Смертная казнь определена была за нарушение субботы ( Исх. 31:14 ; Чис. 15:32–35 ). Истребление из среды народа Божия определено было за оставление обрезания ( Быт. 17:14 ), пасхального торжества ( Чис. 9:13 ), поста и покаяния в день очищения ( Лев. 23:29 ), за употребление кислого в Пасху ( Исх. 12:19 ), за употребление крови, за употребление жира жертвенных животных ( Лев. 7:25, 27 ) и за другие нарушения обрядового закона, если эти нарушения делались по дерзости ( Лев. 19:8 ; Исх. 30:33, 38 ; Чис. 15:30 ). За преступление против 5-й заповеди: если родители приводили сына своего к старейшинам и жаловались на него, что он не покорен, буен, злословит их, мот и пьяница, то все жители города должны были побить его камнями. Если кто не признавал суда первосвященника или вождя народа, то его должно было предать смерти ( Исх. 21:15, 17 ; Лев. 20:9 ; Втор. 17:8–13; 21:18–21 ). За преступление против 6-й заповеди: злонамеренного убийцу должно было предавать смерти. Если кто убивал вора, подкапывающего ночью дом, то освобождался от суда. Если кто нечаянно убивал ближнего, то должен был скрываться в городах убежища до смерти первосвященника, потому что родственники убитого имели право как мстители за кровь убить его 296 . Но если суд находил его виноватым, то должен был брать его из города убежища и даже от алтаря и предавать смерти. Если чей-либо вол, известный бодливостью, убивал человека, то должно было убить вола и хозяина его или, вместо смертной казни хозяина, взять с него только наложенный судом выкуп. Если же вол, убивший человека, не был бодлив, то должно было убить только вола ( Исх. 21:12–14, 28–32, 22:2 ; Лев. 24:17 ; Чис. 35:16–34 ; Втор. 19:1–13 ). Если кто убивал раба, то подлежал наказанию за убийство; если же раб после побоев прожил день, то бивший его не подвергался наказанию как убийца. Ударивший в драке ближнего так, что он слег в постель, должен был вылечить его и заплатить ему за остановку в его работе. Изувечивший ближнего подвергался сам тому же увечью, которое сделал ближнему 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

§ 144. Общество Иеговы Чрез избрание в народ завета израилю досталось назначение быть обществом Господним (Иеговы) или Божиим (adath Чис.27:17; 31:16 ; khal Чис.16:3; 20:4 и пр. khal Elohim). Общество Иеговы повсе нельзя отождествлять ни с совокупностью плотских потомков Иакова, ни с политическим обществом израильским, представленным в лице его начальников, оно состояло из совокупности тех, которые носили на себе заветный знак обрезания и пользовались полными правами завета. 1096 Но, так как царство Божие, насажденное в израили, несмотря на свое временное ограничение одним народом израильским, носило в себе зародыш всеобщности, распространения между всеми народами; то и в начале заключенный с Авраамом и при Синае утвержденный с Израилем завет не был ограничен исключительно плотскими потомками 12 сынов израилевых. Уже для Авраама обрезание всего мужеского пола из его дома представляется вещественным доказательством того, что спасение, приготовляемое чрез него и его семя, назначено для всех племен земли, потому что чрез обрезание считавшиеся сотнями рабы его причислялись к его дому, делались соучастниками данных ему заветных обетований и включались в обетованное семя, и хотя это семя, разросшись в многочисленный народ, отделилось от всех других народов и должно было жить только в ханаанской земле; однако уже из Египта вышла с израильтянами большая смешанная толпа чуждого народа ( Исх.12:38 ; Чис.11:4 ; Нав.8:35 ), которая не была ими отослана назад. И во все времена между израильтянами обитали чужестранцы, т. е. индивидуумы внешних (языческих) народов, и если только они воздерживались от идолослужения и наблюдали отдельные религиозные постановления (сравн. 1. § 65), то закон доставлял им не только защиту и терпимость, но и гражданские права, одинаковые с правами израильтян, так что они могли даже приобретать недвижимую собственность, поместья ( Лев.25:47 дд.) и приносить жертвы Иегове ( Чис.15:15 д.; 26:29), не принадлежа к обществу Иеговы. Им дозволен был и вход в самое общество, если они подвергали себя обрезанию, чрез что они становились способными есть пасхального агнца и участвовать в заветном пире народа израильского и таким образом быть сочленами общества Иеговы ( Исх.12:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

