не подлежит никакому сомнению (De Geer, Bil. р. 52 Keil. Comment, zu St. и Чис.23:4 ). Равным образом, едва ли можно сомневаться, что Валаам в данном случае именно руководился тем богоустановленным обычаем, который засвидетельствован в указанном месте кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

    6:6—11 Законно — делать добро    См. коммент. к Мк. 3:1—6.     6:6. Мускулы и нервы «сухорукого» были атрофированы; таким образом, рука усохла и не могла функционировать.     6:7—10. И снова Иисус не нарушает закон; хотя многие вероучители возражали против проведения лечения, без которого на это время можно было обойтись, «протягивание руки» не рассматривалось как работа, и Богмог ответить на молитву об исцелении в субботу.     6:11. Непреднамеренное нарушение субботы или спорных предписаний обычно не подвергалось особому наказанию; смертная казнь (Исх. 31:14; 35:2) предусматривалась в Ветхом Завете только для тех, кто полностью отвергал субботу. Таким образом, противники Иисуса здесь зашли слишком далеко, забыв даже о своих собственных установлениях.     6:12—16 Избрание Двенадцати    См. коммент. к Мк. 3:13—19.     6:12. Здесь Иисус поступает, как в свое время Моисей. Моисей молился на     горе, получая наставления о помощниках (Исх. 19:24; 24:1,2; ср: 31:1,2) и последователях (Чис. 27:15—23; ср!: 20:23—29).     6:13—16. У некоторых учеников было два имени, а иногда и прозвище, поэтому списки Двенадцати избранных учеников иногда в Евангелиях различаются, при этом могут встречаться и одинаковые имена, например: два Симона, два Иуды, два Иакова (эти имена были в то время распространенными).     6:17—26 Благословения и проклятия    См. коммент. к Мф. 5:3—12. Благословения и проклятия («горе») — широко распространенный литературный прием, особенно в Ветхом Завете и в иудаизме; здесь поучения Иисуса созвучны благословениям ипроклятиям завета, который был дан на горе (см.: Втор. 27:28). Перечисленные у Луки благословения и проклятия тесно связаны с Ис. 65:13—16.     6:17—19. О проповеди Иисуса, которую Он произнес «на ровном месте», см. в коммент. к Мф. 4:23—25.     6:20. Некоторые из состоятельных учеников Христа оставили все и стали бедными, даже нищими, но последовали за Ним (см.: 18:28). За понятиями «нищие» и «нищие духом», возможно, стоит один и тот же арамейский термин, который означает и то и другое. Понятие «нищие» стало в некоторых еврейских кругах определением благочестивых людей, поскольку нищие не имели ничего и полагались только на Бога. Сочувствие к нищим и беднякам усилилось после того, как римский военачальник Помпеи перераспределил земельную собственность иудеев примерно за столетие до рождества Иисуса; как и подавляющее большинство населения Средиземноморья, иудеи в массе своей были бедными. Еврейский народ мечтал о «Царстве Божьем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Термине служит по взгляду Mayb., общим и родовым обозначением древнееврейского пророка, волхва и прорицателя. Но еврейская древность несомненно знала и более частные виды языческих волхований, как можем догадываться об этом мы, основываясь на других, более специальных терминах. Так в Библии не раз встречается несколько загадочный термин – . Этимология его довольно темпа; LXX переводили его словами κληδονζεσθαι, что значит «прорицать по шуму деревьев или шелесту листьев». Наш русский перевод соответствующее место из пр. Исаии, где употреблен этот термин, передает так: «ты оставил народ свой, дом Иакова, потому что они полны чародейства и гаданья по облакам, как Филистимляне» ( Ис.2:6 .). Самое же ясное указание на прорицание по шуму деревьев – наподобие Дидонского оракула, находим в истории Давида: «И вопроси Давида Господь… близ дубравы плача. И бу- —162— дет, аще услышиши глас шума от дубравы плача, тогда снидеши к ним, яко тогда изведет Господь пред тобою, сещи на брани иноплеменники» ( 2Цар.5:24 ). Сам Maybaum – не без некоторой правда, натяжки пытается объяснить это слово, как дериватив от существительного указывающего на «конкубинат» ( Исх.21:11 ) и тем самым хочет поставить его в связь с культом Астарты или священной проституции жен, который будто бы практиковался в древнем еврействе, как это видно из некоторых библейских намеков ( 4Цар.23:7 «и разруши храм Кадшимов дом блудилищный – идеже жены прядяху ризы кумиру» – Ос.4:14 ; Ез.16:16 и пр.). Этот вид религиозного служения легко мог соединяться и с культом священных дубрав или деревьев, как это видно из слов пр. Осии: «на версех гор кадяху, и на холмех жряху под дубом и под елию и под древом, древом ветственным, яко добр кров, сего ради соблудят дщери ваши и невесты ваши возлюбодействуют» ( Ос.4:13 ). Следующий библ. термин, имеющий отношение к древнееврейскому профетизму – , – думает наш автор, вместе с авторитетными гебраистами – Bochert и Wiener’oм – происходит от существительного , что значит «змея» и следовательно, указывает на волхвования через культ священных змей. Что такой культ, по примеру Египтян, широко практиковался в Палестине и Араме, об этом немало указаний в Библии ( Исх.7:11 ; Быт.30:27 ; Чис.24:1 ). Но оттуда же оказывается, что он небезызвестен был и древнему еврейству. Так, знамения и чудеса со змеями фигурируют еще в истории исхода Евреев из Египта, причем активную роль играют здесь Моисей и Аарон, т. е. «вождь и первосвященник» Еврейского народа ( Исх.4:4, 30; 7:9–14 ). В особенности-же соблазнительным является известный «медный змий», которого повесил Моисей в пустыне, в качестве чудесного, избавляющего от смерти средства ( Чис.21 ); и только во дни царя Езекии был уничтожен культ этого змия, как заключал Mayb. из следующ. слов XVIII гл. IV кн. Ц: «той разгроми высокая и сокруши капище, и искорени ду-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010