Глава 6 Перенесение Ковчега Завета из Кириаф-Иарима в Иерусалим. 2Цар.6:2 .  И встал и по­шел Давид и весь народ, быв­ший с ним из Ваала Иудина, чтобы пере­нести оттуда ковчег Божий, на котором нарицает­ся имя Го­с­по­да Саваофа, сидящего на херувимах. Ваал Иудин – то же, что Кириаф-Иарим в колене Иудином. «Чтобы перенести оттуда ковчег Божий». См. ( 1Цар.6:21,7:1 ). «Имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах». См. ( Исх.25:10–22 ). 2Цар.6:5 .  А Давид и все сыны Израилевы играли пред Го­с­по­дом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах. «Играли пред Го­с­по­дом на всяких музыкальных орудиях» – для выражения и наибольшего возбуждения своего религиозного чувства. Цитра и псалтирь – струнные музыкальные инструменты; систра и кимвал – металлические ударные, тимпан – нечто вроде нашего бубна. 2Цар.6:7 .  Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. На вопрос о том, за что, собственно, наказан Оза, блаженный Феодорит отвечает: «Иные говорят, что он наказан за опрометчивость, как покусившийся подать помощь Кивоту, который, служа защитой всему народу, не нуждался в пособии других. Иосиф же (Флавий) говорит, что Оза подвергся наказанию за то, что, не будучи левитом, дерзнул прикоснуться к Кивоту; но это, очевидно, ложно, потому что Оза был сын Аминадава, которому вефсамитяне передали Кивот, отпущенный иноплеменниками ( 1Цар. 7:1 ; 2Цар. 6:3–4 ); Аминадав же был из колена Левиина ( 1Пар. 6:16–22 ). Да и не за опрометчивость понес он наказание, потому что, когда наклонилась колесница, надлежало поддержать ее рукой. Напротив того, Оза наказан за другое беззаконие. Бог повелел носить Кивот священникам на раменах ( Чис. 4:1–20 ); они же, вопреки закону, везли на колеснице. Ввело же их в обман то, что Кивот, отосланный так иноплеменниками, никому не причинил вреда. Но надлежало знать, что иноплеменники и закона не знали, и священников не имели, чтобы перенести Кивот по закону» (блаженный Феодорит, толк. на 2 Цар, вопр. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5.3. Об уделах левитов Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета По поводу священства мне хотелось бы обратить ваше внимание еще на такое обстоятельство. В Священном Писании не менее 10 раз встречается указание на то, что левиты не должны иметь своего собственного земельного надела. Десятикратное об этом упоминание, по-видимому, требует нашего с вами внимания. С чем это связано? Во-первых, изначально это обстоятельство возвращает нас к книге Бытия, когда Иаков предрекает это Симеону и Левию за ту месть, которую они совершили за свою сестру Дину. Им говорится, что они будут рассеяны в Израиле. Иаков говорил так: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их. В совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя. Ибо они во гневе своем убили мужа... Проклят гнев их, ибо жесток.., разделю их в Иакове и рассею их в Израиле» (Быт. 49:5-7), – здесь речь может идти о разделении и рассеянии территориальном, либо о разделении нравственном. Но далее мы видим разницу в судьбе этих двух колен. Мы видим, что когда совершают поклонение золотому тельцу, то на возглас Моисея: «кто Господень, [иди] ко мне!» (Исх. 32:26), – к нему приходят именно левиты. Далее, когда израильтяне начинают блудодействовать в степях моавитских, то левит Финеес поражает израильтянина, который открыто привёл к себе в шатёр моавитянку и предался с ней блудодеянию, и этим израильтянином оказывается не кто иной, как начальник колена Симеонова. В переписях, которые есть в книге Чисел, мы видим, что исчисляется народ израильский сначала перед выходом от Синая и затем перед вступлением в землю обетованную. При этом левитов стало больше, а численность колена Симеонова существенно сократилась. Когда израильтяне поделили между собой землю, то колено Симеоново оказалось рассеяно среди других колен. В еврейском тексте Библии, в благословении, которое дает Моисей коленам Израильским, Симеон даже не упоминается. О колене Левином блаженный Феодорит говорит, что «колено Левино рассеяно по причине высокой чести, чтобы в каждом колене жили левиты и жрецы, и все приобретали от них пользу» с. 73]. Левиты получают 48 городов, в том числе 6 городов-убежищ. В книге Чисел звучат следующие слова: «И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела, и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых» (Чис. 18:20).