И что отвещают царие языков? Яко Господь основа Сиона, и тем спасутся смиреннии людий Его. Итак, поскольку из иноплеменников нет ни одного пребывающего, но, по причине злобы своей, стали они как бы несуществующими, ибо сказано: Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им (Пс. 103, 35), не в том смысле, что перейдут они в ничтожество, но в том, что будут удалены от посещения Богом, Который един есть истинно Сущий, что скажут цари их, видя такое различие между язычниками и Сионом? Не приидут ли, конечно, в сознание, что живущие по–язычески, по причине злонравия своего, находятся в волнении, а имеющие ум свой очищенным именуются Сионом, потому что там стражбище всякого естества? Как бы с вершины горы, с высоты ума созерцаются мир и благоустройство мира, а чрез них и Самый Бог; а также созерцаются дела житейские и их малоценность. Посему как ум, погруженный в вино и прочие страсти, падает от опьянения, так ум чистый имеет своим основоположником Бога. И тем смиреннии людий спасутся. Ибо блажени нищии (Мф. 5, 3), и горе богатым, яко отстоят утешения своего (ср.: Лк. 6, 24). Толкование на пятнадцатую главу Слово на Моавитскую землю. Собери все, что писано о Моаве, чтобы можно тебе было выразуметь смысл всего этого пророчества на Моава: из книги Бытия — историю Лота, который от старшей дочери родил Моава, отца моавитян (см.: Быт. 19, 37), из книги Числ — происшествия после медного змия, ибо воздвигошася сынове Израилевы, и ополчишася во Овофе. И воздвигшеся от Овофа, ополчишася в пустыни, яже есть пред лицем Моавитским (ср.: Чис. 21, 10–11). И еще повествуемое о Валаке, который был сын Сепфоров, царь моавский. Желая с помощью проклятия истребить Израиля, послал он в Фавуру (Пефор) к Валааму, сыну Веорову (см.: Чис. 22, 4–6), птицегадателю (см.: Чис. 24, 1) [ ], советнику блуда и идолослужения (см.: Втор. 31, 16), чрез которого, как сказано, осквернишася людие блужением со дщерми Моавли, и призваша я в требы кумир своих (Чис. 25, 1–2). Исследуй и повествуемое о Руфи, которая от семени моавского присоединилась к Израилю и столько облагородилась, что от нее произошел не только Давид, но и Господь наш (см.: Мф. 1, 5). И попытайся везде отыскать слово на Моавитскую землю, в котором прикровенно изображены частью угрозы, а частью обетования. Все же сказано с прикровением, чтобы покрывало, лежащее во чтении Ветхаго Завета, было снято с нас, если восскорбим, истинно обратившись ко Господу (ср.: 2 Кор. 3, 14, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

35:9–34. Кровная месть. Несмотря на то что библейский закон недвусмысленно говорит об обязанности «мстителя за кровь» отомстить за смерть родственника, этот обычай мог служить помехой отправлению правосудия. Чтобы дать родственникам «успокоиться» и провести надлежащее расследование, были учреждены шесть городов-убежищ. Для вынесения обвинительного приговора требовалось двое свидетелей ( Чис. 35:30 ), и только после этого «мститель за кровь» имел право умертвить убийцу ( Чис. 35:19–21 ; Втор. 19:12 ). Выкупить убийцу было невозможно ( Чис. 35:31,32 ). Это правило являет собой полную противоположность законам, действовавшим в других местах древнего Ближнего Востока. И хеттские, и среднеас-сирийские законы предусматривают возможность уплаты выкупа за жизнь убийцы. Ассирийский закон занимает промежуточную позицию, предоставляя родственникам погибшего выбор: умертвить убийцу или принять выкуп. 