А от сынов Каафовых также берут начало два рода: тому, который произошел от Аарона, вверено священство (ср. Чис.3:4 ); остальная же часть назначена служить священникам (ср. Чис.3:6 и далее). И потому служение левитов разделено на четыре части, при этом Аарон и сыны его исполняют обязанности священства (ср. Чис.3:3 ), а остальные из рода Каафа несут на своих плечах «Святое Святых» ( Чис.4:4;7:9 ). Сыны Герсона следят за всем, что относится к скинии собрания: ее двором и кожами и покровами и прочим, не столь прочным и тяжелым (ср. Чис.4:24–28 ). Сыны Мерарины носят «брусья скинии и шесты ее, и столбы ее и подножия ее» (ср. Чис.4:29–33 ). Вот почему среди тех, кто подлежит исчислению, Писание упоминает и силу сынов Мерариных; ведь для того, чтобы носить такую ношу, нужна сила. 2.1. Вернемся, однако, к апостолу Павлу, который видит все это свободным и незамутненным взором своего ума и, сняв покрывало с Ветхого Завета (ср. 2Кор.3:16 ), говорит, что первоначальный народ в подобного рода построениях служит «образу и тени небесного» (ср. Евр.8:5 ). И, слушая это, рассуди, не является ли расположение станов по четырем сторонам света образом и тенью тех четырех обиталищ, которые он перечисляет в послании к евреям (ср. Евр. 12:22 ). И опять же прибавь к этому четверному устроению израильских станов четыре рода левитов. Удовольствуемся тем, что мы указали и быстро взглянули на все эти образы. Мы не столько объяснили и раскрыли их суть, сколько коснулись их, и сделали это, предположив, что слушающие пришли сюда с чистыми помыслами, не обремененными мирскими думами. 2.2. Сказано: «Исчисли сынов Каафовых» ( Чис.4:2 ). Смотри, вновь представлен еще один порядок исчисления. Уже были посчитаны сыны Левия «от месяца и выше» (ср. Чис.3:15 ); теперь же они считаются «от двадцати пяти лет 9 », но не «выше», а «до пятидесяти лет», и эта цифра становится особой и избранной; ибо добавлено к сказанному: «Всех способных к службе, чтобы отправлять работы в скинии собрания» ( Чис.4:3 ). Это – те, кто исчислен лучшим и более важным числом; ибо как было сказано о сынах Израилевых: «Всех годных для войны у Израиля» ( Чис.1:3 ), так и здесь говорится: «Всех способных на службу, чтобы отправлять работы при скинии собрания» ( Чис.4:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Равным образом в Чис.22:36 : к городу Моава, который при границе Моава, который при конце границы сходны с 21:13: «Арнон граница Моава, между Моавом и Амморреями». Выражение в значении пиршества встречается в Чис.22:28; 32:3 , то же в Исх.23:14 , кроме того никогда. Выражение в Чис.32:30 имеет параллельное место только в в Быт.48:15 ; кроме того, нигде не находится. Формула или также в книге Числ составляет характерную особенность. Как в начале тесно сплоченного отдела, так и в конце его находится эта формула, которая вместе с тем образует заключение целой книги в Чис.36:13 . Равным образом она постоянно встречается и среди ее, именно всегда там, где в большом целом начинается или заканчивается отдельный отрывок, ср. Beitr. 3. S. 400. 5. Выражение: «и Валак сын Сепфора видел все, что сделал Израиль Амморреям» в начале отдела ХХП главы точно примыкает к содержанию Чис.21:21–35 , где повествуется о том, что сделали Израильтяне Амморреям. Гл. 25 предполагает рассказ в 22–24. Повествование в ней о разврате Израильтян при посредстве Моавитянок и Мадианитянок остается непонятным без того, что рассказано там о страхе Моавитян и Мядианитян пред Израильтянами и о попытке избавиться от последних. Отношение Моавитян и Мадианитян друг к другу в том случае совершенно не ясно, если не принять в соображение замечание в Чис.22:4 , по которому они распоряжались Мадианитянами и привлекали их к общим мерам против врага. Упоминание Ваал-Фегора в Чис.25:3 поясняется чрез Чис.23:28 , где Пеор упомянуть, как поднимающийся над пустыней, в которой находились Израильтяне 404 . Потому богословская мысль искала другой более вероятный