http://sedmitza.ru/lib/text/430964/

Глава 13 1–14. Перенесение ковчега завета в Иерусалим. 1Пар.13:1 .  И советовался Давид с тысяченачальниками, сотниками и со всеми вождями, 1Пар.13:2 .  и сказал [Давид] всему собранию Израильтян: если угодно вам, и если на то будет воля Господа Бога нашего, пошлем повсюду к прочим братьям нашим, по всей земле Израильской, и вместе с ними к священникам и левитам, в города и селения их, чтобы они собрались к нам; 1Пар.13:3 .  и перенесем к себе ковчег Бога нашего, потому что во дни Саула мы не обращались к нему. 1Пар.13:4 .  И сказало все собрание: «да будет так», потому что это дело всему народу казалось справедливым. Стихи 1–4 представляют более подробный, чем в главе 2Цар.6 , рассказ о собрании Давидом в Иерусалим народных представителей для перенесения ковчега завета. Как избранный в цари самим народом, он советуется с ним по данному вопросу, предоставляя его решение на усмотрение своих тысяченачальников, но в то же время и со своей стороны приводя такое соображение, которое заранее должно было предрешить перенесение ковчега: «от дней Саула мы не обращались к нему» (ст. 3). 1Пар.13:5 .  Так собрал Давид всех Израильтян, от Шихора Египетского до входа в Емаф, чтобы перенести ковчег Божий из Кириаф-Иарима. «От Шихора (т.е. «черная река» – Нил. ( Ис.23:3 ; Иер.2:18 )) Египетского до входа в Емаф» (древняя ханаанская колония на южном склоне Антиливана ( Быт.10:18 )) – такое же определение границ Палестины в направлении от юга к северу ( Чис.34:5,8 ; 4Цар.14:25 ), как и выражение «от Вирсавии до Дана» ( 2Цар.3:10 ). 1Пар.13:6 .  И пошел Давид и весь Израиль в Кириаф-Иарим, что в Иудее, чтобы перенести оттуда ковчег Бога, Господа, седящего на Херувимах, на котором нарицается имя Его. 1Пар.13:7 .  И повезли ковчег Божий на новой колеснице из дома Авинадава; и Оза и Ахия вели колесницу. 1Пар.13:8 .  Давид же и все Израильтяне играли пред Богом из всей силы, с пением, на цитрах и псалтирях, и тимпанах, и кимвалах и трубах. 1Пар.13:9 .  Когда дошли до гумна Хидона, Оза простер руку свою, чтобы придержать ковчег, ибо волы наклонили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 23 Законы: о принятии в израильскую общину; о чистоплотности стана; о беглых рабах; о профессиональных блудниках и блудницах; о процентах; об обетах; о пользовании чужим садом и жатвой. Втор.23:1 .  У кого раздавлены ятра или отрезан детородный член, тот не может войти в общество Господне. Втор.23:2 .  Сын блудницы не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне. Втор.23:3 .  Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, Втор.23:4 .  потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя; Втор.23:5 .  но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя. Втор.23:6 .  Не желай им мира и благополучия во все дни твои, во веки. Втор.23:7 .  Не гнушайся Идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся Египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его; Втор.23:8 .  дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне. В «общество Господне», т. е. израильскую общину, не могли быть принимаемы в качестве ее членов: 1) кастраты, так как закон чужд всякой противоестественности (см. Втор 22.5 , с прим.), почему «запрещается делать (умышленно) каженниками не только людей, но и скот» (блаж. Феод., Толк. на кн. Втор., вопр. 15); 2) сыновья профессиональных блудниц, не признанные их отцом; 3) аммонитяне и моавитяне: «во-первых, потому, что беззаконен их корень: родились они от беззаконного сочетания ( Быт 19.36–38 ); а потом и по причине нечестия, участниками в котором сделали и израильтян, украсив жен, и чрез них народ Божий уловив в служение идолам ( Чис. 25.1 )» (бл. Феод., Т. на кн. Втор., в. 16). Внуки идумеян и египтян, поселившихся среди евреев, могли быть принимаемы в израильскую общину, вероятно по причине сравнительной чистоты их нравов и религиозных воззрений. Относительно религии Египта некоторые ученые держатся того мнения, что последняя была ничем иным, как прикровенным монотеизмом, недоступным сознанию массы, но постигаемым и ревниво хранимым жрецами. Указание на идолослужение идумеян ( 2Пар 25.14 ) относится сравнительно к позднейшему времени, причем неизвестно еще, было ли идолопоклонство идумеян полным идолослужением или же только проявлением неумеренного сенсуализма в области религии, подобно чествованию израильтянами Иеговы в виде вылитого Аароном золотого тельца ( Исх. 32.1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 16 Тайное помазание на еврейское царство Давида. Приближение Давида ко двору Саула. 