35:25,28. Смерть первосвященника. Не время, проведенное в ссылке, освобождает человека от вины за непредумышленное убийство. ( Нав. 20:2–6 ). Кровь убитого человека можно было искупить только другой смертью, ибо любое убийство связано с грехом кровопролития. Но поскольку обвиняемый не был признан убийцей, ему полагалось оставаться в убежище вплоть до смерти первосвященника. Поэтому освобождение от греха кровопролития происходило именно благодаря смерти первосвященника. Таким образом, даже смерть первосвященника продолжает его религиозное служение народу, избавляя людей от грехов (см.: Исх. 28:36–38 ; Лев. 16:16 ). 35:33. Осквернение земли кровопролитием. Земля обетованная, будучи даром завета, является священной и не может быть осквернена кровопролитием или идолопоклонством ( Иез. 36:17,18 ). Поскольку кровь – это источник жизни и дар Бога, осквернение, вызванное кровопролитием, может быть смыто только кровью. Поэтому даже кровь животных следовало выливать на жертвенник в качестве искупления за грех человека, заклавшего их (см.: Лев. 17:11 ). Вот почему осужденный судом убийца должен быть казнен, а смерть первосвященника очищает от осквернения, вызванного непредумышленным убийством.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

34:23–28 Пророчица обещала царю и народу Божию кару за нарушение закона. Однако, благодаря смирению Иосии, Бог отсрочил исполнение Своего суда (см. ком. к 1Пар. 28,9 ). 34 заключил завет. См. ком. к 15,12. 34:33 Добавляя этот стих, летописец показывает, что предпринятые Осией преобразования охватывали и территорию северного царства (см. ком. к 34,6). Глава 35 35 первого месяца. См. ком. к 30,2. 35 всех Израильтян. Летописец говорит обо всем без исключения народе, в том числе и о принявших участие в свершении Пасхи северянах. С его точки зрения, север и юг к тому времени уже объединились в единое целое (см. ком. к 29,1–36,23). 35 как предписано Давидом... и... Соломоном. Летописец подчеркивает, что богослужение было организовано Иосией в строгом согласии с предписаниями Давида и Соломона. 35 согласно со словом Господним чрез Моисея. См. ком. к 1Пар. 16,40 . 35:7–8 В данном случае Иосия снова поступает так же, как прежде поступали Давид (см. ком. к 1Пар. 29,3 ) и Езекия (см. ком. к 30,24). За его пожертвованием последовали обильные пожертвования начальствующих и народа. 35 не была совершаема такая пасха... из всех царей Израилевых ни один не совершал такой пасхи. Подобное замечание летописец делает и в связи с свершением Пасхи Езекией (30,26). При Осии на праздновании Пасхи народу было гораздо больше, а приношения гораздо богаче, чем при Езекии (30,25). 35 туда, где у меня война. По-видимому, Нехао шел войной на Вавилон; Иосия же представлен летописцем в качестве союзника вавилонян. Он, таким образом, наказан за заключение союза с иноземцами (см. ком. к 16,2). 35 от лица Божия. Если всемогущий Бог мог говорить через ослицу ( Чис. 22,26–30 ), то нет ничего необычного в том, что в данном случае Он говорит устами языческого царя. 35:24 Летописец подчеркивает, что, несмотря на свое падение, Иосия остался одним из величайших и добродетельнейших царей Иудеи. 35 Оплакал... и Иеремия в песне плачевной . Эта фраза традиционно приводится в доказательство того, что именно Иеремия являлся автором книги Плач Иеремии. И это достаточное основание для полной уверенности в авторстве книги (см.: Плач Иеремии. Введение: Автор).