способ происхождения отдела – именно способ устного предания, которое потом было записано самим Моисеем. Но кто же мог рассказать Моисею так подробно всю эту историю? Кроме Валаама, думают одни, никто не мог рассказать. Но как же Валаам, по какому случаю и где мог встретиться с Моисеем? Этот вопрос пытались разъяснить таким образом. Выше было сказано, что Валаам отправился на родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Таким образом свидетельства об исторической действительности изображенного в Чис.22–24 гл. события восходят к самому времени его совершения и составляют в совокупности со всем вышеизложенным достаточное основание для несомненного убеждения, что написание Чис.22–24 произошло не позже Моисеева века. § 3. Откуда почерпнул св. Писатель известие о делах Валаама и чем объясняется сходство некоторых речений этого повестования с реченями, встречающимися в других отедлах Пятокнижия Но за всем тем возникает вопрос, каким образом Моисей узнал о делах Валаама, при которых он не присутствовал? Это могло произойти различными путями. 1) Валаам мог по тем или иным побуждениям – для прославления, напр., себя – или записать все случившееся, или рассказать об этом кому-либо из Израильтян после поражения Мадианитян пред своею казнью (ср. Чис.31:1–8 ). Запись его или рассказ могли ходить среди Моавитян и Мадианитян и, наконец, попасть в руки автору Пятикнижия. 2) Рассказ Валаама мог сделаться известным среди Израильтян чрез ближайших Валааму лиц, например, его рабов или знакомых ему Мадианитян, их жен и детей. Знакомство с этими событиями могло произойти или во время короткого дружеского общения с обоими этими племенами ( Чис.25 ), или после поражения и пленения Мадианитян ( Чис.31 гл.). Первое предположение, будто сказание о призвании Валаама и его благословениях написано самим Валаамом или по его воле, теряет свою вероятность в виду следующих соображений: 1) Употребление имен Божиих совершенно необходимо, если признавать Валаама автором: оно необходимо понуждает признать, что весь отдел этот составлен не только вообще Израильтянином, но именно автором Пятикнижия. Доказательство этого приведено уже в Beitr. (Генгстенберга) 2. S. 404 ff. 2. Как мог Валаам дойти до того, чтобы писать хорошо по-еврейски? 3) Отрывок сходствует с Пятикнижием в характеристических выражениях и оборотах речи. В других местах необычное «глаз земли» вместо поверхность в Чис.22:5,11 находится и в Исх.10:5,15 . Выражение 23:28 удивительно согласуется с Чис.21:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Выражение встречается только в Исх. 10:15 для обозначения пространства, покрываемого саранчей, и опять служит признаком знакомства автора с египетским языком. «В египетских письменных памятниках глаз служит иероглифическим обозначением Египта» 396 . Отсюда вполне понятно, что на языке Евреев знак, выражающий единичное понятие «страна Египет», от частого употребления мог сделаться названием вообще земли – страны, обозреваемой глазом. Вместе с изменением значения символа изменилось конечно и значение его оригинала, и глаз в Евр.Начертании стал обозначать согласно еврейскому воззрению уже просто вид ( Чис.11:7 ) или поверхность, окидываемую взором, или в соединении с лице земли. Для последующих поколений это выражение скоро стало архаизмом и было заменено словом лице. На век Моисея и в частности на недавнее движение всего народа в землю Обетования наводит и выражение поле стражей на вершине Фасги ( Чис.23:14 ). Это общее выражение «поле стражей» могло быть собственным обозначением местности только в устах Евреев Исхода, имеющих по свидетельству Чис.21:20 стоянку на вершине горы Фасги. Для всякого другого поколения это выражение должно казаться общим, и никакой писатель, кроме современника Моисеева, может быть у всех на виду назначавшего некогда сторожевой отряд на это место, не мог употребить для обозначения местности столь общее название. С другой стороны, в отделе