1Цар.16:1 .  И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя. Иессей из Вифлеема Иудейского – внук Вооза, женившегося на моавитянке (Руфь см. кн. «Руфь»), прямой потомок Наасона, князя Иудина колена при Моисее ( Чис.1:7 ; 1Пар. 2:10 ). 1Цар.16:2 .  И сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи: «я пришел для жертвоприношения Господу»; Опасение Самуила понятно: с одной стороны, он боялся преждевременного, насильственного прекращения не только его личной жизни, но и общественно-пророческой деятельности; с другой – тех печальных последствий, которые могли иметь место вслед за безумным поступком Саула. Насильственная смерть пророка Самуила могла вызвать взрыв народного негодования в отношении того, кто был ближайшей причиной этой смерти, и произвести гибельную анархию в еврейском государстве. Слова Господа: «возьми в руку твою телицу» и проч. – не научение неправде, а указание на действительно необходимое действие: великое событие священного помазания на царство избранника Божия не могло не быть ознаменовано религиозным обрядом (ср. 1Цар.9:15–27,10:1,8 ). «И пророк действительно совершил жертвоприношение ( 1Цар.16:5 ). Посему сказано ему, чтобы, до времени скрыв главное дело, указал (имеющим вопросить его о приходе в город) придаточное» (Блаж. Феодорит толк. на 1Цар., вопр. 36). 1Цар.16:4 .  И сделал Самуил так, как сказал ему Господь. Когда пришел он в Вифлеем, то старейшины города с трепетом вышли навстречу ему и сказали: мирен ли приход твой? «Мирен ли приход твой?» «Потому ли, что неожиданные посещения пророка обусловливались большей частью необычайными событиями, и притом тревожного характера, или потому, что напряженное состояние, роковая борьба между пророческим и царским могуществом чувствовалась всеми, следившими за положением дел и опасавшимися тяжелых напряжений и смут, старейшины города поспешили выйти навстречу пророку и с трепетом спросили: «С миром ли идешь к нам?» ( Я. Богородский , «Еврейские цари», с. 64).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 29 Возобновление синайского завета. Втор.29:1 .  Вот слова завета, который Господь повелел Моисею поставить с сынами Израилевыми в земле Моавитской, кроме завета, который Господь поставил с ними на Хориве. Торжественное возобновление завета, заключенного Иеговой с предшествующим поколением при Синае. Втор.29:5 .  Сорок лет водил вас по пустыне, и одежды ваши на вас не обветшали, и обувь твоя не обветшала на ноге твоей; Ср. Втор 8.4 . Втор.29:6 .  хлеба вы не ели и вина и сикера не пили, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш. Ср. Лев.10.8–10 . Хлеб и вино обыкновенного происхождения были заменены хлебом и водой, ниспосылаемыми чудесным образом. Втор.29:7 .  И когда пришли вы на место сие, выступил против нас Сигон, царь Есевонский, и Ог, царь Васанский, чтобы сразиться с нами, и мы поразили их; Втор.29:8 .  и взяли землю их и отдали ее в удел колену Рувимову и Гадову и половине колена Манассиина. Ср. Чис. 21:21–35, 32:1 ; Втор 2:24–37, 3:1–20 . Втор.29:18 .  Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь, «Яд и полынь» – образное выражение нравственного вреда и горечи идолослужения. Втор.29:19 .  такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: «я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего»; и пропадет таким образом сытый с голодным; «И пропадет таким образом сытый с голодным» по греко-славянскому тексту: « Да не погубит грешник безгрешного с собою», что более гармонирует с началом стиха. Втор.29:20 .  не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие [завета сего], написанное в сей книге [закона], и изгладит Господь имя его из поднебесной; «И изгладит Господь имя его из поднебесной», как изглажено имя многих языческих народов древности и как уже прекращена историческая известность большей половины еврейского народа – израильтян, отведенных в плен Ассирией.