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Вамоф-Ваал , близ Дивона ( Чис.21:19 ; Нав.13:17 ); думают, что это поселение находилось близ капища, посвященного Ваалу; Вамоф-Ваал – значит высоты Вааловы. Бецер , город в пустыне Мисор, на равнине, против Иерихона ( Втор.4:43 ; Нав.20:8; 21:36 ). Он называется также Восором ( Иер.48:24 ). Этот Восор следует отличать от Восора в земле Галаадской ( 1Мак.5:26, 28, 36 ). Махерус , крепость близ Мертвого моря, построенная на утесе, окруженном глубокими рвами. Асмонеане еще более укрепили это место. Крепость была разрушена Габинием и восстановлена Иродом Великим. В этом замке содержался узником и потом был обезглавлен Иоанн Креститель ( Мк.6:28 ). Кириафаим , на юге Есевона, город, разрушенный при завоевании земли Обетованной и после восстановленный коленом Рувимовым ( Чис.32:57 ). Кедемоф ( Нав.13:18 ), город в пустыне того же имени. Моисей из пустыни Кедемоф посылал к Сигону, царю Есевонскому, просить дозволения пройти чрез его землю ( Втор.2:26 ). Этот город был отдан левитам, потомкам Мерариным ( Нав.21:37 ). Мефааф ( Нав.13:18 ), как и Кедемоф, находился на восточной границе страны Моавитян. Он был отдан левитам, потомкам Мерариным ( Нав.21:37 ). Беф-Фегор , на восточной стороне Иордана, против Иерихона. Он был назван городом Фегора, потому что в нем почитался этот идол ( Нав.13:20 ). Аседоф-Фасга , город у подошвы горы Фасги ( Нав.13:20 ). Дивон ; этот город называется также Дивон-Гад, потому что восстановлен потомками Гада ( Чис.32:34 ). Пророк Исаия называет его Димоном ( Ис.15:9 ). Он находился на севере Арнона. Ароир или Ароер , на северном берегу Арнона ( Втор.2:36; 3:12; 4:48 ; Нав.12:2; 13:16 ). В Библии часто говорится об Ароире, что он лежал на Арноне, в отличие от другого города того же имени, находившегося в уделе колена Гадова, пред Раввою ( Нав.13:25 ). Нево , город, расположенный у горы того же имени ( Чис.32:38 ). Каллирое , город на восточной стороне Мертвого моря, известный минеральными водами. Многие думают, что Каллирое есть Лаша ( Быт.10:19 ). § 35. Десятиградие (Декаполь)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

– Такую же защиту закон ставит и женской чести. Если муж по злобе хотел обесславить девицу, взятую в супружество, тем, что она на брачном ложе не оказалась девицею, то он должен был, как скоро его показание доказано было как ложное, подвергнуться (телесному) наказанию и к тому же еще заплатить, – как штраф, – родителям девицы определенную пеню в 100 сиклей серебра Втор.22:13–19 . Если кто встретившись на поле с девицею, обрученною другому схватывал и обесчестил ее, то его должно было предать смерти, Втор.22:25 ; а кто схватывал не обрученную девицу и ложился с нею, тот должен был взять ее замуж и выплатить ее отцу при этом штраф в 50 сиклей ст. 28. – Наконец, также подвергался смерти тот кто крал человека, т. е. свободного израильтянина, лишал его свободы, пользовался им, как крепостным или продавал его Исх.21:16 ; Втор.24:7 . 3. Преступления против жизни. Умерщвление человека, не заслуживающего смерти, навлекает вину крови не только на преступника, но и на весь народ; она должна быть искуплена, или же она повлечет за собою божественную месть. – Кто с умыслом, из ненависти или вражды, убил человека или избил его так что тот умер, 1170 тот должен быть умерщвлен; кровомститель должен умертвить его, при первой встрече Исх.21:12 ; Лев.24:17,21 ; Чис.35:16–21 . Кто подстерегает своего ближнего и убивает его, не должен находить защиты ни в одном из городов убежища ( Втор.19:11–13 ; кто коварно умертвит другого, тот должен быть взят даже от жертвенника Иеговы и предан кровомстителю, чтобы умереть ему ( Исх.21:14 ). За жизнь убийцы, который повинен смерти, не должно быть никакого примирения (выкупа), он должен быть умерщвлен ( Чис.35:31 ). Не должно щадить такого, чтобы этим примирить преступление крови и удалить от Израиля невинно пролитую кровь ( Втор.19:13 ), потому что земля оскверненная кровью, от пролитой на ней крови не может быть ничем другим примирена, как кровью того, кто пролил ее ( Чис.35:33 ). Даже вол, забодавший до смерти мужчину или женщину, сына или