встречаются слова чисто ассирийского происхождения, позднее или встречающиеся только в произведениях писателей, знакомых с северной Месопотамией или употребляющиеся в ином значении. К числу этих относятся единорог ( Чис.23:22; 24:8 ), волшебство Чис.23:23; 24:1 , звезда Чис.24:17 . Упоминание об единороге в первый раз встречается в данном месте и затем во Втор.23:17 , Ис.34:7 . Пс.28:6; 21:22 , Иов.39:9 . Это животное, как выше показано, было только известно жителям Месопотамии и северной Сирии. В последнее время существование его именно при верховьях Евфрата и Тигра подтвердилось клинообразными надписями 397 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Такою возвышенностью на пути от Кириаф-Хуцофа по направлению к стоянке Евреев у Иордана представлялся возвышающейся недалеко от истоков реки Арнона (близ г. Дивона) священный холм Ваалов, или высоты Вааловы ( Чис.22:41 ср. Чис.13:9 ) 218 . На эту возвышенность Валак в сопровождении своих князей и старейшин ( Чис.23:6 ) возвел Валаама, чтобы он оттуда увидел для большей губительности имеющего совершаться проклятия хоть часть Израильского народа ( Чис.22:41 ) 219 . Но молитвенное обращение к Божеству по воззрениям того времени было немыслимо без жертв, как осязательных выражений преданности, послушания и благоговения. «Жертвы составляли главную часть древнего богослужения и сопровождали предначинания важных деяний; посредством их хотели приклонить к себе божество и доставить успех предприятию. Когда Эней вопрошал Сивиллу о будущем, он принес в жертву 7 быков и 7 овец (Virgil. Аеп. VI, 37 etc.), и при заклинаниях богов и волхвованиях старались воздействовать на богов посредством жертв, гимнов и молитв» (Plato, de legg. 10 р. 909. Appoll. Rhod. 3, 1031 ff. Ovid. Metamorphos. 7,240 и след. стихи). Тоже самое следует сказать и о халдейских жрецах, которые в занятиях мантики, гадания и предсказания старались посредством очищений, жертв и заклинаний отвратить зло и привлечь добро (Diod. Sycul. 2:29); они могли adjuratas sacris precibus potentias alligare привязать священными мольбами заклятые силы, так что последние исполняли желание других (Augustin, civit. Dei. 10, 9. ff.), но при этом они не позволяли себе никаких угроз по отношенью к богам, как это делали Египтяне (Iambl de Myst. 6:7) 221 . Тем менее мог обойтись без жертвоприношений верующий в Бога живого Валаам. Но при этом вследствие ли того, что число семь в халдейской магии, как известно, имеет преимущественно мистическое и магическое значение 222 , или потому, что для полной совершеннейшей умилостивительной жертвы требовались семь жертвенников и семь тельцов и столько же овнов (ср. Быт.21:28 ; Иов.42:8 ; 1Пар.15:26 ; 2Пар.29:21 ), Валаам предложил моавитскому царю построить из камней семь жертвенников и приготовить семь тельцов и семь овнов ( Чис.23:1 ) 223 Такая жертва по-тогдашнему верованию была приятной Божеству и могла снять с Валаама и Моавитян грех и вместе с грехом должна была удалить (мнимо) тяготеющее на них проклятие в виде неприятного соседства Израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Для служения во святилище священники имели соответственную их должности одежду, предписанную им законом, 269 состоявшую из четырех частей, именно: а) хитона с рукавами (kethoneth) из белого виссона цельного, сотканного кубообразно 270 ( Исх.39:27 ); b) шапки (migba’ah) из виссона, вероятно, наподобие вывороченной цветочной чашечки, 271 с) панталон, т. е. короткого нижнего платья, простиравшегося только от бедер до чресл miknasim, ( Исх.28:42 ) из крученого белого виссона ( Исх.39:28 ) и d) разноцветного пояса (abnet) из тех четырех тканей из которых состояла завеса святого, узорчатой работы ( Исх.28:40–42, 39:27–29 ). Обуви не полагалось, так как они должны были входить босыми во святилище. – Вне служения священники носили обыкновенное платье. Служение священников означенное в Чис.18:3 как приближение к сосудам внутреннего святилища