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Магия — 1) разновидность колдовства; 2) способ воздействия на человека, предметы или явления окружающего мира посредством особых средств и приёмов, предполагающий сверхъестественный результат. Не является ли магия обычным шарлатанством? В современном мире под образом магов нередко выступают мошенники. Как правило, всё их магическое искусство сводится к банальному обману и манипулированию сознанием. Зачастую такие мошенники, стремясь привлечь к себе больше сторонников, прикрываются ширмой причастности к древним знаниям или маской религиозности, в том числе Православия . Однако история знает немало действительных магов. Так, например, египетские колдуны сумели воспроизвести формально те же чудеса, что и Моисей ( Исх.7:22 ). Известность колдуна Валаама распространялась далеко за пределы его родной земли ( Чис.22:25-26 ). О Симоне Волхве Писание прямо сообщает, что он «изумлял народ Самарийский» своими волхвованиями ( Деян.8:9 ). Что составляет основу результативности магических действий? Как мир в целом, так и населяющие его люди существуют и развиваются в соответствии с естественными законами. Сверхъестественной силой обладает только Бог . Действия магов (произнесение обрядовых заклинаний, жестикуляция, обращение с предметами магических культов — талисманами, свечами, хрустальными шарами, черепами, заговоренной водой и пр.) по сути не выходят из обычного ряда вещей и явлений. Но зато на это способны лукавые духи, в той мере, в какой попускает Господь. Именно демоническое сопровождение и участие делает действия мага эффективными и «могущественными». Стало быть, маг — это тот, кто опирается в своей деятельности на диавола и его лукавую рать. Вот почему как во времена Ветхого Завета ( 1Цар.15:23 ), так и во времена Нового ( Гал.5:20 ) магия всегда находилась под жестким запретом и осуждением закона. Каково отношение к магии со стороны Бога? О Своем отношении к магам Бог высказывался неоднократно: во времена Ветхого Завета — через пророков, а во времена Нового — через апостолов и их последователей. Поскольку магия основывается на активном взаимодействии с демоническими силами, постольку и осуждается, как один из наиболее отвратительных и мерзких видов беззакония ( Втор.18:12 ).

http://azbyka.ru/magiya

Скачать epub pdf Псалом 66 Псалом этот имеет такое надписание: В конец, в песнех, псалом песни Давиду. Слово в конец, кроме того значения, какое ему дается во всех прочих псалмах переводом с еврейского («начальнику хора»), имеет здесь и ту мысль, что оно указывает на конец закона, который есть Христос Господь, Которому принадлежит вечное прославление Его в песнех, или песнопениях. Выражение псалом песни означает пение псалма, соединенное с музыкой, или такое песнопение, которое, начинаясь аккомпанементом музыки, сопровождается хоровым пением, когда сердечные чувства человека, в честь и славу Божию, изливаются совокупно в пении и музыкальных звуках. Этот псалом песни Давиду внушен Духом Святым: в нем псалмопевец молит Бога о благословениях, которые должны излиться на землю с пришествием Мессии – Христа, и потом о распространении истинного богопознания и между язычниками – молит, чтобы все языцы познали путь Господень, т.е. все домостроительство спасения рода человеческого, уготованное чрез Сына Божия, Спасителя миру, чтобы уверовали в Него и с радостью исповедали святое имя Божие (ст. 2–5). Затем он выражает горячее желание, чтобы это время, когда все народы, соединившись под праведным господством Мессии, будут единодушно прославлять Господа, скорее наступило: пророческим взором он уже и видит землю – внешнюю природу – прославленной и благословенной, как во времена Мессии (ст. 6–7), и в заключение снова молит о мессианском благословении (ст. 8). Пс.66:1 Составляет надписание, которое объяснено выше. Пс.66:2–3 Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны: познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Изречениями этих стихов псалмопевец испрашивает у Бога милости для всех народов земных – того благословения Божия, которое низойдет с пришествием Мессии-Спасителя на землю, выражая моление свое теми словами, какими заповедано было Самим Богом, чрез Моисея, священникам благословлять народ ( Чис.6:24–26 ): Боже, будь милостив к нам и благослови нас; просвети лице Твое, т.е. воззри милостиво, озари светом Твоим; или: пошли нам Сына Твоего, Спасителя мира. Познати на земли путь Твой, т.е. чтобы населяющие землю научены были пути, который ведет к Тебе, и чтобы во всех языцех проповедано было спасение Твое. Ты Сам «путь и истина и живот» ( Ин.14:6 ), а потому познать путь Твой значит то же, что познать Тебя и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ), иметь веру в Тебя и чрез то получить вечное спасение ( Мк.16:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Глава 24 Третья и четвертая притчи Валаама об Израиле. – Притча об Амалике. – Притча о кенеях. – Притча об ассуре, евере и киттиме. Чис.24:1 .  Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне. Валаам окончательно убедился, что он может только благословлять народ Божий, а потому уже не удаляется от жертвенника для разрешения своего душевного волнения. Чис.24:3 .  И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, «С открытым оком», т. е. с даром пророческого ясновидения. Чис.24:4 .  говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его: «Падает, но открыты глаза его», т. е.: хотя пророк (по слабости человеческой) подвержен возможности нравственного падения и (в состоянии пророческого восторга) сильному физическому расслаблению, – его умственное око не перестает прозревать волю Божию. Чис.24:7 .  польется вода из недр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. Символом богатства и плодородия берется вода, как непременное условие обильной и богатой растительности 2 . Имя Агаг (LXX: Γγ, слав.: Гог), по всей вероятности, было титулом амаликитских царей, подобно тому, как имена: Авимелех – герарских; Фараон, Птоломей – египетских; Кесарь – римских. Чис.24:17 .  Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Чис.24:18 .  Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Чис.24:19 .  Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города. Ближайшим образом и отчасти имеется в виду могущество Израиля при его славных земных царях. Во всей же своей полноте пророчество относится Церковью ко временам Мессии. Церковь положила настоящее пророчество паремийным чтением на праздник Рождества Христова. По словам одной церковной песни на означенный праздник, «ныне из Иакова, якоже Валаам рече, рождается Христос; языки же господствует, и возвысится благодатию Царство Его пребывающее непременно» (троп. 5 п. кан. на Р. X.). «Волхва звездочетца Валаама гадания ныне исполняются, – говорится в другом месте, – воссия бо звезда от Иакова и настави к солнцу славы дары носящие волхвы, от Персиды цари» (троп. 3 п. кан. на Р. X.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 5 Перенесение ковчега завета из скинии Давидовой в храм (Ср. 3Цар.8:1–11 ) 1–3. Собрание старейшин Израилевых в седьмом месяце на торжество перенесения ковчега. 4–6. Перенесение ковчега и многочисленные жертвы Соломона. 7–10. Поставленне ковчега во Святом Святых. 11–14. Пение левитов и игра на музыкальных инструментах; феофаническое облако наполняет храм. 2Пар.5:1 .  И окончилась вся работа, которую производил Соломон для дома Господня. И принес Соломон посвященное Давидом, отцом его, и серебро и золото и все вещи отдал в сокровищницы дома Божия. 2Пар.5:2 .  Тогда собрал Соломон старейшин Израилевых и всех глав колен, начальников поколений сынов Израилевых, в Иерусалим, для перенесения ковчега завета Господня из города Давидова, то есть с Сиона. 2Пар.5:3 .  И собрались к царю все Израильтяне на праздник, в седьмой месяц. Замечание стиха 1 о помещении Соломоном в храме сокровищ Давида есть повторение ( 3Цар.7:51 ) (ср. 2Цар.8:7–12 ; 1Пар.18:7–11 ). Сокровища эти, вероятно, были помещены в трехэтажных пристройках храма. Стихи 2–3 ср. ( 3Цар.8:1–2 ). В 2 Паралипоменон не указано название 7-го месяца «этаним» или «афаним» (позже – «тисри»), как в 3 Царств. По блаженному Феодориту , собрание народа совершилось в праздник кущей (Migne, «Patrologiae Cursus Completus. Series graeca», t. 80, p. 822). 2Пар.5:4 .  И пришли все старейшины Израилевы. Левиты взяли ковчег 2Пар.5:5 .  и понесли ковчег и скинию собрания и все вещи священные, которые в скинии, – понесли их священники и левиты. 2Пар.5:6 .  Царь же Соломон и все общество Израилево, собравшееся к нему пред ковчегом, приносили жертвы из овец и волов, которых невозможно исчислить и определить, по причине множества. Согласно ( 3Цар.8:3 ) ковчег подняли и несли священники, как требует и ( Чис.4:15 ). Здесь же, стих 4, равно как в ( 1Пар.15:2 ) и ( 2Цар.6:15 ), право носить ковчег представляется принадлежащим и левитам или «священникам-левитам», как следует точно перевести с еврейского: (гак) коганим (га) левиим; «левиты» – родовое понятие, «священники» – видовое (ср. Втор.10:8,18:7 ). См. проф. Ф.Г. Елеонский , «Феократическое и экономическое состояние ветхозаветного левитства и священства по законам Пятикнижия», Христианские Чтения, 1875, август, с. 192–207; ср. прот. Г. Титов , «История священства и левитства ветхозаветной церкви», Тифлис, 1876, с. 63–64, примеч. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010