дочь, должен быть побит камнями и его мяса, как оскверненного кровью, не должно есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Прочти со вниманием указанные места Писания и убедись, что как святые Божии, так и ангелы Его принимают почитание от людей без того, чтобы оно причиняло малейшее огорчение Богу. Ибо может ли огорчаться Бог, видя, что друзья Его прославляются, если Он Сам их прославил (см.: Рим.2:10 ), наделив особыми силами и дарами? Сектант : Каковы эти силы и дары? Священник : Прежде всего это силы чудотворения, как написано: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев ( Пс.67:36 ), и еще: святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них ( Пс.15:3 ). Не рукою ли пророка Своего Моисея покарил Бог Египет (см.: Исх.7:10–12 ), превратил воду в кровь ( Исх.7:20–21 ), навел жаб ( Исх.8:6 ), песьих мух ( Исх.8:24 ), моровое поветрие ( Исх.9:3 ), жгучие язвы, огненный град ( Исх.9:8, 18, 33 ), саранчу ( Исх.10:4–6 ), тьму ( Исх.10:21 ), поразил смертью первенцев ( Исх.12:29–30 ), провел евреев через Чермное море ( Исх.14:15–16 ), погубил фараона и воинство его ( Исх.14:27 )? И не рукою ли Моисеевой одолел Он Амалика (см.: Исх.17:8–14 ), сделал сладкими воды Мерры ( Исх.15:23–25 ), извел воду из скалы в Хориве ( Исх.17:6 ), разверз землю, дабы она поглотила Корея и Дафана (см.: Чис.16:28–33 ), исцелил уязвленных при посредстве медного змия ( Чис.21:8–9 ), источил воду из камня ( Чис.20:2–11 )? И далее Им произведены: через Иисуса Навина разделение вод Иордана (см.: Нав.3:11–17 ) и сокрушение стен Иерихонских ( Нав.6:6–20 ); через Гедеона истребление мадианитян (см.: Суд.7:16–23 );, через Самсона растерзание льва ( Суд.14:5–6 ), поражение филистимлян, взятие Газы и разрушение капища Дагона ( Суд.16:8–31 ); через Самуила гром и дождь во время жатвы (см.: 1Цар.12:16–18 ); через Илию великая засуха (см.: 3Цар.17:1 ), умножение муки и масла у вдовы ( 3Цар.17:14 ), воскрешение отрока в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:17–23 ), попаление жертвы водою ( 3Цар.18:36–38 ), отверзение небес и обильнейший дождь ( 3Цар.18:41–42 ). Через Илию, сверх того, осужден был на смерть царь Охозия (см.: 4Цар.1:16 ) и вновь разделены воды Иорданские ( 4Цар.2:8 ); через Елисея совершилось третье разделение Иордана ( 4Цар.2:14 ), очищение вод в окрестностях Иерихона ( 4Цар.2:19–22 ), воскрешение сына сонамитянки ( 4Цар.4:32–35 ), исцеление Неемана ( 4Цар.5:10–14 ), поражение Гиезия проказой ( 4Цар.5:27 ), воскрешение умершего прикосновением костей пророковых ( 4Цар.13:21 ), а через Исаию исцеление царя Езекии ( 4Цар.20:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

В библейском койне были созданы специальные термины для описания священных реалий, например: κροβτυσα [акровтисиа] – «краеобрезание», «крайняя плоть», γιζω [агиазо] – «освящаю», ντιλπτορ [антилиптор] – «защитник (Бог)», στρατεγα το ουρανο [стратэгиа ту урану] – «небесное воинство», κρπος το κλπου [карпос ту колпу] – «плод чрева» и др. Многие слова вошли в библейский койне из еврейского языка без перевода, например, πσχα [пасха] – [песах]. Кроме того, сама греческая лексика изменяла своё значение, чтобы выражать священные понятия. Многим греческим словам придавалось особое значение, которого они не имели в классической литературе, например: χριστς [христос] – «помазанник», «царь», «мессия», вместо классического значения «помазанный, нарумяненный», μαρτωλς [амартолос] – «грешник», вместо «промахивающийся» (в стрельбе из лука), πστασις [апостасис] – «отступник от веры», вместо «политический отступник», διβολος [диаволос] – «злой дух», вместо «клеветник, «лживый человек» 161 . Библейская письменность. В Священном Писании сказано, что пророк Моисей записал Декалог ( Исх.17:14; 24:12; 34:27 ), слова Господни ( Исх.24:4 ) и закон ( Нав.8:31 ), а также завещал написать