и к жертвеннику, касалось: а) во святом – воскурение фимиама на золотом алтаре каждое утро и каждый вечер, чистки и смотрения за лампами, также зажигания их каждый вечер, возложения хлебов предложения в субботу; b) во дворе – постоянного огня на жертвеннике всесожжения ( Лев.6:9 ), чистки жертвенника от золы, приношения утренней и вечерней жертвы и произнесения формулы благословения к народу, по совершении дневной жертвы ( Лев.9:22 ; Чис.6:23–27 ), потрясания жертвенных кусков, кропления кровью, возложения и воспламенения всех жертвенных частей на жертвеннике. Кроме того, на них лежало трубить в серебряные трубы и в юбилейные рожки в определенные праздничные времена, разыскивать нечистых, особенно прокаженных, и очищать их ( Лев.13 и 14), освобождать назореев от их обета ( Чис.6:13 sq.), испытывать жен, заподозренных в нарушении супружеской верности ( Чис.5:15 ) и оценивать, что должно было выкупаться у святилища. Наконец, они должны были обучать народ закону и производить судебную расправу, как высшая инстанция ( Втор.17:8 сл., 19:17, 21:5), также говорить речи войскам на войне пред началом битвы ( Втор.20:2 сл.). К этому служению священники посвящались торжественно (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

бытописатель Моисей почему-то не нашел уместным его обозначить. И в описании эпизода его приглашения Моавитянами, именно в Чис.22:5–24:25 и затем в других местах, напр. Чис.31:8,16 и Втор.23:4–5 Моисей просто называете его Валаамом или с прибавлением сын Веора. Это могло произойти или от того, что Валаам пользовался слишком большой известностью и своим именем прямо напоминал всякому о своей профессии, или от того, что его общественное положение и профессия не подходили вполне ни под одно из принятых у современных Моисею Евреев названий подобного рода деятельности, или, наконец, это могло обусловливаться тем, что писатель вовсе не находил нужным сообщить потомству, к какому классу людей принадлежал Валаам: из немногих его деяний потомство имеете достаточно данных составить определенное понятие о его личности и профессии. Как бы то ни было, однако только спустя несколько десятков лет после смерти Валаама и Моисея в книге Иисуса Навина ( Нав.13:22 ) Валаам мимоходом называется . По воззрение LXX значит μντις, волхв, знахарь. По общепризнанному мнению под словом μντις (от μαινομαι) в греко-римском мире разумелся человек восторженный, свыше вдохновенный, предвидящий будущее, обладающий даром предсказания, прорицатель. Такое толкование в приложении к Валааму LXX могли допустить по двум основаниям. Во-первых, на основании 1Цар.28:8–9 ; Иез.21:21 ; Ис.3:2; 44:25 с производными от него означает гаданье вообще, в частности гадание по своим внутренним состояниям, предсказание по голосу своего сердца, по субъективному воображению посредством врожденной способности, помимо вопрошения истинного Бога ( Иез.13:1–16,23 ; Мих.3:7:11 ) 116 . У пророка Михея ( Мих.3:6 ) производное от стоит в параллелизме с видением (хазон), а в параллелизме с словом прозорливцы. Во-вторых, в повествовании Чис.22–24 Валаам именно проявил эту сторону своего духа, т. е. дар вдохновенного прозрения, видения и предсказания. В частности, в Чис.24:3–4,15–16 состояние Валаама в момент вдохновенного предсказания изображается такими чертами, который напоминают неистовое возбуждение тех прорицателей, которые у греков были известны под именем μντεις.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