заповеди на камнях после перехода через Иордан ( Втор.27 гл.). Кроме того, Моисей записал все постановления ( Втор.30:10 ), уставы ( Исх.34:27 ; ср.: 4Цар.17:37 ), законодательные акты ( Втор.24:1 ; Мк.10:4 ), подробности путешествия израильтян ( Чис.33:2 ) и слова победной песни ( Втор.31:19:22 ). В странствиях во время исхода священники писали заклинания на свитках ( Чис.5:23 ) и имена на жезлах (17:3). На обетованной земле Иисус Навин снова написал Десять заповедей ( Нав.8:32 ) и текст возобновленного завета (24:26). Пророк Самуил написал в книгу устав царства Саула ( 1Цар.10:25 ). Царь Давид писал письма своему военачальнику Иоаву ( 2Цар.11:14 ) и делал письменные указания о подробностях устройства Храма, как и его сын царь Соломон ( 2Пар.35:4 ), который переписывался с царем Тира Хирамом ( 2Пар.2:11 ). Царь сирийский написал письмо царю Израиля по поводу Неемана ( 4Цар.5:5 ). Во все периоды истории Израиля писцы составляли поименные списки колен ( 1Пар.4:41; 24:6 ; см. также: Чис.11:16 ; Ис.10:19 ; Иер.22:30 ; Неем.12:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Израильтяне торжественно отмечали начало каждого месяца (новолуние, или «новомесячие»). Обычно начало нового месяца возвещал звук трубы ( Чис.10:10 ), вместе с этим полагались дополнительное жертвоприношение и праздничная трапеза из мяса и вина ( Чис.28:11–15 ). С особенной торжественностью праздновали начало нового года, в Библии это празднование называется «праздник Труб». Нужно учитывать, что в Израиле было два календаря: религиозный и гражданский. Религиозный год начинался с месяца авив (нисан), в который праздновали Пасху ( Исх.12:2 ). В то же время седьмой месяц по религиозному календарю (тишри), в который праздновали День Очищения и праздник Кущей, был начальным месяцем гражданского года. Именно с месяца тишри начинались субботние и юбилейные годы, отсчитывались годы правления царей и другие события гражданской жизни. В первый день этого месяца вместе с новолунием отмечался и праздник Труб (то есть начало нового года), и в этот день приносились дополнительные жертвы ( Лев.23:23–25 ; Чис.29:1–6 ). 8.3. Субботний год С идеей субботнего покоя тесно связаны постановления о субботнем годе, которым считался каждый седьмой год. В субботний год запрещалось обрабатывать землю, то есть этот год был временем отдыха для земли. Если же что-то пригодное в пищу вырастало в субботний год самостоятельно, то этот данный Богом урожай считался общим достоянием. Эти плоды не следовало собирать, но необходимо было оставить их в поле, на деревьях и в винограднике, чтобы ими могли питаться в равной степени хозяева, слуги, пришельцы и скот ( Лев.25:1–7 ; Исх.23:10–11 ). Еще раз отметим, что акцент делается на покое земли в субботний год, то есть возбраняются только работы, связанные с земледелием, тогда как на другие работы запрет не распространяется. Так как соблюдение субботнего года связано с оседлым образом жизни, то это предписание Закона вступало в силу только после поселения израильтян в Ханаане. Следует заметить, что соблюдение субботнего года требовало от народа сильной веры в Бога. Люди должны были верить обещанию Бога, что урожая, собранного в шестой год, хватит на два года (то есть на оставшуюся часть шестого года, весь субботний год и большую часть восьмого года вплоть до нового урожая – Лев.25:20–22 ). Впоследствии именно недостаток веры стал причиной того, что на протяжении всего периода монархии заповедь о субботнем годе не выполнялась, потому вавилонский плен стал наказанием народа в том числе и за нарушение заповеди о покое субботнего года ( Лев.26:34–35 ; 2Пар.36:21 ). Однако в послепленный период иудеи осознали важность этой заповеди и стали соблюдать субботний год ( 1Мак.6:49 ; также о субботних годах упоминает Иосиф Флавий).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010