е. никакой мирянин ( Исх.29:33 ); потому что жертвенный пир входил в посвящение во священники: чрез него Аарон и его сыновья, как приносящие жертву, принимаются в особенный священнический союз с Иеговою, в благах и благословениях которого ближайшим образом никто другой кроме очищенных священников, не мог иметь части. 423 – Наконец, повторение этого жертвенного торжества в течение семи дней основывается на том, что седмеричное число служит сигнатурою завета Бога со своим народом. Отдел второй – Религиозные очищения Глава первая – Так называемые левитские очищения § 56. Предписания закона о нечистотах и очищениях В целях по возможности глубже пробудить в народе сознание греха и его последствий, закон Моисеев считает некоторые телесныя состояния и отношения нечистыми для граждан царства Божия, и дает предписания к устранению и уничтожению этих нечистот. 424 Эти нечистоты разделяются на три класса: 1) Нечистота смерти как человека так и чистых и нечистых животных ( Чис.19:14–22 ). А) Труп человека, умершего естественною смертью, или убитого ( Чис.19:16,18; 31:19 ) делает нечистым на семь дней палатку (или дом), в которой умер человек, сосуды, не бывшие покрытыми или завязанными, также людей, живших в шатре, или вошедших в него случайно. Подобным образом оскверняло прикосновение к убитому на открытом поле, даже к костям умершего и к могиле. Для уничтожения этой нечистоты, вещи и лица должны были в третий и седьмой день после осквернения очищаться особо приготовленною водою кропления; лица, кроме того, должны были вымывать водою свои одежды и тело ( Чис.19:19 ). – Эта нечистота смерти, перешедшая на одного человека, распространялась далее: все чего касался подобный не чистый и кто его касался, становилось нечистым до вечера ( Чис.19:22 ). Б) Издохшее чистое и нечистое животное оскверняет до вечера всякого, кто касается его, выносит или ест, и чтобы опять быть чистым от осквернения, должно было измыть свое тело и вымыть водою свои одежды ( Лев.11:24–28,31,36,39,40; 17:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Соответственно главным источникам осквернения, установленные законодателем очистительные обряды были приурочены: а) к случаям осквернения от тел умерших; б) к случаям поражения проказой; в) к акту деторождения; г) к актам полового возбуждения и истечений из половых органов; д) к случаю нарушения или подозрения в нарушении женщиной супружеской верности и е) к случаям осквернения вследствие невинно пролитой человеческой крови. § 141. Очищение от осквернения мертвым телом Тело умершего естественной смертью или убитого человека делало тот дом или хижину, в которых оно находилось, находившиеся здесь и остававшиеся непокрытыми сосуды, а также и находившихся здесь близ покойника людей нечистыми в течение семи дней (ср. Оголот I, 1) 533 . В течение этого времени жившие в этом доме израильтяне или даже принимавшие участие в поминальной тризне (ср. Ос. 9:4 ) объявлялись нечистыми и не имели права участвовать в священных обрядах ( Чис. 19:14–15 ) 534 . Равным образом объявлялся нечистым в течение семи дней всякий, кто касался тела убитого или умершего человека, кости мертвеца или даже могилы (ibid. 16), как объявлялись нечистыми и находившиеся в доме, где был мертвец, сосуды. Для очищения от осквернения, происшедшего вследствие соприкосновения с умершим человеком, требовалось совершить окропление объявленных нечистыми, людей или предметов живой водою, смешанной с пеплом рыжей телицы – в 3-ий и 7-ой день после осквернения ( Чис. 19:11–12 ). Такое окропление совершалось каким- либо чистым лицом посредством иссопа. По совершении окропления в седьмой день, человек, над которым совершалось окропление, после того вымывал свои одежды и свое тело водой и объявлялся чистым ( Чис. 19:17–19 ). Лицо, совершавшее окропление очищения, должно было само совершить омовение своих одежд. Лица, соприкасавшиеся с водой очищения, как и с самим очищаемым, объявлялись нечистыми до вечера ( Чис. 19:20–22 ). Соприкосновение с телами умерших животных оскверняло человека в меньшей степени, чем соприкосновение с телом умершего человека. Имевший такое осквернение человек объявлялся нечистым только до вечера, после чего он должен был совершить омовение своего тела, а также вымыть свои одежды, и потом объявлялся чистым ( Лев. 9:24–28, 31, 36, 39, 40; 17:15 ). § 142. Очистительный пепел рыжей телицы

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010